Глава 43 1–7. Непослушание иудеев воле Божией. 8–13. Речь Иеремии к иудеям в Египте. Иер.43:1–7 . Оправдывая свое явное непослушание воле Божией, начальники иудеев говорят Иеремии, что он ошибся, что Бог вовсе не говорил ему то, что он сказал иудеям. Поэтому, они ушли в Египет, захвативши с собою Иеремию и Варуха. Иер.43:1 .  Когда Иеремия перед­ал всему народу все слова Го­с­по­да Бога их, все те слова, с которыми Го­с­по­дь, Бог их, по­слал его к ним, Иер.43:2 .  тогда сказал Азария, сын Осаии, и Иоанан, сын Карея, и все дерзкие люди сказали Иеремии: неправду ты говоришь, не по­сылал тебя Го­с­по­дь Бог наш ска­за­ть: «не ходите в Египет, чтобы жить там»; «Все дерзкие люди». Народ, по-видимому, был на стороне Иеремии, но молчал, и только кучка «дерзких людей», почему-то пользовавшаяся особым влиянием, не хотела признать в пророке, на этот раз, истинного провозвестника божественных решений. Иер.43:3 .  а Варух, сын Нирии, воз­буждает тебя про­тив нас, чтобы пред­ать нас в руки Халдеев, чтобы они умертвили нас или отвели нас плен­ными в Вавилон. Почему именно Варуху, ученику Иеремии, «дерзкие люди» приписывали тут особое участие – неизвестно. Можно предположить, что в виду того уважения, каким пользовался среди евреев тогда Иеремия, начальники еврейские не хотели обвинять самого пророка, а нашли «козла отпущения» в лице Варуха, верного ученика и сотоварища Иеремии. Иер.43:6 .  мужей и жен, и детей, и дочерей царя, и всех тех, которых Навузардан, начальник телохранителей, оставил с Годолиею, сыном Ахикама, сына Сафанова, и Иеремию про­рока, и Варуха, сына Нирии; Иеремии и Варуху отдано было, очевидно, строгое приказание – следовать за Иоананом. Иер.43:7 .  и по­шли в землю Египетскую, ибо не по­слушали гласа Го­с­по­дня, и дошли до Тафниса. Тафнис – см. Иер 2.16 . Иер.43:8–13 . Чтобы показать, как безрассудно поступили евреи, переселившись в Египет, Иеремия, по повелению Божию, должен совершить символическое действие: закопать несколько камней в мягкой глине у дворца фараона. Этим Иеремия должен был наглядно представить вторжение могучих халдеев в ослабевшее Египетское царство и полное поражение фараона Навуходоносором.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 1–12. Горшечник и глина. 13–17. Неверность иудеев Иегове. 18–23. Их замыслы против пророка. Иер.18:1–12 . Иегова, как Верховный Владыка, совершенно вправе и давать обетования и отменять их, подобно тому как горшечник может распоряжаться глиною, находящеюся у него в руках, как ему угодно. Изменяется состояние того или другого народа – изменяется и отношение к этому народу со стороны Иеговы. Но это увещание, переданное пророком народу, встретило со стороны народа полное противодействие. Иер.18:1 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да: Иер.18:2 .  встань и сойди в дом горшечника, и там Я воз­вещу тебе слова Мои. «Сойди». Горшечники жили внизу, под городом, где они могли добывать себе глину – может быть, около долины Гинном. Иер.18:3 .  И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. Кружало – гончарный станок, состоящий из двух кругов и приводившийся в движение ногою (у древних египтян – левою рукою). Горшечник правою рукою округлял внешнюю сторону сосуда, а левою постепенно расширял внутренность его. Иер.18:6 .  не могу ли Я по­ступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Го­с­по­дь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Образ Бога как горшечника нередко встречается и у других св. писателей ( Иов. 10:9, 33:6 ; Ис 29:16, 45:9 ; Прем. 15:7 ; Сир 36.13 ; Рим 9.21 ). Иер.18:13–17 . Неверность Израиля Иегове, – своему Благодетелю, – дело в высшей степени неестественное и очень печальное для Израиля по своим последствиям, так как Господь отвратит от него лицо Свое и оставит иудеев на произвол их врагов. Иер.18:14 .  Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? и иссякают ли из других мест текущие холодные воды? Снег на самых высоких скалах Ливана никогда, даже и в знойное лето, не тает. – «Из других мест текущие... воды». Это воды, текущие из окрестностей Ливана, из Сирии, – следовательно, чужие для Палестины. Ливан питает их своим снегом и они постоянно текут с его вершин. Пророк, очевидно, противопоставляет эти чужие, иностранные воды водам ханаанским, т. е. народу израильскому, который похож на поток ханаанский, летом засыхающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 50 1–16. Пророчество о Вавилоне. Иер.50:1–46 . Вавилон и его боги падут (1–8), а Израиль и Иуда получат в это время свободу (4–5). – Это две главные мысли пророчества L и LI-й главы. Развивая их, пророк говорит, что раньше народ избранный много терпел от врагов за свое отступление от Иеговы, но теперь он уйдет из Халдеи, которая в свою очередь подвергнется окончательному опустошенно за свою радость, которую она проявляла разрушая Иудейское государство. Израиль снова поселится на своей земле и будет жить, чистый от грехов, в общении с Иеговою, тогда как Вавилону угрожает страшное нашествие враждебных полчищ и меч истребит всех халдеев (6–46). Иер.50:1 .  Слово, которое изрек Го­с­по­дь о Вавилоне и о земле Халдеев чрез Иеремию про­рока: «Через Иеремию пророка». Такое надписание объясняется тем, что пророчество это произнесено было не лично Иеремиею, а послано в Вавилон с Сераиею ( Иер 51.59 ). Иер.50:2 .  воз­вестите и раз­гласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите: «Вавилон взят, Вил по­срамлен, Меродах сокрушен, истуканы его по­срамлены, идолы его сокрушены». Знамя ­­ сигнал для оповещения о важных новостях. – «Вил» – высший бог вавилонян (ср. Ис 46.1 ). – «Меродах» – по ассир. Marduk – то же, что Вил. Иер.50:3 .  Ибо от севера поднял­ся про­тив него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинут­ся и уйдут. «От севера… народ» – см. также Иер 51.27 . Иер.50:4 .  В те дни и в то время, говорит Го­с­по­дь, при­дут сыновья Израилевы, они и сыновья Иудины вместе, будут ходить и плакать, и взыщут Го­с­по­да Бога своего. Ср. Иер 3:18, 21, 31:8 . Слезы свидетельствуют об истинном раскаянии Израиля. Иер.50:6 .  Народ Мой был как по­гибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разо­гнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе свое. Ср. Иер 10:21 , 23и сл. Горы, в которых заблудились евреи, как овцы, – это чуждые великие царства, у которых евреи искали помощи. Иер.50:7 .  Все, которые находили их, по­жирали их, и при­теснители их говорили: «мы не виноваты, по­тому что они согрешили пред Го­с­по­дом, пред жилищем правды и пред Го­с­по­дом, надеждою отцов их».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7. Но вы не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло себе. 8. Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих, 9. Се азъ послю и возм вс племена сверска (реч Гдь), и Навходоносора цр Вавлнска раба моего: и привед ихъ на землю и на битатели е, и на вс зыки, же окрестъ е, и ихъ, и поставлю ихъ во ужасъ, и в и в вчное. 9. Вот Я пошлю, и возьму все племена северныя, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ея, и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их, и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. 8, 9. О «племенах северских» см. толков. на Иер. 1:15, 4:6 . Навуходоносор называется рабом Господним здесь, как и в Иер. 43:10 , в таком же смысле, в каком это название пророком Исаиею ( Ис. 43:10, 44:26 ) усвояется Киру персидскому, т. е. в том, что он исполнял намерения Божия, хотя Самаго Господа и не знал (ср. Ис. 45:4 ). Поставлю ихъ во ужасъ и в ср. Иер. 18:16, 19:8 . И в вчное ср. Иер. 23:40 . И Навходоносора цр Вавлнска раба моего. Русский, следующий масор. тексту, перевод: к Навуходоносору царю Вавилонскому согласуется с предыдущими словами только в таком случае, если вместо «и возьму» сказано: и пошлю. Но последнее значение не может принадлежать соответствующему евр. глаголу. Перевод слав.-греч., равно как и сирский пешито, халдейский и вульгата основаны на чтении (признак винит. пад.) вм. масор. (и к, – и в масор. тексте неудобообъяснимо). – И в – перевод основанный на чтении (срав. Иер. 23:40, 29:18 ) вм. масор. . Иер. 25:10 10. И погблю нихъ гласъ радости, и гласъ гласъ  жениха и гласъ невсты, мра, и свтъ свтилника. 10. И прекращу у них голос радости и голос веселия голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. 10 . Ср. Иер. 7:34, 16:9 , где речь о прекращении голосов радости и веселия, жениха и невесты. Здесь прибавляется еще предсказание прекращения (по русскому переводу) звука жерновов и света светильника. «Жерновами» называется ручная мельница, которая, естественно, работает, пока человек жив и нуждается в хлебе. Звук жерновов есть, таким образом, признак присутствия живых существ в известном месте. «Свет светильника» в доме – другой такой же признак. Прекращение звука жерновов и света светильника – признак погибели жителей, запустения страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Образ пастыря был хорошо известен иудеям по ветхозаветным писаниям. Особенно часто встречается он у пророков. Пастырем называется Сам Бог ( Ис.40:11 ; Еккл.12:11 ), так как Он обличает, вразумляет, поучает и обращает, как пастырь стадо свое ( Npeм. I . С. С. 18, 13). Пастырями называются и те, которым вверил Он попечение о Своем народе, т. е. прежде всего священники иудейские. Эти пастыри оказались не на высоте своего призвания. Они отпали от Бога ( Иер.2:8 ), сделались бессмысленны и не искали Господа ( Иер.10:21 ), губили и разгоняли овец паствы Божией ( Иер.23:1 ), совратили их с пути ( Иер.50:6 ). За это на них воспылал гнев Божий ( Зах.1:3 ); они будут унесены ветром ( Иер.22:22 ). Сам Бог будет пасти Свое стадо ( Зах.11:7–9 ), Он будет брать агнцев на руки Свои и носить на груди Своей ( Ис.40:11 ); Он поставит пастырей по сердцу Своему, которые будут пасти народ с рвением и благоразумием ( Иер.3:15 . ср. Иер.23:4 ). Особенно ярко и полно представлен образ пастыря в пророчестве Иезекииля, обращенном к пастырям Израилевым. „Так говорит Господь Бог: Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненой не перевязывали, и угнанной не возвращали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и рассеявшись сделались пищею всякому зверю полевому... Посему пастыри выслушайте слово Господне... вот Я сам отыщу овец Моих и осмотрю их... Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненую перевяжу и больную укреплю, а разжиревшую и блудную истреблю; буду пасти их по правде“ ( Иез.34:1–16 ). В этих образах ясно выражаются обязанности пастыря. Он должен слабых укреплять, больных врачевать, израненых перевязывать, угнанных возвратить, потерянных найти, неустанно осматривать и поверять их, не править ими с насилием и жестокостью. Для этой цели он должен обличать, вразумлять, поучать, обращать (ср. Сир.18:13 ). Из Ветхаго Завета идея пастырства была перенесена в Новый Завет и получила здесь особенно глубокое содержание. Она обнимает собою здесь как все дело спасения человечества Господом Иисусом Христом, Который есть Пастырь Добрый, полагающий душу Свою за овец ( Ин.10:11, 14 ),так и служение Его апостолов, которым Он заповедал пасти агнцев Своих ( Ин.21:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

При таком противлении большинства любовь небесная искала хотя малого остатка верных, чтобы в них можно было успокоиться ей и помиловать непокорных, – и не находила ни в простом народе, ни в высшем обществе. «Пройдите по улицам Иерусалима и посмотрите и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли … ищущего истины? Тогда бы я простил его» ( Иер.5:1 ). Искание напрасно! «Я сказал сам себе, – продолжает Пророк. – Это чернь; они поступают глупо от того, что не знают путей Иеговы, закона Бога своего. Пойду к знатным и поговорю с ними; верно, они знают путь Иеговы … Но и сии все сокрушили ярем и разорвали узы» ( Иер.5:4–5 ). «Я приклонил ухо и вслушивался, но они не о том говорят; никто не раскаивается в пороках своих и не говорит: что я делаю? – все пустились бежать в сторону, как вырвавшийся из строя конь на сражении» ( Иер.8:6 ). Судьба виновных кажется уже решенной. Но не все ещё меры свои испытала Небесная милость против человеческого противления, и, следовательно, это последнее не оказалось еще решительным. Божия благодать, предуказываемая в Ветхом Завете, нашла же, – в ком ходатайствовать за преступных пред правосудием Божиим: это – в самом органе своем, в самом Иеремии, который явился чрез это светлым образом Христа – одного ходатая за грешных людей. Приникнем и к этой последней совершенно-небесной и Божественной борьбе правосудия и благодати: эта борьба составила для Иеремии тяжкий крест, живо и поразительно указующий на великий крест Христов. Вот зрелище, на котором ходатай и служитель милости спасающей прямо предстоит пред правосудием Божиим, видящим и осуждающим нечестивых. «Если пороки наши обвиняют нас пред Тобою, Иегова», – так молится и Иеремия, когда к внешним опасностям присовокуплялось еще наказание самой природы – крайняя засуха, – «Если пороки … обвиняют нас …, то сотвори ради имени Твоего … Надежда Израиля! Спаситель его во время скорби! Для чего ты как чужий на земли сей, как прохожий, который зашел переночевать?» ( Иер.14:7–8 ). Ответ на ходатайство Пророка был таков: «За то, что они так любили блуждать … Иегова не стал благоволить к ним, и ныне припонимает пороки их, и наказывает их» ( Иер.14:10 ). Пророк дерзает снова заступиться за народ свой, ослабляя вину его: «Вот пророки говорят им: не увидите меча … Пророки, – сказано ему в ответ, – пророчествуют ложное … От меча и голода погибнут сии пророки. И народ, которому они пророчествуют, раскидан будет по улицам Иерусалима» ( Иер.14:13–16 а). Иеремия не отступает. Он умоляет самим заветом благодати и славою Божиею умилостивиться: «Разве ты возненавидел Иудею? Разве душа твоя возгнушалась Сионом? … Не презри нас ради имени Твоего; не унизи престола славы Твоей, вспомни, не нарушь завета Твоего с нами … Не ты ли еси Господи Боже наш! И пождем тебе, Господи» ( Иер.14:19,21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

5. Но войско Халдейское погналось за ними; и настигли Седекию на равнинах Иерихонских; и взяли его, и отвели к Навуходоносору, царю Вавилонскому, в Ривлу, в землю Эмаф, где он произнес суд над ним. 6. И изб црь сны в Ревла пред очима ег, и вс велможы поб црь 6. И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии в Ривле перед его глазами, и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский. 7. И очы изтъ, и кова его пты, и вед его в Вавлнъ. 7. А Седекии выколол глаза, и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Вавилон. Схваченный халдеями, окружавшими город сплошным кольцем, Седекия отправлен был к Навуходоносору, находившемуся в то время в Ривле ( Ревлаъ=вульг. Reblatha, также как в 4Цар. 25:6, 20 по греко-слав. переводу; ср. слав.-греч. перевод Иер. 52:9, 10 ), сирийском городе на берегу реки Оронта. Немного севернее Ривлы, на той же реке, лежащий город Гёмс служит ныне соединительным узлом дорог, ведущих к востоку на Ефрат, к западу в Финикию и к югу в Дамаск и далее. Если значение Гёмса, в первый раз под именем Емеса упоминаемого Птоломеем (во II в. по Р. Хр.), во время Иеремии принадлежало Ривле: то Навуходоносор, также как раньше Фараон Нехао, избрал для своей квартиры Ривлу, чтобы отсюда иметь наилучшее наблюдение и за Сирией, недавно только перешедшей в его власть, и за Финикией, на которую он несомненно имел также виды. Под Иерусалимом царь вавилонский не находился лично (ср. Иер. 32:2, 37:5, 8 ). И глагола к нем с сдомъ, см. Иер. 1:16 . Жестокое наказание, постигшее Седекию, было в обычаях восточных деспотов. Навуходоносор наказывал в лице Седекии своего возмутившегося вассала: Седекия посажен был на иерусалимский престол вавилонским царем ( 4Цар. 24:17 ; Иер. 37:1 ). Но мера наказания Седекии была меньше сравнительно с казнию, постигшею его сыновей и вельмож. Последние, как видно из главы Иер. 38 , были главными виновниками возмущения Иудеи против Вавилона, между тем как сам Седекия изъявлял преданность Навуходоносору (ср. толков. Иер. 29:1–3 ). В лице же детей Седекии царь вавилонский казнил принцев крови, с жизнию которых народ мог соединять надежды на возстановление своей государственной независимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Глава 41 1–10. Умерщвление Годолии и новые убийства. 11–13. Бегство Измаила и намерение иудеев удалиться в Египет. Иер.41:1–10 . Измаил коварно умертвил Годолию, а с ним и некоторых иудейских и халдейских, бывших при Годолии, воинов, а потом умертвил семьдесят человек богомольцев из Самарии. Вместе с тем он захватил в свои руки всех, кто оставался в Массифе. Иер.41:1 .  И было в седьмой месяц, Исмаил, сын Нафании, сына Елисама из племе­ни царского, и вельможи царя и десять человек с ним при­шли к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу, и там они ели вместе хлеб в Массифе. «В седьмой месяц» – следовательно, только 8 месяцев спустя после занятия города, два месяца после его разорения и назначения Годолии наместником. Елисам – вероятно, сын Давида ( 2Цар 5.16 ; 1Пар. 3:6, 14:7 ). Измаил называется его сыном в общем смысле «потомка». Иер.41:5 .  пришли из Сихема, Силома и Самарии восемьдесят человек с обритыми бородами и в разо­дран­ных одеждах, и изранив себя, с дарами и ливаном в руках для при­несе­ния их в дом Го­с­по­день. В седьмой месяц справлялся, по закону, праздник Кущей, но евреи из Самарии шли на этот праздник к разрушенному храму не в праздничных одеждах, а в полном трауре (Ср. Иер 16.6 и Иер 36.24 ). – Дары – это хлебные приношения, ливан – благовонные курения, которые возможно бывает сжигать у священного места, тогда как для кровавых жертв уже не было алтаря. Иер.41:6 .  Исмаил, сын Нафании, вышел из Массифы навстречу им, идя и плача, и, встретив­шись с ними, сказал им: идите к Годолии, сыну Ахикама. Измаил своим плачем обманывал богомольцев, как бы выражая сочувствие их покаянному настроению, чтобы приобрести их доверие (у LXX плачущими являются сами богомольцы). Он приглашал их к Годолии, очевидно, обещая им здесь хорошую встречу. Иер.41:7 .  И как только они вошли в средину города, Исмаил, сын Нафании, убил их и бросил в ров, он и быв­шие с ним люди. «Ров» – это был искусственный водоем. Иер.41:8 .  Но нашлись между ними десять человек, которые сказали Исмаилу: не умерщвляй нас, ибо у нас есть в по­ле скрытые кладовые с пше­ницею и ячменем, и маслом и медом. И он удержал­ся и не умертвил их с другими братьями их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В подтверждение же того, что под Моавом в настоящем месте разумеется гордость философов, о которых говорится: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу ( 1Кор. 1:19 ), нужно привести несколько примеров из пророков. Амос говорит: сия глаголет Господь: за три нечестия Моавля, и за четыре не отвращуся его, понеже сожгоша кости царя идумейска в пепел ( Ам. 2:1 ). Ибо, поистине, все то, что находится в мире превратных учений, все, что относится к земному знанию, и считается сильным, все это разрушается диалектическим искусством и разлагается как бы чрез огонь в прах и пепел, чтобы обнаружилась ничтожность того, что признавалось наиболее сильным. Но Исаия обличает гордость Моава, говоря: слышахом укоризну Моавлю, укоритель бысть зело, гордыню (его) отъях ( Ис. 16:6 ). Также Иеремия, изрекая пророчество против всех народов, говорит собственно к Моаву: понеже имел еси надежду во оградах твоих ( Иер. 48:7 ). И спустя немного: бе уповая на славу свою ( Иер. 48:11 ). И снова: како глаголете: сильни есми ( Иер. 48:14 )? И затем: близ день Моавль, еже приити, и зло его скоро зело ( Иер. 48:16 ). И яснее: рцыте: како сокрушися жезл крепости, палица славна ( Иер. 48:17 )? И опять: сокрушися рог Моавль ( Иер. 48:25 ). Высказывается же здесь под образом Моава то, что будет сокрушено безумное высокомерие, превозносящееся до неба. Ueз.XXV:12–14 . Так говорит Господь Бог: за то, что Идумея совершила мщение, чтобы отмстить за себя сынам Иудиным, и согрешила, действуя преступно (delinquens), и стремилась к мщению над ними: за то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Идумею и истреблю у нее людей и скот, и сделаю ее пустынею от юга, и тех, коих нет (Вульгата: кои находятся) в Дедане, падут от меча. И совершу мщение Мое над Идумеею рукою народа Моего, Израиля, и буду действовать в Едоме по гневу Моему и ярости Моей, и узнают негодование Мое, говорит Господь Бог. LXX: Так говорит Адонаи Господь: за то, что сделала Идумея, отмщая мщением дому Иудину, и помнили о зле и мстили мщением: за то, так говорит Адонаи Господь: простру руку Мою на Идумею, и истреблю у нее людей и скот, и обращу ее в пустыню, и убегающие из Фемана падут от меча.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Потаенные места» – тайники, куда прятались наиболее ценные вещи. – Братьями и соседями едомитян были амаликитяне, хорреи, симеониты и др. племена. Иер.49:11 .  Оставь сирот тво­их, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеют­ся на Меня. Так как Едом не может уже сам заботиться о своих вдовах и сиротах, то должен вручить их милосердию Иеговы, Который и обещает им защиту. Иер.49:12 .  Ибо так говорит Го­с­по­дь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непремен­но будут пить ее, и ты ли останешься не­на­ка­за­н­ным? Нет, не останешься не­на­ка­за­н­ным, но непремен­но будешь пить чашу. «Которым не суждено было» – это, конечно, евреи, которые должны были наследовать блага земли обетованной ( Исх 3.7–8 ). Иер.49:13 .  Ибо Мною клянусь, говорит Го­с­по­дь, что ужасом, по­смея­ни­ем, пустынею и про­клятием будет Восор, и все города его сделают­ся вечными пустынями. «Восор» – Боцра, гл. город Идумеи (ср. Ис 34.6 ). Иер.49:16 .  Грозное по­ложе­ние твое и надмен­ность сердца твоего обольстили тебя, живущего в рас­селинах скал и занима­ю­щего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Го­с­по­дь. Жилища свои идумеи высекали в скалах, делали там искусственные, недоступные для пришельцев из других мест, пещеры. Иер.49:19 .  Вот, восходит он, как лев, от воз­выше­ния Иордана на укреплен­ные жилища; но Я заставлю их по­спешно уйти из Идумеи, и кто избран, того по­ставлю над нею. Ибо кто подобен Мне? и кто по­требует ответа от Меня? и какой пастырь про­тивостанет Мне? «Он», – конечно, вавилонский царь. – «Как лев от возвышения Иордана». – точнее: как лев из высоких зарослей Иордана (ср. Иер 12.5 ). – «На укрепленные жилища», – т. е. на города идумейские. – «Но Я заставлю», точнее: в самом деле, Я заставлю их (едомлян) поспешно уйти… и т. д. – «Пастырь» – царь, предводитель. Иер.49:20 .  Итак выслушайте определе­ние Го­с­по­да, какое Он по­ставил об Едоме, и намере­ния Его, какие Он имеет о жителях Фемана: истин­но, самые малые из стад по­влекут их и опустошат жилища их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010