Понятие о пророках вообще и о пророчествах Пророк на еврейском языке называется нави. Это слово, во-первых, в общем смысле означает лицо изрекающее, передающее мысль другого. В таком смысле оно употреблено в словах Бога к Моисею: ce дах тя Бога Фараону, и Аарон брат твой будет пророк ( Исх.7:1 ). Во-вторых, в частном смысле оно означает лицо говорящее по вдохновению, как говорит апостол Петр: ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от святого духа просвещаемы глаголаша святии Божии человецы ( 2Пет.1:21 ). В-третьих, в особенности этим словом означается человек, предсказывающий будущее: пророци бывшии прежде мене, и прежде вас от века, прорекоша на многи земли, и на царства велика о рати и о погублении и о гладе; пророк прорекий мир, пришедшу слову познают пророка, его же посла им Господь в вере ( Иер.28:8,9 ). Поскольку же пророки о предметах и вещах сокровенных, открываемых им Духом святым, имели столь ясное понятие, что они как бы находились пред их глазами; то поэтому в св. Писании пророки называются еще видящими, провидящими (по-еврейски роег и хозег): прочая же словеса, царя Давида первая и последняя написана суть в словесах Самуила видящего и в словесах Самуила и в словесах Нафана пророка и в словесах Гада провидящего ( 1Пар.29:29 ). В Новом Завете еврейскому слову нави соответствует προφτης, означающее во-первых, предсказателя будущих событий: в тыя же дни снидоша от Иерусалима пророцы во Антиохию. Восстав же един от них именем Агав, назнаменаше Духом глад велик хотящь быти по всей вселенней: иже и бысть при Клавдии кесаре ( Деян.11:27,28 ); во-вторых, истолкователя священного Писания: аще кто мнится в вас быти пророк и духовен, да разумеет яже пищу вам, зане Господни суть заповеди ( 1Кор.14:37 ). В общеупотребительном смысле пророками называются избранные и вдохновенные Богом провозвестники и истолкователи божественной воли и чрезвычайные учители ветхозаветной церкви. По словам блаж. Августина, «пророк есть изрекатель слов Божиих человекам, которые слушать непосредственно самого Бога не могут или недостойны».

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie О судьях, царях и пророках В продолжение сорока лет странствовал в пустыне народ Израиля, устремляясь в землю, обещанную Богом Аврааму, в землю своих праотцев. За это время умерли все, кто вышел из Египта. Даже Моисей не удостоился войти в Землю обетованную: он лишь увидел ее с вершины горы Нево, ныне именующейся эн-Неба и возвышающейся на территории современной Иордании. Господь не попустил никому из тех, в чьих жилах текла кровь египетского рабства, обрести свободу в Земле обетованной. Рабство было в буквальном смысле слова изжито за время сорокалетнего странствования. Чудом Божиим, благословением Господним и собственной верой достиг Израиль “земли, текущей молоком и медом” (Иер. 11. 5), и завоевал ее себе, ибо была она уже населена другими племенами. Сыны Авраамовы, расселившиеся по лицу той земли, не имели, как и при выходе из Египта, иного вождя и царя, кроме Бога. Именно поэтому народ израильский долгое время не поставлял над собою земных владык, считая своим царем Самого Бога. Религиозная система правления государством в отсутствие видимого главы именуется теократией: от греческих слов “Теос” — “Бог” и “кратия” — “власть”, вместе — “власть Божия”. Израиль признавал над собой только эту, Божественную, власть и потому не нуждался в земном царе. Видимым объединяющим началом для народа были в те времена особые национальные лидеры, именовавшиеся судьями. Судьи, избиравшиеся на это служение народом, отличались мудростью и духовной силой. Среди судей, много потрудившихся для сохранения духовно-нравственных начал в жизни соплеменников, особенно прославились Гедеон и Самсон. Однако по мере того, как вера людей ослабевала, а проблемы исторического развития усложнялись, израильтянами все более осознавалась потребность в царской власти. И в конце концов народ востребовал себе царя. Так за тысячу лет до Рождества Христова пророк Самуил поставил на царство Саула, которому удалось объединить двенадцать колен Израилевых в один народ. Из Библии мы знаем, что у Иакова было двенадцать сыновей, которые положили начало двенадцати разным племенам. В царствование Саула они начинают объединяться в единый народ в рамках единого государства. И завершился этот процесс уже при следующем царе, также помазанном на царство пророком Самуилом, — Давиде.

http://mospat.ru/archive/86433-o-sudyakh...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 30. Пророческие книги Ветхого Завета Общий обзор Книги пророков составляют в Ветхом Завете около четверти всего текста, но по содержанию им принадлежит центральное место в ветхозаветной Библии. Прежде всего пророки в библейском плане говорили о присутствии Бога в истории человека. Пророки действовали не от своего имени, но избирались Богом. «Из сыновей ваших Я избирал в пророки…». ( Ам. 2:11 ) В судьбе пророков сплелись разные реальности: это воля Божия, способность человека внимать этой воле и это становление новой истории под влиянием воли Божией и человеческой, выраженной в пророчестве. Понимая, что человеческие слова не в силах вместить трансцендентность Бога, но сознавая в то же время, что Бог вездесущ, мы должны видеть в пророке свидетельство присутствия Божия в жизни человека и видеть в нем Божия посланника. Несколько слов о терминологии. В народе термином «пророк» обычно обозначают человека, способного передавать, предсказывать будущее в силу какого-то необычного сверхъестественного знания. Такие места есть и в Библии. Допустим, ( Иер. 28:8–7 ), ( Втор. 18:21–22 ), ( Рим. 9:29 ) и ряд других. Русское слово «пророк» соответствует греческому термину «профетос», и используется этот термин в Септуагинте, в древнейшем переводе Ветхого Завета II века. В свою очередь этот термин отсылает нас к еврейскому слову «наби», которое более 300 раз повторяется в масоретском тексте Библии. Что это за еврейский термин «наби» и каково его происхождение? Большая часть современных авторов считает его производным от аккадского корня «набю», что означает «звать». Тогда этимологическим истолкованием «набю» можно считать выражение «тот, кого позвали» или еще «внявший зову». Такое объяснение вполне подходит для библейского пророка, как человека, который внял зову Господа, призвавшего его к исполнению пророческой миссии. Другие исследователи полагают, что слово это происходит от архаичного корня «наба», означающего «бормотать», «невнятно произносить». Таким образом могло быть обозначено состояние экстаза, когда человек, на которого снизошло духовное озарение, как бурное море, не может удержаться, постоянно говорит, бормочет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Псалом 64 Пс.64:1 . В конец, псалом песни Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Надпись показывает, что сей псалом сочинен Давидом о исходе народа Израильскаго из плена, но приписывается Иеремии и Иезекиилю не потому, аки бы сии Пророки сочинили его в то время, когда Израильтяне выходили из Вавилона. Ибо пророк Иеремиа никогда не был в Вавилоне (смотри Иер. 39:11 и след.), и без сомнения в живых уже не находился, когда скончавалося время пленения. Известно также, что и пророк Иезекииль прежде возвращения народа из плена скончался, как свидетельствует святый Епифаний в житии пророка Иезекииля. Итак, приписывается псалом сей Иеремии и Иезекиилю того ради, понеже оба сии Пророка были предвозвестниками о возвращении народа Израильскаго из Вавилона во Иерусалим. На сем основании, многие толкуют псалом сей о возвращении сынов Израилевых из плена во отечество, и полагают в числе благодарственных за оказанныя к народу Израильскому благодеяния. В смысле духовном, описывается здесь отеческая Божия любовь к церкви, и оттуду ниспосылаемое на всю землю благословение. Пс.64:2 . Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Пророк в лице народа Божия начинает псалом от такого начала, из котораго выводит, что народ Израильский имеет весьма справедливую причину желать возвращения во отечество. Чего ради? Понеже де имеет долг хвалить Бога, и приносить молитвы Ему во Иерусалиме. Аки бы сказал: ежели де всякому благу подобает похвала, то кольми паче Благу верховному, каков есть Бог, но сия похвала должна воздаваема быть там, где хвалимое благо ведомо есть. Бог же не в Вавилоне ведом есть, но во Иерусалиме: сего ради тамо и хвалим быть долженствует. Равным образом и молитвы и жертвы там приносить должно, где обретается храм и олтарь: а храм Божий и олтарь во Иерусалиме есть, убо во Иерусалиме надлежит народу Божию приносить свои молитвы. Там прилично ему воспевать хвалы Твои, о Боже, идеже ведомо есть величество Твое, а не в земли чуждей, идеже восхваляются боги древяные и каменные, златые и сребряные. И паки, там прилично воздавать Тебе молитвы и благодарения, идеже ведомы суть благодеяния Твои, идеже есть храм и олтарь посвященный имени Твоему, а не в Вавилоне, где и благодеяния Твои неизвестны, и храмов нет, ни олтарей, и где почитаются одни токмо идолы и беси; ибо вси бози язык бесове суть ( Пс. 95:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Разделы портала «Азбука веры» высокопреосвященный Евгений, архиепископ Верейский Таинство Покаяния: богословские аспекты В Избранное Оглавление Покаяние: содержание понятия Слово «покаяние» происходит от глагола, исходное значение которого «понимаю впоследствии, изменяю свое мнение». В Ветхом Завете соответствующее слово происходит от еврейского глагола, означающего «возвращаться», т. е. отказаться от греха и устремиться к Богу (ср.: Иер.18:11 ) . В Новом Завете термин сохраняет значение нравственного возвращения. Но в духе новозаветного учения покаяние оказывается уже необходимым условием для достижения Царствия Божия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ) . В святоотеческой письменности появляется целая гамма толкований и взаимодополняющих определений понятия «покаяние». Согласно Клименту Александрийскому , покаяние — это исцеление 1 , согласно прп. Иоанну Лествичнику , оно — «примирение с Богом», «сознательное очищение», «добровольное претерпевание всех скорбей» 2 , согласно прп. Симеону Новому Богослову — «сознательная борьба с самим собой» 3 . В богословских категориях, выработанных в средневизантийской патристике, покаяние касается не природной «воли», а «желания, выбора, произволения»; не самой «природы», а «способов» или «образов» ее бытия. Прп. Максим Исповедник писал: «Достойные покаяния повелел ему сотворить плоды. То есть изменить внешние образы согласно скрытому расположению сердца» 4 . Таково вообще значение слова «покаяние». Но в сакраментологии под Покаянием как названием таинства подразумевается особое церковное действие — исповедь грешника и совершение определенного чина священнослужителем. Так, блж. Симеон Солунский писал, что Покаяние — это «одно из таинств» 5 . Определения В соответствии с заглавием, в настоящем докладе будут затронуты именно богословские аспекты таинства Покаяния. Существует множество специальных вопросов, касающихся исторического становления современного чинопоследования этого таинства, его святоотеческих толкований, дополняющих и обогащающих одно другое, а также канонических аспектов (включая сложный вопрос о покаянной дисциплине), — но все это предполагается отразить в отдельных сообщениях, нас же в данном случае интересует доктринальная сторона темы.

http://azbyka.ru/tainstvo-pokayaniya-bog...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Антихрист (от греч. ντ – против, вместо и Χριστς – Помазанник, Христос; ντχριστος) – 1) человек, который объявится перед кончиной мира, незадолго до Второго Пришествия Спасителя, создаст, при помощи дьявола, всемирное монархическое царство, возглавит его, будет ярым противником Христа и христиан, назовет себя богом и станет требовать по отношению к себе божеского поклонения; многие иудеи признают его истинным мессией, истинным христом; 2) противник Христа, любой, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение ( 1Ин.2:22 ). Каковы признаки пришествия антихриста? Признаки пришествия антихриста: повсеместное распространение Евангелия ( Мф.24:14 ), появление лжепророков, лжехристов ( Мф.24:5 ; Мф.24:11 ), глубокое падение нравственности среди жителей земли, массовое охлаждение любви в людях ( Мф.24:12 ); возрастание количества/интенсивности разрушительных войн ( Мф.24:6-7 ); природные катаклизмы ( Мф.24:7 ; Лк.21:25 ). При этом, пришествие антихриста по действию сатаны будет со всякою «силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес.2:9 ). Дьявол и антихрист – это одно и то же лицо? Нет. Дьявол – падший ангел. Антихрист – обычный человек, который, однако, будет наделен огромной властью, способностями и силой, будет действовать при пособничестве сатаны. Согласно указанию многих святых отцов Церкви, основанному на свидетельствах Писания, антихрист произойдет из колена Дана ( Иер.8:16 ), то есть он будет иметь еврейское происхождение.  Полагают, что он родится от блудодеяния, будет воспитан тайно. Апостол Павел называет антихриста «человеком греха и сыном погибели» ( 2Фес.2:3 ). В широком значении слова антихристом может именоваться всякий человек, отрицающий богочеловечество и богосыновство Иисуса Христа ( 1Ин.2:22 ). Почему антихристу усвоено такое наименование? В греческом языке слово «анти» может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба значения правомочны, так как антихрист будет как противником Христа, всячески истребляющим христианство, так и тем, кто попытается «занять Его место». Антихрист – это имя?

http://azbyka.ru/antixrist

Рассуждение двадцать восьмое. О покаянии Покайтеся, приближися бо царствие небесное ( Мф.4:17 ). § I Покаяние, по определению св. Дамаскина: „есть обращение наше к Богу, когда мы грехи наши из закона усматриваем, представлением гнева Божия сокрушаемся, и на истинную веру во Христа полагаясь, – отпущению грехов веруем» 80 . § II Причина действующая обращения нашего есть: 1) Бог Отец, Который из нехотящих и противящихся делает хотящими. 2) Бог Сын, Который дарует покаяние, как свидетельствуют о Нём Апостолы: сего Бог началника и Спаса возвыси десницею своею, дати покаяние Израилеви и оставление грехов ( Деян.5:31 ); Который оного хочет, по словам Апостола Павла: иже хощет всем человеком спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:4 ). [Снеси: ( Плч.5:21 ), ( Иер.31:16 ), ( Деян.11:18 ), (2Тм.2:25)]. 3) Бог Дух Святый, Который, подобно вертоградарю, орошает сердечный наш вертоград, и умягчает. Так-то обращение человека зависит от единого Бога в Троице славимого; ибо человек, в состоянии греха понимаемый, есть мёртв, сам собою обратиться не может без содействия света любви Божией ( Еф.2:14 ). Павел сему весьма ясный пример: и внезапу облиста его свет от небесе ( Деян.9:3 ). § III. Причина инструментальная суть служители, закон и Евангелие проповедующие: закон – проклинающий, Евангелие – спасающее. Сюда надлежат так же отцы и матери, кои детей своих всегда должны увещевать к покаянию. § IV Причины, побуждающие к покаянию рассуждаются: α) Со стороны Божией. β) Со стороны ближнего. γ) Со стороны нас самих. δ) Со стороны Ангелов как добрых, так и злых. ε) Со стороны Церкви. I. Со стороны Божией. 1) В рассуждении распространения славы и правды Божией, как пишется: и рече Иисус Ахару: сыне мой, даждь славу днесь Господу Богу Израилевну, и даждь ему исповедание; и исповеждь ми, что сотворил еси, и не утай от мене ( Нав.7:19 ). 2) В рассуждении сладчайшего Божия призывания: сице глаголет Господь Вседержитель: обратитеся ко мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил ( Зах.1:3 ). В Песнях Песней приводится изящный пример Божией к грешникам любви. Он говорит: пойду себе к горе смирней и к холму Ливанску ( Песн.4:6 ). Сим означается стадо кающихся, источающее смирну сокрушения, и Ливан горячайшей молитвы, которую Бог приемлет. Свидетель сему сам Иоанн, так о сем повествующий: и егда прият книгу, четыри животна и двадесять и четыри старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и Фиалы златы полны Фимиама, иже суть молитвы святых ( Откр.5:8 ). – И изыде дым кадилный молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр.8:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Отче наш 10 мин., 07.06.2019 Содержание Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее апостолам в ответ на их просьбу: «научи нас молиться» (Лк 11:1). Сегодня эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, в храмах во время Литургии все прихожане поют ее вслух. Но, к сожалению, часто повторяя молитву, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами? Молитва Господня («Отче наш»), Хор Сретенского Московского Монастыря Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. «Отче наш, иже еси на Небесех» Мы называем Бога — Отцом, потому что Он всех нас создал? Нет, по этой причине мы можем называть Его — Создатель , или — Творец . Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20—22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия. Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати». Почему «Отче наш», а не «мой»? Ведь, казалось бы, что может быть для человека более личным делом, чем обращение к Богу?

http://foma.ru/otche-nash.html

Скачать epub pdf «Все Писание богодухновенно и полезно» ( 2Тим.3:16 ), имея Духа истины началом и источником благочестия. От святого и поклоняемого Духа, как бы от некоторого богатого и плодотворного источника, текут все божественные потоки. И то, что постановляет закон, что пророчествуют пророки, что возвещают апостолы, все это поистине усвояется и приписывается Святому Духу: «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:11 ). Поэтому блистают всякие красоты благочестия и сияют слова истины, и изливаются сокровища боговдохновенной мудрости: сокровища, не в земле скрывающиеся, но созерцаемые в глубине благочестия, сокровища, веселящие души, озаряющие мысли, обращающие вселенную, обогащающие всю нищету Адама. Подобно тому как, совлекши с себя первообразную красоту благочестия, он был низведен в большое уничижение, так чрез снисхождение Спасителя нашего, Бога – Слова, он обогащен. И свидетельствует Павел, в одном месте говоря следующим образом: «благодарю Бога... потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» ( 1Кор.1:4–5 ). Принимающий Божие слово обогащается; не принимающий же Божия слова делается бедным. Также Иеремия свидетельствует, говоря: «и сказал я сам в себе: это, может быть, бедняки; они глупы, потому что не могут слушать слова 1 Господня» ( Иер.5:4 ). Но бедный злословится, а богатый величается; богатый словом истины, цветущий добродетелями плодоносного любомудрия, каков был Давид, говорящий: «А я, как маслина плодовита, в доме Божием» ( Пс.51:10 ) – плодоносная маслина, не листьями красующаяся, но отягченная плодами благочестия. Часто бывает, что душа, красующаяся ветвями и листьями, не приносит, однако, плода, подобно тому как Иеремия 2 говорил об Израиле: «Израиль – ветвистый виноград» ( Ос.10:1 ) – ветвистый, необильный плодами. Тот был именно таков; пророк же восторгается, говоря: " А я, как маслина плодовита», не вовне цветущая, но отягченная внутренними плодами, в доме Божием плодоносная маслина, потому что не хорошо жительство вне дома Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Глава первая Введение Во исполнение пророчеств Иерусалим пал, Храм был сожжен, а иудеи были отведены в плен. Это был промыслительный плен, где Господь очищал и лечил свой народ, и в первую очередь от заразы идолопоклонства, от которой еврейский народ не мог отойти в течение многих веков. Бог прибегает к радикальным средствам: Он выселяет еврейский народ, чтобы в плавильном котле выжечь из него всякую нечистоту. И вот во время плена, когда падает Иерусалим, Господь воздвигает, специально для этой цели, четырех великих пророков – это Исаия, Иеремия, Иезекеиль и Даниил. Из них три пророка были среди евреев во время вавилонского плена. И это не случайно: Господь промыслительно направляет свои силы к тому, чтобы очистить иудейский народ от всякой примеси и нечистоты, которой евреи нахватались от идолопоклонников. Он бросает их в самую сердцевину идолослужения, для того чтобы они там при помощи пророков, будучи изолированы от всех своих священных мест, поняли, чего лишились, чтобы оценили красоту своего Закона, чтобы народ Божий оценил тот дар, который был дан ему Творцом, и прекратил заигрывать с язычеством. Как сказал пророк Иеремия, обращаясь к Моаву: «От юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; от того оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся» ( Иер.48:11 ). Господь говорит, что народ как бы «сгнил» в своем состоянии неподвижности, и Господь, уже видя его раскаяние, начинает его переделывать. Для этого Он и посылает великих пророков, одним из которых являлся Даниил. Если пророк Иеремия предсказывал наступление плена – он был во время захвата Иерусалима в городе, то пророк Даниил жил непосредственно во время всего плена в Вавилоне. Он был взят в плен вавилонянами во время первого же штурма Иерусалима, в 603 году до Рождества Христова. Это случилось за двадцать лет до разрушения Храма. Он был при дворе до первого года персидского царя Кира, когда уже Вавилон закончил свое существование и завершился вавилонский плен евреев. Таким образом, перед глазами пророка Даниила прошла вся история вавилонского плена, он был не просто молчаливым свидетелем, а находился в самой сердцевине событий. Господь его поставил за особый дар мудрости одним из могущественных правителей Вавилона. Пленение Даниила и его друзей

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010