Оглашение оканчивается молитвой о просвещении вступающих в завет с Богом. Впрочем, заметить должно, что Церковь издревле запрещает совершать Крещение, если оглашенные пали в тяжкие грехи, доколе падшие не явят новых плодов покаяния 262 . Последование святого Крещения. Таинство св. Крещения Понятие о св. Крещении Крещение начал совершать Иоанн, – Предтеча Нового Завета. Но как он сам, не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете ( Ин.1:8 ), то и Крещение его было только приготовлением к таинству. Я крестил вас водою, – говорил он, а Он (т. е. Иисус Христос), будет крестить вас Духом Святым ( Мк.1:8 ). Крещение Иоанново было крещением покаяния ( Деян.19:4 ). Оно внушало, что как тело омывается водой, так человек, желающий войти в царство Божие, должен очиститься от грехов. Примером же своим и повелением Иисус Христос установил таинство Крещения, т. е. Крещения водой и Духом Святым. Ибо когда Иисус Христос крестился, Дух Святой сошел на Него в виде голубя. По воскресении своем Спаситель дал Апостолам повеление: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Без таинственного Крещения, установленного Самим Господом, нельзя войти в царствие Божие и получить спасение. Как древле обрезание было дверью в Церковь Божию Ветхого Завета ( Быт.17:11–14 ), так св. Крещение служит дверью в общество верных Нового Завета. Сам Господь говорит: Аще кто не родится водой и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Происходя от Адама согрешившего и осужденного, человек естественно рождается грешником и виновным пред правосудием Божиим. О человеках, не возрожденных благодатью Крещения, Бог говорит: Рожденное от плоти есть плоть ( Ин.3:6 ): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть ( Быт.6:3 ). Посему рождающиеся по плоти чужды жизни духовной, Богоугодной и бессмертной, свойственной человеку, созданному по образу и подобию Божию, и живут жизнью только чувственной, греховной, достойной осуждения. Они суть по природе чада гнева Божиего ( Еф.2:3 ). Но как всемирный потоп, прообразовавший Крещение ( 1Пет.3:20–21 ), потребил людей, преданных плотской нечистоте, омыл и обновил лице земли; так таинственными водами животворного Крещения человек возрождается из жизни плотской и греховной в духовную и святую, освобождаясь от греха и осуждения, в которых родился и жил до Крещения. Благодатью Божией, по объяснению св. Отец Карфагенского Собора, подается крещаемому не только оставление грехов содеянных, но и помощь, да не содеваются иные грехи; подается не только знание того, что надобно делать, но и вдыхается любовь к исполнению познанного 263 . По словам Кирилла Иерусалимского , таинство Крещения есть не только благодать оставления грехов, каково было крещение Иоанново, – но и благодать усыновления 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Пророк Давид, в молитве взывая: Господи Боже Авраама, и Исаака, и Израиля, отец наших ( 1Пар. 29:18 ), – воспоминает о святых праотцах в подкрепление своей молитвы к Богу, подобно тому, как православная церковь повседневно призывает Христа, истинного Бога нашего, молитвами пречистой Матери Его и всех святых. Апостол Иаков пишет: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой ( Иак. 5:16–18 ). Апостол Павел самому себе просил молитв у христиан: молю вы, братие, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим. 15:30 ). Святой апостол Иоанн Богослов, изображая бывшее ему видение, говорит: двадесять и четыре старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы, полны фимиама, иже суть молитвы Святых ( Апок. 5:8 ). И еще: и другий Ангел прииде, и ста пред олтарем, имеяй кадильницу злату: и дани быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на олтарь златый сущий пред престолом. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Апок. 8:3, 4 ). Вселенская церковь Христова, последуя примеру и наставлению апостольскому, всегда призывала святых, как и ныне призывает. От времен апостольских совершается призывание святых на Божественной литургии. Святой Кирилл Иерусалимский , один из преемников первого Иерусалимского епископа Иакова, изъясняя литургию церкви Иерусалимской, по преданию дошедшую от апостола Иакова, говорит: «потом поминаем и прежде почивших, во первых патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше». 35 Также призываются святые в литургиях Василия великого и Иоанна Златоустог о. 36 Василий великий в слове на сорок мучеников говорит: «Сколько употребил бы ты труда, найти одного молитвенника ко Господу! и вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Сегодня Православная Церковь празднует Сретение Господне, один  из двунадесятых праздников, отмечаемых в память событий, описанных в Евангелии от Луки (Лк 2, 22-31). Согласно установлениям Ветхого Завета (Исх 12, 15), в 40-й день после рождения младенца-первенца мужского пола, мать приносила его в Иерусалимский Храм, чтобы воздать жертву своего очищения, представить младенца Богу и выкупить его, так как по закону Моисея каждый первенец принадлежал Богу. Следуя этому закону, Св. Дева Мария пришла в храм с младенцем Иисусом и с двумя горлицами в жертву очищения. При входе в храм ее встретили св. Симеон, праведный старец, которому было возвещено, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня», и старица Анна, 84 лет, обитавшая при храме. Св. Симеон взял младенца на руки и сказал: «ныне отпущаеши меня, по глаголу Твоему, с миром, ибо очи мой видели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение народам и славу Израиля». Затем он произнес пророческие слова о Христе и Его Матери: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». Праздник символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов, встречу человека, ищущего свой путь в Боге, с Богом, ставшим путем и жизнью человека. Ветхозаветный праведник Симеон принял на руки Того, Кому были посвящены все чаяния и упования народа Завета. Эти упования оправдались, обетование свершилось и человек своими телесными очами увидел вочеловечившегося Спасителя. Установление праздника восходит к глубокой древности; о нем ясно упоминают отцы III и IV веков, особенно св. Григорий Нисский (беседы на Сретение Господне).  Праздник отнесен на 2 февраля (15 февраля по новому стилю), потому что второе февраля есть сороковой день после 25 декабря, дня Рождества Христова. В Православной Церкви этот праздник принадлежит к числу двунадесятых Господних праздников, хотя особые песнопения и молитвы, составленные на этот праздник, чествуют более Пресвятую Деву Богородицу, а также и св. Симеона и Анну-пророчицу.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-p...

Слово Его Блаженства Феофила III, Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, в день интронизации 22 ноября 2005 года (версия для печати)/Православие.Ru Слово Его Блаженства Феофила III, Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, в день интронизации 22 ноября 2005 года Православие.Ru , 25 ноября 2005 г. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу. (Пс. 65.12) Ныне Мы воздаем благодарение Всесвятой Троице, Которая истинно вывела Апостольскую Церковь Иерусалимскую из великого кризиса, потрясшего все Тело Православной Церкви. Мы воздаем славу и благодарение Всесвятой Троице и за возведение Нашей Мерности на престол славного и святого апостола Иакова, брата Божия и первоиерарха Иерусалимского, что соделывает Нас как его преемником, так и пастырем и хранителем Святой Церкви Христовой, равно как и настоятелем честного Братства Гроба Господня, труды и борьба которого « не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной » (Еф. 6. 12). Церковь Иерусалимская утверждена Распятием на месте мученичества там, где пролилась кровь Воплощенного Слова Божия, Спасителя нашего Иисуса Христа. И она продолжает священную миссию, имея пред своим взором опустевший Гроб Господень, от которого воссиял новый свет Воскресения Христова, обновивший вселенную. Мы свидетельствуем об этом скорбно-радостном событии Распятия и Воскресения, когда в страхе Божием принимаем на себя ответственность, возложенную на нас единодушным решением и голосованием досточтимых членов Святого и Священного Синода. Мы в полной мере осознаем, что призваны ответить на их священный и высокий призыв в духе смирения, братолюбия и молитвы, дабы оправдать чаяния избранного и царственного народа Божия - православных христиан, живущих здесь и рассеянных по миру, а также государственных властей, при правлении которых мы живем, в особенности же Хашимитского Королевства Иордании, по конституции являющегося хранителем закона Греко-православного Иерусалимского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Слово Его Блаженства Феофила III, Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, в день интронизации 22 ноября 2005 года Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу. (Пс. 65.12) Ныне Мы воздаем благодарение Всесвятой Троице, Которая истинно вывела Апостольскую Церковь Иерусалимскую из великого кризиса, потрясшего все Тело Православной Церкви. Мы воздаем славу и благодарение Всесвятой Троице и за возведение Нашей Мерности на престол славного и святого апостола Иакова, брата Божия и первоиерарха Иерусалимского, что соделывает Нас как его преемником, так и пастырем и хранителем Святой Церкви Христовой, равно как и настоятелем честного Братства Гроба Господня, труды и борьба которого « не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной » (Еф. 6. 12). Церковь Иерусалимская утверждена Распятием на месте мученичества там, где пролилась кровь Воплощенного Слова Божия, Спасителя нашего Иисуса Христа. И она продолжает священную миссию, имея пред своим взором опустевший Гроб Господень, от которого воссиял новый свет Воскресения Христова, обновивший вселенную. Мы свидетельствуем об этом скорбно-радостном событии Распятия и Воскресения, когда в страхе Божием принимаем на себя ответственность, возложенную на нас единодушным решением и голосованием досточтимых членов Святого и Священного Синода. Мы в полной мере осознаем, что призваны ответить на их священный и высокий призыв в духе смирения, братолюбия и молитвы, дабы оправдать чаяния избранного и царственного народа Божия - православных христиан, живущих здесь и рассеянных по миру, а также государственных властей, при правлении которых мы живем, в особенности же Хашимитского Королевства Иордании, по конституции являющегося хранителем закона Греко-православного Иерусалимского Патриархата. Мы убеждены, что только будучи вдохновленными разумом богоносных Отцев Церкви и под водительством Духа Святого, Духа Христова мы сможем провести корабль нашей Церкви в житейском море между многоразличных и зачастую нежданных рифов коррупции и обмана к тихому берегу спасительного покаяния. Мы говорим так не только потому, что всецело осознаем бремя подобного высокого служения, возложенного на Нас милостью Великого Бога и Спасителя, но и потому, что трепещем, помышляя о Нем и о грядущем отчете у Его Престола в день Страшного суда.

http://pravoslavie.ru/41106.html

Так понимали приведенное пророчество древние отцы церкви: св. Ириней, 49 Иустин Философ , 50 Иоанн Златоуст 51 и другие. Евхаристия есть жертва, приносимая Богу за живых и умерших. Святая церковь несомненно верует, что сия есть истинная умилостивительная жертва, приносимая за всех благочестиво живущих и умерших, и, как сказано в молитвах таинства сего, преданных церкви апостолами по повелению Господню, – за спасение всех. 52 Ибо Христос Сын Божий есть Спаситель всего мира; Он пострадал и умер за грехи всего рода человеческого; Он принес искупительную жертву, как за тех, которые жили прежде пришествия Его в мир, так и за тех, которые жили после пришествия Его, и будут жить на земле до скончания мира. Он, по учению святого апостола Иоанна Богослова, есть умилостивление за грехи всего мира ( 1Ин. 2:2 ). Сей первосвященник Иисус, учит апостол Павел, поскольку пребывает вечно, то и священство имеет непреходящее. Почему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр. 7: 24, 25 ). Пред сею бескровною жертвою евхаристии церковь приносит молитвы Богу о всех нуждах человеческих и испрашивает различных благ, потребных человеку для жизни настоящей и будущей. Во время литургии вы слышите возношение молений о свышнем мире, о мире всего мира, о всей церкви Божией, о предержащих властях и других членах церкви, и о различных благах, необходимых людям для мирной жизни. Поэтому и в нуждах общественных со священнодействием литургии соединяются особенные моления, как: по случаю бездождия или безведрия, губительной болезни и под. Это все делается потому, что Иисус Христос есть умилостивление за грехи всего мира, и мы приступаем, по слову апостола, смело к престолу благодати, дабы получить милость и обрести благодать, для благовременной помощи ( Евр. 4:16 ). Послушайте, братия, как учит о сей великой жертве святой отец, Кирилл Иерусалимский : «По совершении духовной Жертвы, бескровного служения (то есть по освящении Святых Даров, когда хлеб преложился в тело Христово, а вино в кровь Христову) над умилостивительною сею жертвою умоляем Бога об общем мире всех церквей, о благосостоянии мира, о царях, о воинах, о споборниках, о сущих в немощах, о труждающихся, и одним словом, о всех требующих помощи молим все мы, и приносим сию жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Требование знака (σημεον) у Иоанна Богослова близко по смыслу с требованием права (ξουσα) у синоптиков и является, по-видимому, просьбой о предъявлении «удостоверения личности» 173 . По мнению как древних, так и новых церковных толкователей, вопрос оппонентов Иисуса Христа был компрометирующим. Епископ Михаил (Лузин) , резюмируя мнения церковных экзегетов, пишет: «Вероятно, они (оппоненты. – Авт.) хотели уловить Его в слове, чтобы, если Он скажет, что властью, от Бога данною, – обвинить Его в богохульстве, в присвоении власти, не принадлежащей Ему; а если скажет, что властью своею, – оклеветать Его как возмутителя и человека, самовольно действующего» 174 . Вопрос о власти Господа Иисуса Христа сейчас понимается как вопрос о Божественной легитимности. Иногда интересен не сам вывод, а процесс прихода к нему. Оппоненты спрашивают: Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? ( Мк.11:28 ). Прямо в тексте Евангелий не говорится о Божественной власти, слово «эксусия» применялось в разных контекстах, в том числе и в политическом. О том, что подразумевается власть от Бога, видно из встречного вопроса Христа: Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне ( Мк.11:29–30 ). Христос, вероятно, зеркально задает вопрос, акцентируя на словах с небес и от человеков, что в действительности значит спросить: крещение Иоанна установлено Богом или самим Иоанном? Оппоненты попали в трудную ситуацию, когда нужно было признать крещение Иоанна от Бога или не от Бога. В Евангелии от Иоанна Иисус Христос на требование знака предлагает разрушить Иерусалимский храм и обещает его восстановить за три дня. Иоанн Богослов поясняет, что Иисус подразумевал Свою Крестную смерть, но это ученики поняли уже после Воскресения. Остаётся предположить, как это предложение восприняли оппоненты Господа. Само разрушение храма для подтверждения легитимности Иисуса как Мессии выглядело неисполнимо, поскольку храм оставался национальной святыней всего еврейского народа. Подобным предложением Господь Иисус Христос ушёл от ответа, подобно тому, как в синоптических Евангелиях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христос, – говорит Апостол Павел, – «поставил одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных Пастырями и Учителями к совершению святых на дело служения для создания Тела Христова, дабы все возращали в Того, Который есть Глава», то есть во Христа ( Еф. 4:11,12,15 ). И тот же Апостол заповедует тем, коих Дух Святый поставил Епископами, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Своею Кровью( Деян. 20:17 ). Ибо каждый Епископ есть представитель благодати Христовой для своей паствы, за которую должен дать ответ Общему Пастыреначальнику Христу и как местоблюститель Его в кругу своей Церкви, по нестрогому словоупотреблению называется её Главою. Существенно же Сам Господь и Бог наш – Иисус Христос, и един Он есть Глава Церкви. Когда несколько Епископов находятся под управлением одного старейшего или многих, соединенных в один правительственный Собор, то старейший, смотря по пространству области его и власти, именуется Архиепископом, Митрополитом, Экзархом и Патриархом, или Патриарха заменяет равный ему в достоинстве Синод. В таком виде Вселенская Церковь представляет свою Высшую Иерархию в Великих Церквах: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Российской. Все же вкупе Православные Церкви, повсеместно разсеянные, могут образовать из себя Вселенский Собор, который в союзе мира властен управлять Кафолической Церковью и непогрешителен в своих уставах. Соборы Вселенские и Поместные служили всегда утверждением Церкви, когда возникали ереси и соблазны, предвиденные, впрочем, Апостолами. «Дух ясно говорит», – возвещал Св. Павел, – «что в последние времена отступят некоторые от веры, слушаясь духов обольстителей и учения бесовского» ( 1Тим. 4:1 ). И потому заранее увещевал: «смотрите, братия, чтобы кто не прельстил вас философией и суетной лестью, по преданию человеков, по вещественным началам мира, а не по Христу, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:8,9 ). «И хотя бы и мы, или Ангел в Небе стал благовествовать вам, не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема» ( Гал.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Церковь издревле употребляет при Богослужении светильники. Двусвещные из них называются дикириами, трехсвещные – трикириами, имющие болье трех свечей – поликандилами, а боле двенадцати – паникадилами. Светильники составляют священную, необходимую и знаменательную принадлежность Православного Богослужения. Сам Господь, – Глава Церкви, – есть вечный невечерний свет ( Ин.1:8 ); обитает в неприступном свете ( 1Тим.6:16 ). Св. Иоанн Богослов в Откровении видел семь светильников огненных горели перед престолом Божиим на небеси ( Откр.4:2,5 ) и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому ( Откр.1:13 ). И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец ( Откр.21:23 ). При вступлении в завет с Богом, явившимся Аврааму, – при устроении Церкви Божией в семействе и потомстве его, Патриарх видел: вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными ( Быт.15:17 ). в Ветхозаветном храме светильники горели всегда, непрестанно ( Исх.27:20–21 ; Лев.24:1–4 ). Подобно духовному вечному свету Церкви небесной и видимым светильникам Церкви Ветхозаветной, Церковь Христова от самого начала своего возжигает светильники при своем Богослужении, и во многих храмах имеет неугасимые. Светильники горели, без сомнения, при самом установлении Христианского Богослужения, – во время тайной вечери Иисуса Христа с учениками в Иерусалимской горнице. Светильники горели в священных собраниях Апостольских. Св. Ап. Лука пишет: В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников ( Деян.20:7–8 ). B правилах Апостольских постановлено приносить к алтарю елей для лампады, и запрещено приносить елей в капище языческое и в синагогу Иудейскую, и возжигать в оных свещу 134 . Из этих правил Апостольских, дозволяющих приносить к алтарю елей для лампады, происходит благочестивый обычай Православных Христиан, издревле доселе сохраняемый, – приносить по усердию и поставлять во храмах и в домах пред св. Крестом и Иконами, и вообще при Богослужении общественном и домашнем возжигать светильники. О сем древнем Апостольском обычае свидетельствует Тертуллиан и седьмой Вселенский Собор. Тертуллиан говорит в апологии: «по умовении рук и возжении светильников, каждый вызывается песнословить Бога». Св. Собор Вселенский седьмой пишет: «изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

127 Это послание св. Лев (память которого Церковь празднует 18 февраля) написал св. Флавиану Константинопольскому против монофизитов. Рассказывают, что после того как Лев составил послание, он положил его на гробницу св. ап. Петра и с постом, бдением и молитвой умолял апостола исправить послание, если в нем есть какая-то ошибка. Апостол явился ему и сказал: «Я исправил его». Отрывок из этого послания, содержащий точное и возвышенное богословие о двух природах и одной ипостаси Христа, дословно звучит так: «Та и другая форма действует в общении с другой, как каждой свойственно: Слово совершает то, что свойственно Слову, а тело исполняет то, что свойственно телу. Одно из них блистает чудесами, другое подверглось поруганиям. Как Слово неотделимо от славы Отчей, так тело не утратило естества нашего рода. Ибо один и тот же истинно и Сын Божий, и истинно Сын Человеческий. Бог, потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин. 1:1 ), а человек, потому что Слово стало плотию, и обитало с нами ( Ин. 1:14 )» (ACO//TLG 5000/003. 2. 1. 1, 14. 27–15. 6). Вот почему после прочтения этого послания на настоящем Соборе отцы воскликнули: «Это вера отцов! Это вера апостолов! Петр возгласил сие через Льва» (Ibid.//TLG 5000/003. 2. 1. 2, 81. 24, 26). По этой причине послание назвали даже оплотом православия. Об этом послании еще пишет Софроний Иерусалимский : еп. Феодор (чья епископская область находилась в Ливии), будучи кувикуларием Александрийского патриарха Евлогия, увидел во сне высокого человека, вызывающего большое уважение и благоговение. Этот человек сказал ему: «Извести патриарха Евлогия, что пришел папа Римский Лев, дабы с ним встретиться». Феодор тотчас побежал к патриарху и передал ему сказанное. И вот, встретившись, они поприветствовали друг друга, и спустя немного Лев сказал Евлогию: «Знаешь, зачем я пришел? Я пришел поблагодарить тебя за то, что ты весьма хорошо уразумел мое послание и отстоял его. Теперь знай, что ты оказал великое благодеяние не только мне, но и верховному Петру». Сказав это, он стал невидим. Утром Феодор рассказал об этом Евлогию, а тот со слезами возблагодарил Бога, соделавшего его проповедником истины (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 527). Названный же Евлогий жил при императоре Маврикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010