Но зачем этот символический образ снова повторен пред учениками? Чрез этот факт ученики получили новое и сильное ручательство и укрепление, и наставление в деле прохождения своего служения. С одной стороны, этим указано им, что их деятельность при Господнем содействии будет иметь полнейший успех, что они пойдут, и плод мног принесут. А с другой стороны, этим показывалось, что они получат за свою деятельность великую награду от пославшего их Господа. Как Отец завещал Ему царство; так и Он обещал Своим ученикам: сядет Он на престоле, и они на двенадцати ( Лк.22:29,30 ). В самом деле, для чего явившийся Воскресший спрашивает учеников: дети, есть ли у вас пища, и когда они сказали Ему: нет, – Сам дает совет, как найти то, чего спрашивает? Между тем, когда ученики вышли на берег, они нашли здесь разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Но Иисус спрашивает у них той рыбы, которую они теперь поймали, и затем говорит им: приидите, обедайте. Чт о значит это ловление рыб и принесение их к Господу, и что за пища, которую Он Сам предложил им? Ловление рыб учениками – это уловление людей Апостолами, принесение рыб к Господу – введение людей в царство Христово. Пища, предложенная ученикам Спасителем – это награда за совершенное ими служение. Призвание учеников к трапезе после того, как они принесли Христу требуемое, указывает на то, что эта награда ожидает их тогда, когда они выполнят возложенное на них служение. Прекрасно эту истину еще при Своей жизни под образом притчи о рабе и господине раскрыл Сам Господь. Пришедшему с поля рабу не скажет господин: пойди, скорее садись за стол; напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить ( Лк.17:7–8 )? Но зато, когда этот раб беспрекословно выполнит все, что повелел господин его, тогда господин сам препояшется и посадит раба, и, подходя, станет служить ему ( Лк.12:37 ). Итак, ученики беспрекословно должны выполнить возложенное на них служение; подобно рабу, должны потрудиться на ниве Божией, без ропота перенести все нужды и бедствия, – и за все это сами не должны считать себя достойными награды, но, и исполнив все повеленное им, должны говорить: мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали то, что должны были сделать ( Лк.17:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Но Мессия указал другой способ выполнения Своей деятельности, другой способ для уничтожения власти диавола и искупления людей. Ныне суд миру сему, говорил Он пред Своими страданиями, ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я буду вознесен от земли, всех привлеку к Себе ( Ин.12:31–32 ). Когда же совершится это, и кто же это осудит мир, отнимет власть у князя мира сего и привлечет к Богу людей? Это совершится тогда, говорил Мессия, когда Я вознесусь к Отцу Моему, от Которого пошлю на землю Духа Утешителя. И Он, пришедши, обличит мир о грехе и о правде, и о суде, ( Ин.16:7–8 ). Итак, Мессии нужно было вознестись от земли, т. е. пострадать и умереть на кресте ( Ин.12:33 ); нужно было далее вознестись на небо ( Ин.20:17 ). И только тогда, когда Он прославился, Он мог явиться вполне царем, мог принять на Себя господство, власть, силою которой Он и может побеждать врагов Своих и вести людей к цели их назначения. Если бы Он Сам не прославился, если бы не воцарился с Отцом, то и не открыл бы людям выхода из царства диавола и смерти, Сам, оставив часть Своего существа в плену смерти. Если бы Он не прославился, то и не мог бы послать обещанного Духа Святого ( Ин.7:39 ), Который бы, пришедши, обличил мир и дал верующим в Мессию возможность и средства очиститься от греха и возродиться в новую жизнь ( Ин.3:3–6 ). Наконец, если бы Христос не прославился, то мы не могли бы вступить в общение с Ним в таинстве Его плоти, а без этого общения не имели бы залога нашего воскресения. Спаситель говорил: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный! Аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53–54 ). Этими словами Спаситель прямо указал на то, что человеческое тело, зараженное грехом и оттого подлежащее тлению и смерти, могло соделаться бессмертным только чрез приобщение к нетленному телу Христа, какое Он преподает нам в таинстве Евхаристии. Если дикое дерево не будет привито, по необходимому закону природы навсегда остается диким: точно так и греховное человеческое тело навсегда осталось бы тленным и смертным, если бы не приобщилось к бессмертному телу Христа в таинстве Его плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Но не следует и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую церковь , ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере, иметь характер общения с таким обществом. Между тем и к нашей Русской церкви вполне применимы слова апостола Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ). Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания : «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?» ( 2Кор.6:14–15 ). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ). 2 УМСА (Young Men’s Christian Assosiation) – надконфессиональная молодежная организация, возникшая в XIX в. с целью внедрения надконфессиональной экуменической идеологии среди христианской молодежи. Для осуществления своей деятельности она пользуется финансовой и политической поддержкой масонства, широко пропагандируя его принципы: 1) равноценность всех вероисповеданий; 2) отрицание Божественного естества Спасителя и объявление Его обыкновенным человеком; 3) объединение всех людей в единую религию; 4) осуществление «царства Божия» на земле, в искаженном светском смысле, т. е. установление царства антихриста – прим. ред. 13 Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной. Часть I. СПб., 1840. Ответ на вопрос 105, с. 80. 14 Митрополит Makapiй. Догматическое богословие. Т. II. СПб., 1868, с. 348–352; Митрополит Филарет. Пространный xpucmuahckiй катихизис, с. 54; Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904, с. 248; Св. Маркъ Подвижник и св. иноки Каллист и Urhamiй. М., 1889, с. 336.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Но это не все, что мы хотели бы сказать о православной вере. Св. Симеон Новый Богослов говорит, что истинная вера заключается не только в чистоте православного учения, чуждого всякой ереси, но и в твердой уверенности, что Господь никогда не оставит нас в скорбях без Своей дивной помощи. Как следовало бы нам, возлюбленные, всегда помнить великого вождя и пророка когда-то избранного народа, Моисея. Ему пришлось пережить страшное испытание, когда он с своим безоружным народом подошел к Чермному морю, а сзади его настигал фараон с своим воинством. Но Моисей верил в помощь Божию, и вера его не осталась постыженной: он перешел море, как по суху, со всем своим народом, а фараон со всем египетским воинством погиб в волнах Чермного моря. Так верил в помощь Божию и Иосиф прекрасный. Ему, оклеветанному, угрожала смертная казнь и он был брошен в темницу. Но Иосиф верил в милосердие и всемогущество Божие и был с Богом. Поэтому и Господь был с ним. Он вывел его из темницы и поставил его над всею землею Египетской, первым лицом после фараона. Такою же славою исполнил Господь и великого пророка Даниила. Его также оклеветали и даже бросили в ров на съедение львам. Но пророк Даниил не поколебался в своей вере в помощь Божию, и львы его не тронули. А царь сделал его первым после себя лицом по управлению всем своим царством. Так верили в Бога, как своего Божественного помощника и Утешителя в скорбях, и св. Апостолы. Дивное явление наблюдалось в их жизни: чем больше было у них скорбей, тем бóльшую радость Господь посылал им. Вот почему Ап. Павел сказал: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ). Такую истинную веру имели и все святые. И чем больше у них было скорбей, тем более в их жизни блистала благодать Святого Духа в ее дивных и разнообразных проявлениях, превращая все их скорби в радости и покрывая их неувядаемою славою. Будем, возлюбленные, и мы стараться иметь такую же веру. И не будем унывать от скорбей. Они заповеданы нам Господом и являются отличительным признаком Его истинных учеников, ибо Ему угодно было сказать: «В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» ( Ин. 16:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Но ясно для нас должно быть и то, что мы русские православные люди должны делать теперь, чтобы возродить Россию. Её прошлое и настоящее повелевают нам положить в основу её будущего строительства православную веру и власть самодержавного царя. В этом должна состоять идеология каждого русского человека и, следовательно, Русского Трудового Христианского Движения. Поэтому оно должно, во-первых, поставить своею целью проповедь православной веры. Пусть православная вера будет самою первою исходною точкой отправления во всей его деятельности. Пусть Движение никогда не забывает, какое значение имела вера в жизни израильского народа. Свидетельство об этом мы находим в следующих словах Ап. Павла: Верою совершил он (Моисей) Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше; на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские… Верою Раав блудница с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не погибла с неверными. И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иефате, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста льва, угашали силу огня, избегали острия меча, укрепляли от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих 959 . В Библии мы находим много свидетельства, которые показывают нам, как Господь хранил и прославлял этот народ, когда он руководствовался в своих деяниях православною верою. Но та же Библия свидетельствует которая показывают нам, как господь хранил и прославлял этот народ, когда он руководствовался в своих деяниях православною верою. Но та же Библия свидетельствует, как Господь за отступление от веры карал народ израильский всевозможными болезнями и бедствиями, отдавал в пленение врагам, подвергал рассеянию среди язычников и до тех пор его наказывал, пока он не смирялся перед Ним и не возвращался к истинной вере 960 . Во-вторых, пусть Русское Трудовое Христианское Движение поставит своею целью и проповедь о необходимости для будущей России царской самодержавной власти, как одной из основ её возрождения и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Новая сторона Апостольского служения раскрыта в последующей беседе Спасителя. Несправедливо эту беседу (с 15 ст. 21-й гл.) считают за новое явление. Если замечание Евангелиста: это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении (ст. 14), по-видимому, указывает конец явления, то дальнейшее выражение: когда же они обедали (ст. 15), дает прямое и сильное доказательство в пользу строгой связи повествования и единства явления. Какой же характер и какое значение этой беседы? Нельзя отрицать того, что эта беседа служила к восстановлению Петра в прежнее положение. Троекратный вопрос Спасителя имеет отношение к троекратному отречению Петра. Но нельзя остановиться на одном этом. 103 Контекст дает другое значение этой беседы, которое мы узнаем лишь тогда, когда будем смотреть на это отделение, как на продолжение предшествующего. Как там, так и здесь имеется в виду Апостольское служение вообще, но только указываются различные его стороны, и вот различие образов. В рассматриваемом отделении содержится наставление относительно прохождения Апостольского служения. Чтобы проходить такое служение, для этого нужно иметь истинную и крепкую любовь к Господу, и вот смысл вопроса: любишь ли ты Меня? (ст. 15). Как мы знаем из предречений самого Иисуса Христа о будущей деятельности Апостолов, при своей проповеди они имели подвергнуться многим лишениям и бедствиям, и особенно, ап. Петр, – и вот речь обращается к нему: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, чем они? Паче сих: не только это было намеком на его прежнее обещание (Мф.26:33), не только напоминало о поступке ревности его в саду Гефсиманском, который выделил его от всех других, но оно указывало и на то, что имеющему подвергнуться особенно сильным страданиям внутренним и внешним должно иметь и любовь больше других, чтобы перенести все. Какие же эти страдания? Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел, а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь (ст. 18). Это – пророчество Иисуса Христа о мученической смерти Петра, замечает Евангелист (ст. 19). Таким образом, вся эта речь, как и пророчество о мученической кончине Петра, имела целью наставление и укрепление учеников в деле прохождения их трудного Апостольского служения. И это пророчество о мученической смерти не простое сообщение, но важное для цели. Если ты хочешь пребыть Моим, любящим Меня учеником, то вот что тебе предстоит. Так и апостолу Павлу непосредственно по призванию Господь открыл, что он много должен пострадать за имя Его ( Деян.9:16 ). Апостол не сомневался, что он чрез страдания и смерть идет к прославлению. Подобное относилось и к другим Апостолам, но не ко всем, и вот далее выделяется Иоанн (20–23). Итак, и это явление имело важное значение для учеников, и было необходимо, как приготовление учеников к прохождению трудного служения Апостольского.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

О происхождении царской власти от Бога мы имеем прекрасное, основанное на Св. Писании учение Московского митрополита Филарета. Имея в виду слова Ап. Павла: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены, 286 он говорит: «В семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом в большем семействе – государстве. Именно: отец есть... первый властитель... но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека: то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следственно и всякой последующей между человеками власти, есть в Боге – Творце человека, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле цари царствуют ( Еф. 3:13 ); потом, когда сыны сынов разродились в народ и народы, и из семейства возросло Государство, необъятное для естественной власти отца, – Бог дал этой власти новый искусственный образ и новое имя в лице Царя, и таким образом Его Премудростию цари царствуют ( Притч. 8:13 ). Во времена неведения, когда люди забыли Творца своего... Бог – вместе с другими тайнами Своими – и тайну происхождения предержащей власти даже чувственным образом представил пред очами мира в избранном для сего народе еврейском; именно: в патриархе Аврааме чудесно вновь сотворил он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и царство; Сам руководил патриархов сего племени; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам царствовал над сим царством ( 1Цар. 8:7 ); наконец, Сам воцарил над ним царей, продолжая и над царями чудесное знамение Своей верховной власти. Посему Бог и называется царь царствующих и Господь господствующих, ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами ( Пс. 21:29 ). В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней ( Сир. 10:4 ). 287 Говоря о происхождении от Бога царской власти в ветхозаветные времена, митрополит Филарет дополнительно указывает, что и в новозаветный период времени царская, уже христианская, власть, начиная с Константина, произошла тоже от Бога. Это случилось после того, как Господь Сам обратил Константина в христианскую веру перед битвой его с Максентием чудесным явлением ему в солнце креста с надписью «Сим побеждай». Вслед за тем Господь явился Константину во сне и повелел ему сделать знамя, подобное виденному на небе и употреблять его для защиты от врагов. Св. Константин исполнил повеленное ему от Бога, победил Максентия, сделался единовластным государем Римской империи и крестился. 288

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Он уже и сказал это: и прославих, и паки прославлю ( Ин.12:28 ). Но это лишь одна сторона дела. Этот Иисус из Назарета не был только обыкновенный человек, но Сам Бог Слово, Единородный Сын Божий. Если же так, то не тем ли более слава и любовь Отца должны были необходимо увенчать славою этого Единородного, Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку, – Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной? Вот почему Иисус Христос Сам указывал славу и любовь Отца, как основание Своей надежды на прославление. Как Он в продолжение всего Своего земного бытия признавал и исповедовал Свою зависимость от Отца по человечеству, как Он всегда говорил, что Он послан Отцом для совершения возложенного на Него служения; так Он и ожидал за совершение этого дела прославления от Отца. Посему Он просит Отца Своего пред Своими страданиями: Отче, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня ты, Отче, славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:1,4–5 ), т. е. и в человеческой моей природе прояви полное единение с Тобою. И как ранее Он выражал полную надежду Свою на прославление: Бог прославит Его в Себе и вскоре прославит; так Он и умирает со словами полной надежды: Отче, в руце Твои предаю дух Мой. Вот почему Иисус Христос и Своим ученикам всегда указывал на любовь Отца, на которую они должны возлагать все свои надежды: веруйте в Бога ( Ин.14:1 ). И когда совершилось чудо воскресения, ученики изъяснили это явлением славы Божией, как доказательство любви, которую Бог явил Своему Сыну, по которой это не могло быть иначе. Бог воскресил Его (Иисуса), расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его ( Деян.2:24 ), – так говорил Апостол Петр иудеям. Невозможно было (ο ν δνατον): Бог не мог этого допустить, или Он был бы не Бог и не Отец Своего Сына. Но еще яснее выражает эту мысль другой Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Очевидно, что принцип " построения Тела Христова " противоречит православному учению о Церкви, так как Тело Христово не нуждается в построении, им является Святая Православная Церковь : " И вы – – тело Христово, а порознь – – члены " . (1Кор.12:27) Мы не считаем оправдание факта экуменической деятельности возможностью проповеди среди инославных. Это не соответствует действительности и противоречит Священному Писанию: " Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся " . (Тит.3:10) " Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию , которое приняли от нас " . (2Фесс.3:6) " Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей " . (Пс.1:1) " Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду " . (Пс.25:5) Об этом же писал Свт. Серафим (Соболев): " Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют " Всецерковной конференцией " , " собранием всех христианских церквей " и " единою святою Христовой церковью " , православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой " единой святой церкви Христовой " со всеми ее еретическими заблуждениями. Следовательно, без слов, без всякого писания православные представители-экуменисты одним своим присутствием на экуменической конференции будут содействовать ниспровержению нашей веры в догмат о Церкви " . Мы выражаем свое несогласие с тем, что от имени Русской Православной Церкви, членами которой мы являемся, а, следовательно, и от нашего имени, проводится экуменическая деятельность, приводящая к попранию святоотеческого духа и канонического учения Святой Православной Церкви. В результате экуменической деятельности происходит великий соблазн среди верующих, понимающих и чувствующих всю ложь экуменизма. Одновременно в сознании " малых сих " размываются границы между Православием и ересью, что приводит к гибели бессмертной души и вносится разделение в Тело Христово которое есть Церковь.

http://religare.ru/2_42695.html

Последнее Он всегда поставлял в такую тесную связь с первыми, что оно необходимо должно последовать после Его страданий и смерти. Так Он говорил ученикам Своим, что Ему должно (δε) идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и быть убиту и в третий день воскреснуть (Мф.16:21). Но с особенною ясностью Иисус Христос раскрыл это ученикам Своим после Своего воскресения. Не так ли, говорил Он, надлежало (δει) пострадать Христу и войти в славу Свою ( Лк.24:26 )? Но почему же это должно было произойти? И начав от Моисея, замечает Евангелист, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем писании (ст. 27). Итак, Ему должно было воскреснуть, как и умереть, по предвечному определенно Божию, как Мессии. – Но не одно это основание в пользу необходимости Своего воскресения указал Иисус Христос. Еще пред Своими страданиями Он указывал на славу и любовь Своего Отца, которые как были причиною самого Его послания в мир, так необходимо должны быть и основанием для будущего Его прославления или воскресения. Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так молил Он Отца Своего пред Своими страданиями, и далее продолжал: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче ( Ин.17:1,4–5 ). Что в этих словах под прославлением разумеется необходимо и воскресение, это ясно раскрыл Сам Иисус Христос после воскресения, когда Он Свое воскресение назвал вступлением в славу Свою ( Лк.24:26 ), т. е. в ту славу, которую Он имел у Отца прежде бытия мира (срав. Мф.16:21; Лк.24:26 ). Итак, Иисус Христос за совершение того дела, которое Ему заповедано было исполнить, ожидал Своего прославления. Таким образом, вот два основания, указанные самим Христом, в пользу необходимо имевшего последовать Его воскресения из мертвых. Он должен был воскреснуть, как Мессия, и как Сын Божий, исполнивший волю Божию. Раскроем эти основания. Остановимся сначала на последнем. Цель творения мира и, особенно, человека, есть слава Божия и отсюда блаженство самого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010