Христология св. Игнатия определенно антииудейская и антидокетская. Докетизм уже стал в его время реальной опасностью для верных, и поэтому св. Игнатий часто говорит об истинной ( αληθως ) плоти Христа, о смерти, воскресении и Его человеческих свойствах ( εφαγε , επιεν , и т.д.). Он ясно отличает свойства обоих естеств. Например, в послании к Ефес . 7:2: « Единый плотский и духовный врач, рожденный и нерожденный ( γεννητς και αγννητος ), воплотившийся Бог ( εν σαρκ γε v με voc θες ), истинная жизнь в смерть, от Марии и от Бога, сначала страдающий и потом бесстрастный Господь наш Иисус Христос.» Или в послании к Поликарпу III 2: ...» безвременный, невидимый ( αχρονος , αρατος ), ради нас ставший видимым ...» В послании к Ефесянам: «Он Сын человеческий и Сын Божий» (гл. 20). Кроме того, христология его имеет явно сотериологический характер. «Господь для того принял миро на главу Свою, чтобы Церковь дышала нетлением» ( Ефес . 17). Нетление и воскресение суть дары воплощения Христа. Искупление есть разрушение власти Сатаны. Упомянув о полемическом характере его посланий, следует указать на следующие места: ( Филадельф . 2) — «Итак, как чада света и истины, бегайте раздробления единства и зловредного учения еретиков, от которых исходит осквернение на всю землю» (Иерем. 23:15). В послании Траллийцам X: «Если, как говорят иные безбожники, т.е. неверующие, Он страдал только призрачно, — сами они призрак, — то зачем же я в узах? Зачем я так пламенно желаю бороться со зверями? Стало быть я напрасно умираю? Стало быть я действительно говорю ложь о Господе?» В послании к Магнезийцам VIIÏ «Не обольщайтесь чуждыми учениями, ни старыми бесполезными баснями. Ибо если мы доселе живем еще по закону иудейскому, то тем как бы исповедуем, что мы не получили благодати.» В послании к Филадельф. VÏ «Если кто будет вам проповедовать иудейство, не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание слушать христианство, нежели от необрезанного иудейство. Если же ни тот ни другой не говорят об Иисусе Христе, то они по мне столпы и гробы мертвых, на которых написаны только имена человеческие.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса об отмене субботнего дня в Новом Завете. Христос, правда, ходил в субботние дни в синагогу, там читал Св. Писание и поучал народ. Но из этого нельзя делать вывода, что христиане должны праздновать субботу, как нельзя делать и того вывода, что они должны ходить в синагогу. Христос соблюдал не только субботу, но и весь ветхозаветный закон, которому положил конец Своей смертью ( Гал. 3:10, 13, 22 ; Рим. 2:7–6 ). Но Христос, соблюдая субботу, показал, что наступает уже конец субботы. Заявил, что «суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын человеческий есть Господином субботы» ( Мк. 2:37, 28 ). Между тем, с точки зрения ветхозаветного закона именно человек был для субботы, а не суббота для человека. Так, по закону ветхозаветному всякий, кто стал бы делать в субботу какое ни будь дело, подлежал смерти ( Исх. 20:10; 31, 14, 15 ; Иерем. 17:27). В субботу нельзя было делать даже доброго дела, между тем в нарушение субботы Христос исцелил сухорукого и этим показал, что Сын человеческий есть господином и субботы ( Исх. 20:10, 31:14, 15 ; Иерем. 17:21, 27; Числ. 15:32, 33 ; Неем. 10:31, 13:15, 22 ). Сектанты говорят, что Христос не мог нарушить субботы уже потому, что пророк Исаия предсказал о праздновании субботы и в Новозаветной церкви (Исаия 66, 22 – 23). Неверно. Пророк Исаия в этом месте говорит только о счете времени, в которое будут прославлять Бога. «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонениеговорит Господь» (Исаия 66:23). Вместо того, чтобы сказать: из месяца в месяц и из недели в неделю, пр. Исаия употребил ходячее в то время выражение: из субботы в субботу, но здесь и намека нет на то, что в Новозаветной Церкви будут праздновать субботу. Наоборот, в Св. Писании Ветхого Завета мы знаем тексты, говорящие о том, что в Новозав. Церкви будут праздновать новый день (Иеремия 31:31–32; Захар. 3:8–10, 9:16, 13:1 ; 1Петр. 3:21 ). Как мы уже видели, субботники-адвентисты придают чрезвычайно важное значение словам Спасителя: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» ( Мф. 24:20 ). В них видят крайнее доказательство святости субботнего дня. Но так ли это? Если Христос имел в виду святость субботы, то Он, следовательно, имел в виду, и святость зимы? Если для учеников было грехом бежать в субботу, то для них должно было быть грехом бежать и зимою. Что Христос имел в виду, говоря эти слова? Очевидно не святость субботы, ибо Он не осудил своих учеников, обвиняемых фарисеями в нарушении субботы, не только исцелил расслабленного, но и, вопреки ясному запрещению носить ноши в день субботний» (Иерем. 17:21), говорит: «возьми постель твою и ходи» ( Иоан. 5:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

27) Брат сказал: от чего это, отче, не имею я сокрушения? Старец ответил: от того, что у нас с тобою нет страха Божия пред очами нашими. От того, что сделались мы убежищем всякаго зла, и страшныя Божии прещения презираем, как пустыя представления. Иначе как не сокрушаться бы, слушая, как напр. Моисей говорит от лица Божия о грешниках: яко огнь возгорится от ярости моея, разжется до ада преисподняго: снесте землю и жита ея, попалит основания гор (Втор. 32, 22—23). И еще: поострю, якоже молнию меч мой, и приимет суд рука моя, и воздам месть врагам моим, и ненавидящим мя воздам ( — 41). Или как вопиет Исаия: отступиша, иже в Сионе беззаконницы, примет трепет нечестивыя: тщетна будет крепость духа вашего; огнь вы пояст. Кто, возвестит вам, яко огнь горит? Кто возвестит вам место вечное (Ис.33,14)? И опять: и изыдут и узрят трупы человеков преступивших мне: червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет и будут в позоре всякой плоти (Ис.66,24). Или как говорит Иеремия: дадите Господу Богу вашему славу прежде даже не смеркнется, и прежде даже не преткнутся нозе ваша к горам темным: и пождете света, и тамо сень смертная, и положени будете во мрак (Иерем. 13, 16). И опять: слытите сия, люде буии и неимеющии сердца: иже имиюще очи, не видите, и уши, и не слышите. Мене ли не убоитеся, рече Господь, или от лица Моего не устыдитеся? (Иерем.5,21.22). И еще : накажет тя отступление твое, и злоба твоя обличит тя:и увеждь, и виждь, яко зло и горько ти есть, еже оставити мя, глаголеть Господь…Аз насадих тя виноград плодоносен, весь истинен: како превратился еси в горесть виноград чуждый (Иер.2,19—21)? И опять: не седох в сонме их играющих, но бояхся от лица руки Твоея: на едине, седех, яко горести исполнихся (Иерем.15,17).Кто также не ужаснется, слыша, что говорит Иезекииль: пришел есть конец тебе, и испущу ярость мою на тя, и отмщу тебе по путем твоим, и дам на тя вся мерзости твоея. Не пощадит око мое и не помилую… и познаеши, яко аз Господь бияй (Иезек.7,3.9). Кто не сокрушится слыша, как Даниил описывает день страшнаго суда, говоря: зрях, дондеже престоли поставишася, и Ветхий деньмиже седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса его огнь палящ. Река огненнал течаше исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзоишися (Дан. 7, 9. 10), т. е. дела каждаго. И опять: во сни нощию, и се на облацех небесных, яко сын человеч идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред него приведеся: и тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена, и языцы тому поработают: власть Его, власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется. Вострепета дух мой в состоянии моем, аз Даниил, и видения главы моея смущаху мя (Дан. 7, 13—15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Быт. 36, 10. 11 .). По нем стала называться страна, которою владели идумеи (см. Иерем. 49, 7. 10; Иезек. 25. 13); имя ее Феман сохранилось еще во времена Евсевии и Иеронима в одном месте, которое находились в пяти римских милях от Петры или Селы и имело римский гарнизон (vid. curs. compl. t. 20, p.808). Феманитяне, как уже и заметили мы, славились большим умом и мудростью, которая обнаруживалась в особенности в нравственных изречениях (см. Иерем. 49, 7; Варух. 3, 22. 25 ). 36 Ворота употреблены здесь, как и часто употребляются в свящ. писании, вместо города (см. Второз. 21, 19 и друг.). 39 «Пить» или «испить чашу» – часто ставятся образно вместо – испытывать несчастную участь, потому что чаша, наполненная опьяняющим напитком, у восточных писателей есть обыкновенный образ несчастной участи – (см. Иерем. 25, 27 – 29; 48, 26; 49, 12; 51, 7; Плач. 4, 21 ; Исал. 21, 5; 60, 5; 75, 9; Исаиа 29, 9; 51, 17; Иезек. 23, 31; Наум. 3, 11 ; Аввак. 2, 15. 16 ); также и у арабов, наприм. пить чашу погибели (см. Abulfed. Annal. 1. 352. Bar Hebaens chion. Syr. стр. 219). – Отсюда таким образом становятся ясными места – Мф. 20, 22; 26, 39. 42 и друг. Там же 13, 15. § 4. В дальнейшей судьбе своей Идумея еще более поразительно наглядно доказывает исполнение на ней Божественных предопределений. И замечательно, что первое новейшие свидетельство, которое показало, как исполнялся тягчайший и безвозвратный приговор суда Божия над землею Эдомскою, – было свидетельство рационалиста Вольнея. «Эта страна, говорит он, не была посвещаема никаким путешествинником, но она, без всякого сомнения, заслуживает такого внимания: ибо по рассказам арабов Бакира и жителей Гавы, которые часто отправляются в Моан и Карак, по дороге богомолицев, есть на юго-востоке от Асфальтового озера, в расстоянии трех – дневного путешествия, более тридцати разоренных и покинутых городов. Некоторые из них имеют большие здания, с колоннами, которые, может быть, принадлежали древним храмам, или, по крайней мере, греческим церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Евр. 7:21–28 . Те были священники без клятвы. Ср. 8:1–2:6. А Сей с клятвою... имеет священство не преходящее. в) Пророчества о ново-заветном священстве Иерем. 3:15. И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти… Иерем. 23:4. И поставлю над ними пастырей... и они уже не будут бояться и пугаться. Иерем. 37:17–18. Не прекратится у Давида муж и у священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим... Псал. 131:9,16 . Священники Твои облекутся правдою... Священников его облеку во спасение... ж) Как в ветхом завете, хотя и назывались все царством священников Исх. 19:6 . Вы будете у Меня царством священников... Но из них Господь избрал иных для особого священства Исх. 28:41 . Аарона... и сынов его... они будут священниками Мне. Но особое священство, тоже установлено 1) Предсказание о нем: Исх. 66:18–21 . И вот, приду собрать все народы и языки… из них буду брать также в священники... 2) Установление: 1Кор. 12:28 . Иных Бог поставил в церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих учителями… Ефес. 4:11 . И Он поставил одних Апостолами, другях пророками, иных… пастырями и учителями... и) Апостолы поставлены на это служение действием Св. Духа Лук. 24:49 . Вы же оставайтесь... доколе не облечетесь силою свыше. Деян. 2:3–4 . И явились разделяющие языки... и почили на каждом из них. И исполнились все Духа Святого. 19) Против осуждающих пастырей б) Пасомые хотя бы и недостойных пастырей должны слушаться Деян. 23:4–5 . Первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия; что он первосвящ. ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь. Мф. 23:3 . все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте. 2Петр. 2:11 . Ангелы превосходя их... не произносят на них пред Господом укоризненного суда. 1Кор. 4:5 . Не судите ни как прежде времени.... 2Кор. 13:7 . Но что бы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть. в) Суд над пастырями принадлежит епископу: 1Тим. 5:13 . Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ин. 10:17–18 ; Филип. 2:7–8 ) и из безмерной любви к роду человеческому, и Сам как человек, через страдания совершившись, Христос сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога первосвященником во век по чину Мелхиседека ( Евр. 5:9–10, 8 ; сн. Псал. 109:4 670 ). Так из Страдальца Мессия является Победителем смерти для дарования всем людям вечной жизни, Своей «смертью смерть поправ» 671 . А уже в этом начало царственной славы Его. 4) Царство Христово. Христос – Царь этого царства; основание, распространение и судьба последнего. Зах. 9:9 ; Псал. 67:19 ; ст. 2; – 23:9; – 109:1,4; Исак 9:6–7 (5–6); Иезек. 34:24; 37:23–24,25–26; Иерем. 3:17; Исаии 55:3–4; Псал. 2:6; 8:6–7 ; – 44:7; Дан. 7:14 ; Исаии 9:7; Псал. 117:22–23 ; Исаии 28:16; Втор. 30:12–14 ; Ав. 2:34 ; Исаии 45:23; – 59:20–21 (сн. 27:9); – 1:9; – 65:1; – 52:15; Втор. 32:21,44 ; Исаии 55:5; Мих. 4:1–2 ; Исаии 54:1; – 11:10; Псал. 116:1 ; Осии 2:1,25 (1:10; 2:23); Иерем. 31:31–34; Исаии 40:5; – 54:13; – 61:6; Иоиля 3:1–5 (сн. Исаии 58:11, 9; 55:1; 12:3; Зах. 14:8 ; Иезек. 47:1,12); Дан. 9:27 ; Агг. 2:6 ; Дан. 7:13–14 ; Иуды ст. 14–15 (сн. Быт. 5:25 ); Иоиля 2:1; – 3:14–16; Софон. 4:14–16 ; Исаии 26:19; Зах. 12:10 ; (сн. Псал. 9:9 ; Еккл. 12:14 ); Дан. 7:10–12, 2 ; Исаии 66:16,24; – 25:8 (срав. 43:19; 65:17; 35:10); Осии 13:14 ; Псал. 94:7–11 . Уже и во время уничижения Своего Христос, согласно прямому предсказанию о Нем Захар. 8:9 672 , торжественно, как царь, входит в Иерусалим, Мф. 21:5 в конт. и Ин. 12:12  и дальн. 673 Затем царственная власть и слава Его обнаружилась при Его сошествии во ад и в пленении последнего ( Псал. 67:19 ; Еф. 4:8–9 ) по смерти 674 . Ибо смерть для Него была лишь переходом к воскресению таким образом, что Он не увидел тления ( Деян. 13:37  сн. Псал. 15:10  срав. таким Деян. 2:31 ), так как смерти невозможно было удержать Его ( Деян. 2:24 ). По воскресении же за претерпение смерти увенчан славой Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами (сн. тал. 8:6), дабы Ему по благодати Божией, вкусить смерть за всех ( Евр. 2:9 ), почему Он и Сам тогда сказал ученикам Своим: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Иак. 2:14,17 и др.) к Богу и ближним (Второзак. 6:5; Лев 19:18 ; сн. Мф. 22:37–39 и пар. Рим. 13:9 ; Гал. 5:14 ; Иак. 2:8 ), дел, по существу начала своего вечных, живых, и дел внешней праведности пред законом, а не пред Богом, дел исполнения одной лишь внешней стороны закона, его постановлений, без участия сердца, живущего верой, что так сильно обличал не только Иисус Христос в фарисеях своего времени (Мф. 5:20 срав.     23, 24; 6:2,5,16; 15:2–9; 23:3–4 и мн. др.); но и еще в Ветхом Завете мужи веры в своих фарисействовавших современниках (Исаии 1:2 и дал., 29:13; Иерем. 6:20; 14:12; Ам. 5:22 ; Мих. 6:6,7 ; Прит. Солом. 21:27 и др.), следовательно, дел, как не вытекающих из живого существа веры, мертвых ( Евр. 6:1; 9:14 ) и мертвящих, т. е. приводящих к вечному удалению от Бога, а не к общению с Ним. Итак, в первом отношении и закон сам имел вечное значение и не только нравственный, но и обрядовый с его внутренней стороны, как исполнявшийся в мысли о восстановлении нарушаемого через грех общения с Богом через жертвоприношения Ему, как дар сердца, верующего в грядущую Жертву 420 , имеющую заменить все неудовлетворительные уже по множественности своей жертвы ветхозаветные и однако же Богом установленные до времени исполнения нарока отча (он. Евр. 10:1–4, 5–9 ; Гал. 4:1–4 , сн. ст. 9–10) 421 . Во втором же отношения и постановления не только обрядового, но и нравственного закона или имевшие только временный характер при вечной сущности своей, или исполнявшиеся без духа веры (в последнем отношении конечно уже не сами по себе, а по отношению к ним людей) постепенно уже в самом Ветхом Завете все более и более старели и, следовательно, мертвели вместе с возрастом наследников обетования ( Гал. 4:1–3 ) и стало быть требовали обновления и замены живыми, вечными словесами вечного закона новозаветного (для этого срав. особенно Иерем. 31:31–34 сн. Евр. 8:6,13 ). Вместе с тем привзошедший «спустя четыреста тридцать лет» после обетований дозаконных ( Гал. 3:17 ) закон Моисеев установил более тесную и определенную, чем это было до него, связь между исполнением закона как условием и между обетованием, как следствием этого исполнения, определив: «исполнивший правила закона человек будет жив в них» ( Лев. 18:5 ; срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Nc. CXLII, 2 . Но Господь и не относится к человеку по закону юридического возмездия. Он, как Творец, позна создание наше, помяну, яко персть есмы ( Nc. CII, 14 ). Человек – существо слабое и бренное (Ibid. ст. 15; Uc. XL, 6 ), – и Господь Сам приходит на помощь его болезненности, слабости и беспомощности, как Помощник, Врач, Целитель и Спаситель 23 . Он очищает все беззакония человека, исцеляет все недуги его, избавляет от истления жизнь его, венчает его милостью и щедротами ( Nc. CII, 3 – 4 ). Вообще правосудие Божие действует нераздельно с Его милостью, и оба момента существенно входят в содержание «правды» Его (ср. напр., Uc. LXIII, 7 ). Полное проявление и совершенное осуществление божественной «правды» было обетовано человечеству увидеть, в мессианские времена, в спасающей деятельности Самого Мессии. Се дние грядут, глаголет Господь, и возставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет царь и премудр будет и сотворит суд и правду на земли. Во днех его спасется Иуда и Израиль пребудет в надежди, и сие имя Ему, имже нарекут его: Господь праведен наш (Иерем. XXIII, 5 – 6; ср. Иерем. XXXIII, 15 – 16). В известном пророчестве Даниила ( Дah. IX, 24 ), «приведение правды вечной» представляется одним из самых существенных принадлежностей мессианского избавления, наряду с «очищением беззаконий», «искуплением вины», «изглаждением неправды» 24 . Пророком Исайей было предсказано, что приобщившиеся мессианского спасения нарекутся родове правды – κληθσονται γενεα δικαιοσνης ( Uc. LXI, 3 ). Захария, отец Крестителя, одно из существенных пророческих предречений о царстве Мессии указывает в том, что люди будут способны «служить Господу Богу в святости и правде Пред Ним» ( ν σιτητι κα δικαιοσν νπιον ατο. Лk. I, 75 ). Пришедший спасти людей от «грехов их» Мессия Эммануил явился источником «оправдания» человечества, как исполнивший Сам «всю правду» ( π σαν δικαιοσνην Mф. III, 15 ). Призывая искать преимущественно пред всем «царство Божие и правду его» ( τν δικαιοσνην ατο Mф. VI, 33 ), Спаситель разъяснил, что христианская правда ( δικαιοσνη μ ν) безмерно превышает то, что признавалось «правдою» у книжников и фарисеев ( Mф. V, 20 ) – законническую праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: ; Исаии 15:16, 19:28; Лев. 14:12 ; Числ. 5:19 ; Второз, 6:13, 10:20, 23:21; 29:12–14; Сирах. 23:9–11 ; Исаии 45:23; Иерем. 4:2; Псал. 14:4 ; Иезек. 20:5–6, 15–23, 36:7, 47:13–14; Мф. 26:63–64 ; 2Кор. 1:23 ; Галат. 1:20 ; Филип. 1:8 ; 1Солун. 2:10 ; 2Тим. 4:1 ; Евр. 6:13–17 ; Откр. 10:5–6 . Израильский: Быт. 21:25–24, 24:1–9 ; 1Цар. 24:22–23 ; 3Цар. 8:31–32 . Св. пророк Исаия предсказал о новозаветной клятве именем Божиим у христиан: Исаии 43:23; Исаии 65:15–16. Клятву именем Божиим употребил Христос: Мф. 26:63–64 ; ее употреблял св. апостол Павел: Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23 и придавал ей большое значение: 1Тим. 1:10 ; Евр. 6:16–17 ; клялся именем Божиим и ангел: Откр. 10:5–6 . Третья заповедь запрещает напрасное, легкомысленное призывание имени Божия: Исх. 20:7 . Христос запрещает клятву ложную, не именем Божиим, а различными предметами: Мф. 5:34–37, 23:16–22 ; как и апостол Иаков: 5:12. Форма присяги пред св. Евангелием и св. Крестом взята из Св. Писания: 3Цар. 8:31–32 и Исх. 22:11 , как и обычай поднимать во время присяги вверх руку: Исх. 6:8 ; Быт. 14:22–23 ; Откр. 10:5–6 .   О СУДАХ. Сектанты, на основании Евангельского текста: «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:1–2 ), впрочем не все, а только некоторые, отрицают установленные государством суды. Такое отрицание основано всецело на непонимании слова Божия. В данном месте Христос говорил не о судах, как государственных установлениях, а о наших душевных настроениях, по отношению к другим людям, именно – о том, чтобы люди не злословили ближних, не позорили их честь и доброе имя, не распространяли бы клевет, не осуждали бы поведение других и не смеялись бы над другими людьми, выставляя напоказ с худой стороны их поступки, а обращали бы больше внимания на самих себя, проникаясь сознанием, что они грешны пред Богом, и были бы смиренны и благочестивы. Вот о чем говорит Господь Иисус, требуя от людей прекращения всяких пересудов и сплетен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

4) сделать сопоставление с данным местом мест по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:3–14 ); 5) необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35, 13:34–37 ); 6) исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); 7) притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф.13:18–23, 36–43 ). Иногда необходимо бывает все эти приемы применить к рассматриваемому месту, а иногда только некоторые. Для примера отыщем истинный смысл в посл. Рим.1:21–25 , которые применяются штундистами к христианскому иконопочитанию. Ясно видно, что ап. Павел высказывает здесь не причту, а исторически говорит о действительных событиях (прием 6). Из ст. 20 (ср. Прем.13:1–10 ) узнаем, что слова эти сказаны были тем людям, которым пришлось знать о Боге не из сверхъестественного Откровения, но из рассматривания видимой природы, т. е. язычникам (пр. 2). Из отдельных слов остановим внимание на словах – «образ», «нетленный» и «тленный», чтобы понять их настоящий смысл (пр. 1). Слово «образ» (ср. 1Кор.15:49 ; Кол.3:10 ), как видно и из других мест, означает не черты только внешнего вида, но и внутренние черты души; так же из сопоставления узнаем, что слова «тленный» и «нетленный» (ср. 1Пет.1:23 ; 2Пет.2:19 ) означают чистоту или порчу не телесную только, но и духовно-нравственную (пр. 3 и 4). Сделаем историческую справку о том, как язычники совершеннейшего Бога уподобляли тленному, т. е. развращенному человеку и животным (пр. 5): они чествовали идолов обжоры и пьяницы Вила ( Дан.14:3, 6 ), развратницы Астарты (5Цар.23:7. Посл. Иерем. 42–44. Деян.19:35 ), глупого тельца ( Исх.32:4 . Деян.7:41 ), нелепого дракона ( Дан.14:23, 27 . Прем.15:18 ). Поскольку весь мир принадлежит Богу истинному, а упомянутых богов на самом деле не было и не могло быть, то чествованием таких богов истина Божия именно заменена была вымышленною человеком ложью (ср. Прем.14:12–13 ); при чествовании их люди действительно страшно сквернили тела свои ( 4Цар.23:7 . Пс.105:37–39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010