Адресатами речи пророка, на которой мы хотели бы заострить внимание, скорее всего, были евреи, которые считали, что с прекращением правления династии Давида мог уничтожиться завет с Богом. Как полагает рабби Хайим Анжель, несмотря на панические настроения среди народа накануне трагедии, Иеремия предсказывает восстановление династии Давида в неопределенном будущем : «Так говорит Господь: если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы день и ночь не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом, так что не будет у него сына, царствующего на престоле его... Как неисчислимо небесное воинство и неизмерим песок морской, так размножу племя Давида, раба Моего» (Иер. 33:20-22). Эти слова говорят о том, что, по мнению Иеремии, никто не потеснит сыновей Давида на престоле, даже если временно на троне не будет царя из его рода. Очевидно, что в рассуждениях о «вечности» избранной династии Иеремия ссылается на слова пророка Нафана (2 Цар. 7:12-16). В то же время он опускает предупреждение о наказаниях сынов Давида «за грех», как это сделано в описании завета Господа с Давидом по 3-й и 4-й книгам Царств. Мессианскую личность, потомка Давида, который когда-то придет и станет мудро править над Израилем и Иудой, Иеремия называет «праведной отраслью» ( , Иер. 33:15), «отраслью — праведником» ( , Иер. 23:5) . Послепленный пророк Захария продолжил размышления об «отрасли» (Зах. 3:8; 6:12), пытаясь усмотреть в человеке своего времени того самого помазанника, который восстановит храм. Возможно, Захария возлагал надежды на Зоровавеля (Езд. 3:8) , персидского наместника Иудеи (Агг. 1:1), который происходил из рода Давида (Мф. 1:12) и был в числе первой группы репатриантов, вернувшихся из вавилонского плена в Иудею (Езд. 2:64). Форма передачи текста «завета Господа с Давидом», которую мы встречаем у пророка Иеремии, настраивает на оптимистический лад: завет с Давидом пребудет «вечно», даже если сейчас на троне нет представителя его династии. Такой формат подачи пророчества Нафана мы встречаем не только у Захарии, но и в позднейшей письменности Ветхого Завета (см. 1 Пар. 17:11-14; 28:5; 29:11; 2 Пар. 21:7). В период Второго храма, когда на троне отсутствовал законный монарх, царство Давида идеалистически приравнивалось к «царству Господа» ( , 2 Пар. 13:8), а вечность завета с Давидом сравнивалась с «заветом соли» ( , 2 Пар. 13:5), которая, как считалось, не теряет силу (см. Мф. 5:13).

http://bogoslov.ru/article/6177151

И обратились к молитве (к Богу), прося, чтобы содеянный грех совершенно был изглажен (ξαλειφθναι – Сир. 40:12 . – Пс. 50:3 . Дан. 9:24 – ). А Иуда увещевал собрать денег и послать в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех (Вульгата добавляет: mor-tuorum); и поступил, –добавляет писатель, – весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении (40–43). Если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся во благочестии уготована превосходная награда 230 . Какая святая и благочестивая мысль! Поэтому он и сделал выкуп (ξιλασμν – удовлетворение равноценное – 231 Исх. 13:13 ; Лев. 27 гл.), чтобы очистился грех их. Итак, по воззрению Иуды Маккавея и писателя книги, вскоре после смерти не решается окончательно участь человека. Поэтому живые могут ходатайствовать за умерших и вместо осуждения за идолопоклонство могут сделать их достойными вечного блаженства. 2Мак. 15:11–15 . Перед сражением с Никанором Иуда Маккавей воодушевил своих воинов верой в помощь умерших праведников. Он рассказал достойное вероятия (ξιπιστον) – авторитетное и заслуживавшее доверия – сонное видение. Он видел Онию первосвященника (уже умершего – 3:1, 5; 4:3), простирающего руки для молитвы за весь иудейский народ. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою (ср. Дан. 7:9–14 ). И сказал Ония: это братолюбец Иеремия – пророк Божий, который много молится о народе (иудейском) и о святом городе – Иерусалиме (как и в земной жизни Иер. 15:1; 18:20 ). Иеремия подал Иуде золотой меч – дар Божий – для победы над врагами. Видения и речи Иуды утешили (παρακληθντες – Сир. 48:27 ) соотечественников и привели к полной победе над сильным врагом. Почему же они утешили? Потому что иудеи сочли их отражением действительности. Как представилось Иуде в видении, так – верили иудеи – и в действительности Иеремия и Ония ходатайствовали пред Богом за соотечественников. Таким образом, вера в возможность ходатайства живых праведников за своих соотечественников ( Быт. 19:21 ; Иов. 42:8, 10 ) привела к вере в такое же ходатайство пред Богом умерших праведников за живых соотечественников. Вера в Иегову объединяет умерших и живых. Умирающие также соединяются с народом ( Быт. 15:15 ), как и живые; пред Иеговой все живы ( Исх. 3:6 ; Мф. 22:32 . Ср. Иез. 14:14 – ходатайство Ноя).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ст. 1. Навузардан освободил Иеремию только в Раме, уже на пути пленных иудеев в страну плена. Между тем в Иер. 39:14  сказано было, что Иеремия получил свободу и отдан был под защиту Годолии еще в Иерусалиме, и притом тем же Навузарданом. Вероятно, в смутные дни выселения жителей Иерусалима Иеремия, получивший свободу, именно по этому самому (потому что он стал жить среди народа, Иер. 39:14 ) был связан вместе с другими. Навузардану невозможно было самому наблюдать за исполнением всех своих распоряжений, и пророк, вопреки воле халдейского царя, был связан по недоразумению. Недоразумение разъяснилось уже на дороге из Иерусалима в вавилонские земли: в Раме Навузардан дал новое повеление освободить Иеремию. Навзарданъ Последнее слово, оставленное без перевода греческое ρχιμγειρος (=главный повар), соответствует тому же еврейскому выражению, которое в Иер. 39:9  и сл. переведено (с вульгаты): «воевода» или «воевода воинств». Точнее русский перевод. – среды, и В виду как греческого, так и латинского переводов, согласных здесь с евр. текстом, чтение это можно было бы видоизменить следующим образом: «взя его... среди преселения Иерусалимля и Иудина ведомых в Вавилон». Иер. 40:2–6 2. И вз его и реч ем: Гдь Бгъ твой соглаголалъ есть на мсто 2. Начальник телохранителей взял Иеремию, и сказал ему: Господь Бог твой изрек это бедствие на место сие; 3. И привед, и сотвор Гдь, коже реч, зан согршисте ем, и не послшасте гласа ег, и бысть вамъ глаголъ сей. 3. И навел его Господь, и сделал то, что сказал; потому что вы согрешили пред Господом, и не слушались гласа Его, за то и постигло вас это. Ст. 2–6. Что Навузардан знал об угрозах, с которыми пророк Иеремия (как и другие пророки) обращался к иудеям, – это также понятно, как и то, что Навуходоносору известно было о совете, многократно даваемом Иеремиею иудеям, – добровольно покориться халдеям (ср. толков. Иер. 39:11–14 ). Навузардан прямо говорит о Боге еврейском, Иегове, что Он привел в исполнение свою угрозу над народом, не слушавшим Его голоса. Это согласно с представлением древних язычников, по которому каждый народ имел и должен иметь своего бога или своих богов, измена которым влечет за собою наказание отступников (ср. Иер. 2:11, 22:8, 9 ). И бысть вамъ глаголъ сей=и совершилось над вами бедственное событие, о котором предсказывали вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

102 . Иеремия, придя на это место, нашел там жилище, похожее на пещеру, внес туда найденные им шатер, ковчег и жертвенный алтарь и завалил вход. А те, которые с ним пришли, хотя и очень старательно разыскивали это место, чтобы запомнить его, не смогли найти его. Когда же Иеремия узнал об их усилиях, то сказал: Это место останется неизвестным, доколе Бог , умилосердившись, не соберет сонма народа. Тогда Бог покажет его, и явится величие Господа ( 2Мак.2:7–8 ). 18 . 103. Сонм народа – это мы, и мы знаем милость Господа Бога нашего, которую наш Искупитель явил в Своих страданиях. И, думаю, мы знаем этот огонь, так как читаем, что Господь Иисус крестит Святым Духом и огнем – об этом говорит Иоанн в своем Евангелии 615 . По заслугам сжигалось жертвоприношение, потому что оно приносилось за грех, а огонь был образом Святого Духа, Который должен был сойти после Вознесения Господа и отпустить грехи всем, подобно огню воспламеняя душу и ум верующего. Поэтому Иеремия, охваченный Духом, говорит: В сердце моем был как бы горящий огонь, опаляющий кости мои, и я совершенно ослабел и не могу больше удерживать ( Иер.20:9 ) 616 . Мы читаем в Деяниях апостолов о сошествии Духа на апостолов и многих ожидавших исполнения обетов Господних: тогда языки разделились подобно языкам пламени 617 , и каждый из получивших дар различных языков так воспарил духом, что казалось, они опьянены молодым вином. 104 . Что означает, что огонь стал водой, а вода породила огонь? Под этими словами разумеется благодать Духа, огнем выжигающего наши грехи, а водой омывающего их. Ведь грех омывается и выжигается. Поэтому апостол говорит: Огонь испытает дело каждого. И ниже: А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня ( 1Кор.3:13, 15 ). 105 . Мы привели эти слова для того, чтобы показать: грехи сжигаются огнем. И поистине был святым огонь, сшедший на жертвоприношение как предвестник будущего отпущения грехов. 106 . Этот огонь скрыт во времена пленения, когда царит грех, а появляется во времена свободы. Хотя он принимает вид воды, однако сохраняет природу огня, сжигая жертвоприношение. Не удивляйся, читая об этом, ведь Бог Отец сказал: «Я – Огонь пожирающий» 618 , и в другом месте: Меня, источник воды живой, оставили ( Иер.2:13 ). Сам Господь Иисус, как огонь, воспламеняет сердца слушающих и, как источник, освежает их. В Своем Евангелии Он говорит, что пришел для того, чтобы принести на землю огонь и напоить жаждущих живой водой 619 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

2Мак.1:28 . Покарай насилующих и обижающих с превозношением. 2Мак.1:29 . Насади народ Твой на месте Твоем святом, как сказал Моисей». 2Мак.1:30 . Жрецы же воспевали песнопения. 2Мак.1:31 .И когда сгорело жертвенное, тогда оставшеюся водою Неемиия велел полить большие камни. 2Мак.1:32 . Но как только это сделано было, вспыхнуло пламя: но жаром, сиявшим от жертвенника, было поглощено. 2Мак.1:33 . Когда же известно стало это дело, и поведано было царю Персов, что в том месте, где огонь скрыли переселенные жрецы, явилась вода после того, как и бывшие около Неемии заклали жертву: 2Мак.1:34 . тогда царь, по изследовании дела, поставив тут ограду, сделал капище. 2Мак.1:35 . И к кому благоволил царь, тем раздавал многие дары, которые сам получал. 2Мак.1:36 . Прозвали же сие бывшие около Неемии Нефтар, что значит, очищение. А многие называют то Неффаи. Глава 2 2Мак.2:1 . Обретается же в записках, что Иеремия пророк повелел переселившимся взять огонь: что показано выше [Смотри гл. 1, ст. 19]; 2Мак.2:2 . и что сей пророк, вручив переселенцам закон (Моисея), внушал им, чтобы они не забывали повелений Господа, и не прельщались бы помыслами, смотря на идолов золотых и серебрянных, и на украшение около них. 2Мак.2:3 . Говоря и другое подобное, он умолял их не отдалить закон от сердца своего. 2Мак.2:4 . Было в писании и то: как скинии и ковчегу повелел сей пророк, по данному ему прорицанию, следовать за ним. Когда же он отправился на гору, с которой Моисей, взошедши, видел наследие Божие [Разумей гору Нево за Иорданом. С вершины ея Моисей видел обетованную землю, названную здесь наследием Божиим]; 2Мак.2:5 . тогда, прибыв, Иеремия нашел дом пещерный, и внес туда скинию и ковчег и жертвенник фимиама, и загородил двор. 2Мак.2:6 . И пришедши некоторые из спутников его, чтобы обозначить путь туда, не могли найти его. 2Мак.2:7 . Когда же Иеремия узнал о сем, то попрекнув им сказал, что неизвестно будет место сие, пока не соберет Бог сонм народа, и милостив будет. 2Мак.2:8 . И тогда Господь укажет оная, и явится слава Господа и облако, как при Моисее являлось то и другое, как и Соломон, просил, чтобы место (храм) освятилось торжественно

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Блж. Феодорит, толкуя пророка Софонию, также отмечает, что бедняки Господни люди кротки и смиренны, и есть спасаемые останцы Израилевы. Исполнение этого пророчества блж. Феодорит видит, в первую очередь, на апостолах: «И сие ясно указует нам на лик апостольский, ублажая который, Владыка сказал: блажени кротции, яко тии наследят землю ( Мф. 5:5 )» ч. V, Толк, на пр. Софонию, гл. 3]. 11.8. Пророчества об остатке Израилевом во время Вавилонского плена Наступила иудейская катастрофа. Народ иудейский уведен в Халдею в плен, некоторая часть народа осталась на земле Израиля, а иные бежали, спасаясь, в Египет. В это время пророчествует бедняк Ягве Иеремия. Подобно допленным пророкам, он называет остатком часть иудеев, уцелевших от переселения в Вавилон и оставшихся на Святой Земле. Так, строго остерегая оставшихся иудеев от попытки спастись бегством в Египет, пророк говорит: Выслушайте ныне слово Ягве, вы, остаток Иуды: так говорит Ягве Саваоф, Бог Израилев: если вы решительно обратите лица ваши, чтобы идти в Египет, и пойдете, чтобы жить там, то меч, которого вы боитесь, настигнет вас там, в земле Египетской ( Иер. 42:15–16 ). Подобным образом говорит пророк Иеремия и в других местах. Остаток Иуды – оставшиеся в Святой Земле. Но у Иеремии появляется и совершенно новая мысль – мессианское будущее он видит не за уцелевшими от плена, а именно за уведенными в плен! Пророку Иеремии дается видение двух корзин с хорошими и плохими смоквами, в котором открывается, за которой частью иудеев мессианское будущее. Ягве показал мне: И вот, две корзины со смоквами поставлены пред храмом Ягве, после того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, вывел из Иерусалима пленными Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и князей Иудейских, с плотниками и кузнецами, и привел их в Вавилон. Одна корзина была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние, а другая корзина – со смоквами весьма худыми, которых по негодности их нельзя есть. И сказал мне Ягве: что ты видишь, Иеремия? Я сказал: смоквы, смоквы хорошие весьма хороши, а худые весьма худы...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 32 1–15. Символическое действие, какое повелел Бог совершить Иеремии – покупка поля в г. Анафофе. 16–25. Молитва пророка о разъяснении смысла этого действия. 26–44. Божественное объяснение. Иер.32:1–15 . В то время, когда халдеи обложили со всех сторон Иерусалим и, когда уже не было сомнения, что они доведут осаду до желанного конца, Иеремия, заключенный в темнице на царском дворе, получил от своего родственника предложение купить участок земли в Анафофе. Пророк, согласно повелению Божию, купил участок и совершил по всей форме купчую запись в знак того, что со временем она понадобится, когда снова в этой земле иудейской возвращенные из плена ее обитатели станут покупать поля и виноградники. Иер.32:2 .  Тогда войско царя Вавилонского осаждало Иерусалим, и Иеремия про­рок был заключен во дворе стражи, который был при доме царя Иудейского. Здесь имеется в виду вторичная осада Навуходоносором Иерусалима, после того как он должен был уйти от Иерусалима на короткое время в виду приближения египетских войск. – О заключении Иеремии под стражу см. Иер 37.12–21 ст. – «Двор стражи» – это не темница, а скорее помещение для царской гвардии. Иер.32:3 .  Седекия, царь Иудейский, заключил его туда, ска­за­в: «зачем ты про­роче­с­т­ву­ешь и говоришь: так говорит Го­с­по­дь: вот, Я отдаю город сей в руки царя Вавилонского, и он возьмет его; Иер.32:4 .  и Седекия, царь Иудейский, не избегнет от рук Халдеев, но непремен­но пред­ан будет в руки царя Вавилонского, и будет говорить с ним устами к устам, и глаза его увидят глаза его; Иер.32:5 .  и он отведет Седекию в Вавилон, где он и будет, доколе не по­сещу его, говорит Го­с­по­дь. Если вы будете вое­вать с Халдеями, то не будете иметь успеха?» Здесь кратко сообщается содержание речей пророка о Седекии (ср. Иер 21.4 и сл.; Иер 34.2 и сл.; Иер 37.17 ). Иер.32:7 .  вот Анамеил, сын Саллума, дяди твоего, идет к тебе ска­за­ть: «купи себе по­ле мое, которое в Анафофе, по­тому что по праву родства тебе надлежит купить его». Иеремия, вероятно, был ближайшим родственником Анамеила, и потому этот последний, находившийся, вероятно, в тяжелом материальном положении, предлагает купить свой участок именно Иеремии, как того требовал закон Моисеев ( Чис 27.8–11 ; Лев. 25.25 ). Участок этот, конечно, лежал около стен Анафофа, так как тут обыкновенно левиты имели участки для пастбищ ( Чис 35.2 ). Если в кн. Лев. 25.34 такие участки запрещено продавать, то запрещение это касалось, вероятно, продажи их евреям из чужого колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк Иеремия      Второй великий пророк, проходивший служение в самое трагическое время жизни избранного народа, был сыном священника Хелкии из Анафофа, расположенного в колене Вениаминове. Избрание на пророческое служение — яркий пример всеведения Господа, Который сказал Иеремии: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя (Иер 1, 5). Служение свое он начал совсем юным, в тринадцатый год царствования Иосии, то есть в 627 году до Р. Х. Апогея его проповедь достигла в годы, предшествовавшие разрушению Иерусалима. С раннего утра он неустанно возвещал царю Седекии, вельможам и народу волю Божию. Слово слышалось на площадях, во дворе храма, в царском дворце и в домах. Ему сопутствовала ненависть сограждан, люди преследовали его поношением и клеветою, князья требовали у царя казнить его. За обличение лжепророков он подвергся аресту и побоям. После падения Иерусалима пророк остался в Иудее. Когда был убит правитель Годолия, остававшиеся в Палестине евреи бежали в Египет и насильственно увели Иеремию. Согласно преданию, которое сообщают преподобный Ефрем Сирин, святитель Епифаний, блаженный Иероним, великий пророк был побит камнями в Тафнисе за обличение иудеев. Пророка Иеремию побивают камнями. Монастырь Дионисиат, Афон      В пророческих речах Иеремия призывал народ к покаянию и предсказывал грядущие народные бедствия. Книга Иеремии показывает великое долготерпение Божие. Даже после тяжелого испытания, посланного Богом народу за упорное отвержение воли Божией, Господь через Иеремию возвещает народу надежду: возвращу Израиля на пажить его, и будет он пастись на Кармиле и Васане, и душа его насытится на горе Ефремовой и в Галааде (Иер 50, 19). Господь обещает не только прощение грехов и прекращение плена. Через Иеремию Бог возвещает время, когда Он заключит Новый Завет и напишет Закон на сердцах их: буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер 31, 33). 7 июня 2017 г. Рейтинг: 6.5 Голосов: 292 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104117.html

Ты сильнее меня, и превозмог; И я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, кричу о насилии, вопию о разорении, Потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; Но был в сердце моем как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, И я истомился, удерживая его, и не мог. (20,7-9) Считаться предателем собственного отечества пророку было непереносимо горько, но призыв Божий оказался сильнее. В 601 году фараон на время стал одолевать Навуходоносора. Иоаким сразу же перешел на сторону Египта. Но, узнав об этом, халдеи послали свои войска в Иудею. Осенью 598 года Иоаким умер и престол перешел к его сыну Иехонии. В январе 597 года армия Навуходоносора уже стояла под Иерусалимом. В марте восемнадцатилетний Иехония решил сдаться на милость победителя. Множество знатных иудеев во главе с царем было отправлено в Вавилон. На престоле в качестве наместника Иехонии халдеи утвердили его брата Маттанию, получившего имя Седекии. Время его царствования стало медленной агонией Иерусалима. Вопросы для повторения 1. В чем состоит значение пр. Иеремии в св. истории? 2. Как создавалась его книга? 3. На какие части она делится? 4. В чем заключены основные черты богословия пр. Иеремии? 5. Как и когда совершилось призвание пр. Иеремии? 6. О чем проповедовал пр. Иеремия в начале служения? 7. Как была встречена его проповедь? 8. Как отнесся пр. Иеремия к реформам Иосии? 9. Расскажите о проповеди Иеремии в Храме. 10. Как понимал пророк призвание царя? 11. При каких обстоятельствах был арестован пр. Иеремия? 12. В чем заключалась трагедия его жизни? 13. Кому подчинилась Иудея в 597 году? §9 Пророк Иезекииль: начало служения (597-590 годы) 1. Первая депортация иудеев в Вавилон. В своей завоевательной политике Навуходоносор II следовал примеру ассирийцев. Чтобы ослабить или искоренить очаги возможных восстаний, он производил массовую перетасовку населения покоренных стран. Люди, лишившиеся родины, обживались на новых местах, утрачивали связь с отеческими традициями и становились просто «подданными царя». Эффективность подобной практики доказала, в частности, судьба северного Израиля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Что касается в частности будущего мессианского храма, то идея небесного предсуществования связывалась в представлении некоторых иудеев только с самим зданием храма, но не с его святынями и принадлежностями. Иудеи ожидали, что в мессианский храм будут возвращены все святыни Моисеевой скинии и Соломонова храма; самым существенным недостатком восстановленного Зоровавелем храма было отсутствие важнейших принадлежностей древнего святилища, т. е. ковчега завета с скрижалями, кадильного жертвенника и т. д.: эти-то принадлежности и должны вновь явиться в мессианское время. По представлению иудеев эти святыни сокрыты до предопределенных Богом времен в неведомом месте. «Пророк Иеремия, по бывшему ему божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей восшед видел наследие Божие. Пришед туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию, и ковчег, и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог умилосердившись не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее» ( 2Мак. 2: 4–8 ). Подобный же рассказ о святынях храма передается и в Апокалипсисе Варуха, хотя здесь есть существенные особенности в частностях. Перед самым разрушением Иерусалима халдеями, рассказывает Варух, «я видел, как сошел с неба ангел и спустился в святое святых, и взял оттуда завесу, святый эфод, очистилище, две скрижали, богослужебное одеяние священников, кадильницу, сорок восемь драгоценных камней, которыми украшался священник, и все священные сосуды скинии; и он сказал земле громким голосом: земля, земля, земля! услышь голос всесильного Бога и возьми, что я вверяю тебе, и сохрани их до последних времен, чтобы, когда получишь повеление, ты возвратила их, дабы не овладели ими чужеродные; ибо грядет время, когда Иерусалим будет предан, доколе не будет повелено опять восстановить его навек; и земля разверзла уста свои и поглотила их» (Ап. Вар. 6:3–10 ) 737 . Это свидетельство иудейского памятника, появившагося вскоре после разрушения Иерусалима римлянами, дает основание заключать, что прекращение храмового богослужения внесло новый элемент в мессианские чаяния, именно – ожидание восстановления жертвенного культа; со времени страшной катастрофы возобновление храмовых жертв сделалось предметом самых горячих молитв каждого иудея; в ежедневной иудейской молитве Schmone Esre 738 после прошений (berachoth) о воссоздании Иерусалима и явлении Сына Давидова следует прошение о восстановлении жертвенного культа (aboda). Но в талмудических писаниях иногда высказывается мысль, что во времена Мессии прекратятся всякие жертвы, кроме жертвы хвалы (sacrificium laudis), вследствие чего не будет нужды и в священниках; даже праздники не будут соблюдаться, кроме дня очищения и пурим 739 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010