Был же Он с нами на земле, когда принял плоть, и при этом Бог был в человеке и человек – в Боге. 4. То, что Он будет и тем и другим, еще прежде было предсказано пророками. О том, что Он будет Богом, Исаия так сказал: «И будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты – Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Все они будут постыжены и посрамлены». 369 5. И пророк Иеремия так говорит: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми». 370 6. То, что Он станет человеком, тот же Иеремия так говорит: «И се человек, и кто узнал Его?» 371 Исаия же так передает: «И пошлет Бог человека, Который спасет их, предавая суду, и избавит их». 372 То же говорит и сам Моисей в Числах: «Восходит звезда от Иакова, и восстает человек от Израиля». 373 7. А плоть Он принял, хотя и был Богом, для того, чтобы, став средним между Богом и человеком, примером Своим через преодоление смерти привести человека к Богу. 40 ⎹]: 1. Мы сказали о Его рождестве. Теперь же скажем о Его добродетели и деяниях. Когда Он совершил эти великие и удивительные деяния среди людей, иудеи, увидевшие их, решили, что они совершены с помощью магической силы, не зная, что все творимое Им было предсказано пророками. 2. Хворых и ослабленных всякого рода болезнями Он тотчас излечивал не с помощью лекарств, но силой и мощью слова. Он укреплял слабых и давал способность ходить хромым. Языки безмолвных Он наполнил речью, глухим дал возможность слышать. Оскверненных и покрытых скверной Он очищал. Одержимым демонами Он возвращал разум, уже мертвых из могил поднимал Он к жизни и свету. 3 . Кроме того, Он насытил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Он ступал также по морю. В момент бури Он повелел ветру успокоиться, и тотчас наступила тишина. Предсказания обо всем этом мы находим в книгах пророков и в песнях Сивилл. 4. Когда из-за этих чудес великое множество людей обратилось к Нему, уверовав, что Он Сын Божий и послан Богом, священники и вожди иудеев, исполненные ненавистью и охваченные гневом, поскольку Он обличал их прегрешения и несправедливость, сговорились убить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем. Вот, Я сделал и твое лицо крепким против лица их, и твое чело крепким против их лба. Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое; не бойся их, и не страшись пред лицем их, ибо они мятежный дом ( Иез.2:3–6; 3:7–9 ). – Апостолы, по слову Христа, не боялись убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф.10:28 ); терпя за благовествование Христово побои и заключения, они радовались тому, что за имя Господа Иисуса удостаивались принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе ( Деян.5:41:42 ). Апостол Павел писал Ефесянам: молитесь о мне, дабы мне дано было слово, устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно (6:18–20). Призвание в связи с духовной опытностью дает проповеднику энергию, настойчивость и неусыпность в служении слова. Непризванный проповедник не находит в себе энергии высказать то, что он знает – знает только из книг; совершенно обратное бывает с проповедни- —488— ком, опытно познавшим Христову истину и призванным к служению слова. Он говорит свободно, охотно, с увлечением. Завещание апостола своему ученику: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2 ср. Деян.15:36 ; 1Фес.2:12; 4:1 ; 1Тим.4:16 ) – может быть понятно и исполнимо только для того, кто совершает благовествование Христово с внутренним расположением, добровольно. Какое различие между этой заповедуемой апостолом неусыпностью и той холодностью непризнанных проповедников, которая выбирает времена для благовествования Христа! V. Св. Григорий Двоеслов в объяснение того, почему пророк Иеремия уклонялся от «должности проповедника», пишет: «Иеремия, стараясь чрез созерцательную жизнь более и более утвердиться в любви к Богу, хотел было уклониться от этой должности; он опасался, чтобы чрез принятие на себя должности проповеднического служения не лишиться плодов безмолвного созерцания».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все без исключения скифские племена были известны своей храбростью и воинственностью. Они были грозными воинами которым в искусстве верховой езды не было равных. Их сила заключалась в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем устали коне. Неотъемлемой чертой настоящего скифа была любовь к степным просторам, конной езде, своему луку и аркану для ловли зверей. Дикие и бесстрашные наездники, они, как смерч, мчались верхом, грабя и разбойничая по пути. Воевали скифы на манер киммерийцев, – набегами и грабежом. Не случайно пророк Иеремия писал: «...вижу поддуваемый ветром кипящий котёл, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. Ибо вот, Я призову все племена царств северных... и придут они...» (1:13–15). Первое упоминание о скифах в ассирийских хрониках относится к 722 году, а в первые годы пророческого служения Иеремии они уже постоянно терроризировали Юго-Западную Азию. Это было время могущества Скифии, когда их армии через Кавказ и Переднюю Азию вторгались и громили там такие «сверхдержавы», как Ассирия. Во дни царствования иудейского царя Иосии Ассирию постигло ужасное бедствие. Орды скифских всадников пронеслись по землям «Плодородного полумесяца» – между Евфратом и Нилом. Они разграбили приморские города вдоль всего средиземноморского побережья. Иудею, расположенную дальше от моря, скифы миновали. Ассирийский царь спрятался в Ниневии и спасся, но страна, разорённая нашествием, уже не смогла подняться, несмотря на то, что скифы через несколько лет вернулись к себе на родину. Пройдя территорию, подвластную Ассирии и опустошая всё на своём пути, они дошли до границ Египта. Фараон Псамметих I вынужден был уплатить им дань. Остаётся неизвестным, каким образом Палестина и Сирия избавились от этого ужасного нашествия. Ужас охватил всё население Передней Азии. «... вот идёт народ от страны северной и народ великий поднимается от краёв земли, – писал о скифах иудейский пророк Иеремия, – держит в руках лук и копьё; они жестоки и немилосердны, голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроены, как один человек...» (6:22–23). Несколько глав Книги пророка Иеремии (гл.4–6) посвящены нашествию скифов, и он неоднократно указывает на то, что бедствие будет «от севера». «Бегите, не останавливайтесь, ибо Я приведу от севера бедствие и великую гибель. Выходит лев из своей чащи и выступает истребитель народов... Вот, поднимается он подобно облакам, и колесницы его – как вихрь, кони его быстрее орлов; горе нам! Ибо мы будем разорены» (4:6–7:13). «Я приведу... народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его – как открытый гроб, все они – люди храбрые» (5:15–16).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

7.5. Символические видения и действия Помимо прямых обличительных речей, у Иеремии встречается и множество символов. Так, в начале, при самом призвании, он видит жезл миндального дерева, напоминающий, что Господь бдит и видит всегда перед Собой дела Израиля. «Ореховый жезл есть образ суда, уготовляемого правдою Божиею. Ибо как ореховая ветвь рано дает цветы, так на твой народ ускорят придти бедствия и определенные городу твоему пленение и переселение» т. 5, с. 426]. Затем пророк видит поддуваемый ветром кипящий котел, обращенный к северу, что означает Иерусалим, кипящий на огне приходящих с севера, то есть из Вавилона народов. Затем важный образ льняного пояса, который он, по повелению Божию приобретя, относит и закапывает в расселине скалы, а по прошествии долгого времени он этот пояс опять выкапывает. Пояс испорчен, сгнил, и пользоваться им невозможно. Господь говорит: «Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, будет как этот пояс, который ни к чему не годен. Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались» (Иер. 13:10-11). Символическим действием можно считать и то, что пророк Иеремия оставался безбрачным по прямому указанию Бога, сказавшего, что если он женится, то погибнут все его дети, и трупы их будут в пищу птицам небесным и как навоз на поле (Иер. 16:1-4). И сам он тоже не должен ходить ни в дом сетующих, ни в дом радующихся, потому что прекратится в этом городе и всякое радование и всякое сетование, и не будет в нем ни погребающих, ни женихов, ни невест, но будет отвержен. Еще один яркий образ – образ горшечника. Иеремия получает указание пойти в дом горшечника, где он видит, как горшечник делает сосуд на гончарном круге. И вот этот сосуд развалился и тогда горшечник сминает глину, из которой он был сделан, и начинает делать новый.

http://sedmitza.ru/lib/text/431489/

Правда, также освящен был и Иеремия, однако Иеремия не прорек в ней. Один Иоанн, будучи в утробе матерней, взыграл радостно ( Лк.1:44 ) и, не видя телесными очами, познал Владыку духом. Поскольку благодать крещения была делом великим, то надлежало быть великим и первому ее провозвестнику. 4 . Он крестил в Иордане; выходил к нему весь Иерусалим, принимая начатки крещения, ибо все наилучшие блага в Иерусалиме. Но знайте, иерусалимляне, каким образом выходящие принимали от него крещение: они исповедовали грехи свои. Сначала они открывали раны, потом он прилагал врачевства и тем, которые веровали, дарствовал искупление от вечного огня. И если ты сам хочешь увериться в том, что крещение Иоанново есть искупление от угрожающего огня, то слушай, что говорит он: порождения ехиднины! 2 , кто внушил вам бежать от будущего гнева? ( Мф.3:7 ). Итак, не будь более змеем, но как некогда был ты порождением его, теперь оставь, говорит он, образ прежней греховной жизни. Всякий змей, вползая в узкое место, оставляет старую чешую и через сжатие себя, скинув старость, молодеет телом. Так и ты, говорит он, взойди узкими и тесными вратами; изнурив себя постом, изгони то, что губит тебя. Совлекись ветхого человека с делами его (см. Кол.3:9 ) и скажи слова, находящиеся в песнях: Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? ( Песн.5:3 ). Но нет ли кого-нибудь в вас лицемера, человекоугодника, только представляющего вид благочестия, а не от сердца верующего, лицемерящего с Симоном-волхвом, пришедшего не для того, чтобы получить благодать, но чтобы испытать то, что даруется? Да слышит и такие слова Иоанна: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф.3:10 ). Неумолим Судья – оставь лицемерие. 5 . Что же нужно делать, и каковы плоды покаяния? У кого две одежды, тот дай неимущему ( Лк.3:11 ). Тот, кто учил этому, стоит того, чтобы ему верить. Поскольку сам он первый и исполнял то, чему учил. Он говорил без зазрения, ибо совесть не упрекала его и не связывала языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

И все это сбылось. Иосиф в Египте предвестил фараону, что грядут семь плодородных, а затем семь голодных лет. И это исполнилось (Быт. 41,17–27). Нафан предсказал Давиду, что за его грехи умрет у него сын. И это пророчество исполнилось (2 Цар. 12, 1–14). Соломону Господь объявил, что — за его неверие в единого Бога — его царство распадется (3 Цар. 11, 11). Так это и свершилось. Илия предрек, что за беззакония царя Ахава, небо затворится и не будет дождя три года и шесть месяцев (3 Цар. 17,1). И это сбылось. Исаия предвестил крах царя Сеннахирима и гибель его войска в окрестностях Иерусалима. И это свершилось в одну ночь, без меча человеческого (Ис. гл. 37). Иеремия предсказал, что вавилонский царь Навуходоносор придет и покорит Иудею, так что и царя уведет в плен. А к тому же и то, что иудейский народ будет рабствовать в Вавилоне семьдесят лет. И все это исполнилось (Иер. 29, 21; 25,11). Даниил предрек труднообъясимые события царю Навуходоносору, включая его умопомешательство, а [также] внезапную гибель сына его, царя Валтасара. И это сбылось (Дан. 2, 31–45; 4, 16–25; 5, 17–28). Это не все, а лишь малая часть (букв.: нечто. — Пер.) из многих и весьма пространных пророчеств, которые [в назначенное им время] исполнились. Если какой пророк предсказывал… то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка, — вещает пророк Иеремия (Иер. 28, 9). А по слову Апостола, никогда истинное пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Исполнившиеся пророчества суть Божии печати во свидетельство истины. Пророчества же о Христе Спасителе гораздо многочисленнее всех остальных предвестий в Священном Писании Ветхого Завета. На некоторые из них ссылались Ангелы, Апостолы и прочие святые, а другие приводил Сам Христос. Так, придя в свой город Назарет и по обыкновению войдя в день субботний в синагогу, Он прочел из пророка Исаии такое о Себе предречение:

http://predanie.ru/book/217172-edinyy-ch...

Так а вопрос то в чём? При каком первосвященнике НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИЛО ЭТО СОБЫТИЕ? А теперь… Вопрос второй Предав Иисуса Христа за 30 сребреников, Иуда раскаялся и бросил эти деньги назад первосвященникам и старейшинам иудейским. А те на деньги иудины купили для погребения бездомных землю у горшечника. По этому поводу евангелист Матвей пишет: “Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: ”И взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали за землю горшечника, как сказал мне Господь” ( Мф.27:9–10 ). Но пророк Иеремия никогда ничего подобного не говорил и не говорит. Подобную мысль высказывал только пророк Захария ( Зах.11:12–13 ). Итак, вопрос: Кто на самом деле высказал пророчество про 30 сребреников, Иеремия или Захария? Вопрос третий Господь наш Иисус Христос пришёл в Иерусалим на праздник Кущей ( Ин.7:2 , Ин.7:10–44 ). В последний день праздника (Там же, Ин.7:37 ) Иисус обратился с призывом к верующим иудеям: “Идите ко мне!.. Кто верует в меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой” (Там же, Ин.7:38 ). Вопрос такой: «На какое место ссылается Господь? В каком месте Ветхого Завета содержится это пророчество?» И, наконец… Вопрос четвёртый Во второй книге Паралипоменон (Хроник) сообщается, что Иорам стал царем в 32 года и 8 лет царствовал в Иерусалиме ( 21:5 , 20 ). Нечестивый Иорам погибает. “И поставили царем жители Иерусалима Охозию, меньшого сына его… 42х лет был Охозия, когда воцарился, и один год царствовал в Иерусалиме ( 2 Пар.22:1–2 ). Вопрос такой: «Как так получилось, что сын оказался старше отца на два года?» Не понимаю, зачем ты мне задаёшь такие вопросы? Ты хочешь поколебать мою веру? Не поколебать, а испытать. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1 Ин. 4:1 ). Знаешь, друг, если ты будешь честным до конца, ты скажешь: «Я не понимаю Писания, научите меня понимать его правильно! И вот тогда я приведу тебя в ту Церковь, которая есть столп и утверждение Истины. В этой Церкви сформировался канон Нового Завета. И поэтому в этой Церкви есть вся полнота ведения о спасении. Если ты станешь частью этой Церкви, знаешь, как изменятся твои убеждения?

http://azbyka.ru/way/aleksandr-permjakov...

Иначе происходит от созерцания вечных благ и от желания будущей славы, ради которой истекают обильные слезы, от неудержимой радости ч безмерной живости, когда душа наша жаждет к Богу — источнику живому, говоря: когда приду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь (Пс 41, 3, 4). Иначе текут слезы, хоть без представления своих грехов, но от страха геенны и от воспоминания о страшном суде, пораженный таким страхом пророк молится Богу, говоря: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс 142, 2). Есть также и другой род слез, который происходит не от сознания своих грехов, а от сожаления об ожесточении и грехах других, как плакал Самуил о Сауле, пророк Иеремия и Господь Иисус Христос об Иерусалиме (1 Цар 15, 35; Лк 19, 41). Пророк Иеремия говорит: кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженной дщери народа моего (Иер 9, 1) Таковы же и те слезы, о которых говорит: я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами (Пс 101, 10). Ясно, что эти слезы происходят не от того расположения духа, от какого текут у Псалмопевца, когда он от лица кающегося говорит: я утомлен воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс 6, 7); но от скорбной этой жизни, от притеснений и горестей, какими праведники угнетаются в этом мире. Это ясно доказывает не 417//только содержание псалма, но и написание, которое от лица нищего (о втором в Евангелии говорится: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5, 3), — так гласит: молитва нищего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою (Там же, 1). Итак, намного отличаются от этих слез те, которые при ожесточении сердца выжимаются из сухих глаз и которые не считаем совсем бесплодными, ибо они происходят от доброго намерения, особенно у тех, у кого не смогли еще достигнуть совершенного знания или вполне очиститься от скверны прежних или настоящих пороков. глава 30 Не нужно стараться извлекать слезы, когда они не текут сами собою Но те, которые уже утвердились в расположении к добродетелям, не должны таким (насильственным) образом исторгать течение слез, и не нужно усердно домогаться плача по внешнему человеку; да если бы он как–нибудь и был произведен, то никогда не сможет достигнуть плодотворности самопроизвольных слез.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

ПослИер.1 глава . В этой главе пророк Иеремия предостерегает евреев, шедших в вавилонский плен, от вавилонского идолопоклонства, от поклонения рукотворенным предметам, и заповедал поклоняться единому истинному Богу. Объясн. Но тот же пророк пред ветхозаветным храмом сам благоговел и оплакивал разрушение святого Сиона. Из опасения, чтобы язычники не поругались над священными предметами, Иеремия, по бывшему ему Божественному откровению... скинию, Ковчег, жертвенник кадильный скрыл в одной пещере, неведомой ни для кого: 2Мак.2:4–8 . Ион.2:2–3 . «И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита, и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой». Объясн. Если Иона молился во чреве кита (конечно по необходимости) и Господь его молитву услышал, то это не значит, что Иона отрицал необходимость существования храма, напротив, Иона и во чреве кита свой молитвенный взор устремлял к храму: Ион.2:8 . Значит, пример Ионы не служит доказательством равнодушного отношения его к храму. Храмы не есть обычные жилища людей Мф.21:12–13 . «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Ис.56:7 ; Иер.7:11 ). Объясн. Господь выгнал торжников и менял, превративших храм в бойкий рынок для собственной наживы. Торговля свечами беспорядка не производит и идёт в пользу самого храма – «дома молитвы»: Мф.21:13 , для пребывания верующих людей: Лк.24:53 ; Деян.3:1:22:17–18 ; храм не есть жилище обыкновенных людей, а жилище Самого Бога: Мф.23:21 ; 3Цар.8:13 ; здесь Бог открывается людям: Исх.25:22 . Лк.2:49 . «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?». Объясн. Что разумеет здесь Божественный Отрок под тем, что принадлежит Отцу Его? Несомненно храм: Лк.2:46 . Господь всегда любил посещать храм; Лк.19:46–47 ; следовали Его примеру и апостолы; Деян.5:42 ; здесь различаются дома от храмов. Храм иногда назывался «церковью»: Деян.11:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пророк, получивши такие откровения в сне, говорить о них: «при этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне» (31,26). В темнице же Иеремия, по повелению Божию, купил у своего Анафофского родственника Анамеила за 17 сиклей серебра землю и совершил законным порядком, купчую на эту землю, а Варух поручил спрятать купчую запись в глиняном сосуде на долгое время; потом что настанет опять время, когда «в земле этой, т.е. в Иудее, будут снова покупать домы и поля и виноградники». Эта знаменательная покупка пророком поля в виду завоевания Иудеи Халдеями и отведения самих Иудеев в плене была ободряющим знамением того, что Иудеи опять будут хозяевами завоеванными теперь у них земли и все поземельные их права восстановятся (32). Наконец, Иерусалим был взят Халдеями в 10 день четвертого месяца одиннадцатого года царствования Седекии и потом разграблен и разрушен (39:1–9). 4. Жизнь и деятельность Иеремии от разрушения Иерусалима до смерти. Навузардан, начальник телохранителей Навуходоносора, распоряжавшийся в Иерусалиме по взятии его в Иудее, получил повеление от своего царя «ничего не делать худого пророку Иеремии, а оказать ему покровительство и поступить с ним так, как он сам скажет» (39:11,12). Но низшие начальник по ошибке поместили Иеремию в числе отводимых в плен, ошибка эта открылась в Раме, и Навузардан предложил на волю Иеремии или идти с почетом в Вавилон, или остаться в Иудее и жить в Массифе при Годолии из знатного иудейского рода, который был поставлен Навуходоносором главным начальником (областеначальником) над бедными из народа, оставленными для обработки полей и виноградников. Иеремия пожелал остаться на родине и был с честью и дарами отпущен Навузарданом (40:1–5). В это время на развалинах Иерусалима он составил свою книгу «Плач», в которой оплакал гибель своего отечества и святого града. Но недолго пришлось пророку Иеремии со своим учеником Варухом жить при Годолии в Массифе. По отбытии Халдейских войск из страны, к Годолии стали собираться кроме мирных землевладельцев, много военных шаек, скрывавшихся доселе в горах и соседних землях; в числе их были и знатные люди и один из них Исмаил, сын Нафании, из царского рода, сам хотел быть правителем запустевшей страны, посему составил заговор и убил Годолию, его приближенных и всех бывших при нем Халдеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010