Мученица Харитина пострадала при Диоклетиане, в начале IV века, в Понте. Посторонний благочестивый человек, по имени Клавдий, взял ее сиротой на воспитание к себе и воспитал в благочестии. Посвятив себя Богу, Харитина жила в уединенной келлии, подвизаясь в посте, молитве и чтении священных книг, и обратила многих ко Христу. Правитель области, где жила Харитина, преследуя христиан, потребовал ее к себе. Воспитатель ее сильно опечалился, но она успокаивала его, говоря: «Не скорби, но радуйся, потому что я буду жертвой Богу за свои и твои грехи».3а отказ поклониться идолам правитель приказал мучить св. Харитину, наконец, утопить. Бросили ее в море с большим камнем на шее, но она пошла по воде, как по суше. Выйдя на берег, подошла к мучителю и сказала: «Уразумей же теперь силу Христа моего и уверуй в Него». Мучитель, увидя мученицу, был поражен, но, объяснив все волшебством, приказал снова терзать ее; наконец, хотел обесчестить мученицу, но она вознесла молитву к Богу, и Господь взял ее чистую душу. Мучитель приказал утопить тело св. Харитины, но волны вынесли его на берег. Мученица Мамелхфа была жрицей языческой богини Артемиды. Крестилась по убеждению своей сестры-христианки. Когда язычники увидели ее в белой одежде, надетой при крещени, то разгневались и побили камнями. Пострадала она в 344 г. Праздник святителей: Петра, Алексия и Ионы, митрополитов московских, установлен в 1596 г. Святитель Филипп присоединен к ним в 1875 г. Память святителя Петра 21 декабря, Алексия – 12-го февраля, Ионы – 31-го марта, Филиппа – 9-го января (Там читать о них). Преподобные Дамиан, Иеремия и Матфей, именуемые прозорливыми, подвизались в Киево-Печерской обители. Дамиан был пресвитером и подвизался при св. Феодосии. Отличался кротостью и трудолюбием. Целые ночи проводил в молитве и чтении книг. Был таким постником, что ничего не вкушал, кроме хлеба с водой. Господь наградил его даром исцеления. Скончался в 1070 г. Св. Иеремия подвизался тоже при св. Феодосии. Он имел дар прозорливости: видя в ком-нибудь дурные помыслы, он тайно обличал того и увещевал беречься диавола; когда предсказывал кому, что случится с тем что-либо приятное или неприятное, слово его всегда сбывалось. Иеремия скончался около 1070 г. Св. Преподобный Матфей также отличался прозорливостью. Однажды, стоя в храме, он видел, как бес обходил братию и бросал на того и другого из них цветками, называемыми липок. Если цветок прилипале к кому, тот расслабевал и под каким-нибудь предлогом уходил из храма и не возвращался; если же не прилипал, тот оставался крепок и стоял до окончания службы. Скончался св. Матвей в 1088 г. Мощи святых прозорливцев почивают в Антониевой пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Иеремия вошел в храм. Сказал он столпу 432 : «Ключи, что я дал тебе, верни мне, потому что Господь сжалился над Своим наследием». Тотчас столп дома Бога извлек ключи и отдал их Иеремии. Он открыл дверь народу. Они вошли и поклонились Господу. Иеремия вошел в Святая Святых и увидел светильник горящим. Он не погас в эти семьдесят лет, когда он его оставил. Он пришел и сообщил сынам Израиля о нем. Они поклонились Господу, говоря: «Ты справедлив, Господи, в Твоих путях всех, потому что Ты покарал нас за наши грехи». Иеремия позвал сынов Аарона. Сказал он им: «Очиститесь и блюдите служение Господу». И он пошел по ступеням дома Господа. Он стал на углу его. Сказал он: «Я обращаюсь к тебе, краеугольный камень, тот, что принял (образ) великого почтенного лица, открой твой рот и отдай мне залог, который я доверил тебе, облачение первосвященника, ибо Господь пожелал обонять эту жертву». Тотчас камень раскололся и отдал Иеремии облачение первосвященника. После этого он пришел на солнечное место. Сказал он: «Я обращаюсь к тебе, служитель верный. Скрижаль, на которой начертано имя Невидимого, которую я оставил тебе на хранение, отдай ее мне, потому что она нужна мне, ибо Господь спас Твой народ». Тотчас солнце разомкнуло свои губы, взяло ее и отдало ее первосвященнику. Остальную утварь дома Господа увез Навуходоносор. Сыны же Аарона обратились к алтарю, каждый творя свое служение. Они трубили в трубы, они приносили жертвы. Слава Господня сошла, наполнила весь дом и благословила жертву. Весь Израиль праздновал. Они благословляли Бога, что вновь вошли в дом Господень. Они благословляли Того, Кому принадлежат все эти благословения, Отца, и Сына, и Духа Святого, ныне и присно, во веки веков. Аминь. 387 Форма глагола искажена, более всего напоминает футурум I, но смысл требует прошедшего времени. 388 Букв, «человек, который провидит». Ошибочно написано «нэу» вместо «нау», как предполагал и издатель, указывая, что это определение при слове «пророк» употребляется в сандском переводе Ветхого Завета. Однако этот термин встречается и в «Изречениях египетских отцов» (см. заголовок перед 199), где он означает скорее ясновидение. Ср. там же 119 («прозорливый»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Строг. 66. Л. 312, «правая страна», 29-й); «подобием стар, сед, брада доле и уже Власиевы на конец, в клобуке черном, правая рука молебна, в левой лестовка, риза преподобническая» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 167); «сед, брада доле и уже на концы Власиевы, в клобуке черном, правая рука молебна, в левой лествица, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 44 об.). Вместе с преподобными Дамианом и Матфеем Киево-Печерскими он упомянут в рукописи XVIII в., принадлежавшей С. Т. Большакову ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 36). В руководстве В. Д. Фартусова 1910 г. И. описан как «глубокий старец русскаго типа; лицом худощав, с большой и узкой седой бородой; во власянице, короткой мантии и круглом клобуке. Можно давать ему хартию с его изречением: Долготерпи и крепко стой в подвизе борения, противу ненавистника добра и врага нашего, ниже поколебим буди» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 38). Прп. Иеремия Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 143 (РГБ) Прп. Иеремия Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 143 (РГБ) На ксилографии 1656 г. из цикла гравюр мастера Илии (выполнены для изд.: Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 145а) И. представлен прямолично стоящим на холмистом берегу Днепра с проемом пещеры, на фоне Киево-Печерской лавры, в монашеском облачении и в куколе, с четками в левой руке, пальцы прижатой к груди десницы сложены в указующий жест; надпись по сторонам нимба: «Преподобный Еремия Прозорливый». Под изображением стихотворная подпись: «Иеремея, тайная зряше человеков: зрит ныне откровенне тайну Творца веков» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 627). Гравер Леонтий Тарасевич для издания Патерика 1702 г. изобразил И. сидящим внутри пещеры с черепом в нише на фоне панорамы Днепра, голова склонена, глаза полуприкрыты, правой рукой перебирает четки, левая покоится на коленях; у него большая окладистая седая борода, куколь на голове, босые ноги, вверху надпись: «Прп(д)бный Epeмi # Прозо(р)ливый».

http://pravenc.ru/text/293632.html

В Греции почтили память святого равноапостольного Космы Этолийского Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. 3 сентября, 2014 Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. В этом году исполняется 300 лет со дня рождения и 235 со дня мученической кончины равноапостольного Космы Этолийского. 24 августа (день памяти святого по новому стилю) торжественные богослужения прошли во всех епархиях Элладской Православной Церкви. AgionOros.ru расскажет о наиболее заметных событиях. Эпицентром торжеств стал монастырь Космы Этолийского в Мегало Дендро (селении где в 1714 году родился Святой). Вечером 23 августа была отслужена Вечерня. Её возглавил митрополит Гортинский Иеремия, которому сослужили митрополиты Навпактский Иерофей и Этолийский Косма. В своей проповеди митрополит Иеремия призвал православных “изучать житие и учение великого Святого, и на их основе строить свою жизнь”. Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. Со словом к собравшимся обратился митрополит Навпактский Иерофей (Влахос). Он охарактеризовал святого Косму как “носителя подлинного афонского духа”. Владыка провёл паралели между святым Космой и современными афонскими старцами: преподобным Порфирием Кавсокаливитом (как и Косму Этолийского его отличала любовь к Богу, пророческий дар и прозорливость), Паисием Святогорцем (чистое сердце, аскетическая жизнь и любочестие), Моисием Святогорцем (апостольское рвение, проповедь Евангелия в миру). 25 августа в Этолийском городе Фермо прошёл традиционный Крестный ход с чудотворной иконой равноапостольного Космы Этолийского. Крестный ход начался в монастыре Космы Этолийского в Мегало Дендро. По пути была сделана остановка в храме великомученика Димитрия Солунского, где митрополиты Гортинский Иеремия, Навпактский Иерофей и Этолийский Косма отслужили Вечерню. Следующая остановка была сделана в храме Успения Пресвятой Богородицы, после чего на центральной площади Фермо была совершена лития.

http://pravmir.ru/v-gretsii-pochtili-pam...

Преподобные Дамиан, Иеремия и Матфей Жизнь преподобных Дамиана пресвитера и целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, Печерских чудотворцев, описана преподобным Нестором Летописцем (память 27 октября). Преподобный Дамиан († 1071) помнил еще Крещение Руси (988 г.). Ревностный подражатель жития преподобного Феодосия (память 3 мая) был кроток, трудолюбив и послушлив на радость всей братии. Целые ночи он проводил в молитве и чтении Божественных книг. Святой Дамиан был строгий постник и, кроме хлеба и воды, ничего не вкушал. Господь наградил его даром врачевания недугов. Преподобный Иеремия имел от Господа дар прозревать будущее и видеть нравственное состояние души человека. Скончался преподобный в глубокой старости († ок. 1070). Преподобный Матфей († ок. 1088) также обладал даром прозрения духовного мира. Свои видения старец рассказывал братиям, отвращая от опасных для души поступков. В Иконописном Подлиннике сказано: " Матфей прожорливый подобием стар, изчерна сед, брада акт Власиева, в клобуке черном, риза преподобническая, руки прижаты к сердцу " . Общий тропарь этим отцам: " Христовых повелений светом сердца своя просветивше, страстный мрак прогнасте: тем же Троицы селение бысте тричисленнии отцы, Дамиане, Иеремие с Матфеем, от Нея же благодать приемше, недужныя исцеляете, будущая возвещаете и Ангелом сопричастницы суще, молитеся Христу Богу, даровати нам причастие святых " . Память их также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста. Иконописный подлинник Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Русь. XV. Преставление прп. Дамиана. Миниатюра Радзивиловской летописи. Русь. Конец XV в. БАН. Русь. 1660-е. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из ц. Благовещения г. Углича. Киев. 1702. Прп. Дамиан Печерский. Л. Тарасевич. Гравюра. Киево - Печерский патерик. Киев. 1702.

http://patriarchia.ru/db/text/912947.htm...

До игуменства он исполнял по большим праздникам на всенощных бдениях обязанности канонарха, но не по обязанности, а был приглашаем за даровитость его и к этому делу, также за внятность и за сердечность при этой службе. Относительно тщательности выполнения монашеских обязанностей, о. Андрей во всю свою жизнь в монашестве, был истинным и примерным монахом. Молитвенник и безмолвник, он, будучи простым монахом,  никогда не смотрел на других, но со строгостью внимал себе, чтобы самому быть исправным и благодарным Богу за все Его неисчислимые милости. Когда же стал Игуменом, то со всею ответственностью, как истинный и добрый пастырь, неустанно старался о духовном возрастании и преуспеянии вверенной ему паствы, бескомпромиссно обличая пороки и призывая всех к спасительной  бодрости и духовному вниманию. В последние месяцы своей жизни, изнемогая уже, он еще собирался с силами и совершал соборне Божественную Литургию. Так, из последних сил священнодействовал он в день открытия святых мощей преподобного Серафима Саровского, и уже едва-едва он смог закончить в этот день молебен новоявленному угоднику Божию. 15 августа отец Андрей служил последнюю свою Литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы. Примечательно, что в этом же храме служил последнюю Литургию и предшественник его, отец Макарий. Преставился отец Андрей после продолжительной болезни 30 октября 1903 года. В обители сохранилось множество его воззваний, слов, проповедей и объявлений, адресованных к братии. Предсмертное завещание его было немногословно и предельно кратко, поскольку много было сказано им душеспасительных  наставлений при жизни, которые, если собрать их все в совокупности, и составляют бессмертный его завет братии всех будущих родов. Чудным промыслом Божиим два Игумена Русского на Афоне монастыря, Схи-Архимандрит Андрей (Веревкин) и Схи-Архимандрит Иеремия (Алехин), были связаны между собой духовной преемственностью. Дело в том, что о. Иеремия, принявший монашеский постриг в Свято-Успенском Одесском монастыре, был келейником и учеником преп. Кукши Одесского, который. в свою очередь, был духовным сыном иеросхимонаха Мелхиседека – близкого ученика Игумена Андрея. О. Мелхиседек был одарен от Бога многочисленными добродетелями, которые засвидетельствованы многими насельниками Афона. Всеобще были известны его прозорливость, дар предсказания и чудотворения. Таким образом отец Игумен Иеремия через этих отцов был связан духовным родством с Игуменом Андреем – непосредственным преемником великих старцев  Иеронима и Макария.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2657

     — Вы упоминали Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Совсем недавно игумен этой обители отец Иеремия отметил свой 100-летний юбилей. Вам доводилось с ним встречаться? Какие у Вас остались воспоминания? — Он — очень светлый человек. Это не формальное определение. Первое, что обращает на себя внимание, — его улыбка, причем не на устах, а в глазах. При любых проблемах, при любых вопросах он излучает необыкновенную светлость, которую приобрел своими трудами в монашеской жизни. И ты даже не понимаешь: откуда у него берутся силы? Как он, несмотря на свой возраст, так быстро ходит? Ты его видел здесь, а через какую-то минуту отец Иеремия — уже в другом месте. А как он молится! Такое внутреннее самопроникновение… Оно отражается на его лице, в его движениях. Когда его видишь, то понимаешь, что в данном случае происходит единение человека и Бога. Это назидательный пример для каждого, кто посещает Святую Гору. Отец Иеремия — удивительный труженик: в свои сто лет он заботится о других, несмотря на возражения братии. Сам ездит в Салоники, чтобы купить пищу для монастыря. Он — единственный афонский игумен, который отправляется на материк за продуктами (ведь не все растет на Афоне). Старается покупать самое лучшее и никого не хочет обременять этим тяжелым послушанием даже при погрузке-разгрузке товара. Многие посещают Афон, чтобы увидеть этого светозарного и прозорливого старца. И очень часто греки-афониты советуют: обращайтесь к отцу Иеремии — он вам все расскажет. Это удивительная личность, имеющая очень большой авторитет среди братии всего полуострова. — Попасть к таким великим подвижникам, наверное, не просто. Какие же требования выдвигаются к паломникам при посещении Святой Горы? — Там существуют довольно жесткие правила. Для посещения Афона нужно получить специальное разрешение — диамонитирион. Это своеобразная виза: ее могут получить лица мужского пола любого возраста и любого вероисповедания. Она выдается на четыре дня. Если Афон желает посетить православный священнослужитель, он должен получить на это письменное разрешение от Константинопольской Патриархии. Диамонитирион для священников выдается бесплатно. Он отличается от того, который выдают мирянам (они должны уплатить за него установленную сумму). Выдачей разрешений занимается специальная паломническая служба в Фессалониках. Поскольку количество паломников ограничено, то порой желающие получают отказы: такое случается в дни больших церковных праздников. Также на Афоне действует правило: паломник не может задерживаться в одном монастыре более чем на одну ночь. Если же он хочет пожить там подольше, то должен получить на это разрешение игумена обители.

http://pravoslavie.ru/92815.html

ИГНАТИЙ (Садковский Сергей Сергеевич; 1887-1938), еп., сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ Степанович Теслин (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ Дмитриевич Якимов (1872-1918), свящ., сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИГНАТИЙ (Даланов Иван Михайлович; 1885-1942), прмч., иером. (пам. 21 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ (Лебедев Александр Александрович; 1884-1938), схиархим., прмч. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской) ИГНАТИЙ (Бирюков Иван Адрианович; 1865-1932), архим., преподобноисп. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ Артемьевич Марков (1876-1931), мч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Островские, Новгородские (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ученики прп. Александра Свирского ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЕРЕМИЙ [Иеремия] († 1-я пол. VI в.), прп. Палестинский (пам. в субботу сырную), ученик прп. Саввы Освященного ИЕРЕМИЯ (XI в.), прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый ИЕРЕМИЯ (Леонов Иван Михайлович; 1876 - 1918), мон., прмч. (пам. 1 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Валаамских святых) ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_22.html

В первой части значатся по заглавию – жития, написанные Нестором. Но Нестор, кроме Феодосиева, не писал житий, а изображая общее состояние монастыря во время смерти святого игумена, указывает на некоторых иноков, сподобившихся особенных даров небесных. Или же в свое житие Феодосия он вводит эпизодические рассказы о наиболее прославленных отцах Печерских, история которых связана с историей самого монастыря. Из этих-то кратких указаний, большею частью нескольких строк, издатели печатного Патерика взяли на себя трудную задачу сделать цельные статьи с особенными заглавиями. И они делали это по следующему способу: в начале такого жития помещали витиеватое вступление. 22 Потом, по соображению, прибавляли, что Святой пришел в монастырь Печерский и, если это случалось при Феодосии, что этот блаженный игумен, «провидя его добродетельное и равноангельное житие», принял его (заметим, что, по свидетельству современника летописца, Феодосий принимал всех, приходивших к нему). Далее подлинный рассказ Нестора распространялся таким образом. Слова Нестора: «Если брат задумывал уйти из монастыря, – он (Иеремия), видя это, приходил к нему, обличал мысль его и утешал брата». Слова печатного Патерика «……пришед к нему, утешал брата, увещевая долго терпеть и крепко стоять в подвиге борения против добра ненавистника и врага нашего, и непоколебимым быть, Итак укреплял он брата, что тот никогда уже и не думал уходить». Нестор говорит, что Матфей Прозорливый видел бесов, шедших за одним из братий, п потом, узнав, что этот брат ушел за ограду, рассказал свое видение игумену и всей братии. В печатном Патерике прибавлено, что игумен призвал брата, сделал ему приличное внушение и отослал в келью. Но Прозорливый печатного Патерика на все жаловался игумену и старшей братии (вместо всей): он иных и сам любовно научал, чтобы сидеть в келье, постоянно вспоминать Бога и молиться о грехах своих. Еще пример: Нестор рассказывает о том же Матфее, что он видел осла на месте игумена, не вставшего к заутрене. В печатном житии уже описывается, как подействовало это на игумена, которому прозорливый инок будто бы рассказал о своем видении, как он каялся и как после этого, не только лень, но и нужное дело монастырское откладывал, чтобы первому прийти в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иеремия девственник, божественный пророк: Он волю Господа являет людям смело, Он обличает зло, неправду и порок: «О люди, всякий грех вы воплотили в дело! Закон попрали Божий, жизнь у вас смердит!» – Кричит пророк, и горько плачет, и грозит. Слова его, как пламень, яростно пылают, Огнем жгут грешников, а верных озаряют; Он, точно мать над сыном, слезы проливает. Народ заблудший – словно гнилостный мертвец, Но страшный ожидает грешников конец – Его пророк им громогласно предрекает. Они сторицей наказанье заслужили И сами Божью милость в правду преложили. Пророк рыдает, утешения не ждет, Народ порочный к покаянию зовет. Народ же слушает слепых своих вождей, А те смеются над пророком: «Не тревожь людей! – Пеняют мудрецу: – Нет истины в твоих словах! Ты должен возвещать благословенье, а не страх!» Но Иеремия по-прежнему вещает, Людям грозные глаголы повторяет: «Грядет возмездие – я слышу шаг его, Не пощадит судьба из грешных никого!» Исполнились слова пророка: царство пало, Безлюдною пустыней в одночасье стало. Пусть грешники убили Истины служителя: Господь его украсил славой небожителя. 2. Преподобномученик Акакий Сапожник . Из села Неохора близ Солуни. Претерпевая многие побои от своего мастера в Серезе, он принял магометанство. Потом, раскаявшись, долгое время жил монахом в Хиландаре. Его бедная, но христолюбивая мать посоветовала ему: «Как добровольно отрекся ты от Господа, так теперь добровольно и мужественно должен подъять мученичество за сладчайшего Иисуса». Сын послушался матери и с благословения святогорских отцов отправился в Царьград, где 1 мая 1816 года принял от турок [мечное] усечение. Его глава хранится в монастыре святого великомученика Пантелеймона. 3. Преп. Пафнутий Боровский . Сын татарского вельможи, впоследствии принявшего христианскую веру. На 20-м году жизни Пафнутий принял иночество и до 94 лет прожил в монастыре, после чего упокоился в Господе. Был девственником и подвижником, а потому – и великим чудотворцем и прозорливцем. Скончался в 1478 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010