Амос и Осия обращаются преимущественно к царству Израильскому, Михей и Исайя – к Иуде, причем Амос и Исайя возвещают также суд над другими народами. Осия предсказывает, что между судом и спасением пройдет «долгое время» испытания, Исайя – что только «остаток спасется». Но за испытанием следует время спасения, мира и благоденствия, приближающееся к райскому состоянию (Ис. 11); земля исполнится ведением Господа, как воды наполняют море; разделившиеся сыны Израиля объединятся под державою дома Давида (Ам. 9, 11), которому обещано вечное царство (2 Ц. 7, 8–16 ср. Б. 49, 10 (=Е)), причем Михей и Исайя изображают  личность будущего Помазанника, исполненного духа и силы Ягве, блюстителя мира и правды. При этом уже в ту раннюю эпоху, о которой мы говорим, мессианические чаяния не ограничиваются одним Израилем: если суд ждет и другие народы, то слава Израиля осияет и их и они обратятся к Богу его: Израиль будет общим благословением для всей земли, «которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой египтяне, и дело рук Моих ассирийцы, и наследие мое Израиль» (Ис. 19, 25) .     –  220  –   Приближение  халдейского периода возвещается пророками Наумом, Софонией, Аввакумом, а Иеремия и Иезекииль пережили падение Иерусалима. Наум говорит о суде над Ассуром, и другие пророки говорят о суде Божием над языческими народами наряду с судом над Израилем. Точно так же мы находим у них и пророчество об универсальном значении грядущего спасения Израиля (Иер. 12, 15): все народы будут служить единому Ягве и вся земля исполнится познанием славы Его . Иеремия и Иезекииль, подобно Осии, предрекают долгий промежуток испытания и плена между судом и спасением . Затем последует восстановление Израиля, более чудесное, чем исход его из Египта (Иер. 23, 7, 8). То будет, во–первых, внутреннее обновление: Господь вынет каменное сердце Израиля и даст ему новое сердце и новый дух (Иез. 11, 9 и 36, 23–7); Он заключит  новый завет со Своим народом, дав ему совершенное богопознание и написав закон в его сердце (Иер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

В изумительном поэтическом плане с очевидностью раскрывается аллегория, которая, однако, является только первой, потому что за ней, естественно, следует второй и высший слой её. На верном и твердом фундаменте первой аллегории и восстают новые образы, которые дорисовываются с совершенной ясностью при свете Новозаветного Писания. Какой иной образ можно видеть в царе Соломоне, особенно в отношении к Суламите, символизирующей народ Божий, как не образ Мессии – Христа? Когда родился Соломон, «Господь возлюбил его, и послал пророка Нафана, и он нарек имя ему: Иедидиа, по слову Господа» ( 2Цар.12:24–25 ), что значит – «возлюбленный Богом». Пророки ожидали, что когда народ взыщет царя своего, Господь восстановит им пастырем «Давида князем вечным» ( Иер.30:9 ; Иез.34:23, 37:24–25 ; Ос.3:5 ). На Соломоне, непосредственном сыне Давидове, на первом могло осуществиться пророчество о Мессии. Но пришел последний Потомок Давида, о Котором ангел возвестил: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 ). Он в евангельской истории исповедуется Сыном Давидовым ( Мф.1:1, 21:9 ; Мк.10:47 ; Лк.20:41 ; Ин.7:42 и пр.) называется новым Царем Израилевым ( Лк.19:38 ; Ин.1:49 ) нового вечного царства. Он-то и есть Сын Божий, возлюбленный Отцом ( Мф.3:17 и пр.), и Сын Человеческий, Мессия ( Дан.7:13–14 ). Если в дни Соломона «не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (Бога), которые Он изрек через раба Своего Моисея» ( 3Цар.8:56 ), то в дни Мессии-Христа исполнилось все Писание, закон и пророки, и совершилось дело спасения, которое Бог поручил Ему исполнить. ( Ин.17:4 ; Лк.4:21 ). Из пророчески-прообразовательного смысла аллегорических образов книги Песнь Песней укажем кое-что. Знакомство – первый момент истории святой любви. Подобно Суламите, ветхозаветная церковь нашла Царя своего Мессию в самой простой пастушеской обстановке, если не в саду под яблоней, то в поле и в пещере, в уничижении бедных людей. Христос явился пред народом Божиим, как Соломон пред Суламитой, не в царском величии, а в смирении. И не мы пришли к Нему, а Он – к нам. Как Суламита не увидела сразу в Соломоне царя, а предположила пастуха, так и избранные люди народа Божия не сразу узнали в Иисусе своего Мессию, а разве только Пророка и Учителя ( Лк.7:16 ; Мф.7:28 ). И только в самом конце Его пребывания на земле познали в Нем Сына Божия и Царя Небесного Царства. Соломон приходил в свой сад в сокрытии своего царского звания, и Сын Божий явился, как человек, в сокрытии Своего Божественного достоинства..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В комментарии святого праведного Иоанна Кронштадтского к нему мы читаем, что: «Прикосновение руки Господней к устам Иеремии было видимым знаком сообщения Иеремии дара слова и прорицания… Такова честь пророку Божию и такова сила Божия» 412 . Подобное утверждение приводится и в Толковой Библии Лопухина : «Не должен смущаться Иеремия и мыслию о своём неуменье говорить красноречиво. Он будет, ведь, возвещать не свои слова, а слова Божии. В знак того, что отныне Господь влагает ему в уста слова Свои, Он коснулся рукою уст Иеремии (Ср.: Ис. 6:5 ; Иез. 2:9; 3:1 ) и этим раз и навсегда сделал уста пророка Своими устами» 413 . Тем не менее, пророчество из Второзакония относится не только к пророкам Ветхого Завета, но и к Иисусу Христу. Например, Его слова в Евангелии звучат таким образом: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня ( Ин. 7:15–16 ). В комментарии Святителя Иоанна Златоуста мы читаем, что Христос «этими словами призывает фарисеев отринуть от себя злобу, гнев, зависть и ненависть, которую напрасно они питают против Него. Отринув эти страсти, они смогут познать, что Его слова – поистине слова Божии» 414 . Примером могут служить и другие слова Спасителя: Иисус сказал им: когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить ( Ин. 8:28; 12:49 ). В православном же вероучении стихи из Евангелия от Иоанна (См.: Ин. 1:21,25 ) относятся к Иисусу Христу, поскольку, когда иудеи спрашивают Иоанна Крестителя: «Ты пророк?», – то они имеют в виду не другого пророка, а Мессию, который, согласно пророчеству (См.: Втор.18:15,18 ), должен был явиться еврейскому народу. Блаженный Феофилакт Болгарский учит, что иудеи на основании древнего предания ожидали пришествия пророка Илии. Потому и спрашивают его, не Илия ли он, так как его образ жизни был схож с образом жизни пророка Илии. Однако он отрицал это, и они задали ему другой вопрос: «Ты – тот пророк?» Он отрёкся и от этого, хотя был пророком, ибо понял, что они спросили его на этот раз, тот ли он пророк, которого они ожидают и о котором Моисей сказал, что Господь Бог восставит им пророка 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В стихе 24 содержится общий обзор всего периода семидесяти седмин, а далее в 25–27 стихах, сообщаются подробности: а) семьдесят седмин, или 490 лет, разделяются на три периода различной продолжительности; первый период обнимает семь седмин, или 49 лет; второй – 62 седмины=434 года; третий период – одна последняя седмина, или 7 лет, разделенная на две части; б) указывается время, с которого следует начинать отсчет седмин, и в) указывается, какие события произойдут в каждый из трех периодов. Примечание: греческий и еврейский тексты фрагмента 9:24–27 содержат варианты, важные для правильного раскрытия и истолкования смысла откровения; поэтому изучать его необходимо по обоим этим текстам, или переводам с них, славянскому и русскому (знать наизусть). Славянский Русский «Семьдесят седмин сократишася о людех твоих и о граде твоем святем, яко да обетшает согрешение и скончается грех и запечатаются грехи, и загладятся неправды, и очистятся беззакония, и приведется правда вечная и запечатается видение и пророк и помажется Святый Святых». «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония и, чтобы праведна была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых». Этим откровением, прежде всего, указывается на судьбу народа еврейского, ибо «семьдесят седмин определены для народа твоего» говорит архангел, но вместе с тем здесь предсказываются события, имеющие значение для всего человечества. Далее описываются блага, которые через 70 седмин принесет мессианское время: «обетшает согрешение и скончается грех» (буквальный смысл этих слов: «грех устареет, то есть потеряет свою силу и окончится его власть над людьми»; РБ – «чтобы покрыто было преступление». «запечатаются грехи» – грехи будут забыты, их простятся (ср. Иез.33:16 ); эта же мысль далее выражена словами («загладятся неправды (и очистятся беззакония)» здесь двойной перевод одного еврейского выражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Верная душа говорит: «Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего» ( Пс.37:22–23 ). Отвечает Христос: «Вот Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Верная душа говорит: «Господи Боже мой! На Тя уповах: спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя» ( Пс.7:2 ). Отвечает Господь: «Так как он на Меня уповал, то избавлю его, покрою его, ибо он познал имя Мое» ( Пс.90:14 ). Верная душа говорит: «Не отвержи мене от Лица Твоего» ( Пс.50:13 ). Христос отвечает: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин. 6:37 ). Верная душа говорит: «Не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих» ( Пс.142:2 ). Христос отвечает: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится» ( Ин 3:16–18 ). Верная душа говорит: «Грехов юности моей и неведения моего не помяни» ( Пс.24:7 ). Бог отвечает: «Беззаконник, если обратится от всех беззаконий своих, которые сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и будет поступать справедливо, и сотворит правду и милость, будет жив и не умрет; все согрешения его, которые сотворил, не помянутся ему» ( Иез.18:21–22 ). Верная душа говорит: «Беззакония мои превысили голову мою, и подобно тяжелому бремени отяготели на мне» ( Пс.37:5 ). Отвечает Господь: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ), и далее через апостола: «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим 5:20 ). Верная душа говорит: «Скажу Богу: Ты Заступник мой, почему Ты меня забыл» ( Пс.41:10 )? И еще: " Не забудь убогих Твоих до конца» ( Пс.9:33 ). Отвечает Господь: «Разве забудет жена чадо свое, и не помилует рождение чрева своего? Если же и забудет жена, но Я не забуду тебя», – говорит Господь» ( Ис.49:15 ). Верная душа говорит: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего: яко скорблю, скоро услыши мя» ( Пс.68:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Во время распятия и смерти Иисуса Христа воскресло великое множество умерших, которые, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ( Мф.27:53 ). В таинственном видении святого пророка Иезекииля показан образ будущего воскресения мертвых: Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей... говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь ( Иез.37:1,5–6 ). Итак, когда Господь придет во славе Своей, мертвые воскреснут. Раздастся страшный глас трубы архангельской, возвещающий всем Пришествие Господне ( 1Сол.4:16 ), мертвые услышат глас Сына Божия и оживут ( Ин.5:25 ). Действием всемогущества Божьего все тела умерших воскреснут, примут новый вид и соединятся с душами. Что касается тех людей, которых время всеобщего воскресения застанет в живых, то они не умрут и не воскреснут, а изменятся, то есть тела этих людей мгновенно получат новый вид, станут подобны телам воскресших людей. Новое тело будет отличаться от прежнего. Воскресшее тело будет духовно по своим качествам, не будет нуждаться в пище, воде, сне ( 1Кор.6:13 ). Оно станет легким, тонким, небесным ( 1Кор.15:48–49 ). Вместе с тем оно будет сильным и крепким, не подверженным ни утомлению, ни болезням, ни страданиям ( Откр.21:4 ). Обладая такими качествами, воскресшее тело будет нетленно и бессмертно, оно не будет подвержено ни изменению, ни разрушению, ни смерти ( 1Кор.15:42–44 ). Тела праведных преобразятся по образу воскресшего тела Христова, подобно ему будут славны и светоносны ( Флп.3:21 ). А тела грешных, напротив, хотя и станут нетленными, но не будут славными, они подвергнутся страданиям и невыносимым мукам. Тело грешника послужит к увеличению мучений души. «Все приемлют тело, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – сообразное собственным делам. Тела праведных воссияют светлее солнечного света, а тела грешников станут темными и полными зловония.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

восстанавливаются первоначальные (наследственные) земельные наделы, и тем самым аннулируются все имевшие место на протяжении 49 лет приобретения и отчуждения земельных участков. При торговых сделках земля должна, расцениваться „по расчету лет после юбилея“, или, – что то же самое, –сообразно с количеством урожаев, которые предстоит использовать до следующего юбилейного года ( Лев.25:1–16 ). Законодательство будущего устраняет всякую возможность увеличения первоначальных наделов путем приобретения земли в вечное владение. По проекту Иезекиила, земля, полученная в дар от князя, должна быть возвращена ему в юбилейный год; с другой стороны, князь может дарить поместья только из своего личного фонда, не отчуждая земли у граждан ( Иез.46:17–18 ). Такими мерами надеялись предотвратить в будущем концентрацию земельных владений, как главный источник социального неравенства. В идее земля принадлежит богу, который дал ее в удел своему народу; печальный опыт прошлого показал, что при известных условиях он может вновь отнять ее; поэтому никто не вправе распоряжаться землей, как отчуждаемой собственностью. „Земля не должна быть продаваема навсегда, потому что земля принадлежит мне, а вы – пришельцы и поселенцы у меня“ ( Лев.25:23 ). Всякая потеря первоначального земельного надела должна носить лишь временный характер – до юбилейного года. „Если брат твой обеднеет, и придет в упадок, то поддержи его... не бери от него роста и прибыли... Если он обеднеет (настолько), что продается тебе, то ты не порабощай его, пусть он будет у тебя как наемник... до юбилейного года, –когда он отойдет от тебя и с детьми своими вернется в род свой и вступит во владение отцов своих“ ( Лев.25:35–41 ). Получив обратно свой надел, он снова станет полноправным гражданином, – „ибо сыны Израилевы – мои рабы, которых я вывел из Египта; не должно продавать их в рабство“ ( Лев.25:55,42 ). В мотивировке заключается теория „естественного права“, своеобразно преломленная в религиозном миросозерцании и тесно связанная с легендой об исходе из Египта, который (б.м.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот, что значит не оставаться в своих пределах, но домогаться большего. На это-то указывая, премудрый сказал: “ Завистью диавола вошла в мир смерть ” (Прем. 2:24). Видел ты, возлюбленный, как смерть и вначале пришла от невоздержания? Посмотри, как и впоследствии божественное Писание постоянно осуждает увеселения, и говорит - в одном месте: “ И сел народ есть и пить, а после встал играть ” (Исх. 32:6), а в другом: “и ел и пил [ 1 ], и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога ” (Втор. 32:15). И жители Содома этим же, сверх прочих преступлений, навлекли на себя неумолимый гнев Божий. Послушай, что говорит пророк: “ Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности ” (Иез. 16:49). (Этот порок) есть как бы источник и корень всего худого.  3. Видишь вред от невоздержания? Посмотри теперь на благотворные действия поста. Проведши сорок дней в посте, великий Моисей удостоился получить скрижали закона; когда же, сошедши с горы, увидел он беззаконие народа, то бросил эти скрижали, полученные с таким усилием, и разбил, почитая несообразным сообщить заповеди Господни народу, пьянствующему и поступающему беззаконно. Поэтому чудный этот пророк должен был поститься еще сорок дней, чтобы удостоиться опять получить свыше и принести (к народу) скрижали, разбитые за его беззаконие (Исх. 24, 32, 34). И великий Илия постился столько же дней, и избег владычества смерти, вознесясь на огненной колеснице как бы [ 2 ] на небо и доныне не испытал смерти (4 Цар. 2:1,11). И муж желаний, много дней проведши в посте, удостоился чудного того видения (Дан. 10:3); он же укротил ярость львов и обратил ее в кротость овец, не переменив природы, но, изменив расположение ( προαιρεσιν), между тем как зверскость их оставалась та же. И ниневитяне постом отклонили определение Господне, заставив поститься вместе с людьми и бессловесных животных, и таким образом, отставши все от злых дел, расположили к человеколюбию Владыку вселенной (Иона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Враги Божьи уже не могут найти себе укрытия. Но об их наказании пока ничего не говорится. Причина этого в том, что еще не решен вопрос об участи тех, кто уже ныне принадлежат Царству Иисуса Христа, тех, кто уже ныне могут с полным правом петь «новую песнь» Агнцу: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» ( Откр.5:9–10 ). Понятно, что им не надо бояться суда, который в принципе должен осуществиться после снятия с книги седьмой печати. И вот между шестой и седьмой печатями дается противовес картине суда, предрекаемого видением шестой печати. Рассматриваемые хронологически, новые видения производят впечатление непоследовательности. Как будто Иоанн забыл только что им описанное. В самом деле, как могут оставаться неповрежденными земля, небо и деревья, если в конце шестой главы после снятия шестой печати изображен уже наступивший полный хаос? Но то, что противоречит нашей линейной логике, в образной системе Иоанна имеет вполне законный смысл. Космические катастрофы намекают на безвыходную ситуацию врагов Божьих. И напротив, защита творения («не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам») – намек на то, что последователи Агнца вопреки всякой видимости находятся под покровом Божьим. Тайновидец использует здесь античное представление о мире. Земля иногда мыслилась как квадратная, так что можно было говорить о «четырех краях земли» ( Иез.7:2 ) или о «четырех концах земли» ( Ис.11:12 ). Со сторон квадрата дуют злые ветры, а с углов – благотворные. «Четыре ветра от четырех краев неба» – тоже традиционный образ ( Иер.49:36 ). Для апокалиптической литературы также обычны фигуры ангелов, функция которых – контроль над природой. Это так называемые ангелы стихий: здесь ангелы воздуха и ветров, далее упоминаются еще ангел огня ( Откр.14:18 ) и ангел вод ( Откр.16:5 ). «Иной Ангел» восходит от востока солнца. Восток, где некогда находился райский сад ( Быт.2:8 ), – метафора спасения (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Глава 15 1–12. Границы Иудина колена. 13–15. Удел Халева и его завоевание. 16–17. Храбрость Гофониила и награда. 18–20. Благословение Ахсе от отца. 21–62. Города в Иудином колене. 63. Иевусеи в Иерусалиме. Нав.15:1 .  Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к югу, при конце Фемана; Первый жребий вышел Иудину колену, которое получило удел в южной части Ханаана, в которой находился и Хеврон. Удел Иудина колена граничил с Идумеей, простираясь к пустыне Син, по-еврейскому начертанию Цин (см. Нав.15:3 ) 130 , «к югу, при конце Фемана». Название Цин носила та пустынная полоса, которая находилась в самой южной части Ханаанской земли ( Чис.13:22 ), близ границы Идумеи ( Чис.34:3 ) и по которой проходила пограничная черта между последней и уделом Иудина колена. Местонахождение пустыни Цин видно в частности из того, что в ней находился Кадес ( Чис.20:1 ; Втор.32:51 ). Феман – еврейское слово, употребляющееся а значении нарицательного и собственного имени. Как слово нарицательное феман значит «юг». В этом смысле оно употреблено в Нав.12:3 и Нав.13:4 . В значении собственного имени Феман употребляется как личное имя ( Быт.36:11,15 ) и как название области в Идумее ( Быт.36:34 ; Ам.1:11–12 ; Иез.25:13 ) или вообще как название Идумеи ( Иер.49:7 ; Авд.1:8–9 ; Авв.3:3 ). Как собственное имя употреблено это слово, нужно думать, и в данном месте, так как указание на юг уже сделано было непосредственно ему предшествующим выражением «к югу». Феман может служить здесь обозначением юго-западной Идумейской области, ближайшей к южной части Ханаанской земли 131 . Нав.15:2 .  южным пределом их был край моря Соленого от простирающегося к югу залива; Нав.15:3 .  на юге идет он к возвышенности Акраввимской, проходит Цин и, восходя с южной стороны к Кадес-Варне, проходит Хецрон и, восходя до Аддара, [идет на западной стороне Кадеса,] поворачивает к Каркае, Нав.15:4 .  потом проходит Ацмон, идет к потоку Египетскому, так что конец сего предела есть море. Сей будет южный ваш предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010