И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные» ( Ис.35:1–9 ). Очевидно, под образом пустыни в пророческом видении олицетворен народ, или – народы, пребывшие до времени не на пути «святых» и бывшие неплодными для «Царства Божия»; но вот пустыня оживает; она наполняется водами: «пробиваются воды в пустыне и в степи потоки»; призрак вод превращается в озеро, и жаждущая земля в источники вод, по ней проходит большая дорога, и путь по ней называется путем святых; хищные звери не будут ходить по нем, а будут ходить только искупленные. Видение пророка об оживлении пустыни, равно как видение пророком Иезекиилем поля, наполненного мертвыми костями, ожившими «в весьма великое полчище» по слову Вседержителя ( Иез.37:1–10 ), говорят об одном и том же: о нравственно-духовно-религиозном возрождении народа и народов в Боге Спасителе: не должно ли поэтому разуметь и пророчество Апостола Иоанна о «пустыне», как месте укрытия Церкви в последние дни века сего и мира сего, именно как в смысле образа какого-либо народа, который в среде своей оказательно и в полном иерархическом представительстве сохранит себя христианским народом во время нравственного безбожия на земле под владычеством «того человека»? Если так, то выражение Апостола Иоанна: «где», т.е. в пустыне, уготовано ей (Церкви) место «от Бога» – будет иметь подлинное свое значение действительного уготовления места Церкви Богом, так как призвание того или другого народа ко Христу «во временах и сроках» есть дело Промысла Божия, благодати Божией, и в то же время есть тайна судеб Божественных о племенах и народах. Но кто же будет тот народ, к концу времен имеющий принять к себе наследие Божие и сохранить в себе «Царство Божие» на земле? В Св. Писании этот народ не назван в точном, ясном и прямом смысле, но весьма много дано в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Моисей и Илия " (Мф. 17:3). Тогда как известно из книги Второзакония (32:50), что Моисей умер на горе Нево. Апостол Павел утверждает: " Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется " (2 Кор. 4:16). Или: " ... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа " (2 Кор. 5:8); " Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас " (Фил. 1:23-24); " ... и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:23). Апостол Петр в своем Послании свидетельствует о Воскресшем: " ... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошел проповедовать " (1 Пет. 3:18-19). Апостол Иоанн, описывая свое видение на о. Патмосе, также говорит, что: " ... увидел под жертвенником души убиенных... и возопили они... " (Откр. 6:9-10). В книге Деяний сказано: " Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, плоть Его не видела тления (Деян. 2:31). Приводить пример из Евангелия от Луки (23:43), где описано прощение кающегося разбойника, нет необходимости, т.к. адвентисты поспешат сослаться на то, что в древнегреческом варианте не было знаков препинания, поэтому смысловой акцент расставлен всеми остальными христианами неверно: не " истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " , но: " Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю " . Весь вопрос - когда там будешь. Тогда, говорят адвентисты, когда будет общее воскресение, когда " море отдаст кости, а земля прах " (Иез. 37:7). Это как в том случае: " казнить, нельзя миловать " , где перенеся запятую на следующее слово, полностью поменяем смысл фразы. Такое же смысловое смещение предлагают адвентисты в Лк. 23:43. Притчу о богаче и Лазаре приводить также нецелесообразно; вам объяснят они, что притча — это поучение о каких-то определенных правилах, указание на что-то более сокровенное, нежели наше прямое понимание, что Лазарь попал в рай, а богач пребывал в аду, и не было возможности перейти последнему к первому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Он паки явится с Иисусом с небес». (§§ 36, 38, 40 и 41).             1) Св. Писание говорит о двух крестах – о кресте духовном: Мр. 8:34 ; Мф. 10:38 и о кресте вещественном, на котором был распят Христос: Иоан. 19:17 ; Мф. 27:32; Мр. 15:21,30 ; Иоан. 19:25 . 2) О вещественном кресте Христовом были прообразования еще в Ветхом Завете: Исх. 12:7  и 13; 17:11–13; Числ. 21:9 ; и Иоан. 3:14–15 ; Прем. 16:7 , – были и пророчества: Пс. 59:6  и Иоан. 14:6 ; Иса. 62:10 и Иоан. 1:23 ; Мф. 24:30. 3) Основания к почитанию св. Креста: он святой жертвенник: Исх. 29:37 ; и Евр. 9:28 ; Рим. 8:3; 3:25 ; Иис. Нав. 5:15  и 1Петр. 1:19; 2:24 ; он слава Христа: Иоан. 17:1 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ; Иоан. 16:7 ; он – орудие нашего спасения: Кол. 1:19–20; 2:14 ; Еф. 2:16 ; Прем. 14:7 ; он печать Божия на челах Его рабов: Иез. 9:4–5 и От. 7:2–3; 9:4; От. 14:1; 22:4; – победное знамя Христа и христиан: Пс. 59:6 ; Иса. 62:10; Мф. 24:30. 4) Св. Апостолы чтили крест и хвалились им: 1Кор. 1:18 ; Гал. 6:14 . 5) Можно молиться руками: Пс. 62:5; 140:2 ; Мр. 10:16 ; Лк. 24:50–51 ; Деян. 6:6; 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22  и 2:8. 6) Прообраз крестного знамения: Быт. 48:13–14 . 7) Непочитающие св. Крест и крестное знамение – враги креста Христова. Фил. 3:18 . О святых постах православной церкви «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2). «Сей же род (диавол) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:19–21). «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься, в те дни» ( Мар. 2:20 ; Мф. 9:15). «Во всем являем себя, как служители Божьи... В трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор. 6:5 ).                         Пост так же стар по времени, как и само человечество, ибо он установлен еще в раю, когда «заповедал Господь человеку в раю говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» ( Быт. 2:16 ). Нарушение райского поста повлекло за собой великие для человека последствия: изгнание его из рая, проклятие его и произраставшей ему плоды земли, лишения, болезни, борьба плоти с духом, отчуждение от Бога, рабство диаволу и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Прав. Лазарь. Икона. XVI в. (ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр) Он жил в Вифании вместе с сестрами Марфой и Марией (Ин 11. 1). О пребывании Господа в их доме говорится и в др. Евангелиях, но без упоминания Л. (Мф 26. 6; Лк 10. 38-42). Когда Л. заболел, сестры послали известить об этом Иисуса. Получив эту весть, Спаситель не сразу отправился в Вифанию, сказав, что «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, дабы через нее прославился Сын Божий» (Ин 11. 4). Спустя 2 дня, несмотря на предостережение учеников об угрожающей Ему опасности со стороны иудеев, Господь зовет их пойти с Ним к умершему: «...друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин 11. 11; ср.: Мк 5. 39). Ученики понимают выражение «уснул» буквально - как указание на болезнь Л., не понимая метафору сна как смерти. Ап. Фома говорит остальным спутникам: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11. 7-16). Навстречу пришедшему Господу поспешила скорбящая Марфа, к-рая уже верила, согласно представлениям того времени (ср.: Иов 19. 25; Иез 37. 1-14), что ее брат Л. будет участвовать в воскресении мертвых в последний день (Ин 11. 24), но не имела откровения о власти Христа как Сына Божия над смертью. Когда Господь пришел, Л. находился уже 4-й день во гробе, т. е. его тело уже должно было начать разлагаться (Ин 11. 17, 39), тем самым евангелист подчеркивает реальность смерти Л.; согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом 3 дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить ( Beasley-Murray. 1987. P. 189; Edwards. 2004. P. 116). Прежде чем вернуть умершего к жизни, Господь провозглашает дерзновенную весть: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11. 25), к-рую первой исповедает Марфа (Ин 11. 27). Мария подошла к Иисусу в слезах и повторила слова сестры: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11. 32). Видя всех родных и близких плачущими, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился (Ин 11. 33-35). Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и, совершив благодарственную молитву к Отцу, громко возгласил: «Лазарь! иди вон» (Ин 11. 43). Когда у входа в пещеру показался Л., закутанный в погребальные пелены, Христос обратился к стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идет» (Ин 11. 44). Многие из присутствующих иудеев, став свидетелями чуда, поверили в Иисуса Христа (Ин 11. 45).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

—785— Писателя: „и поднялись главы поколений иудиных и вениаминовых, и священники, и левиты, и всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме“ ( 1Ездр.1:5 ), не исключает присутствия среди первых переселенцев хотя и небольшого количества израильтян. Что касается городов, то довольно естественно, что израильтяне сначала селились вместе с иудеями в Иерусалиме и ближайших городах. Следует думать, что возвращение евреев из плена было постепенное. Книги Ездры и Неемии рассказывают о трёх караванах под предводительством Зоровавеля, Ездры и Неемии. Но в действительности их могло быть более. Некоторые косвенные свидетельства за то, что среди возвратившихся из плена были и израильтяне, мы находим и в Писаниях того времени. В 6 гл. кн. Ездры говорится о принесении в день освящения храма 12 козлов в жертву за грех за всего израиля по числу колен израилевых. Пр. Захария, принимавший деятельное участие в построении второго храма, от Лица Божия говорит: „всё это Я отдам во владение оставшемуся народу сему. И будет как вы, дом иудин и дом израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением“. Едва ли бы пророк стал говорить о спасении и благословении дома израилева, если бы не видел среди возвратившихся из плена ни одного израильтянина. Точно также и принесение жертв за 12 колен израилевых получал полный смысл лишь от присутствия при освящении храм израильтян. Многие пророки прямо предсказывали возвращение из плена вместе с иудеями 10 колен израильских ( Ос.11:9–11 ; Ам.9:14–15 ; Иез.37:11–11,39:25–29 и др.). Понятно до некоторой степени и то, что св. историк прошёл полным молчанием возвращение израильтян. Всё его внимание, как видно из характера его книги, было обращено на восстановление древнего святилища, и потому средоточием всей истории для него был Иерусалим. Что не имело к нему прямого отношения, то мало интересовало его. Предполагая однако возвращение из плена израильтян, мы должны представлять его в весьма ограниченном количестве. Если из Иудеев

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В книгах исторических мы не находим точно также никаких более или менее определенных указаний на существование в Ветхом Завете веры в воскресение, но зато читаем здесь повествования о трех воскрешениях, совершенных Илиею и Елисеем 289 . Хотя эти воскрешения были только возвращением к здешней земной жизни, тем не менее они наглядно выражали ту глубокую истину, что сила смерти не неограниченна, что смерть должна возвратить похищенное ею тело, когда этого непосредственно или посредственно требует Бог . Они утверждали в ветхозаветном человечестве веру, что Господь «мертвит и живит» ( 1Цар.2:6 ), и таким образом подготовляли разум к принятию истины будущего воскресения мертвых 290 . В книгах пророческих мы находим уже ясные, по-видимому, пророчества о воскресении. Так у пророка Исаии мы читаем: Оживут () мертвецы Твои, восстанут мертвые тела ( ) – труп) 291 . Воспряните и торжествуйте поверженные в прах: ибо роса твоя – роса растений, и земля извергнет () мертвецов ( Ис.26:19 ) 292 . В книге пророка Иезекииля говорится, что он однажды, будучи в духе, увидел поле, полное костей, которые были очень сухи. Но по действию всемогущества Божия эти кости пришли в движение, соединились друг с другом, покрылись кожею; затем вошел в них дух, и они ожили ( Иез.37:1–10 ). Далее у пророка Даниила мы читаем слова, сказанные ему в видении: многие из спящих в прахе земли 293 пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ) и, наконец, у пророка Осии: оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его ( Ос.6:2 )... От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их; смерть! где () твое жало ( – от – язва; чума)? ад! где твоя победа ( Ос.13:14 ) 294 ? Положение, что пророки говорят здесь о возвращении умерших к жизни, стоит выше всякого сомнения. Однако вопрос в том, в каком смысле говорят они об этом воскресении: считают ли его имеющим совершиться в предопределенное время фактом, или пользуются его идеей для того, чтобы нагляднее показать имеющее проявиться над Израилем божественное всемогущество? Контекст приведенных мест говорит за последнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

«Вот прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды.» Этими словами дается довольно прозрачный намек на факты Божественного посещения Израиля, т. е. оказания ему помощи и заступления, как, напр., при переходе евреев чрез Чермное море ( Исх.14 ), или при разделении вод Иордана во времена Иисуса Навина ( Нав.3:1 ) или при обращении воды в кровь во время египетских казней ( Исх.7:20–21 ). Но Иерусалим, избивший пророков и камнями побивший посланных от Господа, не уразумел даже в день торжественного входа в него Господа того, что служило к его спасению и миру, как засвидетельствовал это Сам Иисус Христос ( Мф.23:37 ). Ис.50:3 . Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю по­кровом их. «Я облекаю небеса мраком и вретище делаю покровом их.» Едва ли здесь нужно искать указаний на какие-либо определенные исторические факты: по-видимому, это – обычная в Священном Писании обоих заветов ссылка на Всемогущество Творца, имеющая свой полный смысл и в данном случае, на свидетельство неизменности и верности Всевышнего, представляющее полный контраст с вероломностью еврейского народа ( Иер.4:28 ; Иез.32:7–8 ; Иоил.2:10 ; Иоил.3:15 ; Лк.21:25 ). Ввиду всего этого, виновность самого Израиля за отвержение его Богом становится для всех очевидной и приговор Самого Господа: «се оставляется... дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ) – совершенно понятным и глубоко справедливым. Ис.50:4 . Го­с­по­дь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемога­ю­щего; каждое утро Он про­буждает, про­буждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Ис.50:5 . Го­с­по­дь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивил­ся, не отступил назад. С 4 стиха начинается новая речь или, точнее, возвращение к ранее бывшей – о Сыне Божием, Его служении и свойствах ( Ис.49:2–8 и Ис.52:6–7 ). Связь ее с предыдущей 49 главой станет совершенно естественной и ясной, если мы из содержания двух этих глав исключим невольные отступления ( Ис.49:14 ; Ис.50:3 ), вызванные необходимостью разобрать неосновательные жалобы Израиля на Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Главы 12-19 — это угрожающие предсказания и предостережения и словом, и делом. Здесь темы — и падение Иерусалима, и Слово Господне дому Израилеву, лжепророки и лжепророчицы, которые во множестве восставали в то время, и идолопоклонство старейшин израилевых, и личная ответственность каждого перед Богом. «И было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступивши от меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот. И если бы нашлись в ней три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души», — говорит Господь Бог» (Иез.14, 12-14), т.е. важно, что если Господь посылает казнь, то, действительно нравственность народа дошла до крайнего предела. Гл. 15 говорит о неизбежности и необходимости наказания. Главы 20—24 — это последнее возвещение суда. Обратите внимание, что во всей книге тема наказания и тема описания мерзостей повторяются периодически. Если внимательно прочитать первые 10 глав, то становится все понятно. Дальше читать легче, т.к. темы повторяются. Главы (25-32) — темы предсказания о языческих народах. Это предсказание об аммонитянах, моавитянах, едомитянах и филистимлянах (гл.25). В гл. 26 говорится о царе Тир, царе Сидон (гл.28) и о египтянах, о тех народах, которые влияли на Израиль, и «благодаря» которым Израиль вступил на путь беззакония, взяв от них те самые мерзости, которые стал сам употреблять. Совершая свое служение, Иезекииль неустанно говорил о чудесном избавлении Израиля. И Дух Божий открыл перед ним страшную картину смерти и Он же показал, как оживают божественным произволением иссохшие костные останки. (Гл. 37,1—11 необходимо знать близко к тексту.) «Дух воскрешает, пусть рана была неисцелима, пусть Израиль стал подобно безжизненным костям, но для Бога нет невозможного, Его дыхание плодотворит и мертвых и отчаявшихся окрылевает надеждой» — говорит один богослов об этих костях. Как мы видим, пророки были врагами социальной неправды, тирании. Ограничивая права власть имущих и вводя в свое учение принцип равенства, Иезекииль последовал пути своих предшественников. Он очень хорошо знал, что одного этого недостаточно и поэтому основной акцент проповеди пророка делается на полной перемене целостной жизненной ориентации. Мы слышим от него призыв сделать духовную жизнь центром существа каждого человека. Это именно то, что потом мы услышим с вами в евангельском рассказе, когда евангелист Матфей говорит нам слова Христа «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и все это приложится к вам». Отсюда связь между пророком и Новым Заветом.

http://sedmitza.ru/lib/text/432159/

Если поставят против меня ополчения, не убоится сердце мое; если возбудится против меня война, в Нем я положу надежду свою ( Пс.26:1–4 ). Тогда исполнятся оные слова: Один из вас будет преследовать тысячу, и два обратят в бегство многие тысячи ( Втор.32:30 ). Зах.10:6–7 . И придут в смятение всадники, и укреплю дом Иуды, и спасу дом Иосифа, и обращу их, ибо возымею милосердие к ним. И будут, как были, когда Я не покидал их, ибо Я – Господь Бог их, и услышу их. И будут, как сильные Ефрема, и возвеселится сердце их, как от вина, и увидят сыны их, и возрадуется и возвеселится сердце их о Господе. LXX: И придут в смятение всадники, и укреплю дом Иуды, и дом Иосифа спасу, и дам им жить, потому что Я возлюбил их; и будут они, как воины Ефрема, и возвеселится сердце их, как от вина, и сыны их увидят и возрадуются, и возвеселится сердце их о Господе. – И это место соответственно высшему пониманию они изъясняют двояко: или в том смысле, что это уже исполнилось во время Маккавеев, или в том, что это должно произойти во время Христа в последний век. Но вот смысл этого места: когда Иуда будет поставлен, как славный конь в сражении, и потопчет врагов, как придорожную грязь, и одержит верх, так как Господь будет воинствовать с ним, тогда всякий всадник Греции падет, а дом Иуды и дом Израиля (ибо называет его уже домом Иосифа, т. е. царством десяти колен) будут спасены вместе; и возвращу их из плена, в котором они были, и будут, как тогда, когда Я еще не покидал их, ибо Я есмь Господь Бог их, Который выслушает их моления. И Ефремляне, ныне находящиеся в плену, будут потом освобождены и обнаружат столь великую радость, что ты примешь их за находящихся в опьянении. Сыны их также увидят торжество отцов и возрадуются о Господе, с помощью Которого они одержали победу. Будем исследовать прошедшие события, – именно, когда Иуда и Израиль вместе сражались против Греков, или когда Ефрем возвратился из плена, когда, по словам Иезекииля ( Иез.37:16–21 ) два жезла, т. е. Иуда и Ефрем соединились вместе и были одним деревом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Затем, из этого тожества, в связи с названием Илии , вытекает, что возвещаемый Илия будет действительною личностью, действительно имеющим прийти пророком. Но будет ли этот пророк лично тожествен с известным Илией, современником Ахава и Иезавели, или он только синекдохически называется именем этого древнего ревнителя истинного богопочтения для характеристики его деятельности? Подобные синекдохические обозначения, употребляемые нередко у нас, знакомы были и древности 2268 . Не чужды они и еврейской, – как библейской, так и после-библейской, – стилистике. Так, многие экзегеты указывают на след. примеры: в 4Цар.9:31 Иезавель называет Ииуя новым Замврием («мир ли Замврию, убийце государя своего?») 2269 ; Исаия (1:10) называет иудеев «начальниками Содома и народом Гоморры» 2270 . Употреблялось для подобного обозначения и имя Илии, – напр., в дов. часто встречающемся у раввинов изречении: «Финеес есть Илия» 2271 . Но разумеется, эти примеры никакого решающего значения иметь не могут, а лишь показывают, что не было бы ничего неестественного, если бы Малахия именем Илии назвал ожидаемого им будущего пророка: но так ли это на самом деле, – остается вопросом по-прежнему вполне открытым. Несколько более имеют значения, но все-таки опять отнюдь не решающее, – ссылки на след. изречение о Давиде: Ос.3:5 («обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего»), Иез.34:23 («поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида»), 37:24 («а раб Мой Давид будет царем над ними и пастырем всех их») и Иер.30:9 («будут служить Господу Богу своему и Давиду царю своему, которого Я восстановлю им»). Лучшее будущее рисуется под образом восстановления наиболее крупных деятелей прошлого. С этой точки зрения, мог и Малахия предтечу страшного дня Иеговы представить, как бы вторым Илией. Эти последние примеры, во всяком случае, дают сильное предостережение против понимания Илии в буквальном смысле. А известная склонность Малахии к историческому доказательству (ср. стр. 118–120) делает очень правдоподобным, что и образы будущего он черпал в истории же 2272 . Но все это пока только правдоподобно – и не более.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010