Иез.37:17 .  И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно. Как легко пророку соединить два жезла в одной руке, так легко Богу соединить разделенные доселе и с начала политического существования Израиля две его части. Иез.37:18 .  И когда спросят у тебя сыны народа твоего: «не объяснишь ли нам, что это у тебя?», Ср. Иез.24.19 . Следовательно, символические действия Иезекииля совершались на деле; ср. гл. IV. Иез.37:19 .  тогда скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и при­ложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей. «Жезл Иосифов, который в руке Ефрема». Ефремово колено занимало первенствующее, господствующее положение в северном царстве. Из него был и Иеровоам. – «И приложу их к нему (послед. сл. нет у LXX), к жезлу Иуды». Ненормальное самостоятельное существование северного царства не будет иметь места: оно подчинится, как и следует, Иуде, составив с ним одно царство. – «И будут одно в руке Моей». LXX: «в руце Иудине» (одна евр. рук. «в руке его», т. е. Иуды), что, в сущности, одно, потому что Бог будет править через Иудина потомка – Мессию. Иез.37:20 .  Когда же оба жезла, на которых ты напишешь, будут в руке твоей перед­ глазами их, «Когда… будут», слав. точнее: «и будут». Во все время следующего предсказания пророк должен держать в руке соединенными два жезла. «Драматическое впечатление от символа было несомненно» (Сменд). Иез.37:21 .  то скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находят­ся, и соберу их отовсюду и при­веду их в землю их. Объяснение символического действия излагается подробнее и пополняется другими предсказаниями. Иез.37:22 .  На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед раз­деляться на два царства. «Царь», евр. мелех. Только здесь и в 24 ст. этим словом назван у Иезекииля Мессия (в др. случаях всегда наси, князь), потому что здесь речь об объединении 2 Царств под его властию. Предсказание относится ближайшим образом к послепленному Израилю; но на нем исполнилось несовершенно (царей из дома Давидова не было, если не считать таким Зоровавеля), но полнее исполнилось на духовном царстве Христовом; а вполне – на будущей церкви, царстве славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк обращается с вопросами о дальнейшей судьбе этой лозы: «Не вырвут ли корней ее, и не оборвут ли плодов ее, так что она засохнет?» (Иез 17. 1-10). Использованные пророком символы были хорошо понятны его современникам. «Верхушка кедра» - это юный царь Иехония, уведенный в 597 г. до Р. Х. в «город торговцев» Вавилон «могучим орлом», т. е. царем Навуходоносором. «Семя этой земли» - последний иудейский царь Седекия, к-рого Навуходоносор сделал царем вместо Иехонии. В притче изображена неверность Седекии Вавилону: понадеявшись на помощь др. «могучего орла» - Египта, он вступил в антивавилонскую коалицию. Иезекииль предрекает, что нарушение клятвы верности Вавилону приведет Израиль и его вероломного царя к катастрофе: «...клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову» (Иез 17. 19). Надежда на фараона тщетна, ибо союз с ним заключен против Божией воли: «С великою силою и с многочисленным народом фараон ничего не сделает для него в этой войне...» (Иез 17. 17). Несмотря на предстоящее наказание, притча заканчивается утверждением верности Бога Своему завету с Израилем. Он сделает то же, что и Навуходоносор: «...с вершины высокого кедра... с верхних побегов его» оторвет «нежную отрасль» и посадит «на высокой и величественной горе». В отличие от мирских царей - «могучих орлов», ведших Израиль к погибели, Бог этим действием спасет уцелевший остаток народа, когда он осознает свой грех и смирится: «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю...» (Иез 17. 22-24). Развивая тему спасения Богом остатка Израиля, Иезекииль критикует распространенное в его время понимание ответственности детей за грехи родителей: «...зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?» (Иез 18. 2). От имени Бога пророк отменяет эту пословицу, говоря, что за грех будет наказан только согрешивший, а праведник «непременно будет жив» (Иез 18. 9). Сын, к-рый видит «все грехи отца своего...

http://pravenc.ru/text/293579.html

– «Изгнал тебя Херувим». LXX сочли последнее подлежащим («и сведе тя херувим») в виду Быт 3.24 . Иез.28:17 .  От красоты твоей воз­гордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты по­губил мудрость твою; за то Я по­вергну тебя на землю, перед­ царями отдам тебя на по­зор. «Погубил мудрость». Неразумная политика по отношению к Навуходоносору. – «Повергну... на землю» – свергну с престола или св. горы. – «На позор» предполож. перевод евр. απ. λεγ.; слав. «во обличение». Иез.28:18 .  Множе­с­т­вом беззаконий тво­их в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и по­жрет тебя: и Я пре­вращу тебя в пепел на земле перед­ глазами всех, видящих тебя. «Святилища» едва ли разумеются языческие, напр., храм Мелькарта, а, должно быть, состояние невинности и чистоты, святость горы Божией, причем мн. ч. – pluralis majestatis. – «Огонь», «пепел» – указание на сожжение города, причем образ Тирского царя сменяется образом олицетворяемого города, что естественно при окончании речи. Иные видят здесь указание на феникса (мифологическое извращение идеи херувима) с его самосожжением. Иез.28:19 .  Все, знав­шие тебя среди народов, изумят­ся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки. Ср. Иез.27.36 . Рефрен плача над Тиром. Иез.28:21 .  сын человеческий! обрати лице твое к Сидону и изреки на него про­роче­с­т­во, Сидон – город, древнейший Тира ( Быт 10.19 ), названный уже в Тель-Амарнской надписи (Цидуна, в др. надп. Сидину, корень «охотиться», «ловля» (т. е. рыбная), издревле находился под гегемонией более могущественного Тира; так, по-видимому, было и при Иезекииле ( Иез.27.8 ); но при этом он чувствовал за собою известную самостоятельность (в Иер 25.22 и др. Сидонские цари называются подле Тирских). Судьба его в Ветхом Завете всегда связывается с Судьбою Тира ( Иер 47.4 ; Ис 23 ; Иоил. 3.4 ; Зах 9.2 ). После не совсем удачной, но все же ослабившей Тир 13-летней осады его Навуходоносором С. заступает его место: он был большим и могущественным городом, когда его разрушил Артаксеркс III Ох в 351 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В последние дни, перед Его славным явлением восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам (Мф.24:7). Но это только будет начало болезней ( Мф.24:8 ), начало дней скорби, когда народы будут преданы во власть пагубного обольщения ( 2Сол.2:9,12 ; Мф.14:11–24), когда сатана будет «обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли – Гога и Магога, число коих как песок морской, собирать их на брань против Потомка Давида» ( Откр.22:16 ; Деян.13:35–38 ; Лк.1:32 ). В этой борьбе в точном смысле исполнится предсказание Валаама ( Чис.24:7 ) о победе идеального Царя Израильтян над Гогом, могущественным властелином народов тьмы ( Иез.28–29 гл.), в лице которого Мессия «упразднит всякое начальство и всякую власть, и силу» ( 1Кор.15:24 ). Согласно предсказанному в древние дни чрез рабов своих пророков Израилевых ( Иез.38:17 ) народы Гога и Магога под водительством князя полночи (тьмы) выйдут на широту земли и окружат стан святых, город возлюбленный ( Откр.20:8 , ср. Иез.38:8–16 ). Однако борьба их с Седящим на престоле славы (Мф.19:28; Откр.4:5; 6:16 ) не будет продолжительна. Ниспадет на них огонь с неба от Бога и попалить их, а диавол этот первообраз Гога, прельщавший народы, ввержен будет в озеро огненное и серное ( Откр.20:9–10 ; ср. Иез.38:22 ; Иез.39:17–22 и Откр.19:11–21 ). В этом факте найдет истинное исполнение пророчество Валаама, что «восставший от Иакова погубит оставшееся от города» ( Чис.24:19 ), т. е. последние поколения «великого города, царствующего над земными царями и вином блудодеяния (поклонения мамоне) своего опьянявшего живущих на земле» ( Откр.18:8–20 ). Затем наступит неприступное и невозмутимое, подобно отдохновению грозного льва ( Чис.24:9 ), блаженное упокоение с Богом духовных потомков Иакова среди нового неба, на новой земле, в небесном Иерусалиме, украшенном как невеста для мужа своего ( Откр.21:1–3 ). И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло ( Откр.21:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Приводит другое народное изречение, возмущающее, как и родственная ему по содержанию пословица 2 ст., пророка (ср. ст. 29; Иез.33.17, 20 ): «неправ путь Господа». «Неправым», или как можно переводить евр. выражение, «непостоянным» (слав. «не управится») «путь (образ действий в отношении к миру) Божий» кажется лишь от того, что этот путь точно сообразуется с путем людским, отвечает бедствием на неправду, и изменяется с изменением пути человеческого, как показано в ст. 21–24: меняет праведник или грешник свой путь, изменяет и Бог свое отношение к ним. «Как для нездорового составляет наказание пища, приятная здоровому, и как для больных глазами ненавистен свет, приятный здоровому зрению, так неприятна неправедным правда Божия, которой кто подчиняется, не возмущается» (блаж. Августин). Иез.18:26–28 . Повторение 24 и 21 ст.. необходимое в виду вновь в ст. 25 поставленного возражения против правды Божией с другой точки зрения. – «К жизни возвратит душу свою» – он сам, а не Я. – «Увидел». Это первый шаг к обращению: нечестивый не обращает внимания ни на себя, ни на Бога. Иез.18:29 .  А дом Израилев говорит: «неправ путь Го­с­по­да!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы? Повторяется 25 ст. с легким изменением, сообщающим выражению более скорби, чем негодования. Иез.18:30 .  Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Го­с­по­дь Бог; по­кайтесь и обратитесь от всех пре­ступле­ний ваших, чтобы нечестие не было вам пре­ткнове­нием. Начинается заключительное увещание, тесно примыкающее к мысли 29 ст. и всей главы: если видимая неравномерность в мздовоздаянии имеет основание не в Боге, но в непостоянстве человеческого поведения, то пусть каждый поймет, что его судьба зависит от него самого. – «Буду судить», главным образом во время предстоящей Иудее катастрофы. «Чтобы нечестие не было вам преткновением», слав.: «в мучение», в погибель. Если обратитесь, то все прежние грехи не в состоянии будут погубить вас. Иез.18:31 .  Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.18:21 .  И беззакон­ник, если обратит­ся от всех грехов сво­их, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и по­ступать закон­но и праведно, жив будет, не умрет. Если до сих пор пророк доказывал личную нравственную вменяемость примерами отдельных лиц и поколений, то теперь он одно лице (индивидуум) разлагает на отдельные периоды его жизни. Один и тот же человек может быть одну часть своей жизни беззаконником, а другую праведником и наоборот. Правда Божия и тут остается неизменна, ценя в человеке то, чем он стал окончательно. Сначала пророк берет тот случай, когда беззаконник становится праведником, так как такой случай и возможнее, и приятнее для него, в его ревностных пастырских заботах об исправлении своих соотечественников. Иез.18:22 .  Все пре­ступле­ния его, какие делал он, не при­помнят­ся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. «Не припомнятся» – более, чем «не будут наказаны»: как бы совершенно изгладятся из памяти Божией. Иез.18:23 .  Разве Я хочу смерти беззакон­ника? говорит Го­с­по­дь Бог . Не того ли, чтобы он обратил­ся от путей сво­их и был жив? «Драгоценнейшие слова всей книги» (Кречмар), «высший пункт ветхозаветного богословия» (Берт.). Иезекииль возвышается здесь на высоту новозаветного воззрения на благодать Божию: 1Тим 2.4 ; 2Пет 3.9 . Это место учит нас, как надо понимать и те кажущееся суровыми и безотрадными взгляды Иезекииля на правду Божию, которыми дышит вся первая часть его книги. Иез.18:24 .  И праведник, если отступит от правды своей и будет по­ступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззакон­ник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не при­помнят­ся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. Пророк берет и обратный, печальный случай, когда праведник совращается. Грехи его не могут не навлечь его погибели; Бог здесь не виновен. Иез.18:25 .  Но вы говорите: «неправ путь Го­с­по­да!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иезекииль обличает тех сынов Израилевых, которые относились к его пророчествам с недоверием или презрением. Он неоднократно утверждает непреложность Божиих постановлений и обещаний и неизбежность суда, ожидающего грешников (Иез 12. 21-25). Более того, жестокой критике подвергаются и те, кто полагали, что Иезекииль предсказывает то, что произойдет в далеком будущем; устами пророка Бог обличает неверность самоуспокоения: «...так говорит Господь Бог: ни одно из слов Моих уже не будет отсрочено, но слово, которое Я скажу, сбудется, говорит Господь Бог» (Иез 12. 28). Ответственность детей за грехи родителей В И. п. к. и в Книге прор. Иеремии приводится распространенная в народе пословица «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез 18. 2; Иер 31. 29), передающая уверенность в том, что грех человека переходит к его потомкам, которые также будут за него наказаны (ср., напр.: Втор 5. 9: «...Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня»). Оба пророка - и Иезекииль и Иеремия - проповедуют личную ответственность человека за содеянное, что вступает в противоречие с этой пословицей и выражаемым ею принципом. Согласно тексту Книги прор. Иеремии, пословица остается верной, однако будет отменена в ближайшем будущем («В те дни уже не будут говорить... но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие...» - Иер 31. 29-30). В И. п. к. принцип ответственности детей за грехи родителей отменен сразу же в момент произнесения пророчества: «Живу Я! говорит Господь Бог,- не будут вперед (   - более, снова) говорить пословицу эту в Израиле» (Иез 18. 3). Иезекииль отвергает любую возможность ответственности детей за грехи родителей и родителей за грехи детей (Иез 18. 10-20), следуя традиции, нашедшей отражение еще во Втор 24. 16: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление». Спасение народа Божия

http://pravenc.ru/text/293579.html

Иез.7:14 .  Затрубят в трубу, и все готовит­ся, но никто не идет на войну: ибо гнев Мой над всем множе­с­т­вом их. Описание завоевания начинается сильным поэтическим оборотом: «трубите в трубу»; рус. вопреки евр. и LXX (слав.: «вострубите трубою») ставит изъявит. наклонение: «вострубить». На призыв военноначальников (трубою) ко всеобщему вооружению ( «и все готовится» ­­ чтобы все готовилось; слав.: «рассудите вся»; обдумайте план воины) каждый старается уклониться от военной службы: Бог во гневе лишит всех мужества, поразит народ трусостью как раз на это роковое время ( Лев. 26.17 ; Втор 28.25 ). Иез.7:15 .  Вне дома меч, а в доме мор и голод. Кто в по­ле, тот умрет от меча; а кто в городе, того по­жрут голод и моровая язва. Сражения на открытом поле оканчиваются полным поражением, города не в состоянии выдержать тяжесть осады и вынуждаются к сдаче голодом и эпидемией. Конечно, не все население погибнет; здесь гипербола. Выражения напоминают Мф 24.16–18 ; Мк 13.15–16 . «Пожрут голод» – оксиморон (соединение противоречащих понятий). Иез.7:16 .  А уцелев­шие из них убегут и будут на горах, как голуби долин; все они будут стонать, каждый за свое беззаконие. Единственное спасение будет в бегстве на неприступные палестинские горы (ср. 1Мак 2.28 ; Мф 24.16 ). Но какую жалкую картину представляют собою эти беглецы: как «голуби долин», должно быть домашние, они жалобно «стонут» (древние считали воркование голубей стоном боли: Виргилий, Eclog: I, 56), сознав только теперь и так поздно каждый свой грех. Иез.7:17 .  У всех руки опустят­ся, и у всех коле­ни задрожат, как вода. Страх жителей (или, в частности, беглецов ст. 16) за свою жизнь будет настолько силен, что проявится во вне: беспомощно повиснут руки, бессильные за что-нибудь взяться, и ноги откажутся служить, дрожа как вода (ср. Нав 7.5 ; Пс 21:15, 108.24 ; Иов 4.4 ); слав.: «и вся стегна окаляются мокростию» (неудержание мочи). Иез.7:18 .  Тогда они пре­пояшут­ся вретищем, и обоймет их трепет; и у всех на лицах будет стыд, и у всех на головах плешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«То он (Навуходоносор), вспомнив о таком вероломстве (союз Седекии с другими восставшими вассалами), положил взять его» (Иерусалим). Слав.: «и той воспоминаяй неправды его помянути» дает другую мысль: Навуходоносор напомнит Иерусалиму (разрушением его) его неправды. Иез.21:24 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: так как вы сами при­водите на память беззаконие ваше, делая явными пре­ступле­ния ваши, выставляя на вид грехи ваши во всех делах ваших, и сами при­водите это на память, то вы будете взяты руками. Вероломствам по отношению к Навуходоносору Иудея напомнила Богу все прежние грехи свои, которые Он, под влиянием, может быть, благочестивого царствования Иосии и вообще ослабление идолопоклонства в последнее время как бы начал забывать. Впрочем, «приводить на память беззаконие», проступок – юридически термин, равносильный составлению обвинительного акта ( Иез.29.16 ; Чис 5.15 ; 3Цар 8.47 ). Одна и та же мысль повторяется риторически в трех выражениях, все усиливающих ее. – «Будете взяты руками» – тоже, может быть, юридическое выражение, во роде: арестованы. Указание на плен. Иез.21:25 .  И ты, недостойный, пре­ступный вождь Израиля, которого день наступил ныне, когда нечестию его по­ложен будет конец! Речь обращается теперь к первому виновнику предстоящей гибели – нечестивому Седекии, вероломство которого навлекло бурю на Иудею. – «Которого день наступил ныне» – день эсхатологический, тот известный, в который сводятся расчеты за грехи, дошедший уже до своего конечного пункта. Это первое место, где говорится о «дне» единичного человека, а не целого народа (ср. Ам 5.18 . Индивидуализм Иезекииля; ср. Иез.18 гл.). – «Когда нечестию его будет положен конец». Слав. точнее: «во время неправды конец», т. е. при неправде, достигшей крайних пределов. Иез.21:26 .  так говорит Го­с­по­дь Бог: сними с себя диадему и сложи венец; этого уже не будет; унижен­ное воз­высит­ся и высокое унизит­ся. «Сними», как и «сложи» по-евр. неопр. накл. для выражения решительности повеления. Обращение конечно к Седекии. – «Диадему», слав. «кидар» – первосвященническая головная повязка (тиара). Может быть ее носили, незаконно присвоив себе или как давнишнюю и повсеместную принадлежность царской власти, и цари Иудейские; или же, может быть, это синоним венца; или наконец, может быть, этим указывается на уничтожение и первосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.44:18 .  Увясла на головах их должны быть также льняные; и исподняя одежда на чреслах их должна быть также льняная; в по­ту они не должны опоясы­ваться. Даже «увясла» (головные повязки, греч. κιδαρεις, слав. «клобуки», евр. пеер, но в Пятокнижии мигбаа, а у первосвященника мицнефет, пеер – обыкновенные мирские повязки: Иез.24.17, 23 ; Ис 3.20 и др.), как и исподняя одежда (слав. «опоясание», но греч. περισκελη, Вульг. leminalia, евр. микнесаим, соб. короткие брюки (И. Флавий Ant. 3:7, 1; в Исх 28.42 слав. «надраги») должны быть льняными у священников. Далее у пророка, по-видимому, указывается и основание для такого требования: «в поту они не должны опоясы­ваться», замечание, которое допускает и такой перевод: «потнаго ( яза, но близкое к зев Быт 3.19 «пот») они не должны, одевать» (см. объяснение ст. 17). LXX: «и да не препоясются крепко», βια – не должны перезатягиваться в одежду, что стесняет свободу движений и вызывает потение. Иез.44:19 .  А когда надобно будет выйти на внешний двор, на внешний двор к народу, тогда они должны будут снять одежды свои, в которых они служили, и оставить их в священ­ных комнатах, и одеться в другие одежды, чтобы священ­ными одеждами сво­ими не при­касаться к народу. Священные одежды при выходе священников к народу, т. е. на внешний двор, должны сниматься в особых священных комнатах, чтобы ими «не освятить народа» (рус. по Тарг. «не прикасаться», но LXX: «да не освятят людий»). До того должна быть оберегаема святость от приражения чего-либо мирского: хотя она прикосновением своим освящает мирское, но этим освящением нужно пожертвовать для соблюдения ее во всей ее кристальной чистой. До того трансцендентна у Иезекииля идея Божества. Критическая школа несправедливо видит здесь крайнее материализирование святости: это глубокий символизм. Иез.44:20 .  И головы своей они не должны брить, и не должны отпускать волос, а пусть непремен­но стригут головы свои. К правилам об одежде, естественно, примыкают правила о волосах, этом естественном одеянии животных. Священникам одинаково запрещается как брить волосы, что было в древности знаком траура ( Иез.7.18 ; Ам 8.10 и др.), а в Египте – отличием жрецов, в Израиле же запрещено было Моисеевым законом и мирянам ( Втор 14.1 ), так и отпускать их, как то делали назореи (между прочим, Самуил 1Цар 1.11 ; для священников это было неудобно), но должны их стричь ( касам, ср. ассир. касаму, резать). Ср. Лев. 21.5, 10 . Волосы считались тоже седалищем жизни, почему назореи их сожигали в жертву Богу при окончании обета. Жизнь священников нового храма будет введена в должные границы, не развиваясь по прихоти природы и не замирая.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010