После он был восстановлен и теперь представляет цветущий город (Саида). – Известно только одно столкновение его с Израилем в Суд. 10.12 , но из него была Иезавель. Пророчество на него Иезекииля, сообразно его значению, гораздо короче пророчества против Тира. Иез.28:22 .  и скажи: вот, Я – на тебя, Сидон, и про­славлюсь среди тебя, и узнают, что Я Го­с­по­дь, когда про­изведу суд над ним и явлю в нем святость Мою; Не указывается вина Сидона по краткости, а только намекается на нее в ст. 24. – «Прославлюсь» в каре Сидона за нечестие и за грех ст. 24 (см. там). – «Среди тебя», который до сих пор презирал Меня. – «И узнают, что Я Господь»;] в смысле Иез.25.5 . – «И явлю в нем святость Мою» – тоже, что «прославлюсь»: слава Божия есть Его святость ( Ис 6.3 ), проявляющаяся в каре и уничтожении нечестия. Иез.28:23 .  и по­шлю на него моровую язву и кровопролитие на улицы его, и падут среди него убитые мечом, по­жира­ю­щим его отовсюду; и узнают, что Я Го­с­по­дь. «Язву и кровопролитие», см. Иез.5.12 ; первые следствия осады. – «Пожирающим его отовсюду». Слав. «в тебе и окрест тебе» (окрестные поселения). Иез.28:24 .  И не будет он впредь для дома Израилева колючим терном и при­чиня­ю­щим боль волчцом, более всех соседей зложела­тель­ству­ю­щим ему, и узнают, что Я Го­с­по­дь Бог. «Терном» ( Чис 33.55 ). Иезавель. «Более всех соседей». Евр. ми, «от» допускает и просто разделительный смысл: Сидон среди других соседей зложелательствовал Израилю; слав. «от». Иез.28:25 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рас­сеяны, и явлю в них святость Мою перед­ глазами племен, и они будут жить на земле своей, которую Я дал рабу Моему Иакову: Иез.28:26 .  тогда они будут жить на ней безопасно, и по­строят домы, и насадят виноградники, и будут жить в безопасности, по­тому что Я про­изведу суд над всеми зложелателями их вокруг них, и узнают, что Я Го­с­по­дь Бог их. Речи против ближайших соседей – язычников, имеющих быть устраненными для блага Израильского царства, естественно заключаются мессианским предсказанием Израилю, главным образом духовному. – «Построят домы, насадят виноградники» ср. Ис 65.21 . 5 По индийским сагам грифы (мифологическое искажение херувимов) являются стражами золота; они роют его и строят из него свои гнезда, а индийцы получают только стружки (Ctes Aelian. Hist. anim, IV, 27. Paus. CXXIV, 6. Philostr. Vit. Appollon, III, 48). Геродот помещает этих роющих и хранящих золото грифов на севере и говорит, что аримаспы похищают у них золото (III, 116; IV, 13. 27). Крылья феникса, на который видят намек в ст.18, были χρυσοκομα (Herod. I, 73 и др.). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 1–7. Пленение Седекии и народа, представленное в символическом действии. 8–16. Объяснение этого символического действия. 17–20. Бедствия осады, представленные в символическом действии. 21–25. Неотменимость пророческих предсказаний. 26–28. Непосредственная близость их исполнения. Иез.12:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: Не указано даты ни для этого откровения, ни для целого ряда следующих до Иез.20.1 , где дата 7 год 5 месяц плена, т. е. царствования Седекии; след., все откровения XII-XIX глав должны падать на эти 11 месяцев 7–6 года Седекии (591–590 г. до Р. Х.). На этом основании речи этих глав объединяются в один (4-й) отдел книги, который имеет целью ближайшее обоснование и подтверждение описанной сначала в IV-VII, а затем в VIII-XI гл. катастрофы, обоснование, вызванное неверием народа в предсказания Иезекииля ( Иез.12.2, 22 ). Иез.12:2 .  сын человеческий! ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слы­шать, а не слы­шат; по­тому что они – мятежный дом. Начало главы перемещает нас в несколько позднейшее время: пророк как будто говорит под впечатлением новых горьких опытов, сделанных над пленниками; неудача прежней проповеди, по-видимому, и была поводом к новым откровениям; не только иерусалимлянам, но и мало расположенным к ним вавилонским колонистам не верилось как-то в близкое падение Иудеи. – «Среди дома мятежного». Намеренно без объяснения, как знакомое и многократно упомянутое ( Иез.2.5 и др.), не как в ст. 9, где объяснение менее нужно. LXX почему то: «посреди неправд», может быть по Лев. 16.16 . – «Есть глаза, чтобы видеть и не видят» и т. д. со Втор 29.4 стало любимым выражением у пророков: Ис 6:9 ; Иер 5.21 ; Мк 8.18 . Иез.12:3 .  Ты же, сын человеческий, изготовь себе нужное для пере­селе­ния, и среди дня пере­селяйся перед­ глазами их, и пере­селяйся с места твоего в другое место перед­ глазами их; может быть, они ура­зу­меют, хотя они – дом мятежный; «Нужное для переселения», слав. «сосуды пленнически», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Жизнью Своею Господь клянется (самая торжественная из клятв; ср. Чис 14.21, 28 ; Втор 32.40 ), что за беззакония Иерусалима, главное из которых было осквернение храма (начатое Манассиею) мерзостями (д. б. идолы) и гнусностями (может быть культа их; подобно этому в VI гл. главным грехом Израиля считаются «высоты» с их идолослужением) с Иерусалимом поступлено будет без столь обычного для Бога снисхождения. «Умалю», букв. «отвергну» (слав. «отрину») или тебя, или от тебя («отверну») глаза Мои, чтобы каким-нибудь не проснулась жалость к тебе. Иез.5:12 .  Третья часть у тебя умрет от язвы и по­гибнет от голода среди тебя; третья часть падет от меча в окрест­ностях тво­их; а третью часть раз­вею по всем ветрам, и обнажу меч вслед за ними. Служит объяснением 2 ст., в котором, впрочем, нуждался в объяснении только первый член: он здесь раздваивается (язва и голод), благодаря чему получается 4 кары; если они делятся на 3 группы (у LXX 4), то основанием для такого деления служит то, что первая треть погибает в городе, вторая в ближайших окрестностях города, а третья – вдали, в плену. Голод, язва и меч выступают часто у Иезекииля ( Иез.6.11 и д. Иез.7.15, 12.16 ), как 3 кары Божии; к ним часто присоединяется в качестве 4 кары дикие звери (ст. 17; Иез.14.21, 33.27 ); эти же кары таким же образом исчисляются Иеремией (18 раз) и клинообразными надписями (Мюллер, Ez. – Studien, 58–62). – «Обнажу меч» – ст. 2. Иез.5:13 .  И совершит­ся гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь; и узнают, что Я, Го­с­по­дь, говорил в ревности Моей, когда совершит­ся над ними ярость Моя. Сильно выраженный антропоморфизм. Пророк и сам явно заражается негодованием Господа и речь его здесь достигает высшей степени гневного пафоса. «И узнают» – уцелевшие, т. е. третья из указанных в 12 ст. частей. «И узнают, что Я, Господь, говорил». – Любимое выражение Иезекииля, не встречающееся у других пророков. Иез.5:14 .  И сделаю тебя пустынею и по­руга­ни­ем среди народов, которые вокруг тебя, перед­ глазами всякого мимоходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.17:14 .  чтобы цар­с­т­во было по­корное, чтобы не могло подняться, чтобы сохраня­ем был союз и стоял твердо. Объяснение 6 ст. и обоснование 13 ст. «Чтобы не могло подняться» – слав. яснее: «еже весьма не возностися». Иез.17:15 .  Но тот отложил­ся от него, по­слав по­слов сво­их в Египет, чтобы дали ему коней и много людей. Будет ли ему успех? Уцелеет ли тот, кто это делает? Он нарушил союз и уцелеет ли? «Чтобы дали ему коней». Конница всегда была слабым местом еврейского войска; вместе с тем для пророков она являлась символом чуждой культуры и богопротивной, плотской самоуверенности ( Ос.14.4 ; Мих 1.13 и др.). Лошадей еврейское войско доставало только в Египте ( 3Цар 10.28 ) и, главным образом, из-за конницы еврейские цари искали союза с ним ( Ис 31.1 ). Египет в древности действительно славился конницей ( Втор 17.16 и др.); по Диодору (I, 45): вся страна от Фив до Мемфиса была покрыта конюшнями и могла доставить для войны 20 000 колесниц с 2 лошадьми каждая. Иез.17:16 .  Живу Я, говорит Го­с­по­дь Бог: в местопребывании царя, который по­ставил его царем, и которому дан­ную клятву он пре­зрел, и нарушил союз свой с ним, он умрет у него в Вавилоне. По строгому закону возмездия кара должна соответствовать греху и в отношении места; ср. 3Цар 21.19 . Для древнего человека умереть в чужой земле составляло нечто ужасное в другом отношении, чем для нас: чужая земля была нечистою (ср. Иез.4.13 ). Седекия умер ослепленным в вавилонской темнице. Иез.17:17 .  С великою силою и с многочислен­ным народом фараон ничего не сделает для него в этой войне, когда будет насыпан вал и по­строены будут осадные башни на по­гибель многих душ. «С великою силою…» – слав. точнее: «не в силе велицей, ниже в народе мнозе сотворит с ним фараон брань» – упрек фараону за равнодушие к союзникам, не переданный русскими переводом. – «На погибель многих душ». Вздох пророка о готовящемся истреблении соотечественников. Иез.17:18 .  Он пре­зрел клятву, чтобы нарушить союз, и вот, дал руку свою и сделал все это; он не уцелеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.18:3 .  Живу Я! говорит Го­с­по­дь Бог, – не будут вперед говорить по­словицу эту в Израиле. «Живу Я» – клятва свидетельствует о важности предмета: дело идет о чести имени Божия. – «Не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле». Бог убедит своими судами в правде Своего мироправления. Пророк Иеремия обещает уничтожение этой пословицы только в дни нового завета ( Иер 31.29, 31 ). Иез.18:4 .  Ибо вот, все души – Мо­и: как душа отца, так и душа сына – Мо­и: душа согреша­ю­щая, та умрет. «Все души – Мои». Следовательно, Богу не представляется необходимости мстить на одном грехи другого: Он всегда может покарать грехи каждого и на самом виновнике их. «Самоценность души человеческой здесь выражена, как никогда ранее: каждая душа принадлежит Богу, т. е. Бог стоит к каждой душе в одинаковом отношении и относится к ней, как она относится к нему» (Берт.). – «Душа согрешающая, та умрет». См. обьясн. Иез.3.18 . Смерть составляет противоположность той жизни, которая обещана праведнику в ст. 9 (см. там), следовательно, означает главным образом погибель в предстоящей катастрофе; и связанное с нею исключение из будущего мессианского царства. Здесь впервые в В. З. речь о душевной смерти, но под душою разумеется скорее вообще человек, живой человек. Иез.18:5 .  Если кто праведен и творит суд и правду, Чтобы наглядно доказать положение ст. 4, пророк представляет в ст. 5–9 пример полной противоположности между поведением благочестивого отца, нечестивого сына и благочестивого внука, причем, как думают, пророку предносились из исторических личностей Езекия, Манассия и Иосия. «Творит суд и правду». Этими двумя понятиями обнимаются обычно все постановления закона, причем под первым может быть разумеются более этические и юридические обязанности, а под вторым религиозные. Иез.18:6 .  на горах жертвен­ного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз сво­их, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очище­ния нечистот ее не при­ближает­ся, Перечисляя частные признаки праведника и грешника, пророк явно хочет дать как бы катехизический свод необходимейших нравственных правил. Он говорит здесь не с точки зрения недосягаемого, хотя и прекрасного идеала (ср. напр. Ис 33.15 ), а о практически легко осуществимом (ср. Пс 14 ; Пс 23 ). Такое нравоучение было для сопленников пророка, едва лишь начинавших, свое религиозно-нравственное исправление и образование, полезнее самой возвышенной морали. С этой целью черты праведника указываются почти все отрицательными. Сначала называются поступки религиозные, а потом этические.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.9:5 .  А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и по­ражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; «В слух мой» – см. ст. 1. – «Пусть не жалеет око ваше и не щадите». Предостережение от чувства жалости, так естественного в ангелах; если око Милосердого здесь «не жалеет и не милует» (ст. 10; Иез.8.18 и др.), то со стороны ангелов сострадание в данном случае означало бы недоверие к путям Промысла. Иез.9:6 .  старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего. И начали они с тех старей­шин, которые были перед­ домом. «Старика, юношу и девицу». Перечисление по степени невинности и внушаемого сожаления в восходящем порядке, который далее сменяется нисходящим: «и младенца, и жен». – Младенцы должны быть умерщвлены как имеющие в силу закона наследственности задатки нечестия, которые развившись могли бы опять погубить народ, а также за участие, которое они не могли и не принимать иногда в грехе родителей; см. Иер 7.18 . – «До смерти» – без возможности выздоровления; но скорее просто плеоназм для выражения сильного аффекта гнева. – «Начните от святилища Моего», т. е. от тех, которые во храме и которые согрешили тяжелее прочего народа (LXX свободно: «от освященных моих», посвященных на служение Богу и долженствовавших быть святыми). Ангелы каратели могут начать с того места, где стоят: суд не терпит никакого замедления. – «И начали они с тех старейшин, которые были пред домом», т. е. упомянутых в Иез.8.16 огнепоклонников, которые хотя там не названы старейшинами, а просто «мужами», но это само собою разумеется из места, которое они занимали. Иез.9:7 .  И сказал им: оскверните дом, и наполните дворы убитыми, и выйдите. И вышли, и стали уби­вать в городе. «Оскверните дом»: не стесняйтесь тем, что оскверняете храм. Для священного места естественно пролитие человеческой крови, как присутствие трупа, составляло величайшее осквернение ( Чис 19.11 ), и вершина трагизма, что сам Иегова требует осквернения Своего храма; в нем уже ничего святого нет: кровь не осквернит его больше того, сколько сквернили мерзости идолослужения. «Дом» может означать здесь, как и в ст. 6, не все здание храма, а только здание святилища и святаго святых, потому что эта святейшая часть храма могла оскверниться пролитием крови не только в ней, но и перед ней. Тогда дальнейшие слова будут не повторением, а продолжением мысли: св. дом осквернится, если «дворы (храма)» (слав. «пути», т. е. улицы города) наполнятся трупами. – «И выйдите». Слово, указывающее на быстроту, с которой исполнены повеления Божии и которое отмечается также ст. 5 и 11. Шесть так быстро приводят в исполнение приказание, что Господь за это время едва может произнести: «оскверните дом»; LXX вместо: «и выйдите. И вышли, и стали убивать» имеют: «исходяще изсецыте», таким образом совсем не передают об исполнении приказания, как само собой понятном.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.22:3 .  И скажи: так говорит Го­с­по­дь Бог: о, город, про­лива­ю­щий кровь среди себя, чтобы наступило время твое, и дела­ю­щий у себя идолов, чтобы осквернять себя! Почему пролитие крови сопоставляется с идолослужением, см. пред. ст. и Иез.18.6 . – «У себя», слав. точнее: «на себе», на свою голову; Вуль.: contra semetipsum. Иез.22:4 .  Кровью, которую ты про­лил, ты сделал себя виновным, и идолами, каких ты наделал, ты осквернил себя, и при­близил дни твои и достиг годины твоей. За это отдам тебя на по­смеяние народам, на по­ругание всем землям. «Приблизил дни твои». Грешник, умножая свои грехи, приближает время своей смерти и Божественной кары, сокращает, так сказать, время долготерпения и милосердия Божия. Так и для Иудеи дней старости не может быть; последние дни жизни наступают преждевременно. – «Достиг годины своей» – слав. яснее: «привед время лет твоих». Иез.22:5 .  Близкие и далекие от тебя будут ругаться над тобою, осквернив­шим имя твое, про­славив­шимся буй­с­т­во­м. «Близкие» – может быть аммонитяне, идумеи. – «Далекие». Позор Иерусалима будет так велик, что слух о нем распространится повсюду. «Осквернившим имя твое» – идолослужением. – «Прославившимся буйством» – невинно пролитой кровью. То и др. у LXX и Вульгаты разделено на три эпитета и поставлено в звательном падеже: и возопиют на тя (добавка к евр. т.): о нечистый, пресловутый (nobilis) и мног в беззакониих (grandis in interitu). Иез.22:6 .  Вот, началь­ству­ю­щие у Израиля, каждый по мере сил сво­их, были у тебя, чтобы про­ли­вать кровь. Начинается исчисление грехов Иерусалима (до 13 ст.), которое ведется без определенного порядка и с повторениями (напр. 6 ст. ср. с 9 и 12); но в общем при исчислении Иезекиилю предносилось в уме десятословие. Сначала указаны грехи начальствующих (на основании чего можно бы подумать, что будут разбираться отдельные сословия, но об этом только в 25 и д. ст.), так как они прежде всего виновны в общей испорченности: примеру больших следуют и малые. «Начальствующие» – едва ли цари (ср. Иер 22.1 ), хотя из прежних царей напр., Иоаким ( 4Цар 24.4 ), Манассия ( 4Цар 21.16 ) свящ. историками обвиняются именно в пролитии крови, а так как описывается настоящее состояние Иерусалима, то должно быть разумеется правительство Седекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Мужские изображения». Так как Иерусалим представляется под видом прелюбодейной женщины, то идолы по отношению к ней рассматриваются как мужчины, с которыми она блудодействует; но, будучи бездушными, идолы могут быть сравнены только с изображениями мужчин. Находят в этих словах и указание на фаллический культ, который, думают, разумеется и в Ис 57.8 («память» по-евр. созвучно с «мужчина») и Иез.8.17 . Иез.16:18 .  И взяла узорчатые платья твои, и одела их ими, и ставила перед­ ними елей Мой и фимиам Мой, Идолы и выливались одетыми, но, кроме того, может быть, в торжественных случаях были облачаемы в дорогие одежды – «пурпуровые и гиацинтовые»: Иер 10.9 . Иез.16:19 .  и хлеб Мой, который Я давал тебе, пше­ничную муку, и елей, и мед, которыми Я питал тебя, ты по­ставляла перед­ ними в при­ятное благо­воние; и это было, говорит Го­с­по­дь Бог. «Хлеб» – общее название для трех перечисленных далее продуктов… «Поставляла пред ними в приятное благовоние», т. е. сжигала в жертву. Иез.16:20 .  И взяла сыновей тво­их и дочерей тво­их, которых ты родила Мне, и при­носила в жертву на снеде­ние им. Мало ли тебе было блудодей­с­т­во­­вать? Верх беззакония Израилева пророк видит в человеческих жертвоприношениях: не только бездушные дары, которыми Израиль обязан Богу, он приносит идолам, но и живых детей Божиих, т. е. молодое поколение (для человеческих жертвоприношений употреблялись молодые люди, полные жизни и силы, по соображению, что они составят более приятную пищу богам), которое можно было бы и следовало воспитать для Бога и служения Ему. Человеческие жертвоприношения у евреев получили широкое ( Ис 57.5 ) распространение со времени Ахаза ( 4Цар 16.3 ), следовательно, со времени ближайшего соприкосновения с ассириянами усилились при Манассии ( 4Цар 21.6 ); к Израилю они проникли от хананеян, но были в употреблении и у моавитян ( 4Цар 3.27 ) и сирийцев ( 4Цар 17.31 ); совершались они главным, образом в честь Молоха, но места, как Мих 6.6 ; Иер 7.31 ср. Иез.20.26 , кажется, свидетельствуют, что такие жертвы, вопреки ясному запрещению закона Моисеева, приносились и Иегове, – «На снеденье им» – сильное выражение. – «Мало ли тебе было блудодействовать?» Человеческие жертвоприношения были неожиданностью со стороны Израиля и после всех мерзостей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Вот, Я – на тебя» – Иез.5.13 . – «Подниму на тебя многие народы». «Народы придут в Тир, но иначе, чем он ждал» (Сменд). Множественное число говорит за то, что разумеется не только халдейское нашествие, от которого Тир не погиб окончательно. – «Как море поднимает волны свои». Тир часто подвергался наводнениям (Seneca Nat. quaest. VI, 26. Movers Phoenic. II, 201). Море, обогащавшее Тир, нередко и губило его. Иез.26:4 .  И разо­бьют стены Тира и раз­рушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. По Арриану (II, 18, 3) и Квинту Курцию (IV, 2, 9) островной Тир окружен был стенами и башнями, которые наверно существовали уже во время пророка. – «И вымету из него прах его». От Тира после осады останется только мусор. Может быть имеются в виду и землетрясения, которым часто подвергался Тир (Movers, 1. c.). – «Голою скалою». Выражение показывает, как и следующий ст., что имеется в виду главным образом островной Тир, построенный на скалистом острове. Иез.26:5 .  Местом для рас­стилания сетей будет он среди моря; ибо Я сказал это, говорит Го­с­по­дь Бог: и будет он на расхище­ние народам. «Местом для расстилания сетей». Для просушки рыболовных сетей удобнее всего скалистое, открытое и пустынное место. Красивое по своей конкретности выражение звучит ужасом для Тира, усиливая мысль о его полном опустошении. – «Среди моря». Следовательно, имеется в виду, по крайней мере главным образом, островной Тир. – «На расхищение народам» – см. следующий ст. Иез.26:6 .  А дочери его, которые на земле, убиты будут мечом, и узнают, что Я Го­с­по­дь. «Дочери» – города: зависимые от него ближайшие города и поселения; см. Иез.16.46 . По отношению к Тиру такими дочерями могут быть только поселения, находившиеся на берегу, на континенте, «на земле», т. е. так называемый Старый Тир, Palaetyrus. – «Убиты будут мечом» не поселения, а жители их: сравнение переходит в прямую речь. Может быть указание на то, что жители островного Тира потеряют лишь имущество ( «на расхищение народам» – ст. 5), так как многие из них получат возможность спастись, а Старого Тира поплатятся и жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.34:23 .  И по­ставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. Так как и Бог един, то он взамен двух, доселе бывших царей во Израиле и взамен множества плохих пастырей даст им одного пастыря, который будет верным исполнителем воли и предначертаний Божиих ( «раба Моего»; так называется, кроме Давида и Навуходоносор в другом, конечно, смысле; Иер 25.9 и др.) именно Давида, не воскресшего (евр. впр. глагол кум – вставать, восставлять) праотца (Гитц. и немн. др.), а Давида в смысле, даваемом этому слову уже Ос 3.5 ( Иез.2.2 ; ср. Мал 3.2–3 ), того потомка Давида, с которым род его достигнет вершины, величия, в котором будет в величайшей степени все, что в Давиде было частично и несовершенно, т. е. Мессию; Иезекииль мог иметь в виду Иер 23 . Таким образом, обещав ранее (ст. 15) сам пасти овец, Бог теперь определяет ближе, как будет происходит это Его непосредственное пасение: посредством Давида, Мессии, управление Израилем которого таким образом не отличается от управления Богом (божественность Мессии). Иез.34:24 .  И Я, Го­с­по­дь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Го­с­по­дь, сказал это. Только при таком управлении и руководстве как управление Давида, т. е. Мессии, который не может стоять, подобно прежним царям, во вражде с Богом, Бог откроется Израилю во всем существе Своем и будет чтиться «духом и истиною» ( «буду их Богом»). – «Князем», наси, не царем, мелек, как в Иез.37.22 , может быть, для противоположения Мессии обыкновенным царям, для указания на духовность и свободу его власти; впрочем у Иезекииля эти слова почти омонимы. Иез.34:25 .  И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Иезекииль, должно быть, имеет в виду Ос 2.18 и сл. – «С ними». LXX: «Давидови». – «Завет мирный» – мира с Богом, а через него со всей природой. – «Удалю с земли лютых зверей». Пророк, может быть, ближайшим образом имеет в виду свое сравнение Израиля со стадом, которому при истинном пастыре не будет вредить дикий зверь, т. е. окрестные языческие народы (ср. ст. 28). Но по аналогии с Ис 11.6, 65.25 ; Зах 3.10 может иметься в виду обещанное в мессианские времена, не наступившее еще, изменение инстинктов самых диких зверей. – «В степи» и «в лесах» – обычных пристанищах диких зверей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010