Раскаяние — одно из тех спасительных для человека средств, которым возможно воцарить в душе успокоение и утешение. Сам Спаситель обещал успокоить и обрадовать всех утружденных и обремененных (Мф. 11, 28). Он же, как милосердый Отец, обещал позабыть все наши беззакония: беззаконник аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя и сотворит суд и правду и милость, жизнию поживет и не умрет; вся согрешения его, елика сотворил, не помянутся ему (Иез. 18, 21, 22). Примеры спасительного раскаяния, выставляемые Священным Писанием и историей Церкви, трогательны. Царь Давид загладил свое тяжелое преступление покаянием. Апостол Петр очистил свое троекратное отвержение горькими слезами. Какое важное дело сделал разбойник, что получил рай в несколько минут? Принес покаяние. Мария Магдалина заслужила любовь Христа тем, что омыла Его ноги слезами покаяния. Эти примеры и приведенные убеждения в необходимости покаяния указывают сами собой обязанность христианину исполнить этот спасительный долг. Нам это нужнее, нежели было нужно нашим отцам. Наше время до того исполнено разными злоупотреблениями, что человек поневоле вынуждается задавать себе вопрос о свободном выходе из уз греховных. У кого из нас не болела душа и кому не нужно духовное врачевство? А между тем вместо того, чтобы искать исцеления, мы позволяем привычкам и наклонностям делать свое злое дело. С каждым днем подрастает себялюбие, житейский расчет, подрастает и увеличивается разъединение, недовольство. Над душами стоит словно диавол с отравой уныния и отчаяния и готов их затуманить и опьянить. В данном положении благоразумный христианин должен опомниться. Он не должен пренебрегать тем, что душе его сообщит свет и радость. Он не должен отлагать покаяния… Отлагать покаяние значит умножать тоску жизни, умножать число грехов. Если же один грех, по слову апостола Иакова, рождает смерть (Иак. 1, 15), то сколько смертей рождается с появлением многих грехов? Нельзя пропустить без замечания одного признака наших нравов.

http://pravmir.ru/chtenie-velikogo-posta...

Иез.36:16 . И бысть слово Господне ко мне, глаголя: Иез.36:17 . сыне человечь, дом Израилев вселися на земли своей, и оскверниша ю путем своим, и кумирми своими, и нечистотами своими: по нечистоте месячная имущия бысть путь их пред лицем Моим, Иез.36:18 . и излиях ярость Мою на ня. Самые дела свидетельствуют о справедливости наказания, ибо не только продолжали служить всякого рода идолам, но и совершали беззакония всякого рода, так что исполнились всякой мерзости и гнусности. И поскольку «имущая месячная», то есть течение крови, по закону почиталась крайне нечистою, то мерзость беззакония уподобляет сему состоянию. Потом, снова продолжая обвинение, говорит: Крови ради, юже пролияша на землю, и кумирми своими оскверниша ю, Иез.36:19 . и разсыпах я в языки, и развеях я в страны: И снова доказывает справедливость наказания. по пути их и по начинаниям их судих им. Собрали они плоды, какие насадили. «Кровию» назвал здесь не только другие убийства, но и заклание детей в жертву, приносимую ненасытным и лукавым демонам. Не удовольствовались бы, говорит Бог, беззакониями, какие совершали до пленения, но и сделавшись пленниками и переселенцами, не отстали от тех же худых дел. Иез.36:20 . И внидоша в языки, в няже внидоша тамо, и оскверниша имя Мое святое, внегда глаголатися им, людие Господни сии, и от земли своея изыдоша. Живя порочно, сделались причиною того, что Меня хулят. Язычники сперва возымели ту мысль, что по Моей немощи иудеи побеждены и подпали власти врагов, а потом, дознав на опыте их порочную жизнь, стали хулить Меня, будто Мне приятны таковые дела, и людей столько порочных назвал Я своим народом. Впрочем, о них же самих промышляя, Иез.36:21 . И пощадих я имене ради Моего святаго, еже оскверниша дом Изрилев, аможе внидоша, то есть с намерением показать им силу Мою, избавлю их от окружающих зол. Иез.36:22 . Того ради рцы дому Израилеву: сия глаголет Адонаи Господь: не вам Аз творю доме Израилев, но имене Моего ради святаго, еже осквернисте в языцех, тамо аможе внидосте.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Иез.30:17 . Юноши Илиуполя и Вувста мечем падут, и жены в плен пойдут. Видно, что и о них высоко думали египтяне, как о доблестных и сильных. " Но и жены, – говорит Бог, – в плен пойдут». Потом присовокупляет: Иез.30:18 . И в Тафнесе помрачится день, означая омрачение производимое в людях бедствиями. То же самое выразил еще, сказав: «и того покрыет облак», потому что впадшие в злочестие не видят самого света, но мрачнее всякой тьмы кажется им день. Потом дает видеть и цель совершившегося с ними. Иез.30:19 . И сотворю суд во Египте, и уразумеют египтяне, яко Аз есмь Господь. Ибо всему этому, говорит Бог, попущу совершиться, чтобы и египтяне научились не высоко думать о себе самих, но признавать Мое владычество. Иез.30:20 . И бысть во единонадесятое лето, в первый месяц, в седьмый день месяца, бысть слово Господне ко мне, глаголя: Этот порядок речи находится и у Пророка Иеремии, ибо и он не наблюдает порядка времени, и изложив сперва бывшее при Седекии, который был последним царем, начинает описывать, что было при Иоакиме, который прежде него правил царством. Причина же сему та, что пророки пишут не просто историю, но бывшие по временам пророчества. А упомянуть теперь о времени было необходимо и весьма кстати. Ибо, когда такое облако бедствий угрожало Египту в двадцать седьмое лето, сие дает нам видеть справедливость наказания. Ибо Пророк говорит: в единонадесятое лето сказал мне Господь. Иез.30:21 . Сыне человечь, мышцы Фараона царя египетска сотрох, и се не убежден, еже дати ему цельбу, приложити ему пластырь, обязати, дати силу и взять меч. Наложил Я на него, говорит Бог, умиренное наказание, и он не захотел воспользоваться врачествами покаяния, чтобы снова получить прежнее могущество. Иез.30:22–24 . Того ради сия глаголет Адонаи Господь: се Аз на Фараона царя египетска, и сокрушу мышцы его крепкия, и протяженыя, и сотреныя, и изрину меч его из руки его: и разсею Египта в языки, и развею их в страны, и укреплю мышцы царя вавилонска. Поскольку не захотел уцеломудриться после легких вразумлений, то подвергну его большим наказаниям, лишу его всякой силы, так что не в состоянии будет воспользоваться и воинскими орудиями, всякой же крепости и силы исполню царя вавилонского. Ибо словом «мышцы» означил силу царей, и египетского, и вавилонского, потому что мышцами обыкновенно действуют на войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

то есть вы, судя несправедливо, хотите, чтобы сын беззаконника терпел наказание за отца и спрашиваете друг друга: почему не наказан он за отцовы беззакония? Но Я сказываю вам: понеже сын суд, правду и милость сотвори, вся законы Моя соблюде, и сотвори я, жизнию поживет. Поскольку не шел он путем отцовым, но отцову пути предпочел Мой путь, то нашел и конец – достойный пути. Иез.18:20 . Душа же согрешающая, та умрет: сын не возмет неправды отца своего, и отец не возмет неправды сына своего. Потом тоже самое выразил яснее и кратко: «правда праведного на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет» Многократно повторяет одно и то же, желая, чтобы в слушателях памятование о сем сделалось твердым. Иез.18:21 . И беззаконник аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд и правду и милость, жизнию поживет, и не умрет. Иез.18:22 . Вся согрешения его, елика сотворил, не помянутся ему, в правде своей, юже сотворил, жив будет. Столько далек Я от того, чтобы наказывать одного за другого, что и самого нарушителя закона, хотя бы сделал он тысячи беззаконий, когда обратится, принесет покаяние, предпочтет путь правды, и приму, и сподоблю жизни. Потом изображает собственную Свою благость. Иез.18:23 . Егда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути его зла, и живу быти ему? Желаю не смерти беззаконника, но покаяния его, ибо не для того, чтобы наказать, сотворил Я естество человеческое, но чтобы сообщить ему жизнь. О словах сих свидетельствуют дела, ибо, намереваясь наказать, не вдохновлял бы Пророков, не посылал бы апостолов, не дал бы писанных законов, не обещал бы благ, не угрожал бы геенной, но попустил бы людям увлекаться, куда хотят. А теперь не престает делать все это, чтобы избавить от угрожающих зол. И что сказанное – не одно слово только, а самые дела, и совершившиеся и совершающиеся, свидетель сему – божественное Писание. Ибо Езекия, родившись от злочестивого отца Ахаза, не только не наказан за отца, но еще соделался славным за собственное свое благочестие. А блаженный Манассия, ходивший путем прямо противоположным пути родителя, не воспользовался благочестием отцовым; но прибегнув к покаянию, улучил спасение. Амос же сын его, подражавший порокам отца, но не покаянию его, худо кончил жизнь. Но сын его Иосия, возгнушавшись нечестием отца и украсив душу добродетелями всякого рода, сопричислен к сонму святых, никакого вреда не навлекши на себя от отцова беззакония; дети же его, поскольку не подражали ему, но жили во всяком злочестии, понесли наказание за собственные свои прегрешения, не приобретя никакой пользы от боголюбия отцова. Так из самой истории святых Писаний открывается, что истинны словеса Владыки. Посему возвратимся к последовательности истолкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Иез.13:5 .  В про­ломы вы не вхóдите и не ограждаете стеною дома Израилева, чтобы твердо стоять в сраже­нии в день Го­с­по­да. Истинный пророк должен не разрушать, а созидать. К прежнему образу пророк непосредственно присоединяет совершенно другой, который ему мог быть внушен предстоящей осадой Иерусалима. Когда в стенах осажденного города делаются неприятельским войском проломы, храбрейшие защитники сосредоточивают на них всю оборону («входят в проломы») и стараются поскорее заделать их («ограждают стеною»). «Проломы» – нравственная порча, слабые стороны народа, грозящие ему падением и требующие благовременного обличения и исправления от пророка. «Стена» – самое это вразумление, а также молитвенное заступничество пророка за народ, составляющее прекрасное право и обязанность истинного пророка и могущее, по крайней мере иногда, стать на дороге Божию гневу ( Иез.22.30 ; Иер 15.1 ; Ис 63.10 ). Вместо «не ограждаете стеною» LXX: «собраша стад к дому Израилеву»), т. е. должно быть «вызвали нашествие врагов на Израиля», причем сравнение берется от ограждения виноградника против зверей. «День Господа» см. Ис 2.12 . Во время Иезекииля он был особенно близок; это был ближайшим образом день взятия Иерусалима Навуходоносором; ср. Соф 1.7 ; Иоиль 1:15, 2:1 ; Ам 5.18 . Иезекииль здесь, собственно изображает не другое что, как задачи своего призвания по Иез.3.16–21 : быть в состоянии предохранить окружающих его соотечественников от погибели в предстоящей катастрофе. Иез.13:6 .  Они видят пустое и пред­вещают ложь, говоря: «Го­с­по­дь сказал»; а Го­с­по­дь не по­сылал их; и обнадеживают, что слово сбудет­ся. Вместо указанных в предшествующем стихе действительных средств для предотвращения готовящейся Иудее катастрофы, ложные пророки прибегают к успокоительным, но явно ложным предсказаниям и видениям, выдавая их за боговнушенные. – «Господь сказал». Буквальное подражание истинным пророкам, которые часто пользуются этой формулой. – «И обнадеживают, что слово сбудется». Еврейское выражение можно переводить: «и верят, что слово сбудется». На основании тогдашнего верования в магическую силу всяких предсказаний, ложные пророки были убеждены в исполнении и своих пророчеств помимо Бога, говорившего через истинных пророков другое. Такой же смысл, может быть имеет и темное выражение LXX: «и начата восставляти слово», которое блаж. Иероним понимает: «хотя желают восстать и высоко подняться, но не могут исполнить того».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не о народе только египетском, но и о царе их будут плакать города других народов, представляя в мыслях прежнее благосостояние и видя внезапно происшедшую перемену. Иез.32:17–18 . И бысть во второенадесятое лето, перваго месяца в пятыйнадесять день месяца, бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, восплачися о крепости египетстей, и преклоняя преведи его, то есть словом пророчества преклоняя из принятого им положения, сводя и совлекая с царского престола, и сведут дщерей его мертвых языцы в глубину земную, к низходящим в пропасть. «Дщерями» называет опять города и селения, которые, как говорит, преданы будут смерти, ибо пропастью наименовал смерть, заимствовав название сие от могилы. Иез.32:19 . От вод благолепно сниди, и поспи с необрезаными, то есть ты, увеселявшийся прежде речными водами и заимствовавший благолепие от плодов, ими порождаемых, но не обрезавший нечестия сердца, претерпи избиение вместе с подобными тебе. Потом, снова повторив тоже самое, Бог присовокупил: Иез.32:21 . И рекут ти исполини: в глубине пропасти буди: кого лучше еси ты? Сниди, лязи с необрезаными среде, язвеных мечем. То же о царе вавилонском говорит и блаженный Исаия: «и рекут тебекнязи от века: и ты пленен еси, яко же и мы: и в нас вменен еси. Сниде слава твоя во ад, и многое веселие твое: под тобою постелют гнилость, и покров твой червь» ( Ис. 14:10–11 ). И здесь сказано: рекут тебе соделавшиеся известными по своей силе и давно умершие (они названы «исполинами»): будь подобным нам мертвецам; ибо «кого лучши еси ты», что пытаешься стать бессмертным? Посему «сниди», прийми конец жизни, претерпи избиение, одинаковое с теми, которые отваживались на подобные твоим дела. Потом исчисляет соделавшихся знаменитыми по силе своей. Иез.32:22 . Тамо Ассур и весь сонм его, вси язвении тамо дашася: и гроб их во глубине пропасти, и бысть сонм его окрест гроба его, то есть кто был пресловутее царя ассирийского? Однако же и он приял конец жизни, и все его воинство участвовало в его кончине. вси язвении падшии мечем,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Господь вверяет овец Своей паствы Своим служителям, ведет их рукою Моисея и Аарона ( Пс.76:21 ) и, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря, Он после Моисея указывает на Иисуса Навина как на нового вождя ( Числ.27:15–20 ). Он берет Давида от дворов овчих, чтобы дать ему пасти Свой народ. Однако звание пастыря никогда не применяется прямо к царям Израилевым, хотя роль пастырей и приписывается им ( 3Цар.22:17 ; Иер.23:1–2 ; Иез.34:1–10 ); оно дается только Судьям ( 2Цар.7:7–12 ), народным вождям ( Иер.2:8 ) и князьям народов языческих ( Иер.25:34 ; Наум.3:18 ; Ис.44:28 ). Это наименование как бы приберегается для Нового Давида; так оно становится одним из образов эсхатологической надежды. Таково благовествование ветхозаветных пророков: в последние времена Господь вновь возьмет на Себя водительство Своим стадом и поручит его Мессии. По жестокосердию своему пастыри Израиля проявили неверность своему предназначению. Они сделались бессмысленными и не искали Господа ( Иер.10:21 ) и отпали от Него ( Иер.2:8 ), заботясь не о стаде, а о самих себе ( Иез.34:3 ), разгоняют овец ( Иер.23:1 ). Всех пастырей твоих унесет ветер, – пророчествовал Иеремия (22:22). По словам пророков, Господь возьмет в руки Свое стадо ( Иер.23:3 ), соберет его, возвратит Израиль на пажить его ( Иер. 50, 19 ) и там будет охранять его ( Иер.31:10 ; Иез.34:11–22 ). Затем Он даст им пастырей по сердцу Своему, которые будут пасти с знанием и благоразумием ( Иер.3:15 ) и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь ( Иер.23:4 ). Наконец, согласно пророку Иезекиилю, будет только один Пастырь, Новый Давид (34:23–24, 30–31). Пастыри общины и после плена не отвечают ожиданию Господа, и пророк Захария снова начинает их обличать, возвещая судьбу грядущего Пастыря. Этих неверных пастырей Господь посетит в гневе Своем ( Зах.10:3; 11:4–17 ) и накажет Израиль за отвержение Мессии ( Зах.13:7–9 ). Обетование о Добром Пастыре исполнилось с приходом в мир Сына Божия, Господа Иисуса Христа. В то время о пастухах судили по-разному. Поскольку в силу своей кочевой жизни они не имели возможности соблюдать Закон, некоторые приравнивали их к ворам и убийцам. Однако именно внфлеемские пастухи были удостоены чести оказать гостеприимство Святому семейству, которое нашло приют в яслях, принадлежавших им. Им, простым пастухам, первым была возвещена благая весть ( Лк.2:8–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

V. Фувал и VI. Мешех . Эти имена Св. Писание соединяет ( Иез.27:13; 32:26; 38:2, 3; 39:1 ), что побуждает думать, что Фувал и Мешех населили страны соседние. Фувал и Мешех приходили торговать на рынок Тира. С большою вероятностью от Фувала производят Тибарян, обитавших на юго-восточном берегу Черного моря (Бохарт, Михаэлис); а от Мешеха – Мосхов, обитавших между Черным и Каспийским морями (Флавий). VII. Фирас населил Фракию (Флавий, Иероним). § 3. Страны, населенные потомками Хама Сыновья Хама были: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан ( Быт.10:6 ). I. Хуш был родоначальником Хушитов или Ефиоплян, которые обитали по обеим сторонам Чермного моря и в Эфиопии, к югу от Египта, и в южной Аравии ( Ис.18:1 ; Чис.12:1 ; 2Пар.21:16 ). Сыновья Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха ( Быт.10:7 ). 1 . Сева населил северную часть Эфиопии, названной позже Мероэ (Флавий). От Севы произошли Савеи, о которых говорится у пророка Исаии ( Ис.43:3 ). 2 . Хавила был родоначальником Хавилеев, живших в южной Аравии и в Африканской Эфиопии, в нынешнем Хабеше. 3 . Савта населил часть Счастливой Аравии, недалеко от Чермного моря. Потомки его были известны у Греков под именем Астабориан (Флавий). 4 . Раама. Пророк Иезекииль говорит, что купцы из Раамы привозили в Тир ароматы, золото и драгоценные камни ( Иез.27:22 ); поэтому думают, что эта страна была счастливая Аравия. Сыновья Раамы: Шева и Дедан . Племя Шевы обитало при Персидском заливе (Бохарт); Дедан населил маленький остров Даден близ Аравийского берега Персидского залива. Этот народ вел торговлю с Тиром ( Ис.21:13 ; Иез.27:15, 20; 38:13 ). 5 . Савтеха. Думают, что Савтеха населил город Керман, близ Персидского залива, названный греческими писателями Самидакэ (Бохарт). 6 . У Хуша был также сын Нимрод , который основал царство Вавилонское, значительными городами которого были: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар ( Быт.10:8–10 ). II. Мицраим населил Египет. В Св. Писании имя Мицраима постоянно означает Египет. От Мицраима произошли: Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим и Кафторим ( Быт.10:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Обряды, связанные с В., столь многочисленны, что их сложно свести в единую систему. О ритуальных омовениях подробно говорится уже в аккад. клинописных текстах XXII-XXI вв. до Р. Х. ( Емельянов. С. 161-165, 291-294). Универсальной практикой было погружение в В. священных предметов, статуй языческих богов и т. п. Особую роль В. играла в ритуалах, связанных с инициацией или с переменой статуса (напр., в инд. и древнегреч. культурах известен обряд посвящения состриженных волос местной реке, связанный с возрастными инициациями). В. часто использовалась в ордалиях (испытаниях, заменяющих в традиц. обществах судебные разбирательства). Ее символами в древних культурах обычно служили зигзагообразные линии, спирали или различные варианты орнамента (напр., меандр). В Ветхом Завете В. составляет необходимую принадлежность быта и хозяйства; водоемы оказываются в центре внимания в решающие моменты истории Израиля (переход через Чермное м., через р. Иордан при завоевании Ханаана). В климатических условиях Ближ. Востока забота о В. была равнозначна заботе о пропитании («хлебе») (см.: Исх 23. 25; 3 Цар 18. 13; 22. 27; 4 Цар 6. 22; Ис 3. 1; 21. 14; Иез 4. 11, 16-17; Ос 2. 5; Иов 22. 7). В. необходима и для роста употребляемых в пищу растений - этой цели служили дождевая В. и роса, тем более что в ВЗ почти ничего не говорится об ирригации (исключение составляют сады - см.: Втор 11. 10-11). Омовение ног гостя было признаком гостеприимства хозяина дома (Быт 18. 4; 19. 2; 24. 32; 43. 24; 2 Цар 11. 8). Символика В. Образ водной стихии пронизывает религиозно-исторические представления ветхозаветного Израиля от преданий о творении мира до эсхатологических пророчеств, являя в них то животворное начало (напр., потоки Эдемского сада, «живая вода» времени спасения), то враждебную творению смертоносную стихию, орудие Божественного суда (напр., В. первобытной бездны, всемирного потопа). I. В. как угрожающая творению стихия и орудие суда Божия. Во мн. текстах ВЗ образ В. передает идею угрозы, гибели или порабощения как целого народа (Ис 8. 6-7 - противопоставление тихих вод Силоама бурным потокам, образу войска ассирийского царя; ср.: Ис 28. 2; Иер 46. 7-8; 47. 2; 51. 55; Иез 26. 19), так и отдельного человека (см.: 2 Цар 22. 17; Пс 17. 16; 31. 6; 68. 2, 15; 87. 17; 123. 4-5; 143. 7; Иов 22. 11; 27. 20; Иона 2. 4, 6). Кара Господа сравнивается с разносящей дамбу водной массой (2 Цар 5. 20; 1 Пар 14. 11), смывающей и затопляющей все на земле (Ис 30. 28, 30). В. предстает здесь как стихия, враждебная человеку и всему творению, однако подвластная Богу и подчиняющаяся Его повелениям. Этот образ отчетливо представлен в рассказах о сотворении мира (В. первобытной бездны), о потопе, о переходе Израиля через Чермное м. и др.

http://pravenc.ru/text/155055.html

Мысль об особом покровительстве Божием вдовам и заповедь заботиться о них находят продолжение в ряде конкретных нравственных и правовых предписаний. Вдовы наряду с сиротами, пришельцами и левитами по закону могли пользоваться из десятины, откладываемой каждый раз по истечении 3 лет от всех плодов обрабатываемой земли и из мяса первенцев скота (Втор 14. 28, 29). Вдовам предназначались остатки от праздничной трапезы (Втор 16. 11) или от жатвы (Втор 24. 19 и слл.), им предоставлялось право подбирать оставшиеся на поле после уборки урожая колосья (Руфь 2. 2-3). Бездетные вдовы священников могли участвовать в священнической трапезе (Лев 22. 13). У вдов запрещено было брать в залог одежду и скот (Втор 24. 17). В реальной жизни ветхозаветных евреев эти высокие заповеди часто попирались, что было предметом гневных пророческих обличений: «Горе тем, которые постановляют неправедные законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия… чтобы вдов сделать добычею своею» (Ис 10. 1-2; см. также: Ис 1. 23; Иез 22. 7). В ветхом Израиле вдовы могли вторично выходить замуж, при этом закон о левирате распространялся только на бездетных вдов. На вдовах не могли жениться первосвященники (Лев 21. 14), что же касается священников, то они могли жениться на девицах и на вдовах священников (Иез 44. 22). Поскольку вдовами считались и обрученные невесты, женихи к-рых умерли до брака, на них также не могли жениться первосвященники и священники. ВЗ не содержит никаких сведений о праве вдовы наследовать имущество мужа, но при наличии детей вдова могла оставаться в доме покойного мужа, и взрослые сыновья обязаны были содержать ее. Бездетная вдова, если она не вступала в брак по закону левирата, должна была возвратиться в дом своего отца (Быт 38. 11; Лев 22. 13). Поскольку в Израиле существовало многоженство, в случае смерти мужа преимущественными правами пользовалась та вдова, к-рая была его первой женой. Христианское отношение к В. В НЗ вдовы упоминаются в ряде мест. В одной из притчей Христос учит непрестанной молитве на примере вдовы, к-рая благодаря своей настойчивости добилась справедливости даже у неправедного судьи: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к нему день и ночь, хотя и медлит защитить их?» - говорит Господь (Лк 18. 1-7). В др. притче Он указывает на вдову, положившую в сокровищницу храма 2 лепты, к-рые стали самой драгоценной жертвой, потому что эта вдова, по словам Спасителя, в отличие от тех, кто «клали от избытка своего», «от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк 12. 42-44). Христос обвиняет «книжников» и в том, что они «поядают домы вдов» (Мк 12. 40). Из сострадания к матери, потерявшей единственного ребенка, Он воскрешает сына наинской вдовы (Лк 7. 11-17).

http://pravenc.ru/text/149997.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010