Иез.33:31 .  И они при­ходят к тебе, как на народное сходбище, и садит­ся перед­ лицем тво­им народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах сво­их делают из этого забаву, сердце их увлекает­ся за корыстью их. «И они приходят к тебе, как на народное сходбище» – такими массами, целым городом. – «И садится пред лицем твоим» – с намерением основательно послушать и нескоро уйти, как с какого-либо общественного развлечения. – «Народ Мой» – нет в Ват. и др. код. Место говорит о порядочной свободе, предоставленной вавилонским пленникам. – «И слушают слова твои, но не исполняют их», «чем наступление царства Божия было бы ускорено» (Креч.). Уменьшения у сопленников пороков, против которых пророк ратовал с XVIII гл. и с новой силой возобновил свои нападения в Иез.33.15 и под., он не замечал, по крайней мере, в желательной для него степени. – «Ибо они в устах своих делают из этого забаву» – предположительный перевод неясного еврейского выражения; лучше слав.: «понеже лжа во устах их» ( агавим прочитано как кезавим), т. е. ложно обещают пророку исполнение его увещаний. – «Сердце их увлекается за корыстью их». Корысть всегда была первым пороком евреев. 1Цар 8.3 ; Ис 56.11 . Иез.33:32 .  И вот, ты для них – как забавный певец с при­ятным голосом и хорошо игра­ю­щий; они слушают слова твои, но не исполняют их. «Забавный певец» – евр. шир агавим, соб. песнь любви, наиболее приятная, небезызвестная евреям (Песн; Ис 5.1 ). LXX общее: «глас песнивца», φωνη ψαλτηριον, Вульг. carmen musicum. – «С приятным голосом и хорошо играющий» – редкое и особенно восхитительное соединение: природного голоса и хорошей музыки; слав. «сладкогласного благосличнаго» ( ευαρμοστου) – с хорошим голосом и хорошей постановкой его. Пророк, следовательно, слыл неплохим оратором. Кроме своих риторических красот, речи пророка стали для народа приятной музыкой и по своему утешительному содержанию. – «Слушают слова твои» – рефрен; ст. 31. Иез.33:33 .  Но когда сбудет­ся, – вот, уже и сбывает­ся, – тогда узнают, что среди них был про­рок.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 11 Первое, в чем выразилось дальнейшее пророческое служение Иоанна: ему было поручено измерить храм. Откр.11:1 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано. Конструкция этого выражения на греческом языке несколько своеобразна и трудно определить, кто именно здесь является говорящим. Есть несколько предположений. – Говорящей здесь является сама трость. Это особенно передано в славянском переводе: «И дана ми бысть трость подобно жезлу, глаголя...» То есть глаголет сама трость. Этим указывается, что даже такие видимые Иоанном предметы, как трость, жертвенник, престол являются разумными и измеряются ангельским разумением. – Или же слова эти принадлежат подающему трость ангелу, который и говорит Иоанну, что он должен сделать с этой тростью. – Говорящим здесь можно рассматривать и самого Бога. На это указывает ст. 3: «и дам двум свидетелям Моим», а ведь голос в первом и третьем стихе один и тот же. Трость, подобная жезлу , то есть большая и тяжелая, и имела значение известной единицы измерения протяженности. Это может быть сопоставлено с пророчеством Иезекииля, где прямо говорится о «трости измерения» ( Иез. 40:3 ). А далее следуют другие слова. Откр.11:2 Встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. Говорящий призывает Иоанна: встань , тут же, неотложно начни делать, что повелю тебе, измерь храм Божий и прочее. В пророческой символике измерение может иметь различное значение. Оно является: – назначением измеряемого к погибели ( Ис. 34:11 ; Дан. 5:25–27 ; Ам. 7:7–9 ), – указанием на постройку ( Иез. 43:10–11 ; 3ax. 2:2–5), – описанием измеряемого ( Иез. 40:3 ; Откр. 21:15 ), – разумением измеряемого ( Еф. 3:18–19 ), – определением границ с целью сохранения и сообщения неприкосновенности измеренному (см. разделение земли Израильской Иисусом Навином; строгие размеры скинии и храма).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Закрыть Мысли меняют Вселенную 16.11.2021 857 Время на чтение 14 минут Всемирный потоп. Художник: Иван Айвазовский Источник: Православие.ру Невероятно, но это так: мысли меняют Вселенную. Мир страдает из-за наших злых мыслей. Вот увидел Бог в допотопных людях, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 5) – и навел на землю потоп. Мир погибал от обозленной стихии – хлестали ливни, волны беспощадно сметали на пути своем всё – и лишь потому, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8: 21). Еще увидел Бог сердечное помышление гордых строителей: «Сделаем себе имя» (Быт. 11: 4) – и смешал в Вавилоне язык их – произошла социокультурная катастрофа. Чем были заняты мысли содомлян, писать стыдно, а представлять мерзко – даже наказанные от Ангелов слепотой, они пытались ощупью найти вход в дом Лота, а самому Лоту сказали: «Пойди-ка сюда» (Быт. 19: 9–11) – страсть переклинила в голове все их мысли, и случившийся затем катаклизм всем известен. Ни травинки, ни рыбки, ни птички – флора и фауна Мертвого моря не радуют глаз. Погаснут звезды, небо совьется, как свиток, солнце превратится во тьму и луна – в кровь из-за того, что мысли людей – и Вавилон, и Содом, и гордый разврат допотопного мира. Итак, мысли – это слишком существенно. Ибо сказано о человеке: «Каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч. 23: 7). Наша суть определяется нашими мыслями. Пусть никто не думает, что в мыслях можно так и сяк, а вот главное – поступать хорошо. Не получится, если в мыслях нет ничего хорошего. «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8). Не подашь руки немощному, не пропустишь вперед другого (в той же пробке на автодороге), не скажешь теплого слова даже самым любимым – жене, детям, родителям, – потому что в мыслях нет доброго. Выходит, мысли меняют? Да, и не только Вселенную. Мысли вообще всё меняют. Вот был «херувим осеняющий» (Иез. 28: 16) – «печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез. 28: 11). Но он просто подумал: «Я лучше всех» – и «упал ты с неба, денница, сын зари» (Ис. 14: 12). Поскользнулся на собственной гордости! «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28: 17). «Я» стало центром мироздания – и в чистый Богозданный мир вторглось зло.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/16/mysli_...

Главы 1–3: призвание и посвящение в пророки. Главы 4–7: грядущее разрушение Иерусалима различными образными действиями. «А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и поводи ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы и раздели волосы на части. Третью часть сожги огнем посреди города, когда исполнятся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрестностях его; и третью часть развей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними. И возьми из этого небольшое число, и завяжи здесь у себя в полы. Но из этого еще возьми и брось в огонь, и сожги это в огне. Оттуда выйдет огонь на весь дом Израилев.» ( Иез. 5:1–4 ). О чем говорится? Это судьба иудеев Израиля – одна часть погибает полностью в городе при осаде, другая часть изрублена мечом, а третья – по ветру развеяна. Участь Иерусалима это – прежде всего, последствия греха идолопоклонства. «И сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал и чему подобного впредь не буду делать, за все твои мерзости. За то отцы твои есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих; и произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам. Посему, живу Я, говорит Господь Бог: за то, что ты осквернил святилище Мое всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя» ( Иез. 5:9–11 ). То есть вся тема первой Книги – это наказание за отступление. Главы 8–11 – это видение идолопоклонства в Храме и суда, видение мерзостей в Иерусалиме. После того, как все это было явлено видит пророк, как Слава Господня покидает Храм – это основная мысль. Именно отсюда, из его видений произошла иконография херувимов и иконография апостолов. «И у каждого из животных четыре лица. Первое лицо херувима, второе – человеческое, третье – львиное и четвертое лицо орлиное», т.е. то, что мы видим в изображениях на парусах евангельских и в различных трактовках «Бог Саваоф – Бог Славы», Вседержитель на престоле в древней иконописи. Особенно ото хорошо представлено в росписях Андрея Рублева Успенского Собора во Владимире. «И отошла слава Господня от порога Дома и стала над херувимами. И подняли херувимы крылья свои и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними», т.е. херувимы покинули Дом Господень. ( Иез. 10:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ибо «Христос пришел в мир спасти грешников» (1Тим.1:15). Тогда радость бывает перед Отцом Небесным и Ангелами Его: ибо Кровь Христова не даром пролита ради того грешника. Тогда исполняется воля Небесного Отца, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Ибо «на небесах радость бывает об одном грешнике кающемся», —говорит Христос (Лк 15:7). 6) Бог не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился и был жив, как говорит через пророка: «Разве Я хочу смерти грешника, говорит Адонаи Господь, а не того, чтобы он обратился от пути зла и жив был?» (Иез.18:21—23). Итак, хочет обратившегося помиловать и вечную жизнь подать ему. 7) Бог обещает и грехов кающегося не помянуть, как через того же пророка говорит: «Беззаконник, если обратится от всех беззаконий своих, которые сотворил, и сохранит все заповеди Мои, и сотворит суд и правду и милость, жив будет и не умрет: все согрешения, которые сотворил, не помянутся ему, но в правде своей, ко­торую он сделал, жив будет». (Иез.18:21—23)? 8) Бог нехотение Свое, которым не хочет смерти грешника, и клятвой утвердил, чтобы мы не сомневались к Нему с покаянием приходить. «Живу Я, говорит Адонаи Господь, не хочу смерти грешника, но чтобы нечестивый обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). О, неизреченная милость Бога нашего, Который ради бедного грешника клянется! О блаженство тех, ради которых Бог Великий и Создатель наш клянется! О окаянство тех, которые и клятве этой не верят! 9) Бог в Писании Своем объявил, что Сын Его Иисус Христос будет судить весь мир и воздаст каждому по делам его. Итак, тем самым милостиво предостерегает и поощряет к покаянию, чтобы, покаявшись, страшного осуждения по делам избежали. 10) Бог грозит казнью не желающим каяться. «Если не обратитесь, оружие Свое очистит», и прочее (Пс.7:13). Итак, тем самым хочет кающегося помиловать. 11) Бог и казнь определенную отвращает, если видит кающихся грешников. Так отвратил казнь от ниневитян кающихся. «И увидел Бог дела их, что обратились от путей своих лукавых; и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, чтонаведет на них, и не навел» (Ион.3:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Так Господь через уста пророков призывал священников жить внутренней жизнью, заботиться о спасении народа израилева и возрождать его нравственно. Но священники не слушали этого голоса, сами не вразумлялись и народ не исправляли. Господь через уста пророка Иезекииля обличает их, говоря: «Слабых овец не укрепляли, больной овцы не врачевали и пораженной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали» (Иез. 34:4).    Обращаясь к пастырям, пророк Иеремия говорит: «Рыдайте, пастыри, стенайте и посыпайте себя прахом, вожди стада, ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния вашего» (Иер. 25:34). Обличая грехи через пророков, Господь искал спасения грешника, чтобы он стал творить суд и правду, и за то был жив (Иез. 33:19).    Пророки, повинуясь Богу, должны были безбоязненно обличать нарушителей закона, иначе они сами были бы отвергнуты Богом: «Когда Я скажу беззаконнику, - говорит Господь устами пророка Иезекииля, - беззаконник! ты смертью умрешь; а тыне будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез. 23:8).    Прямым следствием разложения духовной жизни в среде священников являлось их наемническое отношение к пастве: наемник не радит об овцах (Ин. 10:13). Для наемника стоит на первом плане мзда за принятый им на себя труд. Не чувствуя сердечного расположения к своей деятельности, не имея нужного терпения, всепрощающей любви, подобные пастыри-наемники всегда готовы злоупотреблять своею властью, обращать пасущий жезл в карающую палицу, удары которой падают не только на тех, которые могут понести, но и на слабых, неутвержденных, нуждающихся во внимании и тщательном уходе (Зах. 11:16).    Ветхозаветные пастыри должны были не столько учить словом, сколько примером своей жизни. «Горе нерадивому пастырю, - говорит пророк Захария, - оставляющему стадо; меч на руку его и на правый глаз его; рука его совершенно иссохнет и правый глаз его совершенно потускнеет» (11, 17). Григорий Двоеслов, изъясняя эти слова, говорит: «Господь погубит злые дела и замыслы преступных пастырей». Аналогично этому говорит и пророк Иеремия: «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей» (23, 1). «За вас Сион распахан будет, как поле, - говорит пророк Михей, - и Иерусалим сделается грудою развалин» (3, 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ [греч. παρουσα - приход, прибытие, пришествие, присутствие], возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование. В новозаветных текстах оно именуется «явлением» или «пришествием» Иисуса Христа («явление Господа нашего Иисуса Христа» - 1 Тим 6. 14; «явление Господа Иисуса с неба» - 2 Фес 1. 7; «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» - Тит 2. 13; «пришествие Сына Человеческого» - Мф 24. 27, ср.: 1 Фес 2. 19; «Сын Человеческий, грядущий на облаках небесных с силою и славою великою» - Мф 24. 30). В рус. богословской лит-ре часто используется калька с греч.- «парусия». Ветхий Завет о В. п. Ветхозаветная эсхатология изображает «последние времена» через широко распространенное библейское выражение «день Яхве». С помощью этого выражения обозначаются важные «посещения» или «явления» Бога, имеющие место в истории Израиля или в мировой истории. Если оно имеет культовое содержание и как таковое обозначает день молитвенно-благодарственного обращения к Богу, в этот день также вспоминается знаменательное историческое событие, во время к-рого Бог явил народу Свою силу и помощь. Т. о., «день Яхве» - это день «пришествия» или «вхождения» Бога в историю. Поскольку Божественное водительство осуществляется в мире постоянно, «днями Яхве» становятся фактически все судьбоносные события библейской истории. Таковы «день Мадиама» (Ис 9. 4), «день Изрееля» (Ос 1. 11) и др. «дни», в к-рые Яхве дарует израильтянам победу над их врагами (Суд 7. 15-25). Однако «дни Яхве» могут быть и днями «пламенного гнева» Господа (Плач 1. 12), вызванного нечестием Израиля, над к-рым Бог Сам совершает Свой праведный суд (Плач 2. 21-22). Рассеяние иудеев, вызванное разрушением Иерусалима, прор. Иезекиилем описывается как «день облачный и мрачный» (Иез 34. 12). Таковым он будет и для Египта из-за его «идолов и… лжебогов в Мемфисе», и для «беспечных Ефиоплян» (Иез 30. 13, 9). «Так говорит Господь Бог: рыдайте! о, злосчастный день! Ибо близок день, так! близок день Господа, день мрачный; година народов наступает. …В тот день пойдут от Меня вестники… чтобы устрашить беспечных Ефиоплян, и распространится у них ужас, как в день Египта; ибо вот, он идет» (Иез 30. 2-3, 9). Бесчисленные бедствия, к-рые обрушиваются на Израиль, это, как правило, также «дни посещения» Господа за грехи народа (Исх 32. 34).

http://pravenc.ru/text/Второе ...

Иез.1:27 . И видел я как бы пылающий металл. как бы вид огня внутри его вокруг (человека на престоле); ,от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже, я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг его. Описываемый в этом стихе образ света в сияния, окружавший таинственного Мужа, сходен с лучезарным светом окружавшим Моисея, когда он сходил с Синая ( Исх. 34, 29–35 ). Иез.1:28 . В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом. Этот образ мог быть понятен только еврею, знавшему вечный Господень завет, соединенный с «положением радуги на облаках» ( Быт. 9, 13–16 ). По сопоставлению с этим последним образом видению Иезекииля можно придавать значение милости и любви Господней к человечеству. Главы 2 и 3 Иез.2:1 . Такое (все описанное в первой главе) было видение подобия славы Господней. Как в предварительных общих замечаниях пророк Иезекииль отожествлял свое состояние с состоянием других Богопросвещенных иудейских мужей, так и в заключении он признает ветхозаветный библейский характер своего видения. Все видение, по воззрению пророка, изображало туже славу Господню, которая некогда сходила на Синай, скинию и храм ( Исх. 16, 10. 24, 16–17 . Втор. 5, 24 . Исх. 40,31 . 3Цар 8,11 ); которая являлась Моисею и другим пророкам ( Исх. 33, 18–22 . Ис. 6,1 ); о которой, по воззрению библейских писателей, возвещает вся вселенная ( Пс. 18, 1 ). После описания видения, пророк говорит о своем душевном и телесном состоянии под впечатлением видения и излагает речь Господа, призывавшего его к пророческому служению. Изложение речи Господа, без сомнения, носит вполне библейский характер. Призвание Иезекииля (2, 2–9) сходно с призванием других пророков ( Ис. 6 гл. Иер. 1 гл.). По окончании речи Господа, пророк видит: и вот рука простерта Ко мне, и вот в ней книжный свиток. И Он (Господь) развернул его передо мною, свиток исписан был и внутри и снаружи, и написано на нем: " плач, и стон, и горе» (2,9–10). Господь велел пророку съесть этот свиток. Когда пророк съел свиток, последний оказался в устах его сладким, как мед (3, 1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается учение о пастырском служении в Церкви, возложенном на священство . Как учебная дисциплина П. б. входит в блок практических богословских дисциплин, изучаемых в духовных школах, наряду с гомилетикой , литургикой , каноническим правом . Библейские основания пастырства Образ пастыря (пастуха) используется в Библии для описания отношения Бога к верующим в Него людям. Пастырями называются также люди, к-рым Бог вверяет Свою паству. В ВЗ пастырями чаще, чем священников, называли пророков, народных вождей (напр., Моисей) и царей (напр., Давид). Сам Бог избрал их и послал на служение (Иер 1. 4-10; Иез 2. 1-3 и др.). Пастыри избранного народа должны направлять его по воле Божией, они обращаются к народу от лица Бога. Когда пастыри Израиля не выполняют свое служение, возникает конфликт между ними и Богом, Он отвергает нерадивых пастырей: «...за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого... взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец... Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их... и буду пасти их на горах Израилевых» (Иез 34. 8-13). На смену ложным пастырям Господь обещает послать Израилю «одного пастыря» (Иез 34. 23), что воспринимается в христ. традиции как мессианское пророчество. Намеченные в ВЗ черты Пастыря избранного народа соединяются в НЗ в лице Сына Божия. Подобно древним пророкам, Он избран (1 Петр 2. 4) и послан (Ин 3. 17) Отцом, чтобы свидетельствовать об Истине. Как царь Он обладает властью над миром, как первосвященник приносит крестную Жертву. Иисус Христос называет Себя пастырем добрым, который «полагает жизнь свою за овец» (Ин 10. 11). Приносимой Жертвой является Он Сам (Евр 9. 26-28) - т. о., Сын Божий становится и пастырем и агнцем в одном лице. В Откровении св. Иоанна Богослова говорится, что в Небесном Иерусалиме Сам Агнец будет пасти его обитателей и водить их на «живые источники вод» (Откр 7. 17). Христос являет Собой идеальный образ пастыря. Его слово никогда не расходится с Его делами, у Него нет частной жизни, Он всегда пастырь и во всех обстоятельствах Его жизни, характера, поведения, бесед, молитв, страданий печется о пасомых, проявляет любовь к ним и «не ищет своего» (1 Кор 13. 5). Своим ученикам Христос поручает пасти Своих овец, наставляет их в этом и тем самым передает пастырство апостолам как продолжателям Его дела на земле. Апостолы избраны (Ин 15. 16-17) и посланы Христом в мир, так же как Сам Он был послан Отцом (Ин 4. 38; 17. 18). Их будут слушать так же, как слушали Его (Ин 15. 20), они будут посредниками между Ним и теми, кто уверуют в Него, слушая их (Ин 17. 20), от Его имени они будут преподавать верующим хлеб жизни (Лк 9. 13). Они будут гонимы, как и Он (Ин 15. 20), и разделят с Ним «чашу» тягот служения (Мф 20. 23).

http://pravenc.ru/text/2579146.html

Познание Бога в ВЗ обычно раскрывается не на уровне отдельной личности, а на уровне целого народа (чаще всего израильского). Бог, сотворивший человека по Своему образу (Быт 1. 27), хочет, чтобы творение знало своего Творца. Он Сам дает познать Самого Себя, открывая народу Свое имя (Исх 3. 14-15). 40 лет Он водит избранный народ по пустыне, дабы тот утвердился в вере, что Он - их «Господь Бог» (Втор 29. 6). Даруя заповеди, Бог ограждает народ от идолопоклонства (Исх 20. 2-4). «Итак,- взывает Он к нему,- знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]» (Втор 4. 39). Если Израиль будет искать Его «всем сердцем» и «всею душою», то всегда сможет найти Его (Втор 4. 29). Однако народ с самого начала проявляет неверность Богу и ищет себе др. богов (Исх 32. 8). Он не познал путей Господних и оказался народом, к-рый заблуждается сердцем (Пс 94. 10). У него «нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания» (Ос 4. 1). И хотя он взывает: «Боже мой! Мы познали Тебя, мы - Израиль» (Ос 8. 2), такая молитва лишь обнаруживает его лицемерие, потому что «забыл Израиль Создателя своего» (Ос 8. 14). Религ. сознание становится у него настолько низким, что ему предпочитается даже вьючное животное: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня»,- говорит Господь устами прор. Исаии (Ис 1. 3). Обличая израильский народ, Он постоянно указывает, что никакого познания Бога не может быть там, где имеют место нарушение Божественного закона и формальное отношение к религ. обязанностям. «Я,- говорит Господь,- милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6. 6). Неверность Богу оборачивается для народа ужасными испытаниями, цель к-рых у прор. Иезекииля обозначается троекратным повторением грозных слов: «И узнаете, что Я - Господь» (Иез 6. 7; 7. 4, 9). Стремление к этой цели появляется в период вавилонского плена и усиливается с осознанием своих грехов и той измены, какую народ допустил по отношению к Богу. Зародившееся покаяние приносит свои плоды; прор. Иеремия выражает надежду на духовное обновление народа: «И дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я - Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом, ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим» (Иер 24. 7). Эта надежда постепенно переходит в пророчество о новозаветных временах, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11. 9), и когда «уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер 31. 34). Новозаветная перспектива дополняется прор. Иезекиилем, усматривающим в открывающемся боговедении действие Св. Духа: «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и… вложу внутрь вас дух Мой» (Иез 36. 26-27). У того же пророка имеется предвозвещение о познании Бога не только израильским, но и др. народами (Иез 36. 23).

http://pravenc.ru/text/149523.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010