Исаия LXVI, 1. 366 Как, например, Исаию (по церковному преданию). Ср. Евр. XI, 37. 367 Как, например, Иеремию (см. его книгу: XXXVIII, 6 и пр.). 368 Быт. L, 13. 25… 369 4 Цар. XIII, 21. 370 .4 Цар. IV, 29. 371 Исх. VII, VII, XIV, XV, XVII. 372 Прем. Солом. XIV, 7. 373 4 Цар. VI, 6. 374 Быт. II, 9. 375 Быфт. XXII, 13 (Ср. прим. у Lequ.). 376 Числ. XXI, 9. 377 Числ. XVII. 378 3 Цар. VI. 379 Иезек. XL. 380 Исх. III; «куст — горевший и не сгаравший , как–бы облитый какой–то росою» (см. у. Lequ.). 381 Ср.лат.перев.в изд. Hopperi: «Indicatum a Deo» (т. е. Ephod). 382 Иерем. II, 27. 383 … (См. у. Lequ. лат.перев.; ср.примеч. Ср. греч.текст и лат.перевод в издании Hopperi). 384 Исх. XX, 4. 385 Иоан. III, 14–15. 386 «Подрбное, кажется, читается в жизнеописании тогоже Василия, которое носит имя Амфилохия, где, однако, об изображении не сделано никакого упоминания»… См. у. Lequ. (подстр.примеч.). 387 «Это разсказывают — Георгий Александрийский и анонимный (не знаю — какой) автор жизнеописания Златоуста.» См. у Lequ. (подстр.прим.). 388 … здесь значит :«reverantiam exhebere, inclinato corpore salutare». См. у Lequ. (подстр.прим.). 389 «Луг духовный написан Иоанном Мосхом и посвящен им своему ученику Софронию, который после был иерусалимским епископом» … Выдержка взята св. И.Дамаскиным из 45–й главы «Луга». Ср. Act. 4 e t 5 sept. Syn. — См. у Lequ. (подстр.прим. и сбоку текста).145. 390 Praes. Histor.146. 391 Ср. 73 прим. к 3–му слову. 392 Здесь, несколько выше, а равно и сейчас же далее, по требованию русскаго языка и согласно с особенностями греческаго синтаксиса, настоящия времена в двух–трех случаях переведены будущими. 393 См. изд. Hopperi и лат.перевод Lequ. 394 Отсюда начинается заключение перваго слова. 395 Исаии II, 3. 396 Был открыт 8 августа 449г. См. «Истор.христ.церкви» Робертсона; т.1, стр.433. 397 Мф. XVIII, 20. 398 Мф. XVIII, 18. 399 Галат. I, 8. 9. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

25. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 342 26. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 344 - 345. 27. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 375. 28 . Там же. С. 563 - 564. 29. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 572 - 573. 30 . Диодор Сицилийский. I, 51. 31. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 131 - 133. 32. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 263. 33. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. II. С. 306 - 307 34. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. II. С. 321. 35. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т.П. С. 509 - 511. 36. И.Чистович. Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека. 1871. С. 14 - 15. 37 . И. Чистович. Там же. С. 95. 38. И. Чистович. Там же. С. 191. 39. Св. Иустин Мученик. Увещание к эллинам. Гл. 6, 27. 40 . Молчаливые по-латински: taciti; от этого слова и про изошло имя богини Такиты. 41. Соловьев. История России. Том I. Изд. 4-е. С. 1, 85, 86, 87. 42. Thietmarus, Qui cum morte temporali omnia putant finiri (у Белевского, Monumenta Poloniae historica 1, 244). Сл. И. Срезневского, О языческом веровании древних славян в бессмертие души. 43. Бестужев-Рюмин. История России. Том I. Глава 1. С. 24-25. 44 . Ed. Bonen, p. 151-152. 45 . А. Котляревский. О погребальных обычаях языческих славян. С. 187 - 188. 46. Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию, получили жизнь вечную (2 Мак. 7:36). 47 . Ибо хотя они (праведные) в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия (Прем. 3:4). 48. Древние евреи хорошо различали слова " шеол " и " кебер " (гроб). Когда шла речь о месте, где погребались тела умерших, всегда употребляли слово " кебер " (см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34; Иов. 5:26; 10:21; 21:32; Пс. 98:19; Иезек. Гл. 37). 49. Там же. см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34; Вопрос о дикарях В нашем историческом доказательстве, утверждающем всеобщность веры в бессмертие души в роде человеческом, остается разобрать еще один важный вопрос - вопрос о дикарях. Когда ведется спор о религиозных проблемах, писатели атеистического направления выставляют одним из важнейших аргументов против внутренней необходимости и истинности идеи Бога и неразрывно связанной с ней идеи бессмертия человека, - отсутствие этих идей у дикарей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2330...

Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших… и вложу в вас дух Мой, и оживете…» (Иезек. 37, 1-14). Так будет и тогда, когда отверзутся все гробы, когда море отдаст своих мертвецов — тогда вся земля покроется костями сухими. И вдруг эти кости по велению Божию придут в движение и станут сближаться одна с другой. О какой страшный грохот костей поднимется тогда! Этот грохот всех оглушит. Кости соединятся одна с другой, на них вырастут жилы, вырастет плоть, покроется кожей, и дух войдет в них, и сотворит Господь великое чудо. Он сказал в видении Иоанна Богослова: «Се, творю все новое» . И сотворит Он новые тела умерших, а плоть нам неведомую, по свойствам своим. Но сказано в Писании, что будут они телами духовными. Апостол Павел возвестил нам о тех, которые к страшному дню Суда Христова будут еще живыми. Так говорит Он: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 51–52). Во мгновение ока эти тела — тела воскресших людей и внезапно изменившихся живых приобретут совершенно новые свойства: они станут нетленными, они будут жить вечно вместе с бессмертным духом своим. Итак, произойдет ужасная мировая катастрофа, о которой говорил и Сам Господь Иисус Христос, о которой говорил и святой пророк Исаия и святой апостол Петр во Втором послании, и апостол Иоанн Богослов в Откровении. Все они говорят, что в этот страшный день Второго пришествия Христова придет конец всей вселенной: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

В день, говорит Он, когда я испытывать их буду, наведу Я на них грех их, т. е. в День, когда явлюсь Я Судьей, воздам отмщение им за их грехи. Потому что в качестве Педагога и Судьи вместе с тем Логос и судит Ему непослушных. Человеколюбивый Логос не потакает грехам людей непослушных, но осуждает их за них, чтобы они исправились, потому что Господь хочет лучше обращения грешника, чем смерти (Иезек. 18:23). Нас же, — подобно детям, знающим грех лишь по слуху, — должен удерживать от подобных преступлений уже страх перед угрозой, что и с нами поступят точно так же. Какое же было преступление издревле непослушных? Что они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца. Проклят гнев их (Быт. 49:6). Итак, кто же мог бы воспитать нас человеколюбивее Господа? Ранее древний народ имел ветхий завет; законом народ древний был воспитываем в страхе (Рим. 8:15), и Логос был простым Ангелов. Народу же новому и юному дарован и завет новый и юный; пришел в мир Логос, страх превращен в любовь, и прежний таинственный Ангел рождается в образе Иисуса. Педагог говорил некогда: дабы ты боялся Господа (Втор. 6:2); и Он же нам напоминает: Возлюби Господа Бога твоего (МФ. 22:37). Потому же нам и такие заповеди Он дает: «Отстаньте от дел наших (т. е. от старых грехов) (Ис. I:16): научитесь делать добро (Ис. 1:17); Уклоняйся от зла и делай добро (Пс. 36:27): ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие (Пс. 36:8). Вот новый Мой завет, написанный буквами ветхого». Нельзя, следовательно, на Логоса пенять, что Он юн; уже у Иеремии Господь говорит: не говори: «я молод»; прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя; и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя (Иер. 1:7:5). Место это из пророка может быть к нам отнесено, к нам вера которых познана еще прежде сотворения мира Богом (Еф. 1:4; 1 Петр. 1:20). Ныне же мы называемся чадами в отношения к воле Божией, лишь недавно приведенной в исполнение. В отношении к нашим призванию и спасению мы действительно новорожденные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Всякое непосредственное откровение есть Богоявление. Но формы Богоявления весьма различны. Елифаз Феманитянин имел видение «Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волоса на мне, Он стал – но я не распознал вида его – только облик был пред глазами моими; тихое веяние, и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца Своего»... ( Иов. 4, 12–17 и след.). Здесь Богоявление было главным образом внутренним. Смятенная душа Елифаза почувствовала присутствие Божества, но внешнее явление было темно и неопределенно. В противоположность этому Богоявление при Хориве было, прежде всего, внешним. Приближение Божие не смутило чистой души великого еврейского законодателя. «Явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста и сказал: Моисей, Моисей! он сказал: вот я! (Господи!)» ( Исх. 3, 2–4 ). Языческие правители царств, не имевшие истинного Богопознания и Богопочитания, но имевшие в своих руках судьбы народов, получали непосредственые откровения от Бога. Но эти откровения обыкновенно подавались им в виде загадочных снов, великое значение которых чувствовалось ими, наполняло их душу трепетом, побуждало искать разъяснения и приводило их к тому, чтобы принять наставления и разъяснения от истинных пророков: Фараона от Иосифа и Навуходоносора от Даниила. Таким образом, непосредственно посещавшее их Богоявление (внутреннее) не открывало им истины, но только направляло к тем, кому она вверялась и кто были ее носителями. Этим последним она открывалась иногда исключительно в виде внутреннего озарения, сверхъестественное происхождение которого они ясно и твердо сознавали (в таком состоянии, видим, написаны мессианские псалмы, 44 особенно), иногда это озарение соединялось с внешним знамением или явлением ( Ис. 4 , Иезек. 1, 37). Часто, мы видим, возвестителем Божественных определений пророкам был Ангел Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

«Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюся в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( Лев. 26:12 ). «Вы храм Бога живого». Верующих в Иисуса Христа Апостол называет храмом Божиим: потому что они посвящаются на служение Богу, и в них обитает Бог, как Апостол писал в первом послании к Коринфянам: не веете ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор. 3:16 ). «Храм Бога живого». Истинного Бога Апостол называет Богом живым, показывая существенное свойство истинного Бога, как самосущей или независимой, безначальной, вечной жизни, в отличие от мнимых мертвых или безжизненных богов языческих, или идолов, которые вымышлены слепотствующим разумом человеческим. Вемы, говорит Апостол, яко идол ничтоже есть в мире. «Мы знаем, что идол в мире ничто» ( 1Кор. 8:4 ). «Как сказал Бог – вселюся в них, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом». Это неоднократно говорил Бог к избранному израильскому народу ( Лев.26:12 ; Иезек. 37:23. 27). Избранный народ израильский пользовался особенным благоволением Божиим. Бог извел его из Египта, и чрез то освободил его от рабства египетского; Бог дал ему чрез Моисея свой закон; Бог, среди избранного народа, устроил скинию или походный храм, в котором благоволил являть особенное свое присутствие чрезвычайными откровениями. Так эти и многие другие дела божеского попечения об избранном народе изображали особенное присутствие Бога среди своего народа. А народ израильский, со всеми Божескими, к нему благодеяниями служил образом нового избранного народа, который образовал Иисус Христос, – народа христианского; или, иначе сказать, – ветхозаветная Церковь , с своим храмом и со всеми действиями его Богослужения, предизображала Церковь новозаветную, то есть общество верующих в Иисуса Христа, – и многоразличные обрядовые действия ветхозаветного Богослужения были сению или образами будущих благ ( Евр.10:1 ), дарованных новозаветной Церкви. Поэтому Апостол сказанное Богом народу израильскому относит к новому народу, к верующим в Иисуса Христа: на них исполняются в большей полноте те Божеские обетования, которые над израильтянами исполнились только отчасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Над Израилем будет один пастырь – Давид. Он будет пасти их, говорит о нем Господь, и он будет у них пастырем (34, 23). Это будущее восстановление Израиля пророк созерцал под образом сухих костей, который всемогущею силою Божиею были призваны к жизни (37). Оживленные и одухотворенные новым духом кости станут святилищем Господа, они образуют из себя весьма, весьма великое полчище верных слуг Господних, «И заключу с ними, говорит Господь, завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их и размножу их и поставлю среди них святилище Мое на веки. И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них во веки» (26–28). Темные силы, которые будут противоборствовать торжеству добра, будут подавлены и уничтожены. В речи пророка могущество зла олицетворяется под образом Гога, царя Роша, Мосоха и Фувала (38–39). Эти образы, вероятно, взяты от скифов, которые в 7 веке до Р. X. оттесненные с Кавказа массагетами, явились в Малой Азии, западной Азии и угрожали Египту. Память о них еще была свежа во дни пророка, и пророк воспользовался именем их, как эмблемою того зла, которое будет грозить и направляться против новоустрояемого царства Божия. Но это царство Божие создастся (40–48), воздвигнется новый храм, учредится новый культ, совершится новый раздел земли обетованной. И относительно этого раздела земли дается такое повеление от Господа: «и разделите ее по жребию в наследие себе и иноземцам, живущим у Вас, которые родили у Вас детей; и они среди сынов израилевых должны считаться наравне с природными жителями, и они с вами войдут в долю среди колен израилевых. В котором колене живет иноземец, в том и дайте ему наследие его, говорит Господь Бог» (47, 22–23). С именем Иезекииля связывается возникновение среди евреев их важнейшего религиозного института – синагоги. У этого поселенца Тель-Авива на Ховаре (Иезек. 3, 15) как видно из его книги, был дом (8, 1), и к нему собирались сыны его народа – послушать, «какое слово вышло от Господа» (33, 30–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Обширностью книги пророка Иеремии преодолевается наше намерение говорить хотя кратко, но много. И настоящая шестая книга Толкований на Иеремию будет содержать обетования таинственные которые, по мнению Иудеев и наших иудействующих, исполнятся в кончину мира, так как они не могут доказать, что они исполнились еще при Зоровавеле. Мы же, следуя авторитету апостолов и евангелистов, и в особенности апостола Павла, показываем, что все, что телесно обещается народу Израильскому, духовно исполнилось и теперь исполняется на нас. Между Иудеями и христианами нет иного разногласия кроме того, что тогда как и они и мы веруем в обетованного Христа, Сына Божия, мы думаем, что будущее исполнилось во Христе, а они – что еще исполнится. Поэтому мы, верующие, что Христос уже пришел, необходимо должны признавать, что предсказанное о времени Христа исполнилось и что мы те сыны Авраама, о которых написано: может Бог от камения сего воздвигнути ми чада Аврааму ( Мф. 3, 9 ), которому было обетование: и благословятся о семени твоем вси языцы, говоря об исполнении какового обетования во Христе сосуд избранный сказал: не глаголет: и семенем, яко о мнозех, но яко о едином: и семени твоему, иже есть Христос ( Гал. 3. 16 ). Помолись же, брат Евсевий, Господу Иисусу Христу, чтобы с тем же трудолюбием и благодатию Духа, с какими истолковали мы обетования и других пророков и в особенности Исайи, мы смогли изъяснить и обетования сего пророка, который сколько представляется простым и легким в выражениях, столько же весьма глубок в величии мыслей. Гл. XXX. Ст. 1–3. Слово, которое было Иеремии от Господа, говорящее: так говорит Господь Бог Израилева: напиши себе все слова : которые Я говорил тебе, в книгу. Ибо вот приходят дни, говорит Господь, и Я возвращу народ мой, Израиля и Иуду, говорит Господь, и возвращу их (или посажу) в землю, которую дал отцам их, и будут владеть ею. Тогда как лжепророки в Вавилоне обещали, что народ, взятый в плен с Иехониею, скоро возвратится, и тогда как Анания, сын Азура, тоже проповедывал в Иерусалиме, пророк Иеремия утверждал, что хотя это исполнится, но не в течение двух лет, как они лгали, а по окончании семидесяти лет. В это время пророку Иеремии повелевается написать в книге и передать потомству, что Господь предвозвещает в будущем. Этим показывается, что вовсе не близко время пророчества, но спустя много времени исполнится то, когда Израиль и Иуда возвратятся в землю свою и совершится предсказание Иезекииля, что два жезла будут соединены и будет управлять ими царь Давид, о котором он пишет: и раб мой Давида, князь в среде их, и пастырь един будет всех (Иезек. 37, 24). Поэтому то, что мы сказали о том пророчестве, тоже должно разуметь и относительно настоящего места, особенно когда Иезекииль в Вавилоне, а Иеремия в Иерусалиме пророчествовали об одном и том же и в одно и тоже время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Этот отрывок читается на утрени Великой субботы (Иезек. 37). Но была секта саддукеев, отрицавшая всякую возможность вечной жизни. Они учили, что нет ни «воскресения, ни Ангела, ни духа» ( Деян. 23:8 ). Видя же, что Иисус проповедует и одно, и второе, и третье, решили задать мудрёный вопрос, который, как они были уверены, поставит Его в тупик: «Учитель», – обратились они к Иисусу, –– «Было у нас семь братьев. Первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену брату своему» подобно и второй, и третий и даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи братьев будет она женою? ибо все имели её». Действительно, мудрёная ситуация; и разрешить её, конечно, невозможно, если предположить, что по воскресении люди снова станут жить, как и в этой жизни. «Мудрые» саддукейские головы не могли даже помыслить, что возможно что-то иное, и Господь, не отвечая на их вопрос, сразу сказал: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Потому что и в Писании говорится о воскресении; и простой здравый смысл говорит нам, что сила Божия не могла исчерпать себя в творении мира. Неужели создать из ничего легче, чем потом воскресить? Неужели Бог столь премудро создал человека лишь для того, чтобы опять превратить в ничто?.. А что будут делать люди по воскресении? – Только Тот, Кто сотворил нас и, Кто воскресит нас, – может знать и поведать об этом, например, что в воскресении мертвых «не женятся, не выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах». И в заключение Господь привёл саддукеям ещё одно свидетельство Писания. Он напомнил, как Бог явился Моисею в пламени горящего и не сгорающего куста, чтобы призвать его к пророческому служению. Моисей услышал: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова…» А между тем, все трое к тому времени уже 400 лет как оставили земную жизнь, и, казалось бы, какая разница: был у них Бог мертвых, но живых». И действительно, бессмысленно было бы называть Себя Богом тех, кто мёртв и телом, и душою, Богом тех, кого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

VI.37.56). Человек может получить для себя большую пользу, если от созерцательной жизни вновь возвратится к деятельной, чтобы благодаря горению его духа, которое разожгло созерцание, сделать деятельную жизнь еще более совершенной (Гом. Иезек. II.2.11). В созерцательной жизни невозможно пребывать постоянно; рано или поздно человек под тяжестью своей слабости утомляется и от созерцания возвращается назад, к деланию, чтобы осознать свою немощь и то, как он далек еще от совершенства (Там же. I.5.12; Толк. Иов. X.15.31). Более того, по убеждению святителя Григория, пока мы живем среди своих ближних, деятельная жизнь для нас обязательна, а созерцательная только желательна; ведь те, кто не пренебрегает добрыми делами, и без созерцательной жизни смогут войти в Небесное Отечество, а те, кто пренебрегает ими, без деятельной жизни никак не смогут войти туда (Гом. Иезек. I.3.10; ср. Толк. Иов. VI.37.57). Увлечение созерцанием без соблюдения меры и должного смирения может также привести к ереси и произвести большой соблазн среди верующих (Толк. Иов. VI.37.57). В конечном итоге святитель Григорий полагает, что мера участия человека как в деятельной, так и в созерцательной жизни должна определяться исходя из его личного темперамента (Там же). Согласно святителю Григорию, для того, чтобы увидеть Бога, нужно погрузиться в своего рода сон (sopor, somnus, mentis refrigerium). Ведь тот, кто действует в мире, как бы “бодр­ст­вует”, а тот, кто взыскует внутреннего покоя, убегает от мирского шума и суеты и как бы “засыпает” (Там же. V.31.54). Такой “сон” есть “живой покой”, в котором ум человека насколько отрешается от внешнего беспокойства, настолько бодрее становится внутри себя и точнее познает свой внутренний мир (Там же). Кроме того, это состояние святитель Григорий сравнивает со своего рода смертью, схождением в могилу, то есть с духовным умиранием для этого мира, его страстей и желаний (Там же. XVIII.54.89). Подобно тому как могила есть место, в котором скрывается тело, так и Божественное созерцание есть как бы могила духа, в которой скрывается душа (Там же.

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010