Он умел извести драгоценное из ничтожного (ср.: Иер. 15: 19). Любил эту жизнь, богозданные формы. Потом, конечно, с его идеями очень тщательно работали архитекторы. Но постоянно приносили ему все чертежи и рендеры на согласование. Все, что было Игорю Александровичу не по сердцу, он безжалостно вычеркивал. Он стремился построить и построил храм-праздник для людей. Храм святого благоверного Игоря Черниговского в Переделкине «Иметь такого друга – это значит не терять веру» Александр Панкратов-Черный , актер: – Я уже не помню, в каком году мы праздновали день рождения нашего общего друга Саввы Ямщикова. И вот, смотрю, к виновнику торжества подсаживается такой седоволосый богатырь, веселый активный такой мужик… Мы там было все притихли, а он взрывает этот штиль мощью своего голоса с хрипотцой: – А что мужики молчат? Сколько же в нем было какой-то бьющей через край энергии! – Сейчас я вас познакомлю! – хлопает меня тогда по плечу ныне уже тоже покойный Боря Хмельницкий. Подводит к Игорю Александровичу: – Это Саша Панкратов-Черный. – А я его знаю! – чувствую на себе этот характерный взгляд со смешинкой. – По экрану видел! – Это наш с Саввой близкий друг… – Будем дружить, – сразу же отозвался я. А Игорь Александрович так с хитрецой: – Минуточку! – а сам оборачивается на Борю и уточняет. – Он Высоцкого знал? – Знал, очень хорошо знал, – подтверждает тот. Александр Панкратов-Черный Вопрос был решен. Но кто меня тогда за язык дернул? – Я и сам стихи пишу, – признался вдруг я. – Да ты что?! Прочитай что-нибудь! Я прочитал первое, что на память пришло, – небольшое такое стихотворение. Он выдохнул: – Будем дружить! Так мы стали друзьями. Уже незадолго до его смерти он попросил меня прочитать один из последних моих стихов. – Это грустный стих, – говорю ему. – Веселого-то в жизни мало… – подумав минутку, ответил этот, сколько помню его по жизни, весельчак. – Прочитай! И я прочитал: Под синими под небесами все клены вспыхнули, горят, как свечи во вселенском храме – у алтаря, у сентября.

http://pravoslavie.ru/115202.html

С этого времени и почти до самого разорения татарами г. Курска, он часто упоминается в летописях в долгий период усобицы между Мономаховичами и Ольговичами. При Великом же Князе Ярополке (1132 – 1139), этот добродушный князь, не желая кровопролития, добровольно уступил Ольговичам Курск с частью Переяславской области и с этих пор Курск стал управляться удельными Князьями из рода Олега Великого Князя Черниговского, оставаясь во время дальнейших усобиц открытым для нападения пунктом, как один из пограничных (украинных) городов. В 1185 году княжил в Курске Всеволод Святославич. В этом году «сдумавши, как выражается летописец, Ольгови вноуци па Половци, зане бяхоу не ходили том лете с всеми князи, но сами пойдоша о себе рекоучи: мы есми ци не князи, пойдем и такоже себе хвалы добудем» 1 1. В этом походе участвовал и Всеволод Князь Курский с своей храброй дружиной. Неизвестный певец древней Руси, описавший это событие в произведени известном под названием: «Слово о полку Игореве» (по имени старшего из Ольговичей – Князя Игоря Новгород Северского), влагает в уста Курскому Князю Всеволоду следующий поэтический отзыв о его дружине: «А мои же Куряне сведоми имети, под трубами повити, под щеломы взлелеяны, конец копия вскремлени, пути им ведоми. Яруги им знаеми, луци у них напряжени, тулы отворени, сабли изострени, сами скачют акы серыи волцы в поле, ищучи себе чти, а князю слове». Известно, что поход этот кончился неудачей. Около 1223 года произошла первая встреча с Татарами на берегах Днепра, в которой участвовал и Курский Князь Олег с своею дружиной, обративший на себя внимание отличной храбростью, в сражении при реке Калке. Но эти усилия не отвратили близкой грозы от Курска и его области: в 1237 году, при нашествии на Русь Батыя, вместе с другими городами и Курск был разорен до основания; однако область Курская продолжала существовать и после разорения Батыева. В 1278 г. покорил её Царь Ногай, а в 1283 г. некто татарин Ахмат, поданный Ногая, откупил дани в Курской области и населил в окрестностях разоренного Курска две слободы; принимая под свою защиту беглых преступников, он завёл там разные промыслы и производил торги. Когда же Русские Князья (потомки Святослава Ольговича) с дозволения Кипчакского Хана разорили Ахматовы слободы, тогда Ногай послал для защиты Ахмата войско (1285), а князья принуждены были на время уступить. Ахмат снова обстроил свои слободы у Курска, но они скоро были уничтожены нечаянными нападениями тех же Князей. После сего близкие окрестности Курска снова запустели, а самое пепелище древнего города поросло дремучим лесом, в которое жители Рыльска и других мест приходили для звериной ловли и добывания меда (бортного). Такое запустение Курска промыслом Божиим попущенное, продолжалось ровно 360 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Слово о полку Игореве» не было одиноким памятником своего времени. Это ясно не только потому, что оно принадлежало к тому же стилю монументального историзма, к которому принадлежали и все другие произведения того же времени. Это ясно и не потому также, что в нем отразилось то же сознание единства Руси, которым жили все русские произведения XII – первой трети XIII веков. В «Слове о полку Игореве» есть и прямые совпадения с летописью (главным образом с Киевской в составе Ипатьевской) и с отдельными произведениями. Стоит в этой связи остановиться на слове, которое было произнесено 2 мая 1175 года в день празднования памяти Бориса и Глеба в черниговском соборе неизвестным автором, – «Слове о князьях». Оно, очевидно, не случайно предшествует «Слову о полку Игореве» и при этом возникает в том самом родовом гнезде «ольговичей», с которым были тесно связаны герои «Слова» – Игорь Святославич Новгород-Северский, Святослав Всеволодович Киевский и брат Игоря – Всеволод Буй-Тур. В «Слове о князьях» Борисе и Глебе, погибших мученической смертью от руки подосланных их старшим братом Святополком убийц, восхваляется безропотное подчинение старшему брату и осуждаются княжеские усобицы – усобицы, возникающие иногда «за малую обиду» (ср. в «Слове о полку Игореве»: «И начяша князи про малое се великое млъвити»), В междоусобиях князья лишаются «чести славы» (ср. в «Слове...»: «...уже бо выскочисте изъ ддней слав»). Даже в службе XII века Покрову, празднику русскому по своему происхождению, мы находим поэтические строки, осуждающие братоубийственные раздоры князей. В службе этой говорится о вражеских стрелах, летящих «во тьме разделения нашего». Несомненно, что период со второй четверти XII века и по 1237 год (год нашествия Батыя) был периодом самого интенсивного становления жанровых и идейных особенностей русской литературы на всем обширном пространстве Русской земли – от Новгорода на севере и до ее границы со степью на юге, от Галича и Владимира-Волынского на юго-западе и до Минска, Турова и Витебска на северо-западе, а оттуда – до Волги на востоке. Литература разнообразна по жанрам, по стилистическим особенностям языка и вместе с тем удивительно едина по своим идеалам и политическим устремлениям: она не имеет одного центра и вместе с тем не провинциальна, она продолжает традиции XI века и одновременно обогащает эти традиции различными новизнами. Старое и новое, чужеземное и свое – местное, возникшее в самых различных, раскинутых по всей Рус-ской земле городских и монастырских центрах, церковное и светское в самых различных сочетаниях – определяют удивительное богатство литературы этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из событий в особых княжествах по смерти Юрия Долгорукого мы упоминали, как потомству Изяслава Ярославича удалось утвердиться в Турове; потомство Игоря Ярославича продолжало княжить в Городне. Ярослав галицкий освободился, наконец, от опасного соперника своего - Ивана Берладника: под 1161 годом летописец говорит, что Берладник умер в Солуне; есть слух, прибавляет он, что смерть приключилась ему от отравы. В Полоцке происходили большие смуты. Мы видели, что в 1151 году полочане выгнали князя Рогволода Борисовича и взяли на его место Ростислава Глебовича, который вошел в сыновние отношения к Святославу Ольговичу. Но, как видно, Ростислав впоследствии позабыл о своих обязанностях относительно черниговского князя, потому что последний принял к себе изгнанника Рогволода и даже в 1158 году дал ему свои полки для отыскания волостей. Приехавши в Слуцк, Рогволод начал пересылаться с жителями Друцка; те обрадовались ему, стали звать к себе: " Приезжай, князь, не мешкай, рады мы тебе; если придется, станем биться за тебя и с детьми " . И в самом деле, больше трехсот лодок выехало к нему навстречу, с честью ввели его дручане в свой город, а Глеба Ростиславича выгнали, двор и дружину его разграбили. Когда Глеб пришел к отцу Ростиславу в Полоцк и когда узнали здесь, что Рогволод сидит в Друцке, то сильный мятеж встал между полочанами, потому что многие из них захотели Рогволода, и с большим трудом мог Ростислав установить людей. Обдаривши их богато и приведя ко кресту, он пошел со всею братьею на Рогволода к Друцку, но встретил сильный отпор: дручане бились крепко, и много падало людей с обеих сторон; тогда Ростислав, видя, что не возьмет ничего силою, помирился с Рогволодом, придал ему волостей и возвратился домой. Но дело этим не кончилось: в том же году полочане сговорились выгнать Ростислава, позабывши что говорили ему при крестном целовании: " Ты наш князь, и дай нам бог с тобою пожить " . Они послали тайком в Друцк сказать Рогволоду Борисовичу: " Князь наш! Согрешили мы пред богом и пред тобою, что встали на тебя без вины, именье твое и дружины твоей все разграбили, а самого, схвативши, выдали Глебовичам на великую муку; если ты позабудешь все то, что мы тебе сделали своим безумием, и поцелуешь к нам крест, то мы твои люди, а ты наш князь; Ростислава отдадим тебе в руки, делай с ним, что хочешь " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В чём же заключается эта преждевременность, если судить по тексту " Слова " ? А " нечестно одол сте, нечестно бо кровь поганую пролиясте " . Кажется, что же нечестного в том, что было принято в тогдашнем княжеском обиходе: накопил силёнок, ринулся в степь пограбить половцев - тут " график " своеобразный, тут ум на зло нацелен. Но что говорит дальше Святослав? Рано, и позорно, и лукаво, и не по правде кровь льёте потому, что - внимание! - ваши " храбрая сердца въ жестоцемъ харалуз скована а въ буести закалена " : ваши сердца ожесточены, находятся в плену дерзкой глупости, в дикости и безумии (буести) . Он на самом деле упрекает Игоря и Всеволода в том, что они пошли в поле половецкое не с добром, а с ненавистью! Это ли вы сделали, за что же вы опозорили мои седины, восклицает он. И далее следует пассаж, который объясняет читателю великокняжеский - а шире и государственный (так его представляет автор поэмы) - образ сожительства Руси с соседями. Святослав вспоминает своего брата Ярослава, могучего и богатого князя, имеющего сильное войско. Историческая справка скупо докладывает читателю о том, что Ярослав в последнее время не ходил в степь и даже отговаривал самого Святослава от мстительного похода на половцев в 1187 году. Историк заметил, что такая политика Ярослава противоречила политике самого верховного князя киевского. Ничуть, если вникнуть в смысл сказанного Святославом далее (что, кстати, непонятно в любых иных прочтениях, кроме рассматриваемого нами). Он говорит боярам о том, что могучее войско Ярослава, собранное из княжеской дружины и многочисленных степных племён, осевших в пределах черниговского княжества - тех же татранов, шельбиров, топчаков, ревугов и ольберов - сжившихся с русскими и, возможно, постепенно обращаемых в христианство, без всякого оружия, лишь с засапожными ножами " кликомъ плъкы звонячи въ славу " (вероятно, вспоминая свою прежнюю воинственность). Из монолога Святослава можно вывести мнение, что лучший противовес ненависти и жестокости - терпимость и дружелюбие - они заставляют людей разного роду-племени осознать своё единство и через это делают их неуязвимыми и сильными.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

В Толковом словаре В. И. Даля более десятка значений слова " полк " , и большинство из них могло быть использовано автором поэмы. Это и армия, и главная сила, и пря, и поход, и сражение, и рать. С кем же сражался в своём походе полковник Игорь Ольгов, против кого его рать? " ... Истягну умь кръпостию своею и поостри сердца своего мужествомъ; наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половъцькую за землю Руськую " , - пишет поэт. Значит, цель полка, который Игорь намерен был осуществить в земле половецкой - земля Русская: неизвестно только, в какой форме должна была состояться Игорева рать. Конечный пункт полкового маршрута был ведом киевским боярам, о чём они доложили своему сюзерену, киевскому князю Святославу: Игорь слетел с черниговского отня злата стола " поискати града Тьмутороканя " . О том же зычит мифический див 4 , предупреждая половцев-степняков о двух предполагаемых путях движения Игорева войска - Волга, Поморье, Посулье, Сурож, Корсунь, и указывая ориентир, к которому стремился черниговский князь - " Тьмутороканьский блъванъ " . Сразу поднимается смута в поле половецком и возникает ощущение нагнетаемой вражды, как будто тёмная сила собралась, в свою очередь, поискать души Игоря, потому что ей по какой-то причине неугодна именно конечная цель похода . Но что значит " поискати " ? Дорогу не ищут, а спрашивают, да и дорогу к Тмуторокани Игорь знает, если даже киевским боярам известна цель войсковой операции, которую собрался совершить князь новгород-северский. По словарю Даля ищут премудрости Божией , но и Бог ищет человека, взыскивая избранника либо карой, либо милостью . Исканье так же доправка по суду . В этом смысле все описанные в поэме события, произошедшие с князем Игорем, являются осуществлением Божьего суда, Его промыслом об Игоре. Он был взыскан сперва карой, потом милостью. Нам известно, что солнечное затмение, описанное в " Слове " , произошло 1 мая. Известно также, что эта дата совпадает с Вальпургиевой ночью, шабашом нечистой силы на Лысой горе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Трижды возвращаясь к ученикам, Он трижды находил их " спящими от печали " (Лк. 22, 45). Он говорил, чтобы они бодрствовали и молились, дабы " не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна " (Мк, 14, 38). Ученики могли последовать просьбе Христа и помочь Ему молитвой, однако их сон оборотился родом духовной дремоты, после чего появились Иуда со множеством народа и Христос был предан. Игорево войско ещё могло помочь своему князю бодрствованием и молитвой, избавляясь от искушения - ещё не были закрыты истинные пути - но оно уснуло на поле Божьего суда, не распознав собственного греха. Поэт своим стоном о-о-о открывает, насколько точно ему известен смысл произошедшего - ведь " далече залет ло " " Ольгово хороброе гн здо " , дальше некуда! Это горестный стон в предсмертном сне, к которому приводит духовная дремота. Мы вспоминаем, с чего началось: " Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть " (Иак. 1, 15). В поле незнаемое выехал Игорь, весь мир хотел завоевать, а душе своей повредил. В грязи погибает его душа, в мире восторжествовала тьма и победили бесы - " поганые " , дивы, волки, вороны - весь бестиарий поля незнаемого ( " А кто кем побеждён, тот тому и раб " ). Победили ещё до той последней битвы, так напоминающей Армагеддон, которая произойдёт на следующей странице. Да здесь преступление против Бога, воли Его быть совершенными! У читателя, наконец, открываются глаза: так вот против Кого направлен полк Игоря, вот с Кем на самом деле состоялась его брань! Поэт замечает, что Ольгово гнездо не было порождено такому концу и в дальнейшем мы постигнем и смысл этой фразы. Необходимо упомянуть об образе сокола, который как бы сопровождает Ольговичей в их походе и, очевидно, играет какую-то важную роль в понимании фона, на котором разворачиваются события " Слова " . В. А. Чивилихин в " Памяти " рассказал о восстановлении известным реставратором П. Д. Барановским черниговского храма Параскевы Пятницы (! - Б.А.), в котором некоторые плинфы были помечены знаками-клеймами в виде трезуба, символического изображения сокола, анималистического тотема Ольговичей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Еще у Ярослава был племянник в Полоцке - Брячислав, сын Изяслава. С ним Ярослав тоже воевал. И эта война тоже закончилась миром (хотя отдельные конфликты происходили вплоть до смерти Брячислава). Полоцкая земля стала уникальна тем, что там правили не Ярославичи, а Изяславичи. Так начиналась традиция пресловутой «раздробленности», о которой мы скажем ниже. Итак, Ярослав мог с родственниками договариваться и уживаться (замечено, что в основном договаривались потомки Рогнеды: Изяслав, Ярослав и Мстислав были родными братьями, что лишний раз говорит о пользе моногамии), Ярослав остановил «каинову традицию». А помогали ему в этом святые братья-страстотерпцы. И если при Ярославе началось их почитание, то при Ярославичах они были канонизированы. Братоубийства у Рюриковичей практически прекратились. Не только братоубийства, но и просто случаи «Рюрикович убил Рюриковича». Лет двести (с 1015 по 1217 гг.) русские летописи таких случаев не знают. Только в 1217 году на княжеском съезде в Исадах Глеб Рязанский организовал убийство своих шестерых родственников. Вскоре он был разбит и бежал к половцам, где вскоре сошел с ума, а затем скончался. Впрочем, можно предположить, что сумасшествие началось уже тогда, когда он задумал братоубийство. Конфликты между Рюриковичами были. Но они были более цивилизованными, чем у Святославичей и Владимировичей и, как правило, заканчивались договорами. Князья погибали в битвах. Но по этому поводу на Руси говорили: «За удаль в бою не судят». Это не случай предумышленного убийства. Так, один из сыновей Владимира Мономаха погиб в бою против князя Олега Святославича. Но Владимир с ним примирился, написав в письме «...Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от Бога пришел ему, а не от тебя... Разве удивительно, что муж пал на войне?» Правда, есть случаи убийства князей вроде Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Игоря Черниговского. Но при этом нет доказательств причастности к этим убийствам других Рюриковичей. Есть в летописях высказывания о подозрениях. Святополк Изяславич высказывал конкретные подозрения, кто приказал убить его брата, но убедительных доказательств не было. Очевидно, что для Рюриковичей это было табу.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/06/...

Прежняя формация сильна - но действие ее законов ослаблено; нарождающаяся формация слаба, Божии Законы только-только начинают проникать в души... И действовать... Сейчас каждый, кто захочет, может увидеть и Правду и Ложь - независимо от границ, национальностей... И решить - с Богом он, или с диаволом, которого, конечно, нет... Причем, благодаря СМИ, в планетарном масштабе... Планетарный выбор... А происходящие процессы - просто результат нравственного фазового перехода... Хорошо, если ошибаюсь... Так вот на меня подействовала Ваша публикация, ув. Автор... 18.03.2014 - 18:08 Я бы еще предложила : Я бы еще предложила руководству России обратить внимание, на то какие передачи и мультфильмы смотрят наши дети и какие сейчас игрушки продаются в магазинах. Откуда это? Вампиры, упыри, куколки в гробиках, полная бессмыслица в мультфильмах и передачах. И все это поставляется в нашу страну из за рубежа: США и Европы (ну и с их заводов в Китае). Если руководству важно каким будет наше общество через несколько лет, то надо как то над этим задуматься. Извините что не в тему. 19.03.2014 - 11:38 Хорошая статья. Единственная : Хорошая статья. Единственная поправка: слово Украина придумали поляки, а для Русского человека она Малая Родина (Малороссия). Прошу извинить меня за нравоучение, но необходимо всем ознакомиться с трудами святого Лаврентия Черниговского. А статья очень хорошая. 19.03.2014 - 17:19 Я все время задавалась : Я все время задавалась вопросом: Почему нас не слышат?Сейчас знаю, что Европа и Америка все слышат и все понимают.Но им это не надо.Им плевать на чувства России, на историческую справедливость,на человеческую трагедию Украины.На измененное сознание подействуют только твердость, решительность, убежденность. Все то, что демонстрирует сейчас Российское руководство.Желаю Путину здоровья на долгие годы, а его силы духа хватает на всю нашу страну.И поддерживаю Игоря Пшеничникова.Не надо тратить силы и эмоции, чтобы доказать очевидное тем,кто этому нагло противится. 28.03.2014 - 10:32 Правильные мысли высказаны в :

http://radonezh.ru/analytics/ya-by-predl...

Собственно говоря, на этом основывается наша вера. Многие не знают всех тонкостей вероучения, догматики, религиозной философии. Но большинство людей воспринимают веру только потому, что в сердце чувствуют Божественное присутствие и знают, что Бог отвечает на молитвы. Это и есть живой религиозный опыт, и никаких доказательств не требуется, если человек переживает реальное присутствие Бога в своей жизни и является свидетелем того, как Господь отвечает на молитву. В этот воскресный великопостный день я и хотел бы пожелать всем вам крепкой веры. Никогда не сомневайтесь в том, что Бог присутствует рядом с нами. Достаточно взглянуть на историю, в том числе историю страны нашей, чтобы убедиться, что так оно и есть. Сколько раз в ответ на молитву Господь спасал наш народ и нашу страну! А бесчисленное количество личных историй, человеческих судеб, когда Господь спасал человека не только для жизни вечной, но и на опасных и трудных жизненных путях? Наша вера — это то, что реально соединяет нас с Господом, то, что приклоняет к нам Его милость и Его благодать. Поэтому мы должны постоянно укреплять свою веру, не напрягая ум для построения неких искусственных доказательств, но через молитву, через реальное общение с Господом привлекать Божественную силу, чувствовать ее присутствие в своей жизни и через этот духовный опыт возрастать в вере, без которой нет спасения. Всех вас, мои дорогие, еще раз поздравляю с завершением первой седмицы Великого поста. И хотел бы в дар Патриаршему подворью в Переделкино передать частицы святых мощей, привезенные из разных мест… Молитесь перед этими святынями святым угодникам и уповайте на то, что они будут вместе с вами и в вашей молитве, и в вашей жизни. Молитвами святых угодников, чьи мощи отныне будут почивать в этом храме, да хранит всех вас Господь от всякого зла и неправды, да управляет ваш жизненный путь ко свету Божию, к победе над грехом и к обретению спасения и в этой жизни, и в жизни вечной. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/5393917.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010