Священномученик Игнатий Богоносец О жизни и деятельности Игнатия Богоносца мы мало что можем сказать абсолютно точно. По одним источникам он был грек, родом из Антиохии, по другим же – сириец, на что указывает несовершенный греческий язык его посланий. Существует предание о том, что Игнатий был именно тем мальчиком, которого Господь Иисус Христос взял к себе на руки и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18,1-3). Несмотря на то, что далеко не все принимают это предание, большинство из авторов склоняются к тому, что Игнатий с детства пребывал в учении Христовом. Так Евсевий Памфил пишет, что будущий святитель вместе со святым Поликарпом Смирнским (+ 167) и Папием Иерапольским (+ 130) был учеником св. апостола Иоанна Богослова (+ нач. II века). В «Похвальном слове священномученнику Игнатию Богоносцу» святитель Иоанн Златоуст пишет следующее «… воспитывался под руководством святых апостолов, неразлучно находясь при них, и был их соучеником во всем, почерпнув из недр их обильные струи». Нет также однозначного мнения касательно того, в какое время Игнатий стал епископом Антиохийским. У Евсевия Кесарийского мы находим сведения о том, что на Антиохийской кафедре он был преемником Еводия (апостола от 70-ти, + ок. 66), рукоположенного первоверховным апостолом Петром. Но, однако, Феодорит, в свою очередь, утверждает, что хиротония святого Игнатия была совершена самим апостолом Петром. Наравне с этими двумя мнениями бытует и третье, наиболее похожее на истину. Его суть заключается в том, что и Еводий и Игнатий были в одно и тоже время епископами Антиохии. Первый был поставлен над обращенными иудеями, второй – над уверовавшими язычниками. И уже после смерти святителя Еводия Игнатий Богоносец, служивший по словам свт. Иоанна Златоуста «…образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинство епископа…», вступил в полное управление Антиохийской Церковью. Именно в это время за ревностную веру, целомудрие, кроткий и тихий нрав паства Игнатия прозвала его «Богоносцем».

http://pravoslavie.ru/39841.html

10:40-41). Ему же слава во веки. Аминь.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 6.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к филадельфийцам. 7.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 7.    В оригинальном тексте посланий св. Игнатия: «ни крестить». «Ступать» здесь, возможно, ошибка редактора «Патрологии» Миня.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к смирнянам. 8—9.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к траллийцам. 2—3.    То есть левиты. Слово 125. О ча янии будущего    Чающий будущих благ отвергает здешние и благодаря предвкушению благ будущих проходит сквозь все житейское, словно через тень и паутину, ради уготованной надежды и благодати. Ибо он старается быть там, где сущность приобретения, то есть порабощение вожделения. Посему те, которые избрали приобретение на небесах, к исшествию из тела стремятся. Потому, напряженно ожидая предлежащих нам благ, которые невозможно вообразить, всяким стремлением со многим вожделением будем желать их, презирая непостоянные и радуясь вечным и постоянно пребывающим благам, которых ум человеческий не в состоянии постичь. Поэтому всяким хранением да будем сберегать сердце (ср. Притч. 4:23), ожидая Домовладыку — Христа Бога нашего, ради нас обнищавшего и ради нашего спасения страсти и немощи на Себя воспринявшего, чтобы нас соделать общниками Своего богатства и дать вкусить будущей неизреченной славы, Которого любить да не перестанем и, сами возлюбленные Им, войдем вместе в обители, уготованные Отцом, и во свете Его узрим свет (Пс. 35:10). Страшен день Пришествия Его, велик и светел весьма. Посему, имея эти обетования, мы радуемся радостью неизглаголанной и славной, всегда очищая душу. Пусть же никакой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие (Евр. 12:15), не досаждал бы, и чтобы душа в чистейшем и ярком свете оказалась бы не имеющею пятна, или порока (Еф. 5:27), где узрела бы То нетварное и блаженное естество — Отца и Сына и Святого Духа. Как и Апостол пишет к римлянам, говоря: Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, [Col.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

При нем произойдет объединение всех государств мира в одно, во главе с ним как царем вселенной ( " И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем " - От. 13:7). Без сомнения, он будет торжественно помазан на царство главами всех церквей и религий. Это " помазание " , наряду с " чудесами " , станет для язычествующих христиан одним из самых убедительных аргументов того, что этот царь мира и есть пришедший Христос. " И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни " (От.13:8). Цит. по: Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. Т. 4. СПб. 1905. С. 271. Слово 29-е на пришествие Господне. Сл. 106-е об антихристе. Св. Игнатий. Твор. Т. 4. СПб. 1905. С. 323-324. 3. 666 и ИНН Наш народ особенно склонен придавать всем этим внешним фактам характер неоспоримой Божественности. И это станет одной из причин той страшной беды, которую с полной уверенностью предсказывает свт. Игнатий (Брянчанинов): " Бедствия наши должны быть более нравственные и духовные. Обуявшая соль [Мф. 5:13] предвещает их и ясно обнаруживает, что [наш] народ может и должен сделаться орудием гения из гениев, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии " " Обуявшей солью " свт. Игнатий называет состояние православия в Церкви Российской, " гением из гениев " - антихриста, наш же народ - орудием его царствования. Свт. Игнатий указывает и на главную причину отпадения христиан: " Кто же не принял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста, тот непременно, непонятным для себя образом, сделается его последователем " " И за это пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи " (2 Фес. 2:11). Непринятие внутри себя Царства Божия означает духовное вырождение христиан. Полное погружение их ума (печать на лбу), всей их деятельности (печать на правой руке как символе деятельности человека) в заботу только об этой жизни, только о том, что есть, что пить и во что одеться, и совершенное оставление мысли о Царстве Божием и правде его (Мф. 6:31-33). Этот абсолютный материализм и станет " именем " антихриста как величайшего его идеолога. Не случайно в Откровении Иоанна Богослова оно обозначено цифрой 666. Данная цифра является, по существу, библейским символом мамоны - царства земного изобилия, славы, могущества. Это следует из исторического факта, восходящего ко времени Соломона, при котором еврейское государство достигло вершины своего процветания. Только " в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых " (3 Цар. 10:14; 2 Пар. 9:13), то есть 32 тонны 707,26 кг!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

«Ты не много имеешь силы», — писал туда по откровению Апостол Иоанн Богослов в конце I века. Но зато в пределах своих сил Филадельфийская Церковь пребывала верной «слову терпения» Господня — истине христианской. Господь дает ей два обетования: сохранить ее в годину искушения и дать ей победу над местным еврейским обществом: «Они придут и поклонятся пред ногами твоими и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3, 8–10). Это последнее обещание вскоре исполнилось, так как в начале II века, когда писал филадельфийцам свое Послание святой Игнатий Богоносец, среди них много было обращенных евреев. Святой Игнатий пишет, что когда он находился среди филадельфийцев (его путь лежал мимо), некоторые христиане говорили ему: «Если не найду в древних писаниях (то есть в Законе Моисеевом и у пророков. — С. М.), то не верю написанному в Евангелии» (Послание к Филадельфийцам. 7). Видимо, вновь обращенные евреи все еще с большим доверием относились к привычным им ветхозаветным Писаниям, чем к новозаветным. И святой Игнатий в своем Послании к Филадельфийцам раскрывает неизмеримое превосходство Евангелия: «Возлюбленные пророки только указывают на Христа, а Евангелие есть совершенное нетление»  — сама действительность спасения. Сами патриархи ветхозаветные и пророки, равно как и Апостолы и Церковь, восходят к Богу Иисусом Христом: «Он есть дверь ко Отцу, которой входят Авраам, Исаак и Иаков, пророки, Апостолы и Церковь» . Святой Игнатий указывает им, что не уничижает и Ветхий Завет: «Все вместе прекрасно, если веруете с любовию» . В таких наставлениях нуждались, конечно, не язычники, а недавно обращенные евреи. Они, видимо, «пришли» и «поклонились» Филадельфийской Церкви, но не сразу приобрели нужную силу духа и ясность христианского сознания. В ответ на их сомнения святой Игнатий настаивает, что сами пророки «на Христа уповали и Его ожидали, и спаслись верою в Него, посредством единения со Иисусом Христом» (Филадельфийцам. 5). Напрасны попытки дополнять или улучшать христианство еврейством, ибо Ветхий Завет всецело ведет к Новому: «Не христианство уверовало в еврейство, а еврейство — в христианство» , устраняя тем самым попытку как дополнять христианство, так и вносить разделения между христианством и ветхозаветным иудейством, которое во Христе получило свое подлинное осуществление и завершение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

(4) Траян сказал: – Лейте на его раны уксус с солью.1477 Игнатий сказал: – Все переносимое мной ради исповедания Бога предвозвещает награду, потому что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется» ( Рим.8:18 ). (5) Траян сказал: – Пощади себя наконец, человече, и покорись приказанному тебе, поскольку я использую против тебя худшие мучения. Игнатий сказал: – «Что отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ибо я уверен, что ни жизнь, ни смерть» ( Рим.8:35.38 ) не в силах заставить меня, полагающегося на силу Христову, отступить от благочестия. (6) Траян сказал: – Ты думаешь победить меня терпеливостью? Ведь человек – существо честолюбивое.1478 Игнатий сказал: – Я не думаю, а уверен, что победил и буду побеждать, чтобы ты узнал, сколь велика [разница] между благочестием и нечестием. (7) Траян сказал: – Возьмите его и, наложив на него железные [оковы], забив ноги его в колоду, ввергните его во внутреннюю темницу (ср. Деян.16:24 ), и пусть абсолютно никто не видит его в темнице, а он да не вкусит хлеба три дня и три ночи и не пьет воды, чтобы после трех суток был он брошен [на растерзание] зверям, распрощавшись таким образом с жизнью. (8) Сенат сказал: – И мы согласны с приговором ему, поскольку он оскорбил всех нас с самодержцем, не согласившись принести жертву богам, но утверждал, что он христианин. (9) Игнатий сказал: – «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Пет.1:3 ), Который по великой Своей благости удостоил меня стать общинном страстей Христовых и свидетелем (μρτυρα) Божества Его истинным и верным. 10, (1). На третий день Траян, позвав сенат и эпарха1479, направляется в амфитеатр при стечении римского народа, прослышавшего, что епископу Сирии1480 надлежит сражаться со зверями, и повелевает ввести святого Игнатия. (2) Увидев его, он сказал: – Я удивлен, что ты жив после стольких пыток и такого [продолжительного] голода. Но хоть теперь повинуйся мне, чтобы избавиться от предстоящего зла, и будешь нам другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Встреча с Православием/Проповеди Архимандрит Тихон (Шевкунов) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Иеромонах Арсений (Писарев) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Иеромонах Симеон (Томачинский) Иеромонах Иов (Гумеров) Иеромонах Иов (Гумеров) Сегодня мы слышали Святое Евангелие, в котором рассказывается, как Господь в одной из синагог, так повествует святой апостол Лука, учил. Синагога – это греческое слово, которое обозначает сонмище, собор, собрание, потому что συν (син) – совместный, αγω (аго) – вести, совместно ведут молитвы. Синагоги возникли тогда, когда был разрушен храм, и в плену Вавилонском возникли первые сонмища, чтобы люди не дома только молились, но и могли молиться совместно, собираясь в определенные места, дома молитвы. (MP3 файл. Продолжительность 13:08 мин. Размер 6.4 Mb) Иеромонах Арсений (Писарев) Сегодня мы слушали с вами очередное воскресное евангельское зачало. Это была притча о том, что у одного богатого человека на полях случился необыкновенно хороший урожай. Видя это, он стал рассуждать: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И наконец сказал сам себе: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Святитель Игнатий (Брянчанинов) Иеромонах Иов (Гумеров) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Господь «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки», – восклицает апостол Павел. Господь Иисус Христос и вчера и сегодня и во веки веков силен являть Божественное заступление, Свою Божественную силу всем нам. Сегодня мы слышали историю об исцелении женщины, много лет болевшей. Никто из врачей не мог ей помочь. И лишь докоснувшись до одежды Спасителя с верой она обрела исцеление. Иногда мы спрашиваем: «А бывает ли такое в наше время?» (MP3 файл. Продолжительность 13:39 мин. Размер 6.6 Mb) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Святитель Игнатий (Брянчанинов) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Столетиями русские православные люди молились Пресвятой Богородице, зная, что Она всегда защитит и поможет тогда, когда силы человеческие иссякли или ошибки наши зашли так далеко, что мы сами не можем их исправить. Но вот сейчас появилось, к сожалению, нередкое среди духовенства мнение, будто сама мысль о том, что Господь, Пресвятая Богородица и святые помогают нашему Отечеству – ложна и, более того, неправославна; что любовь человека к своему Отечеству тоже недуховна и неправославна. Нам говорят: «У нас есть одно Отечество – на небе, и не надо прилеплять сердце к Отечеству земному». Архимандрит Тихон (Шевкунов) Святитель Игнатий (Брянчанинов) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Архимандрит Тихон (Шевкунов) В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page14_1080.ht...

Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 57. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 55. С. 372-373. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. I, 244. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 53, 55. Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 389. Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 371-372. Свят. Тихон Задонский. Твор. Т. 2. М., 1899. С. 99. См. об этом, например: свт. Игнатий (Брянчанинов). Соч. СПб. 1905. Т. 1. С. 253-257; Т. 2. С. 124-125; свт. Феофан (Говоров). Письма о христианской жизни. М. 1980. Письма 11, 21. 7. Плоды Духа Священное Писание и творения святоотеческие постоянно говорят о тех совершенно особых по своей силе и по своему характеру состояниях радости, блаженства или, выражаясь обыденным человеческим языком, счастья, не сравнимых ни с какими обычными переживаниями, которые постепенно открываются у христианина, ведущего правильную духовную жизнь. Чаще всего эти состояния передаются словами: любовь и радость, поскольку высших, нежели эти, понятий, нет в языке человеческом. Можно было бы без конца приводить слова Писания и Отцов, литургические тексты, подтверждающие это и свидетельствующие о важнейшем, возможно, для человека факте - о том, что человек по богозданной природе своей, по глубине доступных ему переживаний является существом подобным Тому, Кто есть совершенная Любовь, совершенная Радость и Всеблаженство. Господь говорит апостолам: все это " сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна " (Ин. 15:11); " Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна " (Ин. 16:24). И ученики действительно " исполнялись радости и Духа Святого " (Ден. 13:52). Иоанн Богослов обращается к своим духовным детям: " Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими…. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему " (1 Ин. 3:1-2). Апостол Павел " любовь, радость, мир " (Гал.5:22) называет в качестве первых плодов Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

С учетом Евангелия от Матфея – евангелия церкви самого Игнатия в Антиохии Сирийский – следует сделать важное дополнение. Следовало показать, что ходить по воде мог любой человек из плоти и крови, пока у него есть вера. Петр поначалу выходит из лодки и идет к Иисусу по воде, но ему не хватает веры, и он начинает тонуть 342 . Таким образом, любая попытка использовать эту ситуацию для утверждения об эфирном, небесном составе тела Христа, терпит неудачу. Послания св. Иоанна, появившиеся в Малой Азии в конце I века, свидетельствуют о процветающем докетизме, своим постоянным осуждением любого, кто не «исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» 343 . В отрывках, где не стоит вопрос об интерполяции, Поликарп цитирует такие тексты против докетов своего времени 344 . Согласно Евангелию от Луки воскресший Христос ест в присутствии учеников в сцене, которая, кажется, создана такой антидокетической полемикой: Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня 345 . Очевидно, что цель избрания этого повествования автором Евангелия также состоит в том, чтобы опровергнуть достаточно ясное утверждение. Докетизм был ересью, которая процветала еще до традиционной даты появления средней редакции. Поэтому Винсенту следовало показать, что Игнатий использует здесь Проповедь Петра, где в свою очередь использовался этот текст Луки и что ее датировка означает невозможность поддержать мнение о существовании средней редакции до смерти Поликарпа. Это, конечно же, можно оспорить, хотя здесь для этого недостаточно места. Вполне возможно, что Игнатий, в случае традиционной датировки, мог процитировать независимую традицию, позже включенную в Проповедь Петра или в Евангелие от Петра. Достаточно будет сказать, что тезис Винсента покоится на дополнительном утверждении, а именно, что цитирование Игнатием этих слов определенно отражает особый вид докетизма – утверждение, что Христос обладал призрачным телом только после воскресения. Кроме того, ему следовало показать, что эта особая форма докетизма не существовала прежде или даже в то же самое время, что и традиционная дата появления средней редакции. Поэтому, согласно Винсенту, такой по-воскресный докетизм был характерен для учения Маркиона, а потому средняя редакция должна быть подделкой, составленной уже после Маркиона 346 . Когда Игнатий записывает слова воскресшего Иисуса, не просто говорящего, как у Луки, «дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня», но " я не бестелесный дух (daimonion asomaton), он отвергает маркионитское представление, что воскресшее тело Иисуса было бестелесным в отличие от его земного тела перед распятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах 72 . Понятия «связывать» и «разрешать» не относятся к власти прощения или отлучения от церкви, как они истолковывались позже. Скорее они – раввинские выражения для того, чтобы вынести суждение между правильными и неправильными интерпретациями Писания. Таким образом, желанное решение кризиса власти в церкви Антиохии Сирийской – это один человек, который сможет определить правильную интерпретацию Писания в отношении управления паствой Христовой, называемой теперь, ко времени составления Евангелия от Матфея, «церковью», или по-гречески, ekklesia. Это слово описывает сообщество, которым на основании конституции управляют в греческом городе-государстве, таком как в городах Малой Азии, – некоторые из них были адресатами писем Игнатия. Творящие чудеса и знамения во имя Христа харизматические служители могли возразить, что правление одного человека противоречило бы тому, как ведет Дух, и просто подходило бы под раввинскую модель «книжника, наученного Царству Небесному» 73 . Такой человек казался им лишенным какого-либо харизматического тепла. В ответ на это автор Евангелия от Матфея утверждает свою модель по апостолу Петру. Петр был книжником, который смог установить правильную интерпретацию Писания и потому объявил, что Иисус был Христом из пророчества. Но и, подобно харизматическим служителям, он также получил сверхъестественное откровение, которое «плоть и кровь» сами по себе не смогли бы предоставить ему. Сам Игнатий жил в поколении сразу после 80-х годов I века, когда автор Евангелия от Матфея впервые выразил свой идеализированный портрет Петра как тип религиозного руководителя, который наведет порядок в харизматическом хаосе в Антиохии. В ответ как этому автору, так и к составителю Дидахе Игнатий выразил требование заменить группу епископов на одного епископа, способного выполнить задачу человека, которого искал автор Евангелия от Матфея. 5. Решение Игнатия для безвыходного положения в Евангелии от Матфея и Дидахе

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

В одном из писем святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что человек, имеющий естественное расположение к милосердию, не должен доверять этому чувству, а обязан понуждать себя к милосердию согласно евангельским заповедям, хотя бы это было и сопряжено с насилием сердца. Это значит, что нужно делать добро ради заповеди, даже тогда, когда не хочется, и тому, кому не хочется? Святитель Игнатий здесь имеет в виду мнимое милосердие, которое рождается от падшего человеческого естества и которое есть у всех нас. Иногда оно бывает сравнительно невинным, иногда – более вредным. Когда мужчины особенно жалеют женщин или, наоборот, женщины мужчин, здесь явно милосердствует плоть и кровь. То же самое происходит, когда люди милосердны к ближним только одной с ними национальности и ненавидят остальных. Вот примеры ложного, нехристианского милосердия – милосердия падшего естества. А милосердие истинное – чисто христианское, то есть евангельское, иногда может выражаться и в евангельской ненависти, как говорит Спаситель: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником 160 . Добро естественное, смешанное со злом, святитель Игнатий называет добром падшего человеческого естества. Оно всегда нечисто, хотя благодаря этому добру, сохранившемуся в нашем естестве, мы способны услышать проповедь о добре истинном, чистом. Если бы в нас не было остатков добра, мы были бы не в состоянии воспринять евангельскую проповедь. Но само по себе естественное добро всегда действует вместе со злом. Например, человек делает кому-то добро и тут же этим тщеславится, гордится, или к добру примешиваются другие страсти. Может быть, это не во всех случаях очевидно, однако всегда имеет место. Чистое добро – это добро евангельское. Объяснить в двух словах, в чем оно состоит, трудно. Евангельское добро отсекает, отделяет в нас доброе от злого. Оно, как говорит апостол Павел, проникает до разделения души и духа 161 . Но без молитвы, в особенности без молитвы Иисусовой, этому чистому добру научиться трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010