Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» 4 сентября, 2013 28 октября Церковь вспоминает икону Божией Матери «Спорительница хлебов». Икона из Введенского собора Оптиной Пустыни Источник: optina.ru Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»: история Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни преподобного Амвросия. Преподобный Амвросий, великий русский подвижник XIX века часто сам возносил молитвы к Богородице, особо почитал Деву Марию. Это иконографическое изображение Божией Матери кажется необычным — Богородица сидит на облаке, а Ее руки расположены для благословения, внизу, под Ее ногами расстилается сжатое поле, где среди полевых цветов и трав — снопы ржи. По сравнению с другими образами Божией Матери, «Спорительница хлебов» считается достаточно молодым. Ему немногим более ста лет, в то время как образ «Иверской» Божией Матери восходит к евангелисту Луке. Старец Амвросий сам назначил и дату памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» — 28 октября. Этот образ в основном укрепился только в Русской Православной традиции. Читайте также — Иверская икона Божией Матери «Вратарница» — с пронзенным ликом История иконы связана с голодом 1890 года, когда случился неурожайный год, который привел к страшному бедствию. Такой голод приводил не просто к понижению уровня жизни, он грозил смертью тысячам людей. Тогда еще не было практики социальной помощи и создания стратегических резервов, поэтому для простых людей этот год стал катастрофой. Преподобный Амвросий Оптинский сопереживал бедствиям народа и, помолившись о милости, он увидел образ «Спорительницы хлебов». Образ получил большое распространение по всей Руси. Кроме того, несмотря на плохой год, урожай вокруг Оптиной пустыни случился обильным. Икона считается чудотворной не только поэтому. Уже после смерти старца Амвросия, его послушник Иван Черепанов послал список с иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Пятницкий женский монастырь в Воронежской области. В той местности как раз случилось засушливое лето. Но уже после молебна перед иконой Божией Матери «Спорительница хлебов», начался дождь и засуха закончилась.

http://pravmir.ru/ikona-sporitelnica-xle...

Самара. Иверский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1860. Архитектор:Н.А. Красько, А.В. Шошин, О.Ю. Глухов (все - восстановление, реставрация) Ссылки:     Адрес: Россия, Самарская область, г. Самара, Волжский пр-т, д. 1 Координаты: 53.200438, 50.099566 Проезд:Остановки " Иверский монастырь " (11,61 маршруты автобуса; 61д,247,261 маршруты маршрутного такси), " Площадь Куйбышева " (24 маршрут автобуса; 24,92,297 маршруты маршрутного такси), " ул. Вилоновская " (5,15,20,20к,22 маршруты трамвая). Изменить описание Добавить фотографии Вид снизу по течению Волги. Слева от монастыря - кафедральный Храм Христа Спасителя, в монастыре слева-направо церковь Сретения, церковь иверской иконы Божией Матери, старая трапезная церковь, колокольня, ниже - монастырская часовня в Струковском саду; правее - Драматический театр. Фотография начала 1900-х годов, источник - страница humus.livejournal.com/4094860 Валерий Долженко ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Иверский монастырь, общежительный, в городе Самаре. Основан в 1860 году из существовавшей с 1855 года женской общины. Здесь находится особо чтимая Иерусалимская икона Божией Матери. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Самарский Иверский монастырь был центром духовной жизни дореволюционной Самары. Монастырь был воззведён по инициативе граждан Самары, которые в январе 1850 г. вышли к епископу Симбирскому Феодотию с просьбой открытия в Самаре женской общины. К этому времени 38 сестёр выявили желание посвятить свою жизнь иночеству. Община была названа Иверской, исполняя желание елабужской купчихи Екатерины Ивановны Марихиной, которая пожертвовала возведённому храму семейную икону " Иверской " Божьей Матери с ценным золотым покрытием. Открытие монастыря или, вернее, переименование общины в Самарский Иверский монастырь, произошло 21 августа 1860 г. В 1882 г. был заложен камень в тёплый храм имени Иверской иконы Божьей Матери. В 1888 г. храм был освящён, начались службы. В 1879 г. купчихой Параскевой Шибаловой был построен просторный 2-этажный госпиталь для монастыря на каменной основе. 8 сентября 1889 г. в монастыре была открыта приходская школа для девочек и приют для сирот. В 1877 г. настоятельница Антонина, будучи превосходной золотошвейкой, лично приняла участие в шитье Самарского знамени, созданного по инициативе П.В. Алабина. Под этим знаменем русские и болгары боролись за независимость Болгарии с турецким игом, оно стало символом единства славянского народа.

http://sobory.ru/article/?object=02519

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Иверская (Вратарница, Портаитисса) " Оригинал иконы находится в Иверском монастыре на Афоне - http://pravicon.com/icon-4030 23 апреля по старому стилю/6 мая по новому стилю - второе обретение списка Иверской иконы Божией Матери в 2012 (http://pravslov.ru/istorija-iverskoj-ikony.html) Описания иконы Описание иконы Иверская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Ныне она пребывает в Иверской обители на Афоне, а в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, ворвались в дом этой христианки, и один воин в безумной ярости мечом ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Пораженный этим, воин пал ниц перед иконой, горько раскаиваясь в своем поступке. Впоследствии он оставил иконоборческую ересь и окончил жизнь монахом. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. После их ухода женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) долго молилась перед святым образом, прося Владычицу о заступничестве и милости. Для сохранения святой иконы вдова опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. В 980 году тремя знатными иверцами на Святой Горе была[...] Икона Иверская (Вратарница, Портатисса) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников В IX веке, во времена ереси иконоборства, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, прин[...]

http://pravicon.com/icon-126

10 февраля Огневидная икона Относительно времени и места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сказаний не сохранилось. Божия Матерь на этой иконе изображается одна, без Младенца Иисуса. Лик Ее обращен в правую сторону. Одежда на Пресвятой Деве красного цвета, и это послужило поводом к наименованию сей иконы Огневидной. 11 февраля Керкирская, или Корцирская икона Эта св. икона Богоматери в настоящее время находится на острове Корфу, в одном предместье, расположенном недалеко от города Керкиры, или Корциры. От этого места она и получила свое наименование. Прославилась она И февраля 1603 года. Так как сей образ Богоматери значительно обветшал, то его хотели обновить в г. Парга. С этой целью был приглашен один живописец. Он осмотрел икону и оставил ее в храме, на архиерейской кафедре, намереваясь на следующий день приняться за работу. Но на утро местные жители были встревожены страшными громовыми раскатами, несшимися из храма. Они поспешили туда. И вот на глазах собравшегося народа святая икона Богоматери была поднята невидимыми руками на воздух и перенесена на свое прежнее место. В воспоминание об этом чуде каждый год пред Корцирской иконой Божией Матери совершается по особому чину молебен. 12 февраля Иверская-Московская икона Заветную святыню древней русской столицы Москвы составляет Иверская икона Богоматери. Среди московских святынь есть иконы, имеющие за собой громадную давность, какова, например, знаменитая Владимирская икона, писанная, по преданию, при жизни Богоматери и с Самой Пречистой Девы евангелистом Лукой. Такую же давность имеют — гвоздь, послуживший при распятии Христа, и риза Христова. Иверская икона сравнительно совсем недавняя: она написана на Афоне и прислана в Москву при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в XVII веке, так что по времени происхождения своего она является одной из самых недавних московских святынь. Но почитание ее чрезвычайно распространилось и укрепилось в московском населении, и нет другой святыни, которая настолько, так сказать, вошла бы в обиход Москвы, слилась с бытом ее жителей, как Иверская икона.

http://sedmitza.ru/lib/text/440278/

Иверская: икона-путешественница Реставраторы Третьяковской галереи передали в храм чудотворную Иверскую икону Богородицы. 17 апреля, 2012 Реставраторы Третьяковской галереи передали в храм чудотворную Иверскую икону Богородицы. Реставраторы Третьяковской галереи передали в храм чудотворную Иверскую икону Богородицы . История почитания Иверской Иконы Божией Матери в России началась в середине XVII века. В 1647 году афонские монахи из монастыря Ивирон рассказали настоятелю Новоспасского монастыря архимандриту Никону (будущему патриарху Всея Руси) о своей святыне – чудотворной иконе Божией Матери «Вратарнице». Рассказ был, естественно, передан и царю Алексею Михайловичу. Вскоре, по просьбе русского государя, на Афоне была сделана копия иконы. Само написание образа афонским изографом монахом Ямвлихом было молитвенным торжественным процессом, его описание сохранилось до наших дней. Позднее, государь Алексей Михайлович вложил первый список Иверской в Новодевичий монастырь. По прошествии многих лет, когда монастырь был закрыт атеистическим большевистским правительством, Иверская оказалась в коллекции Исторического музея. Недавно, на выставке в главном здании ГИМа, она выставлялась для поклонения. Вскоре после написания первого списка патриарх Никон решил основать в честь Иверского образа монашескую обитель на Валдае. Для новой обители в Греции был заказан второй список, который в 1656 году был привезен в Россию. Увы, в годы лихолетья следы этого чтимого образа затерялись. Никто не знает, была икона уничтожена или скрыта… Однако москвичи полюбили образ Вратарницы и хотели иметь его рядом с собой. Тогда с первого списка московскими мастерами был сделан новый список — увеличенного размера. В 1669 году этот образ, как и его первоначальный прототип, был установлен на вратах – только в Москве это были Воскресенские ворота Китай-города. Постепенно Иверская стала молельным образом всех пришедших в древнюю столицу. В 80-х годах XVIII века, когда в Москве свирепствовала моровая язва и у людей не осталось никакой надежды, кроме упования на помощь Божию, Иверская икона была установлена в нижней части ворот, а вокруг нее построена часовня.

http://pravmir.ru/iverskaya-ikona-putesh...

Таким образом, после многих лет испытаний исполняется заветное желание Иосифа стать монахом. Тамара Опульская (урожденная Новицкая) Канада, 1998 г. Рассказ о посещении Джорданвилля в 1983 году Родные! Новоявленная святыня – Икона Божией Матери Иверская, источающая благоуханное миро, посетила наш Свято-Троицкий монастырь в дни всенародного празднования преп. Иова Почаевского , в дни попразднества праздника Успения Божией Матери – 3, 4 и 5 сентября. И если прежде мы только слыхали о ней рассказы людей, ее видевших, и имели в знак истинности повестования благоухающую ватку от Ее Иконы, то теперь мы сами имели величайшую милость и радость встретить и принять эту новоявленную святыню нашей обители. В субботу, 3-го сентября, из монастырского храма Святой Троицы крестный ход направился к кладбищенскому храму Успения Божией Матери, чтобы взять там икону Божией Матери Почаевской. И когда она была взята, и крестный ход приближался к выходу из кладбища, навстречу крестному ходу, или навстречу иконе Божией Матери Почаевской, шла новоявленная святыня – Икона Божией Матери Иверская. И сразу же в воздухе широкой волной разлилось сильное, благодатное благоухание. Эту великую святыню передали в руки двух священников, и крестный ход направился в монастырь. А так как автор этих строк имел милость нести эту святыню в этом крестном ходе, то теперь уже не с чьих-то уст, а сам, лично, могу засвидетельствовать об этом непостижимом, но воистину благодатном чуде наших дней. Сами мы – немощны и очень грешны. Но, невзирая на все, в наши дни, сознавая всю нашу немощность, стараемся в нашей вере держаться православного вероисповедания. И думается, в поддержку нам, Сама Божия Матерь являет нам эту милость как свой явный знак, что Она, помощница наша, всегда с нами. По входе крестного хода в монастырский храм Святой Троицы, среди храма, на аналое, покрытые голубыми покрывалами, были, рядом с иконой преп. Иова Почаевского , возложены иконы: Почаевская и мироточивая Иверская. И сразу начался молебен Божией Матери и преп. Иову с акафистом (на распев) преп. Иову. Пела вся церковь . После молебна сразу же – правило для служащих и говеющих. В 6 ч. вечерняя трапеза. И в 7 ч. вечера всенощное бдение. В самой службе еще очень сильно передается праздник Успения Божией Матери. В воскресенье – литургия в 9 ч. утра. После литургии – молебен, пение с обходом вокруг храма со всеми святыми иконами. И после молебна, при прикладывании к кресту, все помазывались благоухающим миром от этой новоявленной святыни. И само благоухание разливалось по всей церкви. В 6 ч. вечера – вечерня, и после вечерни – молебен Божией Матери с акафистом Божией Матери Иверской. Акафист нараспев пелся всей церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Иверской часовни в Москве (XVII век) Начало и происхождение Иверской иконы Богоматери в часовне при Воскресенских воротах в Москве покрыто завесою таинственности, как и происхождение многих чудотворных икон. Часовня, в которой находится сей благоговейно чтимый образ, издревле принадлежала Николаевскому Перервинскому монастырю, и в нем могли сохраниться документы в отношение к святой Иверской иконе. Но ученый составитель истории этого монастыря, принадлежавший к Перервинской семинарии и пользовавшийся архивом, еще не расхищенным неприятелями, писал в начале настоящего столетия: «Как и когда сей образ в помянутой часовне обрелся, того неизвестно» . Немало исследовано нами рукописных памятников XVII века в архивах Москвы, и после всех наших изысканий мы должны сказать то же самое. Нам представляется верным, что это не есть та икона, которая принесена в Россию в 1648 году, как это без всяких оснований стали утверждать некоторые писатели со 1842 года, ибо святая икона, что в Иверской часовне, высотою, а особенно широтою значительно превосходит афонскую, – а по письмам архимандрита Пахомия к царю Алексею Михайловичу и архимандриту Никону присланная им в Москву в 1648 году икона не разнится ни в чем от афонской, ни шириною, ни длиною, ни ликом. Есть и другие важные основания, ниспровергающие вышеприведенное мнение новейших писателей. Но это, конечно, не умаляет священного достоинства и славы самим Богом прославленной св. иконы. Часто благодать Божия проявляется там, где ее и не ожидают. Господь для проявления своей Славы избирает людей не знатных и славных, но худородных и уничиженных (1 Кор. I, 26–28). Подобное бывает иногда и со святыни иконами. Казанская икона Божией Матери обретена в земле на месте, где стояла печь в доме стрельца. Список Казанския иконы Божией Матери в Тобольске немало времени стоял на паперти церковной в чулане лицом к стене и потом дивно прославлен Богом. Грузинская икона Богоматери, прославившаяся в 1654 году во время чумы в Алексеевском московском монастыре, долго пред тем стояла в стене между церковного утварью. Калужская обретена под кровлею (на чердаке) частного дома. Кто уразумеет ум Господень или кто советник Ему быстъ (Римл. XI, 34) Он Сам прославил и святую икону «Вратарницу Московскую» не менее, чем самую Афонскую.

http://pravicon.com/info-587

Скорее всего, изначально Иверская икона не была связана с Грузией, как утверждается в одной из версий ее происхождения. Но этот образ Богородицы навсегда остался связан с монастырем, основанным на Афоне выходцами из Иверии. А в XVI веке икона была украшена серебряным окладом, изготовленным грузинскими мастерами. Тесно связана история Иверской иконы и с Россией. Первые ее копии были сделаны на Афоне и присланы в Москву в XVII веке по просьбе будущего патриарха Никона. От них получили распространение дальнейшие списки, разошедшиеся по разным храмам и обителям. Примечательно, что в ХХ веке в Россию прибыл с Афона еще один список Иверской святыни. Это событие, произошедшее в 1995 году, обновило народное почитание иконы после десятилетий богоборчества. Еще один список, сделанный на Афоне в ХХ веке, оказался в канадском Монреале. Его привез со Святой горы и бережно хранил паломник Иосиф Муньос Кортес. После того как икона стала мироточить, в течение 15 лет он (до своей трагической гибели и исчезновения святыни) возил чудотворный образ по православным приходам Америки, Новой Зеландии и Европы. В чем помогает Иверская икона? Помогает не Иверская икона, а Богородица и Христос, чьи образы запечатлены на ней. Икона — это дополнительное средство в общении человека с Богом. Неправильно воспринимать ее как волшебный предмет. И хоть иконы и называют чудотворными, чудеса на самом деле творит Бог, а помогают Ему в этом Богородица, архангелы, ангелы, святые. Верующие обращаются к ним со своими просьбами стоя перед иконами, потому что те становятся неким связующим звеном, способным соединить порывы души и сердца с телесной потребностью видеть и чувствовать. Известно немало чудесных случаев, связанных с Иверской иконой. Излечения от болезней, разрешения сложных ситуация и другие позитивные изменения происходили по молитвам как у афонского образа, так и у различных списков. Молитвы даже перед маленькой картонной иконкой с репродукцией бывают услышаны, если они произносятся с глубокой верой.

http://foma.ru/iverskaja-ikona-bozhiej-m...

Именно с Иверской начиналась Москва того времени: «А вон за тою дверцей Куда народ валит – Там Иверское сердце Червонное горит…» (М.Цветаева) Многие из тех, кто из-за старости, слабости и болезней уже не мог дойти до часовни, просили принести образ к ним домой. И вот, икона стала путешественницей: с боков ее оковали железом, сделали специальные носилки, летом они устанавливались на повозку, зимой – на сани. Для многих такое благодатное посещение было последней надеждой – и вера не оказывалась тщетной. Велись записи многих исцелений. Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот, Москва. На время, когда образ путешествовал, на ее место ставился список – «икона-заместительница», таких списков было сделано несколько. Так и пребывала в Москве Иверская икона до красного переворота 1917 г. Вскоре из часовни были вывезено золото – оклады, лампады, дары исцеленных москвичей. Все пошло в переплавку для советского правительства, но часовня действовала еще 12 лет. Только в 1929 году часовня была окончательно закрыта, древняя икона изъята. Только одну «икону-заместительницу» дали перевезти в храм Воскресения в Сокольниках – тогда в этот храм свозилось много святынь из закрытых церквей. Но древний список считался утраченным. В начале 1960-х годов в запасниках Третьяковской галереи была обнаружена и описана Иверская икона московского письма, поступившая в 1933 году, и по написанию отнесенная сначала к последней четверти XVII века. Однако некоторые исследователи уже тогда предположили, что это и есть главная Иверская из часовни. Но реставрация иконы была тогда отложена на долгий срок. Срок пришел в 2002 году, когда под руководством реставратора ГТГ Антонины Ивановны Собаршовой была проведена реставрация. После реставрации можно с точностью говорить о том, что обретена чудотворная Иверская. Низ иконы обит железом, с боков сохранились места, где были приделаны кольца для переноски. Воспроизведены греческие надписи оригинала, которые для верности переведены и по-русски. Краска в нижней части иконы утрачена оттого, что много лет к ней прикладывались тысячи и тысячи человек.

http://pravmir.ru/iverskaya-ikona-putesh...

С 1943 по 2005 годы иконостас был двухъярусный. На белом фоне, украшенном гипсовой лепкой с позолотой, в нижнем ряду, справа от алтарных Царских Врат, находилась икона Спасителя в полный рост, за ней — храмовая икона Воскресения Христова. На южной боковой алтарной двери располагался образ Архистратига Михаила с огненным мечом в правой руке. Далее висела большая икона святителя Николая, прямо над левым клиросом. На задней стене левого клироса находилась чудотворная икона Иверской Бо­жией Матери, писанная на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре. Слева от Царских Врат на ико­ностасе располагались Валаамская икона Божией Матери и икона По­крова Пресвятой Богородицы. Много трудов на реконструк­цию храма и обретение им нового благолепия положил протоиерей Виталий Веселый. Он переобору­довал иконостас, заменив старый двухъярусный на трехъярусный. В центральной части храма в 2008-2009 годах была произведе­на роспись потолка и задней стены храма братьями Олегом Телицыным и Виталием Душиным. В простен­ках окон были размещены иконы, принадлежащие старому иконоста­су нижнего яруса. Так, в простенке последнего окна слева находится икона Покрова пресвятой Богородицы. Перечислим особо почитаемые большие иконы на левой стене центральной части храма. Среди них есть две, которые по харак­теру письма являются католи­ческими. Это икона «Распятие Господне» и икона Пресвятой Богородицы, на коленях которой сидит Младенец-Спаситель со скрещенными ножками. Напротив заняла место икона особо почитаемых воинов-мучеников: великомученика Георгия Победоносца, мученика Иоанна Воина и великомученика Димит­рия Солунского. Далее, по направлению ко входу, находится очень большая по размерам икона пророка Илии. Таких больших образов в храме во­семь — по четыре на каждой стене. За иконой пророка Илии следует икона великомученицы Варвары, а за ней — святителя Димитрия Ростовского, наконец, ближе всех к задней стене, слева — икона ар­хангела Гавриила в полный рост, как и все остальные изображения. На противоположной сте­не, справа, напротив колонны находится икона Воскресения Христова, которую написал в 1997 году для алтаря храма Ни­колай Александрович Капинос.

http://sobory.ru/article/?object=20051

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010