Военные поражения и отсутствие консолидации в Андалусе привели к восстаниям в 1144-1145 гг., фактически уничтожившим власть Альморавидов в И. В 1145-1172 гг. в мусульм. И. к власти вновь пришли правители отдельных тайф. С 50-х гг. XII в. началось постепенное завоевание Андалуса Альмохадами. Основой державы Альмохадов стало зародившееся в горах Атлас на территории совр. Марокко в 20-х гг. XII в. религ. движение в рамках ислама, идеологом к-рого был бербер Ибн Тумарт (ок. 1082-1130). После долгого противостояния с Альморавидами преемник Ибн Тумарта, Абд аль-Мумин, смог в 1147 г. захватить африкан. столицу Альморавидов г. Марракеш и вскоре распространить власть на всю Сев.-Зап. Африку. В 70-х гг. XI в. Альмохады под предводительством Абу Якуба Юсуфа (1163-1184) начали активные военные действия в Андалусе. К 1172 г. они подчинили пиренейские мусульм. территории. 11 июля 1195 г. в битве при Аларкосе (близ совр. г. Сьюдад-Реаль) войска Альмохадов под командованием Якуба аль-Мансура, имея значительный перевес, разгромили армию кастильского кор. Альфонсо VIII и захватили большую часть Нов. Кастилии, включая Гвадалахару и Мадрид (за Альфонсо VIII остался город Толедо). Альмохады придерживались жестких позиций в управлении страной и большое внимание уделяли военным вопросам. При них во мн. крупных городах И. появились крепостные сооружения. В нач. XIII в., после поражения в 1212 г. при Лас-Навас-де-Толоса от объединенного войска нескольких христианских королевств, Альмохады начали терять власть; к сер. XIII в. на Пиренейском п-ове мусульманам подчинялась лишь область на самом юге с центром в Гранаде. Здесь сложился Гранадский эмират (существовал до кон. XV в.), где правила династия Насридов. Интерьер дворца Альхаферия в Сарагосе. 2-я пол. XII в. Интерьер дворца Альхаферия в Сарагосе. 2-я пол. XII в. В XII-XIII вв. Андалус стал центром философской мысли, во многом благодаря изучению и переосмыслению мусульм. мыслителями древнегреч. философии. К этому периоду относится творчество основоположника аверроизма Ибн Рушда (Аверроэс, 1126-1198), богословов Абу Мухаммада Абдаллы из Бадахоса и Абуль-Аббаса Ахмада (Ибн аль-Банны), развивавших учение Газали (1058-1111) об основах суфизма.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Американское общество не развивается, не идет вперед, а утягивает людей за собой назад, к звериному примитивизму – к страстям. А самым страшным для Кутба было то, что подобная трансформация грозила произойти и в его собственной стране, Египте, уже сдававшем свои патриархальные позиции перед западной «культурой». В Египет Саид Кутб вернулся убежденным фундаменталистом. Во время пребывания в Америке произошло два события, которые потрясли его до глубины души. Во-первых, ликование американцев по поводу убийства Хасана аль-Банны. 23) Он поразился, как легко американцы создают карикатуры на великих людей, а затем обосновывают ими свою ненависть. Во-вторых, он был потрясен тем, что Запад, а особенно христиане, с огромной радостью восприняли новость о создании государства Израиль. Он не мог понять, как христиане, призванные к справедливости, начисто забывают о всякой справедливости, когда речь идет о поддержке Израиля. Вернувшись в Египет, Саид Кутб присоединился к Мусульманскому братству и вскоре стал одним из его лидеров. Впоследствии он написал целый ряд книг, идеи которых окрашены впечатлениями от Америки и нескольких лет, проведенных в тюрьмах Египта. Одна из его книг носит название «Под сенью Корана» и целиком посвящена толкованию Корана. Но самой известной его книгой считается «Веха»; в ней кратко сформулировано богословие и философия исламского фундаментализма. В 1966 году Саид Кутб был повешен при президенте Джамале Абдуле Насере. В те дни правительство Египта решило, что они полностью искоренили исламский фундаментализм. После прочтения нескольких книг Саида Кутба я пришел к выводу, что никто не может искоренить исламский фундаментализм . Мы можем вырезать целое поколение фундаменталистов, но, если обоснованные недовольства мусульман останутся неразрешенными , через несколько лет нам придется начинать новую войну с новым поколением террористов. Меня пугает то, что с каждым новым поколением нам потребуется все больше усилий на сдерживание терроризма, поскольку насилие порождает насилие. Между тем мы можем обезоружить фанатиков, если направим свои усилия на разрешение обоснованных недовольств и претензий со стороны мусульман Ближнего Востока и тем самым окажем поддержку умеренным мусульманам, позволив им самим искоренить фундаментализм.

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

В последний нонешний денечек является Пронька к своему американину. Опять к нотариусу сходили, все договоры разорвали, по закону ни во что положили и любезно распростились. Пронька, что птичка, на волю выпорхнул. Радось за радосью – царь объявляет о дочкином согласии. Поторговались, срядились. На остатки нареченной жених говорит: – Итак, через полмесяца свадьба. В венчальной день публика увидит неожиданной суприз. На друго утро он снял под себя городски бани на две недели и пригласил двенадцать человек баншиков и двенадцать паликмахтеров. И вот бани топятся, вода кипит, аки гром гремит, баншики в банны шайки, в медны тазы позванивают. Паликмахтеры в ножницы побрякивают. Неделю Проньку стригли садовыми ножницами, скоблили скобелем, шоркали дресвой и песком терли. Неделю травили шшолоком, прокатывали мылами семи сортов, полоскали, брили, чесали, гладили, завивали, душили, помадили. В венчальной день двенадцать портных наложили царскому жениху трахмальны манишки, подали костюм последней париской моды, лаковы шшиблеты и прочее. И как показался экой жентельмен на публику, дак никто буквально не узнал. А узнали, дак не поверили. Он явился, как написаной, бравой, толстой, красной, очень завлекательной. Царевна одночасно экого кавалера залюбила. До того все козой глядела, а тут приветлива сделалась, говорунья. Свадьба была – семь ден табуном плясали, лапишшами хлопали, пока в нижной этаж не провалились, дак ишшо там заканчивали. А Пронькин американин, приехавши на родину, не избежал некоторой неприятности. Американска власть на его заобиделась, что пятнадцать лет в России потратил, эдаки деньги на вшивого мужичонка сбросал. – Неужели, – власть говорит, – ты за эстолько лет не мог его соблазнить хоть раз сопли утереть? Тогда достойной субъект показал им пятнадцать научных изданных томов насчет Проньки. Также открыто спросил: – Разве вы не в курсе, что две особы императорской фамилии вышли замуж за американов и принели американску веру? Власти говорят: – Это мы в курсе. Вот этот случай – велика честь. Америка гордицца теми двумя молодцами.

http://azbyka.ru/fiction/skazki-boris-sh...

Вот это да! Начитанность Ахмада произвела на меня впечатление. В то же время я был заинтригован предложенной им версией взаимосвязи между политикой США на Ближнем Востоке и возрождением исламского фундаментализма. 6. Все мусульманские страны мира, кроме Ирана, Саудовской Аравии и Йемена, были колониями западных христианских стран – Португалии, Великобритании, Франции и Голландии. Эти христианские нации пришли и истощили наши природные ресурсы. Под прикрытием благородных целей – нести цивилизацию, демократию, они превратили нас, мусульман, во второсортных людей. Некоторые мусульманские лидеры до сих пор задаются вопросом: не продолжается ли эта колонизация в наше время, хотя бы и под другим названием? Если война в Ираке и все ее последствия обернутся в вашу пользу, каким будет ваш контроль над Ираком и сопредельными государствами? Слушая его мысли о колониализме, я вспомнил биографию Хасана аль-Банна, основателя влиятельного и «возрожденческого» Мусульманского братства в Египте, а также то, что он писал о колониализме. Не исключено, что взгляды Ахмада частично сформированы под влиянием аль-Банны. 7. В 1948 году Запад насадил государство Израиль в самом центре арабского и мусульманского мира. До 1948 года вы не хотели, чтобы евреи покидали Восточную Европу и Россию и переселялись в Америку и Англию, поэтому вы переселили их в Палестину. С момента своего появления в 1948 году и как следствие предшествовавших этому событий Израиль стал для нас колючкой в боку. До этого момента у мусульман не было особых конфликтов с евреями. Ответственность за испанскую инквизицию и холокост несут христиане – не мусульмане! Да, Израиль для нас как колючка в боку. Так чувствуют не только арабские мусульмане, но и все мусульмане вообще, мои братья и сестры по всему миру, включая христиан, постоянно живущих в мусульманских странах. Умма, солидарность исламского народа Божьего, соединяет нас в единое целое, как в страданиях, так и в радостях. Когда началась война в Персидском заливе в 1991 году, мы все отождествляли себя с иракцами – не только арабы, но и индонезийцы, пакистанцы и нигерийцы. В период между двумя иракскими войнами 1991 г. и 2003 г. по причине недостатка антибиотиков и пропитания умерло около 870 000 детей 8) . Это результат санкций, инициированных западными странами и наложенными ООН. Я ненавидел Саддама Хусейна так же, как и вы, но я болел душой за иракцев и до сих пор болею.

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

«Я с первого дня приветствовал ветер свободы, сначала задувший в Тунисе, затем долетевший до Египта, а теперь распространяющийся по всему региону. Я делаю это с тем большим энтузиазмом, что это событие предвещает конец многим предрассудкам, с которыми я борюсь уже двадцать лет. Начать хотя бы с расистской идеи «арабской исключительности», провозглашающей эту часть мира неподходящей для демократии по природе своей. Последние события доказали, что это не так», - пишет на страницах Le Point французский философ Бернар-Анри Леви. Однако энтузиазм не исключает трезвой оценки и честности, которая в данном случае требует некоторых замечаний, продолжает Леви. Во-первых, «восстание не обязательно подразумевает демократию», и на площади Тахрир были «не только демократы, но и «Братья-мусульмане», абсолютно таковыми не являющиеся», подчеркивает философ. Во-вторых, по мнению Леви, в Египте мы имеем дело с единственно значимым столкновением цивилизаций - столкновением просвещенного ислама с исламом фундаменталистским. Поэтому «демократам приходится сражаться не на одном, а на двух фронтах»: с одной стороны, им надо свергнуть Мубарака, с другой - не допустить, чтобы наследники Хасана аль-Банны воспользовались ситуацией и заменили тиранию собственным железным порядком. В-третьих, вполне вероятно возникновение альянса Хосни Мубарака и «Братьев-мусульман», который «задушит египетскую мечту о демократии», полагает автор статьи. В сложившейся ситуации западные администрации, прежде всего, должны доказать, что они на самом деле заинтересованы в демократии. Кроме того, они не должны поддаваться на соблазн нормализации, которую сулит соглашение между режимом и «Братьями-мусульманами», так как это будет лишь косметический ремонт диктатуры и повторение ошибки, совершенной 30 лет назад в Афганистане с талибами. И, наконец, пишет Леви, ничто не мешает европейским администрациям вступить в контакт с различными участниками протестного движения и предложить им свою поддержку в обмен на соблюдение ими определенных условий: обещания не пересматривать мирное соглашение с Израилем, провозглашения принципа свободы совести и вероисповедания, признания равноправия женщин. «Египетская революция набирает обороты, помочь ей - задача каждого», - резюмирует Леви. Бернар-Анри Леви 11 февраля Источник: " InoPressa "/" Le Point " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На сегодняшний день радикальный ислам в мире представлен тремя основными направлениями, в которые входят десятки, если не сотни различных групп: 1) сторонники " классического " радикального ислама. Базируют свое учение на основе учения аль-Банны, Сайда Кутба и Мухаммада Кутба, Абу-аль Аля Маудуди и других теоретиков или разрабатывают пути борьбы за создание в той или иной стране исламских форм правления. Конечная цель - создание исламского государства, которое предусматривало бы шариатские формы правления, с признанием частной собственности и с элементами парламентаризма. Анализ фундаменталистской литературы показывает, что по классической схеме одного из идеологов фундаменталистов С.Кутбы все фундаменталистские движения должны пережить три этапа в своем развитии: I этап - проповедническая деятельность, распространение своих идей; II этап - создание организационной структуры, активная вербовка в свои ряды молодежи; III этап - переход к активным действиям с целью захвата власти. 2) еще более радикально настроенные группы, куда входят организации типа " Хезбе-Тахрир " и, по некоторым данным, " Аль-Каида " , а также ряд других организаций, считающих, что при исламской форме правления должны быть исключены частная собственность и парламентаризм и при этом власть должна иметь жесткий, тоталитарный характер. В частности, идеолог " Хезбе-Тахрир " Нахбони предполагает также ведение постоянного джихада не только против неисламских государств, но и против тех исламских государств, где, по его учению, режим ислама является " ненастоящим " . То есть предполагается некоторое состояние постоянной войны. Есть мнение, которого, в частности, придерживаются и лидеры первого направления, политического ислама, что эти движения ( " Хезбе-Тахрир " и " Аль-Каида " ) были созданы спецслужбами Израиля и США с целью дискредитации ислама как такового и создания некоего антиисламского фронта с вовлечением ряда стран, в том числе России; 3) своеобразные локальные исламские радикальные движения, имеющие четкую антиизраильскую и антиамериканскую направленность. Это и палестинский " Хамас " , и ливанская " Хезболла " , ставящие перед собой цель уничтожения Государства Израиль, но не имеющие радикальных взглядов по отношению к другим государствам, в том числе России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Сунниты назвали решение арестовать шейха продолжением «политики дискриминации». Дело в том, что арабы из числа мусульман-суннитов при своем единоверце Саддаме Хусейне были влиятельны, а после его свержения американцами в 2003 году утратили прежние позиции. Сейчас ключевые посты в Ираке распределили между собой мусульмане-шииты и представители курдского национального меньшинства. Глава Фронта иракского согласия Аднан Дулейми, возглавляющий одну из суннитских фракций в парламенте, призвал власти отменить ордер на арест уважаемого шейха и принести ему извинения. В противном случае сунниты, у которых 55 мест в 275-местном парламенте, грозят предпринять ответные меры. В некоторых городах Ирака уже прошли демонстрации протеста. Пока мирные. Дулейми говорит, что Ирак «подвергся агрессии не только со стороны Запада, но и со стороны персов», имея в виду соседний шиитский Иран, с которым тесно связаны многие иракские шииты. Примечательно, что об этом он сказал 17 ноября в иорданском городе Эс-Салт, что на северо-западе от Аммана, где на прошлой неделе международная суннитская группировка «Братья-мусульмане» отмечала 100-летие со дня рождения своего основателя египтянина Хасана аль-Банны. Шейх Харис аз-Зари также находится в Иордании, где, кстати, во времена Саддама Хусейна преподавал в университете, поскольку бывший президент Ирака его не жаловал. Это прибавляет шейху популярности среди тех, кто был недоволен прежним режимом, но и не согласен с коллаборационистскими властями. О том, что шейх на время покинул страну, эти власти не могли не знать. Вероятно, они рассчитывали, что он, испугавшись ареста, не вернется в Ирак. Но шейх заявил, что уже собирается домой. Теперь, после поднявшейся шумихи, представители правительства Ирака объясняют, что хотели всего лишь допросить шейха. Настораживает, однако, что в некоторых западных комментариях он безосновательно называется близким к международной террористической группировке «Аль-Каида». «Мы часто осуждаем деяния «Аль-Каиды» и с ней не связаны. Но у нас есть общая цель—освободить Ирак», -- так объяснял автору появление этих обвинений сам шейх Харис аз-Зари ( интервью с ним можно прочесть на сайте «ВН» в номере за 24 марта ). Мы общались в Москве, где 65-летний шейх побывал в марте с частным визитом. По данным «Времени новостей», он встретился тогда и с российскими чиновниками. Их он просил «убедить американских оккупантов» «поскорее уйти из Ирака».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...