Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНАКТ (Калашников Дометиан Ианнуариевич; 10.01.1882, с. Самгородок Черкасского у. Киевской губ.- 15.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), иером. Из крестьянской семьи. В 1903 г. поступил в братию Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне, где пребывал на различных послушаниях. Был пострижен в мантию с именем Данакт. С 1914 г. нес послушания на Афонском подворье в Москве. Прмч. Данакт (Калашников). Тюрьма ОГПУ. Фотография. 1929 г. Прмч. Данакт (Калашников). Тюрьма ОГПУ. Фотография. 1929 г. С 1923 г. подвизался в московском в честь Рождества Пресвятой Богородицы жен. мон-ре . В 1927 г. рукоположен во диакона. 14 авг. 1929 г. арестован по обвинению в агитации против советской власти. На допросах виновным себя не признал. 16 авг. был переведен в тюрьму ОГПУ. Его обвинили в том, что он поминал за богослужением «невинно убиенных и заточенных в тюрьму». 14 окт. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам заключения в Соловецком ИТЛ, что было заменено ссылкой в Коми (Зырян) АО на тот же срок. 16 дек. 1932 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ освобожден с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года. Вернувшись из ссылки в 1933 г., поселился во Владимире, где был рукоположен во иерея к Рождественской ц. В 1934 г. назначен настоятелем Иоанно-Златоустовской ц. с. Златоустовское Поле (Златоустово) Березовского р-на Одесской обл. В 1935 г. переведен на вакансию псаломщика Троицкой ц. с. Елизарова Шаховского р-на Московской обл. В том же году направлен служить в Михаило-Архангельский храм с. Архангельского Шаховского р-на Московской обл. В нояб. 1937 г. председатель сельсовета с. Архангельского по требованию сотрудников НКВД составил характеристику на Д., написав, что тот «настроен враждебно, ведет активную агитацию за веру в бога». Также поступили доносы на то, что Д. якобы отказывается платить налоги и подписываться на займ обороны страны.

http://pravenc.ru/text/168794.html

    Антоний на Куште вологодский чудотворец. Филим. 6 мар.     Антоний игумен соловецкой обит. 17 авг. в лето 7000. 201. 209. КСоф. Погод.     Антоний кожеозерский. 209 (КСоф. 7 июня с Серапионом. См. Филарета 27 июня).     Антоний еп. ростовский, чудотворец 51 июля 28, 201, 516 и 1621 30 июля († 1335, правив 7 лет. Нестор. Летоп. Опис. Ярослав. Епархии).     Антоний пронзенный стрелою в Москве при нашествии царевича Мазовши во время предсказания победы в крестном ходу. 201 (Это было 1451 года 2 июля. Карамз V, 200).     Анурий (Ианнуарий), ученик св. Зосимы, соловецкий. 209. КСоф.     Аркадий, пр. затворник вязпиковский чудотворец 209. (Погод. † в лето 7100). Мощи его под спудом и на том месте, где он жил и похоронен, воздвигнута церковь, а с 1832 года женский монастырь.     Арсений архиеп. Суждаля, † 7133, апр. 29. 209. (Погод. родом грек, бывший еп. галасунский. Филим. 7 мая). Арсений 1, грек, галасунский архиепископ, прибыл в Москву 1588 года с патр. констант. Иеремиею II и на время определен в Суздаль; потом был при москов. арханг. соборе для служения, а в 1622 году, по Сузд. летописи, скончался апр. 29. Погребен в сузд. соборе. Истор. Иерарх.     Арсений новоторжский чудотворец. Филим. один. (Не Аркадий ли 11 июня?)     Артемий см. Григорий.     Афанасий в Муромском (Мурманском) в каргопольском уезде. Мощи под спудом. Тропарь и кондак есть. Погод. один.     Афанасий, пат. цареградский в Лубнах. 209. КСоф. и др. (Филим. 17 мая).     Афанасий юродивый ростовский погребен в палатке у Вознесения Господня, где Исидор блаженный. Погод. (По КСоф. в палатке Богоявленского монастыря, в коем погребен и Пимен. См. сии имена).     Богородицы образа перенесение из Старой Русы к Москве 21 июня 201.     Богородицы знамение от иконы Ея в Новгороде на Рядитине улице в церкви Св. Троицы. Св. икона стояла на воздухе и источала слезы в лето 6845 (1337) при архиеп. Василие, учредившем посему крестный ход 8 июля. См. Археологич. Опис. церковн. древн. Макария. I. 168. В святцах 17 века 1621. 201. 382. 878 праздник показан 6 июля. Крестный ход прекращен впоследствии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Феликс Разумовский: Гонения на Церковь начались до октября 1917 года Как только охваченная Смутой масса узнала о падении царской власти, исчезли последние скрепы, после чего православный народ невозможно стало узнать. На Соборе 1917-18 гг. вопрос ставился так: «А народ-то наш православный, верующий?… Имеем ли право и теперь, после того, что произошло и происходит, верить и утверждать, что православный народ наш верит в Бога?» 21 ноября, 2013 Как только охваченная Смутой масса узнала о падении царской власти, исчезли последние скрепы, после чего православный народ невозможно стало узнать. На Соборе 1917-18 гг. вопрос ставился так: «А народ-то наш православный, верующий?… Имеем ли право и теперь, после того, что произошло и происходит, верить и утверждать, что православный народ наш верит в Бога?» Прочитав колонку историка Федора Гайды «Кто начал гонения на Церковь?» , историк и телеведущий Феликс Разумовский позвонил в редакцию и сказал, что хочет ответить. Ведущий программы «Кто мы?» категорически не согласен с утверждениями, что большевики были интеллигентами и что народ в большинстве не участвовал в гонениях, а стоял в стороне. Не революция, а Смута С пониманием русского прошлого у нас большие проблемы. Высказываются диаметрально противоположные точки зрения, какие-то несуразные версии, и мы, похоже, к этому уже привыкли. Как привыкли и смирились с очевидным упадком русской жизни. Между тем, хотелось бы, чтобы по крайней мере в церковной среде такого разброда в умах не было, тем более когда речь идет о трагических событиях церковной истории, в частности, о гонениях на Церковь в советскую эпоху. Каковы были причины этих гонений, кто их направлял и организовывал, какова была роль тех, кого называют простым народом, то есть основной массы русского населения? По этим ключевым вопросам существует достаточное количество серьёзных исследований, многие из них были подготовлены специалистами ПСТГУ. Совсем недавно была опубликована диссертация Соловецкого архимандрита Ианнуария (Недачина) «Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917 — начала 1919 года». В этой блестящей работе публикуется дневник сельского священника и другие уникальные документы, которые не оставляют никаких сомнений в том, как и когда начались гонения на Церковь. Так вот, начались они именно до захвата власти большевиками. Первые грабежи храмов и монастырей, первые акты насилия по отношению к духовенству, первые убийства священников произошли до октября 1917 года.

http://pravmir.ru/feliks-razumovskij-gon...

ИАКОВ Иванович Соколов (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИВЕРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ (Афонские) (пам. 13 мая, 10 окт. вместе с Ватопедскими и Зографскими преподобномучениками, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ († 1-я пол. XV в.), прп. Белозерский, молчальник (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ Симоновский, Московский (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), иконник, прп. (пам. в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИГНАТИЙ Троицкий, Радонежский († не ранее 50-х гг. XV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), ученик прп. Никона Радонежского

http://pravenc.ru/rubrics/122338_22.html

Если справедливо, что Андрей Васильевич погребен был у церкви Бориса и Глеба, то после он перенесен бил в общий усыпальный храм князей – Архангельский собор. Анна Всеволодовна (Янка), княжна, дочь вел. князя Всеволода Ярославича, девою принявшая монашество, для которой отцом ее был построен особый монастырь, – Андреевский Янчин, прекративший свое существование в нашествие Монголов, и которая скончалась 3-го Ноября 1113-го года (в каталогах ее кончина полагается 18-го Мая 1086-го года, но 1086-й год есть год, а 18-е Мая, вероятно, есть день ее пострижения). Антоний Корельский, см. Василид и Филикс. Антоний Кожеозерский, подвижник Кожеозерского монастыря, современный основателю последнего преп. Серапиону, преставившийся в лето 7000, т. е. вероятно, как наибольшею частью должны быть понимаемы круглые цифры, в неизвестном году, 27-го Июня. См. в предшествующем списке сл. Серапион Кожеозерский. Антоний на Купле, Вологодский чудотворец, 6 Марта. Должно думать, что подвижник Александрова Куштского монастыря, ибо другого Куштикого монастыря неизвестно. Антоний епископ Ростовский, чудотворец, занимавший кафедру с 1328-го по 1336-й год (у преосв. Сергия). Антоний и Филипс. См. Василид и Филикс. Антоний, пронзенный стрелою. Инок Чудова монастыря, во время крестного хода, который 2-го Июля 1451-го года, по случаю осады Москвы Ногайским царевичем Мазовшею, совершал по стене Московского кремля св. митр. Иона, пораженный татарскою стрелою тотчас после того, как предсказал осажденным избавление от неприятеля (см. у гр. 471; cfr Kapaмз. V. 200). Анурий (Ианнуарий), ученик преп. Зосимы Соловецкого (у преосв. Сергия. В Соловецком Патерике нет). Аркадий Дорогобужский, ученик Герасима Болдинского и затворник его монастыря. Арсений, архиепископ Суздальский, родом Грек, бывший Галасунский (Елассонский), скончавшийся 29-го Апреля 1630-го года. 605 Арсений, Новоторжский чудотворец, (у преосв. Сергия). – Неизвестный (Может быть, ошибочно вместо Аркадий, о котором см. в предшествующем списке).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   Мы довольно долго осматривали башни и подклеты, поднимались и опускались, прошли много, даже, честно говоря, не всё сразу уложилось, но не могли не поразить умение и смекалка русских строителей.    Зашли мы и в Преображенский собор, где службы ещё не были. Собор готовили к летнему периоду, а пока служили в Филипповском храме. Туда мы и пойдём вечером, ведь завтра праздник Казанской иконы Богоматери.    В храме среди молящихся мы увидели московских священников-братьев о. Алексия, о. Николая и о. Иоанна Емельяновых. Местных отцов было немного. Все они вместе соборно служили Всенощную и Литургию. Вообще соловецкие отцы показались нам проще и спокойнее. Да и всё там, в их храме не так суетно, как у нас. Хор пел знакомое из знаменного распева тише, медленнее, но не тянули. Наверное, иначе и нельзя здесь. Народу было много (по их понятию), вышло несколько отцов на кафизмах исповедовать. Желающих исповедоваться было тоже много. Такое впечатление, что причащаться на Казанскую готовятся все.    Служба вечером и Литургия утром ничем не удивила, если только спокойствием служащих. А вот проповедь после Литургии обратила на себя внимание. Кто-то назвал имя священника: о. Ианнуарий. Он, улыбаясь одними глазами, сказал, что Матерь Божия радуется, видя стольких, пришедших на праздник. И тут же перешел к трём качествам любви христианской, высший пример которой – Она Сама. Конечно, я могу лишь вкратце сказать: первое качество – бескорыстие. Любая цель, которую кто-то хочет достичь, притворно являя любовь – только обман и своекорыстие. Второе – стремление отказаться от соблазна «любя» кого-то, добиваться, чтобы «любимый» был таким, каким я хочу его видеть и делал только то, что я считаю нужным. В любви надо дать место свободе. Третье – чистота души. Где этого нет, не может быть и любви. Нет тогда того «колодца», из которого только и можно черпать живую воду любви. Говорил он недолго, но проникновенно. Его слова запоминались сразу и входили в сознание.    После обеда нас ждал автобус. Впереди гора Секирная. Дорога среди леса. Красота! Жаль только, что она так разбита, автобус едва преодолевал выбоины, заполненные водой (говорят, что перед нашим приездом 10 суток шёл дождь) и готов был из нас душу вытрясти. Дороги там везде такие. В стародавние времена всё было на конной тяге, и дороги были гораздо ровнее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Иконы Божия Матере Муромския (XII) 14 апреля Святителя Мартина, Папы Римскаго (†655) Святых мученик Антония, Иоанна и Евстафия Виленских, Литовских (†1347) 17 апреля Преподобнаго Зосимы, игумена Соловецкаго (†1478) Святаго священномученика Симеона, епископа Персидскаго и с ним святых мученик Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазада (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, Аскитреи и иных 1250 (†344) и преподобнаго Акакия, епископа Мелитинскаго (†435) Преподобнаго Александра Свирскаго (обретение мощей, 1641) (службу зри 30 августа) 18 апреля Преподобнаго Иоанна († ок. 820–850), ученика святаго Григория Декаполита Максимовския иконы Божия Матере (1299) 20 апреля Преподобнаго Феодора Трихины (IV–IX) Преподобнаго Александра Ошевенскаго (†1479) Святаго мученика младенца Гавриила Белостокскаго (†1690) Преподобнаго Иоасафа Метеорскаго (†1422–1423) 21 апреля Святаго священномученика Ианнуария епископа и с ним святых мученик Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона († ок. 305) и святых мученик Феодора, иже в Пергии, Филиппин, матере его, Диоскора, Сократа и Дионисия († ок. 138–161) 22 апреля Преподобнаго Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольскаго (†613) Святаго благовернаго князя Всеволода-Гавриила Псковскаго (пренесение мощей, 1834) (службу зри 27 ноября) 23 апреля Святаго великомученика и победоносца Георгия (†303) Святыя благоверныя царицы мученицы Александры (†314) 24 апреля Святаго мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (†272) Преподобных Саввы чудотворца (XIII) и Алексия затворника (XIII), в Ближних пещерах почивающих 25 апреля Святаго апостола и евангелиста Марка (†63) Преподобнаго Сильвестра Обнорскаго (†1379) Цареградския иконы Божия Матере (1071) 26 апреля Святителя Стефана, епископа Великопермскаго (†1396) Святаго священномученика Василия, епископа Амасийскаго († ок. 322) Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго, Сербскаго (XIII) (службу зри 2 декабря) 27 апреля Святаго апостола и священномученика Симеона, епископа Иерусалимскаго, сродника Господня по плоти (†107)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Далее в своем выступлении владыка описал, как будет развиваться постоянно действующая в монастыре экспозиция, посвященная подвигу новомучеников, а также рассказал об информационной работе по сбору документов о пострадавших в Соловецком лагере, которую с 90-х годов ведет  монастырь. Наместник Соловецкого монастыря обратил внимание участников круглого стола на то, что проект, инициированный обителью и созданный совместными усилиями верующих людей, — база данных «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке»  — получил общецерковное признание. База, которая насчитывает сегодня около 17 000 имен, начиналась именно с духовенства, пострадавшего на Соловках. Затем владыка Порфирий передал слово благочинному обители архимандриту Ианнуарию (Недачину). Отец Ианнуарий представил краткий обзор исследовательской работы, посвященной подвигу соловецких новомучеников и исповедников, а также поделился с собравшимися трудностями, возникавшими в процессе этой работы. Настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов) поделился опытом почитания новомучеников и исповедников в Коломенской епархии . Игумен Варлаам рассказал о литургическом и народном почитании священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского, и других святых. Рассказ о священноисповеднике Феодосии отец Варлаам проиллюстрировал фотографиями крестных ходов и торжественных служб, совершаемых ежегодно 3 мая в день памяти святителя и всех новомучеников и исповедников Коломенских. Традиция торжественных богослужений и крестных ходов, установленная при митрополите Крутицком и Коломенском Ювеналии , продолжена при митрополите Павле . За праздничной трапезой священнослужителям Коломенской епархии предоставляется возможность рассказать о почитаемых подвижниках благочестия, пострадавших за Христа в годы гонений. Каждый стремится донести наиболее примечательные факты из их жизни. Прославленным в лике святых новомученикам и исповедникам написаны иконы. Есть соборная икона коломенских исповедников. О них издаются книги, брошюры и статьи. По словам отца Варлаама, в ближайшее время состоится презентация книги-путеводителя о святынях Коломны, где есть разделы, посвященные и новомученикам епархии. Настоятель Богоявленского Голутвина монастыря назвал новомучеников и исповедников Церкви Русской подлинной опорой для современных христиан.

http://patriarchia.ru/db/text/6086179.ht...

Так ли это? – Думаю, что это некоторое заблуждение. На Святой Земле, в Лавре преподобного Саввы Освященного , только двенадцать человек братии, по-моему. Ну, может быть, чуть больше. И эта обитель уже воспринимается греками как Лавра, как огромный монастырь. Тогда, в начале 1980-х, в Даниловом монастыре, где я принимал постриг, нас тоже было совсем немного – поначалу человек семь-восемь. Только через 2,5 года численность братии возросла. Думаю, что возрождение не закончилось. Знаете, бывает период внешнего возрождения, когда, скажем, стены храма восстанавливаются, вот как у нас в храме на подворье. Мы начали восстановление в 1992 году и не закончили, по сути, это дело до сих пор. Работы перманентно продолжаются по мере возможности. Так и в масштабах Церкви это возрождение продолжается, но обретает иную устремленность. Если в первые годы мы больше беспокоились о том, чтобы созидать храмы, каким-то образом восстановить хоть что-то из порушенного монастырского хозяйства, то сейчас больше внимания и сил обращено на внутреннее делание. Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)      “Братия, занимайтесь устроением монашеской жизни! В монастырь люди приезжают не на памятники смотреть” Помню, в 2007 году мы ждали на Соловках Святейшего Патриарха, активно готовились к его приезду. В августе, буквально накануне наших соловецких праздников, нам сообщили, что врачи не рекомендовали совершать Святейшему такую отдаленную поездку по состоянию здоровья. Патриарх благословил владыку Алексия (Фролова) , тогда наместника Новоспасского монастыря, который возглавлял комиссию по делам монастырей, приехать вместо него и совершить чин Великого освящения Спасо-Преображенского собора – главного храма нашей обители. Владыка приехал, послужил и посетил праздничную трапезу. В беседе со мной и отцом благочинным, игуменом (ныне архимандритом. – Ред. ) Ианнуарием, владыка сказал нам: «Братия! Знаете, что я вам посоветую? Занимайтесь устроением монашеской жизни! А о реставрации даже не беспокойтесь! Всё это будет сделано без вас! Всё это будет совершено, всё отреставрируется.

http://pravoslavie.ru/80253.html

57 Польский M., прот. Положение Церкви в советской России... С. 29–31. – Принятый на этом Соборе текст «Обращения...» см.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. M. Е. Губонин. M., 1994. С. 500–507. 59 Там же. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 52484. Л. 71, 73, 77; Польский M., прот. О духовном состоянии русского народа... С. 2–3, 11; Его же. Положение Церкви в советской России ... С. 107; Список административно-высланных по постановлениям Комиссии НКВД по А/В и особого Совещания при Коллегии ОГПУ, находящихся на территории Коми области, на 1 июля 1928 г. (Архив МВД РК. Ф. 32. Οπ. 1. Д. 1. Л. 78–106)//Покаяние. Коми республиканский мартиролог жертв массовых репрессий. Сыктывкар, 2000. Т. 3. С. 263. 60 ГАРФ. 10035. Оп. 2. Д. 52484. Л. 71, 73, 77; Польский M., прот. О духовном состоянии русского народа... С.7–8, 108 64 См.: ГАРФ. Ф. Р6349. Οπ. 1. Д. 343. Л. 2–3; Андреевский И. М. Светлой памяти... С. 4; Перекрестов П., протоиерей. Соборному приходу в Сан-Франциско 75 лет//Православная Русь. 2003. 19. С. 6. – В Лондоне ο. М. Польский был редактором-издателем журнала Православных миссионерских Свято-Владимирских курсов «На Страже Православия» и редактором периодического сборника «Воскресение Христово», в Сан-Франциско – газеты «Церковность». 65 См., напр.: Польский M., прот. В защиту православной веры от сектантов. Jordanville, 1950; Его же. Книга Песнь Песней Соломоновых//Православный путь. 1953. С. 84–95; Его же. По поводу одного заговора. Римо-католики и мы//Наше время. Сан-Франциско, 1954.12–13 марта; Его же. Познание Бога//На Страже Православия. 1939. 1. С. 1–16; Его же. Теософия и Христианство . Сан-Франциско, 1956; Четвероевангелие. Текст Евангелий, поставленный параллельно в хронологическом порядке/сопоставил текст A. С. Ананьин; ред., предисл. и примечания Протопресвитера М. Польского . JonlanviUe, 1950, и многие другие статьи в упоминавшихся изданиях «Церковность», «Воскресение Христово», «Православная Русь», а также журнале «Денъ русского ребенка» (Сан-Франциско) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010