без различия, одно вместо другого. Об этом ясно свидетельствуют нам книги: Исход (наприм., 16, 24, 31, 34, 35 главы) и Второзаконие (4, 6, 10 гл.), и св. апостол говорит, что преступивший заповедь: «не убий» – преступник закона ( Иак.2:10–11 ) 2 . Точно так же и приведенные тобою слова Христа касаются не только десятословия, но и всего «закона и пророков»; посему Христос там же перечисляет не только заповеди десятословия, но и многие другие заповеди, которые «сказаны древним» ( Мф.5:17–7 гл.). При этом еще заметь, Петр, что Христос отнюдь не сохраняет буквы древних заповедей, не исключая и десятословия. Так что приведенное тобою основание в пользу исполнения буквы только десятословия опровергается самим Писанием. И ты должен согласиться, что, если праздновать субботу по букве 4-й заповеди, то нужно тогда исполнять и весь древний закон, в котором есть заповеди и большие десятословия ( Мф.22:37–40 ; Ин.7:22–23 ), потому что согрешивший даже в одном чем-нибудь из закона виновен против всего закона ( Иак.2:10 ; Гал.3:10 ). Следовательно, или соблюдай по букве весь древний закон, или согласись, что соблюдение одной только субботы с твоей стороны есть также беззаконие, потому что подвергает тебя клятве закона ( Гал.3 ), который ты соблюдением субботы признаешь для себя обязательным. Петр задумался. Наконец, он вспомнил новый выход из затруднительного положения, подсказанный ему «Библейскими чтениями о настоящей истине» – Пусть будет по-вашему, – утирая с лица пот и подтягиваясь, снова заговорил Петр. – Пусть Писание не отличает десяти заповедей от закона и называет также и десятословие законом. Словом, – пусть я буду неправ, строя защиту субботы на различии слов: «заповедь» и «закон»... Но вот в следующем я обязательно буду прав. Писание нам ясно говорит о двух законах. Один – это закон Божий, а другой – Моисеев: «и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, читаем в 4-ой книге Царств, если только они будут стараться согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой, Моисей (21:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

7) Сектанты убеждены, что они святые и даже грешить уже не могут: мы веруем, говорят они, поэтому спасены навсегда и ни грешить, ни погибнуть уже не можем: «Овцы мои слушают голоса Моего, и Я знаю их и они идут за мной. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во век; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» ( Ин. 10:27–29 ). 7) Здесь речь не о том, что овцы Христовы, то есть верующие, не могут уже грешить и погибнуть, а о том, что враг их, диавол и служители его, не может погубить их для вечной муки, если они желают спастись, ибо Отец Небесный больше всех и никто не может похитить их из руки Его. А что верующие сами, по своей воле, вследствие влечения к злу греховной их природы могут согрешить и погибнуть, это видно из тех мест св. Писания, где верующие предостерегаются от возможности впасть в согрешение: «Берегитесь, говорит Спаситель, чтобы кто не прельстил вас... И многие лжепророки восстанут и прельстят многих... Претерпевший же до конца спасется»... «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф. 24:4,11–12,14 ; Лук. 21:8  и др.). «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ): «Все мы много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). «Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» ( 2Петр. 3:17 ; Евр. 3:12,14 ). «Наблюдайте за собой, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но, чтобы получить полную награду» (2 Ин. ст. 8–й См. 1Петр. 5:8 ; Иак. 4:7 ; Еф. 6:11–17 ). Если бы уверовавшие во Христа не могли уже отпасть от Него, то для чего было бы и предостерегать их от этого, для чего было бы им и молиться словами молитвы Господней: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»? Печальный пример отречения от Христа ап. Петра всегда должно помнить всем верующим и особенно впавшим в духовную гордость и самонадеянность сектантам, утверждающих, вопреки слову Божию, что они уже окончательно и навсегда спасены. А особенно нужно им помнить слова св. Иоанна: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет, в нас» ( 1Ин. 1:8–10 ; См. 2Тим. 2:26 ; 1Тим. 5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Мы тогда более богатством изобилуем, когда его презираем и только от Бога ищем богатства (Беседа 3 на евангелиста Иоанна).   Рассуждение о богатстве Об этом смотри в рассуждении о презрении мира (§ XXVII). XIV. Смирение и гордость   Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18:4). Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11). Что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16:15). Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18:13). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4:10). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5). Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет. 5:6). Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет (Пс. 33:19). Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (Пс. 50:20). Призрел Он на молитву смиренных и не уничижил моления их (Пс. 101:18). Кто, как Господь Бог наш, на высоте живущий и на смиренных взирающий на небе и на земле (Пс. 112:4–5). Высок Господь, и на смиренное взирает, и превознесенное издали знает (Пс. 137:6). Видел я нечестивого, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские, и прошел я мимо, и вот нет его; и искал его и не нашлось место его (Пс. 36:35–36). Ты низложил их, когда они разгорделисъ. Как они пришли в разорение? Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое (Пс. 72:18–19). Ты, Господи, людей смиренных спасешь и очи гордых смиришь (Пс. 17:29). Ты смирил, как раненого, гордого (Пс. 88:11). Не жил посреди дома Моего поступающий гордо (Пс. 100:7).   Святой Златоуст об этом Гордость – это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Лк.11:38–40 . «Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» Объясн. Если бы фарисеи очищали внутреннее как важнейшее, а вместе с тем и внешнее, то Господь не осудил бы их, ибо «кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее» (ст.40). Таинства и обряды Прав. Церкви введены не для внешнего только очищения, но главным образом для действия на внутреннее, на душу: Мф.5:23 ; Ин.3:5 ; Иак.5:14 . Лк.15:22 . «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги». Объясн. Вот здесь и доказательство в пользу обрядности при известных событиях в жизни семейной и общецерковной: Ин.2:1–5 ; Мф.6:17 ; 2Цар.12:20–21 . Рим.8:9–10 . «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». Объясн. Здесь под словом «плоть» не обряды церковные разумеются, а греховное состояние человека: Гал.5:19 . Дух Божий живёт в тех, кто покоряется воле Божией и исполняет её: Мф.7:21 ; Иак.1:22 . Исполнители же воли Божией никогда не чуждались установленных обрядов: Лк.22:41 ; Дан.6:10 ; Ин.13:4–5 . Евр.9:9–10 . «Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления». Объясн. Здесь говорится не о христианских, а о ветхозаветных обрядах, которые «относятся только до плоти и установлены только до времени исправления», и потому в христианское время действительно отменены, например, телесное обрезание: Деян.15:24 , и кровавые жертвы: Евр.10:4–5 . Христианские же обряды относятся не до плоти только, но чрез плоть до духа, потому что церковный обряд непременно имеет духовный смысл и духовно удовлетворяет с внешней и внутренней стороны, ибо то и другое сотворено Богом: Лк.11:40 ; если бы все обряды действительно были неугодны Господу, то Он не сказал бы: «оставь дар твой пред жертвенником... принеси дар твой»: Мф.5:24 . Ещё чрез пророка Исаию Господь возвестил, что жертвы обрядовые будут благоприятны Ему: Ис.56:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

– 4:1. Должен разуметь нас... как домостроителей тайн Божиих. Ефес. 4:11–12 . Поставил пастырей к совершению святых, на дело служения, к созиданию тела Христова. в) Бракосочетание, как образ духовного союза Христа с Церковью – честно, безгрешно, свято и спасительно Евр. 13:4 . Брак честен и ложе не скверно. 1Кор. 7:28 . Если женишься, не согрешишь; и девица выйдет замуж, не согрешит. – 7:14. Святится муж неверующий женою верующею; и жена неверующая мужем верующим. 1Фес. 4:3–7 . Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда... 1Тим. 2:15 . Жена спасется чрез чадородие... 1Кор. 7:10–11 . Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены своей. 30) О таинстве Елеосвящения а) Предзнаменование этого таинства Мрк. 6:13 . Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом. в) Заповедь верующим врачевать своих болящих через пастырей церкви Иак. 5:14–15 . Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. Лук. 10:34 . Перевязал ему раны, возливая масло и вино... Деян. 3:6 . Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. ? Иак. 5:14–15. Помазание елеем – помазание учением Христовым – Неужели наставление словом Божиим нужно только для больным? Апостол Иаков говорит о помазании елеем не в переносном, а в собственном смысле (ср. Мрк. 6:13 ; Лук. 7:46; 10:34 ). ? Отчего ваши больные часто умирают и после елеосвящения? – Оттого, что мы живем в мире, в котором 1Кор. 15:26 не упразднен последней враг наш – смерть. Св. елеосвящение не уничтожает смерти на земле, а только врачует душевные и телесные немощи, т. е. отгоняет страх смерти и ослабляет силу болезней. И те люди, которых св. Апостолы мазали маслом и они исцелялись ( Мрк. 6:13 ), впоследствии – умерли. Кому Господь назначил момент смерти, тот должен умереть. Не от нас зависит, чтобы избежать смерти, но молить Господа о продлении жизни и прибегать к спасительным таинствам, силою Божьею действуемым, мы должны по заповеди Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. «Благословенные Отца Моего»: благословенные Богом или удостоившиеся благословения Бога Отца. – «Наследуйте царство»: «Он не сказал приимите, но «наследуйте», как Свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее» (Злат., ср. Феофил.). Христиане часто в Новом Завете называются наследниками обещанных благ, как истинные дети Божии, которым принадлежат блага, уготованные Богом людям ( Рим.8:17 ; Гал.4:6–7 ; Евр.1:14 ; 1Ин.3:2 ; ср. прим. к Мф.5:5 ). – «Уготованное вам от создания мира»: Бог от вечности предвидел действия людей, и соответственно им от вечности же определил им и воздаяние за них, за добрые – царство, за злые – мучения, что приведется в исполнение окончательно на последнем суде (ср. Рим.8:29–30 ; Еф.1:4–11 ; 2Сол.2:13 ; 1Пет.1:2 ; Ин.6:37 ). – «Сложение «мира» берется здесь в смысле понятия вечности, как начало бытия всех существ. – «Ибо алкал Я» и пр.: Царство Небесное наследуют праведники за добрые дела, именно дела любви и милосердия к ближним ( «Я»: ср. прим. к Мф.25:40 ). О вере не упоминается, ибо она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры ( Ин.13:35 ; 1Кор.13:1 и д.) и без которых вера одна не оправдывает человека, так как без них она мертва ( Иак.2:17 ; Гал.5:6 ). – «Алкал Я»: когда у Меня не было хлеба, вы подали Мне милостыню, и Я напитался ею. – «Был странником»: на Востоке, где гостиницы были очень редки, а путешествие было особенно утомительно по жаркому климату, гостеприимство считалось особенно высокою добродетелью (ср. Быт.18:1–8 ; Евр.13:2 ). – «Был наг»: дурно одет, бедно, недостаточно для прикрытая тела от жара или холода; таковые у евреев назывались нагими (ср. Деян.19:16 ; Иак.2:5 ; Иов.22:6 ; Ис.58:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Так, не малое утешение заключается для бедняка прежде всего в той истине Слова Божия, что Господь «убожит и богатит, смиряет и высит» ( 1Цар.2:7 ). Не случайно, а по мудрому и всеблагому совету о нас воли Божией одни бывают богаты, другие бедны, одним все на свете удается, у других, за что ни возьмутся, ничто не спорится. И к богатым и к бедным Господь одинаково милосерд. Одних он ведет к спасению путем богатства, других путем бедности. Итак, терпящий бедность брат мой, признай в ней всеблагую волю Божию, и смиренно покорись этой воле. Богу лучше знать, что для нас полезно. Ему бы ничего не стоило за одну ночь обогатить тебя, если бы это послужило тебе ко спасению. Видно, Он знает, что не богатство может вести тебя к царству небесному. Далее, к утешению бедняка в Св. Писании встречается весьма много относящихся к нему изречений, которые свидетельствуют, как внимателен к нему, как любит его Господь. Не утешительно ли для тебя, бедняк, читать в Писании, что ты дорог пред очами Господа, что Он слышит вопль твой и не забывает его, что горе тому, кто притесняет тебя и повинен в крови твоей ( Пс.9:10–11, 13, 35 ), что лучше быть бедным, но благочестивым, чем богатым, но развращенным ( Пс.36:16 ), что Господь из праха подъемлет бедного, из брения возвышает нищего, и посажает его наряду с князьями народа ( Пс.112:7–8 ), что блажен тот, кто вникает в состояние нищего ( Пс.40:1–4 ), что заботиться о тебе значит совершать службу Богу, что «чистое и непорочное благочестие есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их несчастии» ( Иак.1:27 ), и т.п. Можно ли с большой трогательностью изобразить любовь к тебе Божию? Помышляй об этом чаще, и ты обрящешь утешение. Далее, помысли о том, что Единородный Сын Бога Отца жил на земле в бедности и уничижении. Бедность встретила его при самом рождении. Не в великолепных палатах родился Он, а в убогом вертепе, – пристанище для бессловесных. Не в раззолоченную колыбель положили новорожденного Младенца вифлеемского, а в ясли. И вся жизнь Его протекла в убожестве. Сам Он говорил о Себе, что лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет где голову приклонить. Чаще вспоминай обнищавшего нас ради Господа, и тебе не так горько будет терпеть твою нищету. Знай притом, что нищие мира сего первые сподобились быть наследниками царствия Христова ( Иак.2:5 ), что не богаты были и первые проповедники сего царства. «Даже доныне, – говорит за себя и за них св. Апостол Павел, – терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками» ( 1Кор.4:11–12 ). Тебе ли, возлюбленный бедняк, тревожиться мыслью о твоем убожестве, когда ту же самую участь терпели те, пред которыми, без сомнения, ты не можешь признать себя лучшим в нравственном отношении?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Гл. 15. Ст. 1. Кто более имеет в себе духовных сил ( Гал.6:1 ), тот согрешающего должен исправлять в духе кротости, а не с гневом, чтобы не впасть в искушение и самому ( 1Кор.10:12 ). Вразумляйте беспорядочных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, терпеливы будьте ко всем ( 1Фес.5:14 ). 2. Не воздавайте друг другу злом за зло: но всегда ищите добра друг другу и всем ( 1Фес.5:15–16 ). 2–3. Для блага и назидания ближнего должно угождать ему с перенесением даже от него оскорблений ( 1Пет.3:18 сл.). 4. Все, что прежде писано было о страданиях и терпении праведников и пророков ( Иак.5:10 ), написано нам в наставление, дабы мы терпением и утешением (наставления) из Писаний сохраняли надежду на Бога ( Рим.15:5 ). 5–7. Святая Церковь славит Бога единодушно и едиными устами; а кто имеет на другого гнев или от другого огорчение, тот, разрозниваясь в мыслях, славит Бога несогласно ( Еф.4:26 ). 30. В молитве других имеют нужду и святые, но кто не молится сам о себе, тому не помогут и праведники ( Иак.5:16 сл.). Гл. 16. Ст. 4. Есть Церковь домашняя, и частная ( 1Кор.1:2 ), ограничивающаяся одним или несколькими семействами, и народом; и есть Церковь соборная или Вселенская, из язычников и Иудеев ( Деян.2:5 сл.). 16. Есть лобзание предательское ( Лк.22:48 ), и есть целование святое: приветствуйте друг друга с целованием святым. 17–18. Не избирайте себе таких учителей, которые полагают удовольствие во вседневной роскоши; забавляются тем, что обманывают, во время пиршеств. Не внимайте ласковым и красивым словам тех, которые обольщают сердца простодушных; глаза у них исполнены любострастия; и сердце их приучено к многостяжанию. Это дети проклятия ( 2Пет.2:13–14 ). 14 Из Первого Послания Св. Ап. Павла к Коринфянам Гл. 1. Ст. 2. Церковь Божия освящена именем Христа Иисуса и состоит из Святых ( Еф.5:26, 27 ). 5–6. В ком пребывает Слово Божие, тот обогащается всякой мудростью и всяким познанием ( Еф.1:8 ) духовным. 8. Кто дает нам духовные силы, Тот и сохраняет их в нас, а сами мы ничего не можем и помыслить доброго, как от себя ( Флп.2:13 – 2Кор.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

XIV. Смирение и гордость «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4). «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15). «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:6). «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19). «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно е и смиренно е Бог не уничижит» (Пс. 50:19). «Призрел Он на молитву смиренных и не уничижи л моления их» (Пс. 101:18). «Кто, как Господь, Бог наш... на высоте жив ущий и на смиренны х взирающий на небе и на земл е» (Пс. 112:5—6). «Высок Господь , и на смиренно е взирает , и превознесенное издали знает» (Пс. 137:6). «Видел я нечестивого превозносящ его ся и высящ его ся как кедры Ливанские: и прошел я мимо , и вот нет его; и искал его и не нашлось место его» (Пс. 36:35—36). «Ты низложил их , ко гда они разгорде ли с ь. Как... они пришли в разорение ? Внезап но исчезли, погибли за беззаконие свое» (Пс. 72:18—19). «Ты, Господи, людей смиренны х спасеш ь и очи гордых смириш ь» (Пс. 17:28). «Ты смирил , как раненого , гордого» (Пс. 88:11). «Не жи л посреди дом а моего поступающий горд о» (Пс. 100:7). Святой Златоуст об этом Гордость — это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010