Воспитание любви и легко, — ибо душа человека, как отме-тил Тертуллиан, по природе своей христианка, — и трудно, ибо в мире “по причине умножения беззакония” во многих охла-дела любовь (см. Мф 24:12). Очень полезно прикреплять подростков, юношей и девушек к одиноким престарелым людям для той или иной помощи. Это часто оказывается не только помощью тем, кто в ней нуждается, но и позволяет молодым знакомиться с интерес-ными людьми, которым есть что рассказать о прошлом, кото-рые могут поделиться своим духовным опытом. Иногда между молодежью и такими одинокими стариками возникают неж-ные, родственные отношения. Церкви и монастыри всегда имели богадельни, странно-приимные и сиротские дома. Апостол Иаков в своем соборном послании пишет: “Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?” (Иак 2:19—20). “Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” (Иак 2:15–17). В 1917 г. в связи с гонениями на христианскую веру и в первую очередь на православие всякая церковная благотво-рительность была запрещена, соответствующие учреждения и средства были национализированы. Да и любое сострадание, милосердие и благотворительность стали считаться оскорб-лением и унижением личности. Была отвергнута даже попытка свт. Тихона оказания церковной помощи голодающим; члены общественного независимого от церкви “Комитета помощи голодающим” были арестованы. Во время Ашхабадского земле-трясения 1947 г. епископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Гурию категорически запретили оказывать помощь пострадав-шим в Туркмении, когда он проявил такую инициативу в своей епархии. Разрешались и делались обязательными сборы на строительство гигантских по тем временам самолетов типа “Максим Горький”, в фонд МОПР; позже обязательным для церкви был сбор в “Фонд мира”, но никаких сборов для конкретных организаций, больных и т. д. делать не дозво-лялось.

http://pravmir.ru/vospitanie-lyubvi-i-mi...

Главные дела милости телесные общие для всех, следующие: 1) алчущего напитать, 2) жаждущего напоить, 3) одеть нагого, или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде, 4) посетить находящегося в темнице, 5) посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению, или христианскому приготовлению к смерти, т. е. позвать священника для исповеди и приобщения его св. таин Христовых, 6) странника принять в дом и успокоить и 7) погребать умерших в бедности на свое иждивение, или на собранные подаяния. О всех этих делах милости, кроме последнего, упоминает Сам Господь при изображении последнего страшного суда Своего. Вот Его слова: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а – козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф. 25:31–36 ). Из этих слов Господа вы видите и то, как для нас необходимо и как важно – безконечно важно – христианское милосердие. Необходимо потому, что без дел милости невозможно наследовать уготованное от сложения мира царство для благословенных Отца небесного, и  «суд без милости не оказавшему милости» ( Иак. 2:13 ); безконечно важно потому, что милость, оказываемая ближнему, оказывается лично Самому Ииусу Христу, по свидетельству Его Самого: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф. 25:40 ); ибо все люди, особенно христиане, суть братия Его меньшие, а христиане – и члены Его. Дела милости духовные следующие: 1) обратить через увещание грешника от заблуждения, напр., человека неверующего, или иноверца, раскольника, или пьяницу, блудника, расточителя и проч.; 2) невежду научить истине и добру, напр., неумеющего молиться Богу научить молиться, незнающего заповедей Божиих научить заповедям и исполнению их; 3) подать ближнему вовремя добрый совет, – напр., в затруднении или в опасности, которой он не примечает, в болезни, при злоумышлении кого-либо на чью жизнь или благосостояние; 4) молиться за всех Богу: «молитеся друг за друга, яко да исцелеете» ( Иак. 5:16 ); 5) утешать печальных: «утешайте малодушныя» ( 1Сол. 5:14 ); 6) не воздавать или не мстить за зло, которое сделали нам люди, «ни единому же зла за зло воздающе» ( Рим. 12:17 ); «или досаждения за досаждение» ( 1Пет. 3:9 ); «Не себе отмщающе, возлюбленнии, но дадите место гневу» ( Рим. 12:19 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать» ( Лк.9:55,56 ). Сама же христианская религия никогда не воздвигала кровавых гонений против своих заблуждающихся чад, хотя и осуждала самые заблуждения, более или менее угрожавшие чистоте ее учения. Если же и бывали религиозные преследования в кругу истинной Христовой Церкви, то они исходили не от самой Церкви, но от мирской, государственной власти (преимущественно Византийской), которая в этих случаях преследовала не убеждения религиозные, но те волнения и смуты, которые производились в государстве еретиками. Итак, мнимо присущий христианской религии дух преследований и гонений за религиозные убеждения также не может служить доказательством против теснейшего взаимоотношения между религией и нравственностью. Напротив, доказательство в пользу той мысли, что между религией и нравственностью существует отношение их взаимного влияния друг на друга, мы находим в самом Священном Писании . Здесь, например, с одной стороны, утверждается что «без веры невозможно угодити Богу» ( Евр.11:6 ), с другой – «вера без дел мертва есть» ( Иак.2:26 ; Ср. Иак.2:17 ), приписывается полное значение только вере, «поспешествуемой любовию» ( Гал.5:6 ). Указание на ту же истину мы находим в учении отцов Церкви. Так, св. Игнатий Богоносец пишет: «Вера есть путеводитель, любовь – путь к Богу» 94 . Жизнь морального сознания проявляется тем, что оно требует от человека исполнения нравственного долга. Но это требование долга не совершенное, оно очень мало гарантирует исполнение долга. Никогда не чувствует себя человек таким беспомощным, как в трудные минуты нравственных испытаний, когда зло насильно влечет его к себе и как бы издевается над его усилиями сохранить свое человеческое достоинство. «Знаю, говорит ап. Павел, что не живет во мне, то есть в плоти моей доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим.7:18,19 ). Апостол различает в человеческом существе как бы две стороны: высшую, духовную, и низшую, плотскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспорядочно, наказывает его, а когда увидит, что он малодушен и наказание сносит с трудом, тогда утешает, - так поступает с нами и благой Господь и Отец наш, употребляя все для нашей пользы, как утешения, так и наказания, по Своему человеколюбию. И потому мы, находясь в скорбях, как дети благопокорливые, должны благодарить Бога. Ибо если станем благодарить Его только в благополучии, то подобны будем неблагодарным иудеям, которые, насытившись чудной трапезой в пустыне, говорили, что Христос воистину есть Пророк, хотели взять его и сделать царем; а когда Он сказал им: Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в животе вечнем тогда говорили Ему: Кое убо Ты твориши знамение? Отцы наши ядоша манну в пустыни (Ин.6,30,31). Прямо на таких падает слово: Исповестся Тебе, егда благосотвориши ему, и таковой даже до века не узрит света (Пс.48,19,20). Потому Апостол Иаков учит нас: Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушение впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать и прибавляет: Блажен муж:, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни 1. В русском переводе: Глиняные сосуды испытываются в печи, a испытание человека - в разговоре его. 2. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин.6,27). 3. В русском переводе: С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие (Иак.1,2-4). 4. В русском переводе: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни (Иак.1,12). 17. О милостыне Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви. Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: Будите убо милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк.6,36). И паки: Милости хощу, а не жертвы (Мф.9,13). Сим спасительным словам разумные внимают, а неразумные не внимают, и оттого награда не одинакова, как сказано: Сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2Кор.9,6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/145/...

Кроме того, люди, обходящиеся без евангельского Хлеба, говорят, что это — странное и ложное учение. Они говорят, что Христос не является истинным Спасителем, потому что они не знакомы с опытом Пасхи. Но логично ли усомниться в действительном существовании врачей и медицины только на том основании, что, несмотря на молву об их существовании, ты все-таки страдаешь от своей болезни? Для того, чтобы болезнь излечилась, нужно не только существование врачей, но и желание у них лечиться. Желает ли человечество лечиться у Христа? Многие не желают. Вновь напомню: земля была блокирована, и прорыв произошел сначала в одном месте, чтобы, начиная от него, царство света могло распространяться по планете. Но в том-то и дело, что обновление человеческой природы, принесенное Христом, надо суметь еще вобрать в своего “внутреннего человека”. “Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа да даст вам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши дабы вам исполниться всею полнотою Божиею” (Еф 3:14,16–17,19). Если кто расслышал слово проповеди и позволил “все­литься Христу в сердце” свое, — он получил защиту от радиации смерти. Значит, тот труд, который ожидается от христианина — это труд слышания и раскрытия. Сама вера, через которую входит Христос в сердце, есть дело, есть реальный и трудный поворот души. В апостольских посланиях хорошо заметно, что вера понимается отнюдь не как пассивное согласие признать что-то за истину. Апостол Павел пишет: “Верою Авраам принес в жертву Исаака” (Евр 11:17). А апостол Иаков о том же самом событии утверждает противоположное — “не делами ли оправдался Авраам возложив на жертвенник Исаака, сына своего” (Иак 2:21). Павел настаивает — “верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев не погибла с неверными” (Евр 11:31). Но Иаков говорит — “подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев” (Иак 2:25). Это разноречие помогает понять, что вера для священных авторов и есть дело. Вера сама есть событие. Событие веры, растворенное в покаянном обращении, есть “та перемена ума, что делает видимое вновь проницаемым для невидимого” 34 . Подобное определение веры мы встречаем в Послании ап. Павла к Евреям. “Есть же вера уповаемых извещение и вещей обличение невидимых” (Евр 11:1) — говорит церковнославянский текст. По-русски: вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

http://pravmir.ru/tainstvo-iskupleniya/

Но всякая ли вера одинакова? Нет ли различия между верой и верой? Какова, например, та вера, которую столь ужасной похвалой хвалит апостол, когда говорит: “ ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут ” (Иак. 2:19). Кто может быть доволен такой верой? Какая же та вера, которая могла бы спасти человека? “ Вера, действующая любовью ” (Гал. 5:6), определяет апостол. Если нет любви, то вера не имеет силы и успеха и не достигает спасения. Вера без любви есть образ без жизни: любовь, как дыхание Святого Духа, одушевляет веру и творит ее деятельной и спасительной. Если желаешь спасен быть верой: возлюби Того, в Кого веруешь. Ты живешь по закону. В этом, кажется, есть уже и любовь: ибо Сам великий Наставник в любви Божественной сказал: “ кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ” (Иоан. 14:21). Но вникай и разумей поистине то, что говорит Истина. Как любовь, собственно, есть чувствование сердца, и как испытующий сердце Наставник провидит, что некоторые слабые ученики помыслят, будто чувство это может быть сохранено и без помощи деятельности, соответствующей этому чувству, то, предупреждая это превращение истинной любви во мнимую, и поучая “ любить … делом и истиною ” (1 Иоан. 3:18), Он говорит, “что любящий Его есть тот, кто имеет заповеди Его, и соблюдает их.” A того совсем не мог сказать исполненный любви Наставник, будто для учеников Его довольно только внешне исполнять дела Его заповедей, и будто это вменится им вместо любви к Нему, хотя бы они ее и не чувствовали. Подобно как любящему детей родителю несвойственно сказать к своим детям, что он позволяет и не любить себя, только бы они делали, что он прикажет. И что значит без любви соблюдение заповедей? Кто столь несведущ о самом себе, или столь неискренен, чтобы не признаться, что он иногда, в чем-нибудь, прегрешает против заповедей? Если же, таким образом, здание собственной правды, созидаемое на основании заповедей, имеет слабые места, то найдет гром законного проклятия и одним ударом разрушит все здание: “ проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона ” (Гал. 3:10). И еще сильнее: “ кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем ” (Иак. 2:10).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Очень важно, когда мы с чувством долга относимся к любому делу, которое нам поручается, когда исполняем это дело во имя Божие, как и сказано у апостола Павла: И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа (Кол. 3, 17). Вот что означает иметь веру вместе с делами — это когда каждому делу мы придаем религиозное значение. Вот почему государство должно быть именно религиозным: потому что нет таких сфер общественной жизни, которые не регулировались бы Божественными заповедями. Когда же у нас говорят, что Церковь отделена от государства, то насаждают веру бесовскую. Ведь что такое государство? Это тело. Это мы с вами, братия и сестры, каждый из нас. А что значит, если Церковь отделена от государства? Значит, государственное тело осталось без души, потому что душа нашего Российского государства — это Православие! А мы знаем, что происходит с телом, из которого вышла душа: оно гниет, разлагается. И мы наблюдаем за тем, как эти безумцы, эти нигилисты, которые не могут остановить наркоманию, говорят с экранов телевизора: " Мы уже проиграли! " Они не могут остановить преступность и говорят: " Мы и тут проиграли! " У них повсюду коррупция: те, кто первыми должны соблюдать законы, первыми же их нарушают! Недавно по телевизору было сообщение о том, что задержали огромную банду преступников. Вся эта банда состояла из работников милиции! Все они были киллерами: за деньги убивали людей. Мы постоянно слышим о таких преступлениях, братия и сестры... Итак, этот бесовский путь — путь секуляризации общества, отрыва религии от народа, Церкви от государства. Это та вера, которая нам не нужна. Это бесовский путь в никуда. Мы должны наполнить наше государство именно религиозным содержанием. Мы с вами, по слову Господню, есть та соль, которая должна все осолять, то есть все сохранять от гниения и разложения [ 1 ]. Прочитаем снова: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). И далее сказано: Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: " веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим " . Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 20–26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Поэтому Христа отрицают те, кто оскорбляют икону Его, и отвергая ее, отвергают Его, хотя они и говорят, что исповедуют Христа; ибо и бесы исповедуют Бога, как говорит Писание ( Иак.2:19 ), но делами отрицаются. Итак, братия, велико нечестие их, и велико исповедание наше, нисколько не ниже исповедания древних мучеников. Стойте же сильно, мужественно, отнюдь не сомневаясь в том, истинность чего достоверно известна, но принимая на себя подвиги за эту веру до крови, если обстоятельства потребуют этого. Отсюда происходит и светлая жизнь, как солнце от солнца, ибо одно свидетельствует о другом, как объяснил брат Господень ( Иак.2:18 ). Любите Бога всеми тремя способностями – сердцем, душою и разумением – как повелевает заповедь ( Мф.22:37 ). Любите и самих себя, как членов Христовых; ибо " по тому, – говорит Господь, – узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Имейте доверие к игумену вашему; никто пусть не будет скрытен пред ним, ибо такой питает в себе змия. Никто пусть не будет теплохладным в вере, ибо такой не причастен кипения Святого Духа. Никто пусть не приобретает имущества тайно, ибо такой подобен вору Иуде. Никто пусть не будет упорен в своих мнениях, ибо такой и не монах. Никто пусть не будет дерзок на словах, ибо такой бывает виновником погибели. Никто пусть не вкушает пищи тайно, ибо такой подобен рабу. Каждый пусть «ни в чем не полагает претыкания, чтобы не было порицаемо служение, как взывает апостол, но во всем будем являть себя, как служители Божии, в великом терпении, в нуждах, в тесных обстоятельствах», и в прочем, что перечислил он, изображая истинного христианина ( 2Кор.6:3–4 ). Если же таков должен быть подчиненный, то что и сколько требуется от игумена, который должен быть добрым примером для тех, кого он учит? Велик подвиг, но беспредельна и награда, царство небесное, которого да сподобимся мы, и начальствующие, и подчиненные, живя свято во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава, вместе с Отцем и Святым Духом, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Православной Церковью. Пусть вспомнят сектанты грозные слова, сказанные Христом: «не всякий говорящий мне: Господи! Господи! войдет в царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Ибо, человек оправдывается делами, а не верою только ( Иак.2:20–24 ). Такую веру без дел имеют даже бесы ( Иак.2:19 )... § IV К великому сожалению, сектанты не могут освободиться от своих заблуждений даже в том случае, когда под оправданием верою, в согласии с истиной, разумеют начало нашего спасения во Христе. Так называемые «духовные христиане» – молокане Тамбовского толка и младо-штундисты – думают, что для этого спасения достаточно одной только веры во Христа; никаких «обрядов» или внешних действий для того будто бы не требуется... Таков ли на самом деле порядок усвоения нами правды Христовой, по учению Ап. Павла? Чтобы надлежащим образом ознакомиться с этим порядком, мы не должны вырывать из посланий Апостольских одних мест и упускать из виду других: так поступают только сектанты в угоду «преданиям» своих старцев. Для полного и истинного понимания учения Ап. Павла об оправдании нам нужно взять различные изречения этого Апостола по данному вопросу. Тогда окажется, что в деле начального нашего приобщения ко Христу имеет значение не одна только вера, – как того хотелось бы сектантам. Об этом вот что пишет Ап. Павел в послании к Галатам: «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса, все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:26–27 ). Как видим, рядом с верой, усыновляющей нас Христу, здесь имеет силу и крещение . В крещении именно, по словам Апостола, мы «облекаемся» во Христа, – приобщаемся нашему Господу. Подобное же свидетельство находим и в посл. к Римлянам, – в том самом послании, которое такое значение придает оправдывающей нас вере. «Неужели не знаете, – спрашивает Апостол римских христиан, – что все мы, крестившееся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? И так мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых Славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Пусть каждый читатель сделает вывод сам, насколько вышеозначенные представления соответствуют христианскому учению о всеблагом Боге, Который не «искушается злом, и Сам не искушает никого ( Иак. 1:13,14 ), совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем» ( Втор. 32: 4 ), Который говорит: «Не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был» ( Иез. 33:11 ), Который «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2: 4 ) и у Которого «нет изменения и тени перемены " ( Иак. 1:17 ), ибо «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» ( Числ. 23:19 ). Объявлять Бога источником зла, как делают мусульмане, с точки зрения христианства – богохульство. Для самих же последователей Мухаммеда это обусловлено еще одним краеугольным отличием – учением о предопределении , согласно которому «ничего не происходит без его желания и ничто не выходит из-под его воли, и ничто не отклоняется от Его предопределения» 21 . В Коране Аллах повелевает Мухаммеду: «Скажи: «Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах»« (Коран 9:51). Некоторым Аллах предначертал верить в него: «Не придется душе уверовать, иначе как с соизволения Аллаха» (Коран 10:100), а других ему угодно делать неверующими: «Мы сотворили для геенны мною джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они – как скоты, даже более заблудшие» (Коран 9:178), поэтому «того, кого сбил с пути Аллах, никто не направит на прямой путь» (Коран 39:36), для них – великое наказание!» (Коран 2:6), «Аллах поиздевается над ними и усилит их заблуждение»« (Коран 2:14). В достоверном хадисе из сборника Малика приводятся следующие слова Мухаммеда: «Господь сотворил Адама, затем двинул своей правой рукой у него за спиной и произвел одних потомков: «Мы сотворили их для Небес, и они будут делать дела, приличествующие для хороших людей». Затем он двинул левой рукой и произвел других потомков: «Мы сотворили их для ада, и они будут делать дела, приличествующие для ада»».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010