– Отпустишь их: позаботишься о их безопасности, проводишь их с миром, и не только проводишь и отправишь их, но и озаботишься, чтобы у них не было в чем-нибудь недостатка (ср. 1Кор. 16:10–11 ; Тит. 3:13 ).– Ради имени Его пошли (или вышли): то есть странствовать за имя Его, или о имени Его, то есть Божия (ср. Деян. 5:41, 15:40 ; Иак. 2:7 ). Нет сомнения, что апостол говорит здесь о странствующих проповедниках Евангелия Христова, которые назывались в Апостольской Церкви евангелистами, не в смысле писателей Евангелий, а в смысле просто проповедников изустно излагаемого Евангелия Христова (ср. Деян. 21:8 ; Еф. 4:11 ; 2Тим. 4:5 ). Как видно, они своим особенным делом ставили изустную проповедь Евангелия, переходя с места на место и распространяя таким образом евангельское учение, или проповедь. – Не взяв ничего от язычников: решившись ничего не брать, или не принимать, от язычников, не только в дар, но и на потребы, или необходимые нужды, без сомнения, с тою целию, чтобы люди неблагонамеренные не сочли проповедь евангельскую средством к пропитанию и тем более к обогащению. Когда Господь посылал святых апостолов с проповедию к погибшим овцам дома Израилева, то говорил, что достоин делатель мзды своей, пусть он ест и пьет в том доме, в который приходит с проповедью (ср. Мф. 10:10 ; Лк. 10:7 и прим.); но в отношении к язычникам апостолы держались, по-видимому, другого правила, по указанной выше причине. По крайней мере апостол Павел свидетельствует о себе, даже, по-видимому, не в отношении только к язычникам, но и к христианам, что он, и претерпевая недостаток, никому не докучал, чтобы не дать повода ищущим повода ( 2Кор. 11:7–12 ), что он работой снискивал себе пропитание, чтобы не отяготить кого-нибудь ( 1Сол. 2:9 и далее; 1Кор. 9:18 ; 2Кор. 12:16 и далее).– Итак, мы должны принимать таковых: если проповедники Евангелия ничего не принимают от язычников с указанною целию, то мы, христиане, верующие, братия, должны принимать к себе таковых, доставлять им все потребное, успокаивать их и делать все возможное для них.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– А где плохо-то? Бог халявщикам не помогает – На меня крестная, помню, однажды буквально наорала. Да-да, наорала: я ее просил о чем-то помолиться, говорю ей, мол, много может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5, 16) – апостола Иакова даже вспомнил по такому случаю, – так помолитесь обо мне, пожалуйста, а то грустно мне. И смотрю так смиренно-умилительно. Крестная – она строгая такая, монахиня, – как взовьется: «Ты, – говорит, – никогда над словом поспешествуема” не размышлял?! Не думал, что своими просьбами и записочками ты можешь всем святым, праведным, друзьям-знакомым надоесть, завалить их звонками да бумажками поминальными, а сам и пальцем не шевельнешь для исправления? Ты в храме давно был? Когда причащался? Постишься всерьез или от случая к случаю? Милостыню давно подавал? Нет, крестничек, так далеко не уедешь!» – орет, главное, а я с каждым ее словом все ниже балду горемычную опускаю. Ладно, успокоилась, смотрит печально и говорит с улыбкой: «Конечно, все молятся – и святые, и друзья с приятелями, и крестные. Ты только поспешествовать им не забывай, хорошо?» Вот я и думаю, что наше поспешествование – это те самые колеса у велосипеда, которых у Вани Верти-Головы нет. Можно просить и требовать со слезами, чтобы тебя «подтолкнули», можно вхолостую крутить педали и делать вид, что рулишь. Но если ты колеса отстегнул – куда ж ты, такой красивый и скорбный, поедешь? Ваньке-то ладно, он болезный – а мы чего? «Ой, батюшка, помолись; ой, святой Спиридон , выручай; ой, спасите-помогите», – а сами зад оторвать от кресла не хотим, чтобы, действительно, и в храм сходить, и милостыню подать, да и вообще хороших добрых дел поделать. Вывод, господа: стоп, машина-лисапед! Бог халявщикам не помогает. Пашка попрощался и скрылся. Но молиться все равно попросил. Это завсегда пожалуйста. Мы его тоже просим. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1329 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Любовь 21 июня 2018, 15:01 Спаси, Господи! Хороший повод для размышлений. И для перечитывания святых отцов:)

http://pravoslavie.ru/113712.html

В Деяниях святых апостолов первыми проповедниками Евангелия называются святой архидиакон первомученик Стефан, исполненный веры и Духа Святого (6, 5), и диакон Филипп, который, пришедши в город Самарийский, проповедовал им Христа (8, 5). (Диаконство в теперешней иерархии фактически утратило право самостоятельного церковного проповедания и в этом отношении приблизилось к мирянству.) При этом, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины ( Деян. 8:12 ). Здесь и Крещение совершилось без участия апостолов, то есть иерархии. (В настоящее время в отношении самостоятельного совершения таинства Крещения, диаконство не отличается от мирян.) В теперешней практике при отсутствии священника и наличии опасности для жизни крещаемого его может крестить диакон, причетчик или мирянин (как мужчина, так и женщина) по сокращенному чину. Далее, если мы обратимся к проповеди не только среди неверующих, но среди христиан, то и здесь мы найдем многочисленные свидетельства в Слове Божием о том, что миряне (впрочем, этого термина вовсе не знает Слово Божие, которое называет христиан верующие, верные, ученики, братия) принимают участие в учительстве, так что существует даже особый дар учительства. Апостол Иаков говорит, обращаясь ко всем верующим: Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак. 5:19–20 ), – здесь на всю общину возлагается ответственность за души братьев и сестер и обязанность учительства, связанного даже с душепопечительством (срав. также 1Фес. 5:11 ; Евр. 3:13 ; 1Пет. 4:10–11 ; Гал. 6:1 ). Известно, что в Коринфской общине (как, по-видимому, и вообще в первенствующей Церкви) миряне учили не только в частных, но и в церковных собраниях ( 1Кор. 14:26 ; Кол. 3:16 ), хотя в конце апостольского века, ввиду сильного распространения лжеучений, обязанность церковного учительства сосредотачивается на предстоятелях Церкви ( 1Тим. 1, 7; 3, 2; 5, 17 ), и в конце II века это становится господствующей практикой, а вместе с этим исчезает и сословие самостоятельных учителей церковных, которые занимают такое высокое место в «Дидахи».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6 . Все сокровища мира сего суть ничто пред вечным блаженством, которое обещано любящим Бога, блаженством, которого око не видело, ухо не слышало, и которое на сердце человеку не входило ( 1Кор.2:9 ). 7 . Посему, пока есть время, должно стараться, чтобы не тщетно жизнь препровождать, дабы, по отшествии отсюда, наследовать Небесное Царствие, которого не удостоимся, если не будем подобны незлобивым детям. Без любви Божьей, без мира с ближними, лицезрения Божья не сподобимся; но будем осуждены, как немилосердные и Самого Господа не любившие, по реченному: суд без милости не сотворшему милости ( Иак.2:13 ); и: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть ( 1Ин.4:20 ). Итак, всячески стараться надобно об угождении Богу и о спасении своей души, которая всего мира дороже. « Весь мир не стоит единой христианской души, понеже он преходит, а душа наша есть и пребудет нетленна во веки», – говорит Св. Иоанн Лествичник . И паки: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Мф.16:26 ). 8 . За дела противные воле Божьей должны будем наследовать червь неусыпающий, огнь неугасаемый, смолу кипучую ( Мк.9:44 ; Ис.66:24 ). Представляя сие в уме нашем, можем побеждать страсти, воюющие на дух наш. 9 . «Не доставят пользы, – говаривал он, – ни вериги, ни вретища, ни пост, хотя бы кто ел по одному разу в неделю, ни продолжительные бдения и стояния, ни множество поклонов, ни все телесные изнурения; ибо телесное обучение, по слову Апостола, вмале есть полезно ( 1Тим.4:8 ), если нет добродетелей духовных. Надобно иметь между собою нелицемерную любовь, быть в послушании, в терпении со смирением. Железо же, голод и поклоны нас не спасут. Бог ищет мира и любви чистосердечной; ибо плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание; на таковых несть закона ( Гал.5:22 )». 10 . Духовное завещание отца Феофана. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Старость, а притом и болезни предвещают мне близкий конец временной моей жизни, переселение уже не на временную, а на вечную жизнь. Юные лета мои, признаюсь, наполнены были греховной горестью. Но Господь дал мне время довольное для покаяния, яко долготерпеливый и многомилостивый, ожидая обращения моего. Но и ныне при последнем конце жизни моей, что могу сказать в оправдание себя пред Праведным Судьей, когда и правоты наши судимы будут ( Пс.74:3 )? Только это: Господи! не вниди в суд с рабом Твоим ( Пс.142:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

     Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.      В послании под именем святителя Климента Римского " О девстве " аскетам предписывается " ...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания " .       " Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей " [ 6 ].      У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах " О Божественных дарованиях " находим следующее: " Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принужденыбежать от одержимых ими " [ 7 ].      Преподобный Варсануфий Великий: " Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная. что тебе полезно " [ 8 ]. Он же: " Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел впасть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову " [ 9 ].       Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: " Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо " много может молитва праведного споспешествуема " (Иак. 5,16), и Господь сказал: " Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом " (Мф. 17,21) " [ 10 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Библия, являясь словом Божиим, сама воспевает словесный труд проповедничества. Разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда (Дан.12,3). Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое (Рим.10,14-16)! Апостол Иаков пишет: Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5,19-20). Люди, имеющие способность и желание благовествовать о Христе, высоко оценивались апостолами. Например, в первые годы жизни Церкви появился некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях (Деян.18,24), который, горя духом, говорил и учил о Господе (Деян.18,25). Он сразу стал очень важной фигурой для Церкви в то время. Его посылали от общины к общине, передавали с ним рекомендательные письма, он пользовался большим уважением в церковной среде. Заметим, что Аполлос не был ни священником, ни епископом, ни диаконом, ни, в строгом смысле этого слова, апостолом. Он был мирянином, который любил Господа и не мог не говорить о Нем. И Церковь ценила Аполлоса, берегла его. Да и в наше время хорошее слово проповеди на вес золота. Как чистое золото добывается с большим трудом, так и к благовестию нужно готовиться долгие годы, много читать и постоянно оттачивать искусство проповеди практически. Причем тяжелое церковное послушание проповеди и катехизации едва ли не самое актуальное в нашей Церкви на сегодняшний день. На огромное количество христиан, окормляемых Русской Церковью, хороших благовестников катастрофически мало. С большим сожалением нужно признать самый настоящий дефицит православной проповеди в некогда православной стране. Да, проповедники есть – но их должно быть в тысячи раз больше. Есть отличные миссионеры и катехизаторы – но их количество должно вырасти в сотни тысяч раз.

http://pravoslavie.ru/102111.html

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении. Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем, страдая во Христе, – подлинно очищается и освящается. При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять. Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12—13). Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10, 8). Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 14—16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.

http://pravmir.ru/tainstvo-eleosvyashhen...

Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу. В послании под именем святителя Климента Римского «О девстве» аскетам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». «Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей» 6 . У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими» 7 . Преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно» 8 . Он же: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову» 9 . Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо «много может молитва праведного споспешествуема» ( Иак. 5:16 ), и Господь сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» ( Мф. 17:21 )» 10 .

http://azbyka.ru/ekzorcizm-osipov

Вторая роль таинства Покаяния – возвращение в Церковь отпавших. Мне кажется неверным отождествлять отпавших и тех, кто никогда в Церкви не был (даже если был крещен в детстве). По сути это именно об отпавших. Именно об отпавших и идет речь в  наших Требниках. Весь чин совершается над одним («а не два, или многия») кающимся и подразумевает продолжительную беседу.  Хотя считается, что именно этот чин совершается у нас регулярно, но миряне с ним практически не знакомы. Исповедь начинается не с грехов, а с выяснения, во что верит христианин  (тексты Требника даны в переводе иеромонаха Амвросия Тимрота ): Прежде всего спрашивает его о вере: Скажи мне, чадо: веруешь ли так, как Церковь Кафолическая, апостольская … передала нам и научила? И если сомневаешься, то в каком предании? И, если верит православно и без сомнений, да читает Символ Веры: За 10 лет в Церкви я ни разу не слышал этого вопроса. О грехах спрашивают. О вере нет. Даже в «Анне Карениной»  священник разговаривает с Левиным, пытается его убедить. Сейчас это исчезло совершенно. Главный вопрос не о вере. Исповедоваться может православный, протестант, кришнаит или суевер, которому посоветовали карму почистить. Если он назовет десяток грехов – скорее всего его пропустят к Чаше.  Утверждение о том, что нынешняя исповедь «защищает» Чашу от случайных людей, не подтверждается практикой… Очень много говорится о том, что Христос не может простить грешника без священника. Это верно лишь отчасти. Действительно, апостол Иаков призывает: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» (Иак 5:16). Но здесь не идет речь о том, что признаваться нужно именно пресвитеру. Хотя действительно именно через людей кающийся грешник получает опыт той любви, которая «любит грешника, но ненавидит грех». Но неверно считать, что именно священнику принадлежит решение о вечном спасении человека. Право взять и решить, данное лично Петру, через пару глав Евангелия адресуется всем христианам. И этот стих толкуется ( свт. Иоанном Златоустом , блаж. Иеронимом Стридонским ) как долг христиан прощать грехи, совершенные против них. Если же говорить о праве духовенства вязать и решить, то создатель канонического латинского текста Библии, блаженный Иероним Стридонский , толкуя эти слова, резко отрицает активную роль священника в прощении грехов:

http://blog.predanie.ru/article/ispoved-...

Говорим в молитве Господней: Отче наш, а не Отче мой: почему это? Потому что мы братия между собою, и должны молиться друг за друга, как учит апостол Иаков: молитеся друг за друга, яко да исцелеете ( Иак.5:16 ). Поэтому, хотя бы кто один молился, должен также говорить: Отче наш, помышляя, что мы все дети одного Отца Небесного, что Бог есть Отец всех человеков, царя и раба, вельможи и земледельца, богатого и нищего. Простирая взоры к Богу, с крепкою любовью к Нему и ближним, мы должны помышлять, что все мы, человеки, составляем единый дом Божий, и искренно должны желать и просить у Отца Небесного необходимых благ себе и другим нераздельно. Потому далее говорим в молитве: хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави наш долги наша. На этот братский союз древле Бог чрез пророка Малахию указывал израильтянам, говоря так: не Отец ли един всем вам? не Бог ли един созда вас? Что яко остависте кийждо брата своего ( Мал.2:10 )? Когда в молитве к Богу произносим: Отче наш, сии слова, произносимые по заповеди Господа Спасителя, должны возбуждать в нас сыновнюю преданность к Бо­гу, как всеблагому Отцу, и непоколебимую надежду на Него. Аще убо вы лукави суще, говорит Господь, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него ( Мф.7:11 ). Земные отцы часто желают, и не могут помочь своим детям: а Отец Небесный, как Бог всемогущий, всеведущий и премудрый, прежде нашего прошения знает все наши нужды и всегда может помочь нам, и как всеблагой Отец, Он хочет подавать нам Свои дары, если только мы будем просить их, и если наши прошения согласны будут с Его премудростью и святостью. Псалмопевец говорит: благ Господь всяческим, и ще­дроты Его на всех делех Его ( Пс.144:9 ). Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я ( Пс.144:19 ). И великий грешник, произнося слова молитвы Гос­подней: Отче наш, должен питать в своей душе на­дежду на милосердие Отца Небесного, и спешить к Не­му, всеблагому Отцу, с сыновним раскаянием. Блудный сын, изображаемый в евангельской притче, служит примером обращения. Пусть грешник, подобно ему, вошедши в себя и сознав свои грехи и великую благость Отца Небесного, восстанет от усыпления в беспечности и взывает с сердечным сокрушением о Своих грехах: Отче, согреших на небо и пред Тобою: и уже несмь достоит нарещися сын Твой ( Лк.15:18,19 ). Псалмопевец говорит: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы ( Пс.102:13,14 ). «Как отец жалеет сынов, так Господь жалеет бо­ящихся Его. Ибо он знает состав наш, помнит, что мы прах».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010