Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь . Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог . Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5:9–13 ). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята. Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры ( 1Тим.1:19–20 ; 2Тим.2:16–18 ). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия ( 1Кор.11:21 ), а также грешили даже до незнания Бога ( 1Кор.15:34 ). Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам ( 2Тим.2:16–18 ) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь , связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся ( Тит.3:10 ), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:11 ). Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5 ; 1Кор.11:31–32 ; 2Кор.10:7, 17, 18 ; Рим.14:2, 10, 12, 13 ; Иак.4:12 ; Иак.2:13 ; Гал.6:1, 2–5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Противостойте ему твердою верою (1 Петр. 5:8–9). И еще: Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4:7). И еще: укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6:10–11). Так, христиане, апостолы и посланники Спасителя нашего Иисуса Христа вооружают нас против этого врага и злых его духов. Берегись, возлюбленный христианин, этого врага и злых его духов. Они невидимо около нас ходят, и то те, то другие стрелы в нас мечут, и под ногами у нас сети свои раскидывают, и стараются нас низложить и пленить. Берегись и стой твердо, но и не унывай, потому что Бог за нас стоит, имени Которого они трепещут (Мк. 16:17; Иак. 2:19). Ты только стой вооруженный верой, берегись, крепись, старайся, молись и призывай имя Господне в нужном случае, и подоспеет к тебе Его помощь. Если Бог за нас, кто против нас? (Рим 8:31). Боже! Заступник мой еси Ты и милость Твоя предварит мя. Помощник мой еси, Тебе пою, яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя (Пс. 58:10–11 и 18). Видим в святом Евангелии, что Господь наш Иисус Христос, после искушений от злого духа, начал проповедовать (Мф. 4:17) святое Евангелие, которое от Небесного Своего Отца на землю принес. И собрав двенадцать учеников, которых назвал апостолами, ходил с ними с места на место и из города в город и проповедовал Евангелие царствия Божия, и сеял на земле сердец человеческих спасительное семя слова Божиего. И учил всех познавать Небесного Своего Отца, и Тому верой и правдой угождать, волю Его святую творить. Он являл Собою образ для всех, и так всех учил небесной и святой жизни. Он был видимым образом глубочайшего смирения, самой горячей любви к Небесному Отцу и всем людям, сострадательного милосердия к бедным, неисповедимой кротости и долготерпении к хулителям и врагам и прочих пресладких и божественных нравов, которые явно показывают, что Он был не просто человеком, а Сыном Божиим и Богом воплотившимся, и в образе человеческом явившимся, и по земле ходившим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

– Но лучше всего – научиться постоянно жертвовать собой ради других. Только так вы сможете остаться в живых. Смерть боится добрых людей». 68. «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.» (Иак. 3:14). Злобная собачка Когда у мужа был выходной, и супруги оставались дома, они часто ссорились и в раздражении говорили друг другу много обидного. Не в силах сдержать гнев, муж уходил из квартиры, чтобы прийти в себя. Возле подъезда, на лавочке, когда погода была хорошая, часто сидела старушка в то время, как ее маленькая собачка бегала неподалеку. И вот муж заметил, что иногда эта собачка злобно лает на него, а иногда, когда он возвращается с работы, не обращает никакого внимания. Он решил спросить старушку о странном поведении ее собаки. «Ах, мой дорогой, – рассмеялась старушка. – Моя воспитанница хорошо чувствует людей, которые разгневаны или раздражены, и всегда лает на них. А когда люди спокойны, она их даже не замечает». 69. «…И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6:4). Тайное и явное К больному приходят мысли о его болезнях, К здоровому – о его женитьбе. К любителю удовольствий приходят мысли о наслаждении, К ищущему Бога – мысли о спасении. 70. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.» (Иак. 4:17). Причины вещей Оттого, что ветер дует, на мельнице мука мелется, Оттого, что мяч круглый, он всем нравится, Оттого, что человек мягкий, с ним можно дружить, Оттого, что человек верный, ему можно доверять. 71. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.» (1Петр. 5:8). Если не быть осторожным Ветхая стена когда-нибудь обрушится, Высокая сосна когда-нибудь упадет, Змея, заползшая в дом, когда-нибудь укусит, Дурная мысль, если не быть осторожным, непременно доведет до гибели. 72. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.» (Пс. 15:8). Непоколебимость Струи водопада непрерывно падают вниз, Но сам водопад не падает.

http://isihazm.ru/?id=105

2. На этот вопрос я привожу ответ из моей книги, называющейся «О вере и делах», где по этому поводу я сказал следующее: «Сколь угрожающе звучат слова апостола Иакова для тех, кто полагает, что вера без дел способна привести к спасению, ибо он уподобляет таких людей бесам, говоря: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» ( Иак.2:19 ). Это можно было сказать еще короче, точнее и выразительнее, поскольку и в Евангелии мы читаем, что так говорили бесы, когда они исповедали Христа Сыном Божиим и были Им порицаемы ( Мк.1:24, 25 ), а Петр за такое же исповедание удостоился от Господа похвалы ( Мф.16:16–17 ). «Что пользы, братия мои, – восклицает апостол Иаков, – если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» Он также говорит: «Ибо вера без дел мертва» ( Иак.2:14, 20 ). Итак, до каких пор будут обманываться те, кто на основании мертвой веры сулят себе вечную жизнь? Сложные для понимания слова апостола Павла (§ 3) 3. По этой причине необходимо тщательно исследовать то, каким образом следует понимать слова апостола Павла, довольно сложные для понимания, когда он говорит: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос . Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:11–15 ). Некоторые полагают, что [эти слова] следует понимать так, что строящие на этом основании из золота, серебра или драгоценных камней – это те, кто к вере во Христа добавляют добрые дела; а строящие из дерева, сена или соломы – это те, кто, имея ту же веру, совершают дурные дела. Поэтому считается, что они могут очиститься некими огненными наказаниями, чтобы достичь спасения благодаря этому основанию. Опровержение мнения тех, кто полагает, что вера без дел приводит к спасению (§ 4–6)

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Поэтому Христа отрицают те, кто оскорбляют икону Его, и отвергая ее, отвергают Его, хотя они и говорят, что исповедуют Христа; ибо и бесы исповедуют Бога, как говорит Писание ( Иак.2:19 ), но делами отрицаются. Итак, братия, велико нечестие их, и велико исповедание наше, нисколько не ниже исповедания древних мучеников. Стойте же сильно, мужественно, отнюдь не сомневаясь в том, истинность чего достоверно известна, но принимая на себя подвиги за эту веру до крови, если обстоятельства потребуют этого. Отсюда происходит и светлая жизнь, как солнце от солнца, ибо одно свидетельствует о другом, как объяснил брат Господень ( Иак.2:18 ). Любите Бога всеми тремя способностями – сердцем, душою и разумением – как повелевает заповедь ( Мф.22:37 ). Любите и самих себя, как членов Христовых; ибо " по тому, – говорит Господь, – узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Имейте доверие к игумену вашему; никто пусть не будет скрытен пред ним, ибо такой питает в себе змия. Никто пусть не будет теплохладным в вере, ибо такой не причастен кипения Святого Духа. Никто пусть не приобретает имущества тайно, ибо такой подобен вору Иуде. Никто пусть не будет упорен в своих мнениях, ибо такой и не монах. Никто пусть не будет дерзок на словах, ибо такой бывает виновником погибели. Никто пусть не вкушает пищи тайно, ибо такой подобен рабу. Каждый пусть «ни в чем не полагает претыкания, чтобы не было порицаемо служение, как взывает апостол, но во всем будем являть себя, как служители Божии, в великом терпении, в нуждах, в тесных обстоятельствах», и в прочем, что перечислил он, изображая истинного христианина ( 2Кор.6:3–4 ). Если же таков должен быть подчиненный, то что и сколько требуется от игумена, который должен быть добрым примером для тех, кого он учит? Велик подвиг, но беспредельна и награда, царство небесное, которого да сподобимся мы, и начальствующие, и подчиненные, живя свято во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава, вместе с Отцем и Святым Духом, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Вера в Господа Иисуса Христа, как необходимое условие для личного спасения человека, не может быть заменена ничем – ни соблюдением норм общечеловеческой этики, ни добродетелью самой по себе, как говорит ап. Павел: «...Человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа; и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верой во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал.2:16 ; Рим.3:28, 3:30 ). Хотя эти слова ап. Павла были направлены против современных ему иудеев, видевших спасение в соблюдении Богом в древности установленного обрезания, однако Церковь приняла это назидание апостола как относящееся ко всем людям вообще и предостерегающее их от самообольщения своими силами и добродетелью в деле их спасения. «Мы, – писал св. Климент Римский к коринфским христианам, – будучи призваны по воле Его (т.е. Бога – Н.У.), в Иисусе Христе, оправдываемся не сами собой и не своей мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, в чистоте сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которой Вседержитель Бог от века всех оправдывал» 2 . Позднее Василий Великий также писал: «Это совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своей правдивостью, но знает, что он не имеет истинной праведности и оправдан одной верой во Христа» 3 . Считая веру в Господа Иисуса Христа первым и необходимым условием для личного спасения, Православная Церковь понимает под этой верой не негативное признание значения искупительной жертвы, принесенной Спасителем на кресте, а позитивное, т. е. такое, при котором самая вера является источником для всякой добродетели. Указание на такую веру она видит в словах Самого Господа: «Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ; Лк.6:46 ), а также в словах апостолов, например, ап. Иакова, который пишет, что «...вера, если не имеет дел, мертва сама по себе...» ( Иак.2:17, 20:26 ), и который негативную веру, т. е. не соединяемую с добрыми делами, сравнивает с верой бесов: «Ты веруешь, что Бог Един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут» ( Иак.2:19 ), также ап. Иоанна, писавшего: «Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин.2:4 ), наконец, в словах ап. Павла: «...Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» ( Рим.2:13 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Затем Дух учит чистоте язык, поскольку язык был поражен тяжелым недугом; тот недуг, поразивший душу, выходил наружу в словах посредством языка, который душа употребляла как свое орудие, и таким образом поразила его тяжким недугом и язвой, и сама этим орудием – языком – была уязвлена. Апостол Иаков свидетельствует и говорит нам: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак. 1:26 ). И в другом месте он говорит: «Язык – небольшой член, но... оскверняет все тело» ( Иак. 3:5–6 ), – и много еще, чего теперь я не могу привести вам. Но если ум укрепляется крепостью, полученной от Духа, он очищается и освящается, и учится различать слова, которые приходят на язык, чтобы в них не было пристрастия и самоволия, и таким образом исполнилось бы слово Соломоново: «Слова мои исходят от Господа и нет в них суеты и лукавства» ( Притч. 8:8 ). И в другом месте он говорит: «Язык мудрых – врачует» ( Притч. 12:18 ), и много еще. И затем Дух исцеляет движения рук, которые некогда двигались беспорядочно, следуя произволу ума. Но теперь Дух поучает ум, как очистить их, чтобы они трудились, творя милостыню и молитву, и исполнилось бы слово о них, гласящее: «Пусть воздеяние рук моих будет жертвой вечерней» ( Пс. 140:2 ), и в другом месте: «Рука прилежных обогащает» ( Притч. 10:4 ). После этого Дух очищает чрево, как оно ест и пьет; ибо пока душевные желания действенны в нем, оно не знает насыщения в своем алчном желании пищи и питья, и через это бесы совершают свои нападения на душу. Об этом Дух сказал через Давида: «Гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях» ( Пс. 100:5 ). И тем, кто ищет в этом чистоты, Дух предписывает установления: вкушать в меру потребного для укрепления тела, но, делая это, не иметь вкуса похоти, и тем исполнить сказанное Павлом: «Итак, едите ли, пьете ли... все делайте в славу Божию» ( 1Кор. 10:31 ). Затем в отношении плотского вожделения, которое располагается ниже чрева, ум получает поучение Духа и различает три рода движений, о которых мы говорили выше, и упорствует в их очищении, и Дух помогает и укрепляет его; и все эти движения укрощаются силой Духа, который устанавливает мир во всем теле и отсекает от него все страсти. Об этом говорит апостол Павел: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и прочее» ( Кол. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Протестанты считают, что это право было дано только апостолам; Христос же основал Свою Церковь не только на время жизни апостолов, но и на все времена до скончания мира. «Я с вами во все дни до скончания века», – сказал Господь ( Мф.28:20 ). Стало быть, Христос всегда пребывает в Церкви и всегда, во всех ее Таинствах действует благодать Святого Духа. Через кого она действует, если апостолов давно нет среди живущих на земле? Через их преемников. Как Христос передал апостолам власть отпускать и оставлять грехи силою Святого Духа, так и они передали ее в святом Таинстве Рукоположения своим законным преемникам – епископам, а через них – пресвитерам Церкви. К ним перешли все апостольские права, ибо Дух Святой поставил их «блюстителями; пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). К тому же, и во времена апостольские Таинство Покаяния совершали не только те двенадцать апостолов, которым Сам Господь дал власть отпускать грехи ( Ин.20:21–23 ), но и многие их современники. Так, избранный вместо предателя Иуды Матфий, принял всю полноту апостольской власти, а значит и власть отпускать грехи («жребий сего служения» – Деян.1:25 ); к апостолу Павлу, не входившему в число двенадцати, «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ); епископ Тимофей судил грехи не только мирян, но и пресвитеров Церкви ( 1Тим.5:19–20 ). Каяться нужно не перед священником, а друг перед другом, – говорят протестанты, ссылаясь на следующие места Священного Писания: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4: 32 ); «Признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). Вырывая стих из Священного Писания, протестанты забывают о предыдущих текстах, в которых апостол Иаков говорит о необходимости присутствия священника: «Болен ли кто, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Чья молитва может исцелить болящего? Кто совершает над больным святое Таинство Елеосвящения? Из слов апостола Иакова ясно, что только пресвитер. Кто отпускает грехи? Если бы могли это делать миряне, то не повелел бы апостол звать пресвитера. Когда же он говорит «признавайтесь друг перед другом в поступках», то имеет в виду взаимное прощение оскорблений и обид, к чему нас и призывает Господь, «как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ). Просить прощения у обиженного, признавать свои проступки, стремиться к миру надо, но это еще не значит, что тем нам грех уже прощается – разрешить от греха обычный человек не может, такой власти никто ему не давал; это возможно, повторяем, лишь в святом Таинстве Покаяния силою Святого Духа, которая пребывает только в священниках Церкви, получивших ее, по преемству от Самого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

По выражению св. Апостола Петра – «Противник наш диавол, ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Хотя сам он, пораженный Христом Спасителем нашим, и лишен возможности непосредственно обольщать вселенную, но действует чрез посредство бесчисленного сонма темных сил, витающих в воздушных пространствах и посредством добровольно предавшихся ему злых людей, пресмыкающихся по земле. Свойства искушений, от диавола происходящих, весьма разнообразны и даже не все могут быть постижимы человеческим понятием. Из св. Писания известно, что у одних из людей «ослепляется разум, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» ( 2Кор. 4:4 ). У других, для кого уже воссиял свет, он «уносит слово Божие из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» ( Лк. 8:12 ). Наконец, третьих, как благочестивого Иова, он, по Божию попущению, преследует бедствиями, ввергает в темницы, как возвещается, например, в Откровении Иоанновом: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь... будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» ( Откр. 2:10 ). Христианину, внимательному к путям своим, становятся понятны многоразличные опыты искушений и потому ясно, почему св. Апостолы советуют не превозноситься, напоминая слова притчи: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Притч. 3:34 ; Лк. 14:11 ; Иак. 4:6 ; 1Пет. 5:5 ). Св. Ап. Иаков советует противиться дьяволу , смиряя себя покорностью Богу: «Итак, покоритесь Богу, противостаньте дьяволу и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца двоедушные» ( Иак. 4:7–8 ). Св. Ап. Павел подробно перечисляет все принадлежности вооружения, необходимого для духовной брани: «Примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. И так станьте, препоясав чресла ваши истиной, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Уже из сказанного очевидно, какую великую важность имеет для нас молитва. Великий отец Церкви Иоанн Златоуст говорил: «молитва для человека – значит то же, что солнце – для неба, ибо как солнце Бог создал для того, чтобы оно управляло днем, так молитва должна управлять всею жизнью человека». Да управляет же молитва и всею нашею жизнью. Будем начинать и оканчивать молитвою всякий день; будем начинать и оканчивать молитвою все наши работы; будем молиться в радости и в скорби, в добрые и худые дни, а когда наступит час нашей кончины, то да будет молитва также нашим последним вздохом. Как можно доказать, что молитва есть средство для приобретения спасительной надежды? Что есть молитва? Каковы главные роды молитвы? Можно ли молиться без слов? Что должно сказать о внутренней и наружной молитве? 3. О молитве И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф.21:22 . Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Иак.1:6 . Мф.8:8 –10. Лк.18:1 –7. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Иак.4:3 . В прошлом уроке мы показали, что значит молиться и каковы главные роды молитвы. Сегодня постараемся показать, как мы должны молиться, чтобы молитвы наши были угодны Богу. Чтобы понять всю важность этого вопроса, представим себе, что дитя обращается с какою-либо просьбой к своему отцу. Исполнит ли отец эту просьбу? Нет сомнения, что он исполнит ее, если она будет угодна ему, и отвергнет ее, если она будет неугодна ему. То же должно сказать и о нашей молитве к Богу. Только тогда можно надеяться, что Бог услышит ее, когда она будет угодна Ему. Значит, здесь все зависит от того, угодна ли Богу молитва наша или нет. Это хорошо знал псалмопевец Давид, почему и взывал к Богу: «да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой». Вот почему для нас весьма важно знать, как должно молиться, чтобы молитва наша была благоугодна Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010