3) Награда и труд так тесно связаны между собою, что одна не бывает без другого, подобно тому, как отец не бывает без сына, или господин без раба. Но жизнь вечная есть награда ( Быт.15:1 ; 2Пар.15:7 ; Прем.5:15 ; Исх.40:10 ; Мф.5:12, 20:8 ; 1Кор.3:8, 14 ; Апок.11:18, 22:12 ) и притом соразмерная с трудами человека ( Мф.16:27 ; Лк.6:38 ; Рим.2:5 ; 1Кор.3:8 ; Гал.6:7 ; Апок.22:12 ). Поэтому, как можно отрицать значение последних в деле спасения? (941 а –942 б ). 4) Всякий, желающий собрать жатву с поля, должен сначала засеять его. Но жизнь вечная есть жатва ( Гал.6:7–10 ; Пс.125:5–6 ) и потому предполагает труды и заботы, предшествующие ее собиранию (943 а ). 5) Лицезрение не согласно с правдою и святостию Божиею ( Рим.2:11 ; Гал.2:6 ; 1Пет.1:17 ; Деян.10:34 ); поэтому Господь дает небесные награды сообразно с трудами и заслугами человека. Последние имеют некоторое достоинство пред Богом ( Лк.10:7 ; Прем.3:5 ; 2Сол.1:5 ; Апок.3:4 ), и воздаяние за них совершается по справедливости ( 2Сол.1:6–7 ; 2Тим.4:7–8 ; Евр.6:10 ; 1Кор.9:24 ; Притч. 19:17 ; Пс.91:16, 10:7, 124:17, 118:137 ). А так как Господь обещает награду небесную не за одну веру, но и за добрые дела ( Ин.8:51 ; Иак. 1:12 ; Апок.2:7–11; 3:5, 21 ), то Он, но величайшей правде Своей, и исполнит в свое время обещанное (943 а –945 б ). 6) Небесные блага уготованы любящим Бога, а не верующим только в Него ( 1Кор.2:9 ). А так как лучшее проявление любви к Богу есть соблюдение Его заповедей ( Ин.11:15, 21:23–24 ), то и небесные награды даются не за веру человека, но и за добрые дела его (946 аб ). 7) Протестанты признают необходимою для спасения только веру человека. Но мертвая вера – для нас не спасительна, а живая необходимо предполагает добрые дела (946 б –947 а ). 8) Учение протестантов о единой оправдывающей вере ведет к последствиям, вредным для нравственной жизни человека: лишает его побуждения к добрым делам и дает повод к бездеятельности и нравственному расслаблению (947 аб ). 9) На всяком христианине лежит обязанность соблюдать заповеди закона Моисеева ( Мф.19:17 ), что, конечно, невозможно без добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Кроме того, в молитвеннике христиано-католиков есть особое чинопоследование 170 для посещения больных (Krankenbesuch). Оно состоит из так называемых «Trostworte» (слова утешения) и «Trostgebete» (утешительные молитвы). Первые состоят исключительно из кратких мест Св. Писания, в количестве 27, имеющих возбудить в человеке веру в Бога, доверие к Его обетованиям и Его промышлению о человеке ( Мф.12:50, 6:8, 30, 7:7–11, 10:29–31 ), терпение в страданиях ( Лк.9:23 ; Мф.6:10 ; Мк.14:36 ; Евр.12:7–12 ; Иак.1:12 ; 1Кор.10:13 , Иак.5:7–8 ), надежду на Бога ( Мф.11:28 ; Ин.16:22 ; Мф.5:4 ; Ин.16:33, 14:2 ; Мф.24:13 ; Рим.8:18 ; Откр.2:10 ; 2Кор.4:17 ; 1Кор.2:9 ; Мф.25:35–36, 21 ; Ин.5:28, 29 ; Ин.11:25 ; Откр.21:4 ). – Утешительные молитвы у постели больного (три) показывают, что они совершаются над трудноболящим, почти умирающим, почему они, вероятно, и поставлены наряду с молитвами за находящегося в бессознательном состоянии и умирающего. Но так как в таком положении больного совершается и таинство елеопомазания, то мы первоначально изложим чин этого таинства. Пред совершением читается священником молитва: «Господи, Боже наш! Ты чрез апостола Твоего Иакова сказал нам…» с незначительными изменениями сравнительно с этою молитвою в чине германских старокатоликов 171 . Во время чтения этой молитвы священник возлагает свою правую руку на голову болящего. Непосредственно после молитвы происходит помазание больного. Помазуются очи, уши, губы и ладони крестообразно; при помазании возглас, уже известный нам: «Чрез сие святое помазание †…» 172 . В книге нет указания на то, что этот возглас повторяется при помазании каждой названной части тела; вместо них можно помазать только чело с соответствующим возгласом, уже известным нам 173 . После помазания больного совершаются те же действия, возгласы (за незначительными изменениями) и молитвы (в целом виде), как и у германских старокатоликов 174 , с присоединением возгласа священника: «Благословение Бога всемогущего, Отца, Сына и Святого Духа да снизойдёт на вас и пребывает на вас ныне и в час вашей смерти». Присутств. Аминь. Мы видели, что у германских католиков в конце елеосвящения совершается особая молитва в том случае, если на выздоровление умирающего нет надежды; есть такая молитва и у христиано-католиков. Ту же самую мысль, как мы заметили выше, внушают и другие молитвословия при посещении больного. Вышеназванные «молитвы утешительные» читаются так:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

3) Необходимо милостивое обетование Божие небесной награды за добрые дела человека. В доказательство этой мысли «Камень веры» приводит следующие соображения: а) добрые дела сами по себе, по своему естеству, не заслуживают нам жизни вечной ( Рим.8:18 ; 2Кор.4:17 ; ср. Мк.17:10 ); заслуживающий их характер зависит «от инуду, сиречь от милостиваго божия обетования, от благодати Божия содействующия» ... б) не должен был бы Бог принимать наших добрых дел «к возмездию праведному, аще не бы сам себе прежде одолжил милостивым своим обетованием» ( Иов.35:7 ; Рим.11:35–36 ); в) во всяком даровании награды «предваряет наятие и обещание мдовоздаятеля», без чего не может быть требуема награда; г) Бог только настоящую земную жизнь нашу определил, как время, в которое мы можем заслужить себе награду жизни вечной ( 1Кор.7:29 ; 2Кор.6:2 ; Гал.6:10 ) (1027 а –1029 б ). 4) Необходимо происхождение добрых дел не из одной только веры в Бога, но главнейшим образом – из любви к Нему. Господь, по свидетельству Слова Божия, обещает нам даровать жизнь вечную преимущественно за любовь к Нему ( Ин.14:21 ; 1Кор.2:9, 13:2 ; 2Тим. 4:8 ; Иак. 1:12 ). Любовь имеет важнейшее значение в деле спасения: если вера только представляет уму человеческому красоту благ небесных, то любовь возжигает в нашем сердце желание их и побуждает человека стремиться и искать царствия Божия (1029 б –1030 б ). Заключительная (IX) глава трактата о благих делах посвящена учению об оправдании. Кроме общих замечаний об оправдании и определения разности во взглядах на него протестантов и православных (1031–1034 б ), в указанной главе содержится решение следующих вопросов: 1) По учению православной церкви, для оправдания пред Богом человеку необходимо иметь веру и добрые дела (1035 аб ). Вера есть начало оправдания ( Евр.11:6 ; Рим.10:13–15 ; Ин.1:12 ) и основание других добродетелей, без которых невозможно наше спасение (1035 б –1036 а ). По указанию Слова Божия, эти добродетели суть: страх Божий ( Пс.110:10 ; Притч.1:7 ; Сир.1:15 ; Пс.77:34, 82:17 ; Ин.3:4, 9 ; Ис.26:18 ); надежда на милосердие Господа ( Пс.16:7, 31:10, 36:40, 90:14 ; Мф.9:2 ); любовь к Богу ( Лк.7:47 ; Гал.5:6 ); сокрушение о грехах ( Деян.11:18 ; 2Кор.7:10 ; Иез.18:21–22 ); принятие св. таинств Христовых: – крещения – для неверных и покаяния – для верных, согрешивших после крещения ( Ин.3:5, 20:23 ; Деян.2:38 ) и твердая решимость к нравственному исправлению и соблюдению заповедей Божиих – Иез.18:31 (1036 а –1038 б ). В конце «разделения» решается вопрос о различии оправдания и спасения: а) спасение неотъемлемо от человека, оправдание же может быть получено и потеряно; б) спасение имеет своею целию славу небесную, а оправдание – благодать Божию; в) спасение человек получает по смерти, оправдание – при жизни и г) оправдание есть путь к спасению (1039 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Жизнь и верование всегда имели и имеют необходимую связь между собою. Так, распущенная жизнь язычника была порождением погрешительного вероучения: язычник вел такую жизнь потому, что сами боги, в которых он веровал, не отличались нравственною чистотою. Язычник не почитал грехом ненависть ко врагам, потому что богам своим приписывал то же свойство и брал с них пример. Последователь Христов стремится к святости не только в поступках, но и в сердечных расположениях, поскольку верует в Бога – Существо Святейшее. Христианин молится за врагов и благотворит им не потому только, что это заповедует ему Христос Спаситель, но и потому, что Сам Отец Небесный милосерд ко всем – добрым и злым, и потому, что ради искупительных заслуг Единородного Сына Своего прощает нам бесчисленные прегрешения. При такой связи верований с жизнью не стараться познавать истины веры нельзя без вреда для нравственного преуспеяния. Наоборот, чем глубже христианин усвояет их уразумением, чем живее убеждается в них, тем сильнее побуждается к тому, чтобы устроять жизнь по вере… Думать, будто можно угодить Богу и спасти душу, только поступая по совести и держась какого угодно верования, не справедливо и потому, что всех требований совести никто из людей исполнить не может. Только фарисеям свойственно было думать, что они ни в чём не виновны пред Богом, за каковое самообольщение неоднократно обличал их Христос Спаситель. Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем и истины несть в нас: много бо согрешаем вси ( 1Ин.1:8 ; Иак.3:2 ). Наше спасение зависит не от наших заслуг, а собственно от благодати Божией, даруемой нам ради заслуг Христовых; и благодать Божия не только избавляет нас от праведного гнева Божия, но и обновляет нас духовно, даруя нам силы к начатию и продолжению жизни святой и богоугодной ( 1Кор.6:11 ; Кол.3:9 ). Итак, если спасение и освящение наше есть дело благодати, которая усвояется верою в божественное искупление ( Еф.2:8 ) и во всё, что нам открыто о спасительных истинах, то не почитать важным в деле освящения и спасения то, как кто верует, значит признавать излишним откровение Божие об истинах веры. Между тем Божественное Откровение ясно учит нас познанию истин веры, как необходимому условию нашего освящения и спасения. Сам Господь Иисус Христос молился Богу Отцу о Своих учениках, да освятит их истиною Своею ( Ин.17:17 ), т. е. да сделает их святыми чрез познание истин веры, и исповедовал пред ним: се есть живот вечный, да знают Тебя единого истинного Бога и Его же послал еси Иисус Христа ( Ин.17:17 ). Равным образом и апостолы Христовы не только раскрывали пред верующими то, во что они должны веровать, но вместе убеждали их возрастать в познании истин веры, не увлекаясь всяким ветром учения ( 2Пет.3:18 ; 1Кор.14:20 ), молят о сем или благодарят за сие Бога ( Еф.1:16–18 ; 1Кор.1:4 ), или радуются о сем ( 1Ин.2:2, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Непредвзятое изучение этой проблемы откроет любому читателю, что человек обладает вечной нематериальной природой, которой суждено испытать вечное благословение или мучение. Такова природа и участь человека Примечания автора Нижеприведенный неполный перечень положений о душе и духе человека, взятых из Ветхого и Нового Заветов, с избытком удовлетворит по нашему мнению, читателей, размышляющих над тем, почему человек – не просто комбинация тела и духа, образующая живую душу, как говорят свидетели Иеговы, а, скорее, душа или дух, обладающий телесной формой. В древнееврейском Ветхом Завете эквивалентом души является слово nephesh и духа – слово ruach. Греческий эквивалент души – слово psuche, и духа – рпеита. 1. Это субстанция, обладающая качествами жизни ( Ис. 55:3 ). Она отдельна от тела ( Мф. 10:28 ; Лк. 8:55; 1 Фее. 5:23; Евр. 4:12 ; Откр. 16:3 ), то есть существует независимо от материальной формы. 2. После смерти формы душа покидает ее ( Быт. 35:18 ). , 3. Душа обладает сознанием после смерти ( Мф. 17:3 ; Откр. 6:9–11 ). 4. Душа Самуила была в сознании после смерти ( 1Цар. 28:18–19 ). 5. После смерти Стефан передал свой дух Христу ( Деян. 7:59 ). 6. У человека явно есть дух и душа ( Ис. 57:16 ). 7. Дух не зависит от тела ( Зах. 12:1 ). 8. Дух, душа человека, делает то, что может делать только личность: он «бодрствует» (prothumon) ( Мф. 26:41 ). 9. Мы призваны поклоняться Богу в духе ( Ин. 4:23 ; Флп. 3:3 ), так как Бог есть дух. 10. Дух человека обладает качествами личности, способностью свидетельствовать ( Рим. 8:16, 26 ) и способностью познавать ( 1Кор. 2:11 ). 11. Дух может быть спасен или утрачен ( 1Кор. 5:5 ), он принадлежит Богу, и мы призваны прославлять Бога в душе ( 1Кор. 6:20 ). 12. Дух или душа наследуют вечность и являются сознательной субстанцией ( Гал. 6:8 ). 13. Христос пребывает с нашим духом ( 2Тим. 4:22 ), так как дух есть жизнь тела ( Иак. 2:26 ). 14. Мы рождены от Духа Божия и сами являемся духами ( Ин. 3:5–6 ). Этих ссылок достаточно, чтобы показать, что нематериальная природа человека – это далеко не просто сочетание дыхания и плоти, как утверждают свидетели Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Главные условия, которым должна удовлетворять всякая Конкорданция, это – достоверность и полнота указаний 29 . Прежняя Конкорданция к LXX-mu, доселе бывшая в обращении, далеко не соответствовала этим требованиям, и старец «Троммий» (Abraham van der Trommen) 1718 г. был родоначальником бесчисленных первородных грехов в цитатах разных библейских комментариев 30 . Новая Конкорданция, начатая под наблюдением Хэтча, который не дожил до появления даже первого выпуска 31 , производит в этой области значительный переворот. Ибо – не чуждая недостатков, как дело рук человеческих 32 , – она в общем достоверна. Но в ней главный шаг вперед – это обращение внимания на столь важные для филологических интересов частицы, хотя Шмидель 33 , конечно, быль прав, желая, чтобы издатели выписывали соответствующие места, поскольку много важнее быстро ориентироваться в употреблении ν чем предоставляемая возможность проследит по длинному списку, где встречается слово νθρωπος.      Однако нельзя согласиться с горестною жалобой Кремера 34 , которому кажется неудачною система статистики в новой Конкорданции, и – напротив – можно считать ее преимуществом, что теперь легче по ней осведомиться о словоупотреблении в отдельных книгах, а чрез присоединенные к греческим словам цифры всегда достигается достаточное понятие о еврейской основе для них 35 . Заслуживает благодарности и привлечение главнейших рукописных вариантов, в которых скрывается немало деталей, очень ценных с филологически-исторической точки зрения. Вот пример: неизвестное доселе прилагательное δοκμιος, важное для понимания двух мест Нового Завета, в каких оно допускается [всеми изданиями в Иак.1:3 : «видяще, яко искушение (τ δοκμιον, русск. испытание) вашей веры соделовает терпение»; 1Петр.1:7 : «да искушение вашей веры (τ δοκμιον μν τς πστεως, русск. испытанная вера ваша) многочестнейше злата гиблюща, огнем же искушена (δοκιμαζμενου, русск. испытываемого), обрящется в похвалу»; δκιμος см. в Иак.1:12 , Рим.14:18, 16:10 , 1Кор.11:19 , 2Кор.10:18, 13:7 , 2Тим.2:15 ], доказано ныне вариантами LXX-mu, как его употребление подтверждается и папирусами 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

IX. О поклонении Богу Истинными поклонниками должны называться те, которые воздают Богу поклонение, наиболее сообразное с природой как поклоняемого, т.е. Бога, так и поклоняющихся, т.е. людей. Нельзя поэтому утверждать, что поклоняться Богу должно только духом (Он есть Дух), а телом не должно (Он бестелесен). Поклонение должно быть сообразно не только с природой Того, Кому кланяются, но и с природой того, кто кланяется (всякое дыхание хвалит Господа, и, конечно, каждое так, как по природе ему свойственно). Душа и тело человека произошли от Господа и вместе пользуются Божиими дарами, следовательно, вместе они должны и поклоняться Богу, благодарить Его: 1Кор.6:20 . Вся жизнь человека должна быть служением Богу: 1Фес.5:17 ; Рим.12:1 . Правда, в составе человека душа важнее тела: тело без духа мертво: Иак.2:26 ; но поклоняться Господу мы должны и духом и телом: 1Кор.6:15:19 . Примеры поклонения духовно-телесного дал нам Сам Господь: Лк.22:41:44 ; Бог требовал и принимал такое поклонение: Мф.4:10:28:9 ; Лк.17:16–18 . Телом поклонялись и наставляли им служить Богу и апостолы: Еф.3:14 ; Деян.20:36 ; 1Тим.2:8 . Из Откровения мы видим, что и в потустороннем духовном мире существует как бы телесное Богопоклонение: Откр.4:10–11 . Наконец, припомним евангельский рассказ о поклонении Богу фарисея и мытаря, из которых первый молился внутренне, сам в себе: Лк.18:11 , а второй выражал свою молитву во внешних действиях: ст.13. Кто из них оправдан? Отвергающие внешнее Богопоклонение сами себе не верны: ведь они читают же молитвы вслух, наклоняются, коленопреклоняют, руки прикладывают к груди, отсюда ясное доказательство, что человек, заблуждающийся умом, хотя и отрицает теоретически телесное Богопочитание, вопреки природе, но на практике выполняет то, что отрицает. Итак, истинные поклонники Богу это те христиане, которые поклоняются Богу в духе, т.е. в душевном расположении к Богу, в молитве и покаянии, и истине, т.е. в истинной вере во Христа, принесшего за нас в жертву Богу Тело и Кровь Свою и заповедавшего нам «творить эту тайную жертву в Его воспоминание» ( Лк.22:19 ). Ибо всякий раз, – по слову апостола, – когда мы едим хлеб сей и пьём чашу сию, смерть Господню возвещаем ( 1Кор.11:28 ), т.е. приносим истинную навеки, достаточную жертву Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но при всем том, однако же, добрые дела не суть естественный и необходимый плод веры; эта последняя, по учению Св. Писания, даже и при сильной степени своего напряжения может не сопровождаться истинно-нравственной деятельностью ( Мф.7:21–2 ; Иак.2:14 ; 1Кор.13:2 ). Отношение к окружающему миру, к людям, к своей плоти и – вообще вся совокупность отношений, из коих слагается жизнь и деятельность человека на земле, может и должна, конечно, определяться у христианина верой или – точнее – теми отношениями к Богу, какие устанавливаются верой. Но вера имеет здесь значение лишь высшего руководственного принципа. Действительное же устроение жизни по духу веры, само совершение богоугодных дел всякий раз зависит от решений воли человека, есть в собственном смысле его подвиг. Это свободное согласование жизни и деятельности с волей Божьей и есть то условие, в зависимость от которого (на ряду с верой) поставляется достижение человеческого спасения во всех библейских свидетельствах, приведенных нами выше. Царство небесное, жизнь вечную, как результат оправдания и спасения, – по учению Спасителя и апостолов, – могут наследовать только те из верующих, кто сами деятельно участвуют в устроении своего спасения исполнением заповедей нравственного закона. Потому-то и само блаженство вечное у представляется в Писании, как «награда» или воздаяние за свободный нравственный подвиг ( Мф.5:12 ; 1Кор.3:8 и 1Кор.3:14 ; Апок.11:18 ; Апок.22:12 и др.), a не как только дар божественной благодати, подаваемый туне, без всякого отношения к нравственно-практической деятельности самого человека. С точки зрения данных сейчас объяснений мы легко уже можем разрешить те недоразумения, которые смущают наших сектантов и дают им мнимый повод отрицательно относиться к православному догмату. Корень этих недоразумений – в ложном представлении касательно значения добрых дел. Сектанты наши навязывают православным вовсе не принадлежащее им (католическое) воззрение на добрые дела, как на заслугу перед Богом, в силу чего оправдание и спасение представляется внешним юридическим актом, при котором человек получает спасение за свои заслуги как должную отплату.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Простая вера наперед полагается в нас подобно некоему основанию, а знание уже потом понемногу построяется на ней, вознося нас «в меру возраста» во Христе и «в мужа совершенного» и духовного ( Еф.4:13 )… Ведь Христос есть для нас начало и основание святости и праведности, очевидно посредством веры, а не иначе, ибо таким именно образом в нас вселяется Он, 6, 69 ср. 8, 11. б. Христос являет Себя виновником спасения для тех, кои устремляют на Него свои взоры посредством сильной веры или и исследования божественных догматов 3, 14–15. Спаситель требует, чтобы мы разумно и сознательно усвояли веру (в вопросе: «веруешь ли сему?» Ин.11:26 ), вкореняя её в сердце и уме, без всякого сомнения и двоедушия 9, 26. Часто однако-ж бывает не безопасно подвергать слишком подробному исследованию то, что принято верою 5, 23. 351–352. Созерцаемое воочию всегда бывает для веры сильнее выражаемого в словах 17, 6–8. 53. Вера и благодать. Двоякий вид веры: один – догматический (δογματικν), состоящий в согласии (усвоении или признании) души относительно чего-либо, о коем сказано: «верующий в Сына не судится» ( Ин.3:18 ), – другой подается от Христа в качестве благодати, о коем сказано: «одному чрез Духа дается слово премудрости, другому же вера» ( 1Кор.12:8, 9 ), которая есть не догматическая только (теоретическая, относящаяся к учению), но и совершающая вышечеловеческие дела, так что «и горы переставляет» ( 1Кор.12:2 ). Марфа по слабости рассудка впала в неверие, но надо веровать твердо, чтобы увидеть то, что сверх надежды, – велик недуг двоедушия, он лишает благодатных даров от Бога 11, 40. Поэтому прекрасна вера, доставляющая нам богоданную силу благодати, напротив вредно двоедушие и сомнение 9, 6–7. К Спасителю не может прийти, кто еще не получил разумения от Отца, ибо если всякий дар от Бога ( Иак.1:17 ), то тем более познание Христа должно быть даром десницы Отца. Восприятие истины есть наивысшая степень благодати, и поскольку она является виновницею вышних благ, постольку она тем более должна зависеть от божественной щедрости.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мф.12:24, 27; Мк.3:22; Лк.11:15, 18—19), велиаром (см. 2Кор.6:15), князем власти воздушной (см. Еф.2:2), князем мира сего (см. Ин.12:31, 14:30), князем бесовским (см. Мф.9:34, 12:24; Мк.3:22; Лк.11:15), искусителем (см. Мф.4:3), денницей ( ωσφρος ­ lucifer, см.: Ис.14:12), Аввадоном (см. Откр.9:11), а прочие злые духи именуются: духами нечистыми (см. Мф.10:1; Мк.1:27, 3:11, 5:13, 6:7; Лк.4:36, 6:18; Деян.5:16, 8:7; Откр.16:13), духами зла, злыми духами (см. Еф.6:12; Лк.7:21, 8:2, 11:26; Деян.19:12—13), бесами, демонами (см. Мф.7:22, 9:34, 10:8, 12:27—28; Мк.1:34, 39, 3:15, 22, 6:13, 16:9, 17; Лк.4:41, 8:30, 35, 9:49, 10:17, 11:19—20; 1Кор.10:20—21; Иак.2:19), ангелами сатаны (см. Откр.12:7, 9; Мф.25:41).    То, что диавол и его ангелы — существа личные и реальные, Священное Писание показывает, описывая их явления людям и присутствие в этом мире. В книге Иова излагается, что Ангелы часто являются пред лице Божие, а вкупе с ними и диавол, и подробно изображаются все скорби, которыми, по Божию попущению, диавол искушает праведного Иова (см. Иов.1:6, 12, 2:2, 6). Злой дух возмущает Саула (см. 1Цар.16:14—15); коварно приступает к Давиду, совращая его на дело, не угодное Богу (см. 1Пар.21:1); в облике змия сеет первое в этом мире зло, распространившееся через души всех потомков Адама (см. Быт.3:1, 6, 14; Откр.12:9). В пророческом видении Захарии описывается первосвященник Иисус, стоящий перед Ангелом Господним, а с правой стороны от Иисуса стоит сатана, дабы Ему противодействовать (см. Зах.3:1). В книге Товита говорится о демоне, убегающем от кадильного дыма (см. Тов.8:3). Премудрый Соломон возвещает, что «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем.2:24).    Новый Завет представляет многочисленные доказательства о нечистых духах как существах самостоятельных, личных, реальных. Так, диавол описывается в нем прежде всего как искуситель, весьма изощренно и лукаво пытающийся соблазнить Спасителя. Спаситель ведет с ним диалог как с реальной, самостоятельной, разумной и свободной личностью (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010