е. примирение во Христе Бога с человеком (Мф 26. 28; Мк 14. 24; Лк 22. 20). Участие в завете возможно только при таинственном вкушении Тела и Крови Христовых: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6. 56). В апостольских писаниях В НЗ заповеди декалога полностью не приводятся. 5 заповедей упомянуты в беседе Господа с богатым юношей (Мф 19. 16-22; Мк 10. 17-22; Лк 18. 18-23). Христос перечисляет заповеди об отношении к ближнему - с 5-й по 9-ю, но вместо 10-й указывает на Лев 19. 18б - заповедь, к-рую он назвал наибольшей («люби ближнего твоего, как самого себя» - Мк 12. 28-31). Высокий авторитет нравственного содержания декалога сохраняется и для авторов НЗ. Ап. Павел говорит, что Д. з. можно понимать как развернутую формулировку основного нравственного закона: «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай [чужого]» и другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим 13. 9). В НЗ часто приводятся ссылки или аллюзии на заповеди декалога. Иисус Христос словами 1-й заповеди (со ссылкой на ВЗ) отвергает 3-е искушение от диавола (Мф 4. 10), а также упоминает ее в беседе с книжником (Мк 12. 29), подчеркивая необходимость возлюбить Бога. В развитие запрета упоминать имя Божие напрасно Христос совершенно запрещает клятву, ибо все во власти Бога (Мф 5. 33-37, ср.: 23. 16). Ап. Иаков говорит о 1-й заповеди как об основе веры в Бога (Иак 2. 19). На примере 6-й и 7-й заповедей («не убивай», «не прелюбодействуй») он показывает, что нарушение одного установления нравственного закона равносильно нарушению всего закона (Иак 2. 10-11). Ап. Павел, обсуждая в 1-м Послании к Коринфянам вопрос, оскверняет ли христианина вкушение идоложертвенной пищи, исходит из букв. понимания 1-й заповеди: идоложертвенное не может осквернить человека, т. к. Бог один и никакие существа на небе или земле не могут быть поставлены на один уровень с Ним, даже если их ошибочно и называют «богами» (1 Кор 8.

http://pravenc.ru/text/171772.html

Ибо Сказавший: “Не прелюбодействуй”, сказал также: “Не убей”. Если же ты не прелюбодействуешь, но убиваешь, – ты преступник Закона. Так говорите и так делайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости. Милость торжествует над судом. Иак 2:1–13 Пятница 31 седмицы. Послание Иакова, зачало 53 Братья мои, какая польза, если кто говорит, что имеет веру, дел же не имеет? Может ли такая вера спасти его? Если брат или сестра наги и лишены дневного пропитания, и скажет им кто из вас: “Идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не дадите им необходимого для тела, – какая польза? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто: “Ты веру имеешь, а я дела имею”, – покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе веру из дел моих. Ты веруешь, что Бог един? Хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли узнать, о пустой человек, что вера без дел не действительна? Авраам, отец наш, не делами ли был оправдан, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник? Ты видишь, что вера действовала вместе с делами его, и делами вера доведена была до совершенства, и исполнилось Писание, говорящее: поверил Авраам Богу, и это было зачтено ему в праведность, и он был назван другом Божиим. Видите, что делами оправдывается человек, а не верою только. Подобным же образом и Раав блудница не делами ли была оправдана, приняв вестников и отправив их иным путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Иак 2:14–26 Понедельник 32 седмицы. Послание Иакова, зачало 54 Братья мои, не многие делайтесь учителями, зная, что мы примем большее осуждение. Ибо все мы во многом спотыкаемся. Если кто словом не спотыкается, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Если мы коням вдеваем узду в рот, чтобы они повиновались нам, то и всем телом их мы управляем. Вот и корабли, как бы велики они ни были, и хотя бы и носились сильными ветрами, направляются совсем маленьким рулем, куда решает воля кормчего. Так и язык – маленький член, а много хвастается.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать» ( Лк.9:55,56 ). Сама же христианская религия никогда не воздвигала кровавых гонений против своих заблуждающихся чад, хотя и осуждала самые заблуждения, более или менее угрожавшие чистоте ее учения. Если же и бывали религиозные преследования в кругу истинной Христовой Церкви, то они исходили не от самой Церкви, но от мирской, государственной власти (преимущественно Византийской), которая в этих случаях преследовала не убеждения религиозные, но те волнения и смуты, которые производились в государстве еретиками. Итак, мнимо присущий христианской религии дух преследований и гонений за религиозные убеждения также не может служить доказательством против теснейшего взаимоотношения между религией и нравственностью. Напротив, доказательство в пользу той мысли, что между религией и нравственностью существует отношение их взаимного влияния друг на друга, мы находим в самом Священном Писании . Здесь, например, с одной стороны, утверждается что «без веры невозможно угодити Богу» ( Евр.11:6 ), с другой – «вера без дел мертва есть» ( Иак.2:26 ; Ср. Иак.2:17 ), приписывается полное значение только вере, «поспешествуемой любовию» ( Гал.5:6 ). Указание на ту же истину мы находим в учении отцов Церкви. Так, св. Игнатий Богоносец пишет: «Вера есть путеводитель, любовь – путь к Богу» 94 . Жизнь морального сознания проявляется тем, что оно требует от человека исполнения нравственного долга. Но это требование долга не совершенное, оно очень мало гарантирует исполнение долга. Никогда не чувствует себя человек таким беспомощным, как в трудные минуты нравственных испытаний, когда зло насильно влечет его к себе и как бы издевается над его усилиями сохранить свое человеческое достоинство. «Знаю, говорит ап. Павел, что не живет во мне, то есть в плоти моей доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим.7:18,19 ). Апостол различает в человеческом существе как бы две стороны: высшую, духовную, и низшую, плотскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Из того, что Христос есть Первосвященник ( Евр. 7:26–28 ), следует заключить, что у Него должны быть священники [Тексты на эту тему: Мф. 18:17, 28:19–20 , Ин. 20:21–23 , Деян. 8:14–17, 14:23, 20:28 , Иак. 5:14 , 1Пет. 5:1–5 , Рим. 10:15 , 1Кор. 3:9–12, 4:1–2, 4:15, 12:12–31 , Гал. 1:1 , Еф. 4:11–16 , 1Фес. 5:12–13 , 1Тим. 4:14, 5:17–18, 5:22 , 2Тим. 1:6–7, 4:13 , Тит. 1:5–10 , Евр. 5:4, 10:25, 13:7, 17 ]. Новозаветное Писание различает три степени священства: епископскую, священническую (пресвитерскую) и диаконскую. Будучи преемниками святых апостолов, они в границах своей должности продолжают их дело. О пресвитерах мы читаем в книге Деяний. Ап. Павел, «рукоположив им (христианам Листры, Иконии и Антиохии) пресвитеров в каждой церкви», помолился с постом и предал их Господу, в Которого те уверовали ( Деян. 14:23 ). Ап. Иаков поручил пресвитерам совершать таинство елеосвящения для исцеления болящих: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа» ( Иак. 5:14 ). Апостол Павел призывал верующих оказывать пресвитерам честь, соответствующую их служению: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» ( 1Тим. 5:17–19 ). И в другом месте об этом же: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою», – учил ап. Павел ( 1Фес. 5:12–13 ). Должность пресвитеров (позже называемых священниками) признавалась ниже епископской: пресвитеры (священники) крестили, совершали Евхаристию, отпускали согрешения кающимся, но не могли рукополагать других. О возникновении диаконской степени (низшей степени в церковной иерархии) повествует книга Деяний. Поводом к установлению диаконства было неудобство совмещать апостолам служение слову Божию с попечением о бедных и трапезах, которые учреждались для них: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» ( Деян. 6:2 ). Со временем главным назначением диаконов сделалось то, чтобы они помогали епископам и пресвитерам при совершении таинств и проповедания слова Божия. В послании к Филиппийцам ап. Павел вместе с епископами приветствует диаконов ( Фил. 1:1 ). Он также изображает, каковы должны быть диаконы и их семейства ( 1Тим. 3:8–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Искупление redemptio) – «есть избавление, освобождение, выкуп. Apolutrow – отвязывать от чего-то, освобождать от чего-либо. Искупление включает момент жертвы как очищение за грехи. Результатом искупления есть примирение с Богом. Усвоение искупления есть оправдание или спасение человека) в жертве Иисуса Христа и мы прощены. Это – объективное условие нашего оправдания. С нашей же стороны, т. е. субъективным условием оправдания является вера во Христа: «правда Божия через веру в Иисуса Христа» ( Рим.3:22 ). Оправданный, таким образом, становится в новое отношение примирения к Богу, возвращается в то состояние, которое он утратил в грехопадении. Как грязь очищается водою с погруженного в нее предмета, так грех очищается в таинстве крещения верой в омывающую баню Крови Христовой. Верующий верой соединяется со Христом, принимает в себя очищающую силу Христовой Жертвы и тем самым становится оправданным, освященным и святым. Верой мы принимаем «правду Божию», т. е. Его праведность, святость, – принимаем «даром», по благодати, искуплением в Иисусе Христе» ( Рим.3:24 ). Следовательно, благодать Божия является первой и главной причиной нашего спасения. Стих 3, 26: «...да явится Он праведным и оправдывающим...» показывает, что через дарование оправдания в жертве Сына Божия Бог оказался одновременно «праведным», т. е. правосудным (жертва за грех принесена) и «оправдывающим», т. е. любящим (мы оправдались Его жертвой, Его «правдой»). Но возникает вопрос: если оправдывает только вера, то не отменяется ли вообще закон, который тоже дан был от Бога? Этот вопрос ставит сам ап. Павел ( Рим.3:31 ) и отвечает: «Никак, но закон утверждаем верою». Как же утверждаем? Так, что вера отменяет только внешность закона, его мертвую букву, а внутреннюю, духовную его сторону, т. е. то, к чему он был призван – исправлять грешника, – утверждает. Так прорастающее зерно, с одной стороны, упраздняем свое тело, но с другой – утверждает его, ибо освобождает скрытую в нем силу, способную плодоносить. Закон стремился сделать человека праведным, но не мог. Это сделала вера и тем самым исполнила желание закона. Вера привлекает благодать для исполнения закона, и благодатью от веры, при делах веры, человек спасается. Слова ап. Павла, в которых он подчеркивает приоритет веры перед законом в деле оправдания грешника, давали иногда повод к различным неверным толкованиям ( 2Пет.3:16 ). «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28 ). Иногда считают это место противоречащим учению ап. Иакова о вере: «Что пользы, братия моя, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его»? ( Иак.2:14 ), и далее: «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Открой перед служителем алтаря Господня всю душу твою со всеми ее греховными делами и нечистыми помыслами, помня слова Св. Писания: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). Не забывай, что все, что откроешь на исповеди здесь, на земле, будет закрыто там, на небе; и что скроешь здесь, на земле, то откроется, как преступление, там, на небе, в день страшного суда Христова над всем миром и тобой! 1) Покаяние, или Исповедь, существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Прит. 28:13 ; Прем. Сол. 11:24; Примеры: Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездр. 10:10–11 ; Неем. 1:6–7 ; Ионы гл. 3–я. 2) Проповедовал о Покаянии и Иоанн Креститель: Мф. 3:2–6; Мр. 1:15 . 3) Христос обещал Апостолам дать власть прощать или не разрешать людям их грехи: Мф. 16:19; 18:18; а по воскресении дал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . 4) Св. Апостолы пользовались данной им властью прощать или связывать грехи: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2:8–10 . 5) Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тим. 5:18–20 ; Еф. 4:11 ; Иуды ст. 22–23, ибо Христос сказал им: Мф. 28:20. 6) Все грехи могут быть прощены, кроме «греха к смерти»: Иоан. 5:16 , «хулы на Духа Святого»: Мф. 12:31–32; непочитания за святыню «Крови Завета» и произвольного греха: Евр. 6:4–6; 10:26–29 . 7) Без исповеди во грехах человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . О Святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Очень важно, когда мы с чувством долга относимся к любому делу, которое нам поручается, когда исполняем это дело во имя Божие, как и сказано у апостола Павла: И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа (Кол. 3, 17). Вот что означает иметь веру вместе с делами — это когда каждому делу мы придаем религиозное значение. Вот почему государство должно быть именно религиозным: потому что нет таких сфер общественной жизни, которые не регулировались бы Божественными заповедями. Когда же у нас говорят, что Церковь отделена от государства, то насаждают веру бесовскую. Ведь что такое государство? Это тело. Это мы с вами, братия и сестры, каждый из нас. А что значит, если Церковь отделена от государства? Значит, государственное тело осталось без души, потому что душа нашего Российского государства — это Православие! А мы знаем, что происходит с телом, из которого вышла душа: оно гниет, разлагается. И мы наблюдаем за тем, как эти безумцы, эти нигилисты, которые не могут остановить наркоманию, говорят с экранов телевизора: " Мы уже проиграли! " Они не могут остановить преступность и говорят: " Мы и тут проиграли! " У них повсюду коррупция: те, кто первыми должны соблюдать законы, первыми же их нарушают! Недавно по телевизору было сообщение о том, что задержали огромную банду преступников. Вся эта банда состояла из работников милиции! Все они были киллерами: за деньги убивали людей. Мы постоянно слышим о таких преступлениях, братия и сестры... Итак, этот бесовский путь — путь секуляризации общества, отрыва религии от народа, Церкви от государства. Это та вера, которая нам не нужна. Это бесовский путь в никуда. Мы должны наполнить наше государство именно религиозным содержанием. Мы с вами, по слову Господню, есть та соль, которая должна все осолять, то есть все сохранять от гниения и разложения [ 1 ]. Прочитаем снова: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). И далее сказано: Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: " веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим " . Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 20–26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Православной Церковью. Пусть вспомнят сектанты грозные слова, сказанные Христом: «не всякий говорящий мне: Господи! Господи! войдет в царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Ибо, человек оправдывается делами, а не верою только ( Иак.2:20–24 ). Такую веру без дел имеют даже бесы ( Иак.2:19 )... § IV К великому сожалению, сектанты не могут освободиться от своих заблуждений даже в том случае, когда под оправданием верою, в согласии с истиной, разумеют начало нашего спасения во Христе. Так называемые «духовные христиане» – молокане Тамбовского толка и младо-штундисты – думают, что для этого спасения достаточно одной только веры во Христа; никаких «обрядов» или внешних действий для того будто бы не требуется... Таков ли на самом деле порядок усвоения нами правды Христовой, по учению Ап. Павла? Чтобы надлежащим образом ознакомиться с этим порядком, мы не должны вырывать из посланий Апостольских одних мест и упускать из виду других: так поступают только сектанты в угоду «преданиям» своих старцев. Для полного и истинного понимания учения Ап. Павла об оправдании нам нужно взять различные изречения этого Апостола по данному вопросу. Тогда окажется, что в деле начального нашего приобщения ко Христу имеет значение не одна только вера, – как того хотелось бы сектантам. Об этом вот что пишет Ап. Павел в послании к Галатам: «все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса, все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:26–27 ). Как видим, рядом с верой, усыновляющей нас Христу, здесь имеет силу и крещение . В крещении именно, по словам Апостола, мы «облекаемся» во Христа, – приобщаемся нашему Господу. Подобное же свидетельство находим и в посл. к Римлянам, – в том самом послании, которое такое значение придает оправдывающей нас вере. «Неужели не знаете, – спрашивает Апостол римских христиан, – что все мы, крестившееся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? И так мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых Славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Пусть не знают всего этого какие-нибудь жиды или татары, – они не знают, не разумеют, оттого, что «во тьме ходят» ( Пс.81:5 ); а мы ведь просвещены святым крещением: как же не знать нам своей веры православной? А между тем – горе нам грешным! – сколько православных, которые вовсе не знают, во что веруют, которых вера – слепая и мертвая... Знает музыкант свое искусство, знает врач целебную силу трав, знает судья гражданские законы, знает купец свои расчеты... И живописец и архитектор, и земледелец и моряк, и плотник и каменщик – все они знают каждый свое дело: только Христиане не знают – не хотят знать святой веры своей!.. И как много между нами таких, которые, если бы спросить их: сколько членов в Символе веры ? Сколько таинств церковных? Сколько заповедей Божиих? – не знают, что сказать в ответ, и остаются безгласны... Ведь стыдно сказать: Христиане веруют в Истинного Бога, и не знают даже того, что Сей Бог един по естеству, но троичен в лицах; веруют в Господа Иисуса Христа, и не знают ни Его чудес, ни Его Божественного учения, ни истории Его страданий и спасительной смерти; у Христиан есть Евангелие, но они не знают заповедей Евангельских; причащаются Таинств, но не знают вовсе благодатной силы этих Таинств; содержат праздники и посты, но не понимают, для чего они назначены и как должно проводить их... одним словом: веруют, но не знают, не заботятся узнать, во что они веруют!.. Поистине такая вера – вера слепая, и тот, кто верует, но не знает, не желает познать, во что он верует – слепец, блуждающий во тьме! Но, слушатели мои! – Если бы мы даже во всей полноте изучили и познали все учение святой веры нашей православной, но не стали бы прилагать этого знания к жизни, то и тогда никакой пользы от сего знания не получили бы. «Кая польза, братие моя, – говорит Апостол Иаков, брат Божий, – кая польза, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? Еда может такая вера спасти его?» ( Иак.2:14 ). – Нет, отвечает он: душою веры должны быть добрые дела: якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» ( Иак.2:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 5: апостолы Иаков, Петр, Иуда Апостол Петр. Икона конца 6 в. В послании апостола Иакова, более назидательном, нежели вероучительном, Лицо Святого Духа упоминается только раз, и то в цитате: не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит Дух, живущий в нас? (Иак 4:4-5). Синодальный перевод ставит здесь “дух” с маленькой буквы, но это никак не может быть человеческим духом, поскольку Его личное действие противопоставляется личным действиям тех, в ком Он обитает (глагол katoikeo — заселять, располагаться, обитать). То, что обитание Духа Святого в верующих исключает их внутреннюю направленность к чему-либо иному помимо Бога, объясняется личностными характеристиками обитающего в них Духа, Который до ревности любит (epipoteo подразумевает очень сильное чувство, букв “томиться по кому-либо”). Источник цитаты неясен, в Писании Ветхого Завета таких слов не найдено. Единственную параллель, которую предлагают Nestle-Aland, это: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20:5). Ревность в Ветхом Завете — одна из основных категорий, определяющих отношения человека (в составе общины избранных) с Богом: ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель (Исх. 34:14, Втор 4:24 и др.), здесь она усвояется Духу. Второй раз в послании pneuma упомянуто в значении духа человеческого (Иак. 2:26). У апостола Петра ссылок на Святого Духа больше и они разнообразнее. Помимо Третьего Лица Троицы pneuma это и человеческий дух — как то, что продолжает существовать после физической смерти (1Пет 3:19). Во многом пневматологические высказывания апостола Петра совпадают с расмотренными выше характерными особенностями пневматологии апостола Павла. Как и у апостола Павла, мы встречаем упоминание Духа в триадологическом контексте, наряду с Отцом и Христом: по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится (1Пет 1:2), также, как у апостола Павла, мы видим здесь освящающее действие Духа Божия (ср. Рим 15:16 и др.). Также, как у апостола Павла, Дух именуется Христовым (1Пет 1:11, ср. Фил 1:19 и др.).

http://pravoslavie.ru/1523.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010