1) Необходимо, чтобы, приступая к молите, предварительно приготовить себя к сему. «Прежде даже не помолишися, – пишет Премудрый, – уготови себе, и не буди яко человек искушая Господа» ( Сир.18:23 ). 2) Необходима живая вера и упование на Бога. «Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает» ( Евр.11:6 ). «Вся, елика аще вопросите в молитве верующе, примете» ( Мф.21:22 ). Кто молится без веры и упования на Бога, тот, по слову ап. Иакова, «подобен волнению морскому, ветры возметаемому... Да не мнит... яко получит что от Бога» ( Иак.1:6–7 ). 3) Необходимо глубочайшее смирение и благоговение, чтобы молились с полным сознанием нашего недостоинства и величия Того, пред Кем мы молимся. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). «На кого воззрю, – говорит Бог через пророка, – токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» ( Ис.66:2 ). «Бог гордым противится, смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Мытарь во время молитвы не смел и очей своих возвести на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже, милостив буди мне грешнику”, и он оправдан сошел в дом свой» ( Лк.18:10–14 ). 4) Необходимо, чтобы молитва была искренняя и нелицемерная. «Егда молишися, не буди якоже лицемери» ( Мф.6:5 ). «Приближаются ко Мне люди сии усты своими, и устами своими чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же чтут Мя...» ( Мф.15:8–9 ). 5) Необходима чистота совести и сердца и жизнь добродетельная. «Ибо как Бог есть свет и тмы в Нем нет ни единыя, так и мы должны ходить в свете, дабы иметь общение с Ним ( 1Ин.1:5–7, 2:6, 3:3, 20–22 ). «Он Бог, не любящий беззакония; у Него не водворится злой; Он ненавидит всех, делающих беззаконие» ( Пс.5:5–7 ). «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Бог через пророка. – Кто требует сего от рук ваших? Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои, и когда вы умножаете молитвы ваши, Я не слышу: ибо руки ваши полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите худые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного; защищайте сироту, вступайтесь за вдовицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

35. Однако же, когда я говорю о том, что благочестивая жизнь не тяжка и блаженна, да не подумает кто, что тем самым упраздняется тайна креста, и святой путь страданий ради Бога (1 Петр. 2, 19-21; 4, 1) отменяется для тех, кто принадлежит уделу Его (1 Петр. 2, 9; Еф. 1, 14); нет, конечно же, нет! Если бы я решил рассуждать так, то я виновен был бы пред родом сынов Твоих (Пс. 72, 15): пред Авраамом, Иовом, Давидом, Еманом (Пс. 87, 1), Иеремией и всеми святыми как Ветхого, так и Нового Завета. Ибо все они (каждый по-своему и каждый в свою меру) были научаемы, экзаменуемы и очищаемы Богом чрез различные искушения, испытания, оставление благодати, внутреннюю тьму, пустоту и сухость, страхования и прочие многие и великие скорби и страдания, по телу и душе. До нынешнего дня, и до конца веков неизменным остаётся Божие определение, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12), – не только внешне, чрез осмеяние и ненависть мира сего, но и внутренне, чрез многочисленные и разнообразные искушения, кресты и страдания (Иак. 1, 2), дабы стать им совершенными (Евр. 2, 10) и многими скорбями войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Но для благочестивой души все эти внутренние мучения, испытания и скорби будут становиться всё более и более лёгкими и даже обратятся в великую радость (Иак. 1, 2), и никак не смогут разорить её глубочайший мир в Боге, – если только душа будет со всем усердием учиться всю свою силу, крепость, отраду, утешение, благостояние и спасение полагать единственно и исключительно в Боге и в том, что Ему угодно. Не в себе самой, не в своих трудах и делах, не в радости и услаждении для себя, не в своём удобстве и покое; не в божественном свете, сладости, духовном удостоверении и тому подобных Божиих дарах, поскольку всё сие может и должно быть часто скрываемо и отнимаемо от души; но только в Самом Боге – ибо Он и Его воля не подвигаются и не изменяются вовек (Пс. 45, 6). И если душа в своих страданиях, какими бы они ни были, в глубочайшем самоотвержении и пусть ничего не видящей, но непоколебимой вере (Евр. 10, 38) всецело предаст верному своему Творцу всю себя и всё своё спасение (Мк. 8, 35), – то несомненно, после того, как пройдёт это время её обучения и она совершенно отринет свою правду и своё, не истинно-Божие, благочестие, уже и в нынешнем веке она достигнет мирного плода Божией праведности и святости (Евр. 12, 10-11).

http://bogoslov.ru/article/5141999

De spec. leg. 1. 295). О тяготах жизни говорится в соч. «О перемене имен»: «...ибо кто, согласно Иову, чист от осквернения (ρπος), если жизнь длится только один день?» ( Idem. De mut. nom. 48-49; ср.: Иов 14. 4: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один»). Силы, оскверняющие душу, действуют на нее с самого рождения человека, и полностью от них нельзя освободиться (ср. также: Idem. Quaest. in Gen. 1. 69; Idem. Quod deter. pot. 61). В Новом Завете И. к. не используется так часто, как др. книги ВЗ, в которых авторы НЗ усматривают прообразы событий служения Христа ( Hanson. 1969/1970. P. 148). Единственная прямая цитата из И. к. в НЗ находится в Иак 5. 11: автор призывает своих читателей «быть долготерпеливыми» (Иак 5. 7), ибо «мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа (τ τλος κυρου), ибо Господь весьма милосерд и сострадателен». Экзегеты по-разному толкуют слова τ τλος κυρου: либо как указание на благоприятный венец жизни Иова (ср.: Иов 42. 12), либо как на цель служения Иисуса Христа и на Его вознесение (напр., уже Aug. De fide et symb. 1. 3) или на Его Второе пришествие ( Mußner F. Der Jakobusbrief. B., 19773. S. 206-207). Упоминание Иова в Послании Иакова ясно показывает, что уже в это время образ восстающего против Бога Иова забыт и уступил место представлению о нем как о страждущем праведнике, которое в дальнейшем получает нравственное и типологическое толкование, а само терпение Иова связывается с христ. надеждой на воскресение мертвых ( Dani é lou. 1957. P. 101; Baskin. 1981. P. 222). Испытание Иова. Рельеф зап. фасада собора Нотр-Дам в Париже. 20-е — 30-е гг. XIII в. Испытание Иова. Рельеф зап. фасада собора Нотр-Дам в Париже. 20-е — 30-е гг. XIII в. Жанровое сходство (этические наставления, принадлежность к лит-ре премудрости) определило смысловую близость ряда других текстов И. к. и НЗ. Однако прямой зависимости исследователи не видят. Такими примерами могут быть Еф 3. 18 («...чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота») и Иов 11.

http://pravenc.ru/text/578206.html

В пример того, как много может молитва праведного, Апостол приводит двукратную молитву пророка Илии – сначала о засухе (ст. 17, см. 3Цар. 17:1 ), а затем о дожде (ст. 18, см. 3Цар. 18:42 ), причем в обоих случаях молитва пророка была точно исполнена Богом. Для того, чтобы пример великого пророка (см. Сир. 48:1–15 ) не сочтен был неподходящим для обыкновенных людей, Апостол при самом упоминании имени великого Илии называет его подобным, подобен страстным нам, ομοιοπαθς ημν, т.е. человеком одинаковой со всеми смертными ограниченной природы (ср. Деян. 14:15 ; Прем. 7:1 ). Иак.5:19 .  Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, Иак.5:20 .  пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. В заключение своего послания Апостол – с любвеобильным воззванием – «братия» – указывает на величайшее дело помощи христиан брату, отступившему от истины христианской, истины веры, мысли и жизни. Желая побудить христиан к такой деятельности, требуемой идеею органической связи всех членов Церкви, Апостол говорит об исключительной важности такого подвига: «пусть знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (ст. 20). К кому относится это последнее обещание, к обращенному ли грешнику или к обратившему его, получающему великую награду за свое высокое дело? В первом случае смысл тот, что «дело обращения грешника велико тем, что здесь, во-первых, спасается душа грешника от смерти, под которою, конечно, разумеется вечная смерть в духовном смысле и, во-вторых, дается основание такого спасения – покрывается множество грехов» (еп. Георгий). Принимая это объяснение (разделяемое проф. прот. Д.И. Богдашевским, еще ранее еп. Михаилом и др.), мы, однако, полагаем, что не исключается здесь и мысль о награде самого обратившего. В аналогичном рассматриваемому выражении Апостола Петра ( 1Пет. 4:8 ): «любовь покрывает множество грехов» по разъяснению блаж. Феофилакта, мысль та, что «милость к ближнему делает милостивым к нам Бога» (см. Мф. 6:14–15 ). Увещанием к важнейшему подвигу любви христианской Апостол и заканчивает свое послание, полное высокого богословия и святого нравоучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исцеляя при помощи елея, апостолы совершали действие Богоучрежденное, так как поступали, следуя «строгому смыслу данной им Христом заповеди» 5 . Новозаветные свидетельства о таинстве Елеосвящения Об исцелении через Елеосвящение пишет апостол Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Эти слова апостола являются ключевыми для богословия таинства Елеосвящения и примечательно, что в традиции Церкви они рассматриваются вместе с процитированным выше свидетельством Евангелия от Марка об исцелениях, совершавшихся апостолами через помазание елеем по повелению Самого Господа. Так, блж. Феофилакт пишет: «Что апостолы мазали маслом, говорит один Марк и еще Иаков брат Божий в своем Соборном послании» 6 . И из этих слов, и из их сопоставления с Евангельским свидетельством можно сделать вывод о том, что Елеосвящение, согласно церковной традиции, установлено Самим Господом: 1) назвав себя в начале послания «рабом Бога и Господа Иисуса Христа» ( Иак.1:1 ), апостол, как слуга и провозвестник Его воли, и наставления дает не от себя, но от имени Христова 7 ; предписание совершать елеопомазание дано апостолом с такой уверенностью, что в них можно видеть не просто совет, но заповедь, необходимую для исполнения в Церкви Христовой для всех мест и времен 8 . Наконец, эта заповедь представляется уже известной в Церкви, так как апостол полагает, что пресвитеры обязательно придут к больным и совершат известное им священнодействие 9 . Но главное в словах апостола Иакова даже не это, а то, что болящего в таинстве исцеляет вовсе не елей, а молитва веры, и восставляет больного Господь. В этом существенное отличие и новизна новозаветного елеопомазания от ветхозаветного и античного. Елей здесь употребляется не как простое медицинское средство, но как проводник высшей врачующей силы — Божественной благодати, которая производит желаемое действие.

http://azbyka.ru/tainstvo-eleosvyashheni...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 1.2 Пока в сердце нет дурных мыслей, – нет и беды 26. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Иак. 1:17). Платан Перед домом, на улице, рос большой, широко раскинувший свои ветви платан. Часто прохожие хвалили его: «Какой красавец. Какой пышный платан. Какую большую и густую тень он дает. Как хорошо отдыхать под ним в жару». Раздавались и другие голоса: «Сколько листьев осенью от этого дерева, а зимой, к тому же, с него падают ветки, и все это нужно убирать». А платан не становился от этого ни больше, ни меньше. Он всегда оставался одним и тем же. 27. «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1Петр. 3:13-14). Мальчик и пень В глубине сада стоял старый, сучковатый, замшелый пень от большого каштана. В этом же саду любил играть один мальчик. Больше всего на свете он боялся подходить к этому страшному пню, который казался ему ужасным разбойником из страшной сказки. «Разбойник, разбойник!» – кричал мальчик и убегал в дом к родителям. Как-то раз, вечером, отец взял мальчика за руку, подвел к грозному пню и сказал: «Смотри внимательно и без страха. Нет разбойника?» – «Теперь нет», – ответил мальчик. – «Но когда я боюсь его, – разбойник появляется, а когда не боюсь, – снова исчезает». 28 «Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.» (Иак. 1:25). Ночь в лесу Однажды летом юноша шел через лес. До своего дома добраться он не успел и заночевал в лесу. Начал накрапывать дождь. Юноша устроился под сосной и развел костер. Поначалу, пока горел огонь, молодой человек был спокоен. Но когда он стал засыпать, а костер к тому времени уже догорел, ему стало не по себе: то где-то хрустнет ветка, то в вершинах сосен зашумит ветер, то из глубины леса послышатся какие-то непонятные звуки. Юноше стало казаться, что лес полон всевозможных зверей и ужасных чудовищ. Ему припомнились различные страшные истории о лесных происшествиях, и мурашки побежали по телу. Но тут юноша подумал: «Я совершенно один в этом лесу, и, кроме меня вокруг никого нет». Страх сразу же прошел. А он продолжал рассуждать так: «Все эти лесные звуки естественны. Если бы это были звери, то дым от костра отпугнул бы их. Значит, это просто мои личные страхи. Если же что-то произойдет, то тогда и будем думать, что предпринять». Так он, успокоился и заснул. Просыпаясь в темноте, он вспоминал, что ему некого и нечего бояться, потому что все страхи только в нем самом, и снова засыпал. С тех пор этот юноша никогда не боялся ночевать в лесу один.

http://isihazm.ru/1/?id=104

Свидетели Иеговы используют места из Писания, где говорится об искушении Иисуса, и на этом основании они отрицают Его истинное Божество. Они говорят, что Бога нельзя искусить: «Бог не искушается [απειραστον – неискушаемый, недоступный искушению] злом и Сам не искушает [πειραζει] никого» ( Иак.1:13 ). Но Иисус действительно был искушаем сатаной, следовательно, как они понимают, Он не может быть Богом. «В Мф. 4:1 говорится, что Иисус подвергался «искушению от диавола». Показав Иисусу «все царства мира и славу их». Сатана сказал: «Все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне» ( Мф. 4:8,9 ). Сатана пытался заставить Иисуса предать Бога. Но о какой проверке преданности могла бы идти речь, если бы Иисус сам был Богом? Разве мог Бог восстать против самого себя? Нет. Но ангелы и люди могли восстать против Бога, и они сделали это. Искушение Иисуса имело смысл только в том случае, если он был не Богом, а отдельной личностью со своей собственной свободой воли; личностью, которая, как любой ангел или человек, могла при желании совершить предательство. С другой стороны, невозможно представить, чтобы Бог мог согрешить и предать самого себя. «Совершенны дела Его... Бог верен... Он праведен и истинен» ( Втор.32:4 ). Значит, если бы Иисус был Богом, его было бы невозможно искушать ( Иак.1:13 ). Не будучи Богом, Иисус мог совершить предательство. Но он остался верным, сказав: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: " Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф. 4:10 )». (Следует ли верить в Троицу? 1998 г., «Возможно ли искушать Бога? », стр. 14,15). Но это абсолютно искаженное понятие искушения. Свидетели Иеговы делают вольное заключение, что «Иисус мог [при желании] совершить предательство», хотя ни один стих Библии ни прямо, ни косвенно об этом не говорит. «Ибо мы не имеем такого первосвященника, который не мог бы сострадать немощам нашим, но Искушённого во всём, подобно нам, кроме греха». ( Евр.4:15 , ПЕК). Мы имеем только библейское свидетельство, что сатана подходил к Иисусу с предложением «совершить предательство», но это ничего не значит в отношении Иисуса. Свидетели Иеговы совершенно искусственно выводят эфимерную тему о «проверке преданности». Как можно допускать возможность необходимости такого испытания для Сына Божьего, если только у Него одного есть совершенно уникальные отношения с Отцом:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Страшное поругание любви происходит сегодня в мире. Сброшены покровы с греха, и грех назвали любовью. Блудницу называют невестой и развратника — женихом. Но скверный брак не может насытить плоти, а лишь распаляет страсти. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II Страшное поругание любви происходит сегодня в мире. Сброшены покровы с греха, и грех назвали любовью. Блудницу называют невестой и развратника — женихом. Но скверный брак не может насытить плоти, а лишь распаляет страсти. «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос. 4, 10). Этот внешний по отношению к Церкви мир живет по своим законам, поклоняется своим богам, имеет своих проповедников. «То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности. Девушки скрывали свою невинность, супруги — верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения — признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными» (А.Н. Толстой «Хождение по мукам»). Кажется, что о нашем времени написаны эти слова. Таков мир, что живет рядом с церковной оградой. Мы не можем уйти от этого соседства, не можем спрятать от него наших детей. Этот мир и это время — Божия данность, определенная для испытания нашей веры. «Испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1, 3), а «терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10, 36), — читаем у святых апостолов. Желающий спасения может только противостоять греху,не обвиняя никого, не ропща на обстоятельства, помня, что «Бог… Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (желанием) (Иак. 1, 13 — 14). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15), — говорит Апостол.

http://pravmir.ru/k-zhenixam-i-nevestam/

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 5: апостолы Иаков, Петр, Иуда Апостол Петр. Икона конца 6 в. В послании апостола Иакова, более назидательном, нежели вероучительном, Лицо Святого Духа упоминается только раз, и то в цитате: не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит Дух, живущий в нас? (Иак 4:4-5). Синодальный перевод ставит здесь “дух” с маленькой буквы, но это никак не может быть человеческим духом, поскольку Его личное действие противопоставляется личным действиям тех, в ком Он обитает (глагол katoikeo — заселять, располагаться, обитать). То, что обитание Духа Святого в верующих исключает их внутреннюю направленность к чему-либо иному помимо Бога, объясняется личностными характеристиками обитающего в них Духа, Который до ревности любит (epipoteo подразумевает очень сильное чувство, букв “томиться по кому-либо”). Источник цитаты неясен, в Писании Ветхого Завета таких слов не найдено. Единственную параллель, которую предлагают Nestle-Aland, это: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20:5). Ревность в Ветхом Завете — одна из основных категорий, определяющих отношения человека (в составе общины избранных) с Богом: ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель (Исх. 34:14, Втор 4:24 и др.), здесь она усвояется Духу. Второй раз в послании pneuma упомянуто в значении духа человеческого (Иак. 2:26). У апостола Петра ссылок на Святого Духа больше и они разнообразнее. Помимо Третьего Лица Троицы pneuma это и человеческий дух — как то, что продолжает существовать после физической смерти (1Пет 3:19). Во многом пневматологические высказывания апостола Петра совпадают с расмотренными выше характерными особенностями пневматологии апостола Павла. Как и у апостола Павла, мы встречаем упоминание Духа в триадологическом контексте, наряду с Отцом и Христом: по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится (1Пет 1:2), также, как у апостола Павла, мы видим здесь освящающее действие Духа Божия (ср. Рим 15:16 и др.). Также, как у апостола Павла, Дух именуется Христовым (1Пет 1:11, ср. Фил 1:19 и др.).

http://pravoslavie.ru/1523.html

1. Вера и дела Мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф.2:10 ). Имейте веру Божию. Ибо истину говорю вам: если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море; и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его; будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам (Мк.11:23, 24). Иисус сказал ей (хананеянке): о женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час ( Мф.15:28 ). Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Он (ап. Петр) скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой ( Деян.10:6 ). Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя: иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 сравни Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: вера есть сердечное влечение человека к Богу (Мк.11:23, 24), и вера есть вероучение, или знание о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой ( Рим.10:14 . Деян.10:6 ); вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например, у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины ( Мф.8:10, 15:28 ; Мк.7:26); дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например, у Италийского сотника Корнилия ( Деян.10:1, 2, 28 ). Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть еще истинный христианин. И штундисты и им подобные отступники от Церкви не имеют истинного вероучения (или вероисповедания), и потому они весьма заблуждаются. 2. Закон христианский Научите все народы, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Кто соблюдает весь закон, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всём ( Иак.2:10 ). Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010