288. Пусть монах имеет себя из последних последним, — и приобретет себе упование. Ибо смиряяй себе вознесется, а возносяйся смирится (Лук. 18, 14). 289. Злая укоризна монаху — гордыня, дерзость, безчувственность, безстыдство, безразсудность, вспыльчивость, безумие. 290. Если возлюбишь гордыню, будешь часть бесам; если возлюбишь смиренномудрие, будешь часть Владыке Христу. 291. Высокоумный человек много понесет печалей, а смиренномудрый всегда будет веселиться о Господе. 292. Высокоумие во всякое время домогается чести; а смиренномудрие в славе не превозносится, и в безславии не безпокоится; потому что ожидает награды от Господа. 293. Превозношение ослепляет умныя очи, а смирение просвещает их любовию; ибо Господь научает кротких путем Своим (Пс. 24, 9). 294. Опасно человеку надеяться на самого себя, а надеющийся на Господа спасется. 295. Украшающий одежды свои возгордится; а гордый монах — неоперившийся орел. 296. Смиренномудрый монах — легкий скороход и (как бы) меткий стрелок. 297. Как железо все утончает и покаряет, так и смирение по Богу разрушает козни врага. 298. Что рогатина для зверолова, и оружие для воина, то для монаха смирение. 299. Опасна человеку гордыня, в каком бы то ни было виде. Не люби гордыни; потому что нет в ней пользы. Всякая немощь при попечительности исцеляется, но недуг гордости — с трудом врачуемое зло; потому что она отвергает целительное врачевство и вымышляет для себя смертную отраву. Да не будет ея в рабах Христовых. 300. Хочешь ли быть великим? — Будь меньше всех (Мр. 9, 35). 301. Если выйдет брат из монастыря, не превозносись над ним мыслию, и да не будет он безчестен в глазах твоих: не веси бо, что родит находяй день (Прит. 3, 28). 302. Слушай того, кто говорит: мняйся стояти да блюдется, да не падет (1 Кор. 10, 12), и еще: не хваляй себе искусен, но егоже Бог восхваляет (2 Кор. 10, 18). Ибо многие думали о себе, что одержали они верх и начальствуют; но они стали из кромешных кромешными, а люди отчаянные прияли благодать; потому что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Пётр Заведеев Епитимии, их происхождение в Церкви и значение Под именем епитимьи разумеются наказания, налагаемые священнослужителем на некоторых из кающихся христиан для уврачевания их нравственных болезней. Власть налагать епитимии на некоторых, кающихся Церковь . получила от Господа вместе с тем, как получила власть и отпускать грехи. Епитимии, хотя, по существу своему, суть наказания, но по значению, наказания исправительные, врачебные. Это врачество от грехов, а не вознаграждения за грехи вечной Правде. Это подтверждает поступок ап. Павла, наложившего тяжкое наказание на коринфского грешника и потом, когда заметил, что оно произвело в грешнике скорбь и раскаяние, снявшего его ( 1Кор.5:1–5 снос. 2Кор.2:7 ). Божественное установление таинства елеосвящения, его действительность и употребление в Церкви. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Оно ведет начало от апостолов, которые мазаху маслом многи недужные и исцелеваху ( Мр. 6:13 ), получив на то власть от Христа Спасителя, Видимая сторона таинства н невидимые его действия ясно указываются ап. Иаковом ( Иак. 5:14–15 ). Видимая сторона таинства: – 1) Семикратное помазание больного освященным елеем и 2) молитва веры, произносимая священником. Невидимую сторону составляют: 1) благодатное прощение грехов и 2) исцеление от болезней. Понятие о браке. как таинстве Богоустановленном, и его действительность . Под именем брака разумеется таинство, в котором лицам брачующимся, по объявлении ими пред Церковью обета супружеской верности, преподается свыше Божественная благодать, освящающая их брачный союз, возвышающая его во образ духовного союза Христа с Церковью. Таинство брака установлено еще в раю ( Быт.1:28 ), его освятил Своим присутствием в Кане Галилейской Спаситель ( Ин.2 гл.). Из писаний Апостольских и из св. предания мы убеждаемся, что таинство брака несомненно существовало в Церкви с самого ее происхождения и ведет начало от Христа. Так, ап. Павел в послании к Ефесеям излагает обязанности супруги христианки ( Еф. 5:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Молокане, отрицая видимое миропомазание, отрицают и таинство елеосвящения, толкуя, что и то и другое таинство по сущности одинаковы и подлежат пониманию только в духовном смысле. Между тем евангельская история свидетельствует, что посланные Господом на проповедь Апостолы „многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мр. 6:13 ). Св. Ап. Иаков положительно повелел: – „Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» ( Иак. 5:14 ). Одних этих доказательств совершенно достаточно для опровержения молоканских толков о том, что внешние обряды миропомазания и елеосвящения не имеют за собою положительных оснований. Кто утверждает так, тот, следовательно, готов подозревать святых апостолов в том, что они действовали при Христе самовольно, а не с Его благословения. Но разве мыслимо подобное нарекание на апостолов. Глава 6-я. О таинстве покаянии У молокан под покаянием разумеется простое сознание во грехах грешника перед любым таким же грешником. Но не так говорит Новый Завет . Мы знаем, что перед Иоанном Предтечею, т. е. перед всеми призванным пророком Божиим люди, крестясь во Иордане, исповедывали грехи свои ( Мт. 3:6 ). Не всем безразличия последователям Своим, а только одним избранным для просвещения человечества Апостолам дал Господь власть правосудия над внутренним состоянием души каждого человека с правом разрешать или вязать ( Мт. 18:18 ). Не трудно понять из этих слов Господа, что желание Его было, чтобы лица, облеченные властью связывать и разрешать человеческие совести, совершали бы это духовное правосудие не по одному поверхностному взгляду на внешние поступки людей, а со всеми предосторожностями, т. е., чтобы входили в обсуждение непременно всех подробностей состояния и настроения кающейся души. Ведь всякое правосудие может назваться истинным и вполне достигшим своей доброй цели только в таком случае, когда совесть, которой оно касается, сама выносит полное убеждение в справедливости и заслуженности произнесенного над нею духовного приговора. А это достижимо только тогда, когда сама совесть предварительно даст о себе полный отчет. Следовательно, покаяние необходимо должно существовать у христиан как установленное такою властью, которая имеет отеческое право требовать полного отчета перед Видящим помыслы, как вещи, и Судящим их, как события, и должно совершаться непременно перед имеющими от Бога власть решить и вязать, т. е. перед обладающими особым даром духовного опыта, который способствует богоугодному и человекополезному отправлению правосудия над совестями. Глава 7-я. О святом причащении

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Там, где бывают две литургии (ранняя и поздняя), обе должны совершаться по чину литургии или св. Иоанна Златоуста , или св. Василия Великого , смотря по тому, литургию какого из этих чинов предписывает совершать Устав в данный день. 88 Литургия свв. Василия Великого и Иоанна Златоустог о. По своему основному содержанию литургия православной Церкви имеет Божественное происхождение: она получила своё начало в установлении таинства Евхаристии Иисусом Христом и в заповеди Его касательно совершения сего таинства ( Мф.26:26–29 ; Мр.14:22–24 ; Лк.22:17–20 ; Ин.6:54–59 ; 1Кор.11:23–25 ). Апостолы, исполняя заповедь Спасителя и следуя Его примеру, полнее раскрыли части Евхаристии, соединили совершение её с некоторыми обрядами для придания большей торжественности тайнодействию, установили чин литургии ( Деян.2:42–46; 20:7–12 ; Иак.2:1–9 ; 1Кор.10:14–22; 11:18, 14 ) и предали его основанным ими Церквам. Этот чин не был написан, а сохранялся в устном предании. По преданию, принимаемому всею Церковью , первые чинопоследования литургии составлены были св. ап. Иаковом 89 (для Иерусалимско-Антиохийских Церквей) и св. ап. Марком (для Египетских Церквей). Все известные с глубокой древности литургии, сходствуя между собою в основе, которою служит совершение Евхаристии, разнятся в подробностях. Такая разница объясняется тем, что апостолы свободно, под руководством Духа Божия, раскрывали сущность Евхаристии в литургии. Такой же свободой пользовались и преемники апостолов – предстоятели Церквей как во времена ближайшие к апостольским и, подобно им, обильные благодатными дарами, так и потом, во втором и третьем веках, когда чрезвычайные благодатные дары в Церкви прекратились. И теперь, как и прежде, образ совершения литургии передавался только по устному преданию и чрез употребление. Отсюда происходило разнообразие в совершении литургии не только между отдельными Церквами местными, но и в одной и той же Церкви. Это разнообразие не прекратилось и после того, как стали предавать литургии (ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

388 Молитвослов СПБ. 1879. Послед. св. причащения. См. в особ. кан. 3 по 9 п.; мол. 5, 7; ст. Метафраста. 390 Е. Феофан . Путь 171: «Всячески стóит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди. Если это не выполнено, то может случиться, что тогда, как духовный отец будет произносить: «прощаю и разрешаю», – Господь скажет: «а Я осуждаю». 391 Указанное начало жизни действует решительно во всех своих моментах. Почему мы молимся? Потому что веруем, что Господь нас услышит; иначе напрасна была бы молитва Иак. 1, 6. 7 . – Почему мы приобщаемся Христовых таинств, соблюдаем церковные обычаи и установления? Потому что веруем, что мы – члены тела Христова и для своего возрастания нуждаемся в дарах благодати. Ин. 6, 54–6 ; 1Кор. 15, 10 . Вся христианская жизнь основана на вере и доверии, без которых христианин не может сделать и одного шага на жизненном поприще: именно «верою бо ходим» 2Кор. 5, 7 . Без нее наступает саморазложение жизни. – Но чтó справедливо для верующего в его отношениях к Богу, то, по крайней мере, в рассматриваемом случае, справедливо для него и в его отношениях к ближнему. В основу устроения истинной жизни должен быть положен христианский оптимизм, а не мирской пессимизм. 392 I. Müller 323: «Если Апостол говорит: πντες υο θεο στε, основывая это на принятии ими (галатийскими христианами) крещения 3, 26. 27, то он берет исходным началом именно идею крещения, не обращая внимания на те исключения, которые обнаруживались в жизни некоторых крестившихся, потому что и последние были призваны к тому, чтобы отвечать этой идее». Ср. Reuter 29–46. 396 Tertull . Praescr. c. 10. 11. Cf. De carne Chr . c. 2 – М. Филар . Слова. III. 26. IV. 299. 399 Послан. вост. патр . Чл. 15. 16. 17. – При строгом анализе, напр., Мр. 16, 16 также окажется необходимая действенность таинства крещения в случае недостойно принимающих его. Спасен будет только тот, кто верует и крестится; кто же принимает крещение без веры, для того оно послужит в осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Уже сказано, что здоровых нет вообще. Та болезнь, которая сегодня мне кажется терпимой, завтра может принять опасные формы. И всем нам нужна память смерти, о чем и напоминает 6-я молитва. В церквах призывают к исповеди участников таинства соборования. На нашем приходе в этом нет особой нужды, так как к таинству приступают верующие, исповедующиеся с частотой от раза в неделю до раза в месяц. Автор, впрочем, допустил смешение понятий. Выражение «каяться в своих грехах» не обязательно указывает на сакраментальную исповедь перед священником. Великий Канон святого Андрея Критского весь посвящен покаянию, но ни разу (по крайней мере, прямо) не говорит о сакраментальной исповеди. Нельзя передергивать слова молитвы: священник молится, чтобы больной творил волю Божию и работал Ему со всяким благодарением, а наш Автор превращает эту священническую молитву в обещание самого больного «переменить свою жизнь и посвятить себя Богу» (взятые в кавычки слова – не из Требника, но от Автора вопросов). Наш Автор утверждает, что лишь за «последние 10–15 лет» таинство соборования приобрело «массовую популярность». А сколько лет вообще он наблюдает нашу церковную жизнь? По моему опыту, а я хожу в церковь с середины 1960-х гг., это таинство никогда не было «непопулярным». И никогда не было у меня ощущения, что во время совершения этого таинства церковь переполняется «лишними людьми». Хотя, конечно, с 1960-х годов многое изменилось. Тогда церковь посещали в основном старушки: удрученные различными болезнями, они очень хорошо знали, что когда они совсем слягут, священник к ним не придет – его не пустят ни в больницу (пугливые врачи) ни домой (безбожные родственники). Этими обстоятельствами или, лучше сказать, обстояниями промыслительно готовился пересмотр прежнего понимания таинства. И здесь нужно сказать хотя бы немного о его истории. Первые века являют совершенно неясную картину: несмотря на Мр. 6, 13 и Иак. 5, 14, источники не позволяют хотя бы с минимальной определенностью отличить Таинство Елеосвящения от других священнодействий с освящением елея. Эпоха церковной свободы (начиная с св. Царя Константина) документирована гораздо лучше. И мы тут находим великое многообразие не только молитв и чинов, но и самого понимания таинства.

http://pravmir.ru/tainstvo-soborovaniya-...

  Об этих Таинствах нужно сказать совсем кратко. Первое установлено в Библии прямо: «Болен кто из вас? Пусть позовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, - и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Хотя это прямо повелевается Иаковом - как правило, это постановление игнорируется протестантами главным образом потому, что не понимается надобность самого помазания елеем, потому что, как уже было отмечено, что в протестантском богословии Таинствам нет места вообще. Протестантские богословы, оправдывая то, почему это Таинство не совершается у нас, предлагают толковать это место так: масло было в то время как лекарство, которым лечили болезни. Сейчас нам нужно просто идти в больницу и лечиться. Таинство брака не считается Таинством у нас по той же причине: нет такого понятия в нашем богословии. Один пастор объяснял мне, что брак не считается Таинством, так как не имеет прямой связи со Христом (как крещение и хлебопреломление), хотя на деле это великое Таинство, когда двое становятся одним. Связь же со Христом у брака есть прямая, так как брак - это прообраз Христа-Жениха и Церкви-Невесты. Своими отношениями муж и жена должны проповедовать, пророчествовать о тех отношениях, которые имеет Христос со Своей Церковью. Как любое Таинство оно совершается только в Церкви, и Церковь венчает даже те семьи, которые прожили уже долго, но венчаны Ею не были, так как только Она может узаконить перед Богом и благословить брак. Часть III. О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ   Ничто так не объединяет весь раздробленный протестантизм, как его отвержение Священного Предания. Лозунг 8о1а 8спр1ига (только Писание) был важнейшим для реформации. Реформаторы, видя, что в католицизме много лишнего и противобиблейского, разом отвергли все Предание, и мы так же, естественно, поступили с православным Преданием, считая, что оно такое же, как и католическое. Основания для отвержения Св. Предания мы находим в обличительных словах Христа фарисеям: «...вы устранили заповедь Божью преданием вашим» (Мф. 15:6; Мр. 7:13). Павел Рогозин пишет, что в пятом веке Церковь решила, что Священное Писание не вполне отвечает требованиям духовной жизни ее членов и поэтому нуждается в каких-то дополнениях. Вот поэтому и вошли в употребление предания. Далее он говорит, что истории эти были известны под названием «фальсифицированных постановлений», которые как-бы объясняли не затронутые в Священном Писании вопросы, но на деле это был сборник компромиссов против прямых Божьих заповедей в угоду человеческим желаниям 116 . В таком примерно духе все протестанты понимают Св. Предание - как отступление от чистоты учения Писания и прибавления к нему своих человеческих норм, обрядов, верований, компромиссов и пр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Если же благодать Божия столь необходима для нашего спасения, – то необходимы и Св. Таинства, чрез которые тайным, невидимым для нас образом, – преподаётся благодать или, что то же, спасительная сила Божия. (Когда, напр., епископ или священник совершают Таинства, то чрез их священнодействия действует благодать Божия, – и священнодействующие суть только её орудия). Но почему это, бр., благодать Божия сообщается в таинствах чрез видимые знаки или образы? Ответим на этот вопрос словами св. Иоанна Златоуста : «Христос не предал нам ничего чувственного, – но всё духовное, – только в чувственных вещах. Так и в крещении чрез чувственную вещь воду – сообщается дар, – а духовное действие состоит в рождении и возрождении, или обновлении. Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе сии дары бестелесно; по елику же душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает тебе чрез чувственное». Но, бр., для того, чтобы благодать Божия в Св. Таинствах имела для нас спасительное действие, с нашей стороны необходимо требуется вера. «Благодатью есте спасени чрез веру», – говорит св. апостол. Кто принимает Таинство без веры, тот не только лишается спасительных плодов его, – но становится кроме, того, достойным осуждения Божия, так как ни во что вменяет Святыню Божию: «Иже не иметъ веры, осужден будет» ( Мр.16:16 ) сказал Спаситель. «Да приступаем же со истинным сердцем во извещении веры к престолу благодати, – да держим исповедание упования неуклонное, и да разумеваем друг друга в поощрении любви и добрых дел ( Евр.10:22–24 ), памятуя, что вера без дел мертва есть ( Иак.2:26 ) и что мы благодатью созданы во Христе Иисусе на дела благая ( Еф.2:10 )». Аминь. Поучение 34-е (на десятый Член Символ веры). О Таинстве Св. Крещения Всех Таинств Православной Церкви семь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, Священство, брак, елеосвящение. Крещение занимает первое место в ряду семи Таинств, – потому что оно служит для людей как бы дверью в Самую Церковь , по Слову Спасителя: аще кто не родится водой и духом, – не может внити в Царствие Божие ( Ин.3:5 ), – и след. служить как бы дверью ко всем другим таинствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

В.В. Симонов Принятые сокращения 211 1 Ин. – Первое послание апостола Иоанна 1 Кор. – Первое послание апостола Павла к Коринфянам 1 Пет. – Первое соборное послание апостола Петра 1 Тим. – Первое послание апостола Павла к Тимофею 1 Фес. – Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам 2 Кор. – Второе послание апостола Павла к Коринфянам 2 Пет. – Второе соборное послание апостола Петра 2 Тим. – Второе послание апостола Павла к Тимофею 2 Фес. – Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам 3 Цар. – Третья книга Царств 4 Цар. – Четвертая книга Царств Антиох. – Правила Антиохийского собора ап. – апостол Апок. – Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) Апост. – Правила святых апостолов БАН – Библиотека Российской академии наук блж. – блаженный Быт. – Книга Бытия ВВ – Византийский временник вмц. – великомученица Всел. соб. – Вселенский собор ВСЦ – Всемирный совет церквей Втор. – Второзаконие ВЦС – Высший церковный совет ВЦУ – Высшее церковное управление Гал. – Послание апостола Павла к Галатам ГИМ – Государственный Исторический музей гл. – глава ГТГ – Государственная Третьяковская галерея Дан. – Книга пророка Даниила Деян. – Деяния святых апостолов Евр. – Послание апостола Павла к Евреям EC – Европейский союз Еф. – Послание апостола Павла к Ефесянам ЖМП – Журнал Московской патриархии Зах. – Книга пророка Захарии Иак. – Соборное послание апостола Иакова Иез. – Книга пророка Иезекииля Ин. – Евангелие от Иоанна Иов. – Книга Иова Иоил. – Книга пророка Иоиля ИПЦ – Истинно православная церковь Ис. – Книга пророка Исаии Исх. – Исход кн. – книга Кол. – Послание апостола Павла к Колоссянам Лаод. – Правила Лаодикийского собора Лев. – Левит · Лк. – Евангелие от Луки м. – митрополит МВФ – Международный валютный фонд МДА – Московская духовная академия митр. – митрополит Мих. – Книга пророка Михея Мк. – Евангелие от Марка МП – Московский патриархат Мр. – Евангелие от Марка МСП – Межсоборное присутствие Русской православной церкви Мф. – Евангелие от Матфея Неем. – Книга Неемии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если желаем, братия мои возлюбленные, улучить царствие Божие, то надлежит нам иметь к тому всякое внимание и тщание, всякую ревность и подвиг, и никак не думать, что для того, чтобы спастись, достаточно нам лишь веровать в истиннаго Бога и быть православными христианами, приводя в оправдание такого мнения сказанное Господом слово: иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мр. 16:16). Напротив сего–то ради наипаче и должно нам подвизаться и ревновать о том, чтобы ходить достойно звания, в которое призваны, как говорит Апостол Павел, т. е. делать дела достойныя Христа, от Коего получили имя и называемся христианами, зная, что большее получим осуждение, если не смотря на такое наименование будем жить в лености и нерадении. Посему не думай, брате мой, что спасешься с одною верою. Кая польза, аще веру кто глаголет имети, дел же не имать? Еда вера может спасти его? учит св. апостол Иаков (2:14). Послушай, что и сам Господь говорит: Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть па небесех (Мф. 7:21). Тоже внушает и божественный Павел, говоря: Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всякое дело благое неискусни (Тит. 1:16). Видишь, возлюбленный, как невозможно спастись кому–либо с одною верою без дел? Еслибы спасались одною только верою, то все бы люди спаслись и никто из нас не погиб бы; потому что нет человека, который бы не веровал, что есть Бог. Даже и злые демоны веруют, что есть Бог. Слушай, что сами они говорят: вем Тя, кто еси, Святый Божий (Мр. 1:24). И опять в другом месте говорили они об Апостолах: сии человецы раби Бога Вышняго суть, иже возвещают путь спасения (Деян. 16:17). Видишь, что и бесы веруют, что есть Бог? И однакож эти верующие, что есть Бог, осуждены в геенну огненную за злыя дела свои. Итак, добра есть вера, если стяжешь и дела. Иначе, как тело без души бывает недвижимо и недейственно, так и вера без дел мертва есть. И послушай, что после приведенных выше слов, — кая польза человеку, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? Еда может вера спасти его? — говорит св. Иаков, брат Божий: аще брат или сестра наги будут и лишени будут дневныя пищи, речет же им кто от вас: идите с миром, грейтеся и насыщайтеся: не даст же им требования телеснаго: кая польза? Такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе. Докажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою (Иак. 2:14—18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010