В 1-й пол. окт. 1923 г. еп. Иакову удалось побывать в Москве, его хиротония была признана действительной, о чем была выдана ставленническая грамота. Тогда же Святейший патриарх назначил еп. Иакова временно управляющим Оренбургской епархией. По возвращении из Москвы еп. Иаков сформировал временное епархиальное управление, приступившее к работе 21 окт. Состав управления и статус еп. Иакова как его председателя были утверждены экстренным собранием оренбургского духовенства. Материалы кон. 1923 г. свидетельствуют об успешных действиях еп. Иакова по укреплению в регионе позиций Патриаршей Церкви. Так, в информационной сводке VI отд-ния секретного отдела ОГПУ «О состоянии православных церковников по губерниям СССР» на 1 янв. 1924 г. в отношении Оренбургской губ. говорилось об усилении под влиянием еп. Иакова борьбы православных с обновленцами. В документе, впрочем, содержится утверждение, что «ставленник Тихона епископ Яков перешел в ряды обновленцев, работая с ними воедино» (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 387-390). О двойственности позиции еп. Иакова свидетельствовали и его дальнейшие действия. Под руководством епископа епархиальное управление в конце окт.- нач. нояб. 1923 г. выпустило воззвание о подготовке к губ. епархиальному съезду, назначенному на 5 дек., и «о линии проведения обновленческого движения, хотя на первый раз и не в широких формах» (цит. по: Страницы истории. 2014. С. 204). Подробнее о воззвании свидетельствовал позже оренбургский свящ. Алексий Гумилевский: «В 1923 г. явился епископ Иаков Маскаев Антониновского рукоположения (полуобновленец), который… стал добиваться пред властями легализации, издав декларацию, в которой осуждалась контрреволюционная деятельность патриарха Тихона, дабы он, Тихон, за эту деятельность был судим, и выработано постановление о подчинении Оренбургской Церкви в административном отношении обновленческому синоду, втайне оставшись в связи с Тихоном» (Архив УФСБ РФ по Оренбургской области. Д. 6273-п. Л. 145 об ). Еп. Иаков открыто высказал свою позицию впервые 2 дек.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

В 1916 г. при Знаменской церкви построили и освятили каменную часовню в память 300-летия царствования дома Романовых. Внешний вид этой часовни взят за основу при проектировании уже в наше время храма святого царевича Алексия при краевой клинической больнице. 27 октября 1918 г. прихожане Знаменской церкви, выслушав доклад священника Иоанна Шорина, постановили: вносить ежегодно каждому «18 рублей на дела церковной благотворительности, религиозно-нравственного просвещения и другие дела спасения ближнего». Но новой власти было не до нравственного воспитания. В 1922 г. под видом помощи голодающим Поволжья начинается кампания по изъятию церковных ценностей. В 1933 г. в город прибыл архиепископ Иаков (Маскаев). После концлагеря он был выслан в Сибирь, где и прошли последние дни его исповеднического пути. В Знаменском кафедральном соборе архиепископ Иаков нес свое архипастырское служение. На Пасху в Знаменский храм приходили не только горожане, но и люди из пригорода, чтобы получить благословение владыки. В последнее время перед арестом архиепископ Иаков служил каждый день. И ежедневно пешком, в полном облачении, с архиерейским посохом, ходил в храм — служил, проповедовал. Силы уже оставляли владыку, по пути он делал несколько остановок, чтобы передохнуть, и следовал дальше, опираясь на посох. В октябре 1936 г. он был арестован, а 29 июля 1937 г. - расстрелян. В марте 1938 г. было сфабриковано дело об убийстве сторожа при Знаменской церкви, по которому «раскрыто» дело одной из групп «контрреволюционно-монархической повстанческой организации». 7 декабря 1938 г. подписана смета на переоборудование церкви и в здании сначала разместился архив НКВД, затем Барнаульское архивное бюро, а позже его переименовали в Государственный архив Алтайского края. Решением крайисполкома от 11 апреля 1939 г. церковь была закрыта. В том же году снесли купол, разбили колокольню. В здании устроили второй этаж. Дементий Паротиков в книге «Барнаул в воспоминаниях старожилов» (научный руководитель проекта – профессор Лидия Дмитриева) рассказывает, как он стал свидетелем того, как со Знаменского «сдёргивали» крест: Закладка храма состоялась в 1853 г. С этого времени староста церкви Василий Степанович Мушников шлет прошения от имени прихожан «ко многим архипастырям» с пожеланиями иметь списки с чудотворных икон Божией Матери. Все, к кому обратился староста, откликнулись на просьбы и прислали в Барнаул списки с чудотворных икон...

http://sobory.ru/article/?object=20576

Золя Эмиль, французский писатель 217 Зосима (Сидоровский), обн. архиепископ 77, 274, 276, 1011 И. С. см. Соловьев Илья Владимирович, историк Иаков (Маскаев), архиепископ, свмч. 747, 753–754 Иаков (Немоловский), обн. епископ 499, 754–755 Иаков, архимандрит представитель Вселенского патриарха 95, 461 Иваницкий, обн. священник Курской епархии 242 Иванов Владимир, митрополит см. Флавиан (Иванов), архиепископ Иванов Н. П., автор соч. 713 Иванович Любомир, сербский священник 113 Ивановский, протоиерей, осуждённый по петроградскому процессу 251 Ивлев Дмитрий, обн. диакон 529 Игнатий (Брячанинов), свт. 178, 508 Игнатий (Жебровский), обн. архиепископ 420, 755–756 Игнатий (Садковский) , епископ 239, 509 Игнатий Богоносец 119, 231 Игнатий, патриарх Московский 171, 481 Игнатий, греческий архиепископ см. Игнатий, патриарх Московский Иеремия, пророк 144 Иерофей (Померанцев), обн. митрополит 242, 256, 419, 529, 530, 756–757, 1011 Иерофей. епископ Иваново-Вознесенский см. Иерофей (Померанцев), обн. митрополит Иерусалимский Патриарх 67, 94 Измайлов А., писатель 522 Изотов В. И., осуждённый по петроградскому процессу 251 Иларий (Ильин), иеромонах, в последствии епископ 597 Иларион (Троицкий) , архиепископ, свмч. 83, 346, 349, 353–355, 399, 731, 752 Иларион, митрополит см. Иларион (Троицкий) , архиепископ, свмч. Иларионов Сергий, петроградский обн. священник 304 Илиодор (Труфанов), иеромонах 180, 181, 1004 Илья (Фокин), обн. архиепископ 421, 757–758 Иннокентий (Бобцов), обн. епископ 758 Иннокентий (Копейкин), обн. архиепископ 759–760 Иннокентий (Кулаков), обн. епископ 760 Иннокентий (Летяев). архиепископ 69, 215, 220, 286, 760–762 Иннокентий (Орфеев), обн. епископ 421, 762–763 Иннокентий (Пустынский), обн. митрополит 104, 353, 304, 309, 421, 439, 440, 486–488, 496–498, 501, 764–766, 1010 Иннокентий (Смирнов) , архимандрит, в последствии епископ Пензенский 141, 1000 Иннокентий (Тихонов), архиепископ 229 Иннокентий (Фигуровский), епископ 89 Иннокентий (Ястребов), архиепископ 255 Иннокентий III, римский папа 537

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Состоялось очередное заседание открытого исторического общества Казахстанского митрополичьего округа 22 октября 2021 г. 13:37 20 октября 2021 года по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в конференц-зале духовно-культурного центра имени митрополита Иосифа (Чернова) в городе Алма-Ата состоялось очередное заседание открытого исторического общества Казахстанского митрополичьего округа . В работе заседания под председательством управляющего делами Православной Церкви Казахстана епископа Каскеленского Геннадия приняли участие: секретарь комиссии Митрополичьего округа по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов); представитель ассоциации религиозных объединений Казахстана по городу Алма-Аты и Алма-Атинской области В.Г. Овсянников; ведущий специалист Центрального государственного архива О.Р. Белоносов; председатель Союза православных граждан Казахстана К.Д. Бялыницкий-Бируля; краеведы А.Г. Воронов, Н.А. Букетова, С.И. Степанова; сотрудники Агентства православных новостей Е.А. Морозова, К.Д. Маскаев, Г. Галкина; журналист К. Горожанкин, историк Ю.А. Шустов; член комиссии Алма-Атинской епархии по канонизации святых М. Ивашко; студенты Алма-Атинской духовной семинарии . Собрание открыл приветственным словом епископ Геннадий. Владыка поздравил присутствующих с государственным праздником страны — Днем духовного согласия, а также огласил повестку заседания. Секретарь комиссии Митрополичьего округа по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов) представил вниманию слушателей доклад о священномученике Константине Аксенове. Затем, в ходе заседания открытого исторического общества, краевед С.И. Степанова презентовала присутствующим свой авторский  сайт «Старинарий»» . Данный интернет-портал представляет собой электронную базу данных по истории города Верного.   Сведениями о жизни и трудах известного зоолога А.А. Бялыницкого-Бирули поделилась сотрудник Агентства православных новостей Е.А. Морозова. По окончании доклада состоялся обмен мнениями по широкому спектру вопросов, касающихся региональной истории. Следующее заседание открытого исторического общества Казахстанского митрополичьего округа состоится во второй половине ноября текущего года. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Алма-Ате состоялось первое в 2021 году заседание открытого исторического общества Казахстанского митрополичьего округа 28 января 2021 г. 16:49 22 января 2021 года в городе Алма-Ате по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в конференц-зале духовно-культурного центра имени митрополита Иосифа (Чернова) состоялось очередное заседание открытого исторического общества Казахстанского митрополичьего округа . В работе под председательством управляющего делами Православной Церкви Казахстана епископа Каскеленского Геннадия приняли участие: секретарь комиссии Митрополичьего округа по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов); заслуженный деятель культуры В.Д. Коренчук; представитель ассоциации религиозных объединений Казахстана по городу Алма-Ате и Алма-Атинской области В.Г. Овсянников; краеведы А.Г. Воронов, Н.А. Букетова, С.И. Степанова; журналист К.Д. Маскаев, сотрудник Агентства православных новостей Е.А. Морозова, писатель-журналист В.В. Шупейкин; член комиссии Алма-Атинской епархии по канонизации святых М. Ивашко; студенты Алма-Атинской духовной семинарии . Собрание открыл приветственным словом епископ Геннадий. Он поздравил присутствующих с праздником Крещения Господня и с наступившим новолетием. Краевед А.Г. Воронов выступил с сообщением о создании системы водоснабжения города Верного. Он рассказал о проектировании и строительстве разветвленной системы арыков и озеленительных мероприятиях, проводимых руководством и жителями города во второй половине XIX века. К 150-летию учреждения Туркестанской епархии иеромонах Иаков (Воронцов) подготовил доклад об основных вехах жизненного пути первого иерарха Великой степи архиепископа Софонии (Сокольского). По окончании выступления состоялся обмен мнениями по широкому спектру вопросов, касающихся региональной истории. Следующее заседание открытого исторического общества Казахстанского Митрополичьего округа состоится в середине февраля сего года. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Лично ко мне из сел как Балашовской епархии, так и из других епархий никто и никогда, не обращался с просьбой дать указания, как и что предпринимать по вопросу закрытия церквей со стороны местных органов власти. Летом 1929 года ко мне на квартиру пришла неизвестная мне гражданка, назвалась монахиней бывшего подворья Балашовского монастыря в Царицыне и просила меня сообщить, какого я церковного течения, кем назначен епископом Балашовским и какого я мнения о митрополите Григории Екатеринбургском. На что я ей ответил, что я православный, назначен митрополитом Сергием Нижегородским, что же касается Григория, то я его считаю отколовшимся от Православной Патриаршей Церкви. Когда я своими ответами удовлетворил просительницу, я в свою очередь задал ей вопрос, кто она и почему ее эти вопросы интересуют. На что мне эта монахиня сказала, что она приехала из Сталинграда, где большинство городских приходов перешло к григорианцам, а также она слышала, что я являюсь обновленцем, и она приехала это проверить и, если это правда, что я обновленец, то спасти здешних сестер от заблуждения. Далее эта монахиня задала мне вопрос, что если я не обновленец, то почему молюсь за власть, на что я ей также дал исчерпывающий ответ, который, по-видимому, ее удовлетворил, и больше она ко мне не приходила, и я ее больше не видал... В отношении проповедей, произносимых мною почти после каждой ей службы, могу сказать, что в своих проповедях я исключительно касался евангельских тем, не сопоставляя их с современной жизнью и не касаясь в них современных политических и бытовых вопросов». Все обвиняемые и некоторые свидетели, будучи допрошены о владыке, говорили о нем как о выдающемся архиерее и ревностнейшем архипастыре, обладавшем среди православных города бесспорным и заслуженным авторитетом. Никто из обвиняемых не подтвердил фактов антигосударственной деятельности епископа, но для властей было достаточно свидетельства о его церковной деятельности. Сам епископ Иаков на допросах отказался давать показания против арестованных вместе с ним людей (благодаря чему многие из обвиняемых были освобождены), не признал себя виновным в «антисоветской деятельности».

http://drevo-info.ru/articles/15567.html

Патриарх Тихон (Белавин) принял его в молитвенное общение, но предложил написать письменное заявление, что владыка не имеет ничего общего с обновленческим Синодом. Епископ Иаков выполнил предложение Патриарха и написал заявление в обновленческий Синод, что он не желает и не находится в его подчинении. После этого его хиротония, как совершенная архиереями старого поставления, была признана действительной. В это время владыку беспрестанно вызывали в ОГПУ, грозя арестом и предлагая стать негласным сотрудником. Видя, что властями созданы такие условия, когда он не может выехать из города для установления связи с Патриархом, владыка решил согласиться, для того, чтобы хоть несколько ослабить надзор над собой и канонически разрешить вопрос о законности своей хиротонии, получив об этом официальный документ Патриарха. Он заявил начальнику ОГПУ о своем согласии на сотрудничество. А затем в конце 1923 года выехал в Москву , где побывал у Святейшего и получил все необходимые документы, подтверждающие подлинность его хиротонии, и вернулся в Орск, где был тут же вызван к начальнику ОГПУ, который спросил его, зачем он ездил в Москву. Владыка ответил, что ездил за ставленнической грамотой. Оренбургский епископ 31 июля 1924 г. был назначен епископом Оренбургским . Активно противодействовал в епархии обновленческому расколу . Авторитет епископа Иакова среди верующих беспокоил представителей советской власти. Неоднократно его вызывали на допросы в ОГПУ, но он решительно отказался от предложений негласного сотрудничества с властями, не согласился с требованием примириться с обновленцами и ограничить число проповедей. Он заявил, что проповедь - уставная часть богослужения, а отменять устав он не может. 13 января 1925 г. был запрещен обновленческим синодом в священнослужении, но этот запрет ничего для него не значил. Прибывший в Оренбург обновленческий «архиепископ» Андрей (Соседов) при поддержке властей захватил здание епархиального управления, кафедральный собор и несколько других храмов.

http://drevo-info.ru/articles/15567.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Мученики, исповедники и подвижники Русской Православной Церкви XX столетия Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Игумен Дамаскин (Орловский) Книга 5. Тверь, " Булат " , 2001 - 480 страниц. Тираж 15 000 экз. СОДЕРЖАНИЕ ЯНВАРЬ 01.01 (14.01)   Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и иже с ним пострадавшие священномученики Иоанн (Сульдин), Иоанн (Смирнов), Александр (Органов), Трофим (Мячин), Александр (Иванов), Вячеслав (Инфатов), Василий (Витевский) и Иаков (Алферов)......   3 25.01 (07.02) Священномученик Алексей (Бельковский), архиепископ Великоустюжский................  20 Преподобномученик Никифор (Югов)...........  26 22.01 (04.02) Священномученик Евфимий (Тихонравов).......  31 30.01 (12.02) Мученик Стефан (Наливайко).................  35 ФЕВРАЛЬ 04.02 (17.02) Священномученик Николай (Кандауров)........  54 13.02 (26.02) Священномученики Зосима (Трубачев), Николай (Подьяков) и Виктор................  62 15.02 (28.02) Священномученики Михаил (Пятаев) и Иоанн (Куминов)..........................  71 01.03 (14.03) Преподобномученица Анна (Макандина)........  86 АПРЕЛЬ 25.04 (08.05) Священномученик Сергей (Рохлецов)..........  89 01.05 (14.05) Мученица Нина (Кузнецова)..................  93 18.06 (01.07) Священномученик Сергей (Кротков)........... 101 06.07 (19.07) Преподобномученик Феодор (Богоявленский)... 105 16.07 (29.07) Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин), преподобномученик Феодор (Никитин) и мученик Иоанн (Протопопов)............... 131 АВГУСТ 19.08 (01.09) Священноисповедник Николай (Лебедев)....... 169 СЕНТЯБРЬ 02.09 (15.09) Священномученики Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, Иоанн (Иванов), преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря, и мученики Николай (Бурлаков), Анатолий (Барашков), Михаил (Трубников)

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Подготовка и проведение конференции «Духовное наставничество как основа и идеал истинного учительства: история и современность» было осуществлено в соответствии с планом мероприятий проекта семинарии — победителя грантового конкурса «Православная инициатива» 2023 года «К истокам нравственности: духовное наставничество в Оренбургском крае». С мая 2014 года в Оренбургской духовной семинарии стало традиций проведение научно-практических конференций, затрагивающих актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви, православного богословия, соработничества Церкви и государства, межконфессионального диалога. В ноябрьской конференции 2023 года приняли участие ученые, представители духовенства, преподаватели и студенты духовных и светских высших учебных заведений, специалисты в области богословия, философии, религиоведения, истории, филологии, культурологии из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Тобольска, Омска, Новосибирска, Краснодара, Саратова, Саранска, Владимира, Тольятти, города Печоры, Оренбурга и Оренбургской области. Конференция проходила в смешанном (очном и дистанционном) формате. Проблемное поле конференции охватывало широкий круг вопросов: святоотеческое наследие и духовное наставничество, духовное наставничество в истории Русской Православной Церкви, подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, духовное наставничество в инославных и неправославных традиционных религиях, роль духовности в современной образовательной системе, современные вызовы и проблемы духовного наставничества, перспективы и возможности путей их преодоления. На пленарном заседании были заслушаны доклады ректора Оренбургской духовной семинарии, кандидата богословия иерея Петра Панова «Протоиерей Феодор Дмитровский – первый ректор оренбургской духовной семинарии», проректора по научной работе Оренбургской духовной семинарии, профессора, доктора философских наук М.Н. Ефименко «Преподавательская корпорация Оренбургской духовной семинарии (1884-1919)», проректора по учебной работе Нижегородской духовной семинарии, кандидата богословия, доцента А.В. Дьяконова «Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) (1924-2001) как педагог и наставник», доцента кафедры филологических дисциплин, кандидата филологических наук, научного сотрудника Оренбургской духовной семинарии Л.Е. Ильиной «Священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский».

http://bogoslov.ru/event/6193756

1927–1929: 10(23).01.1929–30.06(13.07).1930: Иоанн Георгиевский 09(22).10.1932–18.06(01.07).1933: Иоанникий Чанцев 11(24).08.1933–17(30).01.1935: Владимир Горьковский 17(30).01.1935–03(?). 1935: Леонид Антощенко 03(16).04.1935–14(27).01.1937: Пётр Савельев Кунгурская (обн.) 06(19).12.1922–11(24).04.1925: Николай Ашихмин 23 .03(05.04).1925–1925: Серафим Коровин –1934: 1934–: Николай Ашихмин, паки Купянская (обн.) Владимир Дубчук Иоасаф 1929–1930: Гавриил Киперман Курганская 1924–03(16).09.1927: Алексий Орлов 03(16).09.1927–02(15).01.1928: Георгий Анисимов 02(15).01.1928–1928; Иаков Маскаев 1928–1928: Сергий Анисимов 01(14).03.1929–1929: Пётр Гасилов 30 .08(12.09).1930–10(23).10.1931: Иоанн Братолюбов 1931–06(19).11.1933; Мелхиседек Аверченко 06(19).11.1933–22.11 (05.12). 1934: Ираклий Попов 1934–1950: Курганская (обн.) 1922–1923: Иоанн Туторский 13(26).11.1923–30.09(13.10).1925: Константин Прокофьев 1925–1925: Михаил Фивейский 27 .09(10.10).1925–12.1925: Аристарх Николаевский 1926–13(26).08.1927: Василий Бехтерев, в. у. 08(21).09.1927–04(17).10.1927: Николай Шумовский 1927–: Филарет Домрачев –1929: 1929–09.1929: Сергий Волков 1929–1934: Сергий Баженов 04 .1931–1932: Димитрий Крылов Курская 11(24).07.1914–15(28).05.1917: Тихон Василевский 1917–1920: Феофан Гаврилов 1920–1923: Назарий Кириллов 04(17).10.1923–1928: Иувеналий Масловский 1925–19.06(02.07).1927: Назарий Кириллов, в. у. 1927–1928: Нектарий Трезвинский 02 .1927–04.1928: Алексий Готовцев, в. у. 12(25).04.1928–09(22).11.1932: Дамиан Воскресенский 23 .11(06.12).1932–11(24).08.1933: Памфил Лясковский, в. у. 29 .07(11.08).1933–09(22).11.1933: Онуфрий Гагалюк , в. у. 22 .11(05.12).1933–02(15).12.1935: Онуфрий Гагалюк 17(30).09.1935–1935: Александр Щукин 1935–1935: Хрисогон Ивановский 02(15).12.1935–1937: Артемон Евстратов 23 .05(05.06).1937–13(26).08.1937: Феодосий Кирика 01(14).09.1937–13(26).10.1937: Ефрем Ефремов – 1943: 1943–31.12(13.01).1946: Питирим Свиридов Курская (обн.) 1923–03.1923: Иннокентий Пустынский 03 .1923–17 (30) .03.1924: Никон Пурлевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010