Скачать epub pdf Глава 17 Преображение Господне ( Мф.17:1–9 ). Илия – предтеча Мессии ( Мф.17:10–13 ). Исцеление бесноватого ( Мф.17:14–21 ). Новое предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении ( Мф.17:22–23 ). Подаяние дидрахмы ( Мф.17:24–27 ). Мф.17:1 . По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, «По прошествии дней шести»: с того дня, в который была предыдущая беседа Господа. – «Петра, Иакова, Иоанна»: это были ближайшие и довереннейшие из близких и доверенных учеников Господа, которых одних Он делал иногда свидетелями особенных событий ( Мк.14:33 ). – «На гору высокую»: гора эта не называется у евангелистов по имени, но древнее предание единогласно свидетельствует, что это была гора Фавор в Галилее на юг от Назарета, в прекрасной равнине Иезреельской. Величественная гора эта высотой почти в 3000 футов, при подошве и до средины покрыта прекрасною растительностью, великолепными дубами и фисташковыми деревьями. С вершины ее открываются прекрасные виды на Ливан и Антиливан, Кармил, Гевал и Гаризин, цепь Галаадских гор. Мф.17:2 . и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. «Преобразился пред ними»: в чем состояло сие преображение, показывается далее: 1) лицо Его просияло, как солнце, и 2) одежды Его сделались белы, как свет. Он явился в Своей небесной славе, от чего и лицо Его просияло, и одежды Его побелели; внутреннее величие и слава Его, как Сына Божия, явились и во внешнем Его виде и одеянии. Мф.17:3 . И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. «Явились им»: т.е. Иисусу Христу и трем ученикам. – «Моисей и Илия»: «Для чего же тут являются Моисей и Илия? На сие много можно представить причин. И во-первых, поскольку одни из народа почитали Иисуса Христа за Илию, другие за Иеремию, а некоторые за одного какого-либо из древних пророков, то и являются главные пророки, дабы видно было различие рабов от Господа... Сверх сего, поскольку иудеи часто обвиняли Его в преступлении закона и в богохульстве, будто бы Он восхищал славу Отца, Ему не принадлежащую ( Ин.9:16,10:33 ): то дабы показать, что и то и другое обвинение произошло из зависти и на Него не падает, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Здесь изображаются последние минуты свидания и расставание Исава и Иакова. Исав в знак искренней братской приязни предлагает Иакову продолжать путь совместно (ст. 12), но Иаков отклоняет это предложение под благовидным предлогом, что быстрое движение с Исавом и его спутниками может оказаться гибельным и для маловозрастных и нежных детей его, и для скота, в котором есть тоже молодые животные и дойные матки (ст. 13); на самом же деле Иаков, видимо, опасается, как бы мир с братом не был нарушен при дальнейшем совместном путешествии. Взамен этого он предлагает Исаву идти вперед одному, а сам выражает намерение идти медленно, насколько позволят малые дети и скот, и обещает прибыть к нему в Сеир. По поводу этого обещания Иакова, по-видимому, не выполненного им (ст. 17) по недоверию к Исаву, р. Абугу говорит: «мы искали во всем Писании и не нашли, чтобы когда-либо Иаков приходил к Исаву на гору Сеир; возможно ли, однако, чтобы Иаков, который был правдив, мог обманывать Исава? Нет! Когда же он придет к нему? В будущем, см. Авд. 1:17, 21 ; ср. Мих. 7:20 » (Beresch. r. Par. 78, s.335). Быт.33:15 . Исав сказал: оставлю я с тобою несколько из людей, которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего! Исав предлагает Иакову послать с ним несколько из своих людей – ради охраны или для выражения почета, в качестве свиты: но Иаков отказывается и от этой любезности брата, выражая словами: «к чему это?» или ту мысль, что и его собственный караван весьма обширен и достаточно силен, или же – надежду на вышнюю защиту от Бога и Ангелов (ср. Быт. 32:1 ). «Только бы мне приобрести благоволение» – вежливая форма отказа пред лицом высокопоставленным (ср. Быт. 30:27 ). Быт.33:16 . И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир. Тогда Исав оставляет Иакова, с которым отселе, вероятно, не встречался до смерти Исаака ( Быт. 35:28–29 ). Быт.33:17 . А Иаков двинулся в Сокхоф, и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И они не только будут пить, но и так поглотят тебя, что идумеи будут, как бы их не было, или, может быть, эти самые народы, поглотив тебя, будут поглощены мидянами, и путь наказания будет кругообразным, так что ты истребишь Израиля, тебя [истребит] вавилонянин, а вавилонянина — мидянин и перс. Последуем порядку толкования. Близок, о еретик, день Господень для всех народов, близко время суда, которым будут судимы все народы. Как ты поступал по отношению к членам церкви, так обратится боль твоя на голову твою, и неправда твоя падет на темя твое (Псал. 7:17). Ибо как ты радовался при избиении их, и устраивал пиршество и на святой горе Моей, то есть в церкви, пил чашу не Мою, но диавола, о которой и у Аввакума говорится: «горе напаяющему подруга своего развращением мутным» (Аввак. 2:15); так все народы, — или противные силы, предназначенные для наказаний, или же все враждебные могущества, — будут пить и поглощать кровь твою, и когда, наконец, все подвергнутся наказанию, то и сами они будут, как будто бы не было их. Ибо кто погибает, тот в отношении к Сущему, говорящему к Моисею: «Сый посла мя к вам» (Исх. 3:14), обыкновенно в Писаниях называется несуществующим. Поэтому и в книге Есфирь мы читаем: «не предаждь, Господи, царства «Твоего сим, иже не суть» (Есф. 4:17q). Мы можем и иначе объяснить это место: так как вы радовались падению рабов Моих, то и вас постигнет такое же преследование, и вы испытаете все то, что сами делали. И как вы вместе с прочими народами злорадствовали в отношении к Моему народу, так все народы будут злорадствовать относительно вас, будут пожирать и пить и истребят вас чрез подобного же рода преследование. Авд.1:17—18. А на горе Сионе будет спасение, и она будет святою, и будет владеть дом Иакова теми, которые владели им. И дом Иакова будет огнем и дом Иосифа пламенем, а дом Исавов соломою; зажгут его и истребят его, и не будет остатков от дома Исавова, потому что Господь сказал это. (LXX: На горе Сионе будет спасение, и будет она святынею, и овладеет дом Иакова теми, которые владели им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В подтверждение своей мысли, что много может сделать усердная молитва праведных за совершивших какие-либо проступки, апостол указывает на усердную молитву пророка Илии. 17. Илия был человек подобострастен нам (μοιοπαθς) имел подобную нашей немощную, ограниченную природу) и молитвой помолился, усердно помолился, чтобы не было дождя, и не было дождя на земле три года и шесть месяцев (ср. 2Цар. 17:7 и 18:1). 18. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой ( 2Цар. 17:18 ). 13. Наставление христианам заботиться об обращении на путь истины отступившего от истины брата В заключение послания апостол обращается к христианской любви своих читателей в отношении к впавшим в грех отступления от истины. Апостол не обращается прямо с увещанием к христианам, а скорее раскрывает, что кто из них обратит уклонившегося от истины, тот совершит нечто великое, исполнив истинную любовь христианскую к братьям своим во Христе. 19. Братия, если кто среди вас уклонится от пути истины, и если кто обратит его, 20. Пусть вы знаете, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу его от смерти (т. е. духовной смерти – в грехах) и покроет множество грехов его, которые привели его к отпадению, и которые он совершил в своём заблуждении 115 . 1  Литература предмета. 1) Бл. Феофилакт. Толкования на послания св. апостолов. Казань 1865 г. 2) Преосв. Алексий. Апостол Иаков, брат Божий и его послание. Чернигов. 1872 г. 3) Священник И. Кибальчич. Опыт обозрения послания ап. Иакова. Чернигов. 1873 г. 4)  Н. Розанов . Обозрение посланий св. апостолов. Москва 1886 г. 5) Фаррар. Первые дни христианства. Перевод А. Лопухина . СПб. 1888 г. 6)  А. Некрасов . Чтение греческого текста соборных посланий. Православный Собеседник 1888 г. Майская книга. 7) Преосв. Никанор. Общедоступные толкования соборных посланий ап. Иакова, 1 и 2 ап. Петра и ап. Иуды. Казань. 1889 г. 8) Еп. Михаил. Толковый Апостол, ч. II Киев. 1890 г. 9) Протоиерей М. Херасков . Послания апостольские и Апокалипсис. Владимир. 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

По-гречески то слово, которое здесь и в других местах Нового Завета переведено как «искушение», имеет значение «искушение, испытание». Глагол, от которого это слово происходит, означает «делать попытку, пытаться», «подвергать испытанию, испытывать, пробовать», «соблазнять, совращать». То есть каждый раз, когда речь идет об искушении нас, речь идет одновременно и об испытании нашей веры и нашей верности Богу. Помолчите еще минуту, не читая ничего, и снова помолитесь. Медленно, два-три раза прочитайте отрывок из послания апостола Иакова. Послание апостола Иакова, глава 1 2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. 12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. 16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. 17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Запишите мысли и вопросы, которые у вас появились. Сформулируйте и запишите христианское отношение к искушению на основании прошения «И не введи нас во искушение» и отрывка из послания апостола Иакова. Если вы хотите поделиться вашими мыслями с другими людьми, вы можете ответить на вопросы здесь. Прочитайте одно-два толкования на прошение «и не введи нас во искушение» Св.Иоанн Кассиан Римлянин Свщмч.Киприан Карфагенский Свт.Иоанн Златоуст Свт.Николай Сербский Святой Иоанн Кассиан Римлянин При этом рождается немаловажный вопрос. Если мы молимся, чтобы мы не подвергались искушению, то как можем доказать твердость своей добродетели, которой требует Священное Писание? «Иже не искусися, — говорит оно, — мало весть» (Сир 34:10) (русский перевод: Кто не имел опытов, тот мало знает). И еще: «блажен муж, иже претерпит искушение» (Иак 1:12). Итак, слова молитвы: «не введи нас во искушение» — не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но «не допусти нам быть побежденными в искушении». Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо «не даде безумия Богу» (Иов 1:22). Русский перевод: «Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя.

http://bible.predanie.ru/i-ne-vvedi-nas-...

11 Слушай, дочь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего! 12 И возжелает царь красоты твоей, ибо он – господин твой, и поклонишься ему. 13 И дочери Тира с дарами, и богатые из народа будут умолять лицо твоё. 14 Вся слава дочери царя внутри; одета она золотою бахромою, разукрашенная. 15 Приведутся к царю девы во след её, ближние её приведутся к тебе. 16 Приведутся с весельем и радостью, введутся в чертог царя. 17 Вместо отцов твоих были сыновья твои: ты поставишь их князьями по всей земле. 18 Буду вспоминать имя твоё в роде и роде, поэтому и народы будут славить тебя во век и в век века.    Псалом 45 1 В конец. Сынов Кореевых. О тайнах. Псалом. 2 Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбях, весьма постигших нас. 3 Поэтому не убоимся, когда будет трястись земля и горы обратятся в сердца морей. 4 Шумели и вздымались воды их, тряслись горы от силы Его. 5 Течения реки веселят город Божий: освятил селение Своё Вышний. 6 Бог посреди него, и он не поколеблется: поможет ему Бог утром, ранним утром. 7 Пришли в смятение народы, уклонились царства, дал глас Свой: поколебалась земля. 8 Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова. 9 Придите и увидите дела Божии, чудеса, какие Он совершил на земле: 10 Он прекратит войны до концов земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. 11 “Успокойтесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, буду превознесен на земле”. 12 Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова.    Псалом 46 1 В конец. Сынов Кореевых. Псалом. 2 Все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости. 3 Ибо Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле. 4 Он покорил нам народы и племена под ноги наши. 5 Избрал нам наследие Своё, красу Иакова, которую возлюбил. 6 Возшел Бог при восклицании, Господь при звуке трубном. 7 Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Царю нашему, пойте! 8 Ибо Царь всей земли – Бог, пойте разумно! 9 Воцарился Бог над народами, Бог сидит на престоле Своем святом. 10 Князья народов собрались с Богом Авраама, ибо мощные Бога на земле весьма превознесены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Божия Матерь Она возвеличена Богом: Сотворил Мне величие Сильный ( Лк. 1:49 ). Смысл слова «ублажать»? Отныне будут ублажать меня все роды ( Лк. 1:48 ). Приснодевство: В ответ благовестнику: Как будет это, когда я мужа не знаю? ( Лк. 1:34 ). Она уже была обручена. Мысль: «Это в принципе невозможно». Если б ей предстояла супружеская жизнь, то её возражение было бы неуместным. Аналог: «невеста». Прообраз: Иез. 44:2 . Пресвятая Богородице спаси нас. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:22 ). Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим. 4:16 ). Не спасу ли я некоторых из них ( Рим. 11:14 ). Жена, не спасешь ли мужа? ( 1Кор. 7:16 ). Почему Христос не возвеличил Божию Матерь? Христос при жизни никого не возвеличивал из Своих угодников. Даже апостол Павел, который более всех их потрудился ( 1Кор. 15:10 ), не был превознесен Господом: венец правды… даст мне Господь в день оный ( 2Тим. 4:7 ), а не при жизни. У Неё были другие дети – братья Господа. Если бы это было так, Господь не стал бы препоручать Ее Иоанну ( Ин. 19:26–27 ), ведь Иаков, брат Господень, долго был епископом Иерусалима ( Гал. 1:19 ), и другие «братья Господни» были в Иерусалиме ( Мф. 13:55 ); и они не называли себя братьями, но рабами Иисуса Христа ( Иуд. 1:1 ; Иак. 1:1 ). Божия Матерь нигде не называется матерью Иакова, Иосии, Иуды и Симона, но только матерью Иисуса Христа. Неужели Мария, родившая венец ожиданий – Мессию, пожелала иметь детей, тогда как другие жены, желавшие посвятить себя Богу, не имели мужа? Итак, братья: Иаков, Иосия, Симон, Иуда. У креста стояли 3 Марии: Мать Его; Магдалина; и Мария, которую Иоанн называл Клеопова, сестра Божией Матери ( Ин. 19:25 ). Матфей и Марк называли её матерью Иакова и Иосин ( Мф. 27:56 ; Мк. 15:40 ), Лука – матерью Иакова ( Лк. 24:10 ). Следовательно, Иаков и Иосия – дети Марии Клеоповой. И т.к. Симон и Иуда назывались братьями Христа наряду с ними, то и они её дети. И не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего первенца ( Мф. 1:25 ). Здесь утверждается чистота Марии до рождества. Отсюда не следует выводов о сожительство Её с Иосифом в дальнейшем (ср. «Доколе» Пс. 71:17 ; «До» Мф. 28:20 ). Слово «первенец» также означало и «единственный», «единородный». Хоть и не все израильские семьи были многодетны, но всем сказано: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Сведения об авторе Автор этого послания сам называет себя " Иудою, рабом Иисуса Христа, братом Иакова " . Из этого можно заключить, что это — одно лицо с Апостолом Иудой из Двенадцати, который назывался Иаковлевым, а также Левеем и Фаддеем (Матф. 10:3 [ 1 ]; Марк. 3:18 [ 2 ]; Лук. 6:16 [ 3 ]; Деян. 1:13 [ 4 ]; Иоан. 14:22 [ 5 ]).Он был сыном Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии от первой действительной его жены и братом детей Иосифа — Иакова, впоследствии Епископа Иерусалимского, по прозвищу Праведного, Иосии и Симона, или Симеона, впоследствии также Епископа Иерусалимского. По преданию, первое имя его было Иуда, имя Фаддея он получил, приняв крещение от Иоанна Крестителя, a имя Левея получил, вступив в число 12-ти Апостолов, может быть, в отличие от одноименного ему Иуды Искариотского, ставшего предателем.Некоторые считают, что автор этого послания ничего общего с Иудой Иаковлевым, или Фаддеем и Левеем, не имеет, что в число 12-ти Апостолов он не входил (в ст. 17 он как бы исключает себя из числа Апостолов) [ 6 ], но был только в общем смысле слова " Апостолом " , являясь действительно братом Иакова и считаясь поэтому, подобно Иакову, " братом Господним " .В качестве обоснования такого мнения приводят свидетельство Евангелия от Иоанна 7:5, где говорится, что " братия Иисусовы " , в дни Его земного служения, в Него не веровали, почему и не удостоились избрания в число 12-ти Апостолов. Кроме того считают, что Апостол Иуда из 12-ти не мог быть писателем этого послания, так как он трудился во благовестии Христовом в Сирии и скончался в Эдессе, а между тем в Сирийском переводе Пешито Иудино послание отсутствует. Окончательное и авторитетное решение этого вопроса в виду ограниченности данных представляется невозможным.Об апостольском служении Иуды по вознесении Господнем предание говорит, что он проповедовал сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем в Аравии, Сирии и Месопотамии, Персии и Армении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Иисус настойчиво запрещал «нечистым духам» говорить о Нем вслух. На это у Него была простая и очень важная причина. Земная задача, жизнь и помощь людям, всё это находилось бы под угрозой, если бы люди уже теперь видели в Нем Сына Божия, Мессию. Да, Он был Мессия, помазанный Богом Царь, но Его представление о Мессии очень отличалось от народных представлений. И в тот момент весть о прибытии Мессии могла принести только вред и неприятности. Она могла бы привести к войне и бессмысленному кровопролитию. III. ПРИЗЫВ К ОБРАЩЕНИЮ (Мк.3,13–6,6) 1. Избрание Двенадцати (Мк.3,13–19) (Мф 10,1–4; Лк 6,12–16) 13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14 И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь , 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 [поставил] Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его. Настал очень важный момент в жизни и деятельности Иисуса Христа. Теперь Ему нужно было найти людей, которые обеспечили бы в будущем дальнейшую передачу Его благовестия. А это было непросто в отсутствии СМИ. Иисусу нужно было выбрать людей, в сердцах и в жизни которых Он мог бы записать Свое евангелие Царствия Божия, и которые пойдут от Него и понесут это евангелие дальше. Иисус избрал, «кого Сам хотел», 12 человек. Всем в Израиле было понятно, что означает «12». Это напоминало не только о 12 сыновьях, но и о 12 коленах Израиля, об их несчастной истории. Ведь уже при Соломоне (931 г. до Р.Х.) десять северных колен отделились от двух южных (Иуды и Вениамина). Так союз 12 колен распался на два царства – Израиль на севере и Иудея на юге. А в 722 году пришла новая катастрофа: Царь Ассура завоевал Северное царство Израиля и депортировал значительную часть израильтян в Ассирию. Но и царству Иуды пришлось не лучше. В 586 году оно было завоевано Вавилоном. Все видные люди Иудеи были увезены в плен в Вавилон. Многие оставшиеся иудеи бежали в Египет. Позднее обратно в Палестину вернулись далеко не все из них. И те, кто вернулся, уже не имели общности с теми, кто так или иначе оставался в Палестине. Короче говоря, народ вот уже много веков был разделен и рассеян.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Самарянка удивлена просьбой Путника по той причине, которую сообщает евангелист: ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (ο γρ συγχρνται ουδαοι Σαμαρταις). Греческий глагол συγχρομαι буквально означает «совместно пользоваться чем-либо». Возможный смысл слов евангелиста: иудеи не пользуются теми же вещами, что и самаряне. Женщина, следовательно, удивлена не столько тем, что иудей обратился к ней, сколько тем, что Он готов пить из ее водоноса. Слова Иисуса о «воде живой» озадачивают ее. О какой воде Он говорит? В греческом языке словосочетание δωρ ζν (буквально: «вода живая») указывает на воду проточную (источник, река), в отличие от воды стоячей (озеро, пруд). Откуда у этого Человека возьмется свежая проточная вода, если Ему даже зачерпнуть ее нечем? В то же время женщина начинает чувствовать, что перед ней не обычный человек. Поэтому она вспоминает об Иакове, который дал самарянам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его. Возможно, в сознании самарянки (или в предании самарян) колодец у подножия горы Гаризим смешивается с тем колодцем в земле Харран, из которого Иаков напоил овец Лавана ( Быт. 29:1–10 ). Точный смысл слов самарянки восстановить затруднительно без знания тех преданий, связанных с Иаковом, которые бытовали в Самарии времен Иисуса. Возможно, имя Иакова связывалось не столько с конкретным колодцем, сколько с неким более общим представлением о праотцах как тех, кто все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос ( 1Кор.10:4 ) 189 . Сам образ колодца мог быть связан и с Иаковом, и с мессианскими ожиданиями, что подтверждается продолжением беседы, где вслед за темой Иакова возникает тема Мессии. Вопрос самарянки – неужели Ты больше отца нашего Иакова? – стоит в одном ряду с похожим вопросом, который Иисусу зададут иудеи: Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? ( Ин.8:53 ). Начиная с пролога, где Иисус Христос поставлен выше Моисея ( Ин.1:17 ), в четвертом Евангелии последовательно проводится мысль о том, что Иисус выше ветхозаветных праведников, будь то Авраам, Иаков, Моисей или пророки. Однако последовательность, с которой евангелист проводит эту мысль, отнюдь не означает, что он является ее автором: этот вопрос естественным образом возникал у многих, кто общался с Иисусом, и нет никаких оснований сомневаться в том, что евангелист не сочинял беседы Иисуса с иудеями, а записывал беседы, имевшие место в действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010