Ионы (31 марта), прп. Евфимия Суздальского (1 апр.), прп. Никиты, столпника Переяславского (24 мая), Леонтия, еп. Ростовского (23 мая), Игнатия, еп. Ростовского (28 мая), Новгородского архиеп. Иоанна II (18 июня), святых Петра и Февронии Муромских (25 июня), Новгородских архиепископов Василия Калики (3 июля), Спиридона (19 июля), Иоанна I (7 сент.), митр. Петра (24 авг., на память перенесения мощей в 1479 в Успенский собор) и заметку о перенесении мощей митрополитов Киприана, Фотия и Ионы (27 мая). Большинство этих житий наполнено элементами лит. творчества, основанного отчасти на незначительной обработке проложных житий др. святых, и не содержит новых исторических данных ( Турилов А. А. 2003. С. 21-25; ПЭ. Т. 7. С. 202). Значительный научный интерес представляют принадлежавший Герасимову Болдинскому во имя Св. Троицы мон-рю Торжественник триодный нач. XVII в. (Slavo 26), содержащий поучения святителей Кирилла Туровского, Климента Охридского, Григория Философа и 2 псевдоэпиграфа с именем Иакова, брата Господня; лицевой Синодик 1682-1690 гг. (Slavo 25); Устав церковный Иерусалимский посл. трети XVI в. (Slavo 3), вложенный Строгановыми в сольвычегодский Благовещенский собор и содержащий летописные записи о строительстве и украшении этого храма в 1584-1600 гг. ( Турилов. 2001. С. 117-119). Евангелие-тетр московского происхождения 1-й пол. XVI в. с миниатюрами евангелистов (Slavo 2); украинско-белорус. нотолинейный (киевского распева) Ирмологий посл. четв. XVII в. (Slavo 53); Родословная книга особой редакции в списке 3-й четв. XVIII в. (Slavo 28); Псалтирь с толкованиями в переводе прп. Максима Грека (Slavo 43-46) - старообрядческая рукопись в 4 томах 1786-1790 гг., в XIX в. находившаяся, по всей видимости, в собрании А. И. Хлудова в Москве; старообрядческий лицевой полемический сборник 60-х гг. XIX в. Подробное описание собрания выполнено в 80-х гг. XX в. болг. исследователями А. Джуровой и К. Станчевым. Помимо рукописей в б-ке В. п. и. имеется значительное собрание кириллических старопечатных книг.

http://pravenc.ru/text/155380.html

С. 18). При И. в 1735-1740 гг. был значительно перестроен и освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы каменный храм в с. Вощажникове близ Ростова, возобновлена пострадавшая от пожара церковь на подворье Ростовских архиереев в Москве. Распоряжением И. в окт. 1736 г. 3 небольших мон-ря Ярославского у. (Обнорский Вознесенский, Обнорский Воскресенский и Носковский Рождественский) были приписаны к ярославскому во имя святителей Афанасия и Кирилла мужскому монастырю . В помещения ростовского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монасты ря вернулись сестры во главе с игум. Христофорой, с 1725 г. проживавшие в Варницком во имя Святой Троицы монастыре . При Ростовском архиерейском доме И. учредил славяно-российскую грамматическую школу, для к-рой пригласил учителей из Малороссии. Примечательно, что, после того как Синод указом от 16 нояб. 1739 г. обязал предоставлять сведения о времени открытия в епархиях греко-лат. школ, И. в дек. того же года ввел в ростовской школе обучение лат. языку. К апр. 1741 г. в духовно-учебных заведениях епархии обучались 165 чел. И. скончался в глубокой старости во время чтения молитв ко Св. Причащению. Тело почившего было перенесено в ц. во имя Всемилостивого Спаса при архиерейском доме. По поручению Синода отпевание возглавил пребывавший на покое еп. Никодим (Сребницкий) . И. был погребен в ростовском Успенском соборе, у северной стены (захоронение не вскрывалось). Сохранились духовное завещание (окт. 1735), подписанное духовниками игум. Савватием († 1750) и крестовым иером. Серапионом, и подробнейшая «Опись келейных пожитков» архиепископа. Среди личных вещей, к-рые И. завещал различным храмам,- написанные в редкой технике живописи на стекле иконы Св. Троицы, Спасителя, Распятия Господня (с мощевиком), апостолов Петра и Павла и прп. царевича Петра, свт. Иакова Ростовского, а также 2 серебряные панагии с частицами мощей. Книги из личной б-ки И. завещал суздальскому соборному храму, суздальской ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы, ростовской архиерейской кладовой палате.

http://pravenc.ru/text/468885.html

Связь Шереметевых со Спасо-Яковлевским монастырем и его насельниками не ограничивалась щедрыми пожертвованиями. Представители этого рода почитали монастырских старцев и состояли в переписке с яковлевскими настоятелями. Граф Николай Петрович Шереметев был знаком со старцем Спасо-Яковлевского монастыря – гробовым иеромонахом Амфилохием, чтил его и прислушивался к его мнению. Когда в 1805 г. яковлевский старец выразил желание возродить запустевшую церковь св. Димитрия Ростовского в селе Песошни близ Ростова, Николай Петрович изъявил готовность не только покрыть все расходы на ремонт храма, церковные нужды и жалованье причта, но и принять на себя и своих потомков содержание этой церкви в будущем. Память Шереметевых чтили в обители – для поминовения их рода в Никольском приделе Димитриевского собора каждый день совершалась ранняя литургия. Род Шереметевых поминался на монастырских службах и при чтении монастырского синодика, которое по традиции совершалось при гробе св. Димитрия. Архимандрит Иннокентий в одном из своих писем к графу Д. Н. Шереметеву так говорил о молитвах, возносимых в монастыре за его род: «Как святая обитель наша с 1795-го года красуется и пользуется благотворениями в Бозе усопшаго родителя Вашего и, ежедневно вспоминая имя Его и всех сродников, обязанная продолжать оное всегда, доколе свет стоит, и солнце не затмится». В яковлевском синодике XVIII–XIX вв. род Шереметевых был упомянут трижды: «Род Петра Борисовича Шереметева: Феофана, Порфирия, Евсевия, Татианы, Евфимии, Марфы, Дорофея, Петра, Парфена, Феодора, Сергия, Елены, Мелании, Георгия, младенца Марины, Иоанна, Авраамия, Иакова, Ионы, Григория, Феодора, Акулины, Александра, Иоанна». «Род графа Шереметева: графа Бориса, графа Петра, графа Николая, графа Порфирия, графа Алексия, графини Параскевы, графини Варвары, графини Анны, князя Алексия, княгини Марии, девицы Александры». Вторая запись, по всей вероятности, относится ко времени вкладов графа Николая Петровича. Третья запись, которую, скорее всего, можно связать с именем его сына Дмитрия, не сохранилась из-за утраты листов синодика.

http://sobory.ru/article/?object=05708

– Господи! отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят. Фарисеи же стали бросать камни в святого, которые причиняли ему раны. Один человек из рода Рихавова воскликнул: – Остановитесь, что вы делаете? праведник молится за вас, а вы побиваете его камнями. В это время один человек с белильным вальком в руках бросился на святого и с такой силой ударил его по голове, что весь мозг вытек на землю, и в сем мучении Иаков предал дух свой Господу. Святое тело его погребено было там же около храма, причем верующие горько оплакивали праведника. В течение 30 лет святой был епископом Иерусалимской церкви и на 66 году жизни пострадал за Христа, Коему со Отцем и Святым Духом – честь и слава во веки веков 6928 . Аминь. Тропарь, глас 2: Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие, яко мученик имаши еже неописанное, дерзновение яко брат Божий, еже молитися яко иерарх: моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4: Отчее единородное Бог Слово, пришедшее к нам в последняя дни, Иакове божественне: перваго тя показа иерусалимлян пастыря и учителя, и вернаго строителя таинств духовных. Темже тя вси чтим, Апостоле. 6918 Св. апостол Иаков от самого рождения был назореем, т. е. лицом, посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты и святости жизни, какая должна принадлежать всему народу Израильскому, как народу богоизбранному и потому священному. 6919 Предание к сему прибавляет, что в продолжение страстей Христовых св. апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в сей самой пещере. Посему, впоследствии, в первые века христианства, пещера эта была обращена в храм, и теперь еще ее показывают благочестивым поклонникам. 6920 По словам древних писателей, ближайших ко времени апостольскому ( Климента Александрийского , Евсевия Кесарийского и др.), по вознесении Спасителя, апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали св. Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви – матери христианских церквей, когда ему было 34 года от рождения, согласно предъизбранию его и назначению к сему служению Самим Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

граждан, а некоторые остались жить с ним. Тогда святитель-изгнанник построил деревянные келлии для братии и деревянную церковь в честь зачатия св. Анны. Так положено было основание Иоаковлевскому монастырю. Ростовцы почувствовали свой грех , раскаялись пред святителем, безрассудно оскорбленным и просили его возвратиться на кафедру; но праведник, отягченный старостию, не захотел оставить тихой обители своей. Он мирно почил здесь 27 ноября 1391 г. Память св. епископа Иакова празднуется в день преставления. Мощи его почивают под спудом, в соборной церкви основанного им Иаковлевского монастыря. Празднование памяти в день преставления установлено соборным определением 1549 года (Макарий, Ист. Русск. Церкви, VIII). Рукописное сказание о житии св. Иакова хранится в Иаковлевском Ростовском монастыре. («Описание Рост. Иаковл. монастыря» С.-Петербург 1849 г., стр. 3–5). 224. Святый Прохор епископ преставися в лето 6000 месяца сентября во 2 день Посвящен из архимандритов Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Рукоположение его совершал в 1311 г. св. Петр митрополит. В 1314 г., епископ Прохор, во время путешествия своего с Бела-озера в Ростов, не доезжая 8 верст до Ярославля, остановился ночевать на правом берегу Волги, 8 августа и в полночь сподобился увидеть на другом берегу, при речке Толге или Толгоболи, икону Божией Матери в лучезарном свете. Там же на другой день нашли икону спутники его, что и послужило поводом к основанию, в том же году обители Толгской, на месте явления св. иконы. Чувствуя приближение кончины, блаженный Прохор местом покоя, после шестнадцатилетнего служения Ростовской церкви, избрал Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, где принял схиму с именем Трифона и переселился в вечность 7 сентября 1328 года. Место могильного покоя его обозначает каменная часовня, устроенная вблизи олтаря Преображенского храма. Не канонизирован. 225. Святый Ефрем епископ преставися в лето 6000 Современник в. кн. Владимира Мономаха (Карамзин III, прим. 27). По свидетельству св. Симона, в послании его к Поликарпу, Ефрем был постриженником Печерским и назывался епископом Суздальским. Время кончины и место погребения неизвестны. Не канонизирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Начиная с митр. Макария (Булгакова) в лит-ре было распространено мнение, согласно к-рому И. М. является также автором Сказания о святых Борисе и Глебе. Основанием для такой т. зр. послужила та часть «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...», где автор пишет: «Мало събрав от многыя добродетели его (св. Владимира.- А. К.), написах и о сыну его, реку же святую славную мученика Бориса и Глеба». При этом автор Сказания о святых Борисе и Глебе, упомянув св. кн. Владимира, добавляет: «Прочая же его добродетели инде съкажем». Сейчас это предположение считается необоснованным. Митр. Макарий атрибутировал И. М. еще и Житие кн. Владимира, к-рое в рукописях обычно следует за «Памятью и похвалой князю русскому Владимиру...». Однако данное Житие - самостоятельный памятник, в наст. время его возникновение относят к XIV или нач. XV в. Безусловно ошибочной является атрибуция И. М. послания черноризца Иакова кн. Дмитрию. В адресате послания М. П. Погодин и вслед за ним др. авторы XIX в. видели киевского кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича († 1078). После открытия старшего списка послания (XV в.), в к-ром указано отчество князя, стало ясно, что послание адресовано ростовскому кн. Дмитрию Борисовичу (1253-1294), следов., автор послания черноризец Иаков жил во 2-й пол. XIII в. (см.: Прохоров Г. М. Иаков (XIII в.)//СККДР. Вып. 1. С. 192-193). Изд.: Макарий (Булгаков), архим. Три памятника рус. духовной лит-ры XI в.//ХЧ. 1849. Ч. 2. С. 302-336; То же// Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 525-530; Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 238-245; Соболевский А. И. Памятники древнерус. лит-ры, посвящ. Владимиру Святому//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 2. С. 15-17, 17-24; Срезневский В. И. Мусин-Пушкинский сб. 1414 г. в копии нач. XIX в. СПб., 1893. С. 17-31; он же. «Память и похвала» кн. Владимиру и его Житие по списку 1494 г.//ЗИАН. Ист.-филол. отд. 1897. Т. 1. 6. С. 1-8; Бугославский С. А. К лит. истории «Памяти и похвалы» кн. Владимиру//ИОРЯС. 1925. Т. 29. С. 141-153; Зимин А. А. «Память и похвала» Иакова Мниха и Житие кн. Владимира по древнейшему списку//КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-72; «Память и похвала князю русскому Владимиру»/Подгот. текста, пер. и коммент.: Н. И. Милютенко//БЛДР. 1997. Т. 1. С. 316-327; Милютенко Н. И. Св. равноап. кн. Владимир и крещение Руси: Древнейшие письменные источники. СПб., 2008. С. 417-434 [по сп. РНБ. Сол. 518/537, с разночтениями еще по 6 спискам, но с исключением «Похвалы Ольге», изданной отдельно: Там же. С. 498-500].

http://pravenc.ru/text/200333.html

Приказ казнить мечом был немедленным ответом на обращение к свету язычников. – Не бойтесь! – говорили им Павел и Иулиания, – смерть эта – временная, но перед вами – вечная жизнь, где царствует вечная радость... – И радостно преклонили под меч свои головы эти новые мученики: Квадрат и Акакий, взывая молитвенно: Господи Боже, Которого исповедуют Павел и Иулиания! Ты будь с нами, потому что мы умираем, не сделав злого... На другой день повторилось подобное. Новый исполнитель казни, Стратилат, видя, какой неземной отрадой сияют лица Павла и Иулиании среди жесточайших мучений, также познал силу Христову... Бросив орудие пытки, опрокинул он идола, стоявшего здесь, и, перекрестившись, воскликнул: «и я – христианин! Делайте со мною, что хотите!» Меч сразил его голову. «Боже истинный! – воззвал он перед смертью , – не отвергни меня, хотя на краткое мгновение успевшего исповедать святое имя Твоё!» Видя, что никакими пытками не удаётся достигнуть отречения от своей веры христиан и что, напротив того, чудная твёрдость их среди страданий поражает народ и создаёт новых верующих, Аврелиан приказал прекратить истязание мучеников и совершить над ними смертную казнь. С радостью шли на смерть блаженные брат и сестра и громко воспевали: «Избавил нас Господь от мучителей и посрамил ненавидящих нас!» Христиане, взяв ночью тела свв. мучеников, выброшенные за городом, с честью похоронили их. Это было в 273 г. Преп. Иакова Постника Жил в VI-м веке и подвизался в строжайшем отшельничестве сначала в Самарии, потом – близ горы Кармильской. Жизнь преп. Иакова может служить примером того, что никакая степень духовной высоты не обеспечивает человека от глубочайшего падения и, вместе с тем, она служит доказательством, что никакое падение человека не истощает милосердия Божьего, если вслед за падением последует искреннее покаяние. «Бездна» греха – «бездну» милости «призывает», милости и незлобия Божьего, всего мира даже грехами – непреодолеваемых. Тысячи искушений победоносно отразил спасавшийся в своей пустыне отшельник Иаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сюжет вставки об отказе следовать монг. «прелести» и о мученической кончине О. И. имеет сложный компилятивный и символический характер, всю глубину к-рого мог понять лишь образованный и весьма начитанный человек. Во-первых, сюжет рассказа об отказе О. И. служить Батыю явно близок к летописной «Повести...» об убийстве после битвы на р. Сить в 1238 г. Ростовского св. блгв. кн. мч. Василия (Василько) Константиновича (ср.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 465-467). Во-вторых, описание гибели и способа казни О. И. полностью соответствует рассказу о гибели в Орде при дворе хана Менгу-Тимура Рязанского св. блгв. вел. кн. мч. Романа Ольговича . При этом в Троицкой летописи (свод 1408/09 г., написан после 1422) и в зависимой от нее Симеоновской летописи кон. XV в. мученический подвиг Романа сравнивался не с подвигом первомч. Стефана, а с мучениями Иакова Персянина (Перского) ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 330; ПСРЛ. Т. 18. С. 73). По мнению Лихачёва, Житие Иакова Перского «отчасти послужило образцом и для описания мученической кончины Олега Красного в повести» ( Лихачёв. 1949. С. 261; Он же. 1986. С. 239). В-третьих, рассказ об обнаружении под Пронском останков О. И. рязанским кн. Ингварем Ингоревичем («честную его главу сам князь велики Ингварь Иньгоревич и до града понеси, и целова ю любезно»; см.: Лобакова. 1997. С. 152-153) совпадает с сюжетом обнаружения на месте битвы на р. Сить главы Владимирского св. блгв. вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича (который, кстати, также упоминается в «Повести...»), ее переноса в Ростов и захоронения в раке вместе с телом (ср.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 467). Т. о., по замыслу авторов «Повести...», отказ от монг. «прелести» и мученический подвиг О. И. ставили его в один ряд с др. рус. князьями-мучениками XIII в. Согласно версии «Повести...», останки О. И. были перенесены из Пронска в Рязань, где похоронены в неназванном соборе «с великим князем Юрьем Ингоревичем во единой раце» ( Лобакова. 1997. С. 152-153). Почитание О. И. не канонизирован. В Рязанском княжестве почитался как представитель местной княжеской династии.

http://pravenc.ru/text/2578289.html

292), что, вероятно, связано с деятельностью ростовского митр. Ионы (Сысоевича). Во 2-й пол. XVIII в. почитание И. стало более активным в связи с канонизацией в 1757 г. свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митр. Ростовского, гробница к-рого также находится в Зачатиевском соборе Спасо-Иаковлевского мон-ря. Очевидно, составление Жития И. в 1762 г. связано с канонизацией свт. Димитрия. В ростовских святцах в качестве дней памяти И. названы 6, 7, 12 февр. и 22, 27 нояб. ( Ярославский. 1887. Стб. 357). Арх.: Книга ист. записок Ростовского ставропигипльного первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря//Ростовский фил. ГАЯО. Ф. 145. Оп. 1. Д. 11. Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 8. С. 69; Т. 15. С. 482; Т. 18. С. 22-23; Т. 23. С. 135; Т. 24. С. 165; Т. 25. С. 226; Т. 27. С. 296; Т. 29. С. 314, 315; Т. 31. С. 92; Т. 42. С. 165; Описание о российских святых. 223. С. 93-94; Летописец о ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. VI, 7; Синодики XVII и XVIII вв. Ростовского Успенского собора. Ростов, 1903; Ростовский летописец кон. XVII в./Публ.: А. П. Богданов//СА. 1981. 6. С. 35; Уханова Е. В. «Житие» св. Иакова, еп. Ростовского, в контексте источников по рус. истории XIV-XIX вв.//Рус. книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 56-58. (Тр. ГИМ; 95). Лит.: ИРИ. М., 1807. Ч. 1. С. 117-119, 297; М., 1810. Ч. 2. С. 507-523; Толстой М. [В.] Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 35, 39, 71-72; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1905. С. 13-15; Описание ростовского ставропигиального 1-кл. Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. С. 3-6; СИСПРЦ. С. 109-110; Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 68-71; Троицкий И. Ереси, расколы и отступления от устава церкви, бывшие и существующие в Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1864. 11. С. 104-105; Барсуков. Источники агиографии.

http://pravenc.ru/text/200159.html

2. Климента Анкирского ребро в двух частях; по сторонам ковчега написано: «Святого священномученика Климента Агкирского епископа, принес к Царю Михаилу Феодоровичу всея России митрополит Греческий Лаврентий 7142 (1634) года». 3. Часть мощей великомученика Феодора Стратилата; по сторонам ковчега написано: «Сии мощи привезены к Царю Михаилу Феодоровичу всея России из Греческой земли 7138(1630) года, в том ковчеге положена часть мощей Авраамия Ростовского чудотворца 1765 года августа 30 дня». 4. Мученика Христофора часть мощей, а по сторонам ковчега написано: «Принесены от Грека к Царю Михаилу Феодоровичу в лето 7148» (1640). 5. Часть мощей мученика Трифона; по сторонам ковчега написано: «Мощи святого мученика Трифона, принесены к Царю Михаилу Феодоровичу всея России из Царя – града в лето 7138» (1630). 6. Часть мощей Иакова Персянина, святые его руки перста нижний член, по сторонам ковчега написано: «Прислал цареградский патриарх Кирилл к царю Михаилу Феодоровичу всея России с архимандритом своим Амфилохием в лето 7138(1630) мая в 27 день». От прежних деревянных соборных церквей имеются местные святые иконы с сребропозлащенными старинной формы окладами и венцами: 1-я Святыя Троицы, 2-я Софии Премудрости Божией, 3-я Преображения Господня, 4-я Рождества Богородицы, 5-я Николая Чудотворца, 6-я хоругвь с изображением на одной стороне Преображения Господня, а на другой Нерукотворенного образа, 7) плащаница, шитая золотом и сребром средним швом, с надписью по краям: лето 7103 (1595) г. приложил сию плащаницу князь Дмитрий Петровичь Пожарский в дом Архангела Михаила в вечное поминовение. От бывшего в 1793 году пожара сохранены местные святые иконы: 1-я Господа Вседержителя с венцом жемчужным, 2-я Божия Матери, венец с цатою жемчужной, 3-я Святыя Троицы, на оную в 1802 году усердствовал от иждивения своего сребрянную, местами золоченую с венцами ризу, весом 56 Фунт. и 42 золотн. бывший Архангельский купец Павел Васильев Рудин, 4.-я Сошествия Святого Духа, 5-я Рождества Божия Матери и 6-я Успения Божия Матери, лучшего греческого художества, писаны в 1764, 1766 и 1768 годах знаменитым иконописцем, Устюжским мещанином Васильем Холмогоровым, который за свое искусство освобожден с потомством своим от подушных повинностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010