был использован при составлении Иеронимова М. Вероятно, несохранившийся греч. М. был составлен ок. 360 г. в Никомидии, скорее всего арианами. Это была 1-я попытка создания «глобального» М., в котором содержались имена всех мучеников, собранные составителями текста. Возможно, идея М. была подсказана его авторам агиографическими сочинениями Евсевия Кесарийского, к-рый собирал сведения о мучениках. В отличие от таких ранних календарей, как «Depositio episcoporum» и «Depositio martyrum», никомидийский М. скорее всего не был предназначен для богослужебного использования. Наиболее полно в нем представлены мученики, почитавшиеся в крупных городах вост. части Римской империи, а также в Никомидии и др. городах пров. Вифиния; зап. мучеников очень мало. При переводе на сир. язык текст М. был искажен: на место пропущенных записей за июнь механически перенесли июльские записи, которые заменили записями о поминовении нисибинских мучеников Адельфа и Гая, свт. Иакова , еп. Нисибинского, и мучеников, пострадавших при имп. Юлиане Отступнике в Синнаде (ныне Шухут, Турция) (см.: Duchesne. 1885. P. 126-137; MartHieron. P. L-LXIX; Aigrain. 2000. P. 23-26). Иеронимов М. Полный текст Иеронимова М. сохранился в 3 рукописях, между которыми есть существенные различия. Самая ранняя рукопись (Paris. lat. 10837. Fol. 2r - 32v) была выполнена в Англии или в монастыре Эхтернах при жизни св. Виллиброрда; ее создателя, писца Лаврентия, можно отождествить с пресв. Лаврентием, последователем Виллиброрда, который упоминается в документах из Эхтернаха между 704 и 720 гг. Вероятно, эхтернахская версия послужила основой для сокращенной редакции Иеронимова М. в рукописи, созданной не позднее 1082 г. писцом Итаэлом по заказу Ригиварха, еп. Меневии (Сент-Дейвидс, Уэльс) (Dublin. Trinity College. 50 (A.4.20); изд.: Delehaye H. Martyrologium Hieronymianum Cambrense//AnBoll. 1913. Т. 32. P. 369-407; The Psalter and Martyrology of Ricemarch/Ed. H. J. Lawlor. L., 1914. Vol. 1. P. XXV-XXXIV, 1-28). Вторая полная рукопись, бернская, была создана в кон.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

Тахвиты «О посте» и «О молитве» сохранились в двух рукопи­сях V и VI века (А – British Museum add. 14619, VI век; В – British Museum add. 17182, fol. 1–99, 474 год), причем руко­пись А является четвертой древнейшей сирийской рукописью 14 . Хотя они были выполнены через полтора-два столетия после на­писания тахвит, возможность искажения аутентичного текста, по предположению М.-Ж. Пьер 15 , сведена в них к минимуму. Раз­ночтения же в подавляющем большинстве случаев имеют стили­стический и грамматический характер. Помимо армянской (под именем прп. Иакова Нисибинского) сохранилась также и арабская версия обеих тахвит (под именем прп. Ефрема Сирина ) 16 . И если армянская версия является ско­рее парафразом, то арабская версия, по сравнению с оригиналом, выглядит как сокращенный вариант последнего 17 . Часть тахвиты «О молитве» (§§ 16–17, 19) вошла практически без изменений в сочинение «О молитве» восточносирийского аскетического пи­сателя Авраама Натпарского (VI-VII в.) 18 . Существует дореволюционный русский перевод тахвит «О по­сте» и «О молитве», сделанный по латинскому переводу армян­ской версии тахвит Афраата, приписанных прп. Иакову Нисибинскому и адресованных св. Григорию Просветителю 19 . Этот пе­ревод можно использовать лишь для получения представления об армянской версии тахвит, которая может служить скорее для из­учения принципов работы переводчиков богословских и аскети­ческих текстов в V веке, чем для изучения творческого наследия Афраата. Перевод тахвит «О посте» и «О молитве» выполнен с сирий­ского языка по изданию Ж. Паризо (Parisot 1894. Col. 97– 181 ). В сносках приводятся только те разночтения, которые в той или иной мере меняют смысл; разночтения, равнозначные в смысловом отношении, опущены. В тексте сохранено деление на параграфы; в квадратных скобках указывается номер столбца. Те места, в которых встречается определенная ритмическая органи­зация (ограниченная длина законченных смысловых фрагментов, синтаксический и семантический параллелизм и др.), переведены и оформлены как поэтические.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

30. Передача Нисибина Сапору и знакомство его с преподобным    И после того Сапор и войско его пришли в город Нисибин, и предан был ему город не после сражения, а мирно. И выведена была из него вся сила римлян. В это самое время вспомнил Сапор о св. Мар Авгене, как сказали ему о нем Иовиан и 500 человек, которые были застигнуты тьмою. Тогда он потребовал от предводителей нескольких христиан, которые находились в отряде гузитов, и быстро послал их к святому просить их, чтобы он сошел и пришел к нему. И приказал им, чтобы привели святого с честью. Они же, когда взошли, то упросили его по слову царя. Святой же тотчас сошел сам и знаменитые из старцев, бывших в обители, и послал он пред собою трех братьев и сказал: «Идите быстро к вратам царского дворца; и может быть, поспешно выйдет приказ царя». Ибо он не мог идти скоро и не хотел ехать верхом на осле и ради чести царя послал пред собою трех братьев, чтобы ответить ему обо всем, о чем они будут спрошены, пока он не придет. Они же пошли быстро и достигли ворот царя и вошли, и исполнили (приказание), и поведали слова святого. И приказал (им царь) войти; они же вошли пред царя и поклонились и спросили его о мире царства. Царь же очень много почтил их и спрашивал их о том месте, на котором они жили, каково оно. Святые же сообщили ему о бедности места, в котором даже воды для них не было, но они пили дождевую воду. И когда он начал спрашивать их об учении, чье оно, тогда вошли пред него многие маги, чтобы возбудить спор со святыми. Тогда святые сказали царю: «Есть с нами отец духовный; и вот идет он к благополучию твоего царства. Он есть глава всем нам. Все, что ты желаешь, спроси у него».    И когда пришел святой и вошел пред царя и Сапор увидел его, тогда он вострепетал от видения его и очень почтил его. В это время подошли начальники магов и маги и приветствовали святого, ибо видели, что очень много почтил его царь, и были уязвлены остриями зависти и думали искусством слов опровергнуть учение христиан. Тогда они начали возбуждать спор со старцем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

32. Милости Сапора преподобному    Тогда царь Сапор, увидав славные дела святых и чудеса, которые совершил Господь их руками, помыслил в себе дать им что-нибудь, чтобы было на пользу и братии, и на успокоение странникам. И послал он и позвал св. Мар Авгена и дал ему одно селение, по имени Гадгин; и возле деревни была мельница, которая была бы общею собственностью монастыря, и чтобы у него было общение с ними в молитвах. И дал он ему письмо и печать, чтобы они (монахи) не боялись судей, когда отправятся в другие страны, и чтобы никто не воспрепятствовал им строить храмы и обители, в какое бы место они ни пошли. И когда они взяли документы царя, этот благословенный и божественный сонм удалился; и разошлись они по всем городам и странам, чтобы основывать храмы и обители, радуясь и веселясь душою. 33. Кончина св. Мар Авгена    И после этого ладья подвигов св. Мар Авгена достигла пристани исхода души, чтобы перейти от этой временной жизни в мир, полный всякими наслаждениями и блаженствами и украшенный невидимыми красотами. И было св. Мар Авгену откровение об исходе его души. И почувствовал и узнал он о конце — закате жизни, и позвал братию, и повелел им, и сказал им: «Вставайте, ударьте в било, и пусть соберутся вся братия на служение таинства и освятим святое и насладимся Телом и Кровью Господа». И сделали, как он сказал им; и когда насладились Святых Тайн и общением друг с другом, и были благословлены святым, тогда были отпущены все, чтобы идти в свои келий. Ученик же святого, который прислуживал ему, был муж добродетельный; и когда приблизилось время смерти старца, он увидел Ангела, которому было повелено от Бога взять душу святого. Он стоял на ногах, и руки его были простерты, и хотел он принять душу его (святого). И когда ученик его увидел это видение, тотчас воскликнул громким голосом и сказал: «Идите, братия мои, благословиться у святого, ибо вот приблизился Ангел смерти и начал рубить древо жизни, столп просвещающий, духовного отца всех нас. И вот понемногу погасает лампада, которая своими действиями просвещала наши души, которые находились во тьме греха». И тотчас прибежали вся братия и всякий спешил первый благословиться у святого. И пришли все и стали пред ним, и спрашивали с великим воздыханием и говорили ему: «Отец наш, кто отныне поможет нам против врага? Горе нам, отец; зачем овладеет нами сила сатаны?» И когда все они узнали, что приблизился исход души, они подошли и умоляли и сказали ему: «Молись, отец, о нас и о всем мире». И открыл он глаза и посмотрел на всех, когда они собрались; и осенил их знамением креста, и благословил их подобно тому, как Иаков — сыновей своих, и каждого из них назвал и по имени благословил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    И еще.    Удивляюсь, возлюбленные мои, славе святого, потому что за три дня до его успения Господь послал к святому Ангела Гавриила с неба. И когда он стоял на молитве, Ангел сказал ему: «Мир тебе, отец; с неба сошел к тебе мир и Господь послал меня для служения и извещения тебе о том, что пред Богом нет молитвы и прошения и любви истинной больших, чем твои. И ныне, отец, смотри, какие ими будут произведены чудеса в твоем храме и святых твоих костях, так что и Ангела Он послал посещать их до века по подобию твоему». Тогда блаженный ответил Ангелу: «Я желаю, господин мой, чтобы после того, как я найду милость в очах Господа Бога, силы моих дарований были разделены и между моими собственными братьями и учениками, которые служат мне». И отвечал Ангел и сказал он этой блистающей звезде: «Отдели чудеса, которые будут совершены добродетельными костями твоими; а потом и ученикам своим дай силы, какую желаешь каждому». И попросил он, высокий и славный, у Бога и сказал: «Прошу я, Господи Боже, от моря милости Твоей, чтобы все люди, которые прибегнут во имя Твое и призовут раба Твоего, не увидели зла и мучения; и умершие, которые умрут и будут положены в моей обители и ее окрестностях, и ради имени моего будут отделены, не имели счета на себе в последний день; чтобы были прощены их долги и грехи; и чтобы они были причтены к чистым и праведным; и чтобы они возве-лись на высоту небесную». И сказал ему Ангел: «Он дал тебе то, что ты просишь; а другую силу избери для себя, чтобы видел мир и уверовали люди, что ты в этом мире -второй Христос». И отвечал святой и сказал ему: «Этот мир нежелателен для меня, но пусть свидетельствуют (о мне) мои братия и ученики». По этому слову Ангел разделил между ними небесные дарования, чтобы каждый из них свидетельствовал о нем силою и житием. И тогда почил истинный столп наш. И на этом кончилось повествование о св. Мар Авгене. И Богу слава и благодарение и честь во веки веков. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Были среди них старые люди, знаменитые в народе, которые плакали пред святым, говоря: «Горе нам, что мы провели наши дни в суете без пользы; в поклонении мертвым идолам». Святой же вошел в их деревню и приказал им: «Если вы желаете быть христианами, прежде всего сокрушите дом идолов». Но жрец его кричал: «Теперь затрясется земля вся». Когда же разрушили весь тот дом и сокрушили изображения, которые были в нем, и взяли все украшения и деревья и вложили их в огонь, жрец тот увидел, что земля не поколебалась и небо не тряслось, тогда он тотчас подошел к святому и умолял его, говоря: «Ныне я узнал суетность идола и что он не имеет силы помогать, но прошу у твоей власти и меня сделать христианином. И вместо того, чтобы работать идолам, и подвизаться бесполезным подвигом, я обращусь и поработаю Христу, который имеет силу помогать верно служащим Ему». Тогда святой окрестил его со всем народом и повелел старейшинам деревни позаботиться о нем и удовлетворять все его нужды на счет общины. Жрец же тот просил у святого (позволения) сделаться его учеником и дать ему знамение сынов завета (монашества). И постриг его святой своею рукою и написал на дощечке алфавит и поручил старейшине научить его. И пробыл там три дня и окрестил всех язычников той деревни, и говорил к ним полезное слово, и повелел им хранить веру в чистоте и святости. И после того встал святой и пришел к Тигру, чтобы идти в ту обитель, которую основал св. Мар Иаков. И пошли с ним некоторые люди из этой деревни, чтобы проводить его. И тот юноша не отставал от святого, умоляя его о том, чтобы быть с ним. Он же заповедовал ему заботиться о своей матери и братьях. Но богатые люди из числа этих исповедников просили святого, говоря ему: «Мы пред Господом принимаем на себя заботиться о матери и о братьях его, пока они будут в этой    жизни; а он пусть будет с тобою, сколько хочет, и молится Богу за нас». После того святой взял того юношу с собою. 22. Дела св. Мар Авгена в стране Кердо    После того как совершили освящение обители, отправились святой и все братство с ним, и он начал ходить по селениям Кердо, крестить язычников и разрушать дома идолов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   И встал старец и прославил Бога, Который услышал его молитву. И приказал он братьям поддержать и посадить того юношу. И приступил святой и сел при нем и простер руку и осенил раны знамением креста. У юноши же текли слезы. И сказал ему старец: «Сын мой, не бойся, но славь Господа за то, что Он дал тебе жизнь, чтобы этот брат твой не был опечален». Он же говорил мало, так как не мог говорить; и сказал: «Благодарю Господа нашего Иисуса Христа. Когда я был умерщвлен львом, Он избавил от него моего брата; и когда при мне никого не было, послал Господь благословенный сонм вашей святости, и вы попросили Господа, и Он возвратил меня к жизни». Тогда святой повелел взять его и вынести из леса. И донесли его до берега Тигра и вымыли его в воде, и повелел старец принести ему благословенного масла, которое было у брата (а взято было оно от омовения тела Иоанна Малого); и помазал его шею и то место плеча; и благословил воду и дал пить ему. Брат же его прыгал, радуясь и прославляя Господа и целуя ноги и одежды святого.    Один же человек пастух стоял на том берегу Тигра и опирался на посох в то самое время, когда напал лев на юношу; и видел, что он убил его и увлек в лес; и видел, что никого при нем не было, кроме того маленького мальчика. И оставил он стадо свое и быстро побежал и удалился до места против деревни того юноши. И тотчас нашел лодку и переехал на ней и сообщил в деревне о том, что случилось. И вышло из деревни много людей, чтобы идти и похоронить того юношу; и по крайней мере найти в живых того маленького мальчика. И пришли с мечами и копьями. И когда пришли и достигли до того места, на которое указал им тот пастух, и увидели сонм избранных святых и юношу сидящим среди них голым; и одно покрывало было надето на него; и одежды его брошены пред ним и выпачканы кровью, тогда спросили его брата и святых: «Где вы нашли его?» Тогда младший брат рассказал им все происшествие. Потом они подошли и осмотрели шею его, которая была перервана; и увидели и то место плеча, которое было из-грызано; и не вышло из него крови.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   И когда они окончили молитву свою и встали, сказал св. Мар Иаков Мар Авгену: «Подойди и назнаменуй крестом все члены его». Но тот святой настаивал: «Ты сперва начни это». Тогда св. Мар Иаков умолил его, говоря: «Ты держи его за правую руку, а я подержу его за левую руку». Тогда подошли оба святые и держали его — один с этой стороны, а другой с той стороны — и назнаменали его знамением креста и подняли его, говоря: «Человек, во имя Господа и Иисуса Христа встань и ходи!» И тотчас разрешились члены его и благодать покрыла все тело его, и вскочил он и встал на ноги и простер руки к небу, и прославил имя Господа нашего Иисуса Христа. Люди же, увидев это, упали на лица свои пред ногами святых и громким голосом прославляли Бога и говорили: «Слава Тебе, Христе, что всегда творишь Ты Церкви Твоей удивительною силою и крепостью то, что творишь рукою святых Твоих; и вот и теперь поднял ее (Церковь) рукою святых Твоих. Восхваляем Тебя, Господи наш, что благое и неизреченное сокровище даровал Ты нашему городу, которым он будет храним во веки веков. Аминь». Тогда святой Мар Авген приказал тому человеку взять одежду свою и надеть ее. И он взял и накрылся одеждою своею и подпоясал чресла свои и начал ходить по городу и проповедовать о силе Божией, которая была усмотрена в руках рабов Его. Иудеи же, когда услышали об этом, то некоторые из них дивились тому, что сотворили эти святые во имя Иисуса Назорея, а другие смеялись и говорили: «Конечно, неправда, что тот был расслабленным». 13. О маркионитах и об исцелении племянника начальника города    И был один человек, (державшийся) верования проклятого Маркиона. Он много сопротивлялся народу христианскому. И был он родом из Понтийской страны и был известен в царстве Римском. Брат его был начальником города . И прежде чем он сделался начальником, царь Константин настоял, чтобы он крестился и был христианином. И он крестился по настоянию царя, хотя сердце свое склонил к Маркиону. И брат его имел в своем доме уединенную комнату, в которой он содержал жрецов Маркиона, которые называются священниками и диаконами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Итак, житие св. Мар Авгена, возлюбленного мною, было таково. По своему происхождению, роду, племени и стране он был из пределов Египта из Кливзмы (Кливзма­Суэц), острова морского. По занятиям своим святой был рабочий, совершавший и духовные дела, и он собрал пребывающее богатство вечной жизни. Каждый день он распростирал на своем лице покрывало, которое он с искусством приготовлял и входил и нырял в море и поднимал из морской глубины жемчужины, продавал их за деньги, которые разделял между храмами, обителями, сиротами, нищими и вдовами, взирая и ожидая ежеевно себе сугубого воздаяния, которое и получал от Господа Бога своего. И в ясном и чистом зеркале своей веры он созерцал невидимые блаженства Господа нашего Иисуса Хрис та, которые видел апостол Павел, восхищенный до третьего неба, и слышал слова, которые не произносятся языком земной плоти (2 Кор.12:2), и воскликнул и сказал: «...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). И он (св. Авген) воссел на светлую и славную колесницу веры и увидел эти духовные блаженства. 3. Призвание преподобного    Однажды, когда Мар Авген хотел по обычаю своему погрузиться в море, открылось ему явление Божие, и он увидел его наподобие светлой звезды, которая сияла на подобие солнечного круга и спустилась и быстро шла пред ним по воде. Когда святой увидел это, то очень ужаснул ся, размышлял в сильном изумлении и сказал: «Что это за чудо, которое я ныне увидел на море?» И когда святой узнал, что это — явление Божие и что на помощь и под крепление ему было это явление, то он удивлялся этому видению и прославил Бога, и после того как он был уси лен и укреплен этими красотами Божиими, особенно ум ножил свои удивительные подвиги, разделял дары бед ным и простирал руку к неимущим подобно св. Тавифе, ибо в этом подражал ей Мар Авген. На этом острове, ко торый был жилищем его предков, он занимался этим чу дом духовного делания. 4. Спасение купеческих кораблей от разбойников    После того как он занимался этим духовным делом в продолжение 25 лет, Бог увидел его святое произволение и Божественные дела, которые он совершал; и тогда он был удостоен большого дарования от Бога: он сделался прогонителем бурь от лодок и ходил по морю, как по суше, благодаря явлению той звезды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Когда св. Мар Авген сошел к собранию и вошел в него, то он нашел их сидящими по партиям. Они же, увидев его, пришли в смятение пред ним и приняли его с великою честью. Вид же его был славен и лицо его было славно, как лицо Ангела Божия. Святой дал знак рукою, чтобы они подождали, пока он помолится в храме; и потом, после того как он помолился и вышел, то все собрались к нему с великою радостью. Он же опирался на посох и стоял среди них, и теснили его со всех сторон и целовали руки его и прикасались к одеждам его. Когда же кончили все, он повелел им сесть и выслушать его. И после того он немного поговорил с ними, и стало ясно ему затруднение ихи недовольство друг другом. И когда они желали говорить пред святым: «мы желаем, чтобы у нас был пастырь такой-то»; тогда другие говорили: " такого мы не желаем, а желаем такого-то»; и хотели и святого ввязать в этот спор. Тогда силою благодати, которая сопутствовала святому, он предузнал раньше времени (об этом) и жалел их в этом затруднении; и прежде чем они ему сказали, он предузнал причину их прихода к нему и сказал им так: «Знаю, чада, что с того времени, как ваш отец взят в житницу духовной жизни, и вы удержаны от общения (друг с другом); знаю, что печально вам, пока не выбран вам пастырь и руководитель. Поэтому, чада, выслушайте, что я советую вам, чтобы успокоились вы от взаимного раздора. Ибо никто из тех, кого вы выбрали, не был вашим пастырем и руководителем. Дух Святый избрал мужа, который будет готов в руководители вам. Я советую вам отправиться в город Амиду. Я слышал, что преподобные собрались там ради некоего дела. Поэтому теперь вставайте и пойдите к ним, и там вам будет показан муж, который будет приготовлен для вас в пастыря и руководителя». Они же приняли слово святого. Но удивились они старцу, как он, когда никто ничего не сказал ему, предуказал им причину их прихода и на личности тех, которых они избрали, он указал, что между ними нет руководителя. И тотчас встали все начальники Нисибина, и поклонились ему и приняли слово блаженного, и успокоились от спора между собою, и сошли в город.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010