23/5 Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Преподобного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Преподобного Елиссея Лавришевского (ок. 1250). Тропарь апостолу Иакову, брату Господню по плоти, глас 2 Яко Господень ученик, восприял еси, праведне, Евангелие,/яко мученик, имаши еже неописанное дерзновение,/яко брат Божий, еже молитися, яко иерарх;/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Отчее Единородное Бог Слово,/пришедшее к нам в последняя дни,/Иакове Божественне,/перваго тя показа Иерусалимлян пастыря и учителя/и вернаго строителя таинств духовных./Темже тя вси чтим, апостоле. Величание Величаем тя,/апостоле Христов Иакове,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси/во благовестии Христове. Тропарь преподобному Иакову Боровичскому, Новгородскому чудотворцу, глас 1 Божественною благодатию просветився,/и по смерти даруеши исцеление/притекающим к раце мощей твоих, премудре Иакове;/темже и мы ныне чтим честных мощей твоих пренесение,/веселяще вкупе души и телеса./Тем вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 8 Верою и любовию/твое честное пренесение празднующих, блаженне,/сохрани и соблюди от всякия злобы и соблазна змиина,/имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу Богу,/Егоже моли спасти люди,/молящия тя, да вси вопием ти:/радуйся, отче Иакове,/всея Российския земли удобрение. Величание Ублажаем тя,/святый праведный Иакове,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарьпреподобному Елиссею Лавришевскому и святителю Лаврентию, епископу Туровскому, глас 3 преподобне отче наш Елиссее,/с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая,/земную славу и честь стопам Христа повергли есте,/темже Господь увенча вас/нетленным венцем славы Своея. Кондак, глас 2 Вечная память ваша,/преподобнии Елиссее и Лаврентие,/темже поминайте чтущих свято ю/и испросите земли нашей благочестие/и душам спасение. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

апостолу Иакову, брату Божию, отрок православно чтущий имя Христово и что приплывшее тело не есть труп утопленника, но мои нетленные остатки». После сего, приплывшие честные мощи с подобающим приличием были взяты из воды и, впредь до открытия о них воли Божией, были погребены на берегу реки Мсты, на том самом месте, куда приплыли в устроенном для сего обрубе. После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе праведного Иакова, мощи его в 1543 году были свидетельствованы Новгородским архиепископом Феодосием и 23-го октября того же года, по благословению митрополита Всеросийского Макария, были внесены в новоустроенный каменный храм Боровичского Свято-Духова монастыря. В 1657 году патриарх Никон перенес мощи св. Иакова в Иверский монастырь, что близ города Валдая, и 23 февраля того же года переложил их в серебряную, позолоченную раку. В церкви же Боровичского монастыря осталась одна часть (ребро) от святых мощей его, которая и сохраняется поныне на прежнем месте в особенной раке. В настоящее время мощи св. праведного Иакова почивают открыто в серебряной, вызолоченной раке, находящейся в соборном храме Иверского Богородицкого первоклассного монастыря. Монастырь же сей состоит на острове Валдайского озера между другими двумя островами оного Березиным и Рябининым, в з-х верстах от уездного города Валдая к северо-востоку и в 150 верстах от Новгорода. Построен монастырь сей патриархом Никоном при царе Алексее Михайловиче. По штатам 1764 года Иверский монастырь положен в I класс с оставлением учрежденной еще патриархом Никоном архимандрии, с предоставлением права архимандритам сего монастыря служить в шапке, т.е. митре, с сулном, рипидами и осенением свещным на ковре. Монастырь Иверский, несмотря на превратность судьбы, которой он подвергался, особенно по низложении патриарха, и бывшие пожары, находится в благоустроенном состоянии. Память св. праведного Иакова совершается 23 октября. Кроме сего, отправляется местное празднество 21-го майя, в каковый день, по окончании Литургии, совершается торжественное обнесение мощей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

В 1937 г. церковь иконы Божией Матери «Умиления» была закрыта. Здание ее использовалось под сапожную мастерскую. В годы Великой Отечественной войны в здании храма изготовлялись и хранились бутылки с зажигательной смесью. Много лет в этом здании был керосинный магазин. В последние годы здание наполовину разрушенного храма использовалось под склад горюче-смазочных материалов завода «Мстатор». Много испытаний выпало на долю святого места. Только летом 1993 г. оскверненный храм был передан православной общине и начались работы по его восстановлению. По проекту боровичского архитектора В.В. Овсянникова был восстановлен световой барабан с шатровым завершением и пять главок с крестами. Настелен новый пол, стены очищены от слоя грязи и побелены. Богослужение в храме началось в 1995 г. 25 апреля 1995 г., в праздник св. Иакова, из церкви св. Параскевы верующие Крестным ходом пришли к церкви иконы «Умиления». Около храма был отслужен водосвятный молебен с акафистом св. Иакову. После чего, по благословению Владыки Льва, архимандрит Ефрем освятил храм. 5 ноября 1995 г. исполнилось 450 лет со дня открытия святых мощей Иакова. В этот день в храме прошла первая Божественная Литургия. Храм пополняется иконами. С правой стороны от престола находится житийная икона св. Иакова, рядом с ним изображен св. Николай. С левой стороны от престола, как и было до закрытия храма, находится икона Иверской Божией Матери. Интересна аналойная икона св. Иакова. На ней он изображен на облачке над городом, как скорый заступник-целитель и хранитель г. Боровичи и его жителей. Чудесный источник св. Иакова. Святыней нашего края является и целебный источник, который появился на месте захоронения св. Иакова. Вода этого источника помогала от многих болезней в особенности от головной боли и болезней глаз. Святой колодец находился в подвале храма, точно под куполом. Он был хорошо виден снаружи через большое, закрытое металлической решеткой окно. Через него колодец освещался солнцем. Вода из колодца по специальным трубам попадала в два других колодца, находящихся с южной и северной сторон храма. Из них и черпали воду верующие. Первоначального колодец внутри храма был деревянным, а затем был обложен тесаным камнем. При ремонтных работах в подвале были обнаружены груды мусора, толстые бревна, камни, битый кирпич и стекла. Святой колодец был залит цементом и завален большими камнями. Все было пропитано керосином и мазутом. Казалось, святыня утрачена полностью. По восстановлению колодца был проведен большой объем работ: удалена на три метра загрязненная земля, подвал был засыпан чистым песком, гравием и глиной, разобраны каменные стенки колодца, т.к. они были сильно загрязнены, сделан новый сруб. После этого колодец наполнился чистой водой. В результате ремонтных работ в подвале храма колодец был восстановлен только весной 1997 г. Этот день явился возрождением древней традиции боровичан собираться к святому источнику в 3-й день после Пасхи в память о явлении мощей св. Иакова.

http://sobory.ru/article/?object=00842

В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего Свято-Духова монастыря вновь находился госпиталь, но только для военнопленных. Госпиталь под 3810 занимал все помещения монастыря. Здесь лечили немцев, венгров, итальянцев, поляков. Позднее долгое время на территории монастыря находилась воинская часть. Современное состояние [ править править код ] Событием особой важности в духовной жизни г. Боровичи, явилось возвращение Православной Церкви Свято-Духова монастыря. Несмотря на многочисленные перестройки, ансамбль Свято-Духова монастыря отличается соразмерностью своих сооружений и особым архитектурным обликом. 14 сентября 2000 г., после 70-летнего перерыва, в древнюю святыню вновь вошли верующие, и в храме св. Иакова был отслужен молебен собором боровичских священников. Начались восстановительные работы под руководством иерея (ныне протоиерея) Валерия Дьячкова. В 2002 г. на храм Святого Духа были вновь воздвигнуты золотые купол и крест. По мере сил восстанавливался и храм Иакова Боровичского. И октябре 2009г. на нем были установлен большой купол, а на Богоявление 2010г. - четыре малых. началось и строительство однярусной кирпичной колокольни на надвратной церкви иверской иконы Божией Матери (церковь эту тоже еще предстоит восстанавливать). С марта 2012г. в обители возбновляется монастырьская жизнь. Здесь вновь идут ежедневные утренние и вечерние богослужения. Насельники монастыря трудятся на восстановительных работах. За время возобновления монастырской жизни сделано немало. На колокольне установлены купол с крестом  и колокола. В настоятельском и братском корпусах ведутся строительно-восстановительные работы. Очищяются от мусора и хлама храм Иакова Боровичского и территория. Налаживается быт насельников - построены туалет и душевая, проведен природный газ и усновлена система отопления, в трапезной установлены газовые плиты, проведены водопровод и канализация. Впереди большие работы по восстановлению святой обители.  Храмы и престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

Значит, патриарх Никон писал царю из строящегося Иверского монастыря, где от очевидцев он и узнал о чудесном явлении. Согласно литературным и документальным источникам, в конце февраля 1654 г. 85 Никон приезжал в Иверский монастырь, к строительству которого он приступил годом раньше 86 . Посещение валдайского монастыря Никоном было связано с перенесением туда в это время мощей святого Иакова Боровичского, чудотворца из Духова монастыря. Мощи святого были привезены в Иверский монастырь 24 февраля (ещё в январе патриарх Никон отправил за ними архимандрита Иверского монастыря Дионисия I, архимандрита новгородского Вяжицкого монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря из Старой Руссы. В селе Едрове процессию с мощами святого встречал новгородский митрополит Макарий) 87 . В тот же день патриарх Никон привёз в валдайский монастырь частицы мощей трёх московских святителей и чудотворцев – Филиппа, Петра и Ионы, которые были положены в специально изготовленный для них серебряный ковчег 88 . 25 февраля, в субботу, в соборной церкви патриарх Никон сам переложил святые мощи Иакова Боровичского чудотворца в новоустроенную сребро-позлащённую раку 89 . Таким образом, можно заключить, что второе письмо царю Никон написал 27 февраля 1654 г. 90 . Ещё два письма – о проезде через Можайск и прибытии в Москву – относятся к 1655 г. В письме о проезде ночью через Можайск сообщается о прибытии Никона днём 2 февраля в село Кубенское, находившееся в 56 вёрстах от Москвы 3, л. 1). А в другом письме Никон говорит о своём прибытии 3 февраля в Москву после морового поветрия 4, л. 1, 2). В июле 1654 г. эпидемия моровой язвы охватила Смоленские земли и Москву. По воле царя Алексея Михайловича, находившегося в то время в польском походе, 24 июля 1654 г. патриарх Никон выехал из Москвы с вверенным ему царским семейством сначала в Троице-Сергиев монастырь 91 , а в конце августа в Калязинский монастырь 92 . К началу 1655 г. эпидемия начала ослабевать 93 , и в начале февраля по Смоленской дороге патриарх Никон вернулся в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. 18). Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, хозяйственные службы. Царскими грамотами 17 нояб. и 8 дек. 1653 г., 6 мая 1654 г. и др. помимо дворцового с. Валдай с озером монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» неск. новгородских рядков, Боровичский мон-рь с угодьями, Короцкий Покровский и Лисицкий монастыри с угодьями в Деревской пятине, Старорусский монастырь с угодьями и старорусские соляные варницы, с. Боровичи, Вышний Волочёк, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др. Из Боровичского мон-ря в Иверский собор В. м. крестным ходом во главе с Новгородским митр. Макарием были перенесены мощи св. прав. Иакова Боровичского . Одновременно Патриарх послал в обитель в сопровождении новгородского духовенства 4 ковчега с частицами мощей Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. У Едрова яма обе процессии со святынями встретились и 24 февр. 1654 г. крестным ходом во главе с митр. Макарием вошли в обитель. Патриарх, посетивший В. м. 26 февр. 1654 г., переложил мощи св. Иакова в новую позолоченную раку. По местному преданию, Патриарх освятил озеро погружением в воду креста. В письме к царю Алексею Михайловичу Никон рассказывает о бывшем в эти дни над мон-рем знамении в виде огненного столпа. Грамотой царя 6 мая 1654 г. посад Валдайский был переименован в с. Богородицкое, Валдайское оз. названо Святым, а мон-рь - Святоозерским Иверским. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. В февр. 1654 г. Патриарх Никон также избрал и освятил место для постройки каменного собора, возведение к-рого началось весной 1655 г., строительными работами руководил калязинский мастер Аверкий Мокеев. Патриарх указывал валдайскому архим.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Много усилий приложил архимандрит Лаврентий для возрождения духовной и хозяйственной жизни обители. В 1858 году была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского . Чудотворная Иверская икона Божией Матери была украшена новой золотой ризой и драгоценными камнями. В 1861 году был позолочен и обновлен иконостас Успенского собора. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал " странноприимный дом " , где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны. " Это наш долг пред Царицей Небесной " - говорил братии отец Лаврентий. Помощь Божия, и заступничество Пресвятой Богородицы постоянно проявлялась в различных чудотворных явлениях. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей. Тогда жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ, с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Молитвы об избавления от холеры были услышаны, и предстательством Царицы Небесной, болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы так же совершались и в престольные праздники: Успение Божией Матери , Богоявления Господня , в день памяти святого Иакова Боровичского . В крестных ходах принимали участие не только жители окрестных городов и сел, но и многочисленные паломники из отдаленных весей. В такие дни число паломников в святую обители доходило до 10 - 15 тысяч человек.

http://drevo-info.ru/articles/417.html

Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии Слава образа Николая Чудотворца привлекала в пустынь много богомольцев, и старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657 г. настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. Московский боярин Борис Иванович Морозов дал 400 рублей, боярин Илия Дмитриевич Милославский дал 400 рублей. Эти деньги предназначались на каменную церковь, но построили деревянную рядом со старой Никольской с 5-ю престолами. Три из них были уже освящены, когда в одну ночь новопостроенная церковь попущением Божьим сгорела, а старая осталась невредима, хотя была в 3 саженях. Через 7 лет тот же Нафанаил сделал новые деревянные постройки - трапезу с хлебнею; а над трапезой колокольницу; над хлебнею - кельи с сенями и чуланами и переходы от них всех к церкви. Вскоре все это сгорело, а церковь сохранилась. Через 2 года, в 1667 г. игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь просуществовала до 1830 года. Он же построил новую церковь Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освящена в середине XVIII в. подземная церковь. Основание церкви Благовещения было заложено в 1706 г. и освящено во имя Иакова Боровичского Чудотворца, а через год архимандрит Тарасий с братиею просили митрополита Иова благословить их переименовать строящийся храм в Благовещенский, а придел в соборном храме во имя Иакова Боровичского Чудотворца. Митрополит позволил. При этой церкви были трапеза и кухня с другими службами. Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви им быть неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде. В результате этого в 1881 г. церковь с пристройками была разобрана и на этом месте построена новая Благовещенская церковь с приделом в честь Святителя Арсения Епископа Тверского. Заложена новая Благовещенская церковь 9 мая 1882 г. Его Высокопреосвященством Саввою Архиепископом Тверским и Кашинским. Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, еще 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположенные попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых выешею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа.

http://sobory.ru/article/?object=10558

В начале XVIII века монастырю принадлежало 78 крестьян мужского пола, 1250 десятин земли, 36 голов крупного рогатого скота, 30 лошадей. В приписных к монастырю пустынях числилось 194 души. Основание церкви Благовещения было заложено в 1706 году и освящено во имя Иакова Боровичского , а через строящийся храм был переименован в Благовещенский, а придел в соборном храме - во имя Иакова Боровичского. При этой церкви была трапеза и кухня с другими службами. Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви быть им неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде, и храм пришлось разобрать (1881). В 1756 году, при игумене Мисаиле, началось строительство Сретенской церкви устроена, закончена в 1757 году, при игумене Феодосии. Длина церкви 6 сажен, ширина 4 сажени. Сретенская церковь не сохранилась. 1 октября 1838 года архиеп. Григорием (Постниковым) освящен Никольский собор. Предполагают, что над росписью работали калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов (1802-1831) и Алексей Васильевич Тыранов (1817-1900), будущие ученики художника Алексея Гавриловича Венецианова(1780-1847), который неоднократно бывал в монастыре. В 1875 году в Николаевском пустыни открыт дом для престарелых и больных, а также школа. В 1881 году старая Благовещенская церковь с пристройками была разобрана. 9 мая 1882 года на этом месте была заложена новая Благовещенская церковь с приделом в честь святителя Арсения епископа Тверского . Храм освящен в 1883 году. Здесь размещалась монастырская библиотека, которая насчитывала несколько сотен томов разных книг - и богословских, и художественных. На хоре когда-то пел Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938). К началу XX века в заштатной необщежительной Николаевской Теребенской пустыни в Вышневолоцком уезде были следующие церкви: Закрытие и возрождение монастыря В 1919 году все монастырское имущество было реквизировано. На базе монастыря сформирована монашеская сельскохозяйственная артель. Но она просуществовала недолго. До 1927 года здесь служил священником будущий преподобномученик Анатолий (Ботвинников) . Пустынь закрыта в 1930-е годы. В помещениях пустыни долгое время располагался птицеводческий совхоз.

http://drevo-info.ru/articles/12834.html

В нем располагались архиерейские, настоятельские и братские келий, кухня, трапезная, хлебопекарня. Недалеко от него находился каменный корпус со службами. Там находилось несколько братских келий, баня, квасоварня, кладовая, подвалы и погреба. Далее были расположены каменный скотный двор, конюшня, сарай и жилые комнаты для рабочих. Монастырь окружала кирпичная ограда с шестью башнями. Четыре из них находились по углам ограды, а две — посредине северо-восточной и юго-западной стен. Юго-западная башня выходила на Мету, была особо украшена настенной росписью в память о том, что раньше здесь находился главный вход в монастырь и стояла деревянная церковь в честь св.прав. Иакова. До настоящего времени сохранились только угловые башни. Перед монастырем находилась большая площадь и березовая роща. Здесь устраивали ярмарки в праздник св.праведного Иакова Боровичского. Крестьяне приезжали на лошадях и привозили для продажи поросят, кур, гусей, яблоки, моченую бруснику, грибы во всех видах и другие продукты. Купцы привозили свой товар. Шла бойкая торговля. С 1830 г. по 1845 г. в монастыре велись большие строительные работы. Материальную помощь Боровичскому монастырю оказали митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) и архимандрит Фотий, наместник Новгородского Юрьева монастыря. Во время Первой мировой войны часть зданий Свято-Духова монастыря использовались под лазарет. Насельники монастыря ухаживали за ранеными воинами. В феврале 1918 г. уездная комиссия города приняла постановление о закрытии Свято-Духова монастыря и прочих монастырей Боровичского уезда. Мотивировалось это недостаточностью в городе построек для приюта, богаделен и училищ. Престарелых священнослужителей и монахов сочли возможным оставить при монастыре в богадельне. Более молодым и здоровым было предложено в двухнедельный срок найти себе другое место. 17 апреля того же года ликвидационная комиссия приступила к работе. Ее сопровождали солдаты, вооруженные винтовками со штыками. Монастырь предварительно окружили со всех сторон, а затем уже ликвидационная комиссия приступила к проверке монастырского инвентаря, процентных бумаг и наличных сумм.

http://sobory.ru/article/?object=01908

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010