О популярности апокрифа в Средние века свидетельствует тот факт, что он сохранился не только на греческом языке (причем во многих рукописях), но и на славянском и армянском. Дошли также фрагменты сирийского и эфиопского переводов. Первое издание греческого текста: J. Е. Grabius. Spicilegium sanctorum patrum, ut et haereticorum, seculi post Christum natum I, II et III. Oxoniae (Oxford), 1698. На русском языке «Завещания» издавались дважды: Отрывок иудейских древностей. М., 1816 (перевод сделан с латинского переложения). Прот. А. Смирнов . Заветы 12 Патриархов, сыновей Иакова. Казань, 1911. Настоящий перевод выполнен по изданию: R. H. Charles. The Greek Versions of the Testaments of the 12 Patriarchs. Oxford, 1908. Следует заметить, что в научных изданиях текста «Завещаний» (в т. ч. и в названном издании Чарльза) используются не только греческие, но также армянские и славянские рукописи. Существенные различия между разными рукописями выносятся на поля, а часто печатаются все имеющиеся варианты одного и того же фрагмента текста (иногда – до четырех вариантов). В переводе, публикуемом в настоящем издании, в каждом случае выбран только один вариант – наиболее развернутый, либо наиболее понятный. Славянский перевод апокрифа опубликован в книге: Н. С. Тихонравов. Памятники отреченной русской литературы. СПб, 1863. Завещание Рувима, первородного сына Иакова и Лии I. Список завещания Рувима, которое дал он сыновьям своим, прежде чем умереть, в сто двадцать пятый год жизни своей. 2. Два года спустя после кончины Иосифа, брата его, занемог Рувим, и собрались проведать его дети и дети детей его. 3. И сказал он им: Дети мои, вот я умираю и отправляюсь дорогою отцов моих. 4. Увидев же подле Иуду, Гада и Асира, братьев своих, сказал им: Поднимите меня, дабы говорить мне к братьям и детям моим о том, что сокрыто в сердце у меня. Ибо вот, я отхожу ныне. 5. И поднявшись, поцеловал их и сказал им: Слушайте, братья мои и дети мои, внемлите Рувиму, отцу вашему, что завещаю вам. 6. Вот, я заклинаю вас Богом небесным, да не совершите проступка по незнанию юности, как я предался пороку и осквернил ложе отца моего Иакова. 7 . Говорю же вам, что поразил меня Бог ударом великим во чрево мое на семь месяцев, и, если бы не просил отец мой Иаков обо мне у Господа, взял бы меня Господь. 8. Было мне тридцать лет, когда совершил я злое пред лицом Господа, и слабость смертная охватила меня на семь месяцев. 9. После же этого каялся я пред лицом Господа семь лет, ибо возжелала того душа моя. 10. И не пил я вина и сикера, и мясо не входило в уста мои, и никакой пищи вожделенной не вкушал я, но пребывал в печали о согрешении моем, ибо оно было велико, и не было подобного ему в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Лестница Иакова — лестница, стоящая на земле, устремленная выспрь и касающаяся неба, явленная во сне библейскому патриарху Иакову когда он, сбежав из родного дома, спасаясь от мести своего брата, Исава, находясь в пути, уснул. Об этом таинственном видении повествует 28 глава книги Бытия. Картина Эстебана Мурильо в буквальном смысле слова воспроизводит текст Писания: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» ( Быт. 28:12—16 ). Иаков назвал это место встречи с Богом Вефилем, то есть Домом Божьим. Описание Картина Эстебана Мурильо основана на библейском сюжете, о котором говорится в Книге Бытия. Лестница, стоящая на земле и достающая до неба, символизирует связь Небесного и земного, связь Бога с человеком. В христианской традиции явленная Иакову лестница осмысливается как прообраз Божией Матери, через Которую воплотился Единородный Сын Божий. Однако, в католическом искусстве данный иконографический сюжет оказался впоследствии связан с учением о непрочном зачатии Девы Марии, где лестница является символом этого зачатия. В данной работе Эстебан Мурильо использовал традиционную для подобных картин композицию. Свет луны, выглянувшей из облаков, вырисовывает из темноты кроны и стволы больших деревьев. На переднем плане показан спящий Иаков, положивший голову на придорожный камень. Рядом с усталым путником лежат его вещи: дорожный мешок и посох. Идиллическую картину ночного пейзажа нарушает яркий свет, идущий с отверстых небес, золотое сияние которых передает славу Божества. Из центра сияния к ногам Иакова тянется широкая лестница, по которой восходят и сходят ангелы, которых художник представил в виде прекрасных юношей. Мурильо, как талантливый повествователь, наделил каждого ангела своим характером. Рассматривая их мимику и жесты, зритель с интересом изучает их индивидуальные черты и погружается в историю события.

http://azbyka.ru/art/son-iakova-lestnicz...

   Ст. 2—6. С Иудою у Господа (или Бога) суд и посещение над Иаковом: по путям его и но начинаниям его воздаст ему. Во чреве [матери] он запинал брата своего, и вследствие силы своей он стоял прямо (directus est) пред ангелом, и превозмог ангела и стал более сильным; он плакал и умолял его, в Вефиле нашел его, и там он говорил с нами, и Господь Бог воинств, Господь — память Его. Обратись и ты к Богу твоему, соблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда. LXX: С Иудою у Господа суд, чтобы отмстит Иакову, по путям его и по начинаниям его воздаст ему. Во чреве (матери) он запинал брата своего, и трудом своим он превозмог Бога, и стал более сильным пред ангелом и победил его. Плакали и умоляли меня, в доме ν нашли меня, и там было сказано им: Господь Бог всемогущий — будет память его; обратись и ты к Богу твоему, соблюдай милость и суд и приближайся к Богу твоему всегда.    Так как Ефрем нас ветры и следовал за ложью и дошел до такого безумия, что колебался между двумя соседними народами, заключая союз с ассириинами и отправляя елей в Египет, то теперь у Меня весь суд с Иудою и посещение над Иаковом. Посещением же называет Он бедствия (flagella) и наказания, так что, воздав заслуженное Ефрему, Он воздаст также Иуде, происходившему от семени Иакова, по путям и начинаниям его; потому что Иуда не был увлечен вследствие случайного заблуждения и пал не по слабости человеческой, но искал и находил поводы ко греху и падению. Указывается также, сколько благодеяний получил Иуда, то есть Иаков, и он называется сыном в лице отца, и напоминается о прежней истории, чтобы дать понять и милосердие Божие в отношении к Иакову и упорство его против Господа. Будучи еще во чреве Ревекки, он запинал брата своего, Исава (Быт. гл. 26), — конечно, не своею силою, потому что он не мог иметь способность разумения, а по милости Бога, знающего и любящего тех, коих Он предопределил. И не только он во чреве [матери] запинал брата своего, но и стоял прямо пред ангелом, когда Иаков при потоке целую ночь боролся с ангелом (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 10 К оглавлению Сегодня мы продолжаем нашу тему о истории ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака, Иакова. Вы помните, когда Господь являлся Иакову, точно так же, как в случае с Авраамом, повторилось обетование: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, к северу и к полудню; и благословятся в тебе все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (28:13-15). Об этом мы говорили при видении лествицы Иакова. Мы говорили о том, что у Иакова родилось 12 сыновей и что спустя 20 лет своей жизни он приходит опять в Землю обетованную со своим многочисленным семейством. Жизнь Иакова, как никакого другого патриарха, была исполнена различных злоключений, но самые серьезные испытания провидение готовило ему через наиболее любимого сына — через Иосифа. В библейской истории Иосиф предстает перед нами впервые 17-летним юношей. Как любимый сын, он постоянно присутствует рядом со своим отцом и изредка навещает своих братьев, которые пасли стада. В простодушии своем Иосиф часто рассказывает отцу о различных поступках братьев — и добрых и злых, которые не отличались высокой нравственностью. Постепенно ненависть братьев все более и более усиливалась, они уже буквально не могли видеть своего брата и воспринимать его без раздражения. Особо раздражала их разноцветная одежда, которую носил Иосиф. «И увидели братья, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (37:4)

http://sedmitza.ru/lib/text/432093/

Кто прикоснулся ко мне? [Христос] спрашивает, оглядываясь, чтобы увидеть ту, что сделала это. Разве Господь не знал, кто прикоснулся? Следовательно, как Он искал её? Как Знающий, чтобы показать её [другим]. Женщина же, в страхе и трепете, зная, что с ней произошло и далее... Если бы Он не спросил «Кто прикоснулся ко мне?», никто бы не знал, что произошло чудо 7 . И могли бы сказать: «Он не совершил чуда, но хвалится, говорит, желая славы». Он спрашивает для того, чтобы женщина созналась, и был прославлен Бог. И она подошла, пала перед Ним и сказала Ему всю истину. Видите [её] продвижение, видите преуспеяние? Пока текла кровь, она не могла выйти перед Ним, но [вот] получила исцеление и выходит. И припала к ногам 8 Его . Она ещё не осмеливается смотреть в лицо: только что была исцелена и достаточно для неё касаться ног Его. И сказала Ему всю истину. Христос есть Истина. И, поскольку Истиной была исцелена, она исповедала Истину. Он же сказал ей: «Дочь, вера твоя спасла тебя». Достойна называться дочерью та, что настолько поверила. Толпа, теснящая [Его], не может называться дочерью, а она, припадающая к ногам Его и исповедующая, заслужила получить имя дочери. Вера твоя спасла тебя 9 . Смотрите на [Его] смирение: Он Сам исцеляет и приписывает [это] той, которую исцелил 10 . Вера твоя спасла тебя. Вера твоя исцелила тебя: Иди в мире . Прежде ты верила в Соломона, то есть «мирного» 11 , [но] мира не имела, теперь же иди в мире. Я победил мир 12 . У тебя есть мир, будь спокойна, ибо исцелён народ племен 13 . Приходят от начальника синагоги и говорят: «Дочь твоя умерла; что ещё утруждаешь Учителя?» Церковь ожила, а синагога мертва. Но хотя девочка умерла, Господь говорит начальнику синагоги: Не бойся, только веруй. Будем и мы даже сегодня говорить синагоге, будем говорить иудеям: «Хоть и мертва дочь начальника синагоги, веруйте и будет воскрешена» 14 . И не позволил никому следовать за Собой, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Возможно, кто-нибудь спросит: «Почему этих [апостолов] Он всегда берёт, а прочих отсылает?» Ведь и на гору, где преобразился, Он взял этих троих: Петра, Иакова и Иоанна. Во-первых, в этом числе – тайна Троицы, и оно само по себе свято. Так и [патриарх] Иаков, согласно еврейской истине 15 , клал в корыта три вида ветвей 16 . И в другом месте написано: «Веревка, втрое скрученная, не порвется» 17 . Поэтому Он избирает Петра, на котором основана Церковь , и Иакова, первым из апостолов увенчанного мученичеством, и Иоанна – основание девства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ведь и в Иерусалим пришел он, по его словам, не ради кого–нибудь другого из апостолов, но единственно ради него. « Другого же из Апостолов я не видел , — говорит он, — кроме Иакова, брата Господня » ( Иного же от апостол не видех, токмо Иакова ). «Видел, — говорит, — но не учился у него ничему». Но заметь, с каким почтением наименовал он и этого. Не сказал он просто — «Иакова», но прибавил и достославное наименование его — «брата Господня», — так он был чужд какой бы то ни было зависти! Если бы он хотел только указать на того, о ком говорил, то мог бы сделать это понятным, употребив другой отличительный признак, и назвать его сыном Клеопы, как сказал и Евангелист (Ин. 19:25). Однако он не сказал так, но так как считал почетные наименования апостолов и своими наименованиями, то, как бы превознося себя самого, так величает и его. Ведь он не назвал его так, как я сказал, но как же? Братом Господним. Хотя он и не был на самом деле братом Господним по плоти, но лишь считался таковым, однако и это не остановило (апостола) признать достоинство этого мужа. Да и во многих других местах он показывает, что был расположен ко всем апостолам так искренно, как ему было прилично. « А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу » ( А яже пишу вам, се пред Богом, яко не лгу ) (ст. 20). Видишь ли смирение этой святой души, одинаково сияющее повсюду? Он, как бы состязаясь на судилище и готовясь подвергнуться истязанию, заботился о подобном защищении себя. « После сего отошел я в страны Сирии и Киликии » ( Потом же приидох в страны Сирския и Киликийския ) (ст. 21), — после свидания с Петром. Снова начинает он слово проповеди и предлежащий подвиг, не касаясь иудеев, как потому, что был послан к язычникам, так и потому, что не хотел строить на чужом основании. Вот почему он не встречался, даже и случайно, с другими апостолами; это ясно видно и из дальнейших слов. « Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен , — говорит он, — а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял » ( Бех же не знаем лицем Церквам Иудейским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И тем более он опасается, что он вошел в ту область, которая называется земля Сеир, область Едома. Это те места, где были кочевья Исава. И патриарх Иаков приказывает этим «малахим»: « И приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне » ( Быт. 32:4 ). Конечно, трудно представить, как это патриарх мог приказывать Ангелам, но, учитывая весь контекст того повествования, о котором мы говорим, мы действительно, может быть, сталкиваемся с ситуацией, когда Иаков понимает, что у Ангелов служебная миссия. И есть истолкование, что два полка Ангелов «малахим» имели еще и следующую функцию: одни Ангелы – это ангелы Святой земли, они защищают человека, который на Святой земле, а другие Ангелы защищают верующих, которые покидают Святую землю. Святой Ефрем Сирин понимает их как «Ангелов, хранящих Иакова». Действительно, когда ты находишься на святом месте, ты чувствуешь особое покровительство, заботу о тебе небесных сил. А когда ты оставляешь святое место, садишься в электричку или летишь в самолете – тут уже какая-то тревога, беспокойство, и ты нуждаешься в защите. «Посмотри, какой был страх у праведника и после видения. Он страшился раздражения брата, беспокоился о том, не возбудит ли брата память о прежних его поступках к нападению на него… Это и произошло (то есть его возможность вернуться, – О. С.), потому что Бог умирил его сердце (то есть сердце Исава, – О. С.), угасил его гнев и внушил ему кротость. Если Лавана привели в такой страх слова, сказанные ему Богом, Лавана, который так стремительно преследовал Иакова, то тем более нужно было расположить брата к кротости в отношении к праведнику (то есть более радикальным явлением, – О. С.)» 367 . «И приказал им, – Иаков этим «малахим» – сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне» ( Быт. 32:4 ). Вот это очень непонятные слова: «Я жил у Лавана и прожил доныне» ( Быт. 32:4 ). Что это значит: «жил», «прожил»?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Такие дела обыкновенно называются чудесами. Чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что этот человек угоден Богу и есть посланник Божий. Господь Иисус Христос творил бесчисленное множество чудес, и творил именно для того, чтобы показать, что Он не простой человек, и что учение Его не простое, а Божественное, чтобы потому люди всем сердцем верили Ему. 3. Призвание Иисусом Христом некоторых апостолов и проповедь Его в Назарете. Читается во вторник 12-й недели по Пятидесятнице Мк.1:16 . Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. О призвании Господом в апостольское служение рыбарей Андрея, Петра, Иакова и Иоанна еванг. Марк повествует буквально одинаково с св. Матфеем ( Мф.4:18 и далее) При (близ) море Галилейстем (чит. о море в объясн.14 ст.). На берегу этого озера или моря Господь и призвал апостолов из рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна. Симона, у еванг. Матфея прибавлено: называемого Петром. Петр (по-еврейски Кифа), значит камень; так назвал его Господь при его призвании, как передает св. Матфей, в знак твердости его веры ( Мф.16:18 , еще Ин.1:42 ). Андрея, брата его. Описываемое еванг. Марком, как равно и Матфеем, призвание Петра и Андрея было уже второе их призвание к апостольскому служению. О первом говорится у еванг. Иоанна ( Ин.1:38 ). Там говорится, что сначала был призван ап. Андрей из учеников Иоанна Крестителя, почему он и называется первозванным. Андрей потом привел к Иисусу Христу брата своего Симона, и Господь, увидев его, переименовал Петром. В первый раз призвание четырех апостолов было одним сближением их с Господом: хотя с этого времени они и сопровождали Его, но еще не были неразлучными Его спутниками, уходили от Него для рыбной ловли. Второе же призвание было уже окончательным (Гречул.). Были рыболовы (беста рыбаря). Вот из каких людей Господь избрал Себе апостолов – из людей бедных, простых, неученых. И они-то учением Христовым, при помощи Божией, победили и покорили Христу славных, мудрых, богатых, царей и целые царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И сказал архистратиг: Куда желаешь Ты, Благодатная, чтобы пошли мы? И сказала Благодатная: На Запад. И тотчас предстали херувимы и отнесли Благодатную на Запад. XII. И узрела облако огня распростершееся, и было в нем множество мужчин и женщин. И вопросила Пресвятая: Каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто на рассвете в воскресенье спят как мертвые. За то им здесь наказание такое. И вопросила Пресвятая: А если не может кто подняться, что делать ему? И сказал архистратиг: Слушай, Пресвятая. Если у кого подожжен будет дом с четырех сторон, и окружен будет, и не сможет выйти, тот снисхождение имеет. XIII. И узрела в другом месте скамьи огненные, и сидело на них множество мужчин и женщин, и горели, сидя на них. И вопросила Пресвятая: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто не вставал при священниках, войдя в церковь Божию, и за то им здесь наказание такое. XIV. И узрела Богородица в другом месте железное древо, и были у него ветви железные, и висело на них множество мужчин и женщин на языках своих. И увидев их, восплакала Пресвятая и вопросила архистратига, говоря: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это клятвопреступники, клеветники, злоречивцы, отделявшие брата от брата. И вопросила Пресвятая: Как можно отделить брата от брата? И сказал архистратиг: Слушай, Пресвятая, и я возвещу Тебе об этом. Если некоторые из язычников хотели креститься, и сказал им кто-либо такое слово: Ты народ неверный, вкушающий нечистое, – то клеветал он, и предан будет каре вечной. XV. И узрела Пресвятая в другом месте человека, подвешенного за руки и за ноги, и из-под ногтей его исходило много крови, а язык его скован был пламенем огненным, и не мог он стенать и сказать: Господи, помилуй меня! И увидев его, заплакала Пресвятая, и сказала Она трижды: Господи, помилуй! И когда сотворила это, явился ангел, имеющий власть над этой карой, и освободил язык того человека. И вопросила Пресвятая архистратига: Кто этот несчастный, терпящий такое наказание? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, слуга, не творивший волю Божию, но поедавший имение церкви и говоривший: Служащий в храме от храма пропитается.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

О море чит. в объясн. 13 ст. Симона, глаголемого Петра. Петр, по-гречески, камень и соответствует еврейскому «Кифа». Сам И. Христос наименовал Симона Петром или Кифою за твердость его веры. ( Мф.16:18 ; Ин.1: 42 ). Вметающа мрежи (закидывающих сети) в море. Мрежа с славянского значит сеть. Беста бо рыбаря (ибо они были рыболовы). Вот из каких людей Господь избрал Себе апостолов – из людей бедных, простых, неученых! И они-то учением Христовым, при помощи Божией, победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и целые царства. Это прямо указывало на Божественность учения Христова. 19. и гла има: грдита по мн, и сотворю вы ловца человкмъ. и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков Это уже было второе призвание Петра и Андрея к апостольскому служению. О первом читается в Еван. ( Ин.1:40–42 ). Там повествуется, что св. Андрей из учеников Предтечи сделался учеником Христовым. Он первый последовал за Христом, отчего и назван первозванным. Он привел к И. Христу брата своего Симона, которого Господь переименовал Петром. В первый раз призвание четырех апостолов было одним сближением их с И. Христом. Хотя с этого времени они и сопровождали Его, но еще не были неразлучными Его спутниками, уходили от Него для рыбной ловли. Второе же призвание было уже окончательным (Гречулев.). Сотворю вы ловца человеком (Я сделаю вас ловцами человеков), т. е. проповедниками учения. Как неводом вы уловляете рыбу и привлекаете к себе; так учением вы будете уловлять людей и привлекать ко Христу ( Лк.5:10 ). 20. на же ставльша по немъ идоста. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним 21. И прешедъ тд, вид ина два брата, зеведеева, и брата въ корабл съ зеведеомъ тцемъ завзюща сво, и воззва Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их 22. на же ставльша корабль и тца своего, по немъ идоста. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним Оставили сети и лодки (мрежи и корабль) оставили ловлю, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010