Встречу государю делал только что прибывший архиепископ Леонид у чудного креста, на великом мосту, с крестами, архимандритами и игуменами, всем собором; и того же дня государь слушал обедню в Софийском храме; а на следующий (25 декабря) день, по случаю праздника Рождества Христова, принимал у себя во дворце, на Никитинской улице, владыку, архимандрита, игуменов и священников, которые явились с иконами бить челом, и любезно угощал все духовенство обедом 390 . В Новгороде жил Иоанн четыре недели «без дву дней», молился святыне, ласкал жителей, тех, которые взяты были в Москву, простил, а старцев велел снять с правежа; к удовольствию граждан восстановил старинный обычай судебных поединков; велел строить вновь в детинце на месте прежних судебные места; свою казну с Никитинской улицы перевез под церкви – Пятницы, Николая чудотворца и жен Мироносиц, учредил 500 стрельцов для содержания стражи; «уставил наместников, по старине, да и полям быти в В. Новегороде по старине, да и наместником жити, по старине, в своих дворах, за рекою». Вообще, в это посещение он не сделал никому зла и отправился (18 января) в Москву, провожаемый благословениями народа, откуда вскоре же (9 и 10 февраля) прислал в Новгород, как место более безопасное, еще 450 возов своей казны 391 . Архиепископ Леонид начал свои пастырские распоряжения тем, что 13 января, в неделю, после молебнов, «велел в Новгороде всем священником звонити по всем церквам, когда позвонят в Софийском соборе, на четвертом часу дни, вероятно, к вечернему богослужению; а который священник учнет звонити рано, на том заповеди (штрафа) два рубля Ноугородская» 392 . В это время шла широкая молва о чудесах новоявленного угодника Б. св. Иакова Боровичского; по этому случаю архиепископ Леонид 1-го февраля командировал из Новгородского Розважского монастыря в Боровичский монастырь благочестивого иеромонаха Трифона, Софийского священника Посника, да Дмитриевской церкви с торговой стороны диакона Семена и боярского сына Шестака, чтобы освидетельствовали мощи чудотворца Иакова, и подробно разведали, совершаются ли исцеления от мощей его. Посланные, исполнив поручение, возвратились в Новгород 8-го февраля и донесли владыке, что чудесных исцелений при мощах св. Иакова действительно совершается очень много 393 , после чего было установлено всенародное чествование св. праведного Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Являлся и многим другим блаженный Кассиан, не забывал же и своей обители, даруя ей не только блага духовные, но и временные, через то свидетельствуя о непрестанном своем покровительстве собранной им братии. Память преподобного Кассиана празднуется 2/15 октября — день преставления, и 21 мая/3 июня — день тезоименитства. Май 22 Иаков Боровичский, Новгородский, праведный Преподобный Иаков Боровичский — Новгородский чудотворец. О происхождении блаженного Иакова, жизни его и кончине его нет достоверных сведений. По местному преданию, он в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства Христа ради. По церковным песнопениям, святой Иаков, «от младенства Богу прилепився, Того стопам последовал», победил «плотския страсти воздержанием», «благодать духовную восприял», своим «жестоким житием на земли Ангелы удиви, демоны же устраши и человеки просвети» и «ныне на небесех предстоя всех Царю Христу». Прославил Господь святого подвижника после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Мсте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к середине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховской храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года. В «Иконописном подлиннике» о святом Иакове сказано: «Подобием млад, наг, препоясан платом». В 1657 году патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель. Часть святых мощей осталась в Духовом Боровичском монастыре (Новгородской епархии), другая хранилась в Авраамиевом ските (бывшей Финляндской епархии). Память преподобного Иакова совершается два раза в год: 22 мая/4 июня и в день перенесения честных его мощей 23 октября/5 ноября. Май 23 Леонтий, епископ Ростовский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

http://www.borovishi.narod.ru/monastir.html; http://novodev.narod.ru/borovichi.html Свято-Духов монастырь, заштатный, общежительный, на реке Мсте, при городе Боровичах. Основан в 1327 году. Здесь хранится часть мощей святого Иакова Боровицкого (см. 23 октября). В день Пятидесятницы и Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается крестный ход из монастыря в городской собор, в день Сошествия Святого Духа и 23 октября — из собора в монастырь. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Свято-Духов монастырь был основан в 1327 году на правом берегу Мсты, между двух боровичских погостов. В 1452 году, после причисления Иакова Боровичского к лику святых, его мощи, захороненные недалеко от монастыря, были перенесены в Свято-Духов монастырь. Нетленные мощи открыто почивали в монастыре, привлекая паломников со всей России. Это принесло большую славу монастырю. В 1654 году патриарх Никон повелел перенести мощи праведного Иакова в возводимый Иверский монастырь. Только ковчежец с частицей мощей (ребром) был оставлен в Свято- Духовом монастыре. Несколько позднее патриарх Никон затеял строительство Ново-Духова монастыря на левом берегу Мсты, напротив Свято-Духова монастыря. В 1664 году в нем закладывают каменный храм, кирпичи для которого стали изготавливать здесь же, на территории монастыря. После того, как Никон попал в опалу, недостроенную каменную церковь разобрали, а деревянные постройки перенесли в Свято-Духов монастырь. Вернули на старое место надвратную церковь Иакова Боровического – это произошло в 1673 году. Из «никоновского» кирпича в 1676 году возвели соборный храм, который сохранился до нынешнего времени.  В 1809 году в Боровичах было основано Духовное училище. До 1859 г., когда для него было построено здание в центре города, оно располагалось в Свято-Духовом монастыре. Во время Первой мировой войны часть зданий монастыря использовалось под лазарет – монахи ухаживали за ранеными.  После революции монастырь был закрыт. Во время Великой Отечественной войны в монастыре был госпиталь для военнопленных, а после войны располагалась воинская часть.

http://sobory.ru/article/?object=01908

23. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца. Сщмч. Владимира Амбарцумова, пресвитера Московского . Служба ап. Иакова славословная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 6, и апостола, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Кровию мучения...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры апостола, глас 1-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – апостола, глас тот же: «Во огненней зари...» (см. славник на хвалитех утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Се исполнися Исаиино проречение...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – апостола, глас 8-й: «Началопастыря Христа...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и апостола на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 4-й; седален апостола, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-05/

Как всегда, заметное место среди публикаций нового тома занимают статьи о епархиях Русской Православной и других Поместных Православных Церквей. В том вошли материалы о двух ныне действующих епархиях Московского Патриархата — Иваново-Вознесенской и Кинешемской, Ивано-Франковской и Коломыйской (Украинская Православная Церковь). Отдельный материал посвящен Златоустовскому викариатству Уфимской (позднее Свердловской) епархии Русской Православной Церкви, в настоящее время не существующему. В 20-м томе также размещены описания Зворникской-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви, Зихнийской и Неврокопийской митрополии Элладской Православной Церкви, а также Зугдидско-Цаишской епархии Грузинской Православной Церкви. Новый том «Православной энциклопедии» содержит ряд статей, посвященных чудотворным и чтимым иконам Пресвятой Богородицы. Среди них наиболее значимой является статья об иконе Божией Матери «Знамение», в которой рассматривается не только история знаменитого чудотворного образа из Новгорода Великого, обретенного в XII в., но и его чтимых списков, прослеживается развитие иконописного извода, лежащего в основе этой иконы. Также, благодаря 20-му тому, можно узнать о таких менее известных, но широко почитаемых на Украине иконах Пресвятой Богородицы, как «Зверинецкая» и «Зиновинская». Традиционно наибольшую часть материалов «Православной энциклопедии» составляют статьи о святых Православной Церкви. Среди публикаций агиографической тематики в томе преобладают статьи, посвященные святым, носившим имя «Иаков». В их числе — жизнеописания апостолов от Двенадцати — св. Иакова Алфеева и св. Иакова Зеведеева, а также апостола от Семидесяти, первого епископа Иерусалимского Иакова. Обращают на себя внимание статьи, рассказывающие о св. Иакове, епископе Нисибинском (IV в.), св. великомученике Иакове Персянине (V в.), св. епископе Ростовском Иакове (XIV в.), русских преподобных Иакове Железноборовском (XV в.), Иакове Галичском (XV в.), Иакове Соловецком (XVI-XVII вв.) и св. праведном Иакове Боровичском (XV в.).

http://patriarchia.ru/db/text/680016.htm...

В книге «Рай мысленный» патриарх рассказал о чуде, свершившемся в Едрове в момент перенесения мощей из Боровичей. Женщина по имени Мария поведала патриарху об исцелении дочери, которая не видела шесть лет и внезапно прозрела. За время от явления мощей Иакова Праведного и до открытия их сохранились точные, хотя и самые краткие, сведения о шести чудесных исцелениях. За время с открытия святых мощей в 1545 г. и до перенесения их из Боровичей в Валдай в 1654 г. достоверно известны также шесть чудесных исцелений. Особенно часты были исцеления от глазных болезней. В Святодуховском соборе в Боровичах остался ковчег с частицами мощей святого Иакова. «Кто именно был в кратковременном житии своем на земле благоугодивший Господу отрок, святой Иаков Праведный, именуемый Боровичским чудотворцем, кто были его родители и откуда нетленные мощи его приплыли к боровичскому берегу, об этом нет достоверных сказаний, ни письменных, ни устных. Есть несколько легенд и народных верований. Но говорить о их вероятности опасно, как бы не солгать на святого. Да и напрасны домогательства ума человеческого в том, что скрыла от него Десница Божия: ...святые угодники Божии не земного, но горняго отечества ищут, не земнородным, но небесным племенем хвалятся, не плотским родителем, но духовным Отцом, вездесущим и всеблагим Богом, величаются, и не в земном, но в небесном граде вечно жительствовать тщатся. И так будем твердо знать и помнить, что сей досточудный угодник Божий есть именитый гражданин великого града Сиона, Иерусалима небесного». P.S. В рукописном отделе Государственного Исторического музея в Москве нам удалось обнаружить рукописное житие XVII в. – житие святого Иакова Боровичского с подробным описанием совершенных от его мощей чудес. Житие представляет большой исторический интерес, как живое свидетельство религиозной жизни одного из древних поселений Новгородской земли. Сказание о преподобном отце нашем Арсении Новгородском 2 Христа ради юродивом Память его празднуется месяца мая в 8-й день и месяца июля в 12-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1790 г., тоже 30 августа, в присутствии императрицы Екатерины II мощи св. кн. Александра были перенесены в большую соборную Троицкую церковь Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Некоторое время с 1741 г. Боровичский Свято-Духов монастырь был приписан к Александро-Невской Лавре. На первом этаже храма был освящен престол во имя св. Николая. Храм св. Иакова является прекрасным памятником архитектуры русско-византийского стиля. Монастырь был окружен кирпичной оградой с шестью башнями. Четыре из них находились по углам ограды, а две – посредине северо-восточной и юго-западной стен. Юго-западная башня выходила на реку Мсту, была особо украшена настенной росписью в память о том, что раньше здесь был главный вход в монастырь и стояла деревянная церковь в честь св. Иакова. До настоящего времени сохранились только угловые башни. С 1830 г. по 1845 г. в монастыре ведутся большие строительные работы. Материальная помощь боровичскому монастырю была оказана митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Серафимом и известным в русской истории архимандритом Фотием, наместником Новгородского Юрьего монастыря. В это время был построен прекрасный каменный братский корпус, который находился по обе стороны от святых ворот. Это здание является архитектурным памятником русского классицизма. На монастырской соборной площади был построен двухэтажный настоятельский каменный дом. В нем были архиерейские, настоятельские и братские келии, кухня, трапезная, хлебопекарня. Недалеко от него находился каменный корпус со службами. Там было несколько братских келий, баня, квасоварня, кладовая, подвалы и погреба. Далее был расположен каменный скотный двор. В нем были коровник, конюшня, сарай и жилые комнаты для рабочих. Перед монастырем была большая площадь и березовая роща. Здесь устраивали ярмарки в праздник св. Иакова. Крестьяне приезжали на лошадях и привозили для продажи поросят, кур, гусей, яблоки, моченую бруснику, грибы во всех видах и другие продукты. Купцы привозили свой товар. Шла бойкая торговля.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

Церковь Иерусалимская особенно обязана умножением и утверждением верующих св. Апостолу Иакову. По его свидетельству уверовали во Иисуса Христа Иудеи и уверовавших оказалось много, даже и между старейшинами. Недовольные умножением христиан, книжники и фарисеи начали кричать и говорить, что таким образом, пожалуй, и весь народ признает Иисуса за Христа. Посему, собравшись к Иакову, они сказали ему: «просим тебя, удержи народ; ведь он в заблуждении признаёт Иисуса Христом. Вот теперь сошлись все на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе это, потому что сами вместе с народом признаём, что ты праведен и беспристрастен. Так убеди же народ не заблуждаться касательно Иисуса. Тебя все послушают, и мы со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты виден был, и слова твои слышны были всему народу». А на Пасху собрались тогда все колена Иудейские и много язычников. Помянутые книжники и фарисеи действительно поставили Иакова на кровлю храма и потом закричали ему: «праведный, тебе все мы должны верить! Вот этот народ, в заблуждении, последует Иисусу распятому; скажи же нам: что такое дверь Иисуса распятого?» Иаков громким голосом отвечал: «для чего спрашиваете меня об Иисусе, Сыне Человеческом? Он восседит на небесах одесную великой Силы и опять приидет на землю на облаках небесных!» Этим свидетельством Иакова многие совершенно убедились и начали славословить Иисуса, восклицая: «осанна Сыну Давидову!» А книжники и фарисеи говорили между собой: «худо же мы сделали, доставив Иисусу такое свидетельство; взойдём и сбросим Иакова, чтобы другие по крайней мере от страха не поверили ему», и закричали: «э! э! и праведный заблуждается!» Взбежав на верх, они столкнули оттуда праведного и начали бросать в него камнями. Сверженный не вдруг умер, но, приподнявшись, стал на колена и молился: «Господи Боже Отче, отпусти им; они не ведают, что творят»! Между тем как на него летели камни, некто священник, один из сынов Рихава, вскричал: «перестаньте, что вы делаете; праведный за нас молится».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

11 августа 1572 года у гроба Гликерии был исцелён человек от болезни глаз. Это стало основанием для местной канонизации праведной Гликерии. Днём памяти было выбрано 13 мая – память её тезоименной святой Гликерии Ираклийской. Примерно такова же история святого праведного Иакова Боровичского (память 23 октября): в 1540 году в селе Боровичах Новгородской епархии были обретены нетленные мощи неизвестного отрока. Его имя было открыто некоторым селянам в сонном видении, и от мощей начались чудеса. Святые праведные Артемий Веркольский (1545) и сестра его Параскева Пириминская (сер. XVI в, общая память 20 октября) были жителями села Верколы Пинежского уезда Архангельской губернии: прав. Артемий в 12-летнем возрасте погиб от удара молнии во время сельскохозяйственных работ, его сестра также скончалась в юном возрасте. Оба прославлены от Господа нетлением мощей и чудесами. Ваня и Яша, страстотерпцы Особняком в православной агиографии стоит история святых праведных Иакова и Иоанна Менюжских (ок. 1566–1569, память 24 июня), родных братьев, скончавшихся в 3х и 5летнем возрасте при ужасных обстоятельствах. Старший мальчик, увидев, как отец убивает барана, в отсутствие родителей затеял игру с младшим и убил его, не ведая, что творит. Когда же он осознал содеянное, видя горе и ужас родителей, то спрятался в печи за дровами. Мать не знала, что её сын там, зажгла огонь и ребёнок погиб. Издревле эти дети почитались как страстотерпцы: Всеблагой Господь, видящий всех, живущих на земле, зная незлобие и невинность сих младенцев, почтил нетлением нескверные и непорочные тела их, сопричислив к лику своих святых: одного как неповинно убитого, а другого как принявшего за убийство мученическую кончину от огня.  Фото: santosepulcro.co.il Оплакав детей, родители облекли их в погребальные одежды, положили во гробы и предали их тела земле по христианскому обряду при церкви во имя Святителя и чудотворца Николая, что в Медведском погосте. Спустя несколько дней после погребения отроков Иоанна и Иакова гробы их явились плавающими на малом озерке, отстоящем в двух поприщах (или верстах) от Менюжского монастыря.

http://azbyka.ru/deti/deti-mucheniki-v-p...

23. Димитриевская родительская суббота. Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца. Сщмч. Владимира Амбарцумова, пресвитера Московского . В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба ап. Иакова совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 3-й (2-й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила…», 3-й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила...», 4-й: «Пророцы, и апостоли Христовы…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Кровию мучения…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты...», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал...», и проч.). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Началопастыря Христа…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды . Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748).

http://patriarchia.ru/bu/2022-11-05/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010