Божия Матерь была Приснодевой и детей других не имела: Прор. Иезекииль предсказал о Ней: «сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» ( Иез.44:2 ). Архангел возвеличил Божию Матерь: «Ангел вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ). Праведная Елисавета ублажила Богоматерь от Духа Божия: «Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» ( Лк.1:41–42 ). Божия Матерь предсказывает, что Ее будут ублажать: «отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Божия Матерь признает Свое величие, которое сотворил Ей Сильный: «сотворил Мне величие Сильный и свято имя Его» ( Лк.1:49 ). Так должно спрашивать сектантов: 1) почему вы не восхваляете Богоматерь, как восхвалил Ее Архангел Гавриил? Почему не подражаете Ангелу? Неужели считаете себя выше? 2) Почему не величаете Богоматерь, как Елисавета? Ведь она от Духа Святого говорила; 3) Почему не ублажаете Богоматерь, раз Она Сама признала это и предсказала, что будут ублажать Ее все роды? 4) почему не величаете Богоматерь, раз сотворил Ей величие Сильный? Кто позволил вам отнимать то, что Господь даровал Богородице? Разбор возражений сектантов Толстовцы говорят: Богородица не Приснодева, ибо у Ней были другие дети – братья Господа. Православный ответ: Если бы Пресвятая Дева имела других детей, кроме Иисуса, то Он не стал бы Ее поручать ученику Своему Иоанну, говоря с креста Своего: «Жено! Се, сын Твой» – и ученику: «се, Матерь твоя. И от того часа ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:26–27 ), хотя Иаков, брат Господень, долго пребывал епископом Иерусалимским ( Гал.1:19 ) и другие сыновья Иосифа были в Иерусалиме ( Мф.13:55 ). Сектанты говорят: Спаситель отвергал Божию Матерь. Он сказал: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф.12:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В Евангельском чтении, предложенном нам сегодня (см. Ин.1:43 51), в первое воскресенье Великого поста, мы слышали благодатный рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос призывает на служение Богу учеников Своих. За Спасителем уже идут Андрей Первозванный и Иоанн Богослов, брат Андрея – Симон Петр и Иаков, брат Иоанна. Вот Христос находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп был уроженцем Вифсаиды, города, в котором жили Андрей и Петр. От них он, наверное, уже успел услышать добрые слова об Иисусе из Назарета, потому-то сразу поверил Божественному Учителю и пошел за Ним. Не исключено, что Филипп тоже был у Иордана и слышал свидетельство Иоанна Крестителя о Господе: Вот Агнец Божий! И ему, человеку искреннему и доброжелательному, очень хочется, чтобы и другие узнали о приходе Мессии, Которого так долго ждал иудейский народ. После беседы с Господом Филипп настолько уверовал в Него, что в сердце его не осталось никаких сомнений. Когда Сын Божий шел в Галилею, Он остановился с учениками отдохнуть, а Филипп отправился искать своего друга и нашел Нафанаила, сидящим под смоковницей, где тот совершал дневную молитву. В радости сердечной Филипп говорит: Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Он называет Сына Божия Иисус, сын Иосифов, потому что в тот момент никому еще не была известна тайна Христова Рождества. Люди пока знали Его только как сына «тектона» Иосифа из Назарета. Известно, что Назарет пользовался у иудеев недоброй славой. Потому-то Нафанаил восклицает: Из Назарета может ли быть что доброе? Нафанаил по натуре не слыл подозрительным человеком, но ему свойственен был практический, пытливый ум, прежде чем поверить, он хотел воочию убедиться сам. Очевидно, Филипп неплохо знал своего друга, поэтому не стал с ним спорить, что-то доказывать, убеждать, а просто сказал: Пойди и посмотри. И это было правильно. Господь встретил юношу словами: Вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Почему Спаситель так сказал, и к кому было обращено сказанное? Христос пояснил ученикам Своим, что Нафанаил настоящий израильтянин , без всякой фальши и позерства. И этим он благоприятно отличается от фарисеев и книжников, вождей иудейских, которые не по заслугам или вере носят на себе священное имя Израиля, праведными бывают лишь на словах, тогда как внутри преисполнены различных страстей и пороков.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Всего принадлежностей монашеского одеяния семь, как и одежд архиерея, и своим числом они свидетельствуют о совершеннейшей жизни, по числу даров Святого Духа. Впрочем, об этом мы поговорим подробнее, когда предложим наставление о каждом из существующих Таинств. 24. О том, что и Таинство святого елея, или молитвомаслия, установлено Спасителем Теперь надо сказать и о седьмом из Таинств – о святом елее – как его установил Спаситель наш и Сам принял Его не ради Себя, но ради нас, точно так же, как принял и прочие Таинства. Скажем и о том, какую силу оно имеет. Итак, Он установил это Таинство, когда посылал учеников Своих по двое пред лицом Своим. И они, как повествуется, «пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:12–13 ). Видишь ли, что и елей этот, как и Тайну покаяния, учредил Господь? Таким образом, освящённый елей преподаётся кающимся, и исцеляет недугующих, и врачует не только тела, но и души. Об этом свидетельствует Иаков, брат Божий, говоря: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Здесь опровергается и ещё одно мнение новомудрствующих латинян. Они говорят, что святой елей не должен быть преподаваем тем, у которых осталась надежда жизни, а только умирающим, потому будто бы, что он даёт отпущение грехов. И тут они умствуют, как и во всём – вопреки словам апостольским. Ибо, несмотря на то, что брат Господень вопиет: " И воздвигнет его Господь», – они говорят, что это Таинство следует преподавать только тем, которые не могут восстать от болезни. Притом они ограничивают отпущение грехов действием одного только елея, хотя оно даруется также через всегдашнюю исповедь, соединённую с елеосвящением, когда бы оно ни совершалось, и с причащением Тела и Крови Христа и Бога нашего, если только христианин приступал к нему после покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Поскольку мы ничего другого не желаем, как немедленно исполнить повеленное нам Господом, то, по благодати Троицы, посвятим себя, возлюбленнейшие братия, на дело, которое заповедал нам Господь. Он сказал: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» ( Мф.10:16 ); а вам, братия, известно, что змий, когда хотят убить его, отдает все тело свое, но голову прячет Так и мы, братия, смерть примем, но Христа Господа, который есть глава наша, не отречемся. Так и голуби, когда отнимают у них детей, не скорбят и не умеют отрицаться Господа своего. Вы знаете, что Господь и Учитель сказал нам: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Ин.15:20 ). Поэтому, братия, нас ожидают многие напасти, но терпящим напасть за святое имя Его уготованы блага». Иаков, брат Господень, сказал в ответ: «Хорошо, Петр, что ты предложил это, ибо время уже исполнить это. Но вы знаете, братия мои, что Господь сказал мне, чтобы я оставался в Иерусалиме». Петр отвечал: «Все мы знаем, что эти места поручены твоему домостроительству, и что ты не должен оставлять Иерусалима». Итак, апостолы бросили жребии. В жребий Иоанну досталась Азия, и он сильно восскорбел, и со слезами повергся на землю к ногам братий. Петр, взяв его за правую руку, поднял его с земли и сказал: «Все мы уважаем тебя, как первого, почитаем терпение твое образцом и ободрением для всех нас: что же сделал, ты, брат? Зачем возмутил души наши»? Иоанн сказал Петру в ответ: «Прости меня, отче, что я сильно возмутился в этот час. Когда досталась мне в жребий Азия, я с горестью принял это от представления, не определено ли мне вместо награды умереть на море, когда мне придется подвергнуться бедствиям на нем, и забыл слово возлюбившего меня Господа, который сказал:«и волос с головы вашей не пропадёт» ( Лк.21:18 ). Но теперь, братия, простите меня и помолитесь обо мне, чтобы Господь и Бог мой простил мне это, ибо отныне я готов идти всюду, куда только угодно Его благой воле и благому определению». Тогда все, встав, стали к востоку, попросили Иакова, брата Господня, чтобы сотворил молитву, и все вместе с ним помолились.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой апостол говорит: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» Вот какой вопрос он нам задает. Потому что мы считаем себя все верующими, но вера должна проявляться не только в том, что мы приходим в храм Божий. Дальше говорит апостол: «Если брат или сестра наги, не имеют дневного пропитания, а кто–нибудь из вас скажет: иди с миром, грейся и питайся, — но не даст им потребного для тела, — что пользы?! Так и вера: если не имеет дел — мертва сама по себе. Если скажет кто–нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела, — покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един, — хорошо делаешь; но и бесы веруют — и трепещут». Бесы веруют в Господа, однако это их не спасает. Вера от добра неотделима! «Но хочешь ли ты знать, неосновательный человек, — продолжает апостол, — что вера без дел мертва. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего»  . Что все это означает? Что, конечно, своими подвигами, своими заслугами и никакими обрядами человек спасение получить не может! Потому что нет на земле спасения силой человеческой. Спасаемся мы только силой Божией! Поэтому вера — единственное, что нас связывает с Богом. Только верою спасаемся и приобщаемся к Богу. Но если наша вера ни во что не изливается, если она в жизни никак не проявляется, остается только на языке, — тогда это не вера, и она теряет свою спасительную силу. Она перестает быть настоящей верой, а становится ложной. Вот что, дорогие мои, нам завещает святой апостол Иаков, брат Господень. Эту мысль мы все должны вложить себе в сердце. И мы не должны думать, что сможем оправдаться тем, что говорим о себе: мы веруем, мы православные христиане, крещеные и причащающиеся святых тайн. Нет, скажет Господь, ты докажи свою веру и покажи ее плоды. Докажи ее терпением, докажи ее беззлобием, докажи ее милосердием, отзывчивостью, докажи ее желанием быть для людей нужным и полезным и послужить им. Докажи это, и тогда Господь увидит, что вера твоя подлинная и настоящая, имеющая силу спасти, поднять, воссоединить с Господом нашим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

После того, как Волхвы оставили Вифлеем, Ангел Господень явился Иосифу и повелел ему бежать в Египет с новорожденным Младенцем и Его Пречистою Матерью и оставаться там до нового повеления, потому что Ирод решился отыскивать Младенца, чтобы убить Его. Иосиф, восстав, взял Новорожденного с Матерью Его и пошел с Ними в Египет – но не прежде, как по исполнении всего предписанного Законом, то есть уже по очищении Святой Девы и после Сретения Господа нашего Старцем Симеоном и Анною Пророчицею. По исполнении всего Законом предписанного, возвратились Иосиф и Мария в Назарет в дом свой, как о том говорит Св. Лука: «Совершив все по Закону Господню, они возвратились в Галилею, в город свой Назарет» ( Лк.2:39 ). Из этого видно, что они не прямо из Вифлеема пошли в Египет, но прежде в церковь Господню, оттоле в Назарет и уже после в Египет. Так соглашает повествования Евангелистов и Св. Феофилакт в своем толковании на Матфея. «Как это разуметь, – спрашивает он, – что, по свидетельству Евангелиста Луки, Господь наш, уже будучи сретен Симеоном по прошествии сорока дней после Своего рождения, пошел в Назарет, а по сказанию Евангелиста Матфея, Он поселился в Назарете после возвращения из Египта?» Сей вопрос можно разрешить так: «Матфей умалчивает о том, что было вскоре после рождения Господа, то есть о Его первом прибытии в Назарет, а повествует о том, что сделалось после, то есть о Его бегстве в Египет и уже вторичном возвращении в Назарет. А Лука рассказывает о Его пути из Вифлеема в Назарет. Следственно, оба Евангелиста друг другу не противоречат». И так Иосиф и Мария, возвратясь из храма в Назарет и распорядившись касательно дома своего, взяли нужное для пути и немедленно, ночью, чтобы соседи о том не проведали, отправились в Египет. Они взяли с собою также Иакова, старшего сына Иосифова, прозванного после Братом Божиим, как это видно из песни церковной, написанной в Трифологии 23-го октября: «Ты мудрый Иаков, возлюбленный брат и ученик Господень и самовидец Божественных тайн, убегал с Ним в Египет, был там с Иосифом и Матерью Иисусовою».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-p...

Так и стоит он вот уже три тысячи лет. Далее целый лабиринт еврейских могил, и среди них гробница царя Иудейского Иосафата, от которой и долина получила свое название. И почил Иосафат с отцами своими и был погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. ( 3Цар. 22:50 ). В этой же скале несколько далее – гробница святого Иакова. Из пещеры на дорогу выходит портик на двух колоннах и двух полупилястрах. В этой пещере, по преданию, укрывались апостолы во время суда и распятия Христа. Здесь, будучи сброшен с кровли Иерусалимского храма, был погребен погибший мученически за Христа святой Иаков, брат Господень и первый епископ Иерусалима. А далее, совсем рядом, четырехугольный памятник с пирамидальной крышей. Это гробница праведного Захарии, отца Иоанна Крестителя. Мы стоим на подъеме Храмовой горы. Перед нами долина Иосафата. За ней возвышается Елеонская гора. Направо от Гефсиманского сада весь склон Елеонской горы представляет собою сплошное огромное кладбище, завершающееся гробницами царей в долине Иосафата. Отрада смерти страждущим дана. Вы побелели, странники, от пыли, Среди врагов, в чужих краях вы были. Но вот вам отдых, мир и тишина. Гора полдневным солнцем сожжена, Русло Кедрона ветры иссушили, Но в прах отцов вы посохи сложили, Вас обрела родимая страна... По жестким склонам каменные плиты Стоят раскрытой Книгой Бытия. Это бунинские строки, написанные в 1908 году. Согласно пророчествам Захарии и Иоиля, Господь при Втором пришествии явится на горе Елеонской и с нее по воскрешении мертвых совершит Страшный Суд над народами, которые будут собраны здесь, в долине Иосафата. Вот наступает день Господень... и станут ноги Его [Господа] в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; ( Зах. 14: 1,4 ). Пусть воспрянут все народы и низойду Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. ( Иоиль 3: 12 ). Иудеи хранят предание, согласно которому мессия придет с востока на Елеонскую гору. Все усопшие воскреснут, и он совершит над ними суд в долине Иосафата. Праведники, как по некоему канату, перейдут через долину Иосафата с Елеонской горы на Храмовую. Нечестивые же низвергнутся. Подобное же верование о последнем Суде именно в долине Иосафата хранят и мусульмане.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

14. Чтобы вы знали самую историю сказанного, я начну излагать вам немного выше; но будьте внимательны, призываю вас, потому что мы спустились в самую глубину разрешаемого вопроса, Иаков, брат Господень, был тогда вначале епископом церкви иерусалимской и предстоятелем всех уверовавших из иудеев. Случилось быть и в Антиохии иудеям, которые, уверовав во Христа, — вследствие отдаленности от Иерусалима и того, что многие уверовавшие из язычников жили безбоязненно и вне иудейских обрядов, — тихо и помалу и сами расположились отстать от иудейской привычки, содержать чистое и подлинное учение веры. Петр, пришедши туда и увидев, что не было никакой нужды в снисхождении, жил, наконец, по–язычески. Выражение Павла: « по–язычески », значит жить без соблюдения иудейских обрядов, не соблюдать ничего предписываемого законом (иудейским), как то: обрезания, субботы и прочего подобного. Между тем как Петр жил, таким образом, пришли некоторые иудеи от Иакова, т. е. из Иерусалима, которые, вращаясь постоянно в этой столице и не видя никого жившим иначе, имели еще иудейский предрассудок и держались многих из тех обрядов. Петр, увидев, что пришедшие из Иерусалима и от Иакова еще немощны, и боясь, чтобы они, соблазнившись, не отступили от веры, опять переменился и, перестав жить « по–язычески », возвратился к прежней снисходительности, соблюдал разборчивость в яствах. Иудеи, вращавшиеся в Антиохии, увидев, что он делает это, и не зная мысли его, с какою он так поступал, увлеклись и сами и принуждены были иудействовать ради учителя. За это и обвиняет его Павел; а чтобы сказанное было для вас более ясным, я прочитаю вам, наконец, сами слова апостольские. « Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова » , т. е. из Иерусалима, « ел вместе с язычниками », т. е. с находящимися в Антиохии. « А когда те пришли » некоторые из Иерусалима, знающие закон, « стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных ». Кого? Пришедших от Иакова. « Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи ». Какие иудеи? Те, которые вращались в Антиохии до прибытия иудеев из Иерусалима и не соблюдали никаких иудейских обрядов. « Так что даже Варнава был увлечен их лицемерием ». Вот, в чем состоит кажущаяся вина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1:3). В течение трех первых веков чтились и соблюдались Правила и Постановления апостольские. Благословение соединялось с молитвами, которые затем сложились в особый чин литургии. Первым автором древнейшей литургии был Апостол Иаков, брат Господень. Уже тогда были установлены таинства: крещение, покаяние, миропомазание, елеосвящение и, конечно священство. Таинство священства есть один из главных институтов Православной Церкви. Это таинство называется хиротонией, т.е. преемственностью. Совершали его апостолы через возложение рук Это было делом великим, т.к. избранным они сообщали ту власть, которую получили от Самого Господа, когда Он сказал им: " ... Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, и дунув в них, прибавил: примите Духа Святого, Им же отпустите грехи, отпустятся им (кающимся), на ком оставите, на том останутся " (Ин. 20:21). Апостолы, сообщая ученикам власть свою, действовали по внушению Духа Святого. Баптисты прямо заявляют, что стих Нового Завета: " И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву очищения за грех " (Лк. 5:14) повествует о событии, происшедшем до Воскресения и прославления Иисуса Христа. Но вот более позднее место из Евангелия: " О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом " (1 Ин. 1:3). Обратите внимание на эту лесенку: вы — с нами, мы — с Ним. Во Втором Послании к Тимофею (4:13) Апостол Павел просит возлюбленного ученика своего принести ему книги и фелонь (фелонь — это часть священнических риз). Зачем Апостолу Павлу ризы священнические, если существовал принцип " всеобщего священства " ? В книге Иова друзья-обличители хотели молиться и замолить свой грех пред Богом за осуждение Иова (которого Бог испытал), но Господь сказал, что ходатайственные молитвы за них Он примет только от Иова " ... и принесите за себя жертву, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас " (Иов. 42:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

2:11 —18). Так, он повествует, что когда Петр прибыл в Антиохию, где были христиане как из иудеев, так и язычников, откуда и послано было на апостольский собор в Иерусалим вопрошение, должно ли христианам из язычников соблюдать старый Моисеев закон, — то в этот раз, здесь в Антиохии, апостол Павел нашел благопотребным лично противостать ему, Петру, потому что Петр подвергался нареканию. Ибо до прибытия в Антиохию некоторых от апостола Иакова, тогдашних иерусалимских единоверцев, Петр имел общение в пище вместе с язычниками. А когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных, тогдашних единоверцев. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже спутник и сотрудник Павла, апостол Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, - пишет апостол Павел, — что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь, как жил доселе, по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски, лицемерно показывая вид, как будто необходимо для спасения соблюдать всем старую букву Моисеева закона. Мы по природе иудеи, а не из язычников, грешники. Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою во Христа Иисуса, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона. Если же я, снова придерживаясь буквы Моисеева закона, буквы, отмененной всем апостольским собором, буквы убитой и убивающей, мертвой и мертвящей, снова созидаю то, что сам же разрушил, то сам себя делаю преступником.    Таким образом, в священно-историческом раскрытии этого обстоятельства разъяснен весь смысл единоверия, как тогдашнего, допущенного самими апостолами в апостольской Церкви, так и современного нам, допущенного святой соборной и апостольской Церковью всероссийской. По указанию Божию, Первоверховный апостол Петр усмотрел, что ни обрезание, ни вообще соблюдение старой буквы ветхозаветного Моисеева закона не обязательно для спасения. Многу взысканию бившу, иерусалимский апостольский собор также не признал необходимым для спасения соблюдение буквы Моисеева закона, и главенствующие голоса по сему на соборе подали апостолы Павел, Петр и председатель собора, брат Господень, апостол Иаков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010