897 Видя, и вполне справедливо, что миссия много терпит от общего положения поморского раскола, Неофит стал предлагать Синоду «изыскание» раскольников, особенно требоисправителей, отобрание от них книг и пр., но определения в этом роде 898 были не страшны раскольникам, потому что в руках Муравьева, знавшего, что из Сената за сие кара не постигнет, бумага оставалась бумагой. 899 Неофиту окончательно нечего было делать на Петровских заводах. «Бездельно дни провождаю» – писал он в Синод и, жалуясь на свою «старость», просил уволить его от миссии, но просьба его не была уважена. Там, на заводах, Неофит и умер († 7 апреля 1727 г.). Оставшиеся после него книги отосланы были в Москву, в Духовную дикастерию. Синод сообщил Сенату ведение об отобрании на Выге книг и о присылке киновиархов в Синод, 900 но оно осталось без последствий. Миссия на Олонце, на этот раз, тем и кончилась. В Стародубье для увещания раскольников был послан Синодом иеромонах Иосиф Решилов. Из учеников Питирима, бывший «раскольнический всех толков учитель», знавший «все раскольнические падежи», по обращении в православие Решилов сам пожелал трудиться на пользу Церкви. Синод подчинил Иосифа ближайшему ведению преосвященного черниговского Иродиона, назначил ему жалование «против» Неофита, снабдил книгами, а также ризницею, разрешив построить в слободе Зыбкой церковь для обращающихся из раскола, позднее дал инструкцию, как и Неофиту. Деятельность Решилова в Стародубье началась с 1 ноября 1722 года, при содействии данных ему в «товарищи» наместника Каташина монастыря Александра, стародубского протопопа Феодора Подгурского, позднее третьего лица – петропавловского попа Игнатия. В Синод стали поступать, одно за другим, доношения, частью от Решилова, частью от Иродиона, из которых обозначилось, с какими препятствиями соединено ведение начатого дела. Прежде всего здесь пришлось встретиться с интересами местной светской власти, очень внимательной к подаркам от раскольников; противодействие выражалось в поразительных фактах; напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

– Бог покарал за это Эпиния: лошадь наступила на грудь судье, и он погиб; народ возрадовался его смерти и воспел хвалу Богу. Намереваясь ехать в Рим, Илия с Даниилом заехали сначала на о. Corcyram, где они жили у епископа. – Вероятно, Пахомия. – Здесь Илия исцелил безумную женщину (§ 27). Из Керкиры иноки отправились в Калабрию и, придя в предопределенное Илье место Salinae, предались аскезе (§ 28). Здесь святой предсказывал агарянские нашествия задолго ранее, равно предвозвещал судьбу городов Сицилии (§ 30). – Сицилийский историк Каиетан отсюда заключал, что во время имп. Льва Мудрого много городов Сицилии еще не были заняты Сарацинами. Когда Илия должен был идти в Пендадактиль, 680 Даниил показал ему роскошно написанную им псалтирь, 681 но святой велел ученику бросить её в озеро или болото. Даниил послушался. И когда, пройдя 6,000 шагов, Илия велел ученику вернуться и взять псалтирь, Даниил вернулся и нашел рукопись неповрежденной и не подмоченной. При этом Илия сказал Даниилу: твое послушание сохранило книгу (§ 33). Войдя в часовню св. Пантолеона, иноки увидели двух мужей в одеяниях апп. Петра и Павла, которые велели им немедленно завтра отправляться в Рим. Святой послушался. В Риме Илия молился в храмах и был почтен не обычною почестью со стороны папы. 682 Это был Стефан, муж дивный. – Трудно сказать, имеется ли в виду здесь папа Стефан V (885–891), или Стефан VI (896–897); болландисты склонны видеть здесь VI-ro, Амари же V-ro (I, 517). – В Риме Илия жил много дней и однажды сказал Даниилу: сейчас твой отец Иона умер, но не печалься, ибо он прожил благочестиво, – а Тавромений, родина Даниила, по замечанию агиографа, отстоял от Рима в 22 днях пути. 683 Даниил запомнил день и час пророчества святого; и когда они из Рима вернулись в Калабрию, смерть Ионы подтвердилась – именно в тот день и час (§ 34). Однажды Илия и Даниил были в Rhegium’e. Первый пришел к первопресвитеру Димитрию и сказал: благослови нас, епископе. Димитрий подумал, что святой ошибся, приняв его за другого, но Илия сказал: я видел тебя в епископском омофоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Свт. Григорий Богослов. Слово 7, надгробное брату Кесарию//Творения. Изд. ТСЛ, 1993. T. 1. С. 173. 894 Свт. Ипполит Римский. Увещание к эллинам//ΒΕΠΕΣ. Т. 6, 227–228. 895 Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении//PG. 46, 88. 896 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Филип, беседа 3, 3//PG. 62, 203. 897 Афинагор. Прошение о христианах. Гл. 31//Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 445. 898 П. Ν. Τρεμπελα. Υπμνημα εις τ κατ Λουκν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 648. 899 Свт. Кирилл Александрийский. Беседа на Евангелие от Иоанна, 19, 30//PG. 74, 669. 900 Свт. Григорий Нисский. Слово к Пульхерии//PG. 46, 870 С. 901 П. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα εις το κατ Λουκαν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 646–647. 902 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 32//ΒΕΠΕΣ. 35, 108–109. 903 М. Κριτοπουλου. μολογα…//I. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικα και Συμβολικ Μνημεα της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Γραζ, 1968. Σ. 548. 904 Ориген. О молитве. Кн. XI, 2//ΒΕΠΕΣ 10, 250 (15–20). 905 Поскольку слово «свидетель» (по–гречески — μρτυρας) традиционно переводится как «мученик», Η. Василиадис вынужден сделать свое пояснение. 906 Ориген. Указ. соч. С. 249–250. 907 Γ. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 122–123. 908 Ι. Ν. Καρμρη. " Ορθδοξος κκλησιολογα. Αθναι, 1973. Σ. 797. 909 Ерма. Пастырь. Видение 1–е//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 198. 910 [Мученичество свт. Игнатия Антиохийского]//ΒΕΠΕΣ. 2, 341 (11–20). 911 Ориген. Похвала мученичеству. Гл. 38//ΒΕΠΕΣ. 9, 59 (18–21). 912 В славянском месяцеслове — Потомия (пам. 7 авг.). 913 Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. VI. Гл. 5. Ст. 3–7. М., 1993. С. 204. 914 Свт. Василий Великий. Послание 360. К Юлиану Отступнику//PG. 32. 1100 В. 915 Он же. Слово на свв. 40 мучеников. 8//PG. 31. 521С–524 А. С. 916 Свт. Григорий Нисский. На вмч. Феодора//PG. 46, 746 Д–748 С. 917 Свт. Григорий Богослов. Послание 223, Фекле//PG. 37, 368А. 918 Он же. Слово 24, в похвалу св. сщмч. Киприана//Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 357. 919

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

884 Нил, иеромонах. Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни строителя пустыни иеромонаха Нила//ЧОИДР. 1875. Кн. 2, отд. 5. 885 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 38. (Далее: Досифей. Описание…) 887 Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридо- на-Саввы//Книжные центры Древней Руси/Отв. ред. Д. С. Лихачев. СПб., 1991. С. 226–288 (текст Жития). 888 В литературе неднократно высказывалось сомнение в точности даты «1429». См. например: Дмитриева Р. П. Значение Жития Зосимы и Савватия Соловецких как историко-культурного источника//Армянская и русская средневековая литература. Ереван, 1986. С. 226. 893 Столяров В. П. Монастырское хозяйство Муксалмы: Очерк быта и истории//Соловецкие острова: Большая Муксалма/Под общ. ред. П. В. Боярского. М., 1996. Т. 2. С. 14. (Далее – Соловецкие острова). 894 Акты социально-экономической истории Севера России в XV-XVI вв.: Акты Соловецкого монастыря. JL, 1988. См. также: Савин АЛ. О хозяйственной деятельности Соловецкой вотчины XV-XVII вв. Пермь, 1927. С. 94–96. О монастырской хозяйственной деятельности монастыря во второй половине XIX – начале XX в. см.: Самсонова Т. Ю. Соловецкий монастырь: хозяйственная деятельность, социальный состав и управление. М., 1997. 897 Шестаков. Просветители лопарей архимандрит Феодорит и Св. Трифон Пе- ченегский. СПб., 1868; Гладкий А. И. К вопросу о подлинности «Истории о великом князе Московском» A. M. Курбского: (Житие Феодорита)//ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 239–241. 906 Покровская В. Ф. Описание монастырской трапезы (по рукописи XVI в.)//ТОДРЛ. Т. 33. С. 293–295. 909 Досифей (Немнинов). Летописец Соловецкий за четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1853 г. 4-е изд. М., 1847. 916 Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Казань, 1881. Ч. 3. (Далее – Описание рукописей…).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и А. была титулярная ц. Фасциолы возле терм Каракаллы; клирики этого храма с IV-V вв. заботились о катакомбах Домитиллы. Об этом свидетельствует, в частности, датируемый 398 г. фрагмент мраморного надгробия Паскентия, чтеца из ц. Фасциолы, найденный в этих катакомбах (ICUR. N. S. T. 3. N 8165). В актах Собора 595 г. эта церковь упоминается так же, как ц. Н. и А. ( Greg. Magn. Reg. epist.//MGH. Epp. T. 1. P. 367); в письме папы Григория I Великого от 5 окт. 600 г. указан Гратиоз, пресвитер «титула святых Нерея и Ахилея» (Idem. 15//Ibid. T. 2. P. 275). С таким же посвящением церковь фигурирует в рим. итинерариях VIII-IX вв. (напр., в Айнзидельнском) с указанием ее расположения у терм Антонина (Thermae Antoninianae - Codice topografico della città di Roma. R., 1942. T. 2. P. 199). В нач. IX в. папа Лев III (795-816), видя, что церковь сильно обветшала и периодически затапливается, полностью перестроил ее на более возвышенном месте и украсил серебряным киворием, передал в дар позолоченную посуду для богослужений, золотую корону для алтаря, инкрустированную драгоценными камнями, и др. богатые подношения (LP. T. 2. P. 9, 21, 33). Вероятно, с этого времени городская базилика Н. и А. стала основным местом их почитания, тогда как церковь при катакомбах Домитиллы постепенно приходила в запустение и к моменту ее разрушения от землетрясения 897 г. была полностью заброшена. В XIII в. мощи Н., А., а также Домитиллы хранились под главным алтарем ц. св. Адриана на Римском форуме, о чем свидетельствует фрагмент надписи от 1224 г. из ризницы этой церкви (Iscrizioni delle chiese e d " altri edificii di Roma dal sec. XI fino ai giorni nostri/Ed. V. Forcella. R., 1873. Vol. 2. P. 49). В нач. XIV в. храм Н. и А. возле терм Каракаллы находился в запустении (non habet servitorem; Codice topografico della città di Roma. R., 1942. T. 3. P. 308). В 1475 г. папа Сикст IV восстановил рим. базилику Н. и А., однако ок. 1580 г. она снова нуждалась в ремонте (Vat. Barber. lat. 2160. F. 196v; Krautheimer.

http://pravenc.ru/text/2565064.html

К нашей полемике со старообрядцами. Самар. епарх. мисс. Д. Александров. 11. Стр. 1591–1596. О неотложной нужде инородческой пастырской миссии. Свящ. А. Иванов. 11. Стр. 1597–1602. По сектоведению. Церк. дисциплина по отношению к сектантам. И. Айвазов. 1. Стр. 73–86. К истории секты беседников (хлыстов). Мисс. свящ. А. Урбанский. 1, 87–91; 2, 249–257; 4, 567–583; 5, 713–729; 9. Стр. 1211–1226. Обличение лжеучения хлыстовской секты. Д. Грацианский. 3. Стр. 362–367. Духов. песни скопцов Кыр. епарх. Свящ. Шевалеевский. 3. Стр. 368–375. Надгробные надписи субботников и молокан с. Рассказова, Тамбов. у. епарх. мисс. М. Третьяков. 3. Стр. 376–380. Религиозная беседа либерально-верующего с искренно-верующим. О правах церковного учительства. Диакон И. Смолин. 4. Стр. 584–588. Возвращение хлыста в лоно православной церкви. Калуж. епарх. мисс. свящ. И. Жаров. 5. Стр. 730–737. Новая штундо-малеванская община. Православный. 5. Стр. 758–765. Беседа с сектантами по экономическому вопросу. 6. Стр. 890–897. Новое средство сектант. пропаганды. М. Т–в. 7–8. Стр. 1088–1095. Штундо-малеванская секта. (Быт. очерки). Православный. 5. Стр. 1112–1119. Краткий катехизис основных начал веры Ново-израильской общины и опровержение содержащихся в ней лжеучений. Протоиер. Симеон Никольский . 9. Стр. 1227–1259. Из миссионерской переписки. Об оправдании верою во Христа по “штунде”. – Краткое вероучение христиан еван. исповедания, приемлющих водное крещение по вере (т. н. баптистов). Д. Грацианский. 10. Стр. 1405–1425. Миссионерское посещение штундиста. Мисс. свящ. Савва Богданович . 10. Стр. 1426–1437. Миссионерские рассказы – очерки. Незнакомые – знакомки (среди пашковцев). Сестра Агния Двинская. – Штундистская закваска. Иван Савченко. 10. Стр. 1438–1461. Сектантство в Москве. Николай Варжанский . 11. Стр. 1603–1615. Субботство сектантов-адвентистов. Н. Белогорский. 11. Стр. 1516–1628. 12. Стр. 1696–1717. Учил ли Св. Григорий Богослов о Причащении Тела и крови Христовой посредство одного только “огнепального желания” их? Мисс. И. Строева. 12. Стр. 1718–1728.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

887 Ст. 2. ...за милость Твою и истину Твою – здесь упомянуты те свойства, о которых Сам Бог говорит в Библии: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» ( Исх. 34:6 ). См. также примеч. к пс. 32:5. 892 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...псалом Захарии, в рассеянии – эти слова отсутствуют в евр. тексте и указывают, вероятно, на то, что псалом был в употреблении у пророка Захарии в вавилонском плену. Псалом прославляет Бога как Всеведущего и Вездесущего, перед Кем человек обнажен во всех своих действиях и мыслях; открытость перед Богом ведет к чувству близости и заставляет восхищаться Его Премудростью, заботой о всей вселенной и о самой малой части ее. 893 Ст. 1. ...в часы покоя моего и в делах моих – букв. «когда я сидел и когда я вставал»; этими словами охвачена вся жизнь человека. 896 Ст. 8. Если взойду на небо – у пророка Исаии небо названо престолом Божиим (см.: Ис. 66:1 ); ...если сойду во ад – эти слова св. отцы толкуют как пророчество о сошествии Господа нашего Иисуса Христа во ад. 897 Ст. 11–12. После восторженного изумления перед тем, что Бог знает о человеке все (ст. 1–6) и наполняет Собою весь мир (ст. 7–10), Псалмопевец постигает еще одно дивное свойство Бога – Его власть над природой, когда Он заставляет стихии менять свои свойства на противоположные, когда Он тьму превращает в свет. Святые отцы прочитывают в этих стихах иносказание, понимая под тьмою скорби и беды, которые теряют свою губительную силу, если этого хочет Бог . Ст. 11. ...покроет – букв. «растопчет». 913 Ст. 8. ...из темницы – из трудных обстоятельств. Иносказательно темница понимается как чувственное тело, в котором томится душа. 914 Седьмой покаянный псалом. В надписании упоминается восстание царевича Авессалома против отца, Давида (см.: 2Цар. 15–18 ). Аналогичную надпись имеет пс. 3. Псалом поется от лица человека притесняемого и гонимого, который молит Бога о защите, милости, назидании. 917 Ст. 5. В крайне мучительных обстоятельствах Псалмопевец не предается отчаянию, но вспоминает благодеяния Бога Своему народу и с надеждой обращается к Нему. Ср. с пс. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

215 Тождественность глав здесь видна еще и по началу отделов, какое указывает составитель каталога. Только Синодальная рукопись в 1-й и последней рубрике имеет по одной лишней главе, в первом случае 101 главу и во втором – 26: здесь, очевидно, мы имеем дело с добавлением или иным делением глав. 216 Кроме русских монастырей и с китов, я посетил и другие славянские монастыри Афона: болгарский – Зограф и сербский – Хилендар, но, не имея настоятельной нужды, оставался там весьма недолго. 218 Гергенрётер пробует указать все мотивы, какие могли отклонять Бориса от союза с К-полем. Он отмечает, что Византия мало трудилась над возрастанием вновь основанной церкви,– но об этом однако из источников он ничего не знает; во 2-х, указывает, что греки допускали злоупотребления проповедью: какой-то грек-мирянин выдал себя за священника, за что болгары отрезали ему уши и нос; другие распространяли суеверия (напр. гадание по библии, очень распространенное в Средние века); – но такими мелочами нельзя было вызвать столь крупный перелом в государственной политике Болгарии. Да и вообще, если в Болгарии, благодаря появлению из разных стран миссионеров и среди них еретиков, возникала религиозная сумятица, то почему борьба с нею представлялась возможной лишь в союзе с Римом? Замечание Г-ра, что на князя могло произвести впечатление борьба игнатиан с Фотием, остается ничем недоказанным предположением. Почему эта борьба не помешала Борису раньше поддерживать сношения с Фотием? В конце же концов, как ни велики были мотивы, отклонявшие Бориса от союза с К-полем, они оказались слабее противоположных побуждений, влекших его к этому союзу, и Борис чрез какие-нибудь 2½ года вернулся к сношениям с Византией, чем сохранил для православия всю болгарскую церковь . 222 Ep. Nicolai LXX, Mansi XV, 356 D. P. L. CXIX, 1154. Vita Nicolai I. c. Anastas. 1. c. – Формоз – преемник низложенного в 864 г. Родоальда. При Иоанне VIII он был отлучен и низложен, восстановлен Мартином II, а по смерти Стефана V (VI) занял сам папский престол (891–896), вопреки канонам, запрещавшим епископу оставлять прежнюю кафедру для новой. По смерти Формоза, при Стефане VI (VII), над ним был произведен формальный суд и отлучение, причем сочли нужным в зал суда принести вырытый труп Формоза. При папе Феодоре II (897) прах Формоза был погребен с подобающими почестями, и поруганное имя папы возстановлено.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Итак, подражая основоположнику этой мерзостной ереси, подобному ему именем и нравом 897 , он начал ересь. Разыскав затем себе союзников, он нашел Иоанна, по прозвищу Грамматик 898 , скорее же – нового Янния или Симона 899 , знаменитого гаданиями на чашах, колдовством и мерзкими делами, и некоторых других, единодушных с ним. 6. И вот он призывает к себе Никифора, славного патриарха, и с ним епископов пред лицо синклита и говорит: «Вы хорошо знаете, что появились некоторые, кто говорят, что не следует поклоняться иконам» 900 . Тотчас же священный Евфимий Сардский 901 , взяв слово, заградил уста нечестивцу. После него также и Феодор, горячий защитник православия, игумен Студийский, сказал: «Не колебли, император, церковного устроения. Ведь тебе вверено устроение государства и войска – пекись о них, а Церковь оставь пребывать в православии». 7 . Тиран, выслушав их, закипел от ярости, заскрежетал, обезьяна, по-львиному и, нагло прогнав их всех, великого Никифора изгнал из города и отправил в ссылку, изгнав так-же Феодора Студита , а патриархом поставил Феодота Касситеру 902 . 8. И вот с того времени, излив ярость и лукавство своей души, он доверился своим сотаинникам и нечестивцам, которые, как приблизились к нему, предложили ему три любезных ему предприятия: отречение от нашей православной веры, уничтожение святых образов, преследование благочестивых. 9. Убежденный такими вот заблуждениями, пустомысленный и окрыленный своими убогими стремлениями, этот окаянный сперва уничтожил всё священное убранство церквей, а потом всех, у кого найдут иконы Христа иди какого-то святого, стал присуждать к страшным карам и смерти и казнил многих славных и известных людей, монахов же предал смерти без меры. 10. Михаил, осуществлявший начальство над отрядом экскувитов 903 , был обвинен перед императором в заговоре против него – тот держал его в заключении и в ножных кандалах. Когда же настал день Рождества Спасова, тот решил его ночью убить. А Михаил, будучи в тюрьме, узнал об этом и дал знать своим сообщникам, что «если не постараетесь освободить меня из-под стражи, то на всех вас укажу я императору». 11. Был же с ними и папий 904 , родственник Михаила. Они ночью, вооружившись, но неся мечи под одеждой, – после того как папий им открыл – вошли в фелонях, как священнослужители. Когда же император вошел в храм, они бросились на него и, схватив, разрубили на части его, который исторг свою нечестивую душу во дворце, где никто из царствовавших до него не был убит. 12. В тот же час отправившись в темницу, они выводят Михаила и приводят на праздник, вместо узоносца венценосцем, так что совершилось на нем речение псалма: Вечер водворится плач, а заутра радость 905 . 13. После этого, обрядив в убогое рубище останки нечестивца и положив в лодку его мерзостнейшее тело, они вывозят его на остров под названием Проти 906 и погребают там, где и детей его постригли и сделали монахами. 129. Михаил [II] Аморийский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

897 ...а внутрь ... раствором тестянымъ... – Очевидно, мастера Мышкин и Кривцов применили технику, когда между двумя облицовками засыпали забутовку и заливали ее раствором, получая в результате стену типа бетонной. Β Северо-Восточной Руси эта техника была известна с XII в. 899 ...въ придел в Петр ... об одну стену. – Т. е. в приделе Вериг апостола Петра под стеной, выходящей в жертвенник (южная часть алтаря), где был похоронен Петр митрополит. 903 ...положиша безчестно... – Такие упреки в недостаточной почтительности к мощам святителей, высказанные и в дальнейшем изложении, свидетельствуют ο том, что составитель свода, принадлежавший, очевидно, к церковным кругам, противопоставлял себя высшей иерархии. 904 ...Пахомью Сербину... – Пахомий Серб (Логофет), приехавший на Русь с Афона при новгородском архиепископе Евфимии II, к 1471 г. был уже известным агиографом, автором ряда новгородских и московских житийных сочинений. Β Житии Варлаама им было использовано сказание Родиона Кожуха ο воскресении Григория Тумгена. Пахомий Серб написал службу и канон митрополиту Петру. 905 ...посылаше князь великий Фрязина в Римъ к пап свататися ... хотяше ее выдати. – Изложение обстоятельств сватовства Ивана III к Софии (Зое, в данном тексте – Зинаиде) Палеолог в комментируемом своде отличается от текста в великокняжеской летописи. Великокняжеское летописание (Никаноровская, Вологодско-Пермская летопись и Московский свод) приписывает инициативу сватовства папе и кардиналу Виссариону; послы от папы именуются Карло Фрязин (Карло делла Вольпе) и Антон Фрязин (Антонио Джислярди). Комментируемый свод знает только одного «Фрязина» – судя по дальнейшему изложению, Джан Батиста делла Вольпе. Папа – сватовство началось при Павле II (1464–1471 гг.), отдавал Софию замуж его преемник Сикст IV (1471–1484 гг.). 906 ...посла пана Юргу ... болший боярин великого князя... – По-видимому, приближенный Софии Палеолог Юрий Траханиот (впоследствии русский дипломат). Неясно, почему он именуется по-польски «пан Юрга» – может быть, потому, что прежде, чем отправиться в роли большого боярина» Ивана III в Рим, он приехал через Польшу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010