Передо мной портрет испанской героини, распространяемый во Франции друзьями испанской свободы. «Пассионария» перед микрофоном. Не лицо, а маска, искаженная судорогою страсти. Не романтическая Марсельеза, не прекрасная Марианна, в которых еще живут черты Афины-Воительницы, а подлинное лицо революции. Все человеческое здесь сгорает: благородные чувства, идеи, идеалы... Остается страсть – бессмысленная и беспощадная. Такова несчастная Испания – не худшая из дочерей Европы. Наверное, даже лучшая: самая непосредственная, жертвенная, героическая. Испания, которая, отсидевшись за Пиренеями, в бедламе мировой войны, сохранила благородные традиции XIX века. Страна наших дедов, современница Герцена, Бакунина, Мицкевича, Маццини 2 . И такое лицо! В прошлом номере «Новой России» Ю. Фельзен 3 признается, что он не может стать в испанской трагедии ни на чью сторону: он твердо и резко против обеих. Я, непосредственно, готов был бы присоединиться к его словам. Но остаток политического долга, мысль о мировых отражениях испанской войны заставляет все же занять позицию – с внутренней дрожью и отвращением. Я с Пассионарней, потому что я с демократией. Эта позиция морально чрезвычайно облегчается сознанием обреченности Пассионарии и ее дела. Быть с побежденными – это завет русской интеллигенции. Каковы бы ни были зверства испанских революционеров, последнее слово будет принадлежать контрреволюции. И если сейчас зверства обеих сторон как будто уравновешивают друг друга, победа генерала Франко резко наклоняет чашку весов. Мадрид потонет в крови, и эта кровь, как было с Парижской Коммуной, смоет все преступления побежденных. В ожидании, достаточно посмотреть на физиономии победителей. На генеральских лицах лежит, как полагается, отпечаток холодной жестокости. Сравнивая лица генерала Франко и Пассионарии, мы понимаем разницу в характере белого и красного террора в Испании: холодная и организованная жестокость генералов против ярости безумной черни. Признаюсь, генеральское зверство для меня отвратительнее; в нем больше сознания и больше ответственности. А когда я узнаю, что эти палачи, убивающие врагов даже в церквах, выдают, себя за защитников христианства, мой выбор окончательно сделан: я предпочитаю им одержимых, которые жгут монахинь и ругаются над трупами. Те, по крайней мере, не знают, что творят.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В основе религии ацтеков лежало представление о божественной всепроникающей силе (теотль), к-рая пронизывает мир и находит проявление в богах, людях, живых существах и природных явлениях. Различные божества считались проявлениями этой силы, поэтому среди них наблюдалось смешение и дублирование функций. В качестве основных божеств почитались Тескатлипока, Уицилопочтли, Тлалок, связанный с дождем, Кецалькоатль, связанный с ветром, Шиутекутли, связанный с огнем, богиня земли Коатликуэ и др. Космологические представления заключались в разделении мира по вертикали на 3 уровня, в каждом из к-рых были 4 части и центр. Ацтеки верили в существование 5 космических циклов, ассоциировавшихся с владычеством в качестве «Солнца» одного из верховных богов - Кецалькоатля, Тескатлипоки, Тлалока, богини Чальчиуитликуэ и Тонатиу. Каждый из циклов назывался по дню, в к-рый он начался,- «4 Ягуар», «4 Ветер», «4 Дождь», «4 Вода» и «4 Землетрясение». В этих названиях отражена и судьба цикличных эпох: первая погибла от лап Кецалькоатля в образе ягуара, 2-я завершилась ураганами, 3-я - гигантским пожаром, 4-я - всемирным потопом. Ацтеки считали, что жили в 5-ю эпоху, она должна закончиться страшными геологическими катаклизмами, к-рые уничтожат землю (см. также Ацтеков религия ). К моменту вторжения испанцев в 1519 г. перед правителем ацтеков Мотекусомой II стояла задача систематизации внутреннего управления гос-вом, однако реформы не были доведены до конца. Испан. конкиста под предводительством Кортеса в 1521 г. положила конец гос-ву ацтеков, а вместе с ним и истории всей мезоамер. цивилизации. А. В. Сафронов Колониальная эпоха (1-я четв. XVI - 1-я четв. XIX в.) Гваделупский образ Божией Матери. 1531 г. Гваделупский образ Божией Матери. 1531 г. В 1518 г. экспедиция испанских конкистадоров во главе Х. де Грихальвой достигла территории совр. М., получившей впосл. название Нов. Испания. В 1519 г. с Кубы на п-ов Юкатан была направлена экспедиция в составе 11 кораблей и ок. 570 солдат под рук. Кортеса, которая в июле 1519 г. достигла территории гос-ва ацтеков. В нач. нояб., воспользовавшись поддержкой мятежных подданных Мотекусомы II, завоеватели вошли в Теночтитлан. В 1520 г., после жестокой расправы испанцев над ацтекской знатью, индейцы подняли восстание, в результате к-рого конкистадоры были вынуждены c боем покинуть Теночтитлан («Ночь печали»). В следующем году они захватили город, подавив попытку последнего тлатоани ацтеков Куаутемока организовать сопротивление испанцам. В 1535 г. было образовано вице-королевство Нов. Испания. Власть на местах была передана губернаторам, при к-рых действовали аудиенсии - административно-судебные коллегии, состоявшие первоначально из конкистадоров, а затем гл. обр. из духовных лиц.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

Познакомиться с подобным способом закрепления в памяти картографических образов Гоголь мог, например, в первом русском учебнике по географии России Х.А. Чеботарева. Касаясь происхождения этого метода, Х.А. Чеботарев писал, что уже Страбон " приписывал Европе вид дракона или крылатого змея, которого голова Испания, шея Франция, туловище Германия, крылья Кимврский Херсонес (то есть Голштейнское герцогство и Дания) и Италия. Новейшие же географы Европу обыкновенно представляют в виде царицы или амазонской девы, которой голову с ее убором означает Испания, шею и грудь Франция, правую руку Италия, а левую Англия, брюхо Германия и Богемия, выставившуюся ногу Греция, распустившееся платье Венгрия, Польша и Россия, а трон, на котором она сидит, Норвегия и Швеция " . Ни в одном из учебников по географии Европа не уподоблялась женщине, стоящей на коленях. Возвращаясь к основному тексту " Мыслей о географии " можно отметить, что в окончании статьи нашли отражение интерес Гоголя к архитектуре и его опыт домашнего учителя. Так, автор замечает, что при рассказе о городах преподаватель должен обратить внимание воспитанников на их главные отличительные черты. По мнению Гоголя, неповторимый облик каждому городу придают его архитектурные сооружения (тоже он повторяет в статье " Об архитектуре нынешнего времени " ). Поэтому, знакомя учеников, например, с Римом, " не мешает чаще показывать фасады примечательнейших зданий: тогда необыкновенный вид их врежется в памяти, притом это послужит невольно и нечувствительно к образованию юного вкуса " . Следует особо подчеркнуть, что в преподавании географии Гоголь очень большое значение придает наглядным пособиям. Он даже говорит, что " воспитанник не должен иметь вовсе у себя книги. Она, какая бы ни была, будет сжимать его и умерщвлять воображение " . Гоголь смотрит на предмет географии - природу - как художник. Его интересуют не сухие выкладки скучных учебников, без которых невозможно формирование научных географических представлений, а яркие описания путешественниками далеких экзотических стран, - все, что способно вызвать вдохновение. Именно отсюда приметная художественность языка его статьи, эпитеты: колоссальный, величественный, исполинский, роскошный, пленительный, грозный, чудный, неукротимый, поэтический и т.п., что, в общем-то, не очень соотносится со стандартным представлением о стиле методических рекомендаций для учителя. По его представлению, слог преподавателя " должен быть увлекающий, живописный;...Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы. Слог... должен более подходить к слогу путешественника " . В соответствии с таким подходом и определяется задача преподавателя географии: " познакомить сколько можно более с миром, со всем бесчисленным разнообразием его, но чтобы это никак не обременило памяти, а представлялось бы светло нарисованною картиною " .

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/16/...

После очередных военных действий сторонников Генеральных штатов и приверженцев нового испан. наместника дона Хуана Австрийского в Брюсселе, Антверпене, Ипре, Генте были созданы революционные «комитеты восемнадцати», тесно связанные с кальвинистски настроенными консисториями. Вопреки «Гентскому умиротворению» «комитеты» ввели свободу кальвинист. богослужения. Гент заключил союз с др. городами Фландрии и Брюсселем в борьбе с католиками. Осенью 1578 г. католич. дворянство провинций Артуа и Эно выступило против Генеральных штатов и стало вести переговоры с испан. наместником в Нидерландах А. Фарнезе; 6 янв. 1579 г. они заключили офиц. союз (Аррасская уния). Соглашение предполагало сохранение католич. веры в этих землях. 23 янв. 1579 г. сев. провинции, ядро к-рых составляли Голландия, Зеландия, Фрисландия и Утрехт, в ответ на это заключили Утрехтскую унию, к к-рой впосл. присоединились крупнейшие города Фландрии и Брабанта, в т. ч. и Гент. После низложения Филиппа II (1581) в сев. части Нидерландов на основе Утрехтской унии возникла Республика Соединенных провинций - Голландия (совр. Нидерланды). Ее независимость была признана Испанией лишь в 1609 г. Юж. провинции (территория совр. Б.) остались под властью Испании. Испанские и Австрийские Нидерланды (XVII - нач. XIXb.) В течение XVII в. юж. провинции, получившие название Испан. Нидерланды, оставались ареной борьбы монархий испан. Габсбургов и франц. Бурбонов. Многолетние военные конфликты на территории страны, использование ее в политической игре европ. держав привели к быстрому упадку прежней экономической мощи городов и общественной жизни. Крупнейшие центры экономической и финансовой жизни Европы в XV-XVI вв. Антверпен, Гент и Брюгге вскоре превратились в небольшие торгово-ремесленные центры местного значения. В 1648 г. по Вестфальскому миру Испания уступила часть Фландрии, Брабанта и Лимбурга Соединенным провинциям, а в войнах против Франции во 2-й пол. XVII в. Испания лишилась нек-рых юж. пограничных районов Испанских Нидерландов (Зап.

http://pravenc.ru/text/77978.html

Толедо (Collección de cánoñes. 1851. P. 441). Ильдефонс Толетский. 1610-1614 гг. Худож. Эль Греко. (Эскориал, Испания) Ильдефонс Толетский. 1610-1614 гг. Худож. Эль Греко. (Эскориал, Испания) В нач. XIV в. (между 1303 и 1309 - Salvador Miguel. 1982. P. 120) было составлено стихотворное Житие И. на кастильском языке, возможно основанное на несохранившемся латинском Житии. Автор стихотворного Жития, известный как Бенефициарий из Убеды, обычно отождествляется с архидиак. Гарсией Пересом, буд. епископом Хаэна (1301-1316). Восхваляя благочестие И. и его верное служение Богоматери, агиограф ввел в сочинение нек-рые актуальные церковно-политические моменты, в основном связанные с утверждением примата Толедской кафедры во время споров о юрисдикции с архиеп-ством Севилья в кон. XIII - нач. XIV в. Бенефициарий восхвалял Толедо, в частности капитул ц. св. Левкадии, «осовременивал» мн. реалии вестгот. эпохи: представлял И. как архидиакона еп. Евгения, Агалийский мон-рь (отождествленный им с ц. св. Левкадии) - как общину регулярных каноников. К Житию, составленному Бенефициарием, близко по содержанию прозаическое Житие И. на кастильском языке (Istoria de San Alifonso, Arçobispo de Toledo; изд.: Walsh. 1992. P. 135-144). В 1444 г. Альфонсо Мартинес де Толедо, известный как Архипресвитер из Талаверы († ок. 1470), составил прозаические Жития И. и Исидора Гиспальского на кастильском языке (ранее авторство Архипресвитера оспаривалось исследователями - см.: Ba ñ os, Ciceri. 2002. P. 174). Житие И. сохранилось в 3 рукописях XV-XVI вв., где оно сопровождается переводом на кастильский трактата «О приснодевстве...». Являясь членом кафедрального капитула Толедо, Архипресвитер подчеркивал роль И. как св. покровителя города, но также сделал акцент на аскетизме и безупречном церковном служении И., противопоставив святого церковным иерархам и духовенству своего времени. В XVI-XVII вв. в связи с Контрреформацией и борьбой Толедской кафедры за главенство в Испании почитание И. как служителя Богоматери и как покровителя Толедо приобрело актуальность.

http://pravenc.ru/text/389445.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Педро Аррупе-и-Гондра, генерал ордена иезуитов [испан. Arrupe у Gondra] Педро (14.11.1907, Бильбао, Испания - 5.02.1991, Рим), 28-й генерал ордена иезуитов (1965-1983). Изучал психиатрию в Мадридском ун-те. В 1927 г. вступил в иезуитский новициат в Лойоле (Испания). После роспуска ордена в 1932 г. испан. республиканским правительством вынужден был покинуть страну, изучал философию и богословие в Бельгии, Нидерландах, Франции, США. В 1936 г. стал священником, далее учился и преподавал в колледже св. Станислава в Кливленде (США). В 1938 г. был назначен в иезуитскую миссию в Нагасаки (Япония). В 1945 г. возглавил полевой госпиталь в Хиросиме, разрушенной после атомного взрыва. В 1952 г. издал книгу «Я пережил атомную бомбу». Перевел работы Игнатия Лойолы на япон. язык. В 1958-1965 гг.- провинциал ордена иезуитов в Японии. В 1965 г. был избран генералом ордена. В своих работах и публичных выступлениях после избрания А. подчеркивал необходимость обновления и реформирования институтов католич. Церкви (включая орден иезуитов) в соответствии с потребностями времени. В результате расхождений с папским престолом оказался первым в истории ордена генералом, к-рый подал в отставку (1983). Соч.: Yo viví la bomba atómica. Madrid, 1952; Als Missionär in Japan. Münch., 1967; Compromiso social de la Compañía de Jesús. Bogotá, 1971; Renovación y espiritualidad religiosas. Madrid, 1971; Ante un mundo en cambio. Madrid, 1972; Witnessing to Justice. Vat., 1972; A Planet to Heal: Reflections and Forecasts. R., 1977; General of the Jesuits on the Problems of Today. L., 1978; Challenge to Religious Life Today. St. Louis; Anand, 1979; Selected Letters and Addresses/Ed. by J. Aixala. St. Louis; Anand, 1979; Justice with Faith Today. St. Louis; Anand, 1980; Un nuovo esodo: La vita religiosa si interroga sul suo futuro. Bologna, 1980; Other Apostolates Today. St. Louis; Anand, 1981; Unser Zeugnis muss glaubwürdig sein: Ein Jesuit zu den Problemen von Kirche und Welt am Ende des 20. Jh. Ostfilern, 1981; La Iglesia de hoy y del futuro. Bilbao, 1982; In Him Alone is Our Hope: Texts on the Heart of Christ (1965-1983). St. Louis, 1984. Лит.: Об Обществе Иисуса. М., 1995. С. 15; Lamet P. M. Arrupe: Una explosiyn en la iglesia. Madrid, 1989; Ac é vez A. M. Pedro Arrupe y Gondra, S. J.: Un gigante del espíritu: Otro San Ignacio. México, 1991; Lombera Pallares E. El comandante Arrupe. México, 1995; Calvez J. -Y. Le père Arrupe: l " Église après le Concile. P., 1997; http://www.jesuites.com.histoire/arrupe [Электр. ресурс]. Е. В. Калиниченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76174.html

У меня бы был ещё более простой вопрос: что вообще во властных структурах (неважно какой ветви и уровня власти) делают такие персонажи? А вот Испания (испанские курорты) и Нарусова – вещи весьма совместимые. Любящая и любимая дочка Ксюша Собчак 5 августа выложила сторис из Марбелье (Испания). На заднем фоне «светится» мама – сенатор Нарусова. С Ксюшей всё ясно. Скандалистка Собчак любит тусить по свету, денег-то девать некуда. Но мадам Нарусова? Она, что называется, при исполнении, кроме того – носитель государственной тайны. Какие потребности тувинцев она решает в стране НАТО? Что она вообще там делает, да в эти сложные времена? Она сенатор от Тывы или Испании?.. А Ксюша – на своей волне. Как пишут , она в Испании совмещает приятное с полезным, взяла интервью у такого же русофоба, как и сама, такого же скандалиста, как и она сама, своего коллеги Алексея Панина. В последние несколько лет этот актёришка взял за моду перманентно оскорблять Россию и граждан страны. Об этом отморозке последний раз писал в материале «Панин объявлен в розыск» . Так, значит, Ксюша берёт интервью и пиарит беглого преступника Панина?! О самой же «королевне» Ксении Собчак, о её русофобских и либералистических высказываниях и действиях, а заодно и о пиаровских играх вокруг её имени, в последний раз говорил в материале «Умора – на Ксюшу покушалась СБУ» . А об обеих «королевнах» – в материале трёхлетней давности «Владычицы морские…» . Ксения тогда захотела заделаться акционером компаний преступника, бывшего «крабового короля» Олега Кана, который ушёл в бега. А любящая мама Людмила Нарусова неприкрыто лоббировала тогда интересы своей дочки. Писали, что руководству СФ тогда всё это очень не понравилось, грозились какими-то расследованиями по отношению к Нарусовой и т.д. Её из СФ надо было гнать хотя бы тогда, 3 года назад. А я спрашивал в своём материале: «Светит ли " владычицам морским " , как в доброй сказке, пустое корыто или, как всегда в нашей реальности, вопрос " затрут " ? Наверное, как всегда – " затрут " ». И не ошибся – «затёрли». Никаких санкций по отношению к Нарусовой, хотя бы только по этому эпизоду, применено не было.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/09/ko...

Встретив М., она раскаялась в своем прежнем образе жизни, раздала все имение нищим и остаток дней провела в покаянии, посте и молитве, так что многие, видя ее, обратились ко Христу. М. превратил в золотую статуэтку голубя, чтобы помочь некоему человеку расплатиться с кредиторами. Епископ отдал золотого голубя в залог ювелиру и попросил взамен необходимую сумму. После освобождения должника к М. пришли благочестивые люди и сделали щедрое пожертвование. Епископ отнес полученные деньги ювелиру и попросил его вернуть залог. Вначале ювелир огорчился, но, выполнив просьбу М., он увидел, как золотой голубь превратился в живого и выпорхнул из рук святого, после чего он прославил Бога. Наибольший интерес представляет рассказ о воскрешении осла; это событие стало поводом для дискуссии между епископом и язычником о воскрешении мертвых. Незадолго до кончины М. случилась сильная засуха, и жители той области находились в крайне тяжелом положении, но епископ утешил их и посоветовал обратиться к Богу с молитвой. На следующий день М. скончался. После того как епископы, священники и клирики из соседних городов погребли его тело, началась гроза с сильным дождем, и все прославили Бога. Св. Мартин и сцены его Жития. Алтарный образ. XV в. (Епархиальный и региональный музей в Сольсоне, Испания) Св. Мартин и сцены его Жития. Алтарный образ. XV в. (Епархиальный и региональный музей в Сольсоне, Испания) Несмотря на то что в тексте Жития говорится об избрании М. епископом некоего г. Константиана (Κωνσταντιαν, в др. списке - Константина; источник этого искажения неясен), в заглавии нек-рых рукописей, напр. Vindob. hist. gr. 5, он назван епископом Франгии (Θραγγας, т. е. Франции). К составлению греч. Жития, возможно, причастны итало-греч. монахи, знавшие дату памяти М. (в ркп. Vindob. hist. 5 указан день смерти святого - 10 нояб.). Наличие 2 мест епископства, по предположению Делеэ, стало причиной раздвоения агиографической традиции, как если бы речь шла о 2 святых, и появления в визант. синаксарях 2 дней памяти: 10 нояб.- Мартина, еп.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСПАНИЯ. II Археология Археологические памятники И. составляют существенную часть общей картины древнейшей истории человечества; их изучение началось уже в XIX в. Однако, из-за того что вопросы проведения раскопок в И. и публикации результатов всегда находились в ведении местных властей (они формируют политику в области изучения древностей), археологическая карта И. очень пестрая, отчеты о проведенных исследованиях часто не сохранялись. В археологии И. важную роль играют зарубежные научные ин-ты (Германский археологический ин-т, особенно активно работал в 30-х гг. ХХ в.; франц. академический ин-т «Дом Веласкеса» (Casa de Velázquez) - оба в Мадриде). До 80-х гг. ХХ в. была слабо развита средневековая археология И.: в медиевистике основное внимание уделялось письменным источникам, средневек. археологические памятники не исследовались, публикации по средневек. археологии были случайны, эта отрасль испан. археологии не была представлена на Национальных археологических конгрессах. С 20-х гг. ХХ в. стала развиваться археология вестгот. периода (во многом это было связано с преувеличением роли герм. народов в европ. истории). После второй мировой войны внимание археологов по-прежнему было сосредоточено на изучении погребального обряда, церковной археологии и отчасти ювелирного дела; с кон. XX в. более активно стали исследовать поселения, систему укреплений и керамику, а также развитие местных культур под властью мусульман. В наст. время в средневек. археологии И. выделяют 3 направления: вестготы, Андалус и сев. христ. королевства. В 80-х гг. XX в. импульсом к развитию средневек. археологии послужили распространение новых подходов в медиевистике и исчерпанность ресурсов письменной информации. Во время строительного бума в городах количество средневек. находок увеличилось в неск. десятков раз. В 1982 г. оформилась Испанская ассоциация средневек. археологии (проводятся ежегодные конгрессы средневек. археологии), с 1986 г. издается «Бюллетень средневековой археологии» (Boletín de arqueología medieval). Проводятся конференции по истории керамики, укреплений и гидросооружений, по использованию городского пространства, по освоению горного дела. Ряд ун-тов в И. ведет собственные проекты (напр., «Топонимия, история и археология королевства Гранада» в Гранадском ун-те) или издает журналы (в Барселонском ун-те - «Acta Historica et Archaeologica Mediaevalia», в Кадисском ун-те - «Estudios de historia y de arqueología medievales», в Хаэнском ун-те - «Arqueología y territorio medieval»). Многие города и музеи И. разрабатывают проекты по средневек. археологии (см.: www. arqueologiamedieval.com [Электр. ресурс]). Доримская археология

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Madrid, 1989; García Morales M. V. Arquitecto y arquitectura en los tratados españoles del siglo XVII: Espacio, Tiempo y Forma. Madrid, 1989; Piquero López M. de los A. El gótico mediterráneo. Madrid, 1984; Valdivieso González A. Arquitectura española del siglo XVIII//Arte español del siglo XVIII. Madrid, 1984. (Summa artis; 27); Karge H. Die Kathedrale von Burgos und die spanische Architektur des 13. Jh.: Französische Hochgotik in Kastilien und León. B., 1989; idem. Gotische Architektur in Kastilen und León (12.-14. Jh.)//Spanische Kunstgeschichte: Eine Einführung. B., 1991. Bd. 1: Von der Spätantike bis zum frühen Neuzeit; Wilkinson-Zerner C. Juan de Herrera, arquitecto de Felipe II. Madrid, 1996; Martín González J. M., Urrea Fernández J., Brasas Egido J. C. La arquitectura barroca//Historia del arte español moderno y contemporáneo. Madrid, 1997. [T. 1]; Nieto V., Morales A. J., Checa F. Arquítectura del Renacimiento en España: 1488-1599. Madrid, 1997; Bendala Galán M. Manual del arte español: introducción al arte español. Madrid, 2003; Каптерева Т. П. Испания: История искусства. М., 2004; Herrador M. R. A. El arte barroco español. Madrid, 2004; Arias de Cossío A. M. El arte del Renacimiento español. Madrid, 2009; Ногтева О. А. Здание университета в Саламанке в контексте становления стиля платереско в Испании//Исследования по истории архитектуры и градостроительства. М., 2011. Вып. 2. С. 137-149. Распространение неоклассицизма в архитектуре И. началось одновременно с др. странами Европы. Большую роль в этом процессе сыграла личность Карла III (1759-1788), занимавшего до восшествия на испан. престол трон Неаполя и Сицилии (1734-1759) и бывшего инициатором раскопок Геркуланума и Помпей. Его интерес к искусствам и античности выразился в энергичной поддержке основанной в 1752 г. Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. В 1783 г. был издан декрет, упразднявший зависимость профессий архитектора и художника от цеховых орг-ций и превративший академию в единственный источник художественного образования и контроля над градостроительством.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010