Ибо хотя богатство много может в веке сем, как справедливо сказал Премудрый: сребра послушают всяческая, ( Еккл. 10:19 ), но в день оный лютый ктому не обрящется богатство, а хотя бы и нашлось, но не поможет. Сего ради Пророк присовокупляет: Пс.48:8 . брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, Пс.48:9 . и цену избавления души своея: и утрудися в век, Пс.48:10 . и жив будет до конца, не узрит пагубы. Пс.48:11 . Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое. Здесь показывает Пророк, что надежда людей, уповающих на богатства свои, есть суетна: ибо в день оный лютый никто ни себя, ни другаго даже и самым величайшим богатством избавить не возможет. Ежели бо брат брата не избавит, то кольми паче другой, так что хотя бы кто стяжал все сокровища света, и все оныя Богу предложил, дабы умилостивить Его, но то ни мало не поможет ему, как то и Господь во Евангелии у Матфея глаголет: что даст человек (во) измену за душу свою ( Мф. 16:26 )? Цена души человеческия превосходит вся благая мира сего; и потому одна токмо кровь единороднаго Божия Сына была цены безконечныя: она едина могла искупить души. Ежели кто, презрев сию великую цену, останется в плене диавола, тот не даст избавления за душу свою, когда достигнет дня онаго лютаго. Рекши о богатых и сильных, и показав, что отсюду нет им никакия пользы, глаголет прочее о живших в добродетели, ублажая подвижников любомудрия. Не говорите мне, глаголет, что праведник имел труд и болезнь в веке сем, но вообразите плод, происходящий отсюду, то есть жизнь безсмертную, жизнь конца не имеющую. Колико убо лучше, потрудившися здесь мало, получить вечный покой и отраду, нежели угодив себе здесь не много, навсегда в болезнях быть? Потом показуя, что не тамо токмо воздаяния и венцы, но и здесь бывает начало возмездий, присовокупляет, глаголя: не узрит пагубы, егда увидит премудрыя умирающия. Аки бы сказал: не глаголи мне точию будущая, я здесь тебе даю залог венцев, паче же самыя венцы и воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.121:5 . яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове. Третия похвала Иерусалима есть та, что там находилось царское седалище и учрежден верховный суд, и потому град оный был столицею всего государства. Глагол: седоша – означает непоколебимость престолов. Сие сказано как для отличения престола Давидова от престола Саулова, который поставлен был в Гаваи Вениаминове ( 1Цар. 13:16 ), но там не долго пребыл и перенесен в другое место, так и для различия от престолов судей, – бывших прежде избрания царей, – которые не на одном месте пребывали, но часто переносимы были с одного места на другое. Но престол Давида и других царей, происходивших из дому его, пребывал в Иерусалиме непоколебимо. Тако бо рекл Господь Давиду: верен будет дом твой, и царство твое во веки предо Мною, и престол твой будет исправлен во век ( 2Цар. 7:16 ). Пс.121:6 . Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящым тя. Пророк увещевает здесь странников, дабы поздравили Иерусалим по крайней мере издалече, и пожелали бы ему мира и всякаго изобилия, яко таких вещей, которыя составляют главнейшия блага и делают грады благополучными. Ибо мир без изобилия есть состояние бедное, так как и изобилие без мира есть сомнительное и неизвестное благополучие, но когда изобилие соединяется с миром, тогда ничего не недостает к благополучному состоянию града. Наконец и всем благочестивым людям, пекущимся о благосостоянии церкви и любящим град Иерусалим, преподает Божие благословение и желает благополучной жизни вообще. Просите, глаголет, у Бога отечеству вашему твердаго мира и изобилия благ земных, да будет благословен не токмо Иерусалим, но и все любящии град святый. Пс.121:7 . Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих. Пророк полагает здесь самыя слова, которыя надлежало говорить тем, кои желали мира и изобилия граду Иерусалиму. Имя силы хотя относится ко всему тому, в чем сила и крепость состоит, как, например, к стенам, в коих крепость строения состоит, також к оружию, в котором крепость воинства состоит, или ко множеству народа, в котором крепость града состоит; но здесь особливо относится к стенам, чтоб был союз с следующими словами, где упоминается о столпостении. Ибо когда мир находится в стенах, то есть, когда стены не бывают воюемы от врагов, то и весь град пребывает в покое. Под именем же столпостении означаются или великие домы частных людей, или высокие царские чертоги, которые устроены были на подобие столпов. Впрочем, заметить должно, что Пророк не так желает внешняго благополучия Иерусалиму, чтоб не имел попечения о внутреннем его благосостоянии, но приспособляяся ко нравам, испрашивает святому граду, чтоб был он огражден от всех сторон Божиим благословением.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 121 Пс.121:1 . Песнь степеней. Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. СОДЕРЖАНИЕ В сем третьем псалме степенном описывает Пророк красоту и великолепие святаго града Иерусалима, куда Иудеи желали возвратиться из плена Вавилонскаго. Но якоже град оный был прообразованием небеснаго отечества, тако Израильтяне, возвращающиеся из плена в земный Иерусалим, были прообразованием странствования и восхождения нашего в горний Иерусалим. ТОЛКОВАНИЕ Слова Божия народа, веселящагося о благом вестнике, принесшем радостную весть о возвращении во отечество. Сей вестник был Иеремия, который предсказал, что плен Израильтян по прошествии седмидесяти лет окончится и град и храм паки возсозиждется ( Иер. 25 и Иер. 29 ). Но яснее то же самое предсказали Даниил, Аггей и Захария, жившие в то самое время, когда плен был разрешен. Сии-то вестники великою радостию исполнили народ, когда, по прошествии уреченнаго времени, сказали: в дом Господень пойдем, то есть, возвратимся во отечество, где узрим гору Сион и место жилища Божия и где, возсоздавши храм, паки внидем в дом Господень. Пс.121:2 . Стояще бяху ноги нашя во дворех твоих, Иерусалиме. Дает причину, чего ради Израильтяне возвеселилися о возвращении своем во Иерусалим: понеже-де помнят то время, в которое будучи во отечестве, видели красоту и величие Иерусалима; ибо многие, быв в юности отведены в Вавилон, легко припомнить могли, что они были некогда во Иерусалиме и видели и град и храм, как пишет 1Езд. 1:3 : Стояще бяху ноги нашя в дворех твоих Иерусалиме. Пророк под именем дворов Иерусалима, без сомнения, разумеет здесь врата градския, где в его время обыкновенно бывали общенародныя собрания, и где всякия государственныя дела отправлялися, как видеть можно из оных слов: славен бывает во вратех муж ея, внегда аще сядет в сонмищи со старейшины земли ( Притч. 31:23 ). Известно также из второй книги Царств, что во Иерусалиме не одни были такия врата, но двои; и как разделялися между собою немалым разстоянием, то, может быть, по сей причине и нарицаются здесь дворами, как видно из оных слов: Давид же седяше посреде двою врат ( 2Цар. 18:24 ). И инде: внидоша вси князи царя Вавилонска и седоша во вратех средних ( Иер. 39:3 ). Итак, надлежало быть великому разстоянию между оными вратами средними, когда толикое число князей со слугами их могло вмещаться в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пророк паки повторяет здесь признание свое, которое видели мы выше, показывая, что он, чувствуя в сердце своем подстрекание ревности, безразсудно состязался с Богом. Рвение ревности своея сравнивает с огнем, который разжигал его сердце, и аки острым жалом уязвлял утробу. Откуду в Давиде возродилось сие толь острое рвение против нечестивых, о том сказали мы выше. Люди нечестивые, отвергающие Божий промысл, не много заботятся о том, Богом ли управляется мир, или слепым случаем; они только смеются игре фортуны: но верные, чем больше удостоверены в том, что Бог есть Правитель и Судия мира, тем сильнее воспламеняются, когда Он не соответствует желаниям их. Давид, строго за сие наказывая себя, как и надлежало, во-первых, нарицает себя безумным; потом обвиняет свое невежество; наконец, говорит, что он скоту подобен. Таким образом вкратце показывает, что ревность оная, о которой здесь упоминает, произошла от заблуждения; а причина заблуждения в нем самом находится, понеже, не внимая гласу разума, сделался несмыслен даже до скотскаго неразумия. Ибо как люди никогда не могут совершенно проникнуть в Божии дела, поскольку в разсматривании их изнемогает всякое понятие, то Давид не стыдится признавать немощи своея, исповедуя, что он, в сравнении с Богом, не что иное есть, как скот. Итак слово: у Тебе – берется здесь в сравнительном смысле, аки бы сказал: Господи, хотя и мнился я иметь некоторое преимущество пред безсловесными животными по разуму, но в разсуждении Тебя и премудрости Твоея я не что иное есмь, как скот. Пс.72:23 . И аз выну с тобою: удержал еси руку десную мою, Пс.72:24 . и советом твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси. Давид благодарит здесь Бога, что Он всесильною Своею рукою удержал его от падения. Ибо чрез удержание десницы означает, что он не сам собою, но чудною Божиею силою извлечен был из глубокой оной бездны, в которую низвергаются люди отверженные. Отсюду видим, коль драгоценно Богу спасение наше, когда так прилежно смотрит за нами, что и к удаляющимся от Него простирает руку, дабы извлечь из погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.117:10 . Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: Пс.117:11 . обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им: Пс.117:12 . обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Здесь примером своим доказывает, коль благо есть надеятися на Господа, когда сам он не единожды, но многократно будучи окружен великим множеством врагов, помощию Божиею так избавлен был, что видел всех их погибель и что не может приписать того человеческим силам, что соделано Богом. Оныя слова: вси языцы обыдоша мя – некоторые относят к соседственным народам, кои много зла причиняли Давиду. Но он, как кажется, далее простирает мысль свою, и говорит, что весь мир был ему неприязнен. Ибо хотя не из всех народов собраны были полки для окружения его, но понеже с такою свирепостию преследовали как соотечественники, так и соседственные народы, что он не находил нигде для себя безопаснаго места, то не дивно, ежели говорит, что был он окружен от всех народов. Итак, повторяя многократно оное слово: обыдоша мя, и обышедше обыдоша мя, – изображает упорную и ненасытимую злобу врагов; а полагая подобие, взятое от пчел, означает безумный жар их, ибо хотя в животных оных нет никакой силы, но есть сильное воспаление гнева, так что когда разсердятся, с великим стремлением нападают, и жалами своими немалый вред причиняют. По сих присовокупляет другое подобие: разгорешася яко огнь в тернии. Терние, огнем зажженное, сначала один только треск издает, и немногия искры испускает, но когда разгорится, то превращается в пламень. Таковы были враги Давидовы. Они живаго бы поглотили его, ежели бы Господь не подал ему помощи свыше. Сего ради, износя на среду имя Господне, ясно проповедует, что он другаго оружия, кроме Бога, к защищению себя не имел. Именем Господним, глаголет, противляхся им. Пс.117:13 . Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Пс.117:14 . Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение. Здесь яснее изображает как Божию силу, так и свою немощь, которая толикому числу сильных врагов никак противостоять не могла. Таким образом, нарицая себя низриновенным, признается, что он весьма близок был к падению, ежели бы Господь не поддержал его и почти уже падшаго не возставил. Сего ради в следующем стихе нарицает Бога кротостию и пением своим. Полагая первое имя, чистосердечно признает немощь свою, как сказано выше, и единому Богу приписывает спасение свое; а полагая второе, проповедует, что не может сам собою похвалиться и что вся слава спасения его содержится в едином Боге. К сему надлежит и заключение стиха, где говорит: и бысть ми во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.141:4 . Сматрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою. Сими словами подтверждает, что гонение оное не без причины претерпел, когда ни откуду никакой помощи и никакого утешения надеяться не мог, но был оставлен от всех, и потому не уповал избежать смерти. Впрочем, когда говорит, что он, смотря и возглядая, не нашел между людьми ни единаго друга, то сим не то означает, аки бы оставя Бога, обращал мысль свою к пособиям человеческим, но, сколько возможно было, испытывал, не сыщется ли на земле какого-нибудь помощника, и ежели бы такой нашелся, то без сомнения почел бы его за угодника Божия: но Богу угодно было лишить его человеческия помощи, дабы чудеснее избавить от смерти. Оныя слова: несть взыскаяй душу мою, – означают, что не было ни одного такого, кто бы возимел попечение о спасении жизни его. Пс.141:5 . Воззвах к тебе, Господи, рех: ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Давид, лишенный всякия человеческия помощи, паки прибегает к Богу, Которому нет ничего невозможнаго. И понеже муж был духовный и ведал, что Бог иногда сынов Своих на земле странствования сего скорбьми искушает, дабы в небесном отечестве увенчать славою, сего ради глаголет: воззвах к Тебе Господи, Рех и проч. Пс.141:6 . Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. Приводит две причины, коими убеждает Бога, дабы ускорил помощию Своею и избавил его от скорби, во-первых, для того, что он чрез меру угнетен; во-вторых, что враги его чрез меру вознеслися, и силами своими его безпомощнаго превозмогают. Сие Давид справедливо сказал: ибо один укрывался в пещере, а враг его Саул вооруженное воинство привел, и оным устие вертепа окружил. Пс.141:7 . Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему: мене ждут праведницы, Дóндеже воздаси мне. Под именем – темницы – или вообще разумеет здесь страдания и скорби, кои претерпевал, будучи в гонении, или в особенности пещеру оную, в которой укрывался по причине страха. Таким образом просит, дабы Господь избавил его от страданий оных, или от мрачнаго вертепа онаго, и извел на свободу, дабы улучив оную, прославил имя Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.24:6 . Помяни щедроты твоя, Господи, и милости твоя, яко от века суть. Когда Бог попускает человеку или с искушениями бороться, или во грехах закосневать, тогда, кажется, как бы забывает милость Свою. Таким образом праведник чрез долгое время со искушением боряся и видя, что не может свободится от него, хотя бы и весьма желал, вопиет к Богу, дабы помянул щедроты Своя и милости Своя. Подобно сему и Давид творит, моляся к Богу и глаголя: помяни Господи, яко Ты от века щедр был еси, и не точию щедр был еси, но и миловати обыкл еси, якоже щедр и милует отец сыны: сие бо Тебе свойственно есть. Пс.24:7 . Грех юности моея и неведения моего не помяни: по милости твоей помяни мя ты, ради благости твоея, Господи. Прилично противополагает воспоминанию забвение, аки бы рекл: помяни щедроты Твоя, и забуди грехи мои. Ибо одно бывает причиною другаго. Тогда бо Бог воспоминает щедроты Своя, когда не хощет больше воспоминать грехов наших, но отпускает и заглаждает их так, как бы были они вечному забвению преданы. Впрочем, упоминает о грехах юности и неведения, то есть о грехах, содеянных по немощи и по невежеству: или потому, что милосердие Божие к сим наипаче относится грехам, нежели к другим, по оному святаго апостола Павла изречению: помилован бых, яко не ведый сотворих в неверствии ( 1Тим. 1:13 ). Или потому, что может быть Давид других грехов не имел, донележе псалом сей написал. Или еще потому, что грехи по злости творимые не отпускаются единою молитвою, но требуют плодов достойных покаяния. За сим объясняя вышереченныя слова, помяни щедроты Твоя, и забуди грехи моя, присовокупляет: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея. Ибо Бог забывает грехи тогда, когда воспоминает о грешнике по милости Своей, а не по праведному гневу. Пс.24:8 . Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Пророк ободряет себя надеждою получить просимое, утверждая, что Господь есть благ и праведен, и потому человеколюбно исправляет согрешающих. Тако бо являет и благость Свою и правду: благость в разсуждении человека, а правду в разсуждении греха. В Еврейском тексте вместо законоположит, читается, научит грешников пути. Откуду явствует, что Бог дает закон не просто, но чтоб научить и убедить людей, дабы хранили его. Ибо слова сии соответствуют вышереченным: пути Твоя скажи ми, и стезям Твоим научи мя: настави мя на истину Твою. Тамо убо просил Бога, дабы научил его, а здесь утверждает, что Бог по благости Своей прошение его исполнит. Понеже де благ и прав Господь, и потому любит людей, а грехи ненавидит; сего ради закон полагает согрешающим на пути жизни сея, дабы и они из неправедных и злых соделалися праведными и благими.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

К вышереченным присовокупляет и сие, что люди кроткие не токмо наставляемы бывают Богом, но и вся дела Божия в разсуждении таковых не что иное суть, как милость и истина, то есть: милосердие и правда, поскольку правда берется за верность и истину, которая делает то, что Бог исполняет верно все, что ни обещает. Под именем путей Господних иногда означаются дела, чрез которыя Бог некоторым образом приходит к нам, иногда разумеется закон Господень, который Он дает нам, дабы мы посредством онаго аки прямым путем восходили к Нему, а иногда означает такой закон, который Сам Он употребляет, когда чрез дела Свои низходит к нам. Понеже Давид много уже глаголал о пути Господни перваго рода, то есть, о законе данном нам: для того присовокупляет нечто о пути Господни последняго рода, то есть, о законе, егоже Сам Себе положил, и хранит в разсуждении нас. Глаголет убо: вси путие Господни милость и истина, то есть, закон, или правило, или способ, по которому поступает Бог, состоит в милости и истине, то есть, в милостивых обетованиях и в верном исполнении оных. Но с кем поступает Бог по закону сему? и кому являет милость и истину? Взыскающим завета Его, и свидения Его. Заветом Божиим нарицает тот договор, который учинил Бог с людьми, когда закон им дал, да будут Ему в люди, и той им в Бога. Сей договор нарицается в Писании заветом потому, что содержит обетование наследия, которое смертию завещателя долженствовало утверждено быть, как и в самом деле утверждено было смертию Христовою, в предзнаменование которыя Моисей, кровию окропляя людей, глаголал: сия кровь завета, егоже завеща Господь к нам ( Исх. 24:8 ; Евр. 9:20 ). Свидением же Божиим нарицает тот же самый закон, который предал Бог людям, потому что чрез закон, как сказали мы инде, свидетельствует нам Бог волю Свою. С теми убо поступает Бог по закону милости и истины, которые взыскуют завета, учиненнаго с Богом, дабы хранить его, и которые подобно взыскуют закона Божия, дабы исполнять его, то есть, с людьми благорасположенными, Бога боящимися и любящими. В Еврейском тексте вместо взыскающим читается хранящим, но в смысле разности нет; ибо ищущие завета, который, может быть, они забыли, и ищут для того, дабы хранить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.24:13 . Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Сие есть второе благополучие человека, боящагося Бога, которое состоит в том, что душа его, – то есть, человека, боящагося Бога, – во благих водворится, сиречь, насладится благими не на краткое время, ниже на несколько минут, но продолжительно, постоянно и твердо. Сие изречение весьма справедливо, любящим бо Бога вся поспешествуют во благое ( Рим. 8:28 ): и потому человек, боящийся Бога, всегда наслаждаться будет благими. Ибо счастие ли будет благоприятствовать ему, он насладится благоденствием: несчастие ли постигнет, он насладится благом терпения, и упованием великия награды, ожидающия его в царствии небесном. Таким образом, всегда будет благополучен и не токмо сам во благих водворится, но и сынове его по нем наследят землю, то есть, мирно и спокойно поживут на земли, и никто им зла не причинит. Ибо, как сказано выше, любящим Бога вся поспешествуют во благое. Почему и самыя скорби обратятся в радость. Пс.24:14 . Держава Господь боящихся его, и завет его явит им. Сия есть причина, чего ради люди боящиеся Бога во благих присно водворяются, понеже не на вещах тленных и гибнущих утверждаются, но надежды свои на помощи Божией основаны имеют. Держава Господь боящихся Его. Чего же ради боящиеся Бога благонадежно утверждаются на Бозе, аки на некоем крепчайшем основании, – вина есть сия, понеже завет Господень являет им, яко Господь есть держава боящихся Его. Ибо как люди боящиеся Бога совершенно ведают, и часто о том размышляют, что Бог учинил завет с ними, дабы быть их Богом, и аки Отцем чадолюбивейшим, ежели они законы Его сохранят: то из сего завета ясно узнают, что на Бозе, яко на крепчайшем основании, могут безопасно надежду свою полагать. Пс.24:15 . Очи мои выну ко Господу, яко той исторгнет от сети нозе мои. Похваливши вкратце благополучие людей, боящихся Бога, паки обращается к молитве, желая и прося подобнаго себе благополучия. И как самый действительнейший способ умилостивления состоит в том, чтоб умиленным лицем взирать на того, от кого помощи надеемся, и лучше бедность показывая, и скромно молча испрашивать милости у богатаго, нежели ненавистным криком обезпокоивать его, тако и Давид смиренно молится, глаголя: очи мои выну ко Господу. Подобным образом и инде он же глаголет: яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, Дóндеже ущедрит ны ( Пс. 122:2 ). Яко Той исторгнет от сети нозе мои: дает причину, чего ради взирает непрестанно к Богу, – понеже де несомненно уповаю, что Он избавит меня наконец от всех искушений, которыя, подобно сетям, повсюду в жизни сей наветуют нам. Оныя слова: очи мои выну ко Господу можно отнести к намерению всегда угождать Богу и ничего не делать противу воли Его. Можно еще отнести и к созерцанию Божия красоты, которую непрестанно пред очами имеют все любящие прямо Бога. Но первое толкование ближе подходит к буквальному смыслу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пс.17:28 . Яко ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши. Пророк объясняет два предидущие стиха, приводя причину, чего ради Бог с преподобным преподобен, с мужем неповинным неповинен, и со избранным избран бывает, или просто с кроткими и смиренными людьми кротко поступает, паче же и спасает их. Понеже де смирение, яко главизна всех добродетелей, зело благоприятно Богу: сего ради Господь всех смиренных спасает, то есть, сохраняет и возвышает, подавая им Свою благодать. И напротив того, понеже гордость, яко царица всех пороков, зело неблагоприятна Богу: сего ради гордым всем противится, низлагает и смиряет их. А понеже гордость зрится во очах паче, нежели во иных членах, сего ради глаголет: очи гордых смириши. Пс.17:29 . Яко ты просветиши светильник мой, Господи: Боже мой, просветиши тьму мою. Понеже Пророк выше сказал о себе: воздаде ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, и другие употребил великолепные глаголы о правде и о чистоте своей; то, дабы кто не возмнил, что он сие глаголал от гордости царской, показывает здесь, откуду имел он правду и иныя дарования. И отсюду наипаче Бога восхваляет, сказуя, что от Него получил свет творити правду и дела благая. Яко ты, глаголет, просветиши (в Евр. просвещаеши) светильник мой Господи, то есть: от Тебе имею свет, который есть начало всякаго блага, имже различаются истинная благая от ложных, и истинная злая от мнимых. Первая бо язва, прибывшая человеку от греха первороднаго, есть неведение истиннаго блага, а потому и первое врачевание оныя от света Божественнаго начинается. Ты, глаголет, просветиши светильник мой, сиречь, внутреннее ума моего око, Боже мой, просветиши тьму мою. То есть, Ты Отче светов, Ты свете истинный, в немже тьмы несть ни единыя, якоже доселе просвещал еси внутренняя очеса сердца моего, тако и впредь продолжи просвещати тьму мою, и прогоняти мрак души моея: без Твоея бо просвещающия благодати густая тьма объемлет душу человека. Не довольни бо есмы, от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога ( 2Кор. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010