В 7 тт. М., 1846–1857. Т. IV (далее – Погодин М.П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. -Ред.). Если преподобный указывает на это затмение, то кончина его последовала в 1105 г. 220 О св. Иоанне: а) известия, писанные тогда, когда мощи его лежали в Средце: аа) служба ему в Минеях за август (см.: ркп. XII в. Парижской б-ки, 23) – здесь сказано об Иоанне: «в наши дни явися, преподобне», аб) житие св. Иоанна в ркп. б-ки общества Сербской словесности (списки службы и жития доставлены профессором Лавровским); б) известия, составленные по перенесении мощей в Тернов: ба) сказание синаксаря 1340 г. (см.: ИОРЯС. Т. VIII), бб) описание жития, составленное патр. Евфимием около 1380 г. Передаем текст синаксаря с дополнениями Евфимия и других источников. 221 Синаксарь говорит еще: «в царство Христолюбивого Петра царя Болгарского». Это неточность. К первой половине царствования Петра относятся последние пустынные подвиги преподобного. Так как он скончался 70-ти лет в 945 г., то рождение его было в 876 г. при кн. Борисе. 222 Об этом говорит и Средечское сказание, где сказано и то, что отрок похоронен, по указанию преподобного, на месте Осенево, и св. Иоанн «хождаше на место то душе тое ради праведничью сътвори себе место то покоище». 223 По Средечскому сказанию «сътвори в пещере той св. Иоанн, не исходе, тры лета и 6 месяц». Так как известие Евфимия, писанное позже, оправдывается во всех других случаях, то и в этом заслуживает предпочтительного доверия, тем более что по Средечскому сказанию Иоанн вслед за тем живет 7 лет на скале, тогда как по другим известиям он прежде скалы жил в дупле. 224 У Востокова в Словаре слануток в переводе с греческого отвечает теревинфу, Миклошич считал слануток за плодовитое дерево. Но по службе св. Иоанну, слануток – растение, являющееся на невспаханной земле. Евфимий заменяет его словом «бобы». 225 Служба, песнь 6: «Якаже Илия грестию питаше вдовицю и чеда ея: так и ты малою алною препител еси пасущихся». У Востокова ална – лань, дикая коза.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Священники «вновь тщательно обтерли их [мощи] и привели в должный порядок, подобающий святыням, и на другой день отслужили литургию и поставили их на приготовленные места в храме», после чего «верующие в большом количестве приходили поклониться св. угодникам» (Там же. С. 250). 26-27 сент. 1943 г. мощи Новгородских святых с ведома митр. Виленского и Литовского экзарха Сергия (Воскресенского) были перевезены поездом в оккупированную Литву, в ц. прп. Сергия Радонежского в мест. Векшняй (ныне город) Мажейкского р-на Литовской ССР. После освобождения этих мест Красной Армией 31 окт. 1944 г., по свидетельству прот. В. Николаевского, несмотря на то что храм сильно пострадал во время боевых действий, св. мощи оказались неповрежденными. 24 нояб.- 11 дек. 1944 г. мощи Новгородских святых, в т. ч. Н., были на поезде перевезены обратно в Новгород, где при содействии горсовета они были помещены в Софийский собор, а 13 дек. переданы в ведение музея. 19 сент. 1957 г. по благословению архиеп. Новгородского Сергия (Голубцова) мощи Н. были перемещены из Софийского в новгородский Никольский собор на Ярославовом дворище. Когда последний был закрыт в 1962 г., мощи Н. были переданы в ц. св. ап. Филиппа. 13 мая 1993 г. по благословению еп. Новгородского и Старорусского Льва ( Церпицкого ; ныне митрополит) во время крестного хода перенесли мощи святителя в кафедральный Софийский собор. Гробница Н. находится на прежнем месте - под аркой, между приделами святых Иоакима и Анны и Рождества Пресв. Богородицы. Ист.: Никольский А. Н. Сказание об обретении честных мощей свт. Никиты Новгородского чудотворца//ИОРЯС. 1905. Т. 10. Кн. 2. С. 1-17; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240; Т. 2. Стб. 230; Т. 4. Ч. 1. С. 137, 140, 584, 625; Т. 30. С. 183; НПЛ. С. 19, 203, 473; Голубцов А. П. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899 (по указ.); Патерик Киевского Печерского мон-ря/Подгот. к изд.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911. С. 90-92; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1930. С. 124-127; Житие и акафист свт.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.), по-видимому, этот день считался днем кончины преподобного. Архиеп. Филарет (Гумилевский) без достаточного обоснования атрибутировал З. «Поучение и послание Изосимы святаго к Настасеи, дщери своей», известное в списках кон. XV-XVI в. ( Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. Кн. 1. С. 156-157; публ.: Невоструев К. И. Поучение и послание Изосима святаго к настасеи, дщери своей//ДВ. 1862. Июль. С. 148-156; Соболевский А. И. Послание еп. Симона//ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 1. С. 1-11). А. И. Соболевский относил послание к домонг. периоду и приписывал его Владимирскому еп. св. Симону , считая имя Зосимы в заголовке ошибкой переписчиков или именем свт. Симона в схиме. Лит.:ИРИ. 1811. Т. 3. С. 610-611;СИСПРЦ. 1862. С. 100; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 205; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 62-63; Успенский Н. П. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский мон-рь, упраздненный по штатам 1764 г.//Новгородские ЕВ. 1894. 15. С. 709-715; 20. С. 989-1006; 1895. 23. С. 1401-1409; 1896. 3. С. 175-180; 4. С. 247-259; 6. С. 405-415; Голубинский. Канонизация святых. С. 157, 557; Зверинский. Т. 2. С. 67. 636; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97, 347; Никодим (Кононов), архим. Святые Новгородского края и вопрос о церковно-народном их почитании в совр. ист. лит-ре//Новгородские ЕВ. 1903. 19. С. 1130; ПБЭ. 1904. Т. 5. Стб. 764-765;ЖСв. Кн. 2, доп. С. 510; Салмина М. А. Зосима (Ворбозомский)//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 367; Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996; Жития рус. святых/Сост.: мон. Таисия (Карцова). М., 2004. С. 183; Святые Новгородской земли. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1424; Церковно-ист. атлас Вологодской обл. Вологда, 2007. Т. 1. С. 21, 122; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 182. А. В. Пигин, А. А. Романова Иконография В рукописном Сборнике житий и повестей, датируемом сер. и посл. четв. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. 18405), под 7 нояб. имеется миниатюра 2-й пол. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/200015.html

Spoleto, 1983. P. 331–348 (против тезиса о чехо-моравском происхождении).) 366 См. выше прим. 332, а также: Богданови Д. Jobah Лествичник у buзahmujckoj и cmapoj cpnckoj (Визант. инет.: Посебна изд. 11). Београд, 1968; Прохоров Г.Μ. Келейная исихастская литература в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры с XIV по XVII в.//ТОДРЛ. 1974. Т.28. С.317–324. 367 См. выше, прим. 325, 328, а также: Остромирово Евангелие 1056–57 года с приложением греческого текста евангелии и грамматическими объяснениями/Изд. А. Востоков. СПб., 1843 [перепеч.: Wiesbaden, 1964 (MLSDV. Т.1)]; Невоструев К.И. Описание евангелия, писанного для новгородского князя Мстислава Владимировича в начале XII века//ИпоОРЯС. 1860. Т.9. С.68–80; Oblak V. Die kirchenslavische Übersetzung der Apokalypse//ASIPhil. 1891. Bd.13. S. 321–361; Сперанский M.H. К истории славянского перевода евангелия//РФВ. 1899. Т.41. 1–2. С. 198–219; 1890. Т.43. 1–2. С. 9–28; Евсеев И. Заметки по древнеславянским переводам св. Писания, IV: Толкования пророческих мест с обличениями жидовина//ИОРЯС. 1900. Т.5. С.788–823; он же. Толкования на книгу пророка Даниила в древнеславянской и старинной русской письменности//Древности. 1902. Т.З. С. 1–44; Саввина книга/Изд. В. Щепкин. (ПСЯ. 1/2). СПб., 1903 (Изд. старославянской части; изд. древнерусской части: Тот И.Х. Русская часть Саввиной книги//AUSzSl. 1982. Т. 16. С. 193–245.); Охридская рукопись апостола конца XII в./Изд. С.Μ. Кульбакин. (БСт. 3). София, 1907; Чудовская псалтирь XI в.: Отрывок толкования Феодорита Пиррского на Псалтырь в древнеболгарском переводе/Изд. В. Погорелов. (ПСЯ. Ш/1). СПб., 1910; Слепченскии апостол XII в./Изд. Г.А. Ильинский. Μ., 1912; Врачанско Евангеле: Сръднобългарски паметник от XIII век/Изд. Б. Понев. (БСт. 4). София, 1914; Синайская Псалтырь: Глаголический памятник XI века/Изд. С. Северьянов. (ПСЯ. IV). Пг., 1922 (Altbauer Μ. Psalterium Sinaiticum, an 11th Century Glagolitic Manuscript from St. Catharine’s Monastery, Mt.Sinai. Skopje, 1971 (фототипия); Tarnanidis (прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

32 Парафраз стиха 1Кор. 13:3 : «Аще имам всю веру, яко горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есть» (по Геннадиевской библии 1499 г.). Однако источником его не является канонический текст. Можно вспомнить апокрифический эпизод, когда по молитве Александра Великого Бог замыкает горами народы Гога и Магога, включенный в сербскую Александрию (см.: ПЛДР: Вторая половина XV века. М., 1982. С. 130) и в Откровение Мефодия Патарского (см.: Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. М., 1897. С. 106 и 124 приложения). 33 ПСРЛ. М., 1965. Т. 11. С. 18–19. В этой же редакции пассаж вошел также в переведенное с еврейского оригинала апокрифическое Слово блаженного Зоровавеля (рукопись XVI в., РНБ, Соф. 1462 , л. 124). Слово издано Л.М. Навтанович в «Библиотеке литературы Древней Руси» (1999. Т. 3). Отмеченный пассаж находится на с. 158. 34 Истрин В.М. Особый вид Еллинского летописца из собрания Тихонравова//ИОРЯС. 1912. Т. 17, кн. 3. С. 24. Фраза эта, как кажется, отсутствует в других хронографических компиляциях, см.: Творогов О. В. Древнерусские хроногрфы. С. 66. 35 Толстая С. Иерусалим в славянской фольклорной традиции//Jerusalem in Slavic Culture. Jerusalem; Ljubljana, 1999. C. 51–68 (Jews and Slavs. Vol. 6). 37 ПЛДР: Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 470 (издание текста осуществлено В.И. Охотниковой). 43 ПЛДР: Середина XVI века. М., 1985. С. 470 (текст издан Т.Ф. Волковой). Тему Иерусалима в Казанской истории рассматривает М.Б. Плюханова (Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 199–202). 45 Ср. очень выразительный случай национальной ограниченности «нового Израиля» в «Писании о преставлении и погребении князя Скопина-Шуйского», составленном около 1612 г.: «Во исходе Израилеве из Египта в пустыни горы Синайския плакася весь Израиль при Моисее-пророце, таже плакася уничиженный и расточенный Израиль по Июле Маккавеи и по братье его. Зде же не меньши того плач бысть всенародному множеству, новому Израилю, христианскому народу государъства Московского» (ПЛДР: Конец XVI – начало XVII веков. М„ 1987. С. 70).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

в Иерусалим и К-поль, побывать в Сирии, Ираке и Египте (см.: Хожение за три моря Афанасия Никитина. Л., 1986. С. 160, 170). Тверской купец называл свое путешествие «грешным хожением» (в отличие от паломников, почитавших себя, но не хождение по св. местам «грешными»), вполне осознавая, что впервые описывал «поганые», «бессерменьские» земли в рамках традиционного паломнического жанра. Вместе с тем необычный маршрут Афанасия Никитина был в определенной степени подготовлен в древнерус. лит-ре (с христ. т. зр.) в первую очередь изображением сказочного царства «поборника по православнои вере Христове» «царя и попа» Иоанна, который составил описание своего царства по просьбе посла «царя Греческой земли Мануила» и превозносил его «цену» («величество силы» и «чудеса») по сравнению с Византией: «посреди» царства «идет река Едем из рая», «лежит апостол Фома» и т. п. (Сказание об Индийском царстве//ПЛДР: XIII в. М., 1981. С. 466, 613, 472; см.: Сперанский М. Н. Сказание об Индийском царстве//ИОРЯС. 1930. Т. 3. Кн. 2. С. 369-464). Но «литературная» Индия оказалась совсем не похожей на действительную, и разочарованный Афанасий Никитин констатировал, что здесь «молятся каменным болваном, а Христа не знают», к тому же постоянно пытаются «понудить» рус. путешественника в чужую веру: плач «по вере по хрестьяньской» является, пожалуй, самой сильной по своей эмоциональной напряженности темой его произведения (Хожение за три моря Афанасия Никитина. М.; Л., 19582. С. 15, 23). Маршрут рус. церковной делегации, направлявшейся на Ферраро-Флорентийский Собор, пролегал в противоположном направлении - по землям Зап. Европы и был описан на всем его протяжении (1437-1440) Неизвестным Суздальцем. Это популярное произведение (сохр. свыше 20 списков) следует традиции древнерус. хождений на Св. землю и др. в том виде, в каком она трансформировалась к сер. XV в.: более или менее последовательный дневниковый рассказ, начинающийся с отправного пункта путешествия («с Москвы») и завершающийся описанием возвращения на родину («в Суждаль»), перечисление географических пунктов и указание расстояний между ними и т.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

1874; Соболевский А. И. Поп Сильвестр и Домострой//ИОРЯС. 1929. Т. 2. Вып. 1. С. 196-197; Серебрянский. 1915. Т. 1. С. 41; Курукин. 1979; Сиренов. 2010. С. 71-80 и др.). Этот вывод не принимается рядом исследователей, полагающих, что Сильвестр не мог быть ни автором Пространной редакции, ни редактором текста Жития для Степенной книги, при этом составителем Степенной книги являлся благовещенский протопоп Андрей (впосл. митр. Московский Афанасий ) ( Васенко. 1904. С. 192-195; Усачёв. Личность составителя. 2009. С. 38-42; Он же. Сильвестр и житие. 2009. С. 246-254). Нек-рые исследователи высказывали предположение о том, что создателем редакции Жития О. для Степенной книги был Василий (Варлаам) ( Неберекутина. 1994), однако его участие в работе над этим текстом и в создании Степенной книги в наст. время оспаривается ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 1. С. 121-138; Усачёв. Личность составителя. 2009. С. 34-38). Своеобразный вариант Жития О. представлен в Псковской редакции Службы святой, написанной, вероятнее всего, Василием (Варлаамом) (либо др. псковским книжником, его современником) и известной в 2 списках кон. XVI - нач. XVII в. Этот вариант Жития образован 2-5-й стихирами и славником на литии и составлен на основе летописного рассказа о княгине в ПВЛ ( Светлова. 2018; Духанина. 2019). В кон. XVI - нач. XVII в. возникла «Особая» Проложная редакция Жития, известная в единственном списке - РГБ. Больш. 194 (выявлена Гриценко). Особенность данной редакции - именование княгини «дщерью» некоего мифического «князя Тьмуторокана». К Житию из Степенной книги восходит ряд редакций XVII-XVIII вв., напр., помещенная в Четьих-Минеях свящ. Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 807, 1646-1654 гг.). Это 1-й опыт обращения составителей Миней к тексту Степенной книги; установлено, что использовался Волковский список - черновик Степенной книги ( Сиренов. 2010. С. 228-229). В XVII в., также на основе Степенной книги, было создано укр. Житие О. (НБУВ ИР. КПЛ. 370(155).

http://pravenc.ru/text/2578361.html

417 ПСРЛ. Т.1. Стб. 155 и сл. [Идейно-философское наследие Илариона Киевского . Ч. 1 (Текст)/Публ. Т.А. Сумниковой. Μ., 1986. С.41, 171 (факсимиле). – Прим. изд. (А.Н.]; Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S. 143 (54, 11–18); см. также: Абрамович Д.И. (прим. 156). С. 102 и сл.; проложное Сказание о построении церкви св. Георгия: Каргер Μ.К. (прим. 102). Т.2. С.234 [НПЛ. С. 163 (упоминание Ефрема). – Прим. изд. (А.Н.)]. 419 Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S.1–11; Müller L. Die Werke des Metropoliten Ilarion. (For.Slav. Bd.37). München, 1971. S.7–10, 80–86 (o похвале императору в гимнографической форме – Landes Gallicanae); в принципе согласен с Мюллером А.В.Соловьев: Soloviev A.V. Zur Lobrede des Metropoliten Ilarion//Das heidnische und christliche Slaventum (прим. 318). Bd. 2. S. 58–63. К истокам и современному состоянию советской точки зрения см.: Приселков М.Д. Митрополит Иларион, в схиме Никон, как борец за независимую русскую церковь //Сб. статей, посвященный С.Ф. Платонову. СПб., 1911. С. 188–201; Соколов Б. По поводу “Слова о законе и благодати” Илариона//ИОРЯС. 1917. Т.22. С.314–319; Розов Н.Н. К вопросу об участии Илариона в начальном летописании//ЛХ, 1973 г. (Сб. памяти А.Н. Насонова). Μ., 1974. С.31–36; с некоторыми оговорками с этой точкой зрения солидаризуется В.Филипп: Philipp W. Ansätze zum geschichtlichen und politischen Denken in Rußland. (JbbGO. Beiheft 3). Breslau, 1940. S.6–24 [перепеч.: Darmstadt, 1967 (Libelli. 168)] [ср. в последнее время: Брюсова В.Г. Когда и где был поставлен митрополит Иларион?//ГДР Л. 1989. Сб.1. С.40–51. – Прим. изд. (А.Н.)]. 420 Т.е. Никео-Цареградский Символ веры и другое Исповедание, сформулированное на основе традиции, но своими словами; Символ, хотя и отличается от ныне принятого церковнославянского текста, в издания не включается. 421 См.: Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S. 12–15 (см. здесь же пространный список литературы: S. 210–224); Müller L. Die Werke (прим. 419). S. 10–18; Soloviev A.V. (прим. 419); Fennell J., Stokes A. Early Russian Literature. London, 1974. P.40–60; Лихачев Д.С. Великое наследие. Μ., 1975. С. 10–21; Молдован А.Μ. “Слова о законе и благодати” (за Синодальним списком)//Мовознавство. 1980. С.69–76; Avenarius А. К poátkom transformacii byzantského vplyvu v Kyjevskej Rusi//Slavica Slovaca. 1986. T.21. S. 187–195 [см. также: Розов Η.H. Иларион//СлККДР. Вып.1. С. 198–204 (литер.). – Прим. изд. (А.Н.) (Лабунка Μ. Митрополит його писання – Metropolita Ilarion ejusque opera. Roma, 1990; Ужанков А.Н. Когда и где было прочитано Иларионом “Слово о законе и благодати”//ГДРЛ. 1994. Сб.7. С.75–106.)]. [Ср. новую интерпретацию “Слова” как проповеди, произнесенной при освящении Св. Софии 11 мая 1046 г.: Акентьев К.К. (прим. 104). – Прим. изд. (К.А.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После марта 1584 г. И. К. написал краткую автобиографию - «Сказку» («Список с православнаго списка Исаина вкратце, а не по ряду», «Малое исповедание»), где по памяти изложил несохранившееся оправдательное послание, с к-рым в 1582 г. И. К. обратился к царю, после чего Иоанн IV имел с книжником продолжительную беседу. И. К. писал, что полный вариант его сочинения был зачитан царем после марта 1582 г. на заседании «царского синклита», затем передан в патриаршую казну. Подражая «Исповеданию православной веры» прп. Максима Грека, И. К. этим сочинением свидетельствовал о своей верности Православию. В 1591 г. И. К. составил посвященное прп. Максиму Греку «Предисловие (Сказание) вкратце», которое сохранилось, в частности, в сборнике, включающем «Канон Божественному Параклиту» прп. Максима и Псалтирь, отредактированную в 1552 г. прп. Максимом вместе с Нилом (Курлятевым) . В биографии ученого грека И. К. находил общие черты со своей судьбой. «Предисловие...» имеет ряд текстуальных совпадений как с автобиографией И. К. («Сказкой»), так и с ранней биографией прп. Максима Грека - «Сказанием известным о приходе на Русь Максима Грека, и како претерпе до скончания своего» (на этом основании И. Денисов атрибутировал последнее сочинение И. К., к-рого ошибочно отождествил с Киевским митр. Исаией (Копинским) ). Вопрос о соотношении «Предисловия...» и «Сказания известна...» дискутировался, в наст. время считается, что первичным является «Предисловие...». Т. о., сочинение И. К. представляет собой 1-й опыт биографии прп. Максима и свидетельствует о посмертном признании авторитета ученого грека. Арх.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 1. Л. 174-198 [Оправдательная память митр. Иоасафа, ответ Смоленского еп. Симеона]; РГБ. Ф. 304. 62. Л. 1-2 об.; ГИМ. Син. 850. Л. 1008-1009. Соч.: Бычков А. Ф. Описание церковнославянских и русских рукописных сборников имп. Публичной б-ки. СПб., 1882. Ч. 1. С. 143-144 [«Сказка»]; Путешествие киевского иеродиак. Иоакима в Москву за книгами и представление его царю Грозному в присутствии Боярской думы в 1582 г.//ЧОИДР. 1883. Кн. 1. Отд. 5. Смесь. С. 1-3; Сырку П. А. Из истории сношений русских с румынами//ИОРЯС. 1896. Т. 1. Кн. 3. С. 497-500 [«Сказка»]; Белокуров С. А. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1898. Прил. С. III-VI [«Предисловие вкратце»]; Абрамович Д. И. К литературной деятельности мниха камянчанина Исайи. СПб., 1913. (ПДПИ; Т. 181) [«Список с листа Исаино слово в слово...», «Плач...», «Жалоба»]; «Предисловие»-«Сказание» иеродиакона Исайи Каменчанина (ок. 1591 г.)// Синицына Н. В. Сказания о прп. Максиме Греке. М., 2006. С. 50-72, 89-92.

http://pravenc.ru/text/674854.html

Ист.: Житие иже во святых отца нашего Димитрия, митр. Ростовскаго, чудотворца//Житие... с приложением кр., но ясного истолкования всея грековосточные правосл. христ. веры. СПб., 1796. С. 1-56; Чудеса от мощей свт. Димитрия Ростовскаго и по молитве к нему//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1872. 23-28, 33-34, 42. С. 183-339; 1876. 10-19, 21, 23-34, 36-40, 42-46. С. 78-368; Обретение и открытие мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского//Там же. 1879. С. 395-415; Протокол 84-го собрания Ярославской арх. комиссии, 3 марта 1913 г.//Тр. Ярославской губ. УАК. Ярославль, 1914. Кн. 7. Вып. 1. С. 103-106, 113-128 [Житие Д. в редакции митр. Арсения (Мацеевича)]; ОДДС. 1915. Т. 32. Стб. 583-592; Прил. XXIV-XXXIII. Стб. 983-1150. Лит.: Виссарион (Нечаев), еп. Св. Димитрий, митр. Ростовский. М., 1849; [Никольский Ф. Я. ]. Ростовское училище при св. Димитрии митрополите//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1863. С. 231-438; Титов А. А. Новые данные о свт. Димитрии Ростовском. М., 1881; [Корсунский Н. Н. ]. Мат-лы для истории училища свт. Димитрия Ростовского//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1883. 44. С. 347-259; 46. С. 363-365; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. (ЗИФФ; 24); Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 270-276; Голубинский. Канонизация святых. С. 170-174, 475-484 [Прил. 15: Акты об открытии мощей]; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 196-209; Никольский А. И. Несколько слов о Житии и сочинениях св. Димитрия Ростовского//ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 1. С. 160-171; Титов Ф. И. , прот. К истории КДА в XVII-XVIII вв.: Св. Димитрий, митр. Ростовский, бывш. ученик академии (1651-1709)//ТКДА. 1909. 10. С. 173-240; Попов М. С. , свящ. Свт. Димитрий Ростовский и его труды. М., 1910; Петров Н. И. Очерки из истории укр. лит-ры XVII-XVIII вв. К., 1911. С. 160-179; Абрамович Д. И. «Повесть о Варлааме и Иосафе» в Четьих-Минеях Димитрия Ростовского//Юбiл. зб. М. С. Грушевському. К., 1928. С. 729-734; он же. Лimonichi джерела Чemьix-Miheй Дмитра Ростовського//Науковий зб.

http://pravenc.ru/text/178011.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010