Глава 34 Вторая речь Елиуя. 1–4. Введение. 5–9. Разбираемое Елиуем положение Иова. 10–30. Божественное Правосудие. 31–32. Необходимость смирения пред Богом. 33–37. Иов заслуживает наказания. Иов.34:1 .  И продолжал Елиуй и сказал: Молчание Иова на предложение Елиуя ( Иов 33.32 ) дает ему право продолжить слово. Уже первая речь Елиуя, раскрывая мысль о воспитательном, исправительном характере страданий, исключает возможность предположения о Божественном неправосудии; сообразно с этим вторая посвящена обоснованию того положения, что божественное мироправление следует началам самой строгой правды. Иов.34:2 .  выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные! Иов.34:3 .  Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище. Иов.34:4 .  Установим между собою рассуждение и распознаем, что хорошо. Если уму свойственна способность суждения, как гортани способность распознавать вкус в пище ( Иов 12.11, 20.12–13 ), то «мудрые», не Иов и друзья, у которых не хватает мудрости ( Иов 32.8–12, 15–18, 33.33 ), а стоящие кругом слушатели могут обсудить, насколько справедливы слова Иова. Иов.34:5 .  Вот, Иов сказал: я прав, но Бог лишил меня суда. Иов.34:6 .  Должен ли я лгать на правду мою? Моя рана неисцелима без вины. По его заявлению, он прав ( Иов. 9.15, 13.18, 23.10–11, 27.6 и т. п.), а Бог лишил его суда (евр. «гезир» – права), – возможности доказать свою невинность (ср. Иов 27.2 ). Ввиду этого, хотя правда на его стороне, но он выступает в качестве лжеца, так как само свидетельство о невинности утрачивает силу, – является ложью ввиду факта страданий. Они – убедительное доказательство его греховности ( Иов. 9.20, 10.15 ). В том же положении лжеца окажется Иов, если вопреки сознанию правоты ( Иов 27.3–6 ), признает себя виновным. Ввиду невозможности суда, оправдания его, невинные, нанесенные божественным гневом раны, – страдания (ср. Иов 6.4, 16.13 ) не подлежат исцелению (ср. Иов 23.13–14 ). Иов.34:7 .  Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.15:9 .  Что знаешь ты, чего бы не знали мы? что разумеешь ты, чего не было бы и у нас? Иов.15:10 .  И седовласый и старец есть между нами, днями превышающий отца твоего. Иов – обыкновенный смертный человек; знания его нисколько не выше знаний друзей. Но так как последние ссылаются в своих речах на опыт предков, более старых, чем предки Иова, и потому более мудрых, то он должен согласиться с ними. Иов.15:11 .  Разве малость для тебя утешения Божии? И это неизвестно тебе? Иов.15:12 .  К чему порывает тебя сердце твое, и к чему так гордо смотришь? Иов.15:13 .  Что устремляешь против Бога дух твой и устами твоими произносишь такие речи? Иов.15:14 .  Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Иов.15:15 .  Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: Иов.15:16 .  тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду. По своим знаниям Иов – обыкновенный смертный человек. Поэтому прежде всего неуместно с его стороны пренебрежительное отношение ( Иов 12.1–6 ) к рассуждениям друзей, их кротким речам («Маловажное ли дело для тебя утешения Божии и кроткие слова, к тебе обращенные?» – ст. 11); во-вторых, не допустимы дерзкие, полные гордости речи к Богу (ст. 12–13). В них он обвиняет Его в неправосудии, считая себя невинно наказанным. Рассуждать так Иов не имеет права, потому что склонность к греху составляет у него как и у всякого человека, потребность природы (ст. 16). Чистым в очах Божиих быть он не может (ст. 14): постигшее его бедствие вполне им заслужено. Иов.15:17 .  Я буду говорить тебе, слушай меня; я расскажу тебе, что видел, Иов.15:18 .  что слышали мудрые и не скрыли слышанного от отцов своих, Иов.15:19 .  которым одним отдана была земля, и среди которых чужой не ходил. Уверенность Елифаза в недостатке у Иова мудрости дает ему право высказать свой взгляд на спорный вопрос о земном мздовоздаянии. В противоположность суждениям Иова излагаемое старшим другом учение отличается безусловною достоверностью. Оно не его личный взгляд, а взгляд мудрецов прежних времен, переданный им их предками и составленный последними на основании личного опыта и наблюдения; в нем нет никаких посторонних, чужеземных примесей: предки жили в то время, когда в их страну не вторглись чужеземцы (ст. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов. 1 :15. И пришли грабители и увели их, а отроков избили мечем, и спасся я один, и пришелъ возвестить тебе. Иов. 1 :16. Пока онъ еще говорил, пришел другой вестник и сказал Иову 11 : огонь 12 пал с неба и попалил овец, а также пожег пастухов, и спасся я один и пришел возвестить тебе. Иов. 1 :17. Пока еще этот говорил, пришел иной вестник и сказал Иову 13 : всадники 14 составили три отряда и окружили верблюдов и взяли их, а отроков избили мечем, и спасся я один и пришелъ возвестить тебе, Иов. 1 :18. Пока еще сей говорил, пришел иной вестник и сказал Иову 15 : когда твои сыновья и твои дочери ели и пили у своего старшаго брата, Иов. 1 :19. Внезапно сильный ветер подул из пустыни и охватилъ 16 дом съ четырех углов, и пал дом на детей твоих, и они скончались, и спасся я один и пришел возвестить тебе. Иов. 1 :20. Такъ (услышав) 17 Иов, встав, разодрал одежды свои, и остриг волосы на голове своей (и посыпал прахом голову свою) 18 , и павши на землю поклонился (Господу) 19 , Иов. 1 :21. И сказал: сам я нагим вышел из чрева матери моей, нагим и отойду туда 20 , Господь дал, Господь (и) взял, как Господу угодно, так и было, да будетъ благословенно имя Господне (во веки) 21 . Иов. 1 :22. Во всех этих случаях с ним, Иов ни в чем не согрешил предъ Господом (ни даже устами своими) 22 и не обнаружил безумия по отношению к Богу 23 . Глава 2 Иов. 2 :1. И было въ один день: когда пришли Ангелы Божии предстать пред Господом, и диаволъ среди них пришел предстать пред Господом. Иов. 2 :2. И сказалъ Господь диаволу: откуда ты идешь? Тогда диавол сказал Господу: я прошел поднебесную и обошел всю землю, и пришел. Иов. 2 :3. И сказалъ Господь диаволу; обратил ли ты внимание (своею мыслию) 24 на раба моего Иова? Ибо такого, как онъ 25 , нет на земле: человек незлобивый 26 , истинный, непорочный, богобоязненный, удаляющийся от всякаго зла, и доселе 27 непоколебим в непорочности, а ты сказал, чтобы безвинно погубить его достояние. Иов. 2 :4. И ответил диавол и сказал Господу: кожу за кожу, а за душу свою все, что имеет человек, отдастъ 28 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов.31:18 .  Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову. Иов.31:19 .  Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова, – Иов.31:20 .  не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих? Не отказывая в помощи разного рода нуждающимся (ср. Иов 22.7 ), не истощая терпения просящей о помощи вдовы несбыточными обещаниями («томить глаза»; ср. 1Цар 2.33 ), Иов был покровителем сирот, вдов и бедных. С первыми он делился хлебом, являлся их отцом, вторым с самого раннего периода своей жизни заменял сына и третьих согревал от холода, доставляя одежду (ср. Иов 29.13 ). Иов.31:21 .  Если я поднимал руку мою на сироту, когда видел помощь себе у ворот, Тем более Иов не был притеснителем сирот («поднимать руку»; ср. Ис 10.32, 11.15, 19.16 ; Зах 2.9 ), хотя и мог это делать, надеясь на безнаказанность со стороны судей ( «когда видел помощь себе у ворот»; ср. Иов 29.7 ), у которых пользовался влиянием (Ibid., ст. 8 и д.). Иов.31:22 .  то пусть плечо мое отпадет от спины, и рука моя пусть отломится от локтя, Насильник, пусть он лишится органа насилия, – руки. Иов.31:23 .  ибо страшно для меня наказание от Бога: пред величием Его не устоял бы я. Насилие было для Иова невозможно: от него удерживался он страхом пред величием Божиим. Иов.31:24 .  Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты – надежда моя? Иов.31:25 .  Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много? Щедрый благотворитель (ст. 17–20), Иов был чужд корыстолюбия, не считал земные сокровища величайшим благом, основою своего благосостояния (ср. Иов 22.25 ; Пс 61.11 ; 1Тим 6.17 ). Поэтому ему была несвойственна радость при умножении богатств. Иов.31:26 .  Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, Иов.31:27 .  прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою? Чуждый служению золоту ( Кол 3.5 ), Иов тем более не может быть обвиняем в настоящем идолопоклонстве, поклонении сияющим, как золото и серебро, солнцу и луне. Он «не прельщался» (ср. Втор 4.19, 11.16 ) их величественным видом и в знак почтения к ним «не целовал руки своей». «Целование руки» – знак почитания у древних. Лукиан представляет индийцев, поклоняющихся солнцу, τν χερα κσαντες περ ρχσεως... Inter adorandum, – замечает Плиний, – dexteram ad osculum referimus.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов. 13:13–19 . Соображения, поддерживающие решимость Иова перенести свое дело на суд Божий (ст. 3). Иов.13:13 .  Замолчите предо мною, и я буду говорить, что бы ни постигло меня. Иов.13:14 .  Для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою? Иов.13:15 .  Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его! По свидетельству Суд. 12.3 ; 1Цар 19.5, 28.21 ; Пс 118.109 , выражение: «душу мою полагать в руку мою», означает: «подвергаться величайшим опасностям». Одинаковый смысл, как думают, соединяется и с первою, нигде более не встречающегося в Писании, половиною ст. 14: «терзать тело мое зубами моими». Сообразно с этим 13–14 ст. имеют такой смысл. Намерение Иова «состязаться с Богом» (ст. 3) ослабляется боязнью подвергнуться наказанию за свободные речи. Но это чувство устраняется в свою очередь тем соображением, что больших, чем теперь, бедствий он не испытает. Бояться и страшиться ему, следовательно, нечего: «буду говорить, что бы ни постигло меня» (ст. 13). Безбоязненно ожидает Иов и смерти; она была бы страшна для него в том случае, если бы пришлось умереть неоправданным (ст. 15 ср. Иов 6.10 ). Иов.13:16 .  И это уже в оправдание мне, потому что лицемер не пойдет пред лице Его! Иов.13:17 .  Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими. Иов.13:18 .  Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав. Иов.13:19 .  Кто в состоянии оспорить меня? Ибо я скоро умолкну и испущу дух. Решимость Иова перенести свое дело на суд Бога свидетельствует о его невинности: «лицемер не пойдет пред лице Его» (ср. ст. 7–11). На почве данного сознания возникает уверенность в оправдании (ст. 18); уверенность столь сильная, что Иов согласен умереть, если кто-либо докажет ему его беззаконие (ст. 19). Иов.13:20 .  Двух только вещей не делай со мною, и тогда я не буду укрываться от лица Твоего: Иов.13:21 .  удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня. Иов уверен в своей невинности, уверен и в том, что оправдается пред Богом. Препятствие к этому может быть только со стороны Господа. Если Он «не удалит от Иова руки своей», т. е. не ослабит или совсем не прекратит страданий, то последний все время будет находиться в состоянии трепета, душевного смятения ( Иов 9.28 ), парализующего ясность мысли и тем самым мешающего выяснению невинности. Отсюда «удаление руки Божией», дарование успокоения – является первым условием, при соблюдении которого Иов может доказать свою правоту. Вторым – служит предоставление ему в течение всего суда с Богом права голоса, почему он и просит, чтобы Он не привел его в молчание страхом Своего божественного величия (ст. 21; ср. Иов 9.34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, Иов начинает свою речь – в ответ на адресованный к нему призыв Елифаза обратиться к Богу, предать Ему себя (ср.: Иов. 5:8 ), – по сути же – смириться перед Ним, признав свою греховность. Однако страдалец твердо знает, что он невиновен в очах Божиих, и по-прежнему не понимает, за что ему ниспослано такое наказание. При этом он продолжает жаловаться друзьям на свои несчастья и на горькую судьбу. Дальнейшие слова Иова оказываются очень резкими, нелицеприятными по отношению к Богу. Святоотеческая экзегетическая традиция, зачастую пытаясь смягчить пафос его речей, адресованных Господу, все же признает, что иногда речи страдальца даже «балансируют» на грани допустимого. Впрочем, по убеждению Святых Отцов древности, Иов никогда не переступает здесь крайней черты. Так, по замечанию святителя Григория Великого , хотя в отношении Творца «в речах блаженного Иова звучит иногда нечто странное, Бог оценивает вес этих слов, принимая во внимание начало и конец... истории» страдальца. Ведь если бы Иов все же согрешил против Бога, произнеся слишком резкие слова в Его адрес, то и в дальнейшем «Вечный Судия не мог бы похвалить того, кто упадет, и не мог бы поставить, в качестве примера [для других], упавшего». Однако уже после искушения, в финале библейской истории многострадального святого, Господь засвидетельствует друзьям обратное: вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов ( Иов. 42:7 ), тем самым выразив праведнику похвалу за произнесенное им ранее в отношении Бога 498 . Итак, в начале своей речи ( Иов. 6:1–7 ) Иов пытается объяснить Елифазу, что он не произнес бы столь страшных слов проклятия, если бы те страдания, что ниспосланы ему Богом, не были бы так невыносимы. Поскольку Елифаз говорил здесь как бы от лица и других двух друзей, то Иов обращается ко всем троим. И отвечал Иов и сказал: о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей! От того слова мои неистовы ( Иов. 6:1–3 ). По мысли Златоуста, Иов, с упреком обращаясь к друзьям, как бы «хочет сказать следующее: «Вы мудрствуете в чужих бедах и, стоя далеко от моих несчастий, увещаете меня в полной безопасности " ». Эти слова Иова, по убеждению Златоуста, служат и ответом страдальца на то, что констатировал в своей первой речи Елифаз, говоря о добре, которое совершил Иов по отношению к другим людям: ты наставлял многих... и гнущиеся колени ты укреплял ( Иов. 4:3–4 ). Праведник признает, что поступал именно так, и поэтому считает, что за все то доброе, благое, что совершено Иовом, ему в согласии с весами Божественной правды следовало бы получить помилование, а не осуждение, наказание 499 . Однако эти весы Божий склонились совсем в другую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Не потому ли попустил Господь сатане искушать Иова, что дух ревности, зависти и злобы давно уже овладел его друзьями и они помышляли в сердце своем, не понимая, что это голос врага Божия: “Разве даром богобоязнен Иов?” (Иов 1:9). Как знать, может быть именно эти помыслы и послужили причиной несчастий Иова? Ведь нечестивый зачинает зло, рождает ложь, и утроба его приготовляет обман (Иов 15:35), который служит жилищем лукавого. Иов также трепещет пред лицем Божиим, размышляя о вечности, и страшится имени Его (Иов 23:15). Но “дух Божий в ноздрях моих”, — говорит он (Иов 27:3). Душа Иова жаждет познать истину, которая бы смогла избавить его от рабского страха, ибо, по словам святого евангелиста Иоанна, только она может сделать человека свободным (Ин 8:32). “Пусть Он только обратил бы внимание на меня и я навсегда получил бы свободу от Судии моего” (Иов 23:6–7). “Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!” (Иов 13:15). В отличие от друзей, Иов знает, что страх Божий — это не “животный страх”, который охватывает человека, боящегося лишиться земных благ, и всех делает рабами, как сказал апостол Павел: “От страха смерти подвержены рабству” (Евр 2:15). Но Божественная любовь лишает человека страха, ибо “со­вершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение” (1 Ин 4:18); страх за свою плоть унижает человека и превращает его жизнь в настоящую пытку. Ведь человек, полагающий основой своей жизни заботу о собственном благополучии, постоянно умирает “от недостатка разума” (Притч 10:21). И Иов, дни которого угасают, и он находится уже у края гроба (Иов 17:1), раскрывает друзьям тайну богобоязненности, ничего не имеющей общего с боязливостью: “Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум” (Иов 28:28). Иов боится быть отчужденным от Бога: “Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас?” (Иов 13:11), — обращается он к друзьям. Ибо что, как не отсутствие страха Божия, побуждает друзей так гордо отвечать и рассыпать бездумно “ветреные слова”? — Только страх Божий дает возможность усомниться в собственной правоте и быть осторожным при обличениях.

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

Правильное чтение: «заставишь ли его скакать, как саранчу?» Гарцуя, переходя в галоп, лошадь делает скачки, подобно саранче (ср. Иоиль 2.4 ), а проявляемая ею в данном случае горячность сказывается в храпе, пугающем окружающих, и привычке бить, рыть копытом землю. Иов.39:22 .  он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча; Иов.39:23 .  колчан звучит над ним, сверкает копье и дротик; Иов.39:24 .  в порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы; Иов.39:25 .  при трубном звуке он издает голос: гу! гу! и издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик. Не уменьшается горячность лошади и обстановкою битвы. Для нее – ничто меч, сверкание копья и дротика, а звуки трубы, – употребляемого на войне сигнального рожка (евр. «шофар», ср. Суд. 3.27 ; 2Цар 2.28, 20.22 ), и крики вождей приводят ее еще в большее возбуждение. Иов.39:26 .  Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? Подобно другим птицам, «нец» – «ястреб» наделен инстинктом предчувствовать наступление холода и на время зимы перелетать на полдень – в теплые страны. Иов.39:27 .  По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое? Иов.39:28 .  Он живет на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных; Иов.39:29 .  оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко; Иов.39:30 .  птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он. Ряд явлений мира животного начинается описанием царя зверей, – льва ( Иов 38.39 ), а заканчивается описанием царя птиц, – орла. Его особенностью является привычка вить гнездо на вершинах гор, в неприступных местах (ср. Иер 49.16 ), сообразно с чем ему и дано острое зрение, помогающее высматривать добычу с недоступных для человека высот. Иов.39:31 .  И продолжал Господь и сказал Иову: Иов.39:32 .  будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему. Иов.39:33 .  И отвечал Иов Господу и сказал: Иов.39:34 .  вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Безводные летом, они обманывают ожидающих встретить в них воду караваны (евр., выражения «архот» и «галикот», переведенные «дороги», «пути», означают «поезд путешественников», «караван») Савеян (см. толков. 15 ст. 1 гл.) и Фемы (потомки Измаила от сына этого имени, жившие в Аравии и торговавшие с Египтом) ( Быт 25.15, 37.25 ; Ис 21.14 ). Иов.6:21 .  Так и вы теперь ничто: увидели страшное и испугались. Так точно в ничто обратилась дружба прежних друзей: при виде пораженного страшною болезнью Иова они испугались, признали в нем грешника ( Иов 18.10 ), положение которого не может вызывать сочувствия. Иов.6:22 .  Говорил ли я: дайте мне, или от достатка вашего заплатите за меня; Иов.6:23 .  и избавьте меня от руки врага, и от руки мучителей выкупите меня? Иов ничем не вызвал подобной перемены в отношении к себе друзей: он не требовал и не требует от них какой-нибудь жертвы, полагающей конец дружбе ( Притч 25.17 ). Иов.6:24 .  Научите меня, и я замолчу; укажите, в чем я погрешил. Иов.6:25 .  Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? Иов.6:26 .  Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Иов.6:27 .  Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему. Не правы друзья, изменив чувствам дружбы, не правы они и в роли обвинителей Иова. Иов согласился бы с друзьями, если бы они указали действительные погрешности в его речах и словах. Он замолчал бы пред правдою (ст. 24–25). Но ведь друзья порицают слова, принадлежащие ветру, слова отчаявшегося (точный перевод ст. 26 будет такой: «порицать ли слова вы думаете? Но ветру принадлежат слова отчаявшегося»), т. е. думают доказать его виновность нечаянно вырвавшимися в состоянии отчаяния, горячности словами, преувеличенность которых очевидна. Основываясь только на таких выражениях, друзья относятся к Иову, как безжалостные кредиторы к юному сироте, наследнику их должника ( «нападаете на сироту» – ст. 27, точнее: «бросаете жребий касательно сироты»); они готовы даже продать его (евр. «тикру», переводимое «роете яму», происходит от глагола «кара», означающего и «покупать» – Втор 2.6 ; Ос 3.2 . Уподобление друзей купцам во второй части ст. 27 вполне соответствует уподоблению их кредиторам в первой). Иов.6:28 .  Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицем вашим? Слова Иова полны горячности, но они, безусловно, справедливы. Иов.6:29 .  Пересмотрите, есть ли неправда? пересмотрите, – правда моя. Иов.6:30 .  Есть ли на языке моем неправда? Неужели гортань моя не может различить горечи? Уверенный в своей правоте, вполне способный отличить ложь от истины (ст. 30), Иов требует, чтобы друзья «пересмотрели» – изменили свое отношение к нему. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Иова. 40-188 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Впрочем, в начале своей третьей речи Иов пока еще смиренно признает собственное абсолютное бессилие перед Творцом (см.: Иов. 9:1–4, 11–12 ). При этом поначалу он рисует картину всемогущества Бога, управляющего всей полнотой мироздания (см.: Иов. 9:5–10 ). И отвечал Иов и сказал: правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи. Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое? ( Иов. 9:1–4 ). По замечанию Златоуста, истолковывающего эти слова Иова, человек вообще не может победить, преодолеть, переспорить Бога: ведь «когда Он произносит тысячи слов, мы не можем возразить ни на одно» из них 594 . Иов продолжает: Он передвигает горы, и не узнают их: Он превращает их в гневе Своем; сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат; скажет солнцу, –и не взойдет, и на звезды налагает печать. Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря; сотворил Ас, Кесиль и Хима и тайники юга; делает великое, неисследимое и чудное без числа! ( Иов. 9:5–10 ). Эта часть речи страдальца является по сути сокращенной «версией» речи Господа, которая будет приведена в библейском тексте ближе к концу книги Иова. Здесь Иов произносит слова, очень похожие на свидетельство Самого Бога, Который позднее будет говорить о Своей Творческой и Промыслительной деятельности ( Иов. 38:1–39:30 ). Это впечатление сходства еще более усиливается чуть далее словами этой же речи страдальца Иова о том, что пред Богом падут поборники гордыни ( Иов. 9:13 ). Они выражают практически ту же самую мысль, что и дальнейшая речь Господа о попираемых Им бегемоте (см.: Иов. 40:10–19 ) и левиафане (см.: Иов. 40:20–41:26 ), как образах сатаны, неизменно побеждаемого Богом и бессильного перед Ним. Тем самым, многое из того, о чем будет говорить далее Господь, Иову уже известно. Но что же тогда станет в обращенной к нему речи Бога для страдальца «новостью»? Что заставит его признать собственную неправоту и поражение в его споре с Создателем? Что заставит его сказать: я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле? ( Иов. 42:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010