С другой стороны, не только для христианской Церкви нужно было принятие из иудейской и языческой среды тех или иных элементов духовной культуры. Для самого мира, в окружении которого живет и которому служит Церковь , нужно, чтобы все лучшее в нем приобщалось церковной жизни, было бы воцерковлено. Первое изъяснение сокровенного смысла форм христианского богослужения и его символики дано апостолом Иоанном Богословом в Апокалипсисе. Святой тайнозритель увидел в открывшейся ему области небесного «дверь, отверстую на небе» ( Откр. 4, 1 ), войдя в которую, он узрел Сидящего на престоле в окружении двадцати четырех старцев с золотыми венцами на головах; пред престолом Господа – горящие семь светильников; посреди и вокруг престола – четырех животных с лицами льва, тельца, человека и орла летящего. Иоанн Богослов слышит, как животные воздают хвалу Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Старцы падают ниц пред Сидящим и поклоняются Живущему во веки веков, полагают венцы свои пред престолом и приносят славословие. Дабы раскрыть в деснице Сидящего на престоле запечатленную семью печатями книгу, на престол восходит «Агнец как бы закланный», приемлет книгу, и тогда все находящиеся у престола воспевают новую песнь, прославляя Агнца за то, что Он «Кровию Своею искупил нас Богу», и множество Ангелов, и всякое создание Божие «на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них... говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь и слава, и держава во веки веков» ( Откр. 5, 6–13 ). Это славословие Агнцу от всего небесного и земного сопровождается курением фимиама в золотых чашах ( Откр. 5, 8 ), возгласами «аминь», поклонами ( Откр. 5, 14 ). Апостол Иоанн Богослов видит перед престолом золотой жертвенник ( Откр. 8, 3 ), под жертвенником – души убиенных за слово Божие ( Откр. 6, 9 ), Ангела, подходящего к жертвеннику с золотой кадильницей со множеством фимиама и с молитвами всех святых, возлагающего его на золотой жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8, 3, 4 ). Все это происходит в храме Божием ( Откр. 11, 1 ), который находится и отверзается на небе ( Откр. 11, 19; 14, 17; 15, 5 ). Апостолу Иоанну Богослову видится другой Ангел с «вечным Евангелием», слышатся возгласы «аминь», «аллилуиа» ( Откр. 19, 3, 4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сложные предложения строятся им на началах не подчинения, а сочинения: нанизывания, одно на другое, самостоятельных — и по большей части коротких — предложений. Прочтем хотя бы первые пять стихов Ин.: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:1—5). Как это отлично от классической прозы Послания к евреям или даже писаний Луки. Мало того, ритмическое звучание слышится в построении простого предложения. Где только возможно, Евангелист старается поставить сначала сказуемое, затем подлежащее. Это передано кое-где и в русском переводе, например: «и свидетельствовал Иоанн, говоря» (Ин.1:32), «на другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его» (Ин.1:35) и т. д. Во многих других случаях эта возможность точного воспроизведения, к сожалению, упущена переводчиком. И то и другое — и конструкция сложного предложения, и порядок слов в простом предложении — отвечают строю речи семитических языков. Двадцать пять лет тому назад один английский исследователь пытался доказать, что подлинник Ин. был написан по-арамейски и дошедший до нас греческий текст представляет собой перевод. Эта теория не получила признания в науке. Семитическое построение речи достаточно объясняется еврейским происхождением автора. Но позволительно думать, что Евангелист не был нечувствителен и к тому ритмическому звучанию, которое было связано с семитическим складом его мысли и речи. Потому позволительно, что своеобразие Иоанновского ритма достигается и иными средствами. Я разумею, прежде всего, параллелизм членов: высказываемая автором мысль выражается двумя или несколькими фразами, взаимно раскрывающими и дополняющими друг друга. В Ин. это чаще всего отрицательный — антитетический — параллелизм. Примеров особенно много в гл. VIII, например: «вы от нижних, Я от вышних, вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин.8:23), «раб не пребывает в Доме вечно, Сын пребывает вечно» (Ин.8:35), «вы судите по плоти — Я не сужу никого» (Ин.8:15), или еще: «если Я и Сам свидетельствую о Себе, свидетельство Мое истинно, потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду, а вы не знаете, откуда Я и куда иду» (Ин.8:14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сомнительная альтернатива. «…Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам». – Лк. 10:19 . «Уныние… заставляет посмотреть в окно, побуждает производить стук и топот ногами». – прп. Иоанн Лествичник . Слово 13. Весьма популярное в наши дни слово нирвана на санскрите означает угасание . «Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма!» – Мф. 6:23 . «Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни». – прп. Иоанн Лествичник . Слово 5. Поэма Дж. Байрона. Сравн.: «Прямым Онегин Чайльд Гарольдом/Вдался в задумчивую лень…» Роман И.В. Гёте, «Страдания молодого Вертера». «Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим». – Деян. 2:28 , Пс. 15:11 . «…Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её» – Мф. 16:24-25 . Автор писем не упоминает о мутации природы человека за счет грехопадения. «Люди стали греховными не потому, что они разделяли вину Адама… а потому, что были причастны к его природе, подпавшей закону греха». – Свт. Кирилл Александрийский . На Послание к Римлянам, V . «Через преступление Адама вошел в природу человека грех… Для человеческой природы, неразрывно связанной по своей воле узами зла, не было надежды на спасение». – Прп. Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию, XXI. – Сравн. сказанное во Введении: «Помните, что злому духу свойственно лгать: не принимайте всех его слов за чистую монету…» «Всякая душа, рождающаяся во плоти, заражена скверною греха». – Ориген . Омилии на Книгу Левит, VIII. – См. примечание 6. «…Безупречные страсти хотя и не греховны сами по себе, тем не менее представляют благоприятную почву для развития в падшем человеке страстей греховных» . – Прот. Олег Давыденков . Догматическое богословие. Часть третья, Раздел III, 1.2.2. – См. примечание 6. «Грехи прорастают у нас в душе с большей легкостью, чем добродетели; они быстрее впитывают в себя энергию нашего естества». – Святейший Патриарх Кирилл. Из проповедей. – См. примечание 6.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

Учение о покаянии у св. Иоанна Крестителя имеет важную особенность по сравнению с ветхозаветным: нужно обратиться к Богу, поскольку Царство Его уже близко. Но это Царство – новое мессианское Царство, устроенное Христом. Это имеет в виду евангелист Матфей, говоря о св. Иоанне Крестителе: Он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ( Мф. 3:3 ). Евангелист подразумевает слова пророка Исаии, относящиеся не только к личности Предтечи, но и к символике встречи Мессии народом Израиля 266 . Образы встречи Мессии, обрисованные Исаией, и покаяние у св. Иоанна Крестителя основаны на ветхозаветном «обращении», то есть на радикальном повороте жизненного пути человека: «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» ( Ис. 40:4 ), – вот что понимает Исаия под приготовлением «пути Господу». Эта символика взята из практики подготовки дорог при путешествии восточных царей 267 и предполагает, что кривые пути будут выпрямлены, все низины засыпаны, а холмы – сточены, поскольку путь готовится для царя и должен быть идеально прямым, ровным и гладким. Скрывающийся за этим образом духовный смысл предполагает, что всякая нечистота, грех и неумеренность – как изъяны на человеческом жизненном пути – должны быть изгнаны из сердец человеческих, что является необходимым условием для встречи с Богом 268 . Отсюда смысл призыва св. Иоанна Крестителя: обратитесь всем сердцем к Богу, искоренив свои недостатки. Из евангельского повествования видно, что учение о покаянии св. Иоанна Крестителя вобрало в себя и другие элементы ветхозаветного покаяния: кроме сожаления о грехах и обращения к Богу, иудеи приходили к св. Иоанну, «исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:6 ), а сам св. Иоанн давал пример внешнего выражения покаяния через облечение в грубую одежду и постоянный строгий пост ( Мф. 3:4 ). Результатом покаяния должно стать делание добрых дел: «Сотворите же достойный плод покаяния», – обращается св. Иоанн Креститель к фарисеям и саддукеям ( Мф. 3:8 ). Он учит о том, что Сам Бог приготовил суд тем, кто не желает обратиться:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

– Я, – говорит, – строю храм от выборов к выборам. Вот перед выборами дают деньги, потом мы их потратим, и строительство останавливается. Мы ждем, когда другие выборы наступят. Начинаются выборы, опять деньги появляются. И вот так, раз в четыре, года храм все выше, выше, выше становится, так потихонечку строится. То есть, милосердие грешников – есть лицемерие. Но будут страшные гонения на верующих. В древние времена христиан обвиняли – я вам об этом рассказывал – в том, что они отравляют колодцы, это в древнем Риме было; их обвиняли в том, что они поедают детей маленьких, потому что христиане рассказывали друг другу и соседи могли слышать: – Мы причащались Тела и Крови… А язычники слушают и думают: так, ничего себе! Сына Божия – ребенка – съели, значит. То есть христиан обвиняли в каннибализме, в людоедстве. И их обвиняли в свальном грехе. Христиане говорили: – У нас была Вечеря любви, мы в любви пребываем все… А слово «любовь» в миру какое значение имеет? Одно – сексуальные отношения. А в христианском понимании это слово имеет совсем другой смысл. Сексуальные отношения в христианстве называются или «супружеская жизнь», или «блуд», «разврат», «прелюбодеяние». Добрые отношения между людьми называются – «дружба», а любовь есть «совокупность совершенства» , в Писании об этом сказано ( Кол.3:14 ). Итак, снимается пятая печать, и Иоанн Богослов говорит: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они (то есть мученики, – О.С.), – громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:9–10 ). «Сказав о том, что Церковь в настоящее время терпит многообразные бедствия, Иоанн рассказывает и о славе душ после страдания тела. “Я увидел”, – уверяет он, – “под жертвенником” – то есть в тайном месте вечной хвалы. Это золотое возвышение, находящееся внутри, вблизи от ковчега Тела Господня, и на нем приносится Господу не тело и кровь, как снаружи, но только жертва хвалы – благовония» ( Беда Достопочтенный , VIII век).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

111 Но не только своими словами мы можем благодарить своего Создателя и Попечителя. Св. Апостол дает нам еще одну очень важную рекомендацию. «Все, что вы делаете, словом или делом, говорит он, – все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Колос. 3:17 ). Такое благодарение посредством дел куда более приятно Богу и считается самым лучшим прославлением Его, потому что здесь возносят славословие не одни уста, а бесчисленное множество. Ведь «добродетельный всех, кто ни смотрит на него, заставляет хвалить своего Господа, а славословие их привлекает великую и неизреченную милость от Господа на того, кто побудил их к нему». 112 Потому-то и Господь сказал: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Так будем же, братья и сестры, не только собственными устами постоянно возносить благодарение Богу, но и своим поведением возбуждать всех ближних к совокупному с нами славословию. Такое богоугодное делание доставит нам величайшую пользу: избавит нас от забвения Бога, покажет нам Его величие, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к нам и насадит в нас живую веру в Него. И тогда мы, подобно евангельскому прокаженному, сможем приблизиться к Нему и, прославив Его, благоугодить Ему, и услышать от Него спасительно слово Его: «Вера твоя спасла тебя» ( Лук. 17:19 ). Аминь. 2018 г. О добром слове (в день памяти преп. Иоанна Дамаскина - 4/17 дек.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Православия наставниче», «благочестия учителю», 113 «честнаго богоглагольника» и «церкве наказателя», 114 – такими и подобными этим словами церковных песнопений мы неоднократно сегодня именовали преподобного и богоносного отца Церкви Православной Иоанна Дамаскина , жившего на рубеже VII-VIII веков. Такие наименования он получил вследствие своей жизнедеятельности, которая вся без остатка была обращена на раскрытие истин Христова учения как устно, так еще в большей степени и письменно. Сознавая значимость сего дела и видя в этом цель жизни своей, преподобный Иоанн, лишившись правой руки, усердно молил Пресвятую Богородицу об исцелении, обещаясь сей рукой написать многое в защиту и прославление Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

11, 12:13). Потом, в последней части видения (15–17) Захария представляет всех ложных Мессий, которые являлись до Иисуса Христа и в особенности после него, и из которых самым значительным был Бар-Кохеба, предавший своих сограждан мечу Адриана. Так говорит Господь Бог мой: паси овец, обреченных на заклание, народ еврейский, который с настоящего времени (1, 2–6; VII) носит в себе зародыши своей окончательной гибели, и который должен быть некогда истреблен внешним врагом, народом Римским (V, 1–4). И здесь пророчество прибавляет еще подробность к картине социального и политического состояния Иудейского народа перед временем его погибели: Иудеи будут процветать, но находиться под властью иноплеменников. Паси это стадо, которое продавцы его (Римляне) избивают и не становятся по этому виновными, ибо Всевечный не хочет иметь более жалости к нему (5) и предал его в их руки в наказание за его преступление ( Uep. L, 6, 7 в сопоставлении с II, 3; сравн. XXV, 9; XXII, 7); а купившие его (Ироды например) говорят: благословен Господь; я разбогател! И сами их туземные пастыри, их собственные священники и сановники (Фарисеи, Саддукеи, не жалеют о них более; ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближняго его (угнетения, внутренние раздоры, междоусобные войны) и в руки царя его иноземного (Иоанн. XIX, 15), который займет место персидского царя, владычествовавшего во время Захарии над Иудеями; и эти иноземцы будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их. Эти две причины гибели: внутренние разногласия и междоусобные войны указаны равным образом VIII, 10; Uep. XIX, 9 ; Uc. IX, 7, 18, 19; III, 4 , и история Иозефия доказывает вполне достаточно, что это двойное пророчество исполнилось действительно. 5–6. И буду пасти овец, обреченных на заклание, овец по истине бедных, вас, истинные Израильтяне, которые чувствуете ваше бедственное положение, призываете в ваших мольбах доброго пастыря и одни заслуживаете еще для вашего народа милосердие Бога, свидетельствующего это милосердие тем, что посылает меня к нему (II; Ueз. XXXIV, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

1430 Святой Иоанн Златоуст представляет при этом Бога так говорящим к Адаму: “какого снисхождения заслуживаешь ты, забывший Мою заповедь и дерзнувший предпочесть словам Моим даяние жены? Ибо хотя и жена дала, но Моя запо­ведь и страх наказания достаточны были для того, чтобы удержать тебя от вку­шения. Или ты не знал, или не ведал? Потому-то, заботясь о вас, Я и предсказал, чтобы вы не подверглись сему, – так что, хотя жена настроила тебя к нарушению заповеди, но и ты не безвиновен. Ты обязан был иметь еще большую веру в Мою заповедь и заботиться не только о том, чтобы самому не вкусить, но чтобы и жене показать величие преступления, ибо ты глава жены и для тебя она создана. А ты извратил порядок, и не только ее не исправил. но и сам пал вместе с ней”. И далее замечает с своей стороны: “Рассмотри и слова мужа: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел ( Быт. 3:12 ). Тут нет никакой необходимости, никакого принуждения, но избрание и свобода: только дала, а не принудила, не заставила” (in Genes. homil. XVII, n. 4. 5). 1432 Блажен. Августин говорит: “кто дерзнет сказать или верить, чтобы Бог не имел силы воспрепятствовать падению ангела, или человека? Но Бог восхотел лучше предоставить это их собственной свободе” (de civit. Dei XIV, 26). И в другом месте, решая тот же вопрос, зачем Бог попустил падение человека, отвечает: “я не могу проникнуть в глубину Его намерений, и сознаюсь, что эти вещи превышают мои силы” (de Genes. ad litt. lib. II). 1434 Apud Phot. Biblioth. cod. CCXXIX, p. 1548. Таже мысль встречается у святого Амвросия (de parad. cap. VIII, n. 41). 1435 Мы уже замечали, что отступать от буквального смысла Моисеева сказания о первобытном состоянии и падении наших прародителей нет никакого основания. А потому ложно мнение енкратитов (apud Clem. Strom. III, 12, 13), манихеев (apud Augnstin. de morib. Manich. c. XIX) и других еретиков последующего времени, будто заповедь Божия Адаму и Еве состояла собственно в запрещении им супружества, и грех их – в поступке против этой заповеди,– когда, напротив, известно, что Бог, как только сотворил первых людей, мужчину и женщину. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ), и тогда же преподан им закон супружества: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт. 2:24 ). Все это было еще до искушения от змия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

31. См.: Матф., 12.24: " Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского " . 32. См.: Первое посл. к Коринфянам, 2.9: " Но, как написано: (не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " . 33. Подразумевается сюжет комедии датского литератора первой половины XIX века Й. Хольберга " Политикан " (Holberg Х Den politiske Kandestpber). Акт 4. Сцена 2. 34. См.: Лука, 18.32: " Ибо предадут Его язычникам и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его... " 35. " Мыслю, следовательно, существую " (лат.) — основной методологический постулат философии Рене Декарта. 36. Имеются в виду, по всей вероятности, произведения известного датского теолога того времени Ганса Лассена Мартенсена (1808-1884) (Martensen Н. L. Christelige Dogmatik. 1849) и немецкого профессора теологии Филиппа Конрада Мархейнеке (Marheineke Р. К. Die Grundlehren der christelichen Dogmatik. 1827). 37. См.: Псалтырь. 111.10 и др. 38. См.: Иоанн, 3.16: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " . 39. " Призвание " — дат.: Kald, означает одновременно и " церковный приход " , равно как и вообще " вакансию " на службе. 40. См. также Дневник Кьеркегора (Papirer. VIII. В 16б). 41. Известен латинский вариант поговорки: " Errare humanum est " — " грешить (ошибаться) свойственно человеку " . В средневековой схоластической традиции поговорка была продолжена: " ...sed nullius nisi stulti in еггоге perseverare " , то есть " но ничего нет хуже, чем упорствовать в своих ошибках (грехах) " . 42. Шекспир. Макбет. Акт III. Сцена 2. Кьеркегор цитирует перевод Ф. Шлегеля. 43. См.: Гете. Фауст. Часть 1. Стих 3116. 44. Шекспир. Макбет. Акт II. Сцена 3. У Кьеркегора, цитирующего немецкий перевод Шлегеля, ошибочно указана сцена 2. 45. Christenhed (дат.) (соответствующий немецкий термин — Christenheit), то есть историческое христианство, христианство как общественное явление, каким оно предстает в мире.

http://predanie.ru/book/219874-bolezn-k-...

4) Практика Церкви.   Под практикой Церкви можно понимать всё ее устройство: богослужение, обряды, песнопения, молитвы, установления и т. д. В них изложены все истины христианской веры, раскрыты многие места Священного Писания и показано множество сторон в событиях, упоминаемых в Писании. Например, в книге Бытия рассказывается, что Иаков благословил сынов Иосифа: «простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии» ( Быт. 48:14 ), и он сделал это с особенным намерением ( Быт. 48:17–19 ). Таинственное значение этого действия объясняет Церковь , когда воспевает: «рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста Твоего предъявляше знамение» (Стихира на литии на праздник Воздвижения Креста Господня). Св. ев. Матфей говорит, что Иосиф, приняв свою жену, «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца» ( Мф. 1:25 ). Частица «наконец» (ως [еос]) в Священном Писании может означать не только предел времени, после которого оканчивается предшествовавшее ему действие (см. Лк. 24:49 ), но и показывать непрерывность действия до определенного предела, не исключая возможность продолжения того же действия и после этого предела (см. Втор. 24:6 , Мф. 22:44 , 1Тим. 4:13 ). Выбор из двух значений в этом месте можно сделать на основании учения Церкви, которая в своих песнопениях называет Матерь Бога-Слова «девство и рождество сочетавшею» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос VIII), «в рождестве сохранившею девство» (Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы), «столпом девства» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос X), «неискусобрачною» (Стихира на стиховне праздника Благовещения), которая пребыла Девою не только до рождества, но и в рождестве и по рождестве. Прп.  Иоанн Дамаскин пишет: «О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаём вас, как негде сказал Господь: от плодов их познаете их. Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную» (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы) 147 . Такое толкование не вступает в противоречие со словом «первенец», потому что первородного сына всегда можно так назвать, несмотря на то, были ли после него другие сыны, или нет ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010