Закрыть itemscope itemtype="" > К проблеме числа " 666 " VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. 01.02.2001 438 Время на чтение 12 минут Доклад М.С. Иванова, профессора Московской духовной академии Интерес к христианской эсхатологии, значительно возросший в церковных и даже околоцерковных кругах в последнее время, сводится в основном к двум темам: о " конце света " и о явлении антихриста. Причем вторая тема, в свою очередь, тоже предельно сужается и ограничивается только " начертанием " , или " именем зверя " и " числом имени его " (Откр. 18,17-18). Выяснение причин смещения эсхатологических акцентов не входило в мою задачу, хотя такое выяснение, на мой взгляд, в значительной мере помогло бы понять, на какой почве возникли существующие сегодня разногласия в понимании тех или иных проблем эсхатологии. В своем выступлении я остановлюсь на второй теме, причем в том же суженном варианте, какой и стал в наши дни предметом горячих дискуссий. В центре дискуссий находится известный текст св. ап. Иоанна Богослова: " всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И... никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть " (Откр. 13,16-18). Совершенно очевидно, что ап. Иоанн употребляет в этом тексте число не в его арифметическом, а в каком-то ином значении, определить которое нам поможет знакомство с древней вообще и библейской в частности традициями употребления чисел. Общим для этих традиций является то, что числа в них выступают не только в системе счета, но и в мировоззрении, в ритуальных и культовых отправлениях, в философии, искусстве, народных обычаях. В этих случаях числа несут, как правило, значительную смысловую нагрузку, что даже позволяло создавать о них то или иное учение, т.е. ту или иную нумерологию. Что же касается расхождений в нумерологических традициях, то они были более существенны, чем их сходства. Это объясняется тем, что Израиль жил в окружении языческих народов, мифология которых оказывала влияние и на их нумерологию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Здесь кое-кто может наивно вступиться: «Но все же все три религии имеют нечто единое: все три исповедуют Бога Отца!« Но с точки зрения святой православной веры это нелепость. Мы всегда произносим: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице». Как мы можем разделять Отца и Сына, когда Иисус Христос утверждает:  Я и Отец — одно  (Ин. X, 30); и св. Иоанн — апостол, евангелист, богослов, апостол любви — ясно говорит:  Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца  (1 Ин. II, 23). Но если бы и все три религии называли Бога Отцом: кому же Он истинный Отец? Для евреев и мусульман Он Отец людей в плане творения; а для нас, христиан, Он Отец Господа нашего Иисуса Христа через усыновление (Еф. I, 4–5) в плане искупления. Какое же тогда сходство между Божественным отцовством в христианстве и в других религиях? Другие могут сказать: «Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога». Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании:  И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли  (Быт. XVIII, 1–2). В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда мы украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда мы прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь:  Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался  (Ин. VIII, 56). Такова же была и вера пророка царя Давида, который слышал, как Небесный Царь говорит о Своем Единородном Сыне:  Сказал Господь Господу моему  (Пс. CIX, 1; Деян. II, 34). Такова же была и вера трех отроков в пещи огненной, откуда они были спасены Сыном Божиим (Дан. III, 25); и святого пророка Даниила, который имел видение двойной природы Иисуса Христа в таинстве воплощения, когда Сын Человеческий пришел к Ветхому днями (Дан. VII, 13). Вот почему Господь, обращаясь к потомству Авраама (биологически неоспоримому), говорит:  если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы  (Ин. VIII, 39), а дела эти в том,  чтобы... веровали в Того, Кого Он послал  (Ин. VI, 29).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Здесь нет спора о правах и равенстве; то и другое само собою устанавливается любовно с той и другой стороны. «Жены, говорит апостол, повинуйтесь своим мужьями», и далее выставляет высокую цель такого повиновения «чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» 116 . Выходит, покоряетесь, чтобы покорить! Покорность в житейских делах есть средство покорить в духовной области, покорить Христу, приобрести для Церкви, для вечной жизни. Какая высокая миссия жены христианки! И каким могущественным средством владеет она, чтобы совершать такие божественные дела, одерживать победу над упорным неверием! Непокорных покорять Христу! Но эта победа одерживается «богобоязненным житием» (ст. 2). Вот путь, который указывается жене в брачной жизни к верным победам над упорством и неверием мужа. Мысль ап. Петра внушает верующим и св. Иоанн Златоуст . В подобных обстоятельствах, говорит он, «есть надежда, что жена неверного (мужа) обратить его; ибо она для него своя. «Оставайся, внушает он христианке, жене язычника и увещевай, советуй, убеждай никакой учитель не может убедить так, как жена 117 VII. Христианское начало в семейной жизни – побеждающее начало Христианское начало в семейной жизни – побеждающее начало. Филологическое разъяснение слов ап. Павла. Условия победы. Повиновение жен при идеальном отношении к ним мужей не унижает жен. Невозможность оскорбления жен мужьями при данных условиях. Идеал взаимных отношений в браке – отражение мирового и вечного порядка в царстве благодати. Нарушение установленного Богом порядка ведет к разрушению семьи. Источник такого нарушения. Таким образом жена – христианка является устроительницею Царства Божия в семье. Христианское начало в семейной жизни есть побеждающее начало с той и другой стороны. «Неверующий муж освящается женою верующею, – говорит ап. Павел и жена неверующая освящается мужем верующим. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый как Господь призвал» 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

И скажет ему Господь: что это вокруг тебя такое великое облако и исполнено оно благоуханием несказанным? Ангел молитвы ответствует Господу: Господи, это молитвы о нем несутся с земли!.. Давно не было такого их обилия: молятся иерархи и миряне, молится о нем Царь и народ, молятся дети, воины, богатые и бедные... И вопросит Господь: что это шум как бы волнующегося моря, и волны его доходят до Моего превознесенного Престола? И ответствует ангел-предстатель печали: Господи, это слезы о почившем в Тебе, Господе неба и земли, смиренном пастыре Твоей Церкви. Дети церковные, осиротелые, плачут о нем... И воззрит Господь на землю, и воззрит на тот храм и на могилу, у которой мы сейчас стоим. И слышит ухо Его и зрят Его очи: вот плач и рыдание, вот каменный пол весь пропитан слезами, и на этом белоснежном мраморе гробницы, и на этом металле кануна осели слезы бесчисленных богомольцев; крупными и мелкими каплями и мельчайшими росинками блистают и горят они здесь при свете негасимых огней молитвы; и просочили они твердый камень, и пропитали непроницаемый мрамор, и канули и наполнили дорогой гроб, силясь волнами своими вознести его до превознесенного Престола Божия... И скажет Седящий на престоле, Ветхий деньми, Судия святый и вечный: Добрый раб Мой! Молитвы и слезы о тебе дошли до слуга Моего. Часть твоя с теми, что пришли сюда от скорби многой. Они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Седящий на престоле обитает в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. Ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их, и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу от очей их. ( Апок. 7:14–17 .) И ответствует смиренный пастырь: «Аминь! Благословение и слава, премудрость и благодарение, и честь, и сила, и крепость Богу нашему во веки вековые Аминь». (VII, 12). Говори, не умолкай. По поводу отношения левых газет к памяти о. Иоанна Кронштадтского 88

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

«И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» ( Откр. 14:2–3 ). Иоанн видит, что эти 144 тысячи великих, последних праведников отличаются от тех, которые упоминались раньше, в VII главе, то есть от праведников из еврейского народа, обращенных ко Христу в последние времена. Здесь же идет речь о другом разряде праведников, которые особо участвуют в этом великом торжестве Бога – это девственники. Мы бы сказали – монахи, собранные, чтобы спеть великую песнь перед лицом Господа Бога Всемогущего. Это особое служение, особая песнь, особая мелодия чистоты, отвечающая на вызов нечистоты, разврата, мятежа против Бога великой земной блудницы. Бог слышит с неба голоса 144 тысяч этих праведников. Их голос подобен голосу вод многих – они, точно огромные водопады, низвергаются на землю, и пение их противостоит шуму, злой гармонии земных властителей, злому ладу антихриста. Голос праведников подобен шуму вод многих потому, что Господь сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:38 ). Он сказал это о Духе Святом, Которого принимают верующие в Него. Поэтому и пение этих святых подобно голосу вод многих – они поют слова, данные им Духом Святым. Как говорил апостол Павел: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8:26 ). Испытующий сердца знает, о чем говорит Дух, ибо Он ходатайствует за святых по воле Божией. А Дух Святой учит истинной молитве. Голос праведников уничтожает все силы врага, как голос грома, отгоняющий диавола. Известно, что молитвы святых прогоняют демонов, которые обращаются в бегство, страшась их, как грома. Поэтому и принято у православных молиться словами святых – ведь это пение Бога, Духа Святого, Который учит их. И пение праведников отгоняет злых духов от сердец верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Извините, можно с Вами побеседовать? Можно, добродушно вглядываясь в меня, сказал он, и пригласил пройти прогуляться по церковному двору. Есть такое пасхальное песнопение, начал я, его поют все христианские вероисповедания: «Христос Воскрес из мертвых, смертию смерть поправ…». Может быть вы знаете, кто его автор? Священник помолчал немного, видимо, молился, а затем сказал: Этот чудесный тропарь написал преподобный Иоанн Дамаскин величайший светильник, молитвенник Церкви Православной, живший в VII веке в Сирии. Он написал множество служб и канонов, которые вошли в Богослужение Церкви. Он также написал замечательную книгу «Точное изложение Православной веры». В ней собраны все догматы веры Христианской. Слава Богу, книг сейчас много! И эта книга есть в библиотеках при многих храмах, в воскресных школах, в книжных лавках, если желаете, то можете почитать. В Ветхом Завете, в книге Исход, в 20й главе, 4м стихе, продолжал я, есть такие слова: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». А почему у вас в храмах есть изображения, и вы им поклоняетесь? Иконы это не кумиры и, тем более, не идолы, сказал батюшка. Из Ветхого Завета мы знаем наименования идолов: астарта, ваалфегор, ваал. Конечно, идолами могут быть и человеческие страсти, но к иконам это никакого отношения не имеет. Бог запретил изображать что-либо для поклонения, потому что мы должны поклоняться, и Церковь Православная поклоняется, только Ему. Помните, в той же книге Исход описывается, как пророк Божий Моисей поднялся на гору Синай, а Аарон с народом остался у подножия горы. Моисей долго не возвращался, и народ сказал Аарону: сделай нам бога, который бы шел перед нами ( Исх. 32, 1 ). И Аарон сделал золотого тельца идола. За грех этот Господь поразил народ. В то же время, если Вы помните, в той же книге в 25й главе Бог заповедал Моисею сделать изображения Херувимов на крышке Ковчега: и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы ( Исх. 25, 18 ). И более того, Он сказал Моисею: там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения ( Исх. 25, 22 ). Так что сами видите: есть изображения, запрещенные Богом, есть изображения, которые Им же заповеданы.

http://azbyka.ru/way/inok-anastasij-odna...

Ин.5:2 .  Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда 22 , при которой было пять крытых ходов. Около Овечьих ворот 23 ( Неем.3:32, 12:39 ), которые находились в северной части стены, существовала купальня или пруд с пятью крытыми ходами, в которых лежали больные. Эта купальня называлась по-еврейски (правильнее «по-арамейски») Вифезда (по-арамейски Бет-Хесда), т.е. «дом милости», «милосердой любви». Когда Иоанн писал свое Евангелие, купальня эта еще существовала (он говорит: «есть»). Опустошение, произведенное в Иерусалиме Титом в 70-м году, очевидно, было вовсе не так ужасно, как изображает его Иосиф Флавий («Иудейская война», VII, 1, 1), и известные раньше места и остатки зданий еще можно было найти в городе. Евсевий Кесарийский говорит, что в 70-м году погибла только половина Иерусалима (Demonstratio evangelica, VI 18, 10; ср. «Церковная история», IV 23, 18). В беседе, приписываемой св. Афанасию, говорится, что означенная купальня существовала и в IV веке (ed. Montfaucon, 2, 70; ср. статью Полянского «о Вифезде» в сообщениях Палестинского Общества за 1910 г.). Ин.5:3 .  В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, Ин.5:4 .  ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Здесь описывается чудо, совершавшееся в купальне над теми больными, которые успевали окунуться в воду тотчас после того, когда ее возмущал сходивший по временам Ангел. Новейшие издатели евангельского текста, однако, из обоих этих стихов делают только один, оставляя слова «в них (т.е. в крытых ходах или галереях) лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших». Остальное, по мнению новых издателей, представляет собой вставку (интерполяцию) позднейшего времени, в древнейших греческих рукописях дальнейших слов о чуде, совершавшемся благодаря нисхождению Ангела, не имеется, как нет их и в древних сирийских переводах Евангелия Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоанн Златоуст говорил: «Коринфяне не говорили так ни о нем (св. Павле), ни о Петре, ни об Аполлосе; но он показывает, что если и таких лиц не следует ставить в такое к себе отношение (как главу и исключительного учителя), то тем более других... Таким образом он только применительно перечисляет эти имена, чтобы скорее исцелить их болезнь. Притом делает речь свою менее неприятною, не упоминая по имени разделявших церковь ». Также смотрят на эти упоминания имен апостольских и другие православные толковники, между тем как некоторые западные экзегеты несправедливо видят здесь указание на борьбу Апостола с партиями, несогласными с ним. Главная причина разделений заключалась в притязаниях на мудрость и особенное искусство в слове; поэтому Апостол, не говоря против кого-либо в частности, особенно часто восстает против самого источника зла, т. е. против излишнего уважения к человеческой мудрости и искусства в слове и ставит неизмеримо выше всего простоту учения о Христе Спасителе и Его божественную и вседейственную силу. Он говорит: «Когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие, для самих же призванных Иудеев и Эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1:21–24). Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать, дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным (11:12–13). Царство Божие не в слове, а в силе (4:20). Также мудро и с силою разрешаются Апостолом и другие затруднения и вопросы, возникшие в Коринфской церкви, а именно: относительно кровосмесника (которого он повелевает на время отлучить от церкви), и о других недостатках (в V и VI главах), относительно брака и безбрачия (VII), относительно вкушения идоложертвенного (гл. VIII–XI), а равно относительно непорядков при церковных собраниях (XI).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Итак, святые земли Российской тесно связаны с нашей Русской землей. Они ее благоустроили, положили начало на Севере новой народной жизни и показали пример трудолюбия, нравственной чистоты и святости. Мы тоже должны принимать участие в благоустроении земли нашей, каждый на своем месте. В то же время, работая руками на земле, мы должны искать Бога в душе своей, чтобы Бог вселился в сердца наши, очистил нас и принял нас в то Царство, где обитают святые земли Русской. Аминь. Слово в Неделю 3ю по Пятидесятнице Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы в Святом Евангелии слышали слова Господа нашего Иисуса Христа, которые учат нас тому, что мы должны искать в своей жизни. Начинается евангельское чтение с сравнения: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма?» ( Мф.6 22–23 ). Спаситель здесь дает два наглядных сравнения. Первое: око (глаз) и светильник. Как светильник освещает темное помещение, так и глаз освещает темное тело. Второе сравнение, и притом самое главное, дается неявно, оно подразумевается. Это глаз (око) и ум. Как глаз для тела, так и ум для души. Ум светит всем прочим способностям нашей души. Если ум имеет правильные убеждения, то и другие способности души развиваются и действуют надлежащим образом. Если же ум имеет правильные убеждения, то и другие способности души развиваются и действуют надлежащим образом. Если же ум поврежден, то все чувства и действия души расстраиваются. Святой Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Загради источник – иссушишь и реку; подобным образом кто помрачает ум, тот приводит в беспорядок все действия его в настоящей жизни… Когда кормчий сделается добычей волн, когда светильник угаснет, когда вождь будет пленен, тогда какая уже надежда останется для подчиненных?» ( Тол. На св. Матфея Евангелиста. Творение. ХХ. Т. VII. С. 237 ). Далее Господь Иисус Христос обличает одну страшную болезнь ума, а именно – корыстолюбие, т. е. приверженность к деньгам.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Масличная гора и ее тенистые оливы, – вот истинный дом Христа во дни его иерусалимского пребывания... Сюда уходит Он молиться и поучать свое смиренное малолюдное стадо... «И вышедши, пошел по обыкновению на гору Елеонскую», говорится в Евангелии. Отсюда Он совершает пророческим оком судьбу греховного города, что тянется у ног Его своими дряхлыми стенами, и посылает Ему свои горькие предостережения... «Иерусалим, Иерусалим! Избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, а вы не захотели!... Се оставляется вам дом ваш пуст!» На Масличной горе Христос был взят стражами, повлекшими Его на казнь, и на этой же горе последний раз стояла нога Его, когда Он, по сказанию Евангельскому, покидал исполненную грехов землю... Масличная гора и соседние с нею деревушки были вообще обычным становищем бедных галилейских богомольцев. Оттого часть горы, где теперь находится русский храм, издревле носила название: «Малой Галилеи». Оттого-же так полна теперь евангельскими памятниками Масличная гора... Мы посетили, конечно, все эти священные уголки ее. Теперешний Гефсиманский сад заключает в своей белой каменной ограде только небольшую часть обширного сада евангельских времен... «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его, свидетельствует Иоанн Богослов. Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками своими». Теперь во всем саду только восемь одряхлевших маслин тысячелетней древности с рассевшимися неохватными стволами и тощею седою листвой. Эти ветхозаветные старцы действительно могли быть свидетелями евангельских событий... Мы видели потом в Палестине и Галилее много масличных деревьев, с которыми связаны легенды глубочайшей древности, но масличин такой исполинской толщины и такой очевидной древности, – не встречалось нам нигде. Это какие-то нерукотворные башни, сплетенные из несокрушимых растительных жгутов, будто из железных канатов. Средневековые столпники могли бы обитать в их громадных дуплах. Впрочем, есть и исторические основания подтверждающие глубокую древность гефсиманских масличин. При Шатобриане они платили Туркам подати всего по медину от корня, между тем как все другие маслины Палестины были обложены половиною своего сбора... Такою льготою по турецкому закону пользовались только те масличины, которые захватил халиф Омар при своем первом завоевании Иерусалима. Стало быть, масличины эти уже давали плоды по крайней мере с VII века по Рождестве Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010