Священники и левиты пришли к Иоанну Крестителю и спрашивали: “Не Илия ли он?” Если вы не знаете иудейских Писаний, то вопрос этот может показаться забавным. Но Бог сказал через пророка Малахию о том, что Он пошлет Илию Своему народу до наступления определенного времени. Поэтому, ожидая прихода Илии, вопрос, заданный Иоанну Крестителю, был вполне логически обоснован. Когда фарисеи задавали Иоанну этот вопрос, ему было примерно 30 лет. Родители его уже были мертвы; он был единственным сыном Захарии из колена Левина. Поэтому спрашивая, был ли он Илией, который был вознесен на небеса приблизительно 878 лет до описываемых событий, в ответ неизбежно должно было прозвучать: “Нет, я не Илия”. Иисус тоже свидетельствовал (Матфея 11:11) о том, что Иоанн Креститель не был Илией, хотя и делал это опосредованно. Он просто говорил о том, что Иоанн – величайший из рожденных на земле людей. Моисей был более великий, чем Илия, но Иоанн Креститель затмевал их обоих. Так что же Иисус имел в виду, когда сказал, что: “…он есть Илия, которому должно придти”? Когда ангел Гавриил (Джибрил в арабской транскрипции) предстал перед Захарией и стал рассказывать ему о еще не рожденном сыне Иоанне, он сказал такие слова: “…и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный”. (Луки 1:17). Ангел обратился к двум пророчествам: Исаии 40:3–5 (см. Луки 3:4–6, где Иоанн Креститель еще раз упоминает об этом пророчестве) и Малахии 4:5–6, о котором мы уже говорили и которое гласит: “Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их…” Гавриил безошибочно назвал Иоанна “Илией”, чей приход Бог предсказывал через пророка Малахию. Итак, был ли Иоанн Илией? Нет. Но если бы священники и левиты спросили его: “Не ты ли тот, о котором пророк Малахия говорил, как об Илии?” Иоанн должен был ответить утвердительно.

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

Я сегодня этого делать не буду, хотя эта традиция освящена примером великого святого и достойна всякого почитания и уважения. Евангельское чтение рассказывает об удивительном столкновении двух очень интересных вещей. У пророка Михея есть такие слова: «Перед ними пойдет стенорушитель; они сокрушат преграды, войдут сквозь ворота и выйдут ими; и царь их пойдет перед ними, а во главе их Господь» ( Мих. 2:13 ). Этот стенорушитель, который идет перед глазами Бога – это конечно же Иоанн Креститель, который ломает всякую преграду зла. И здесь происходит столкновение правды Божией и вежливости человеческой. Иоанн никогда не мирился с нарушением воли Бога, не потому что он был тупым фанатиком, а потому что он понимал смысл закона Божьего. Закон Божий прав, прекрасен и свят. Законом Божьим стоят звезды. Закон Божий – это отражение лада Бога в нашем мире. Когда Иоанн Креститель говорил, что все люди, независимо от социального положения, должны исполнять заповеди Творца, он тем самым пытался направить людей, чтобы они стали достойны своего призвания. Есть люди, которые думают, что все заповеди придуманы для того, чтобы людей помучить, и что от исполнения их только хуже становится (хотя сама практика показывает, что исполняющий заповеди чувствует себя намного лучше, чем не исполняющий). Иоанн Креститель боролся за закон Бога ради человека, ради того, чтобы человек был приготовлен к наступлению Царства Божия. Он боролся за праведность Бога, которая нужна для того, чтобы человека сделать достойным прихода Царства Божия. Важно, чтобы человек выправил свое сердце по закону Бога, и оно стало прямым путем, по которому пройдет Бог. Именно для этого проповедовал Иоанн, и это он возвещал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3:2 ). «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф. 3:10 ). Поэтому Иоанн не побоялся вступить в бой за душу Ирода, он хотел спасти и Ирода и Иродиаду. А эти люди ему отплатили ненавистью и убийством.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

А вот у нас в храме читали такое толкование, будто он посылал своих учеников по той причине, что ожидал уже смерти и вдруг у него возникло сомнение, не напрасен ли его подвиг. Такое толкование тоже возможно? Ответ. Я высказывал мнение святоотеческое - Феофилакта Болгарского, а толкование, о котором говорите вы, может быть, более современное. Иоанн Креститель, который слышал голос с неба: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих " (Мф.12:18) - и видел, как на Спасителя в виде голубя сошел Дух Святый, не мог уже сомневаться. Это абсурд. Если Иоанн Предтеча говорит, что пришел для того, чтобы Он явился, и, имея это Откровение, всем проповедовал явившегося Мессию, - отчего бы потом он вдруг мог усомниться? Нет, это невозможно. Это смешно даже предполагать - получается, что он усомнился в тот момент, когда Господь воскресил сына Наинской вдовицы. Кто от этого может усомниться? От этого, наоборот, укрепляются в вере. Именно после этого события Иоанн послал своих учеников к Спасителю спросить: " Ты ли Тот, Который послан или мы иного ждем " (Лк.7:19), - потому что он думал, что пришло Господу время объявить открыто, публично, что Он Христос, раз Он совершил такое великое чудо - воскресение из мертвых. Вопрос. Почему Иоанн Креститель, когда его спрашивали, пророк ли он, отвечал отрицательно? Ответ. Во-первых, может быть, из смирения. Но я думаю, что главная причина заключалась вот в чем. Люди хотели отождествить его с кем-то из древних пророков. Тогда уже не было почти никаких пророков или их было очень мало и их не почитали - наступило время духовного оскудения. Когда же явился такой великий пророк, пытались отождествить его с кем-то из воскресших или явившихся в духе пророков: Илией, Иеремией. Так и про Спасителя говорили. Поэтому Иоанн Креститель и сказал: " Нет, я не пророк " . Вопрос. Я не понимаю, почему употреблена и что означает разная мера наказания в словах Евангелия: " Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду, кто скажет брату своему " рака " , подлежит синедриону, а кто скажет " безумный " , подлежит геенне огненной " (Мф.5:22)? Ответ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава третья В те дни. Не тогда, когда Господь был младенцем и жил в Назарете, но евангелист говорит так вообще о том времени, которое предшествовало настоящему, когда пришел Иоанн Креститель. Иоанн послан был от Бога для того, чтобы изобличать иудеев, привести их к сознанию своих грехов и таким образом подготовить к принятию Христа. Ибо если кто не сознал своих грехов, он не приходит к покаянию. Приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь. Иудеи были заносчивы, поэтому Предтеча побуждает их к покаянию. Ибо приблизилось Царство Небесное. Под Царством Небесным он разумеет первое и второе пришествие Христа, и добродетельную жизнь. Ибо если мы, странствуя по земле, жительствуем как бы на небе, чуждые страстей, то имеем Царствие Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. " Путем " называется Евангелие, " стезями " же - законные установления, потому что они изношены и древни. Поэтому Креститель говорит: будьте готовы к евангельскому жительству и законные заповеди делайте прямыми, то есть духовными; ибо слово " прямой " означает дух. Когда ты увидишь, что иудей плотски понимает подзаконный строй, то скажи, что он не делает стезей прямыми, то есть духовно понимает закон. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса. Предтеча призывал к покаянию и видом своим: ибо он имел плачевную одежду. Говорят, что верблюд занимает средину между чистым и нечистым животным: как отрыгивающий жвачку, он чист, а как имеющий нераздвоенные копыта - нечист. Так как Иоанн приводил к Богу и казавшийся чистым народ иудейский, и нечистый языческий и был посредником между Ветхим и Новым Заветом, то поэтому он и носил в качестве одежды волоса верблюда. Пояс кожаный на чреслах своих. Все святые в Писании представляются опоясанными или как пребывающие постоянно в труде (ибо нерадивые и изнеженные не опоясываются, как, например, сарацины теперь), или потому, что они умертвили в себе страсти плотского вожделения, ибо кожа есть часть мертвого животного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Господу было угодно послать этого Пророка, чтобы он уготовал Ему путь, сделал прямыми стези Ему и подготовил сердца людей к принятию Христа как Бога и Спасителя. Среди народа израильского были и те, кто не принял Господа Спасителя, и те немногие, которые последовали за Ним. По крайней мере, часть из них – это люди, которые приходили на Иордан к Иоанну Крестителю и поверили его проповеди. Мы помним слова из евангельского рассказа, когда Господа спросили: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11.28), – и Он ответил: «Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне» (Мк. 11. 29-30). Услышав такие слова, книжники и первосвященники рассуждали между собою: «Если скажем: с небес, – то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк» (Мк. 11. 31-32). Люди, которые не поверили проповеди Иоанна Крестителя, которые не знали, что ответить на вопрос: от Бога было это крещение или от человеков, – не поверили и Господу Иисуса Христу, и добились того, что Он был распят по приказу римского прокуратора. А те, которые поверили Иоанну Крестителю, последовали и за Господом Иисусом Христом, в том числе и некоторые ученики Иоанна Предтечи. О чем мы тоже слышим из Евангелия от Иоанна. Когда Иоанн Креститель указал на Иисуса и сказал: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1.36), тотчас двое учеников Крестителя отделились и пошли за Иисусом, а когда Он обернулся и увидел их, они спросили Его: «Равви,– что значит: учитель,– где живешь?» (Ин. 1. 38). Не потому, что им было интересно, где Он живет, а потому, что они хотели узнать, кто Он такой и зачем пришел, и почему Иоанн Креститель, которого они почитали как пророка, именно на Него указал как на Агнца Божия. Иоанн Креститель и сегодня стоит перед нашим духовным взором, указывает нам на Господа Иисуса Христа и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира» (Ин. 1. 29). И сегодня Иоанн Предтеча обращает к нам свою проповедь и говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 1).

http://mospat.ru/ru/news/59753/

Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк. 3, 3). Послушать его проповедь выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения (Мк. 1, 5). У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли, чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: “Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк. 1, 7-8). И вот, в один из обычных дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иордана иудеям, он Духом Святым узнал среди людей Того, пред Кем тридцать лет назад взыграл во чреве матери своей. Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14) Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1, 33). Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом “тотчас” церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил из воды отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21-22). Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание потопа греховного. Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица символ любви, чистоты и кротости. Так и Дух Святой есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и мира.

http://zavet.ru/kalendar/kr-005st.htm

Он же сказал им: «Зачем вам было искать меня? Или вы не знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. А Матерь Его сохраняла все слова Его в сердце своем. 10. Иоанн Креститель, его жизнь и проповедь ( Ин. 1:1–34 ; Мф. 3:1–12 ; Мк. 1:1–8 ; Лк. 3:1–20 ) Когда, после ухода волхвов, Ирод приказал избить младенцев, то Иисус Христос, как известно, был отправлен старцем Иосифом в Египет, а младенец Иоанн, будущий Креститель Его, скрывался в пустынных местах. Там он возрастал и укреплялся духом до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). Но вот наступило время и Иоанн вышел из своего уединения. «Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии в пустыне», говорит Евангелист Лука, «Иоанн проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». Это было в 779 году от основания Рима, когда уже пятнадцатый год правил император Тиверий , а Палестина (Иудея), потеряв свою независимость, превратилась в Римскую провинцию. В центре этой провинции, в Иерусалиме, был в это время правителем римский чиновник прокуратор Понтий Пилат , а в окрестных областях правили: Ирод Антипа в Галилее (где находились тогда Христос и Иоанн Креститель), Филипп , брат его, в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний – в Авилинии ( Лк. 3:1 ). Ирод и Филипп были сыновьями Ирода Великого, который избил вифлеемских младенцев. Оба брата, хотя и были наследниками своего отца, но большого политического значения не имели и всецело зависели от римской власти. Первосвященниками в этот период были Анна и Каиафа , которые впоследствии в Синедрионе судили Христа. Внешний вид Иоанна Крестителя привлекал всеобщее внимание. Он был высокого роста, крепкого сложения, закаленный суровой жизнью пустынника. Всегда постился, никогда не пил вина (хотя вино было во всеобщем употреблении), скудно питался акридами и диким медом, носил грубую из верблюжьей шерсти одежду, подпоясывался простым кожаным ремнем. Лицо его было бледно и обрамлено небольшой темной бородой и усами; густые черные волосы опускались на плечи. Так передает его внешность Священное Предание и отчасти Священное Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Хотя время Иоанна Крестителя уже прошло, Иисусу «должно расти», а Иоанну «умаляться», но Иисус не хочет косвенно соперничать с ним, не хочет, чтобы досужие люди подсчитывали, сколько людей ходит за Ним, а сколько за Иоанном. Тем более, Он не хочет торжествовать в глазах людей над заключенным в темницу «соперником». Кстати, а как иначе могло завершиться служение Иоанна Крестителя? Можно ли представить себе, что Господь сказал: «хватит, заканчивай, уже все холмы понижены и долы наполнены, уже приготовлен путь»? Труд Иоанна Крестителя мог завершиться только естественным для святого человека образом, и увенчаться только мученическим венцом. И способствовал этому, по попущению Божию, Ирод, «обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого». Вместо исправления, он «прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу» ( Лк.3:19–20 ). Когда же Иоанн пребывал в темнице, Иродиада, «злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и снятый, и берег его;... и с удовольствием слушал его» ( Мк.6:19–20 ). Значит, Иоанн не имел зла на своего тюремщика; он и в темнице продолжал доброжелательно беседовать, и так умел наставлять, что Ирод даже «многое делал, слушаясь его». О том, сколько у Иоанна, при всей суровости жизни, было любви и такта, говорит следующий случай ( Мф.11:2–15 ). «Услышав в темнице о делах Христовых», Иоанн «послал двоих из учеников своих сказать ему: ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». Не самого Иоанна мучил этот вопрос. Он хотел вразумить тех учеников, которые ни за что не желали оставить его. Иоанн чувствовал, что бесполезно убеждать словами; надо самим увидеть. Но как послать их – мол, пойдите и убедитесь? Они сказали бы: никого нам не надо, ни на кого не хотим смотреть. Тогда Иоанн послал как бы от себя, чтобы рассеять как бы свои сомнения. Тут уже ученики не могли отказать. Иисус, уразумев замысел Иоанна, не стал отвечать прямо на вопрос посланных, а предложил рассказать Иоанну только то, что они сами своими глазами могли увидеть:

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Приближается праздник Крещения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сегодняшнее евангельское чтение, подготавливая нас к этому, рассказывает о событиях, предшествовавших Крещению Господню. «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Бо-жия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (ст. 1–3). Здесь приведено пророчество двух древних пророков — Малахии и Исайи, и под Ангелом Божиим, который посылается пред лицом Мессии, Христа, подразумевается, конечно, величайший из пророков — Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Он назван также голосом вопиющего в пустыне, а Вопиющий — Сам Бог. Иоанн Креститель был настолько близок Богу, настолько прямо и непосредственно возвещал Божественные истины и волю Божию, что даже назван голосом Божиим. Действительно, он последний по времени и величайший из всех великих пророков, подготовивших путь Господу. Он в гораздо большей степени, чем все пророки, потрудился в этом. «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (ст. 4). Он обличил и вразумил тех людей, которые по грехам своим, по немощи и нерадению уклонились от пути Божия, от исполнения заповедей и закона Моисеева, но в душе своей сохранили искреннюю веру. Через крещение в реке Иордан он заставил их вернуться к прежней благочестивой жизни и таким образом подготовил их к слышанию слова Божия, очистил их совесть, сделал ее чуткой к проповеди Господа Иисуса Христа. Иоанн Креститель совершал свой подвиг проповеди крещения вдали от городов и избегал людных мест, но люди шли к нему, оставляя города. Сам образ жизни Крестителя, его подвижничество, пост, внешний вид и даже происхождение его (ибо он был из первосвященнического рода) — все привлекало к нему людей. Проповедь его была прямой, безыскусной, неподкупной и искренней. Он проповедовал самой своей необыкновенной жизнью. К нему приходили как бедные, так и богатые люди, занимавшие высокое положение в обществе. Приходили даже книжники и фарисеи, считавшиеся праведниками, но в душе чувствовавшие свою греховность и сознававшие, что они так же, как и люди невежественные в законе, погрешили против Бога, против совести.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Далеее написано: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков», «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли». Затем: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» – то есть Иоанн Креститель,. Далее: «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет». И вот в 14 стихе мы достигаем кульминации: «И Слово стало плотию – kai o Logos sarx egeneto – и обитало с нами, полное благодати и истины». Точнее, по-гречески это звучит «благодать и истина». «И мы видели славу Его (kabod)». Это тоже термин из древнееврейского языка, означающий божественную, сверкающую, величественную славу. Мы видели эту славу – славу Единородного Сына, monogenous Hios. В некоторых древних текстах написано даже monogenous Theos – Единородного Господа. «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ... И от полноты (pleroma ) Его все мы приняли и благодать на благодать (charin anti charitos).» Затем в Евангелии говорится: «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» – и уже здесь появляется слово «Христос» – «чрез Иисуса Христа». Далее: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Он его истолковал, раскрыл. Очень интересно, что слово Devar, которое переводится как «слово», не означает просто сказанное слово. Оно, конечно, не означает и только написанное слово – Библию. Очень многие христиане читают Библию как Коран. Библия – это не Коран. Она не упала с неба целиком. И для христиан Слово Божие – это не книга, Слово Божие – это Человек. Человек. Иисус из Назарета, Единородный Сын Божий, Который стал Плотью. Возвращаясь к слову «Devar», заметим, оно не означает только слово, это еще и действие, творение. Это синонимы – действие, творение, слово, – потому как иудеи не были метафизиками и абстракционистами; они выражались очень конкретно. Например, слово, означающее правду, обозначает также гору: настоящее, надежное, не так ли? И это Слово становится Иисусом, и как говорит Евангелие, Иоанн Креститель свидетельствует о Нем. В самой первой главе Евангелия от Иоанна Иоанн Креститель свидетельствует о Нем, и как же он Его называет? Он называет Его Агнцем Божиим, «Который берет на Себя грех мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010