Разделы портала «Азбука веры» Он сказал “да запретит тебе Господь”, но ведь архангел Михаил сильнее, зачем спорил? Похожие вопросы 5 Ответов Дьявол и с Господом имеет возможность общаться безопасно для себя, что мы знаем по книге Иова: Иов. 1:6–7 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее Однако, Господь не ликвидирует его до времени. Потому и полномочий у Архангела Михаила на то нет. Ангелы имеют возможность общения, подобно и нам. Если бы Бог пожелал поразить дьявола, то мог сделать это в любую секунду. Бог — Творец, а дьявол — лишь творение. Нам сложнее комара убить, чем Богу дьявола. Творец сознательно попускает ему действовать в мире и то в очень ограниченном масштабе. Почему Бог не уничтожит дьявола отвечает св. Иоанн Дамаскин : “Если же скажешь: зачем Он позволил ему (диаволу) воевать против людей, я отвечу, что для пользы – ибо многие через то увенчиваются. Если же скажешь, что многие и погибают, отвечу, что как сам диавол сумел стать злым без стороннего влияния по своему собственному решению (что для него и есть худшее обвинение), так мог бы и человек сам от себя и без подстрекателя стать злым, и был бы ему худший грех – ибо большего прощения и снисхождения достоин согрешающий по наущению другого, нежели от самого себя. Ибо согрешивший от самого себя неизвинителен, так же как и сам от себя следующий добродетели заслуживает большей похвалы. Поэтому диавол, согрешив сам от себя, остался нераскаян, а человек, согрешивший не от себя, но под натиском диавола, пришел к раскаянию, и удостоился обновления и оставления грехов. Так что бытие есть благо и дар Божий”. (Св. Иоанн Дамаскин . Против манихеев). Действительно, если бы так просто все можно было бы решить (один махом чудесного меча), наверняка диавол уже давно был бы уничтожен. Мы не знаем подробностей этого спора, однако Св. Писание ничего просто так не сообщает и во всем дает нам повод к назиданию. Прп. Беда Достопочтенный объясняет: Как бы то ни было и когда бы ни состоялся спор ангела с дьяволом, вот что нам необходимо понять: если сам архангел Михаил даже в споре с дьяволом не проклинал его, но обращался к нему с мягким увещеванием, то сколь более должны остерегаться слов проклятья люди, опасаясь оскорбить неразумным словом величие Создателя. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kogda-arxangel-m...

«С чудным ста Аввакумом на Божественной твоей стражи, Григорие, и, Сущаго на раму Херувимску познавый, всемирнаго был еси возвеститель спасения, присно зовый: слава силе Твоей, Господи» 164 . Святой Григорий представляется ставшим вместе с пророком Аввакумом на Божественную стражу и оттуда узревшим Того, Кто воссел на херувимов – Господа и Спасителя. Оттуда, с аввакумовой стражи, святой Григорий воз­вестил спасение всему миру в Господе нашем. Св. Иоанн Дамаскин составил удивительный пасхальный канон, воспе­ваемый во всем православном мире. Вот ирмос его четвертой песни: На божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен. Св. Иоанн Дамаскин составил ирмос вполне согласно с толкованием святого Григория Богослова . Христиане призывают на Пасху богоглаголивого пророка Аввакума стать вместе с ними на свою божественную стражу и с высоты башни пророческого видения показать светоносного ангела у гроба Господня, ясно возвещающего, что сегодня спасение миру, воскрес Христос, ибо всесилен. В словах ирмоса «ясно глаголюща» явно слышится отзвук слов Господа пророку Аввакуму: Запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать 165 . Повеление записать ответ 167 Аввакум стал на сторожевую башню и намерен был не сходить с нее, пока Бог не ответит ему по жалобе его. Бог не заставил Себя долго ждать. 2. 2–3 И отвечал мне Ягве и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Сколько стоял пророк в очертанном им вокруг себя круге на своей проро­ческой башне? Не знаем. По тексту книги ощущение, что не долго. Как не­когда сказал Господь: Утаю ли Я от Авраама раба Моего, что хочу сделать 168 , так не может Он и не хочет молчать пред Аввакумом. И отвечал мне Ягве и сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

111 Но не только своими словами мы можем благодарить своего Создателя и Попечителя. Св. Апостол дает нам еще одну очень важную рекомендацию. «Все, что вы делаете, словом или делом, говорит он, – все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Колос. 3:17 ). Такое благодарение посредством дел куда более приятно Богу и считается самым лучшим прославлением Его, потому что здесь возносят славословие не одни уста, а бесчисленное множество. Ведь «добродетельный всех, кто ни смотрит на него, заставляет хвалить своего Господа, а славословие их привлекает великую и неизреченную милость от Господа на того, кто побудил их к нему». 112 Потому-то и Господь сказал: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Так будем же, братья и сестры, не только собственными устами постоянно возносить благодарение Богу, но и своим поведением возбуждать всех ближних к совокупному с нами славословию. Такое богоугодное делание доставит нам величайшую пользу: избавит нас от забвения Бога, покажет нам Его величие, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к нам и насадит в нас живую веру в Него. И тогда мы, подобно евангельскому прокаженному, сможем приблизиться к Нему и, прославив Его, благоугодить Ему, и услышать от Него спасительно слово Его: «Вера твоя спасла тебя» ( Лук. 17:19 ). Аминь. 2018 г. О добром слове (в день памяти преп. Иоанна Дамаскина - 4/17 дек.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Православия наставниче», «благочестия учителю», 113 «честнаго богоглагольника» и «церкве наказателя», 114 – такими и подобными этим словами церковных песнопений мы неоднократно сегодня именовали преподобного и богоносного отца Церкви Православной Иоанна Дамаскина , жившего на рубеже VII-VIII веков. Такие наименования он получил вследствие своей жизнедеятельности, которая вся без остатка была обращена на раскрытие истин Христова учения как устно, так еще в большей степени и письменно. Сознавая значимость сего дела и видя в этом цель жизни своей, преподобный Иоанн, лишившись правой руки, усердно молил Пресвятую Богородицу об исцелении, обещаясь сей рукой написать многое в защиту и прославление Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

17). Тотчас же располагает его к себе названием (брата). " Иисус, явившийся тебе на пути " говорит. Этого Христос не сказал ему; но он узнал о том от Духа. " И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился " (ст. 18, 19). Как только возложил на него руки, так тотчас чешуя и отпала от глаз его. Эта (чешуя), говорят некоторые, и была причи­ною слепоты его. И почему (Господь) не ослепил глаз его? То и было более удивительно, что он не видел с открытыми (глазами); в таком же состоянии он находился под законом, пока не было возложено на него имя Иисусово. И тотчас " крестился, и, приняв пищи, укрепился " . Он изнемог как от путеше­ствия, так и от страха, а равно от голода и от скорби. И желая усилить эту скорбь его, (Господь) попустил ему оста­ваться слепым, пока не пришел Анания. А чтобы кто не по­думал, будто слепота его была только воображаемая, для того – чешуя. Следовательно, он не имел нужды в каком-либо другом научении; но случившееся было научением. " И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий " (ст. 19, 20). Смотри, тотчас же он сделался учителем в синагогах; не стыдился перемены, не боялся разрушать то, чем прежде славился; и не просто был учителем, но и в синагогах. Таким сделался человек, в начале причинявший смерть и расположенный к убийству! Видишь ли, какое явное знамение совершилось на нем? Этим самым он и удивлял всех, как показывает (писа­тель), прибавляя: " и все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос " (ст. 21, 22). Как опытный в знании закона, он заграж­дал им уста и не попускал говорить (противное). Они ду­мали, что, освободившись от Стефана, избавились от подоб­ных состязаний, но встретили другого сильнее Стефана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

27). Этот Варнава был человек по­слушный и кроткий; имя его значит: сын утешения; потому и был любим Павлом. А что он был весьма добр и кроток, это видно как из настоящего обстоятельства, так и из быв­шего с Иоанном (Марком, Деян.15:37). Отсюда он не боится, но рассказывает, " как он " (Павел) " в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса " (ст. 27). Вероятно, он слышал о том, что случилось с ним еще в Дамаске. Потому, когда предварительно это было совершено, тогда (Павел) делами подтвердил сказанное.   " И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса. Говорил также и состязался с Еллинистами " (ст. 28, 29). Так как ученики боя­лись его, апостолы же не верили ему, то этим он рассеивает страх их. " Говорил также и состязался " , говорит (писатель), " с Еллинистами " . Эллинами называет тех, которые говорили по-эллински; и это (делал Павел) весьма разумно, потому что прочие, закоре­нелые евреи, и видеть его не хотели. " А они покушались убить его " , это свидетельствует о силе и совершенной победе (Павла), а также и о том, что они были весьма недовольны случившимся. " Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию " (ст. 30). Делают это из опасения. Боясь, чтобы (с ним) не случилось того же, что со Стефаном, отправляют его в Кесарию. " И препроводили в Тарс " . Отправляют его, как из опасения, так вместе и с тем, чтобы он проповедовал и был в безопасности, нахо­дясь в своем отечестве. И заметь, прошу, как не все де­лается благодатию, но Бог попускает им устроять многое и собственною мудростью, по-человечески. Если так было с ним, то тем более с теми (учениками); попускает же для того, чтобы нерадивые не имели оправдания.  " Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались " (ст. 31). (Писатель) на­меревается говорить о Петре и о путешествии его ко святым. Поэтому, чтобы кто не подумал, будто это (сделал Петр) по страху, сначала он повествует о том, в каком состоянии находились церкви, и показывает, что, когда было гонение, то (Петр) находился в Иерусалиме, а когда повсюду Церковь на­ходилась в безопасности, тогда уже он и оставляет Иеруса­лим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

8:18). Действительно, святые были вместо отцов и даже превосходили всех плотских отцов своей любовью и попечением об этом  народе. " Оставшимися " он называет их потому, что многие были уведены врагами. " На дорогу к полю белильничьему " ( горняго пути села белилнича). И здесь мне представляется немалое затруднение, – как те, которые были заключены и осаждены и не смели выйти вон, явились за воротами города; ведь этот путь виден ныне вне стен его. Чем же разрешить это недоумение? Тем, что в древности он был огражден еще другой стеной; у этого города было две стены, как любознательные легко могут видеть из другого пророка. Итак, пророк, вышедши, ободряет упавший дух их и внушает надежду относительно будущего. Успокойся, говорит он, и не бойся; и называет царей древесными головнями, выражая как силу их, так и непорочность; потому он и присовокупляет: " дымящихся " , т.е. находящихся близко к тому, чтобы погаснуть. Потом, желая показать, что нападение врагов произошло не от силы их, а по Божьему попущению, говорит: " Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: пойдем на Иудею и возмутим ее , и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; и глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены " ( егда бо гнев ярости моея будет, паки изцелю. Сын же Арамль, и сын Ромелиев, яко совещаста совет лукавый Ефрем и сын Ромелиев 1) на тя, глаголюще: взыдем во Иудею, и озлобим ю 2) и собеседовавшее 3) отвратим я к нам, и воцарим в ней сына Тавелиева. Сия же глаголет Господь Саваоф: не пребудет совет сей, ниже сбудется: но глава Араму Дамаск, и глава Дамаску Расин: но еще шестьдесят и пять лет, оскудеет царство Ефремово от людей: глава же Ефремова Соморон, и глава Соморону сын Ромелиев: и аще не уверите, ниже имате разумети) (ст. 5–9). Опять пророк представляет величайшее подтверждение пророчества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Должно присовокупить, что действительность и отдельность Божеских Лиц ясно предполагается и во всех тех изречениях Священного Писания, где говорится о божестве каждого из сих Лиц и их личных свойствах. Ибо если и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, и у каждого есть свое отличительное свойство, которого не имеют два другие: то, значит, все Они суть равно Лица и Лица различные. Но изречения эти будут изложены в своем месте.    III. Наконец, замечательнейшие из мест Библии, которые преимущественно или даже исключительно свидетельствуют о единстве и нераздельности существа Божеских Лиц. суть следующие:    1) Объяснение в Новом Завете видения Пророка Исаии, которое описал он в 6 главе своей книги. Пророк повествует. что он удостоился однажды видеть Господа (Всевышнего) Саваофа сидящего на престоле высоком и превознесенном во всей своей славе (ст. 1—4), и что тогда же Господь сказал ему: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего (9—10). Здесь, очевидно, имеется ввиду Бог Отец, который преимущественно был известен в Ветхом Завете и назывался Всевышним и Саваофом. Но святой Иоанн Евангелист, указывая на это место, замечает, что Исаия видел славу Сына Божия и говорил о Нем (Иоан. 12:40-41), а апостол Павел свидетельствует, что повеление Исаии: пойди к народу сему и скажи..., изрек Дух Святой (Деян. 28:25-27). Как же могло случиться, что видя Отца, Пророк видел и Сына, и, слыша Отца, слышал и Святого Духа, если не под тем единственным условием, что сии три, хотя различны как Лица, но суть едино по существу (1 Иоан. 5:7), что у всех Их одно нераздельное божество, нераздельное величие и слава, нераздельное действование?    2) Изречения Нового Завета, показывающие тождество власти Отца и Сына и Святого Духа. Вот как, например, сносит между собой такого рода изречения святой Василий Великий: »иди в Дамаск, и там тебе сказано будет (Деян. 22:10), он есть Мой избранный сосуд (Деян. 9:15), сказал с небес Господь Павлу, когда поставлял его проповедником Евангелия вселенной. Анания же входящему в Дамаск Павлу сказал: брат Савл! прозри,… Бог отцов наших предызбрал тебя; и чтобы не почли этого сказанным о Христе, присовокупил: чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника — Иисуса (Деян. 22:13-14). Да и сам Павел, предавая писанию о своем звании и предызбрании, сказал: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол; а потом наименовал и другое нечто, кроме звания: избранный (αφορισμνος, отделенный) к благовестию Божию (Рим. 1:1). А что отделил его Дух, узнаем это из книги Деяний Апостольских; ибо сказано: когда Апостолы служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян. 13:2). Если же кого Бог Отцов предызбрал, и Сын призвал, того избирает Господь и того же отделяет Дух по полномочию своего естества, то как же допускать различие сущности в Троице, в которой обретается тождество действования?»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

А почему он встречается с Филиппом не прежде (посещения) Иерусалима, а после того? Ему не следовало ви­деть апостолов гонимыми, потому что он был еще немощен; и прежде это было бы не так удобно, как тогда, когда про­рок наставил его. Так и теперь, если кто из вас желал бы внимать пророкам, то он не будет нуждаться в знамениях. Но, если угодно, рассмотрим и самое пророчество, что гово­рит оно. " Как овца, веден был Он на заклание, в уничижении Его суд Его совершился " . Отсюда он узнал, что (Христос) был распят, что была взята от земли жизнь Его, что Он не совершил греха, что мог и других спасти, что род Его неисповедим, что камни распались, что завеса раздралась, что мертвые восстали из гробов; или лучше, обо всем этом сказал ему Филипп, только по поводу (чтения) из пророка. Подлинно, важно чтение Писаний. Так исполнялось сказанное Моисеем: " сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая " , помни Господа Бога твоего (Втор.6: 7). В особенности на пути, в пустыне, когда никто не препятствует, мы бываем способнее к размышлению. И евнух уве­ровал на пути, и Павел – на пути; но его (Павла) не другой кто привлек, а сам Христос. Это важнее того, что делали апостолы; важнее потому, что, тогда как апостолы находились в Иерусалиме, и ни один из них не был в Дамаске, он возвратился оттуда верующим; а находившиеся в Дамаске знали, что из Иерусалима он шел еще неверующим, так как он нес письма, чтобы связывать верующих. Как пре­красный врач (употребляет врачество), когда горячка еще в полной силе, так и Христос (в это время) подал ему не­мощь, потому что надлежало удержать его среди самого не­истовства. Тогда лучше он смирился и раскаялся в своих жестоких предприятиях. Но опять нужно обратить слово к вам. Для чего, скажите мне, Писания? Если бы от вас зави­село, то они все были бы уничтожены. Для чего Церковь? Зарой в землю книги: может быть, не такое (постигнет тебя) осуждение, не такое наказание. Если бы кто зарыл их в грязь и не слушал их, то и тогда не столько оскорбил бы их, как теперь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Апокалипсисе, в главе 22, когда святой Иоанн хотел поклониться Ангелу, тот запретил ему и сказал: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе (...) Богу поклонись ( Откр. 22, 9 ). Об этот камень Святого Писания и претыкаются противники, говоря, что следует поклоняться одному Богу, а не иконам. Исправление претыкающимся Здесь снова для толкования Святого Писания опираюсь на другой текст из него же. Была дана заповедь поклоняться Богу и Ему одному служить, а в другом месте святой Петр говорит: Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым (...) ибо такова есть воля Божия (1 Пет. 2, 13–15). Святой Павел также говорит: Всякая душа будет покорна высшим властям ( Рим. 13, 1 ). И ниже: Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь Рим. 13, 7 ). Что сказать на это, разве может быть противоречие в Святом Писании – да не будет этого. Но одно объясняется другим. Поскольку во втором тексте не возбраняется поклон твари ради Господа – царю, правителям и прочим властям, то ясно, что в первом тексте говорится о таком поклонении, которое должно воздавать Самому Богу, именуемом Латрией. Но послушаем святого Дамаскина, как он учит этому в Слове Третьем об иконах. Учение святого Дамаскина о поклонении «Поклонение есть смиренное явление повинующегося духа. Или, поклонение есть знамение боязни, и желания, и чести, явление покоряющегося и смиренного духа. Поклонение бывает различным и многообразным. ПЕРВОЕ ПОКЛОНЕНИЕ есть Латрия, которое мы воздаем Самому Единому Богу. Оно бывает или от рабства, суть которого покорность, или от доброхотства, которое творят Ангелы и благочестивые люди, или от нужды, как поступают демоны, или от удивления Его непостижимому Величеству, или от желания насытиться Его славой, или от благодарности за премногую и неисчислимую Его благость, которой Он создал нас и всем желает спастись, и орошает благодеянием Своим и злых, и добрых, и настолько нас возлюбил, что и Сына Своего дал нам, или от покаяния, когда мы, как блудные сыны, возвращаемся к Нему, или, наконец, от любви к Тому, Который безмерная бездна милости и щедрот.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В этом отношении пост – воспитатель души. Именно поэтому пост не может налагаться на всех механически, без учета того, кто собирается поститься: мужчина ли, женщина, ребенок, старый человек или молодой и проч. Известный подвижник, преп. Иоанн Кассиан говорит, что каждый должен на себя налагать такую степень поста, которая необходима «для укрощения плотской брани». Для мирян «плотскую брань» можно отождествить с диктатурой плоти, потакая которой, мы порой вообще уже становимся рабами ее требований. Какие существуют посты сегодня? Сегодня в Православной Церкви приняты 4 многодневных поста и малые посты. Многодневные : – Великий: 40 дней + Страстная седмица – оканчивается Пасхой; – Петров: длится от 8 до 42 дней – оканчивается днем памяти св. апп. Петра и Павла (12 июля); – Успенский: длится две недели – оканчивается днем Успения Пресвятой Богородицы (28 августа); – Рождественский: 40 дней – оканчивается Рождеством Христовым. Малые : – в течение года – среда и пятница (за исключением некоторых особых недель, т.н. сплошных седмиц); – Крещенский сочельник (18 января); – Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (11 сентября); – Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Были ли посты в дохристианское время? Посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. В то время чаще всего постились, воздерживаясь не от пищи какого-то рода (как сегодня), а вообще ничего не вкушали и не пили; воздерживались также от супружеских отношений. Такой пост длился один день, от рассвета и до захода солнца, или же в течение суток – 24-х часов. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Такой пост Есфирь предпринимает перед судьбоносным решением: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» ( Есф. 4, 16 ). Когда по дороге в Дамаск апостол Павел пережил потрясающую встречу со Христом, он также предпринял такой пост: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил».

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010