Ибо за такое откровение Господь ублажал Петра, сказав: блажен еси Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех 13 . Равным образом и во втором, приписываемом Иоанну, и в третьем –очень кратких посланиях не поставлено впереди имя Иоанн, но без всякого имени написано: старец. Наоборот, этот не удовольствовался даже однократным наименованием самого себя, чтобы продолжать дальнейшее повествование, но снова повторяет: аз Иоанн, иже и брат ваш и общник в печали и во царствии и в терпении Иисус Христове, бых во острове, нарицаемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисусово 14 , да и в конце сказал: блажен соблюдаяй словеса пророчества книги сея,–и аз Иоанн, видящий и слышащий это. Итак, что написал это Иоанн–верить надобно, основываясь на собственных словах писателя; но какой именно Иоанн, еще не видно. Ведь он не назвал себя, как во многих местах евангелия, ни возлюбленным учеником Господа, ни возлежавшим на персях Его ни братом Иакова, ни самовидцем и слышавшим самого Господа. Между тем он употребил бы которое-нибудь из вышеупомянутых выражений, если бы хотел ясно обозначить самого себя. Ничего такого однако же нет. Он назвал себя только братом нашим, общником, свидетелем Иисусовым и блаженным вследствие того, что видел и слышал откровения. Я полагаю, что мужей, соименных апостолу Иоанну, было много: по любви к нему и вследствие удивления, соревнования и желания подобно ему быть любимыми от Господа они с радостью принимали это имя, подобно тому, как между детьми у верующих часто встречаются имена Павел и Петр. 15 В Деяниях апостольских есть и другой Иоанн, нарицаемый Марк, которого Варнава и Павел взяли с собою и о котором к тому же сказано: иместа же Иоанна слугу 16 . Но он ли написал (Откровение), утверждать не могу: в самом деле не написано, что он отправился вместе с ними в Азию, а говорится только: отвержеся от Пафа, сущии с Павлом, приидоша в Пергию памфилийскую, Иоанн же отлучився от них, возвратися во Иерусалим 17 . Я думаю, что это какой-либо другой (Иоанн) из бывших в Азии, тем более, что в Ефесе были, говорят, две гробницы, и каждая называлась гробницею Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Ибо он «Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос». Поскольку же он сказал: «не»; то совершенно отверг, чем не был, но не отверг того, чем был, дабы, говоря истину, быть членом Того, Коего имени ложно не присвоил себе. Итак, когда он не желает имени Христа, тогда соделывается членом Христа, потому что, ревнуя о смиренном сознании своей слабости, справедливо заслуживает место на высоте Его. Но когда мы припоминаем мысль Искупителя нашего из другого чтения, тогда из слов этого чтения рождается вопрос, для нас весьма запутанный. Ибо в другом месте Господь на вопрос учеников о пришествии Илии ответствует: «Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.» (И если вы хотите знать, то сам Иоанн есть Илия) (Мф 17.12). А спрошенный Иоанн говорит: «несмь» (Илия). Что же это такое, возлюбленнейшая братия, Пророк Истины отвергает то, что утверждает Истина? — Ибо выражения: «есть» и «не есть», весьма различны между собой. Следовательно, каким образом он есть Пророк Истины, когда не согласуется в словах с этой Истиной? — Но если мы тонко разберем саму Истину, то звучащее между собой разноречием перестанет быть противоречащим. Ибо Ангел об Иоанне говорит Захарии: «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк 1.17). Следовательно, он (Иоанн) называется грядущим в духе и силе Илии, потому что, как Илия будет предшествовать второму пришествию Господа, так Иоанн предшествовал первому. Как тот будет Предтечею Судии, так сей был Предтечею Искупителя. Итак, Иоанн был в духе и силе Илии, но лично не был Илией. Следовательно, что Господь утверждает о духе, то Иоанн отрицает о лице, потому что этому так и должно было быть, дабы и Господь высказал ученикам мысль об Иоанне духовную, и этим Иоанн ответствовал плотскому народу, не о духе, но о плоти. Следовательно, хотя и кажется противным истине то, что отвечал Иоанн, однако же он не отступил от стези истины.    2. Он, отрицаясь даже от имени Пророка, — именно потому, что не только мог проповедовать об Искупителе, но и указывать (на Него), -далее высказывает, кто он, присовокупляя: «глас вопиющего в пустыне.» Вы знаете, возлюбленнейшая братия, что Единородный Сын называется Словом Отчим, по свидетельству Иоанна, который говорит: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иоанн спросил одного из стоявших там: «Для чего связаны эти юноши?» – «У нас есть великий бог волк, – ответил спрашиваемый, – которому мы ныне совершаем праздник, и ему в жертву будут заколоты эти юноши». Иоанн просил того человека показать ему этого бога, а тот ответил: «Если хочешь его видеть, то подожди до четвертого часа дня и увидишь жрецов, идущих с народом на то место, где бог является; с ними и ты пойдешь и увидишь бога волка». Иоанн же начал упрашивать этого человека, чтобы он сам повел его на то место, говоря: «Я вижу, что ты человек добрый, а я пришел из другого места и очень желаю видеть вашего бога волка, и если ты мне покажешь его, то я дам тебе за это драгоценную жемчужину». Человек тот согласился на просьбу Иоанна, привел его к трясине и озеру, говоря: «Отсюда выходит наш бог и является народу». Иоанн стал ждать выхода того бога, и вот, около четвертого часа дня, вышел из воды бес в виде огромного волка. Иоанн спросил его именем Христовым: «Сколько лет ты живешь здесь?» – «Семьдесят лет», – отвечал диавол. Тогда апостол сказал: «Повелеваю тебе именем Отца и Сына, и Святого Духа: выйди из этого острова и больше не возвращайся никогда сюда». И диавол мгновенно исчез. Человек, приведший Иоанна, видя это, пришел в ужас и пал к ногам святого, а Иоанн научил его святой вере и сказал: «Вот ты получил от меня жемчужину, которую я обещал тебе». В это время пришли на то место и жрецы с ножами в руках, ведя связанных юношей и сопровождаемые народною толпою, и ждали выхода волка, приготовясь заколоть юношей для его насыщения. Когда же, дожидаясь долго, они все не видели выхода своего бога, тогда Иоанн подошел к ним и просил развязать неповинных юношей, говоря: «Нет уже вашего бога волка, который был бес, потому что сила Иисуса Христа победила его и прогнала». Они, слыша, что погиб волк, пришли в ужас и начали искать его, но, не найдя нигде, развязали юношей и отпустили; а св. Иоанн началпроповедовать им Христа, обличая их заблуждение, и многие, уверовавши, крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто есть Тот, о Ком говорил Иоанн, стало известно на следующий день: «Видит он Иисуса, идущего к нему, и говорит: Вот Агнец Божий, который берет грех мира. Это Тот, о Ком я сказал: за мною идет Муж, Который впереди меня стал, потому что прежде меня был» (1:29 – 30). Евангелист Иоанн сообщает, что Иисус Христос был распят в то время, когда в Иерусалимском храме закалывали пасхальных агенцев. Для него Он стал Агнцем, кость которого не сокрушится (19:36). Ап. Павел также называет Иисуса Христа пасхальным приношением 31 . Но трудность здесь в том, что, хотя кровь заколотого ягнёнка защитила дома иудеев в ночь исхода из Египта, пасхального агнца не приносили в качестве искупительной жертвы (его закалывали, чтобы есть). Поэтому, перенеся представление об агнце на человека, Иоанн Креститель скорее всего имел в виду слова пророка Исаии 32 , когда тот сравнивал Мессию с овцой, ведомой на заклание ( Ис 53:5 – 8 33 ). Объявив, что Иисус – Агнец Божий, Иоанн ссылается на то откровение, которое он получил перед началом своего служения: «И я не знал Его, но для того пришел я крестить водою, чтобы Он явлен был Израилю» (1:31). Назначение своего служения он видит в том, чтобы опознать Мессию и указать на Него людям. Через крещение водою будет открыто, Кто же будет крестить Духом Святым: «И я не знал Его, но Пославший меня крестить водою, Тот мне сказал: “на Ком увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Он есть крестящий Духом Святым " » (1:33). Хотя Иоанн и Иисус были родственниками ( Лк 1:36 ), повидимому, они не общались между собой до встречи на Иордане. Иоанн говорит, что понял, Кто перед ним, лишь в момент крещения 34 : «И засвидетельствовал Иоанн, говоря: я увидел Духа, сходящего, как голубь, с неба, и Он пребыл на Нём» ( Ин 1:32 ). Это сообщение дополняет повествование синоптиков, которые указывали, что Духа видел только один Иисус. Но Св. Дух не только сошёл на Иисуса, но и пребывает на Нём. Глагол «пребывать» (греч. меинен) означает непрерывно и всеобъемлюще соединиться с кем–то, остаться, поселиться. Такое неотъемлемое обладание Св. Духом возможно лишь для того, Кто Сам имеет божественное достоинство: «И я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий» (1:34), – говорит Иоанн Креститель, повторяя слова, которые он услышал при крещении. Первые ученики

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Лк.7:17 .   Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности. Лк.7:18 .   И возвестили Иоанну ученики его о всём том. Лк.7:19 .   Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Слух о чуде, совершенном в Наине, разнесся по всей Иудее и окрестной стране. Дошел он и до учеников Иоанновых. При похвалах Господу они, как еще несовершенные, досадовали. Поэтому Иоанн, желая показать им величие Христа и то, насколько он (Иоанн) отстоит от Него (Христа), устрояет следующее: не делает ученикам никакого отзыва об Иисусе, а, представляясь незнающим, посылает их, чтобы они, увидев чудеса, из самых дел уверовали, что весьма велико расстояние между Господом – Иисусом и рабом – Иоанном. Ибо не думай, будто Иоанн действительно не знал о Христе и потому послал учеников своих с вопросом. Он еще прежде рождения, в утробе матери, взыграл, как познавший Его и на Иордане свидетельствовал о Нем, как о Сыне Божием. Лк.7:20 .   Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам? Итак, он посылает учеников, повелевая им спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Которому должно придти?». Видишь ли, как глубоко Иоанн ведет учеников к вере, что Иисус есть Бог ? Ибо пророки называются «посланными», и сам Иоанн, как говорит евангелист, был человек «посланный» от Бога ( Ин. 1, 6 ). А Господь – Грядущий, ибо Он пришел с властью, а не против воли. И так говорит: Ты ли Тот, Чьего пришествия в мир ожидают? Лк.7:21 .   А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. Лк.7:22 .   И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; Иные под словами: «Которому должно придти» разумеют сошествие в ад, как бы так было сказано: Ты ли имеешь придти и в ад? Что же Господь? Зная, с каким намерением Иоанн послал учеников, именно: чтоб они увидели дела Его и от них пришли к вере, Он говорит посланным: возвестите, что видите. Потом перечисляет чудесные действия, о которых и пророками предвозвещено. Ибо слова: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» есть и у Исаии ( Ис. 35, 5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Любовь к Богу проявляется в любви к людям; если ее не хватает для последних, то тем более не хватит для Создателя. Иоанн говорит даже больше того: всякий не любящий брата своего, не может любить Бога. Он проводит отличие между братом, которого видишь, и Богом, Который невидим. Утверждать, что любишь невидимое, тогда как не можешь любить видимого, – всего лишь тешить свое воображение. 21 Иоанн завершает этот раздел напоминанием о заповеди, которую мы имеем от Него, где от Него – относится как к Богу, так и к Христу. Как обычно, Иоанн здесь не делает четкого разделения. Он уже говорил о заповеди любви (3:23) и теперь вновь напоминает нам о том, что любовь – это не наш выбор. Это вполне определенное повеление. 5:1–5 Победа веры От любви Иоанн переходит к взаимоотношениям с Богом, а затем – к победе. Любовь и вера тесно связаны (см.: 4:16), и верующий побеждает мир. 1 Вера полагается на то, что Иисус есть Христос (эта истина красной нитью проходит через все послание), – и верующий, который имеет такое упование, от Бога рожден. Исповедание Иисуса Христом – результат не человеческого понимания, а Божественного действия (см.: 1Кор. 12:3 ). И это же Божественное действие производит любовь к ближним – верующим, так как любовь к Родившему подразумевает и любовь к рожденному от Него. 2 Иоанн продолжает настаивать на том, что любовь к Богу и любовь к людям тесно связаны. Обычно он говорит о том, что любовь к Богу проявляется в любви к людям, а здесь, наоборот: мы любим детей Божиих тогда, когда любим Бога. Любовь к Богу и любовь к людям идут бок о бок и связаны воедино. Практический склад ума Иоанна не позволяет ему просто остановиться на мысли о любви к Богу, и он идет дальше, добавляя: когда мы соблюдаем заповеди Его. Истинная любовь проявляется в исполнении Божьей воли. 3 На самом деле Иоанн может просто сказать, что любовь к Богу в том, чтобы мы соблюдали заповеди Его. Иоанн не формалист, но он осознает, что любовь – это действие; она естественно выражается в том, чтобы делать приятное тому, кого любишь, а что можно найти лучше, чем заповеди Его? Когда Иоанн добавляет: заповеди Его не тяжки (см.: Мф. 11:20 ), он не имеет в виду, что это очень просто выполнять наши обязательства перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Многие думали, что Иоанн есть Христос, обещанный пророками. Но Иоанн говорил им: «я крещу вас водою в покаяние; а идет за мною сильнейший меня, у Которого недостоин, наклонясь, развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». 29. Крещение Господа Иисуса Христа Мф.3:13–17 ; Мк.1:9–11 ; Лк.3:21–22 . Однажды в числе других пришел на Иордан к пророку Иоанну Иисус креститься от него. Пророк Иоанн удерживал Иисуса и говорил: «мне надобно креститься от Тебя, Ты ли приходишь ко мне?» Иисус ответил ему, что на то воля Божия. Тогда Иоанн крестил Иисуса. Когда Иисус после крещения вышел из воды и молился, отверзлись небеса, Дух Святый, в виде голубя, сошел на Него и послышался голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Иоанн узнал тогда, что Иисус есть Сын Божий, Спаситель мира. Иисусу Христу было в то время лет тридцать. После крещения Господь Иисус удалился в дикую пустыню, где провел без пищи сорок дней, постом и молитвою приготовляя Себя к великому делу спасения людей. В это время Он был искушаем от диавола и победил его словом Божиим. (Праздник Крещения Господня 6 (19) января). 30. Первые ученики Иисуса Христа. Первое чудо Его на браке. Избрание апостолов Ин.1:29–51; 2:1–11 . Через несколько дней после Своего крещения Иисус Христос пришел на берег Иордана, где крестил Иоанн. Увидя Иисуса, Иоанн сказал народу: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (то есть вот Тот, Кто принесет Себя в жертву за грехи всего мира). Я видел Духа Божия, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем, и свидетельствую, что Сей есть Сын Божий». Услышав это свидетельство Иоанна, ученики его, Галилейские рыбаки Андрей 12 и Иоанн, пошли за Иисусом, и беседовали с Ним. После этой беседы Андрей нашел брата своего Симона, сказал ему: «мы нашли Мессию», и привел его к Иисусу. Иисус Христос назвал Симона Петром (что значит камень). В сопровождении Своих первых учеников Иисус Христос пошел в Галилею. Во время пути Он призвал к Себе Филиппа, рыбака Галилейского, а Филипп привел к Нему Нафанаила, по прозванию Варфоломей. Нафанаил увидел, что Иисус знает даже тайные помышления его, и уверовал в Него, как в Сына Божия, Царя Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

Мое, говорит, крещение производит удержание от грехов, а Его – доставляет причастие Святого Духа. Марк и Иоанн сказали: «Духом Святым» ( Мк.1:8 ; Ин.1:33 ), а Лука: Духом Святым и огнем ( Лк.3:16 ), откуда опять очевидно, что Креститель говорил и то и другое, но в различные времена. Главным образом, эта речь указывает на сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков: тогда они были крещены Духом Святым и огнем, – а затем и на установленное Христом Крещение. И на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, не только освящая его, но как бы невидимым огнем уничтожая нечистоту души его. «Несмь доволен, т.е. несмь достоин»; так написал Иоанн ( Ин.1:27 ). «Той вы крестит». Креститель изображает метафорически изобилие благодати, а повторением слова: «огонь» показывается сила и непостижимость благодати. Мф.3:12 .  Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим. ...лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. (Лопата – которою веют хлеб). Этим показывает, что Он будет Судьею и грядущего века. Гумном называет Церковь всей вселенной, в которую Промыслом Божиим собираются все делатели; лопатой же – праведный Его суд, который колеблющихся всяким ветром нечестия, как бы оказавшихся соломою, предаст неугасаемому огню геенны, а тех, которые обладают достоинством добродетелей, соберет в житницу небесных обителей. Теперь, как на гумне, пшеница и солома находятся вместе, но тогда будет великое разделение, когда хлеб нужно будет отнести в житницу. Сказано: «в руце Его», потому что Он совершенно приготовлен произвести суд. Обрати внимание на то, что после Крещения Духом Святым и огнем Он очищает гумно Свое, и потому, приняв Крещение, не оставайся в бездействии. Мф.3:13 .  Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. С рабами приходит и Владыка; они пришли, чтобы покаяться, а Он, чтобы показаться народу. Так и Иоанн сказал: «да явится Израилеви» ( Ин.1:31 ). Мф.3:14 .  Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Иоанн знал, Кто это был, от Духа Святого, обитающего в нем. Евангелист Иоанн говорит: «виде Иоанн Иисуса грядуща к себе, и глагола: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» и т. д. ( Ин.1:29 ). Теперь же он удерживал Его, говоря: «аз требую Тобою креститися». Я, подверженный греху, имею нужду креститися от Того, Который не может грешить, крестящий простою водою – от Крестящего Духом Святым и огнем, раб – от Владыки, человек – от Бога, а Ты, наоборот, приходишь ко мне. Посему некоторые читают это вопросительно: «и Ты ли грядеши ко мне?» но Григорий Богослов – утвердительно, как бы в пророческом смысле: «Ты следуешь за мною, который убивается», т.е. и Ты будешь убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Облобызав каждого из христиан, Иоанн начал учить их, заповедуя им терпеливо переносить все и пребывать в доме Мирона 1681 . Он предрек им, что они увидят еще большую славу Божию. На другой день, когда миновала ночь 1682 язычники увидели христиан на месте, называемом каменовержением 1683 . Некоторые из них отправились к Кинопсу и сказали ему, что Иоанн жив. По повелению волхва, Иоанна взяли и привели на берег моря, где он совершал такие знамения 1684 . И снова собралось множество мужей и жен, которые, увидев Кинопса, пали ниц пред ним. Кинопс сказал им: „держите Иоанна, пока я не покажу ему мою силу“. Сказав это, с шумом великим и плеском Кинопс бросился в море и все воскликнули: „велик ты Кинопс, и нет другого больше тебя“ 1685 . Кинопс стал невидим. Иоанн же в это время молился 1686 , чтобы Господь низверг Кинопса в преисподняя бездны, а его спутников изгнал с острова. По молитве его тотчас исчезли спутники Кинопса, эти мнимые – утонувший, отец и убитый сын. Народ снова хотел убить Иоанна, как волхва. Но некоторые остановили их и требовали подождать возвращения Кинопса. Три дня и три ночи 1687 стоял народ на берегу моря, ожидая возвращения Кинопса. От „неядения“ и „вопля“ все изнемогли. Одни, упав на землю, лежали безгласными: трое же из народа совсем умерли 1688 . Видя, что народ изнемогает и погибает, Иоанн просил всех возвратиться домой, потому что Кинопс отошел в вечную пагубу. По молитве Апостола трое умершие воскресли и возвратились в свои дома. Иоанн был у Мирона. На другой день 1689 все граждане собрались к дому Мирона, желая видеть Иоанна. Его приняли за бога 1690 . Поднявшись на кровлю дома 1691 , он начал поучать народ, который безмолвно слушал его. В этот день крестилось 30 1692 человек 1693 . На другой день Иоанн вместе с новопросвещенными 1694 пришел на место, называемое иподромие 1695 . Здесь они встретили Иудея, хорошо знавшего писание и пророков, по имени Филона 1696 , который вступил в прение с Иоанном. Филон приводил изречения из книг Моисеевых и пророческих, толкуя их по букве 1697 , а Иоанн духовно 1698 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Обязанности развязывания ремней обуви, снимания ее и омывания ног считались самыми унизительными; и вот, Иоанн ставит себя, в сравнении с Христом, в такое же положение, в каком находится последний раб по отношению к своему господину. Появление Иисуса и указание на него Иоанном как на Христа-Мессию Надо полагать, что это происходило уже после искушения Иисуса. На борьбу с голодом и духом зла шел в пустыню Иисус-Человек; Он вышел из этой борьбы Победителем Своими человеческими силами; и после такой победы к Иоанну на Иордан шел уже Иисус-Мессия, Иисус-Христос, Иисус-Богочеловек. На другой день после допроса Иоанна посланными синедриона Иоанн увидел шедшего к нему Иисуса и, указывая на Него, сказал: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). Пророк Исайя изобразил страждущего Мессию в виде Агнца, на Которого Господь возложил грехи всех людей (Ис, 53, 6—7). Поэтому Иоанн, желая указать на Иисуса как на Мессию, называет Его так, как называл Его в своем пророческом вдохновении величайший из пророков. Иоанн свидетельствует при этом, что шедший в то время к нему Иисус есть Тот Самый, о Котором он уже возвестил народу, фарисеям и саддукеям, — Тот, Который стал впереди его, потому что был прежде. Этими словами — был прежде — Иоанн как бы повторяет пророчество Михея об исхождении из Вифлеема Владыки, Которого происхождение из начала, от дней вечных 8 (Мих. 5, 2). Свидетельство Иоанна, что он не знал Иисуса Я не знал Его (Ин. 1, 31), — говорит Иоанн. Известно, что Мать Иисуса, Пресвятая Дева Мария, была родственницей матери Иоанна, Елисаветы. Поэтому, дабы устранить всякое подозрение, что Иоанн свидетельствует об Иисусе по родству и что свидетельство его, вследствие этого, может быть не без пристрастным, Иоанн говорит: Я не знал Его. Эти слова Иоанна можно понимать двояко: или он вовсе не знал Иисуса, никогда не видел Его раньше появления Его на Иордане, или же он знал Иисуса как частного человека, но не знал, что Он Мессия-Христос. Какому из этих толкований следует отдать преимущество — неизвестно, так как Евангелисты ничего не говорят об отношениях Иисуса к Иоанну до встречи их на Иордане.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010