15. С. 401-402; 34. С. 1039; 1911. 19. С. 623; 26. С. 861-863; 32. С. 1055; 33. С. 1064; 1915. 1. С. 49; 5. С. 186-187; 6. С. 221-224; 7. С. 258-260; 8. С. 286-288; 10. С. 352-358; 1916. 28. С. 860; 50. С. 1576; 1917. 1. С. 39; 3. С. 157; 1918. 10. С. 169; 12. С. 11; 21. С. 16; ПрибЦВ. 1891. 40. С. 1378; ЦВ. 1903. 51/52. С. 400. Лит.: Стефан (Куртеев), иером. Сказание об основании новой Пустынно-Предтеченской жен. общины. Вятка, 1880; Каргопольцов И. Н. Г. В. Каргопольцова. СПб., 1888; Краткие сведения о сооружении каменного 3-престольного соборного храма в Иоанно-Предтеченском Леушинском мон-ре Череповецкого у. Новгородской епархии. СПб., 1891; Таисия (Солопова), игум. Начало Сурской жен. обители. СПб., 1900; она же. Сурская жен. обитель во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова на родине о. прот. Иоанна Сергиева. СПб., 19012; она же. Жизнеописание юродивой старицы Евдокии Родионовой, жившей при начале основания Иоанно-Предтеченского Леушинского первокл. жен. мон-ря. СПб., 1911; она же. Записки. Пг., 1916; она же. Леушинское подворье в Рыбинске: Ист. описание. СПб., 2002; она же. Соч. М., 2006; Событие в церкви Леушинского подворья 14 марта 1902 г. в СПб., с прил. Очерка жизни о. Иоанна Ильича Сергиева, прот. Андреевского собора в Кронштадте. СПб., 1902; Ист. описание Иоанно-Предтеченского Леушинского жен. мон-ря. СПб., 19073; Иоанн Кронштадтский, св. Беседы с настоятельницей Иоанно-Предтеченского Леушинского первокл. мон-ря игум. Таисией: С присовокуплением описания нек-рых особ. событий из жизни игум. Таисии. СПб., 1909; он же. Письма к настоятельнице Иоанно-Предтеченского Леушинского первокл. мон-ря игум. Таисии. СПб., 1909; Орнатский И., прот. У свежей могилы//Кронштадтский пастырь. СПб., 1915. 4; Светловский А., прот. Поминальная проповедь памяти игум. Таисии//Новгородские ЕВ. 1915. 8. С. 286-288; Коммунист. Череповец, 1929. 13 окт.; 1930. 5 янв.; Вперед. Мякса, 1932. 18 янв.; Стрельникова Е. Р. Кронштадтский пастырь на Кирилловской земле//К свету: Альм. М., 1997.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

Из построек тех лет сохранилась 5-купольная бесстолпная Введенская церковь с типичным для XVII в. декором (наличники из фигурного кирпича) и невысокая восьмигранная колокольня с одним ярусом звона, увенчанным 3 рядами нарядных кокошников. К сожалению, не сохранился главный храм тех же лет — Иоанно-Предтеченский собор, представлявший значительную архитектурную ценность благодаря своей редкой трёхшатровой форме (по типу «Дивной» Успенской церкви в Угличе). В XIX в. он был разобран за ветхостью и в 1887—1894 гг. заменён новым, тоже трёхшатровым, собором (более крупных размеров), но и этот собор снесён в 1930-е гг. В остальном ансамбль сохранился почти без изменений как один из ценных архитектурных комплексов, определяющих облик центра Казани. Монастырь всегда оставался небольшим и небогатым. Накануне реформы 1764 г. в его владениях числилось 90 крестьянских душ. По екатерининской реформе 1764 года монастырь подлежал упразднению и Архиепископу Вениамину Пуцек-Григоровичу стоило больших усилий отстоять Иоанно-Предтеченский монастырь, который хотя и остался «за штатом» — то есть без государственного жалования, но продолжал действовать. Иоанно-Предтеческий монастырь В 20-х годах XVIII столетия между преемником митрополита Сампсона, епископом Иоакимом и астраханским губернатором Волынским, покровительствовавшим католикам-капуцинам, возник конфликт. Волынский добился перевода епископа из Астрахани и начал преследовать его сторонников. Настоятель монастыря архимандрит Иоасаф был схвачен и заключён в темницу, где Волынский под пытками вымогал у него казну и ценности монастыря. Настоятелю удалось спастись бегством. В 1723 году, пытаясь скрыть следы своих бесчинств, Волынский добился закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря и учреждения в его стенах гарнизонного госпиталя. В обители не осталось ни одного монаха, однако богослужения не прекратились: их совершал белый священник. Сначала к нему на помощь присылали двух иеромонахов из Спасского монастыря, а потом прислали и второго белого священника.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве 11 сентября (29 августа по ст. ст.), в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, одна из древнейших московских обителей - недавно вновь возрожденный Иоанно-Предтеченский женский монастырь - отмечает свой престольный праздник. Не в пышных торжествах, но в строгом посте проводит этот день обитель святого Иоанна Предтечи, и со всей полнотой Православной Церкви вспоминает в покаянной молитве, как пресыщенным грехом и брашнами людям в день рождества царя Ирода была подана на блюде глава Крестителя Господня. Вся жизнь величайшего Пророка и «большего в рожденных женами», и смерть его, как подвиг стояния за правду Божию, сияют в сей день небесной красотой и неземным величием. Невольно вспоминаются в день убиения великого Праведника и другие невинные страдальцы, понесшие свой крест под покровом святого Иоанна Предтечи, в стенах его обители: и насильно заточаемые здесь невольницы царского рода в XVI - XVIII веках, и сонм претерпевших узы и темничное заключение новомучеников, за Христа пострадавших в ХХ столетии, когда обитель, подобно многим святыням Русского Православия, была осквернена и превращена в концлагерь, насельницы монастыря были изгнаны и отправлены в ссылку, а священники его - расстреляны или погибли в лагерях. 11 августа 2000 г. на заседании Священного Синода, проходившего в канун Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря, расположенного в самом сердце столицы. Близость к Кремлю и связь с царским домом всегда определяли судьбу монастыря с момента его основания и на протяжении столетий. Много таинственных и трагичных страниц вписано в историю Ивановской, как именовалась она прежде, Девичьей обители. Вместе со всем народом монастырь претерпевал разорения от интервентов и своих «воров и негодных людей», горел часто в московских пожарах, но всякий раз восстанавливался щедрой рукой русских царей, молитвами его святых покровителей. Многое в истории Иоанно-Предтеченской обители перекликается с судьбой уничтоженных Кремлевских святынь: Вознесенского Девичьего и Чудова мужского монастырей. Промыслом Божиим обитель святого Иоанна Предтечи сохранена от полного уничтожения для духовного обновления столицы, снова звучит в сердце Москвы «глас вопиющего в пустыне», а радость о возрождении монастыря в конце ХХ века соединилась со всецерковным торжеством прославления Новомучеников и Исповедников Российских.

http://sedmitza.ru/text/1219598.html

Балъфуру). – М.; Эссекс: Св. Иоанно-Предтеченский монастырь, 2001. 57 .  Софроний (Сахаров) , архим. Духовные беседы. – СПб., 1997; переизд. Т. 1. М.: Паломник; Эссекс: Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003. 58 .  Софроний (Сахаров) , архим. Письма в Россию: [Переписка с сестрой Марией Семеновной]. – М.; Эссекс, 1997 (переизд.: М.: Паломник; Эссекс: Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003). 59 .  Софроний (Сахаров) , архим. Письма к близким людям: [Переписка с прот. Борисом Старком]. – М., 1997. 60 .  Софроний (Сахаров) , архим. Единство Церкви по образу Единства Пресвятой Троицы: (Православная Триадология как основа православной эккле-зиологии) « Иером. Софроний//ВРЗЕПЭ. – 1950. – 2/3. – С. 8–33. 61 .  Софроний (Сахаров) , архим. Православие – свидетельство Истины: [Из писем к Д. Бальфуру]// Церковь и время. – 2000. – 3 (12). – С. 226–252. 62 . Sophrony, Archimandrite. His Life is Mine. – London, 1977. Литература об о. Софронии и его книгах 63 . Гуревич А. Л. Состояние отчаяния и духовная практика: (По прп. Силуану Афонскому и архим. Софронию)//Альфа и Омега. – 1998. – 1 (15). – С. 189–200. 64 . Завершинский Г., диак. Богословский экзистенциализм архим. Софрония (Сахарова) //Альфа и Омега. – 1999. – 3 (21). – С. 167–180. 65 . Захария (Захару), архим. Христос как путь нашей жизни: Введение в богословие старца Софрония (Сахарова) /Пер. с новогреч. – М.: ПСТГУ; Эссекс: Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003. 66 .  Иларион (Алфеев) , еп. Архимандрит Софроний//  Иларион (Алфеев) , еп. Православное богословие на рубеже столетий: Статьи, доклады. – М.: Крутицкое подворье, 1999. – С. 335–355. 67 . Николай (Сахаров), иеродиакон. Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония Сахарова // Церковь и время. – М., 2001. – 3 (16). – С. 229–270. 68 . Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний: По материалам «Силуановских чтений»/Сост. А. Л. Гуревич. – Клин: Христианская жизнь, 2001. – 268 с. 69 . Симеон (Коссек), игум. Смех старца//Альфа и Омега. – 1995. – 2 (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леушино (акватория Рыбинского водохранилища). Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в настоятельском корпусе. /// Объект утрачен Иконостас церкви Спаса Нерукотворного Образа. Фотография из книги: Игумения Таисия Леушинская. Келейные записки. Автобиография. Издательство " Леушинское подворье " , СПб, 2004, с. 197 Сергей Прохоров .. - .. Настоятельский корпус построен настоятельницей (1877-1881) Леушинской общины Леоньтей (Ковровой). В восточной половине здания была устроена церковь Спаса Нерукотворного Образа, освященная в 1880 г. Строительство церкви Спаса Нерукотворного было важным событием для общины. Примерно в это же время началось строительство монастырской ограды. При этом приписанная к общине церковь Иоанна Предтечи осталась за пределами ограды, и в течение 11 лет (до окончания постройки собора Похвалы Божией Матери) церковь Спаса Нерукотворного оставалась единственным действующим храмом на территории общины, а затем монастыря. После назначения игумении Таисии церковь стала моленным храмом настоятельницы и соединялась внутренним переходом с настоятельскими покоями. Первоначально церковь была увенчана куполом (что видно на старой фотографии). Но к 1909 году, когда корпус был сфотографирован С.М.Прокудиным-Горским, купол исчез. Когда и по какой причине это произошло, мне неизвестно. В то же время и на фотографии Прокудина-Горского можно разглядеть (на заднем плане, на фоне зелени) крест, установленный над алтарем. Историческое описание Иоанно-Предтеченского женского монастыря Череповецкого уезда, Новгородской губернии. СПб, 1890. http://www.knigafund.ru/books/124006 Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в настоятельском корпусе Деревянная домовая церковь Спаса Нерукотворного при настоятельских кельях. Освящена 15.09.1880 г. архимандритом Александро-Невской лавры Исаией. Была храмом Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря. Закрыта в 1920-х гг. и переоборудована под клуб. http://leushino.cerkov.ru/istoriya/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35040

Тригуляй. Тамбовский Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь. Церковь Питирима Тамбовского. Питиримовская церковь, Второго обретения мощей Питирима Тамбовского, церковь Карта и ближайшие объекты Питиримовская церковь находится на территории Тамбовского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря, расположенного на живописном берегу реки Цна, в поселке Трегуляй Тамбовской области России. Поселок Трегуляй основан в 1688 году епископом Тамбовским Питиримом как селение при Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Епископ Питирим часто посещал эти места, недалеко от монастыря был вырыт колодец, вода в нем считалась целебной. В 1717 году почти все деревянные постройки монастыря были уничтожены огнем, но через три года стараниями жителей Тамбова было все восстановлено. Строительство монастыря в камне было начато в 1791 году под руководством бывшего послушника Саровского монастыря Нафанаила. С приходом советской власти монастырь был осквернен и закрыт, в нем в разное время размещались концлагерь и колония для малолетних преступников. В 1940-х годах территория и постройки монастыря были переданы военному ведомству и на месте монастыря был развернут полигон. В 1990-х годах монастырские земли и уцелевшие монастырские строения возвращены верующим и начаты восстановительные работы. В 2002 году возведен небольшой каменный храм простой архитектуры, освящен в честь Второго обретения мощей святого Питирима. Возле храма находится источник святого Питирима, сооружена деревянная купальня. В настоящее время Тамбовский Иоанно-Предтеченский монастырь действует, при обители организована активная паломническая работа и продолжаются усердные работы по восстановлению монастыря. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05434

 Подвиг Богопознания: Письма с Афона (к Д. Балъфуру). — М.; Эссекс: Св. Иоанно-Предтеченский монастырь, 2001. 57.  Софроний (Сахаров), архим.  Духовные беседы. — СПб., 1997; переизд. Т. 1. М.: Паломник; Эссекс: Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003. 58.  Софроний (Сахаров), архим.  Письма в Россию: [Переписка с сестрой Марией Семеновной]. — М.; Эссекс, 1997 (переизд.: М.: Паломник; Эссекс: Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003). 59.  Софроний (Сахаров), архим.  Письма к близким людям: [Переписка с прот. Борисом Старком]. — М., 1997. 60.  Софроний (Сахаров), архим.  Единство Церкви по образу Единства Пресвятой Троицы: (Православная Триадология как основа православной эккле-зиологии) « Иером. Софроний//ВРЗЕПЭ. — 1950. — 2/3. — С. 8—33. 61.  Софроний (Сахаров), архим.  Православие — свидетельство Истины: [Из писем к Д. Бальфуру]//Церковь и время. — 2000. — 3 (12). — С. 226—252. 62. Sophrony, Archimandrite. His Life is Mine. — London, 1977. Литература об о. Софронии и его книгах 63.  Гуревич А. Л.  Состояние отчаяния и духовная практика: (По прп. Силуану Афонскому и архим. Софронию)//Альфа и Омега. — 1998. — 1 (15). — С. 189—200. 64.  Завершинский Г., диак.  Богословский экзистенциализм архим. Софрония (Сахарова)//Альфа и Омега. — 1999. — 3 (21). — С. 167—180. 65.  Захария (Захару), архим.  Христос как путь нашей жизни: Введение в богословие старца Софрония (Сахарова)/Пер. с новогреч. — М.: ПСТГУ; Эссекс: Иоанно-Предтеченский монастырь, 2003. 66.  Иларион (Алфеев), еп.  Архимандрит Софроний//  Иларион (Алфеев), еп.  Православное богословие на рубеже столетий: Статьи, доклады. — М.: Крутицкое подворье, 1999. — С. 335—355. 67.  Николай (Сахаров), иеродиакон.  Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония Сахарова//Церковь и время. — М., 2001. — 3 (16). — С. 229—270. 68. Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний: По материалам «Силуановских чтений»/Сост. А. Л. Гуревич. — Клин: Христианская жизнь, 2001. — 268 с. 69.  Симеон (Коссек), игум.  Смех старца//Альфа и Омега.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Митрополит Волоколамский Иларион посетил Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе (Великобритания) 19 октября 2012 г. 09:30 17 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл в Великобританию для участия в совещании архиереев Московского Патриархата, несущих служение в дальнем зарубежье. В Лондонском аэропорту митрополита встречали архиепископ Сурожский Елисей , клирики Сурожской епархии , сотрудники Посольства Российской Федерации в Великобритании. Из аэропорта председатель ОВЦС направился в Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе, где был тепло встречен настоятелем архимандритом Кириллом, братией и сестрами обители. В беседе с настоятелем монастыря митрополит Иларион поделился впечатлениями от пребывания на Афоне и рассказал о своем посещении Рима. 18 октября митрополит Иларион совершил в главном храме обители Божественную литургию в сослужении иеромонаха Николая (Сахарова) и других насельников монастыря. За богослужением, совершавшимся на славянском и английском языках, архимандрит Кирилл молился и причащался Святых Христовых Таин. По отпусте Литургии настоятель обители тепло приветствовал владыку, особо отметив, что будущий митрополит Иларион, тогда иеромонах, впервые посетил Иоанно-Предтеченский монастырь в 1991 году и с тех пор многократно был его гостем, в том числе в годы обучения в Оксфордском университете. Архимандрит Кирилл пожелал иерарху помощи Божией в несении нелегкого и ответственного церковного послушания, заверив в том, что насельники монастыря будут и далее поминать его в своих молитвах. Отвечая на приветствие настоятеля монастыря, митрополит Иларион поделился воспоминаниями о встречах с основателем обители приснопамятным архимандритом Софронием (Сахаровым), учеником и сподвижником преподобного Силуана Афонского. «Двадцать один год назад я впервые совершил здесь Божественную литургию, за которой молился и причащался отец Софроний. И сегодня, вновь совершая Литургию в этом храме, я не только вспоминал блаженнопочившего старца, но и ощущал его живое присутствие здесь, в основанной им обители», — подчеркнул председатель ОВЦС, призвав насельников монастыря неуклонно следовать заветам его основателя. По окончании богослужения митрополит Иларион в сопровождении настоятеля монастыря проследовал в трапезную, где состоялось чаепитие. Затем владыка отслужил литию на могиле архимандрита Софрония. За богослужением молились настоятель и насельники обители. В память о визите председатель ОВЦС преподнес архимандриту Кириллу наперсный крест, а для библиотеки монастыря подарил свои книги на английском языке. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2533524.ht...

Рукой подать Знаем ли мы святыни в наших родных городах? Задавшись этим вопросом еще в дни пребывания пояса Пресвятой Богородицы в Москве, мы отправили Марину Вологжанину искать ответы в одном монастыре и четырех московских храмах. Иоанно-Предтеченский женский монастырь Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Фото: temples.ru В густых утренних сумерках, подолгу не отпускающих пасмурную Москву, я иду по переулку, круто скатывающемуся от Маросейки вниз. Для прогулки погодка так себе, а для паломничества то что надо: из тяжелых низких туч сыплется не то дождь, не то снег. Встречным курсом – от монастырских трапезных палаток, судя по пакету, – движется седобородый батюшка. Здесь сплошь – храмы. По левую руку вырастает белый – храм равноапостольного князя Владимира в Старых Садах, возле которого осенью так подолгу не вянут розы, а в конце переулка, ныряющего в улицу Забелина, желтеют стены моей нынешней цели – Иоанно-Предтеченского монастыря , одной из древнейших московских обителей. Здесь по указу императрицы Елизаветы Петровны держали когда-то в подземной тюрьме страшную Салтычиху – в полной тьме, только на скудной трапезе зажигая ей свечку. И только через десять лет перевели ее в келью, соединенную с монастырским храмом окном, зеленую занавеску которого отдергивал московский люд, приходивший «смотреть» на узницу. Потом сюда сослали дочь самой Елизаветы Петровны. Эта сосланная стала святой. «В царствование Екатерины Великой – как считают, в 1784 году, при игумении Елисавете, – в монастырь по императорскому указу поступила насельница, личность которой до сих пор составляет тайну русской истории. Это была монахиня Досифея, бывшая, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного, но законного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским», – читаем о ней в книге «Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории». Через новоспасских старцев, с которыми затворница находилась в духовном общении, пишет автор, к ней «потянулась ниточка, связывающая русское иночество с афонским монашеским идеалом».

http://pravoslavie.ru/50493.html

Неоднократно Иоанно-Предтеченский Храм посещал царь-реформатор Пётр I. В один из своих приездов, царь читал в Храме за Литургией Апостол. В конце 1722 г. приказом Петра к церкви был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла. Антиминс для него был освящён астраханским епископом Платоном в 1799 г. А антиминс на престоле алтарного придела во имя Корсунской иконы Божией Матери (сейчас здесь иконная лавка) был освящён астраханским епископом Никифором ещё в 1689 г. В царствование Екатерины II Иоанно-Предтеченский женский монастырь упраздняется, и Иоанно-Предтеченская церковь становится приходской церковью. Окончательно монастырь был закрыт в 1755 г. Часть монахинь переезжает в Астраханский Благовещенский монастырь, часть пожилых доживает свои последние дни здесь, при Храме. Советская власть резко изменила историю Иоанно-Предтеченского храма. Его богослужебная утварь в 1922 г. попала под указ комиссии по изъятию церковных ценностей, с икон содрали серебряные оклады, вынесли другие вещи. Через 10 лет у храма отберут и колокола и сами иконы, и все имущество вплоть до кованой ограды. 27 февраля 1932 г. было решено закрыть церковь по иезуитской причине — опасности оползней. Договор аренды был расторгнут, а 3 апреля 1932 г.горсовет решил пустить церковь на слом… Во время Сталинградской битвы в 1942 г. немцы укрепили оставшийся целым фундамент взорванного храма, превратив его в мощный дот, надолго сдержавший наше контрнаступление на этом участке. Внутреннее убранство Первым шагом по воссозданию Иоанно-Предтеченского Храма на Центральной набережной г.Волгограда стали 10 сентября 1995 г. закладка и освещение места под строительство храма и открытие близко к месторасположению Храма, деревянной часовни во имя Иверской иконы Божией Матери (освящение часовни состоялось на Пасху 1996 г.). Единого священника,окормлявшего воссозданный таким образом Иоанно-Предтеченский приход, не было. Высокопреосвященный Герман, Архиепископ Волгоградский и Камышинский, оставил за собой управление приходом, став его настоятелем. Часовня была закреплена за братией Волгоградского Свято-Духова мужского монастыря и в течение полутора лет все Богослужения совершались в часовне братией Свято-Духова монастыря. Литургии совершались по праздникам и воскресным дням.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_И...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010