Закрыть itemscope itemtype="" > Кто дискредитирует Архиерейский Собор? Еще раз о пресловутых приложениях 4 и 5 к докладу митрополита Ювеналия 19.11.2004 655 Время на чтение 5 минут Один из наших внимательных и взыскательных читателей научный сотрудник университета г.Корк (Ирландия) к.ф.-м.н. Е.Е.Селенский прислал нам письмо, на которое в силу важности поднятой темы хочется ответить публично. Вот что пишет читатель: " Уважаемая редакция! Важность вопроса вынуждает меня поделиться с Вами своим мнением. Ваше интернет-издание, по моему мнению, по меньшей мере странно для Православного информационного средства подошло к освещению решений недавнего Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (автор А.Степанов, статья " Враги Ивана Грозного и Григория Распутина дискредитируют Архиерейский Собор " ). Получается, что наши Архипастыри ведомы какими-то лобби и прочее, что их вводят в заблуждение и так далее. Позиция А.Степанова, по-моему, очень шатка. Не ужели он призывает не принимать решения Собора, а если не призывает, зачем вообще эта публикация появилась?! По моему убеждению, именно такие " обзоры " объективно служат страшной цели дискредитации и подрыва авторитета решений Собора. Я не хотел бы сейчас пускаться в дискуссию о правомочности прославления: достаточно известно исторической науке. Кто бы ни " писал историю " , к сожалению, есть установленные факты. В этом моем утверждении - ни капли глумления, и я далек от того, чтобы огульно обвинять Иоанна Грозного и Григория Распутина: если это дело Божие, то ничто не устоит против прославления, а если человеческое, то горе нам. Радует, что наши Архиереи не идут на поводу у сиюминутных желаний таких, как мы с Вами, неофитов. Простите, но иного впечатления позиция Вашего издания по этому вопросу не производит " . Сразу хочу признать справедливость критики в одном - действительно, мы допустили ошибку, не предложив читателю обстоятельного анализа решений Архиерейского Собора. В оправдание могу только сказать, что наши силы и возможности весьма ограничены. Мы уже поняли свою ошибку и пытаемся ее исправить. На днях автор настоящей заметки выступил с докладом об итогах Архиерейского Собора на заседании Богословского отделения Петровской Академии наук и искусств. После того как доклад будет подготовлен к печати, мы выложим его на сайте. Фактически доклад является выражением позиции редакции " Русской линии " , а не личной позиции главного редактора, поскольку его содержание предварительно обсуждалось с коллегами.

http://ruskline.ru/news_rl/2004/11/19/kt...

Закрыть itemscope itemtype="" > На международной конференции, посвященной царю Иоанну Грозному 02.02.2017 950 Время на чтение 5 минут Конференция проходила в самом центре столицы - в конференц-зале «Московский» гостиницы «Националь». Инициатором ее проведения был известный предприниматель и общественный деятель В.В.Бойко-Великий (в своем выступлении я заметил, что все, что проходит по почину Василия Вадимовича - солидно, твердо и решительно; сам Бойко-Великий по своей стилистике, а главное по духу, напоминает царева служивого человека). К сожалению, я не смог попасть к началу конференции и не слышал выступление выдающегося русского историка из Петербурга И.Я.Фроянова (Л.Болотин назвал его великим человеком). Когда я вошел в зал, выступал В.Манягин. Говорил он о крепости семейных уз в древней Руси, о значении для современности знаменитого «Домостроя» (было подчеркнуто, что это особенно актуально для сегодняшнего времени, после того как у руля правления США стал Трамп). Следующим выступающим был профессор В.М.Лавров (в 1979-м году мы вместе заканчивали истфак Московского Государственного педагогического института). Тематика выступления Владимира Михайловича была посвящена русским царям. Было приведено несколько интересных моментов. В правление царя Михаила крымский хан арестовал наших послов. По его повелению их пытали. Советники царя предлагали ему в качестве ответной меры схватить крымских послов и даже объявить хану войну. Царь же, выждав некоторое время, послал хану подарки; послы были отпущены. Второй эпизод, упомянутый выступавшим, произошел в правление императора Николая II. Несмотря на Цусимскую катастрофу, борьбу, войну с Японией можно было продолжать. Страна восходящего солнца была истощена. Император запросил мнение специалистов о перспективах войны. Те ответили, что для достижения успеха нужно будет воевать еще год и это приведет к большим жертвам - не менее 200 тыс. убитых и раненых. По этому пути император не пошел, сказав: «Людей жалко». Хотя Лавров себя не позиционировал как специалист по эпохе правления Иоанна Грозного, тем не менее, он неосторожно заметил, что Грозный проиграл Ливонскую войну, допустил ошибку с учреждением опричнины и виновен в убийстве митрополита Филиппа. В зале поднялся шум. Возмущенные голоса заглушали голос докладчика. Некоторое время Владимир Михайлович держался, говоря: «Раз меня пригласили - будьте добры слушать. На меня шикали в советское время, было даже покушение». Зал, однако, не унимался, и докладчик покинул зал. Потом Л.Болотин упрекал собравшихся в нарушении российских традиций проведения научных конференций. Было, однако, очевидным, что собравшиеся почитатели Грозного царя не в малейшей степени не были склонны к компромиссу.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новые исторические труды профессора И.Я.Фроянова 10.11.2008 616 Время на чтение 7 минут Недавно вышли в свет две замечательные книги известного русского историка, много лет занимавшего должность декана исторического факультета Петербургского университета, профессора Игоря Яковлевича Фроянова, которые, вне всякого сомнения, заслуживают самого пристального внимания и пополнили золотой фонд русской исторической и педагогической литературы. Первая книга вышла в свет в московском издательском доме " Парад " и называется " Драма русской истории: На путях к опричнине " (СПбГУ; отв. ред. Ю. Г. Алексеев. – М., 2007. – 952 с.). В предисловии к новой книге говорится о ее предназначении: " Эта книга имеет не случайное название – " На путях к Опричнине " . Оно, по мысли автора, указывает на относительно сложный и длительный характер предыстории этого учреждения. Вот почему нельзя согласиться с теми историками, которые искусственно укорачивают время формирования исторических предпосылок введения Царем Иваном IV Опричнины " [Фроянов И. Я. Драма русской истории. На пути к опричнине/СПбГУ; отв. ред. Ю. Г. Алексеев. М., 2007. С. 5]. Книга прекрасно издана и представляет собой солидный фолиант объемом почти в тысячу страниц. Она состоит из семи глав: " Завязка: ересь в Новгороде и Москве конца XV – начала XVI в. " ; " " Великий временной человек " Вассиан Патрикеев " ; " " Муж зело мудрый " Максим Грек " ; " " Прозябе ересь " : Матвей Башкин, старец Артемий, Феодосий Косой и другие " ; " Рождение Святорусского Царства " ; " Кульминация: Избранная Рада и ее политика " ; " Развязка: введение Опричнины " . В предисловии к монографии отмечается, что " книга выходит из печати в год 460-летия венчания на Царство великого князя Московского Ивана Васильевича Грозного, завершившего созидание самодержавной монархии в России " . Автор посвятил свой труд " памяти строителей " Российского Самодержавства " , известных и безымянных " [Там же. С. 6.]. Книга профессора И. Я. Фроянова, вне всякого сомнения, привлечет внимание как профессиональных историков, так и широких кругов российской общественности. Дело не только в известности автора – одного из выдающихся современных отечественных историков, претерпевшего гонения в родном университете. Сама эпоха, которой посвящено исследование – время царствования первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного, – несмотря на то, что с тех пор прошло уже более четырехсот лет, до сих пор вызывает живой неподдельный интерес в обществе. Немногие историки берутся за столь сложную, противоречивую тему.

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/10/...

Закрыть Идеологическая бомба под страну В Касимове собрались установить памятник врагу России 02.06.2022 7981 Время на чтение 4 минуты Фото: wikipedia.org Группа лидеров русских православных общественный организаций обратилась с письмом к Президенту России Владимиру Путину по поводу намерения установить в городе Касимове памятник ханше Сююмбике. Публикуем текст этого письма. Уважаемый Владимир Владимирович! От лица патриотических организаций России выражаем обеспокоенность появившимся в средствах массовой информации заявлением муфтия Равиля Гайнутдина о том, что в первой декаде июня в старинном городе Касимове (Рязанской области) откроют памятник последней правительнице Казанского ханства ханше Сююмбике. Об этом сообщает сайт RZN.info со ссылкой на ТАСС и Информационно-аналитическую службу «Русская народная линия».  Фигура ханши Сююмбике, являвшейся одной из лидеров враждебной Москве партии в Казанском ханстве накануне его присоединения к России во времена Иоанна Грозного, намеренно героизируется как символ антироссийского сепаратизма. Подобно тому, как героизировались фигуры Степана Бандеры и Романа Шухевича на Украине . Ханше приписываются «героическая борьба против русских захватчиков» и то, что она, якобы бросилась с башни на землю во время штурма Казани войсками Иван Грозного, добрую половину которого составляли прорусски настроенные татары. В Патриаршей летописи говорится следующее: «Они (казанцы) послали: к Шигалею (бывший казанский хан Шах Али) и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею». О придуманном с целью противостояния Москве «подвиге» Сююмбике известно также следующее: «В 1551 году она была выдана мурзами русскому царю Ивану IV Грозному вместе со своим сыном Утямыш-Гиреем и казанской казной. Последние годы жила в Касимове, где и умерла. Могила неизвестна. Согласно гипотезе краеведа Анатолия Шейкина, последние годы провела в местечке в окрестностях современного поселка Виля (Нижегородская область), где жила под опекой своего личного телохранителя Чурай-Батыра». И Сююмбике вовсе не была правительницей Касимовского ханства, как утверждают инициаторы установки памятника, она была отдана в жёны (в третий раз!) Касимовскому царевичу Шах-Али.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/02/id...

Когда было написано обличительно послание царя Ивана Васильевич IV в Кирилло-Белозерский монастырь? Источник ИЗВЕСТНОЕ послание царя Иоанна Грозного к братии Кирилло-Белозерского монастыря и её игумену Косме, представляющее собою ценный источник для характеристики вотчинного иночества XVI века и в то же время один из памятников литературного творчества грозного царя, обыкновенно в рукописях встречается без даты. Поэтому, составитель IV части Истории Российской Иерархии (М., 1812), издавая послание (стр. 420 и след.), не решился отнести его к тому или иному году. Точно так же издатель I тома Актов Исторических, собранных и изданных Археографической Комиссией (Спб. 1841, 204, стр. 372 и след.), печатая вновь послание по трем Софийским и одной Кирилловской рукописям, не нашел между ними ни одного датированного списка. Между тем в зависимости от решения вопроса о времени составления послания находится хронология целого ряда исторических фактов, о которых оно упоминает. Вследствие этого в научной литературе возникло несколько попыток точнее определить время появления обличительного писания царя. И уже в «Актах Исторических» издатель снабдил послание заметкой: «около 1578» года. К этому времени его приурочил Н. М. Карамзин 1 , мнение которого было принято и поддержано, кроме Н. М. Строева, преосв. Макарием 2 , Н. И. Костомаровым , Ясинским 3 и другими 4 . С другой стороны, А. П. Барсуков в I томе своего исследования «Род Шереметевых» (Спб. 1881), отвергнув, мнение Н. М. Карамзина , высказал предположение, что послание, о котором идет речь, было написано в промежуток времени между весной 1574 года и весной 1575 года (стр. 324–325). Эта новая дата была принята и Д. И. Иловайским. Но в одной из рукописей бывшей Софийской библиотеки (ныне С.-Петербургской Духовной Академии) 1152, нам удалось найти список послания, правда неполный, но с точно определенной датой, которая не сходится ни с мнением Н. М. Карамзина , ни с догадкой А. П. Барсукова. Список этот сохранился на последних листах рукописи (л. 117–120) и содержит. только несколько первых страниц послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУРЬЕ Яков Соломонович (20.05. 1921, Петроград - 18.03.1996, С.-Петербург), историк, литературовед, исследователь средневек. русской книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, д-р исторических наук (1962). Область научных интересов Л. простиралась от рус. летописания , публицистики, истории сюжетного повествования в древнерус. лит-ре до творчества рус. писателей XIX-XX вв. Л.- автор ок. 300 научных работ, в т. ч. более 10 монографий. Л. род. в семье крупного специалиста по истории античности приват-доцента Петроградского ун-та и проф. Самарского ун-та С. Я. Лурье (1890-1964). Окончив школу при Военно-медицинской академии, Л. в 1937 г. поступил на исторический фак-т ЛГУ, к-рый окончил в 1941 г. В ЛГУ Л. занимался в семинаре М. Д. Присёлкова и специализировался в области истории Др. Руси. Его 1-я научная работа была опубликована еще в студенческие годы (Роль Твери. 1939). Л. был невоеннообязанным из-за сильной близорукости. Вскоре после начала Великой Отечественной войны он уехал с семьей из Ленинграда; преподавал в Енисейском учительском ин-те (с окт. 1941 по сент. 1943), в педагогических ин-тах Коломны (1943-1944) и Архангельска (1944-1945). В 1942 г. Л. защитил в Томске канд. диссертацию по истории русско-англ. политических отношений в XVI в. В нач. 1945 г. стал доцентом кафедры рус. искусства Ленинградского ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и кафедры истории ЛГПИ им. А. И. Герцена. Осенью 1949 г., в разгар борьбы с т. н. космополитизмом, Л. был уволен («по собственному желанию») с обоих мест работы, его начали вызывать на допросы в органы госбезопасности. Л. вынужден был уехать из Ленинграда; нек-рое время преподавал в Мурманском учительском ин-те и Карело-Финском педагогическом ин-те, жил у друзей в Москве; вернулся в Ленинград в апр. 1950 г. В это время Л., будучи безработным, получил приглашение Д. С. Лихачёва совместно подготовить научное издание посланий царя Иоанна IV Васильевича Грозного (Послания Ивана Грозного/Подгот. текста: Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье; пер. и коммент.: Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. (Лит. памятники)).

http://pravenc.ru/text/2110914.html

Остров. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Остров известно с XIVb. как загородная резиденция князей и царей. В XVIIIb. принадлежало А.Д. Меншикову, А.Г. Орлову, в XIXb. - Николо-Угрешскому монастырю. Преображенская церковь является памятником исключительного художественного и историко-архитектурного значения. Она построена из белого камня во второй половине XVIb., по преданию, Иваном Грозным. Крестчатое в плане основание церкви несет восьмерик, завершенный гладким шатром. Места перехода от основания к восьмерику и от восьмерика к шатру декорированы ярусами кокошников. На углах крестчатого столпа стоят 12 декоративных главок. По сторонам столпа расположены два одинаковых придела, перекрытых системой ступенчатых арок. С трех сторон храм обходит крытая галерея, возобновленная в 1838 г. в кирпиче. Композиция и детали памятника уникальны для архитектуры XVIb. Своеобразны профилировка лопаток, аркатура под венчающим карнизом, профиль карниза и обрамления порталов. Колокольня псевдоготической архитектуры построена у западного входа церкви в 1830 г. Храм возведен из белого камня во второй половине XVI века по повелению Ивана Грозного. Село было одной из подмосковных вотчин царя и называется как одно из возможных местонахождений легендарной библиотеки Грозного. Храм опоясывает крытая галерея, возобновленная в кирпиче в 1838 году. Несколько ранее, в 1830 пристроена колокольня из красного кирпича в псевдоготическом стиле. Храм полвека бездействовал. Сейчас служба возобновлена. Приход храма относится к Видновскому благочинию Московской епархии. К приходу приписаны две часовни (современные): преп. Серафима Саровского и свт. Николая Мирликийского (с деревянной скульптурой Николы Можайского). Сам храм, кроме главного - во имя Спаса Преображения (летний храм), имеет два боковых придела: во имя бессрр. мчч. Кира и Иоанна (действующий зимний храм) и св. вмц. Екатерины (недействующий). К архитектурному описанию могу добавить: 1) Упомянутые уже приделы примерно того же времени, что и главный храм, представляют собой две симметрично расположенные (с севера и юга) кострукции из четырёх несущих белокаменных арок с водружённым на них высоким барабаном купола. Декорированы полуциркульными кокошниками, а также уникальными для того времени круглыми окнами с раковинообразными розетками-люкарнами. Верх барабана украшен поясами кладки поребриком и зигзагом.

http://sobory.ru/article/?object=01004

Протоиерей придворного собора, пришелец из великого Новгорода, овладевает царем и царством, царем-чудовищем зла, одно имя которого наводило на всех ужас, царством, только что сплоченным из разных уделов, расстроенным 10-ти летней почти анархией; целые 13 лет (с 1547–60 г.) заправляет царем и царством, становится гением, ангелом-хранителем царя и возводит царство на высоту, какой оно не достигало в течение всей предшествовавшей исторической жизни. Явление беспримерное в нашей истории! По одному этому Сильвестр – великая нравственная политическая сила. Но во всей своей славной деятельности он старался держаться в тени, вдали от своего державного повелителя, предоставляя во всем честь самому царю, разным соборам, «судьям правдивым», избираемым по воле царя. Как будто щадя его скромность, история, к сожалению, ничего почти не говорит ни о предшествовавшей его появлению при дворе жизни, ни о последующей по удалении от двора. Одного не скрыла она, что он «бысть, яко вся могий и вся его послушаху» 2 ; но нельзя обезличивать и другие доблестные личности. Какие ж славные дела принадлежат ему, какие этим личностям, этого не выделила история. Таким образом, наш знаменитый деятель является в истории каким-то таинственным светилом, которое, внезапно появившись на политическом горизонте, то скрывало свой свет, то затмевало собой всех; таинственное и недоступное простому взору во время яркого своего свечения (казавшийся для современников человеком высшего благодатного помазания) оно стало еще более загадочным для них, когда, совершив свой славный путь, исчезло с политического горизонта. Отзывы о нем позднейших историков чрезвычайно разноречивы. Для одних (например, Погодина и Костомарова) он лицо бессмертное не только в истории нашего отечества, но и в истории всего человечества, творец самой важной эпохи не только в царствовании Грозного, но и во всей древней истории, светлая высоконравственная личность, не омраченная ни одним пятнышком, исключая некоторых оттенков суеверий (?) своего века и узости взгляда своего общества. Но они, возвышая Сильвестра, унижают Иоанна, отнимают у последнего всякое право на славные дела его царствования. Для других, впрочем очень немногих писателей, (в роде, например, Сергея Горского), Сильвестр есть не более, как ловкий узурпатор, партизан, искусно воспользовавшийся обстоятельствами и лицами 3 . Нам предстоит нелегкая задача определить истинную меру величия одного (Сильвестра) без унижения другого деятеля (Грозного), оградить безупречную личность от незаслуженных нареканий, а также выделить изо всей массы событий рассматриваемой эпохи те крупные деяния, которые несомненно принадлежат Сильвестру и ярко характеризуют его политическую деятельность, и затем в изучении характеров того и другого отыскать ключ к разгадке их отношений 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

С. Успенский Восьмая Заповедь Блаженства Блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5, 10 ). Совет христианину Когда по воле Бога Слова За правду будешь ты гоним, Иди вослед за нею снова, Любовью к ней руководим. Гонителей своих прости, За вероломство им не мсти, За зло добром им воздавай И никогда не унывай. Митрополит Иннокентий Ссылка святого митрополита Филиппа Святой Филипп, митрополит Московский, в молодости состоял на царской службе, где снискал любовь малолетнего великого князя Иоанна, ставшего впоследствии грозным царем на Руси – Иоанном IV. Однажды Филиппа поразили следующие слова Евангелия, услышанные им в церкви: «Никто не может служить двум господам». Оставив Москву, Филипп ушел в Соловецкий монастырь и поступил здесь в послушники. Безропотно и усердно Филипп переносил в монастыре возлагаемые на него труды: носил воду, рубил дрова и работал на мельнице. Видя его добродетели, игумен соловецкий Алексий пожелал вверить святому Филиппу управление монастырем, но смиренный инок долго не соглашался на это, не считая себя достойным управлять другими. Наконец, по смерти престарелого игумена, общими просьбами братии он принужден был принять на себя игуменский сан и отправился в Новгород, чтобы принять там от епископа рукоположение. С великим рвением стал святитель Филипп исполнять свои обязанности, так что в немногие годы своего настоятельства он совершенно обновил Соловецкую обитель. Но вот в 1566 году, когда кафедра Московской митрополии сделалась свободной, святой Филипп неожиданно для себя получил от царя Ивана Васильевича Грозного приказание ехать в Москву, чтобы принять сан митрополита Московского. Грустно было святителю Филиппу оставлять обитель, в которой он провел уже много лет; чувствовал он, что на трудный подвиг вызывают его в столицу, но отказаться исполнить волю грозного царя было невозможно. В Москве все трепетали тогда перед опричниками, которые совершали в царстве множество насилий, грабежей и убийств. Многие знатные бояре уже сложили свои головы, другие, страшась их наглости, запирались в своих домах, и временами город как будто замирал от ужаса. Среди страшного безмолвия несчастные москвичи ожидали, не раздастся ли в защиту их голос нового митрополита. Действительно, ревностный первосвятитель сразу же и твердо решился стать за правду, хотя бы за это пришлось пожертвовать жизнью. Уже в первую службу по своем посвящении, святитель Филипп обратил слово к царю, в котором напомнил ему, что царь должен быть кротким и милостивым, что нужно употреблять силу против врагов, а не против верноподданных. Сначала грозный царь внимал правдивым речам святителя, но потом стал гневаться на его смелость.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слово о печерском игумене преподобномученике Корнилии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, други мои! Сегодня мы собрались в этой святой обители, чтобы молитвенно отметить 411-ю годовщину со дня мученической кончины игумена сего монастыря преподобномученика Корнилия, прославить его труды по благоустройству этой дивной обители и воздать ему должное за его великие монашеские труды. Ныне день и нашей скорби, и нашей радости. Скорбь о том, что из-за вспышки гнева человека, имевшего неограниченную власть и привыкшего действовать по первому порыву своих желаний, не рассуждая о правильности поступка, трагически прервалась жизнь замечательного человека, который мог бы еще так много сделать полезного и нужного для святой обители. Радость же наша в том, что прославляемый ныне нами угодник Божий трудами своими и внешне приукрасил монастырь, и внутреннюю сторону поставил на должную высоту, и сам явился светильником нравственного совершенства, примером исключительной честности и усердия, высочайшим молитвенником перед Богом, помощником и покровителем всех, идущих по великому пути спасения, притекающих к нему за помощью. И потому мы с особым благоговением сегодня вспоминаем этого человека, необыкновенно богато одаренного от Бога различными талантами. Большинство из присутствующих здесь знают, что преподобный Корнилий принял мученическую кончину от руки Иоанна Грозного, который, поверив клевете, в припадке обычной своей болезни – грозного гнева – мечом усек главу преподобного Корнилия – и тут же опомнился и раскаялся в своем поступке. Знаете вы, что в Успенском соборном храме обители находятся мощи преподобного, и каждый из вас стремится помолиться у этой святой раки и приложиться к мощам. Знаете вы, что есть в обители “кровавая дорожка”, по которой по преданию раскаявшийся царь на своих руках нес обезглавленное тело до Успенского храма. Это все знают многие! И даже этого немногого достаточно было бы для того, чтобы стремиться побывать в этом дивном древнем монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010