В то время, как Антиох Епифан проливал кровь невинных иудеев, священник Маттафия, из семейства Маккавеев, с пятью сыновьями собрал небольшое войско, нападал на неприятелей, разрушал идолов и, мало по малу, начал восстановлять свободу и законы своего народа. Перед смертью Маттавия поручил управлять народом сыну своему Симону, а Иуде поручил начальство над войском. Иуда одержал много побед, над сирийскими войсками, избавил свое отечество от власти Антиоха, очистил храм от идолослужения. Иудеи под властью Римлян. Ожидание Спасителя Около ста лет правителями в Иудеи были Маккавеи. Но наконец римляне взяли Иерусалим и заставили иудеев платить им дань. Правителем Иудеи поставлен был Ирод, которому римляне позволили называться царем иудейским. Между тем время пришествия Спасителя приближалось, и иудеи, так много терпевшие от властвующих над ними язычников, утешали себя надеждою, что Мессия (Христос) спасет их от врагов и устроит сильное царство. Пророки в своих предсказаниях о Мессии Спасителе часто называли Его Царем всемогущим и обладателем всех народов. Но они говорили о духовном царстве Иисуса Христа, потому что они же описывали не только Его божественную славу, но и униженное Его состояние на земле, Его страдания и смерть на кресте. Священная История Нового Завета Явление ангела Захарии В Иудейской земле, во дни Ирода царя, был священник, которого звали Захариего, а жене его имя было Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, исполняли все заповеди и законы Господа. У них не было детей, и оба они были уже в летах преклонных. Один раз Захарии пришла очередь служить в храме, и он вошел в ту часть иерусалимского храма, которая называлась святилищем, для каждения. Здесь явился ему ангел Господень. Захария, увидев его, испугался; но ангел сказал ему: «не бойся, Захария, потому, что услышана молитва твоя; жена твоя Елисавета родить тебе сына, и дашь ему имя Иоанн. Будет тебе радость и веселие, и многие возрадуются его рождению, потому что он будет велик пред Господом. Он не будет пить ни вина, ни других крепких напитков, и Дух Святый будет в нем еще до рождения. И многих израильтян обратит он к Господу Богу и представит Господу народ приготовленный. Захария не поверил словам ангела, потому что оба они с женою были стары, и спросил: «почему я узнаю, что это сбудется?» Ангел отвечал ему: «я – Гавриил, посланный Богом сказать тебе эту радостную весть. И вот ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он так долго не выходит из храма. Он же, вышедши, не мог говорить и знаками показывал, что он видел видение в храме, и остался нем. А когда окончились дни службы его, то он возвратился в дом свой. Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение ее во храм

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

В этом отношении и является весьма достопримечательною личностью среди сынов человеческих личность Ламеха, мужа сильного и славного в роде своем и в веке своем, высоко, выше Каина, поднявшего надменное и гордое чело свое, превознесшегося в себе настолько, что начал пародировать, по отношению к себе лично, слова Божии о Каине, и при этом в таком тоне, что он – Ламех более может сделать и более отмстить за себя, нежели мог сделать или отмстить за убийство Каина Сам Бог. Полагают, что Ламех первый из людей ввел многоженство, так как именно о Ламехе в первый раз упоминается в Библии , как о многоженце, и упоминается с ударением на сие обстоятельство: «И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла» , – говорится в Св. Писании ( Быт.4:19 ). Семейство Ламеха было одно из знаменитейших, нужно полагать, семейств «сынов человеческих»: в лице сына своего Иавала Ламех организует правильное и обширное скотоводство; в лице другого сына, Тувалкаина, достигшего знания и искусства ковать оружие из меди и железа, он делается могущественным, сильным и страшным для врагов или своих оскорбителей; в лице третьего сына, Иувала, изобретшего свирель и гусли, он украшает жизнь свою музыкальным искусством, а в лице дочери Ноемы, как думают, приобретает знание и умение прясть пряжу, хотя бы из шерсти, и ткать полотно ( Быт.4:19–22 ). В гордом сознании своего величия и силы, надменный и уверенный в себе отец такого славного и даровитого семейства Ламех говорит своим женам: «Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне, если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» ( Быт.4:23–24 ). В этих словах Ламеха чувствуется грубое, наглое и торжествующее сознание личного самодовольства, превознесенного в себе чувства своего достоинства и уверенность в несокрушимой и страшной для других своей силе. Выражение его: «Ада и Цилла! послушайте голоса моего» , и обращение к ним в третьем лице: «жены Ламеховы! внимайте словам моим» – характеризуют личность Ламеха, как личность, упоенную сознанием своего достоинства и своего превосходства над другими: одно имя его есть уже знамя, честь и могущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В этом случае исполнение закона, в его совершеннейшем, идеальнейшем смысле, адекватном во всей полноте и целости воле Божией, есть Иисус Христос по Его человеческому естеству: сию правду и сию истину: «Отче!.. не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22:42 ) и «...не как Я хочу, но как Ты... да будет воля Твоя!» ( Мф.26:39–42 ) – Иисус Христос соблюл во всем их идеальнейшем совершенстве и запечатлел всем своим служением. В Лице Иисуса Христа как нравственный закон нашел свое совершеннейшее исполнение, адекватное самой идее о нем, так обрядовый закон, бывший лишь символом и образом, почил как в своем Первообразе; в Нем пестунство подзаконное сменилось сыновством благодати, и сень грядущих благ от закона открылась в Нем как свет и самые блага. Поэтому «...конец закона», – говорит Апостол Павел, – «Христос, к праведности всякого верующего» ( Рим.10:4 ): Он, как новый родоначальник, возглавил Собою род человеческий и привел его к Богу ( Еф.1:10–12 ); в Лице Своем, как Богочеловек, и делом Своего служения Иисус Христос, по свидетельству Св. Писания, совершил не внешне, не юридически только искупление и спасение рода человеческого, но фактически реально и нравственно или, как выражается Апостол, «преискренне» заступает Собой вообще естество человеческое перед Богом для спасения и вечной жизни людей: «Понеже убо дети, – говорит Апостол Павел, – приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни быша работе» ( Евр.2:14–15 ); в Нем люди имеют «приведение к Отцу» ( Еф.2:18 ), воспринимают усыновление ( Гал.4:4–5 ) и делаются «приснии Богу» ( Еф.2:19 ); в Нем совершилось «очищение грехов» ( 1Ин.1:7 ), искупление вины человеческой перед Богом и снятие клятвы Божией ( Гал.3:13 ); в Нем исполнилось «примирение» с Богом и спасение людей «в животе Его» ( Рим.5:10 ); «обетование вечного наследия» в Нем открылось для принятия всем «званым» ( Евр.9:15 ), ибо «в Нем обитала всякая полнота», так что Бог-Отец «посредством Его с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное», и «примиренные в теле плоти Его, смертью Его» и соединенные с Ним являются «святыми и непорочными и неповинными» перед Богом ( Кол.1:19–22 ), «сынами в славу» ( Евр.2:10 ); Он новый родоначальник – Адам, но не для «душевного человека, перстного из земли, подобно первому Адаму, а для духовного небесного от Духа животворящего» ( 1Кор.15:45–47 ): «Как в Адаме все умирают, – говорил Апостол, – так во Христе все оживут... первенец Христос, потом Христовы» ( 1Кор.15:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В этом случае как истина не может быть субъективною, а бывает таковою в смысле объективном, так и нравственное добро не есть добро, когда оно получает в частных случаях свое воплощение по каким-либо личным, субъективным мотивам, меняющимся, обыкновенно, до бесконечности. «Аще любите любящие вы , – говорит Иисус Христос, – кая вам благодать есть? Ибо и грешницы любящия их любят. И аще благотворите благотворящим вам, кая вам благодать есть? Ибо и грешницы тожде творят. И аще взаим даете, от них же чаете восприять, кая вам благодать? Ибо и грешницы грешникам взаим давают, да восприимут равная. Обаче любите враги ваша, и благотворите, и взаим дайте, ничесоже чающе... и будете сынове Вышняго, яко Той благ есть на безблагодатныя и злыя. Будьте убо милосерды, яко же и Отец ваш милосерд есть» . Вот истинная основа и истинный мотив нравственного добра в человеке – быть благодатным сыном Всевышнего и индивидуально отображать в себе Бога. И в то время, как «мзда» истинной добродетели «многа на небесех» ( Мф.5:12 ), т.е. в то время как истинное добро вполне бескорыстно и в идее своей освящается безусловным велением долга и волею Божиею (о том, какой истинный смысл имеет в Христовом учении обещание «мзды на небесех» , сказано в своем месте), мзда каждого эгоистического, субъективно-индивидуального, но кажущегося добром, поступка кончается здесь же на земле, в сфере земных личных интересов самого человека. И, действительно, служащие культу личности и индивидуализму другого мотива в своих поступках и не могут иметь, как чтобы восприять «мзду свою» ( Мф.6:2, 5, 16 ). В одной из Своих притч Спаситель высоко и глубоко жизненно освящает кажущийся со стороны добрым и великодушным поступок одного практического безбожника; но на самом деле этот поступок лишен всякой нравственной цены, ибо исходил из культа собственной личности человека, а потому был совершенно случаен. «...В одном городе , –говорит Иисус Христос, – был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В этом случае, скажем словами этого же Апостола: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ). И потому «имеющий сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин.5:12 ). Следовательно, пока на земле есть христианские народы, исповедующие воистину, что Христос есть Сын Божий, до тех пор об умалении Царства Божия на земле и речи быть не может. Частные падения в Церкви врачуются средствами самой же Церкви. Судить о состоянии Царства Божия на земле по этим частным падениям незаконно, и подлежит даже величайшему сомнению – справедливо ли иметь решительный суд даже о частной падающей воле? «Ты кто еси судяй чуждему рабу? – говорит Апостол Павел. – Своему Господеви стоит или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его» ( Рим.14:4 ). Воля человеческая есть больная воля, и не в том ли обнаруживается наибольшая сила жизни Церкви, и благоухающий цвет ее, и высокое достоинство ее, и слава ее, и торжество ее, что она, имея объектом своим больную волю человека, творит ее наивозможно здоровою, настолько здоровою, что нравственный идеал христианства остается для нее свойственным, родным и собственным? «Не здоровые имеют нужду во враче, – говорит Иисус Христос, – но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:12–13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:31 ), и Церковь христианская, верная своему призванию, в духе и силе своего Верховного Вождя и Божественного Главы, не святых только и праведных блюдет в ограде своей, но и падших, обращающихся к ней, возводит в святость и непорочность. Пример обращения Закхея-мытаря ( Лк.19:5–9 ), образ евангельской грешницы, облившей ноги Иисуса Христа слезами, отиравшей их своими волосами, целовавшей и намощавшей их драгоценным миром ( Лк.7:37–48 ), история обращения Савла, дышащего «угрозами и убийством» ( Деян. 9:1–18 ), даже образ разбойника, исповедавшего Иисуса Христа Господом с креста своего ( Лк.23:42 ), живы до сегодняшнего дня в Церкви Христовой, и это явление, несомненно, свидетельствует собой об особенной и чрезвычайной жизненности Церкви Божией на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Вера, заступающая в христианской религии, есть такой член в оной, который, содержась или подразумеваясь в каждом чинопоследовании тайнодействий и священнодействий Христианского Богослужения, составляет собою существенную внутреннюю сторону человеческую в противоположность той же стороне Божественной, т. е. благодати Божией. «И вы тело Христово, а порознь члены, говорит Апостол. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы?... Все ли пророки?... Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? ( 1Кор.12:27–30 ). Нет, Бог расположил члены, скажем словами того же Апостола, «каждый в составе тела, как Ему угодно» ( 1Кор.12:18 ). Однако в сем расположении членов в Церкви Божией существуют неизменно два главных разделения – на пастырей и пасомых, на священную иерархию и руководимых оною верующих – «ниву Божию и словесное стадо Христово»: «мы соработники у Бога, говорит Апостол, а вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:9 ); «внимайте себе, говорит Апостол Павел пастыреначальникам Ефесской Церкви, и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа Бога» ( Деян.20:28 ), и в другом месте тот же Апостол свидетельствует, что Сам Господь Бог дал Церкви пастырей и учителей «к совершению святых, в дело служения» ( Еф. 4:11–12 ), как Своих домостроителей ( Тит. 4:7 ) или, выражаясь частнее в другом месте, как строителей тайн Божиих ( 1Кор.4 :). Может ли, спрашивается, сие домостроительство тайн Божиих чрез особых из людей строителей быть таковым без видимого посредства и без известного, определенного обряда? Странно, правда, предлагать себе этот вопрос, когда дело касается деятельности уже человека в отношении и при воздействии его на другого, подобного ему собрата, ибо без известного посредства и определенного действия никакой, конечно, передачи чего бы то ни было от человека к человеку-же и быть не может: однако предлагая этот вопрос, мы имеем в виду не одно служение иерархического лица в слове, проповеди и оглашении, но имеем в виду указать на существенную и безусловно-необходимую принадлежность сего служения иерархического лица в определенном церковном чинопоследовании, при наличности обрядовой части Богослужения, при непременном условии совершения положенного или данного символического действия, при употреблении освящаемого посредства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Во Христе и о Христе «человек Христов» не чего-либо другого лично желает, лично ищет, как именно сей «правды и истины» своего быгия с Богом и в Боге, – ищет и желает «Царства Божия» в личное свое обладание и в личное свое достояние ( Лк.17:21 ), – желает и ищет осуществления стремления своего лично к той конечной цели, чтобы, как говорит Апостол, иметь «истину в Иисусе, обновиться духом ума и облечься в 14 нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:21–24 ). Поэтому не дать «человеку Христову» быть «человеком Божиим» в действительном благодатно-духовно-жизненном общении с Богом значило бы отказаться Богу от своего «творчественно-действенно-существенного» отношения к человеку в том, в чем человек соразделяет о Христе суд свой над злом мира сего и над своим личным греховным состоянием в конечной причине и в последнем основании, т. е. в Нем же – в Боге. В рассуждении второго положения, именно: – «безусловно должное во Христе для духовно-нравственной своей свободы», тот же абсолютный закон вечной Божественной правды требует, чтобы, по силе и по причине совершившегося суда добра над злом в конечной причине и в последнем основании, т. е. в Боге, – личность человека о Христе была возведена благодатно в такое свое «стояние по силомощности своего духа, в котором «закон ума», в его обращении к Богу и к Божию закону, и личная «набожность» человека не были бы подавляемы «законом греховным». «Не то делаю, что хочу, – говорит Ап. Павел о себе в рассуждении своих духовно-нравственных сил вне «благодати Христовой», т. е. говорит о натуральном состоянии человека в его грехе и под «греховным законом»: «а что ненавижу, то делаю; желание добра есть во мне; но чтобы сделать оное, того не нахожу; нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» ( Рим.7:15 ...23): значит, духовно-нравственная личность человека не была бы довлеющею себе для доброго делания по Богу о Христе, если бы благодатно не являлась во Христе силомощною совместно и во «еже хотети и во еже деяти» по Богу ( Флп.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Вот о сих то «временах отрады» и говорит Ап. Петр, свидетельствуя иудеям о временах «совершения всего» и призывая их к покаянию: покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего». Итак, по абсолютной Божественной правде и в рассуждении абсолютных истины и правды бытия сынов человеческих, как личностей себе собственных, «лоно Авраамово» и «ад», с одной стороны, земное бытие человека, с другой стороны, не только осуществляют бытие рода человеческого в единстве Божественной идеи о бытии сынов человеческих и в гармонии, так сказать, целого домостроительства Божия о роде человеческом, в его греховном состоянии, но и в совершеннейшей Божественной полноте и в предельно-Божественной законченности «взыскания» всех грешников земли, всех безусловно сынов человеческих лично ко спасению в лице Иисуса Христа, как Бога-Спасителя. Но здесь возникает следующий исключительный, хотя частного характера, однако необходимо входящий в гармонию целого – всего домостроительства Божия, вопрос: если «ад» в том его содержании, в каком он есть для «века сего», как сфера бытия человеческих душ, тех из сынов человеческих, которые умирали, умирают и будут умирать в грехах своих и лично при жизни своей не «соразделяли» Христа, существенно необходим, и если значение в сем отношении «ада» безусловно важно как для вселенской абсолютной правды по существу Бога, так для личной каждого грешника земли правды в Боге и по Богу: то что, спрашивается, должно мыслить о тех человеческих личностях, которые, пребывая во грехе земной своей жизни, не «увидят и не познают «ада» по самому времени своего существования пред воскресением мертвых? что имеет, спрашивается, заменить и осуществить частный «суд Божий» для сих человеческих личностей? и не будет ли положение сих сынов человеческих, имеющих быть лишенными «ада века сего», положением с таким, относительно бытия и жизни, лишением, которое ничем не может быть уже возмещено, так как они прямо и непосредственно от земной жизни должны будут предстать на последний суд Божий? Нет, и сии сыны человеческие и «частный свой суд» от Бога и «ад», как свидетельство о Себе Бога «в очию» в его Божественной правде и истине, и как конечное взыскание правосудием Божиим грешников земли того времени к правде и истине их мысле сознаний и их мысле-волений по Богу-Творцу и Богу-Спасителю, будут иметь возмещенным и замещенным, с одной стороны, теми «страхованиями и знамениями великими с небесе, которые посланы будут живущим от Господа, и от влияния которых люди будут издыхать от страха, по слову Спасителя, и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесныя поколеблются; будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится» (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Вот Он, восседая на осле, торжественно, при ликовании народа, входит в Иерусалим, никому не запрещая восторженно приветствовать Себя «Царем Израилевым» ( Ин. 12:3 ); на трусливые и злобные ( Мф.21:15 ) замечания растерявшихся начальников и старейшин иудейских, обращенные к Нему: «Слышишь ли, что они говорят?», Иисус Христос спокойно ответил: «Да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» ( Мф.21:16 ; Пс.8:3 ). «Весь город пришел в движение, – говорит евангелист Матфей, – от громогласного и восторженно-торжественного гласа народного: «Осанна, Сыну Давидову! благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» ( Мф.21:9–10 ). Что же значило это необыкновенное событие в жизни Христа Спасителя? Какая цель допущения и принятия этого чрезвычайного торжества? Сам Спаситель открыл нам тайну ликования народа во имя Его: «И когда приблизился к городу, – говорит евангелист Лука, – то, смотря на него, заплакал о нем, и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» ( Лк.19:41–42 ). «Се, Царь твой грядет, дщерь Сиона, сидя на молодом осле» ( Ин.12:15 ; Зах.9:9 ). «Душа Моя теперь возмутилась, – говорит Иисус Христос среди ликовавшего и толпившегося к Нему народа, – и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! Прославь имя Твое!» ( Ин.12:27–28 ). Итак, вот цель принятия Иисусом Христом чрезвычайного торжества в Иерусалиме: дать знаменательнейшее свидетельство о Себе, как Спасителе мира, Царе и Мессии родному народу, явить как бы нарочитый день для Иерусалима, дабы он при свете ясного пророчества «узнал, что служит к миру его», явить день последнего снисхождения Божия к людям, в который только не хотящие видеть и слышать могут и, смотря – не видеть, и слушая – не слышать, а вместе явить день и час спасения людей и прославления Отца Небесного, ибо с именно с этого дня начальники иудейские и воздвигли, можно сказать, крест Спасителю мира, почему о том именно дне и говорил Искупитель рода человеческого: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

«...вот, Я посылаю к вам пророков и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших, и гнать из города в город» ( Мф.23:34 ). Но все это сделаете потому, что не знаете «пославшего Меня» ( Ин.15:21 ); «даже наступает время, когда всякий, убивающий вас за имя Мое, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» ( Ин.16:2–3 ). «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:37–38 ). И вот начинается скитальческое, в буквальном смысле, существование еврейского народа среди других народов мира; но потеряв отечество, и выброшенный на позорище племен и народов, еврейский народ не потерялся национально и этнографически. Что же касается до религиозно-нравственного своего состояния и социального своего внутреннего устройства, то еврейский народ, завершив окончательно и заключив в письмена в течение первых трех веков христианской эры систему религиозно-социальной жизни на основе якобы «преданий старцев», т.е. человеческих измышлений, под одним и тем же знаменем Моисея и пророков во имя «учительства, наставничества, отечества» вождей, продолжает доселе жить и быть тем евреем, который жил и был во время Иисуса Христа: доселе лежит на умах и сердцах евреев тот покров, который лежал у них во время жизни Иисуса Христа и во время Апостольской деятельности, потому что доселе продолжается в народе еврейском закрытие Бога от умов и сердец евреев, как бы завесою, старчеством и учительством, и эта завеса, завершенная во всех своих деталях Талмудом, доселе лежит прочно. Поэтому доселе еврейский народ удален от Иисуса Христа действием тех же преград, которые между ним и Иисусом Христом лежали в еврействе во время жизни и проповеди Спасителя мира. Сила этих преград не в них самих, а в воспитании и организации еврейского народа на основании их; у массы еврейского народа, огражденного Талмудом, отняты и слух, и зрение, и воля, и личное разумение; высший, господствующий класс в еврействе – морейне (знатные) содержит весь еврейский народ под своею пятою и имеет его в безусловно-рабском себе подчинении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010