Basil and on the Chalice at the Liturgy of the Presanctified Gifts: (дата обращения 01.03.2018). 5 Симеон Солунский , свт. Ответы на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея. Ответ 55: Писания св. Отцев и Учителей Церкви, относящияся к истолкованию православнаго богослужения. Томъ III. СПб., 1857. В патрологии Миня это произведение: PG 155, 829–952. 6 Традиционным, поскольку для абсолютного большинства священнослужителей Русской Православной Церкви это так (данный взгляд распространен и в других православных странах). А одна только Русская Православная Церковь – это уже большинство всего мирового Православия (65–70%, по данным разных справочных изданий). 11 Служебник. Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя литургии. М., 1995. С. 262. 14 Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителя. М., 1892. Репринт. М., 1993. Т. 1. С. 926. 16 Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 737–753; 7/8. С. 953–964; 17 Успенский Н.Д. К вопросу о происхождении литургии Преждеосвященных Даров//Журнал Московской Патриархии. М., 1976. 18 Стефан Алексопулос, свящ. Чин литургии Преждеосвященных Даров: Богосл. аспекты//Правосл. учение о церк. таинствах: V Междунар. богосл. конф. РПЦ (М., 13–15 нояб. 2007 г.). М., 2009. Т. 1. С. 461–478. Михаил Желтов , свящ. Литургия Преждеосвященных Даров/Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 276–277. 19 Цит. по: Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 742. 20 Цит по: Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 740. 21 Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 751–752. 23 См.: Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 742. 27 Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/e...

Апостол Павел возвращается к этой мысли, когда он говорит о совершении Евхаристии. «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал...» Эта величественная формула показывает, что апостол Павел не излагал здесь нечто новое, неизвестное Коринфянам; наоборот, он только лишь напоминает о том, что он уже им передал. Это не просто указание на Тайную Вечерю – едва ли вероятно, что Коринфяне о ней забыли, – но апостол Павел напоминает здесь Коринфянам, что они становятся во время евхаристического собрания «Телом Христовым». Хлеб и чаша, которым они приобщаются, – это хлеб и чаша, которые Христос благословил во время Тайной Вечери. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей ( τον ρτον τοτον) и пьете чашу сию ( τ ποτριον), смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11: 26 ). Не может быть сомнения в том, о каком хлебе и о какой чаше говорит здесь апостол Павел. «Хлеб сей» и «чаша сия» – те, о которых он говорит в предыдущих стихах. «Сие есть Тело Мое» и «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови». «Хлеб сей» есть Тело Христово, и «чаша сия» есть чаша Его Крови. Все едят хлеб и пьют чашу во время евхаристического собрания, и через приобщение хлебу и вину Евхаристии они становятся «Телом Христовым». Вот почему апостол Павел им напоминает: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (11: 27). Церковь есть «Тело Христово», которому приобщаются верующие, объединенные все вместе в евхаристическое собрание. «Тело Христово» – не символ или образ для обозначения единства членов поместной церкви, объединенных в евхаристическом собрании, но подлинная и истинная реальность 227 . Не мы образуем «тело- σμα», вкушая хлеб, но мы в Теле Христовом, которому мы приобщаемся в евхаристическом собрании. Тело Христово есть данность, предшествующая вкушению хлеба. Во время иудейских трапез вкушение хлеба создавало определенное единство тех, кто ел этот хлеб, с тем, кто его преломлял и раздавал 228 . Преломление хлеба там было средством создать единство, тогда как в евхаристическом собрании его участники становятся «телом», вкушая хлеб, который есть Тело Христово. Мысль о «теле», которое составляли участники трапезы, была совершенно неизвестной религиозному иудейскому сознанию. «Мы многие одно тело», потому что хлеб Евхаристии есть Тело Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Я сказал: Но имеете ли свидетельство, или удостоверение, что завет, или завещание Христа Спасителя вам принадлежит? По человеческим узаконениям только тот может воспользоваться завещанием, т.е., получить наследие по завещанию, кто обладает завещанием и докажет, что ему действительно принадлежит оное. Так и Господь, хотя нас сотворити наследниками завета своего, излаянную за нас кровь свою дал нам пить в залог и непреложное свидетельство получения вечного наследия: в таинстве тела и крови своей даровал нам акибы заветное писание, удостоверяющее нас в несомненной надежде на наследие живота вечного, якоже сам утверждает, глаголя: ядый мою плоть и пияй мою кровь, имать живот вечный (Ин. зач. 23). И паки: сия чаша новый завет есть моею кровию, яже за вы проливается (Лк. зач. 108). И апостол Павел пишет, яко, прием Господь чашу по вечери, глагола : сия чаша новый завет (Кор. зач. 149). Зде яве показуется от слов Господних и апостольских, яко чаша крови Господни есть чаша завета Господня, ниже завещавается нам наследие живота вечного, так что не пиющие сея чаши не имут участия и в завете Господни, и наследниками завещанного Христом царствия быть не могут, о чем ясно возвестил нам сам Господь, глаголя: аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крови его, живота не имате в себе. И еще: в человеческих завещаниях, дабы получить наследие по завещанию, необходимо иметь извещение, или свидетельство о смерти завещателя, якоже и Апостол пишет: ничесоже может завет, егда жив есть завещаваяй (зач. 321). Чаша же крови Христовы есть не точию чаша завета, или самый завет, но вместе и возвещение смерти завещававшего, якоже Апостол глаголет: елижды хлеб сей ясте, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете (Кор. зач. 149). И тако лишающий себя причастия чаши Христовы, и участия в завете Христовом не имеет, и возвещения смерти Господни не совершает, а посему и наследия вечных благ ожидати не может; а добродетели, им творимыя, якоже тело без главы, мертвы суть, по сказанному в Апостоле Толковом: «да вси плоть и душу нашу, с телом и в теле Господа нашего Богу в жертву приносим, якоже уды с главою, без неяже бы неприятна и гнушательна жертва была» (лист 548 на обор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Положил вклад стольник Никита Борисов Пушкин по сожительнице своей Доминике Андреевне в вечное поминовение тоя во св. обители при игумене Ермогене». Текст 1681 г. (XVII в.). Об одной застежке, на коей изображен евангелист – барельеф. 4. Ев[ангелие] времен Николая I Вес около пуда, в центре и по углам крышки: 1) Царь Христос на престоле в митре, 2) евангелисты. На корешке барельефы: Господь Саваоф, моление о чаше и символы таинства (чаша, дискос, кадило, крест, херувимы); верхн[яя] крышка покрыта тонч[айшей] филигр[анной] сетью по гладкому полир[ованному] серебру. На обороте крышки: Св. Троица под дубом Мамврийским (барельеф). На застежках гравиров[анное] изображение Ап[остолов] Павла и Петра. По окладу надпись «Пожерт[вовал] Петрозаводск[ий] поч[етный] гражд[анин] Марк Пименович Пименов 1848 года 1 августа». Чаши 1. Чаша серебр[яная] чеканной работы [с] орнаментом, высота свыше 2 четв[ертей] арш[ина], шир[ина] пост[авца] 1 четв[ерть] арш[ина]. На стакане чаши изобр[ажены] горельефы: 1) Богоматерь, 2) Иоанн Креститель, 3) то же и 4) Христос. Надпись внизу: «На память в Александро-Свирский монастырь 1910 года 26 сент[ября]. О здравии Иоанна, Марии и чад их». 2. Сереб[ряная] чаша XVII в. в 1 – 1 1 / 2 четв[ерть] арш[ина] размером. На стакане чернь по серебру, мелк[ий] орнамент[ный] рисунок и медальонные изобр[ажения] числом 8: Христос, Богом[атерь] и Апостолы и Архангелы. Полстаканом Херувимы и Серафимы. На постаменте сцены из жизни Христа с момента лобзания Иуды. Чернь по всей чаше. Вместо пробы – славянское тавро. 3. Ветхая сереб[ряная] чаша (очень поношенная), простая, с гравюрами Св. в[еликомучеников] и сцен из жизни Христа, гладкая (кроме барельефа орнамент[ного] характера на шаровой перемычке), много заплат. XVIII в. 4. Простая небольшая легк[ая] сереб[ряная] чаша с плох[ими] гравюрами и надписью на постаменте: «Сей сосуд создан на поминовение о камер-юнгфере 1004 Марии Танской за здравие Марии Детеневой 1762 года февраля 3 дня». 5. Небольшая сереб[ряная] чаша 1870 года с гравюрами евангелистов на постам[енте] и Св[ятыми].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если Чаша кажется тебе невыносимой, смертоносной — этим она обличает тебя: называясь Христовым, ты не Христов. Чаша Христова — чаша радостей Для истинных последователей Христовых Чаша Христова — чаша радостей. Так, святые апостолы, после того, как были биты пред собранием старцев иудейских, идяху, радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти (Деян.5:41). Услышал праведный Иов горькие вести. Весть за вестью приходили ударять в его твердое сердце. Последней из вестей была тягчайшая: сражение всех сынов и всех дщерей его насильственной, внезапной, лютой смертью. От сильной печали растерзал ризы праведный Иов, посыпал пеплом главу, — от действия жившей в нем покорной веры пал на землю, поклонился Господу и сказал: наг изыдох от чрева матери моея, наг и отъиду тамо: Господь даде, Господь и отъят. Яко Господеви изволися, тако и быстъ: буди имя Господне благословенно во веки! (Иов.1:21) Вверься в простоте сердца Тому, у Кого и власы главы твоей сочтены: Он знает, какого размера должна быть подана тебе целительная Чаша. Смотри часто на Иисуса: Он — пред убийцами Своими как безгласный агнец пред стригущим его, Он предан смерти, как безответное овча на заколение. Не своди с Него очей — и растворятся твои страдания небесной, духовной сладостью, язвами Иисуса исцелятся язвы твоего сердца. «Остановитесь!» — сказал Господь хотевшим защитить Его в саду Гефсиманском, а пришедшему связать Его исцелил отрезанное ухо (Лк.22:51). Или мнится ти, возразил Господь покусившемуся отвратить от Него Чашу оружием, яко не могу ныне умолити Отца Моего, и представить Ми вящше неже дванадесяте легеона ангел? (Мф.26:53) Во время напастей не ищи помощи человеческой, не трать драгоценного времени, не истощай сил души твоей на искание этой бессильной помощи. Ожидай помощи от Бога: по Его мановению, в свое время, придут люди и помогут тебе. Молчал Господь пред Пилатом и Иродом, не произнес никакого оправдания. И ты подражай этому святому и мудрому молчанию, когда видишь, что судят тебя враги твои с намерением осудить непременно, судят только для того, чтобы личиною суда прикрыть свою злонамеренность.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=31...

Указанный способ еды объясняет также, почему фарисеи так роптали на то, что Иисус ел вместе с мытарями и грешниками ( Мф. 9: 11 ). По восточным обычаям Иисус ничем не мог бесспорнее засвидетельствовать свою дружбу и любовь к грешникам, как тем, что Он с „грешниками“ сидел на одной циновке и ел из одного блюда. Обыкновение есть из одной миски, и то, что оно служило выражением дружбы, объясняет и повеление апостола Павла сторониться еретиков: „с такими даже и не есть вместе“. ( 1Кор. 5: 11 ). В частности об общении в пище с самарянами иудеи говорили: „Пробующий хлеб самарян подобен тому, кто ест мясо свиньи“. Напитки подавались в чашах или стаканах, как это и теперь водится на Востоке. В древности для каждого гостя назначался особенный стакан или чаша, и потому чаша часто служила символическим изображением судьбы человека. Молясь перед страданиями Своими в саду Гефсиманском, Господь молил Отца Своего: да мимо Его идет чаша сия, т. е. чаша страданий. Это было древне-библейское выражение. „ Дождем прольет Он, говорит псалмопевец, на нечестивых горящие угли, огнь и серу; и палящий ветер их доля из чаши“ ( Пс. 10:6 ). И в другом месте: „Чаша в руке Господа; вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее ( Пс. 74: 9 ) и еще: „Чашу Господню прииму и имя Господне призову» ( Пс. 115: 4 ). Так говорит Господь Бог твой, читаем у пророка Исаии: я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, и подам ее в руки мучителям твоим“ (51: 22). „И взял я чашу из руки Господней, говорит пророк Иеремия, и напоил из нее все народы, к которым послал меня ( Иер. 25:17 ). „Ты, говорит пророк Иезекииль об Иудее, ходил дорогою сестры твоей (Самарии); зато и дам в руки твои чашу ее. Так говорит Господь Бог: ты будешь пить чашу сестры твоей, глубокую и широкую, и подвергнешься посмеянию и позору, по огромной вместительности ее; опьянения и горести будет она исполнена. Чаша ужаса и опустошения–чаша сестры твоей, Самарии. И выпьешь ее и осушишь, и черепки ее оближешь, и груди твои истерзаешь.“ (23: 31–33). Египтяне и римляне пили вино только после обеда; арабы и в настоящее время редко пьют во время обеда, а начинают пить уже после того, как встанут из-за стола. Персы пили и до обеда и после обеда. Относительно евреев ничего верного на этот счет неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Здесь у меня есть слово к тем, которые удаляются от чаши Христовой, то есть, от Божественного причащения тела и крови Христовой, и не хотят причащаться их часто. Но что я говорю: не хотят часто; они не хотят причащаться и редко: ни разу в год, в два, в три, как говорят мне об этом многие. Некоторые уже не причащаются десять лет, другие двадцать, а иные и всю жизнь свою не знают, что значит причаститься Божественных Тайн; разве только, будучи младенцами, когда крестили их, причащались, но и сего не помнят они. О, какое нерадение о душе своей и не боголюбие! О, холодные, как лед, сердца, не имеющие нисколько духовной теплоты! Итак, я предложу вашей любви в нынешней беседе, как велико приобретение и польза для тех, которые часто причащаются чаши Господней, то есть, Божественных Тайн, тела и крови Христовых, и как велика тщета и лишение тех, кто самовольно уклоняется от этого. Любовь же ваша пусть узнает прежде всего то, что чаша Господня бывает двоякая. Первая – это чаша самих страданий и смерти Господней, вторая же – чаша только воспоминания о страданиях и смерти Господней. Чаша страдания и смерти Господней совершилась на Голгофе, на кресте, а чаша воспоминания о смерти и страданиях Господних совершается на Божественном престоле во святой чаше под видом хлеба и вина, являющихся истинным телом и кровью Христовой. Сия чаша есть воспоминание о смерти Господней, согласно словам апостола: «Елижды аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете» ( 1Кор. 11:26 ). И Сам Христос сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). Апостолам было повелено испить обе сии чаши, то есть, причащаться тела и крови Христовых и пострадать за Христа, и они испили их. Нас же Господь не принуждает пить чашу самих страданий и смерти Его (хотя это и необходимо для истинного христианина, если потребует время и случай), не принуждает, повторяю, чтобы мы распялись на вещественном кресте, чтобы мы были прободены копьем и гвоздями, подобно Ему, Господу нашему, и Его святым апостолам, и чтобы мы предали себя смерти. Господь знает немощь нашу, знает, что слабы и немощны, что не можем мы понести такой тяготы. Если мы не в состоянии вынести и малой какой-либо обиды от друга или одного какого-либо хульного слова (а все это было бы угодно Христу, когда бы мы претерпели так), то как бы мы могли терпеть в том случае, если бы тело наше было распинаемо на вещественном кресте, было пригвождаемо и раздробляемо на части? Ведь даже многие святые, не будучи в состоянии понести всего этого, скрывались в пустынях, горах и пропастях земных, как, например, Григорий, чудотворец неокесарийский, и прочие. Итак, не принуждает нас Господь к такой нестерпимой чаше, но только желает, чтобы мы пили чашу воспоминаний о Его страданиях и смерти, то есть, чтобы мы часто причащались Божественных Тайн тела и крови Христовых. А в чем тяжесть сего, в чем горесть, в чем неудобство?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Умастить елеем голову – значит очистить разум, чувства. А чаша Господня даёт нам исполнение всех благ: и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. Чаша Твоя приносит мне упоение, ибо она державна. Нигде в Священном Писании не говорится о многих чашах, а только об одной. Чаша – понятие собирательное, совокупность чего-то. Вспомним, как Спаситель в Гефсиманском саду молился о чаше – и душа Господа противилась ей. Почему? Там были собраны все человеческие грехи и мерзости. Чтобы их очистить, омыть Своей Кровью, Он должен был эту чашу принять. В псалме иная чаша: совокупность действий Божественной благодати. Чаша упоявающи мя – даёт полноту жизни, восторг, потому что державна. Её может принести человеку только Бог Вседержитель. Мы, православные христиане, говорим Своему Создателю: «Чашу спасения приму и имя Господне призову». И причащаемся державной чаше. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний (6). Милость Божия поженет – свяжет вместе все дни человеческой жизни. Давид будет окружён этой неизречённой милостью, получит крепость, радость, смысл на все земные дни. А потом вселится в дом Господень – в Царство Небесное, долготу дней, у которых нет конца. Двадцать второй псалом можно отнести к тайноводческим – раскрывающим мистическое водительство Господом всех народов и отдельной личности. Господь ведёт души к спасению через суровые испытания, искушения, смертную тень. И пророк Давид изобразил путь человека в Царство Божие не внешне, а сокровенно. ...Помню, в конце 1950-х годов в Елоховском соборе был старенький псаломщик с голосом ангельской высоты и чистоты. Выйдет он читать этот псалом – и зальётся, как соловей: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. Тут откроют царские врата, появится Патриарх Алексий 1-й хор запоёт самое торжественное песнопение службы: «Хвалите имя Господне!..» Я был тогда молодым человеком и думал: «Боже мой! Какая красота, какое чудо! Небо открывается. Что же мы, грешники, этого не видим, не чувствуем?» Псалом двадцать третий

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Духовное отцовство, являясь путем к ипостасному и досточудному образу существования, сопровождается превышающей человеческие силы бранью. Без силы Божией человек мал и со страхом идет вслед за Христом на Голгофу. Служение духовника усложняется массовым отступлением наших дней, которые Старец отождествлял с «временем и властью тьмы» 876 . Его служению противостоит также и немощь тела, которое слабеет и порывается последовать инстинкту самосохранения, желая закрыть глаза на зрелище страданий и бесконечных скорбей людей. Тем не менее кто стал причастником Духа Христова, не может избежать встречи с океаном человеческого горя 877 . Как с помощью благодати покаяния он обнаружил, что принадлежит великому телу всечеловечества и неразрывно соединен с его судьбами, так и теперь, чтобы следовать «далее», он открывается еще большим духовным страданиям и с более глубокой молитвой обнимает все страждущее человечество. Он соучаствует в Гефсиманской молитве Господа, Который дал нам пример. Благодаря напряженному плачу «вдруг, неожиданно, ненамеренно» 878 происходит расширение его души и ее онтологическое вхождение в суть греха, который состоит в отпадении от Света Лица Божия – отпадения, которое имеет сверхприродные масштабы. Также он переживает свой личный грех как грех всего человеческого рода и как повторение греха Адама 879 . В молитве всецелого покаяния проявляется «энергия иного порядка, не от мира сего». Благодаря этой энергии «горизонты... личной жизни (духовника) раздвигаются безмерно», и происходит преодоление границ индивидуума. То есть «(вольною) смертию (покаяния) преодолевается (невольная) смерть (от греха), и обретается сила Воскресения» 880 . Сие Воскресение есть удел ипостасных духов. Благодаря смиренному схождению, совершаемому в покаянии, препобеждается «разрушительная страсть гордыни» и «нисходит на человека благословение Христова смирения, творящее нас чадами Отца Небесного» 881 . 874 См.: чаша любви (Старец Силуан, 22–1, 105–1); Видеть Бога как Он есть: чаша «подвига более полного истощения» (29); чаша «страданий и жертв» ради воли Божией (38); чаша вольного предания Христа «для искупления всех» (132, 178, 188); О молитве: чаша соблюдения заповедей (29); чаша «великой молитвы» (81).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

В течении многих веков, даже уже тогда, когда это таинство выделялось из Литургии и совершалось отдельно от нее, перед совершением этого таинства на Престоле ставилась чаша с Преждеосвященными Дарами, и жених и невеста в конце чинопоследования брака причащались Св. Дарами, причем в ранних чинопоследованиях даже содержится великопостный возглас литургический, и муж и жена причащались, потому что тогда Церковь еще не мыслила совершение таинства без общего причастия, хотя это уже стало совершаться и не во время Литургии. Постепенно и эта форма была утрачена. Есть мнение, что эта чаша с вином символизирует древнее причащение, конечно же, ни в коем случае не заменяя его. Но это мнение не абсолютно, толкуют эту чашу и иначе: обычай пить общую чашу, был у многих народов еще до христианства. Действительно, пить общую чашу — это символ и сама Евхаристическая чаша на Тайной Вечере была испита всеми учениками потому, что был такой обычай. Она восходит к этому обычаю, потому Христос и благословил эту общую чашу. Поэтому мнение, мне кажется, более обоснованное, что эта чаша с вином не зависит от причастия. Но, скорее всего, не совсем независимо. Тогда, когда была Евхаристическая чаша, то не было необходимости пить еще какое-то вино, когда же чин венчания выделился из Литургии и люди перестали причащаться, древний обычай пить общую чашу вина, приобрел более глубокий смысл и утвердился в этом секуляризованном чине венчания. После того как испита эта чаша вина, которая, конечно, является символом того, что муж и жена будут вместе делить радости и скорби, которые жизнь им предложит, священник берет крест в левую руку, а правой рукой епитрахилью соединяет вместе руки мужа и жены и ведет их за собой вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. При этом хор поет тропари. Первый тропарь «Исайя ликуй». Этот тропарь прославляет Божию Матерь, что вполне естественно в свете того Евангелия, которое читалось незадолго до этого. Именно Божия Матерь является покровительницей семьи и Ходатаицей о жизни человека, поэтому, естественно, что к Ней первая молитва и к Ней первая слава. Затем поется тропарь «Святии мученицы» и священник ведет второй раз вокруг аналоя брачующихся. Здесь ублажаются мученицы и говорится о том, что тем, кто вступает в брак предстоит трудный подвиг, полный скорбей и самоотвержения и мужества, жертвенности, жертвенной любви, если потребуется, даже и умереть, исполняя свой долг. Эти люди уподобляются мученикам, не потому, конечно, что вступить в брак — сущая мука, но потому что им предстоит трудный подвиг. Подвиг земной жизни похож на мученичество, на страдание, наша земная жизнь состоит из страданий по большей части, и супруги должны этот подвиг пройти вместе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010